ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-3 С РАКЕТОЙ Р-15

THE PROJECT OF THE MISSILE COMPLEX D-3 WITH R-15

Первоначально разработка комплекса для вооружения ПЛ была задана ОКБ-1 НИИ-88 в 1955 году. Но ОКБ-1 НИИ-88 довело работы только до предэскизного проекта. В комплексе предполагалось использовать ракету с тяжелой головной частью и большим ядерным зарядом. В одном из вариантов ракеты рассматривался даже термоядерный заряд от МБР Р-7 весом около 5 т. По прикидкам при заданной дальности стрельбы в 1000 км морская ракета могла иметь стартовый вес в 55-60 т. Но такой вариант ракеты был слишком громоздким для установки на ПЛ. Поэтому в результате пошли на снижение веса ракеты, но это привело в дальнейших проработках к снижению дальности стрельбы до 400 км. На этом работы ОКБ-1 по морскому комплексу закончились.
Проектные проработки ОКБ-1 НИИ-88 сформировали первоначальный облик ракет Р-11, Р-12, Р-13 и привели к проведению следующих разработок:
– сухопутной ракеты Р-11 (главный конструктор С.П. Королев, эскизный проект в ноябре 1951; опытно-конструкторская разработка по постановлению от февраля 1953);
– сухопутной ракеты Р-11М подвижного базирования и с ядерным боезарядом (главный конструктор С.П. Королев, главный конструктор подвижного гусеничного стартового агрегата Ж.Я. Котин, по постановлению от июня 1954);
– морской ракеты Р-11ФМ (главный конструктор С.П. Королев, по постановлению от января 1954);
– сухопутной ракеты Р-12 стационарного базирования (эскизный проект по постановлению от февраля 1953, главный конструктор В.С. Будник, с апреля 1954 главный конструктор М.К. Янгель; опытно-конструкторская разработка по постановлению от августа 1955);
– морской ракеты Р-13 (главный конструктор В.П. Макеев, опытно-конструкторская разработка по постановлению от августа 1956);
– морской ракеты Р-15 (главный конструктор М.К. Янгель; эскизный проект по постановлению от августа 1956, опытно-конструкторская разработка по постановлению от мая 1957).
Ракетный комплекс для старта с подводной лодки из надводного положения с малогабаритной баллистической ракетой прорабатывался ОКБ-586 в инициативном порядке с 1955 года, эти предложения были поддержаны командованием ВМФ. Постановлением правительства №1601-892 от 25 августа 1955 года ОКБ-586 поручалась разработка предэскизного проекта морской ракеты Р-15, который был выпущен бюро в 1956 году. Морская ракета представляла из себя уменьшенный вариант ракеты Р-12 средней дальности наземного базирования, на ней использовались те же компоненты топлива. Ракета Р-15 имела одну ступень, ее длина 16 м, диаметр корпуса 1,55 м, начальная масса 23,8 т, расчетная дальность была 1235 км, старт из шахтной пусковой установки с ПЛ должен был происходить на собственных двигателях. Постановлением СМ СССР от 17 августа 1956 года разработка эскизного проекта комплекса Д-3 для АПЛ проекта 639 была поручена ОКБ-586. На лодке предполагалось иметь две-три ракеты Р-15. Это был первый ракетный комплекс предполагаемый для вооружения отечественных атомных подводных лодок, или как тогда называли подводных лодок со специальными энергетическими установками. К середине 1956 года веса и габариты мощных ядерных зарядов намного уменьшились по сравнению с зарядом, первоначально заданным для Р-15, который и определил большие габариты ракеты и ее шахты. Работы по ракете Р-15 были продолжены, потому, что при использовании того же заряда, что и на Р-13, на Р-15 можно было достичь вдвое большей дальности в 900-1100 км, как и предполагалось заданием.
Согласно задания, ракетный комплекс Д-3 для подводных лодок предназначался для нанесения ударов ракетами Р-15 по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глу¬бине территории потенциального противника.
Эскизный проект комплекса Д-3 и ракеты Р-15 выполнен ОКБ-586 в сентябре 1956 года. К его выполнению было подключено большое число контрагентов. Систему управления ракеты разрабатывал СКБ-626 (НИИ-592) главного конструктора Н.А. Семихатова, пусковую установку -КБ-2 ЦКБ-34 (гл. конструктор -Д.Г.Бриль), ЖРД создавался в КБ-3 НИИ-88 (гл. конструктор Д.Д.Севрук).
