ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П863 С БР Р-12 (8К63)

MISSILE SYSTEM 8P863 BR WITH R-12 (8K63)

12.02.2017
ИСТОРИЯ ОРУЖИЯ: БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-12 ВО ВЛАСИХЕ. 2001

Во Власихе, где находится главный штаб РВСН, рядом с главным зданием главкомата и Музеем ракетных войск у Дома Офицеров РВСН в качестве памятника стоит одна из первых стратегических ракет — баллистическая ракета средней дальности Р-12 (8К63).
По Постановлению СМ СССР от 13 февраля 1953 года конструкторскому отделу завода №586 была поручена разработка эскизного проекта ракеты средней дальности Р-12 (8К63), главный конструктор В.С.Будник. 9 июля 1954 года главным конструктором и начальником ОКБ-585 был назначен М.К.Янгель.
13 августа 1955 года вышло Постановление СМ СССР “О создании и изготовлении ракет Р-12” на заводе №586.
В октябре 1958 года началось серийное производство ракет на заводе №586, в соответствии с постановлением правительства 1958 года серийное производство ракет Р-12 было так же развернуто на пермском артиллерийском заводе №172 (Мотовилиха), оренбургском заводе №47 (ПО «Стрела»), на омском заводе №166 (ПО «Полет») выпускались боевые ракеты Р-12 и космические вариант ракеты Р-12.
В марте 1959 года ракета Р-12 была принята на вооружение.
Впервые четыре ракета Р-12 открыто продемонстрирована на военном параде в Москве в ноябре 1960 года. После принятия на вооружение ракетного комплекса с ракетой Р-12 началось массовое строительство военных городков и стартовых позиций. К 1965 году было развернуто 608 пусковых установок для ракет Р-12 и Р-12У. Во время Карибского кризиса в 1962 году на Кубе было развернуто 24 пусковые установки ракет Р-12 (три полка) из состава 13-й ракетной дивизии стратегического назначения.
К 1987 году оставалось 149 ракет типа Р-12, подлежащих ликвидации по договору РСМД. Последняя ракета была уничтожена 23 мая 1990 года на базе ликвидации ракетной техники “Лесная” в Брестской области.
Ракетный комплекс с ракетой Р-12 стал первым стратегическим комплексом с использованием высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления.
ВТС «БАСТИОН», 12.02.2017

БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-12 ВО ВЛАСИХЕ. 2001
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П863 “ДВИНА” С РАКЕТОЙ Р-12У (8К63У)


РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П863 С БР Р-12 (8К63)