В эскизном проекте ракета старт ракеты с помощью связки пороховых двигателей, закрепленных в головной части. Ракета Р-15 имела одну ступень. На ней предполагалось установить инерциальную систему управления.

Ракета Р-15 должна была иметь надводный нижний старт непосредственно из шахты. Стартовые двигатели ракеты располагались за головной частью и крепились к ее корпусу. При такой компоновке не требовалось создавать специальное устройство для отвода газов из шахты, что позволило отказаться от стартового стола. Стартовые двигатели вытягивали ракету из шахты до запуска основного ЖРД. По расчетам, ускоренный выход ракеты исключал возможность соударения с шахтой даже в условиях качки. Маршевый двигатель запускался на ракете, движущейся под действием стартовых двигателей, при ее выходе за срез шахты.
Тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование ракетного комплекса Д-3 было утверждено министром обороны 23 марта 1957 г. Начало совместных летных испытаний в составе комплекса планировалось на начало 1961 г., однако Совет министров СССР своим по¬становлением от 4 мая 1957 г задал более сжатые сроки с началом пусков с наземного стенда в ноябре 1958 г., а с экспериментальной ПЛ пр. В629 — в августе 1960 года.
Двигатель для ракеты Р-15 создавался в ОКБ-3 НИИ-88 МОП под руководством Д.Д.Севрука. Этот двигатель имел пять камер сгорания, одна основная была размещена в центре и четыре для управления полетом вокруг нее.
По первоначальному заданию на ракетный комплекс Д-3 предусматривалось, что ракета будет подаваться на подводную лодку в полностью снаряженном виде, т.е. полностью заправленной. В процессе разработки ракеты ОКБ-586 определило невозможность создания ракеты с обеспечением ее прочности при воздействии на неё взрывных нагрузок. Тогда ракету предполагалось заправлять компонентами топлива на корабле — носителе.
По приказу МОП от 28 августа 1956 года в КБ-2 ЦКБ-34 (гл. конструктор Д.Е.Бриль) началась разработка пусковой установки СМ-73 для ракет Р-15, на АПЛ проекта 639 предполагалось разместить три таких системы. Диаметр шахты был около трех метров и высота 17 м.
Согласно правительственным решениям основным носителем ракетного комплекса Д-3 должна была стать атомная подводная лодка проекта 639 с тремя баллистическим ракетами Р-15, для испытаний и отработки комплекса в ЦКБ-16 разрабатывался проект В629 экспериментальной дизель-электрической ПЛ с одной шахтой для Р-15. Испытания ракетного комплекса предполагалось проводить также на переоборудованных по проекту 33 легких крейсерах «Ворошилов» и «Максим Горький» проекта 26бис.
Атомная подводная лодка проекта 639 создавалась в СКБ-143 как носитель баллистических ракет дальнего действия Р-15. Решение о разработке эскизного проекта было принято в августе 1956 г.
В начальный период работ по АПЛ проекта 639 отсутствовали аналоги такой подводной лодки как в отечественном, так и в зарубежных флотах. В это время в Советском Союзе по проекту ЦКБ-16 была построена опытная дизель — электрическая ПЛ пр. В611 с ракетой Р-11ФМ, име¬ющей меньшую, чем у разрабатываемой для АПЛ пр.639 ракеты Р-15, дальностью действия, и началось строитель¬ство серии подводных лодок пр. АВ611 с ракетой Р-11ФМ. Тогда же в США только начиналось строительство первой АПЛ «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами «Поларис», но в имеющейся информации было очень мало данных по элементам корабля и его конструкции.
По тактико-техническому заданию ВМФ с октября по ноябрь 1956 г. СКБ-143 на стадии предэскизного проекта выполнило проработки нескольких вариантов АПЛ. На начальной стадии работ рассматривалось много не стандартных конструктивных решений. Тогда, даже рассматривался вариант корабля с ракетными шахтами, расположенными по-походному горизонтально и приводящими в вертикальное положение для старта ракеты при помощи специального поворотного устройства. Был исследован вариант , по которому ракеты располагались в жестко соединенных с корпусом корабля горизонтальных шахтах. Для обеспечения старта ракет подводной лодке придавался максималь¬но возможный дифферент. В результате рассмотрения выполненных проработок, наилучшим был признан вариант АПЛ с баллистическими ракетами, установленными в вертикально расположенных и соединённых с корпусом подводной лодки пусковых шахтах.

После завершения предэскизной проработки СКБ-143 приступило к разработке эскизного проекта АПЛ проекта 639. Главным конструктором проекта назначили главного инженера Бюро В.П.Фуникова, под руководством которого уже велись работы по предэскизной проработке. Для выполнения задания была организована группа главного конструктора в следующем составе: заместитель главного конструктора Г.Н.Чернышев, руководитель группы В.В.Ромин и ведущий конструктор В.Д.Левашов. Главным наблюдающим от ЦНИИ ВК был А.И.Синицин, а наблюдающими — К.М.Сергеев и М.З.Хабиев.
Основ¬ные элементы корабля и сроки разработки эскизного проекта были утверждены 3 апреля 1957 года постановлением СМ СССР. На ПЛ проекта 639 предусматривалось размещение трех баллистических ракет Р-15 комплекса Д-3. Принятие на подводную лодку нескольких крупногабаритных ракет значительной массы со специальным оборудованием весом около 500 т привело к резкому увеличению диаметра прочного корпуса и водоизмещения корабля. Поэтому прочный корпус предполагалось изготовлять из новой высокопрочной стали АК-29.
Ракеты размещались в прочных вертикальных ракетных шахтах диаметром 3 м и высотой 17 м, расположенных в центральной части прочного корпуса ПЛ, при этом обтекатель ракетных шахт был совмещен с ограждением рубки. Для исключения необходимости в размещении устройств по отводу отработанных газов двигателя ракеты, упрощения конструкции шахт и уменьшения влияния газов на шахты и располагаемое в них оборудование было решено стартовые двигатели разместить в головной части ракет. Но в результате это приводило к усложнению конструкции крыш¬ки шахты.
С целью уменьшения водоизмещения корабля, прорабатывался вопрос об изготовлении ракетных шахт и крышек из титанового сплава, что позволяло получить выигрыш в моменте по высоте, это благо¬приятно сказывалось на улучшении общих элементов корабля. Однако неизученность вопроса о создания крупногабаритных деталей для крышек из титана, а также сложность и громоздкость узлов соединения шахт со стальным корпусом, не давали возможности принять это предложение для реализации на АПЛ проекта 639.
Особая сложность в обслуживании ракет Р-15 заключалась в необходимости хранения большого количества топлива и окислителя, которые были очень агрессивные и высокотоксичные, в баках-хранилищах на ПЛ. Ракеты заполнялись топливом и окислителем непосредственно перед стартом. Для обслуживания ракет в СКБ-143 были проработаны системы подачи и слива компонентов топлива, подачи в ракету воздуха, азота, а также воды для промывания стартового устройства и шахты после старта ракеты; электрическая связь приборов и аппаратуры управления на борту ракеты и на АПЛ в стартовом устройстве при помощи гибких кабелей; схемы обогрева и охлаждения воздуха в шахтах с поддержанием требуемой влажности, очистки воздуха от вредных примесей паров и топлива, система по¬жаротушения в шахтах. Заправка топливом и окислителем ракеты Р-15 должна была производиться непосредственно на подводной лодке, время заправки трех ракет -было около 2 (до 3) часов. На время пуска одной ракеты отводилось 1,5 минуты, залпа из трех ракет мог производится в течение 5 минут.
Атомная энергетическая установка (АЭУ) лодки в предэскизном и эскизном проектах прорабатывалась в нескольких вариантах мощности 25000, 30000 и 35000 л.с., двух типов. Первый имел паропроизводящую установку (ППУ) с водо-водяным реактором (ВВР), которую разрабатывал НИИ-8. Вторую ППУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) создавало ОКБ «Гидропресс», где теплоносителем был сплав «свинец — висмут». Паротурбинную установку (ПТУ) для всех вариантов ППУ разрабатывало СКБ Ленинградского Кировского завода. В проработках рассматривалась АЭУ, состоящая из двух автономных групп, каждая из которых включала в себя: ППУ, ПТУ и автономный ТГ с обслуживающими системами и оборудованием. Для проекта 639 был принят вариант двухвальной АЭУ.
Проведенное сравнение объемно-весовых характеристик показало существенные преимущества установки с ЖМТ разработки ОКБ «Гидропресс», которая позволяла получить скорость АПЛ на 2,5 уз выше, чем при использовании ППУ, разрабатываемой в НИИ-8. Но по АЭУ с ЖМТ было много не решенных вопросов. Поэтому по результатам эскизного проекта, СКБ-143 рекомендовало дальнейшее проектирование и строительство ПЛ проекта 639 производить с использованием ППУ с ВВР.