Первоначальный облик ракеты Р-12 формировался в НИИ-88. Работы по комплексу начались в 1950 году в рамках темы Н-2, где исследовалась возможность применения на ракетах дальнего действия долгохранящихся компонентов топлива. На базе полученных результатов была создана оперативно-тактическая ракета Р-11.
В то же время в ОКБ-3 НИИ-88 под руководством Д.Д.Севрука были спроектированы более мощные ЖРД на высококипящих компонентах топлива, что дало основание в рамках темы Н-2 сделать вывод о возможности создания на таких компонентах стратегических ракет.
В ОКБ-1 под руководством С.П.Королева при участи М.К.Янгеля были выполнены проработки установки новых ЖРД с высококипящими компонентами топлива на ракету Р-5. В результате появился предэскизный проект ракеты Р-12 с головной частью снаряженной тротилом, которая при габаритах ракеты Р-5 могла иметь почти в 1,5-2,0 раза большую дальность полета. По Постановлению СМ СССР от 13 февраля 1953 года конструкторскому отделу завода №586 была поручена разработка эскизного проекта ракеты средней дальности Р-12 (8К63), главный конструктор В.С.Будник. Вскоре был выпущен эскизный проект ракетного комплекса с ракетой Р-12 (8А63 — вариант Р-5) с двигателем РД-211, разработанный в ОКБ-456 и дальностью стрельбы аналогичной ракете Р-5. В качестве топлива в ракете использовались азотная кислота и керосин, габариты и головная часть были аналогичны Р-5М, дальность ракеты возросла на 25%. Несколько месяцев обязанности начальника КБ выполнял Л.В.Смирнов. 9 июля 1954 года главным конструктором и начальником ОКБ-585 был назначен М.К.Янгель. В марте 1955 года эскизный проект вместе с макетом был представлен заказчику. В нем при стрельбе на минимальные дальности предлагалось использовать дополнительные навесные боевые части. Проект был одобрен головными НИИ МО и Миноборонпрома.
13 августа 1955 года вышло Постановление СМ СССР “О создании и изготовлении ракет Р-12” на заводе №586. В ТТТ на разработку были внесены следующие изменения: предложено увелечить дальность стрельбы в два раза чеи у Р-5М и оснастить ее ядерным зарядом. Первые варианты ракеты Р-12 (8А63) прорабатывались с обычным зарядом, вариант ракеты Р-12 с ядерной головной частью получил индекс — 8К63. В октябре 1955 года был выпущен откорректированный эскизный проект ракеты Р-12 (8К63). В кооперацию основных разработчиков вошли следующие предприятия: ОКБ-456 (двигатели), НИИ-885 (система управления), НИИ-944 (командные гироскопические приборы системы управления), КБ-11 (ядерный боеприпас), ГСКБ “Спецмаш” (стартовая позиция и наземное оборудование), Московский прожекторный завод (наземное электрооборудование), НИИ-229 (огневые стендовые испытания БР), ОКБ МЭИ (бортовая радиотелеметрическая аппаратура).

В апреле 1956 на совещании в ОКБ-586 было предложено на ракете использовать новый компактный термоядерный заряд, испытанный в 1956 году. Доработанный проект ракеты Р-12 имел дальность стрельбы в 2000 км, в системе управления был предусмотрен аварийный подрыв ракеты при отклонении от заданной траектории.
Уже в процессе летной отработки в марте 1958 года ОКБ-586 был разработан технический проект ракеты Р-12 с улучшенными характеристиками: впервые был применен “горячий” при t=5100C бака окислителя продуктами разложения перекиси водорода, что исключило баллон с жидким азотом по первым вариантам ракеты Р-12; заменена минеральная обмазка ГЧ теплозащитным покрытием из асботекстолита; применен новый термоядерный заряд; увеличена дальность стрельбы.
Ракета Р-12 была одноступенчатой с отделяющейся головной частью и несущими топливными баками. Отсеки ракеты изготовлялись из алюминевых сплавов. Крепление ГЧ впервые производилось разрывными болтами вместо шариковых замков. Отделение головной части осуществлялось после выключения двигателя в режиме дросселирования пневмотолкателем, срабатывающим после разрыва пироболтов которыми головная часть крепилась к переходнику.
Разработка двигателя РД-211 для ракеты Р-12 началась в ОКБ-456 в 1952 году, работы прекращены в 1955 году. Двигатель создавался как четырехкамерный азотно-керосиновый, с тягой каждой камеры в два раза меньшей чем двигатель РД-100 ракеты Р-1. В дальнейшем в ОКБ-456 на базе РД-211 создавались двигатели РД-212 и РД-213 для стартовых ускорителей крылатых ракет «Буря» и «Буран». Эти двигатели послужили основой для создания мощного двигателя РД-214 для ракеты Р-12, который был создан в ОКБ-456 в 1952-1957 гг. Двигатель РД-214 (8Д59У) имел четыре камеры, один турбонасосный агрегат (ТНА), газогенератор, агрегаты управления. В качестве топлива использовались: окилитель АК-27И, состоящий из 73% HNO3, 27% N2O4 с добавлением йода — ингибитора; горючее — керосин ТМ-185. В качестве пукового горючего было использовано ТГ-02, которое самовоспламеняется с окислителем АК-27И. В качестве рабочего тела турбины служил парогаз, состоящий из продуктов разложения перекиси водорода. Двигатель РД-214 имел камеры сл связанными оболочками с гофрированными проставками между стенками, с регенеративным завесным от форсуночной головки охлаждением горючим. Камеры были изготовлены из стали и скреплены в жесткий блок, к которому сверху крепился ТНА. ТНА состоял из трех центробежных одноступенчатых насосов и осевой двухступенчатой активной турбины с частотой вращения 133 оборота в секунду и мощностью 1880 кВт. Запуск ЖРД производился без предварительной ступени, зажигание топлива в камере — химическое пусковым горючим. ЖРД к ракете крепился с помощью опор, расположенных в верхней части камер.
Для изменения тяги двигателя в небольших пределах на ракете была применена система регулирования кажущейся скорости. К концу активного участка траектории двигатель переходил в режим дросселирования.
В серийное производство двигатель РД-214 был запущен с 1958 года. Конструкторское сопровождение производства двигателей с 1959 года осуществлял Камский филиал ОКБ-456 (г. Новые Ляды под Пермью, руководитель Ю.Плаксин).
Ракета Р-12 имела сварные топливные баки из алюминево-магниевого сплава АМг-6, который был впервые примен для этой цели. При изготовлении баков была внедрена автоматическая сварка в среде защитного газа аргона. Бак окислителя, расположенный выше, был разделен промежуточным днищем на два отсека для улучшения центровки ракеты в полете. Полость верхнего отсека соединена с полостью нижнего трубопроводом перелива, в центральной части воронки топливоприемника бака окислителя был установлен клапан перелива. С целью улучшения стабилизации полета ракеты и уменьшения нагрузок на органы управления расход окислителя первоначально производился из нижнего отсека бака. Впервые на ракете Р-12 был применен горячий наддув бака окислителя продуктами разложения перикиси водорода (парогазом). На ракете наддув баков горючего и перекиси водорода осуществлялся сжатым воздухом из специальных баллонов.
Система управления ракеты Р-12 создавалась в СКБ-897 и НИИ-885, была автономной инерциальной (на космическом варианте ракет — с радиокоррекцией). В ней было применено несколько электролитических интеграторов ускорений, которые уменьшали определение скорости полета. Приборы системы управления размещались в межбаковом отсеке (между топливных баков). Система управления обеспечивала стабилизацию ракеты относительно центра масс и центра масса относительно расчетной траектории полета, регулирование скорости движения изменением тяги двигательной установки. В системе управления был предус-мотрен аварийный подрыв ракеты. В качестве органов управления ракеты были применены четыре газоструйные графитовые газовые рули, которые устанавливались на срезе сопел камер сгорания. Устойчивость в полете обеспечивалась четырьмя небольшими аэродинамическими стабилизаторами, установлеными на корпусе хвостового отсека.
Разработка передвижного возимого грунтового наземного стартового комплекса и наземного оборудования начались в ГСКБ «Спецмаш» под руководством В.П.Бармина с 13 февраля 1953 года. ГСКБ Спецмаш проводило разработку передвижных комплексов наземного оборудования для ракет Р-12 (1953-1957 гг.) и Р-14 (1958-1960 гг.). Работы по этим комплек­сам позволили, наряду с разработкой более совершен¬ных агрегатов и систем, впервые решить технически сложную задачу создания наземного оборудования, работающего с высококипящими агрессивными и экологически опасными компонентами топлива ракеты -гептилом и амилом. Были разработаны стойкие к этим компонентам заправочное оборудование и арматура, решены проблемы безопасности личного состава, взрыво- и пожаробезопасности комплексов. Для старта ракеты Р-12 был создан открытый старт с наземного пускового стола. Комплекс наземных средств обеспечения был максимально унифицирован по составу с аналогичным комплексом для ракеты Р-5М.

В ГСКБ (КБТМ) для ракетного комплекса с ракетой Р-12 (Р-12У) 17 агрегатов наземного оборудования: грунтовая тележка 8Т115 (8Т115М, 8Т115М1, 8Т115П, 8Т115У); прицеп 8Т158(руководитель проекта Ларионов Ю.В., предназначен. для транспортировки порожней задней части изделия 8К63); передвижная заправочная установка ЗАК31; цистерна окислителя ЗАК31Ц; стыковочные машины 8Т318 и 8Т332ПЗ; электрочехлы 8Ф010, 8Ф010М, 15Ф41 и 11Ф04; автозаправщик окислителя ЗАК32; кран седельный 8Т22; заправщик горючего 8Г16.
Электротермочехол 8Ф010 с пультом 8Н884У-1 предназначен для обеспечения температурного режима от +5 до +35 С внутри головных частей изделий 8К51 и 8К63 при температуре окружающего воздуха ниже +5 С и для защиты головных частей от метеорологических воздействий и теплового дей­ствия солнечных лучей. Конструкция электротермочехла и пульта обеспечивает их нормальную работу при температуре окружающего воздуха от -40 до +50 С и скорости ветра до 30 м/сек. Снятие электротермочехла допускается при скорости вет­ра до 20 м/сек.
При создании комплекса с БР Р-12 большое внимание уделялось обеспечению его высокой боего-товности, было разработано несколько степеней боеготовности. Ракетный комплекс обеспечивал высокую эффективность поражения слабозащищенных площадных целей площадью 100 км2..
В марте 1957 года в НИИ-229 (под г.Загорск) успешно проведены стендовые огневые испытания двигателя РД-214 в составе ракеты Р-12. В мае того же года первая ракета прибыла на полигон (ГЦП-4).

Для ускорения завершения разработки комплекса при отработке ракеты Р-12 впервые была применена практика совместных с заказчиком летных испытаний. 22 июня 1957 года проведен первый пуск ракеты на ГЦП №4 (Капустин Яр) с наземного пускового стола на 21-й площадке в рамках ЛКИ. Преседателем государственной комиссии по ЛКИ был назначен генерал-лейтенант А.И.Семенов, начальник реактивного вооружения. На первом этапе ЛКИ произведено 8 пусков ракет “63М”, были выявлены недостатки требующие доработок. Специальным постановлением правительства задавалось их устранение и предписывалось повысить ЛТХ ракет. В мае 1958 года начался второй этап ЛКИ с доработанными ракетами “К63”.
В ходе испытаний головных частей были отработаны три различные комплектации, созданные в КБ-11. В июле-октябре 1958 года были проведены пуски ракет Р-12 с этими головными частями на различные дальности. В первой половине 1958 был разработан в КБ-11 и испытан новый более совершенный термоядерный заряд с аналогичными массо-центровочными характеристиками, который и был установлен на ракету Р-12 уже в ходе ее летных испытаний. В ноябре-декабре 1958 года была проведена наземная и летная отработка новых головных частей двух комплектаций, техническими руководителями испытаний были С.П.Попов и С.Г.Кочарянц. Подготовка головных частей проводилась в палатке МР-37 и передвижной ремонтно-технической базе железнодорожного типа, что значительно повышало мобильность ракетного комплекса.
В октябре 1958 года началось серийное производство ракет на заводе №586, в соответствии с постановлением правительства 1958 года серийное производство ракет Р-12 было так же развернуто на пермском артиллерийском заводе №172 (Мотовилиха), оренбургском заводе №47 (ПО «Стрела»), на омском заводе №166 (ПО «Полет») выпускались боевые ракеты Р-12 и космические вариант ракеты Р-12.
27 декабря 1958 года были завершены летные испытания, проведенные в три этапа, всего запущено 24 (25) ракет. Фактически третего этапа не было, испытания по второму этапу позполили объеденить их с престрелочными и зачетными стрельбами. При проведении испытаний применялись многоканальные радиотелеметрические системы «Трал», «Днепр» с системами контролями СК-2 и СК-4. Контрольные пуски первой серийной партии ракет Р-12 были успешно проведены в декабре 1958 года. В марте 1959 года ракета Р-12 была принята на вооружение.
При пусках