На проекте 639 в качестве основного рода тока предполагалось применение переменного трехфазного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц, это было впервые в отечественном подводном кораблестроении. Выбор такого тока для основной сети определялся тем, что при возросшей мощности генераторов и отдельных электроприводов применение постоянного тока делало такое оборудование громоздкими и не достаточно надежными.
Вооружение АПЛ ракетами привело к необходимости разработки специальных конструкций и систем, обеспечивающих их хранения на корабле и пуск. Наряду с цистерной замещения отрицательной плавучести ракет предусматривалась аварийно-балластная цистерна, служащая для восстановления потерянной плавучести в случае аварийного затопления шахт. СКБ-143 так же исследовались вопросы аварийного всплытия подводной лодки в случае затопления шахт.
Торпедное вооружение ПЛ состояло из торпедных аппаратов 533 (четыре носовые) и 400-мм (два носовых и два кормовых), боезапаса из 16 торпед.
Аппаратура навигационного комплекса АПЛ обеспечивала точность определения координат +3 км. Ракетный комплекс имел следующие ограничения на пуск ракет: волнение моря — до 5 баллов, скорость хода — до 15 узлов, курсовой угол +180 градусов, температура воздуха от -30 до +50 градусов.

В 1956-1957 гг. в КБ-2 ЦКБ-34 для наземной отработки ракет Р-15 были разработаны и переданы заводам-изготовителям техническая документация на: неподвижный стенд СМ-Э138, предназначенный для экспериментальных пусков макетов и ракет Р-15; универсальный качающийся стенд СМ-74, предназначенный для испытаний ракет Р-15 и самолетов-снарядов П-20 в условиях, имитирую¬щих качку подводной лодки на берегу, а также для экспериментальных пусков упомянутых изделий. Изготовление стендов производилось на Ленинградских заводах №232 «Большевик» и №196 «Адмиралтейском». Одновременно с разработкой технической документации на стенды, разработан эскизный проект пусковой установки для ракеты Р-15 на подводной лодке пр. 639.
Постановлением правительства от 4 мая 1957 года ОКБ-586 была задана разработка комплекса Д-3 в очередной раз. К сентябрю 1957 года проект ракетного комплекса Д-3 был готов, началось изготовление элементов конструкций для отработки старта ракеты. Для отработки старта ракеты Р-15 на ГЦП-4 была построена специальная установка, имитирующая пусковую шахту подводной лодки.
Эскизный проект корабля был завершен в ноябре 1957 г. Вскоре был подписан договор с Управлением кораблестроения ВМФ на выполнение технического проекта АПЛ, СКБ-143 развернуло работы по его выполнению. Нормальное водоизмещение корабля могло составить 5900-6000 м3, скорость подводного хода до 24-26 узлов, основное вооружение было сохранено по эскизному проекту. Однако, на стадии технического проекта работы по подводной лодке проекта 639 были прекращены в связи с прекращением разработки ракетного комплекса Д-3.
Руководство ВМФ считало АПЛ пр. 639 слишком большой для осна¬щения всего тремя ракетами, а разработку Р-15 — нецелесообразной с учетом наметившихся перспектив увеличения дальности ракеты Р-13 до 600-800 км. В результате АПЛ пр 639 исключили из кораблестроительной программы на «семилетку» (1959-1965 гг ), утвержденной постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 3 декабря 1958 г.
Технический задел по проекту 639 в дальнейшем использовался в проектах других отечественных АПЛ.
В результате рассмотрения материалов проекта комплекса Д-3 в НИИ-88 и в институтах ВМФ, было признано, что дальнейшая разработка ракет для старта из надводного положения нецелесообразна. Работы по комплексу Д-3 были прекращены в декабре 1958 года. Но исходя из успешного выполнения промежуточных этапов отработки подводного старта баллистических ракет в рамках темы «Волна» специалистами промышленности и ВМФ к началу 1958 года заказчиком были подготовлены предложения по разработке новых морских баллистических ракет Р-19 с дальностью 1000 км для ПЛ проекта 639 и Р-20 с дальностью 600 км для ПЛ проекта 629, при этом определялось, что они будут иметь подводный старт. Эту работу предлагалось поручить ОКБ-586. В дальнейшем комплекс с ракетой Р-21 стартующей из под воды получил обозначение Д-4, его разработка была задана ОКБ-586 постановлением правительства от 3 декабря 1958 года, тем самым, которое закрыло работы по Р-15. Но в дальнейшем из-за загрузки бюро другими заказами по ракетной технике (МБР Р-16 и БРСД Р-14), не менее важными для обороны СССР, этим предложениям не суждено было воплотиться в жизнь.
Ракеты Р-12, Р-13 и Р-15 с жидкостными двигателями имеют сходные конструктивно-компоновочные решения: наличие двигательного и межбакового отсеков, несущая схема баков, остроконечные отделяемые головные части (боевые блоки), переднее расположение бака окислителя, деление бака окислителя на полубаки с переливом окислителя из нижнего в верхний полубак, наличие стабилизаторов, размещение приборов в межбаковом отсеке. Основное различие ракет в дальности стрельбы обеспечивалось разными стартовыми весами и габаритами. Отличались также способы старта и базирования.
Наиболее близки ракеты Р-12 и Р-15. Главное отличие ракеты Р-15 – укороченная длина ракеты (соответственно меньше дальность стрельбы), а также двигательная установка с качающимися камерами сгорания, заменившими газовые рули.
Отличие Р-15 от Р-13 (кроме габаритов, стартового веса и дальности стрельбы) сводится к способу старта с подводной лодки, находящейся в надводном положении: Р-13 предварительно поднимается на верхний срез ракетной шахты (аналогично Р-11ФМ); Р-15 стартует непосредственно из шахты без подъема (нижний старт) с помощью твердотопливных стартовых двигателей. Предполагалось также отличие в подводных лодках. Ракета Р-13 устанавливалась на подводных лодках проекта 629 (главный конструктор Н.Н. Исанин) и проекта 658 (главный конструктор С.Н. Ковалев). Ракету Р-15 планировалось устанавливать на подводных лодках проекта В629 (главный конструктор Н.Н. Исанин) и проекта 639 (главный конструктор В.П. Фуников).
Значительный вклад в достижение повышенных характеристик и боевой эффективности ракет Р-12, Р-13, Р-15 вносили боевые блоки и термоядерные боезаряды полуторократного веса и полуторамегатонного класса мощности.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-586 МОП (КБЮ)
Главный конструктор М.К.Янгель
Тип комплекса ракетный комплекс с баллистической ракетой для стрельбы по неподвижным береговым целям
Корабли-носители ПЛ пр. 639(3БР) пр.В-629 (1БР)
Состояние работы по комплексу велись в 1956-1958 годах
Ракета Р-15
Дальность стрельбы, км:
— предэскизный проект 1235
— по ТТЗ на эскизный проект 900-1100 (1000)
Высота траектории, км 270
Скорость полета макс., км/ч 5000
Точность стрельбы (КВО), км 4-8
Головная часть:
— тип ядерная,
моноблочная, изделие «44»
— мощность заряда, Мт 1
Система управления инерциальная
— разработчик СКВ-626 (НИИ-592) (НИИ автоматики)
— гл. конструктор Н.А.Семихатов
Органы управления и стабилизации четыре поворотные камеры двигателя и аэродинамические стабилизаторы
Тип старта из надводного позиционно-стрельбового положения из ШПУ с помощью стартового двигателя
Число ступеней 1
Размеры, м:
— длина полная 15,1-15,5 (16)
— макс. диаметр корпуса 1,55-1,56
— размах стабилизаторов 2,8
Стартовый вес, т:
— ракеты 18,5
— ракеты со старт. двигателями 21,5-22
Горючее ТМ-185
Окислитель АК-27И
Двигатель:
— тип пятикамерный ЖРД
— разработчик ОКБ-3 НИИ-88
— гл. конструктор Д.Д.Севрук

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип шахтная СМ-73
Разработчик КБ-2 ЦКБ-34
Гл. конструктор Д.Г.Бриль
Размеры шахты, м:
— длина 16,15-17,0
— диаметр 3,0
Число ракет на ПУ 1

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 16.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
Архив ЦВМА
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

ПРОЕКТ ОКБ-586 РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-5
ПРОЕКТ 639 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ КОМПЛЕКСА С РАКЕТОЙ Р-12 НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П863 “ДВИНА” С РАКЕТОЙ Р-12У (8К63У)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П863 С БР Р-12 (8К63)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap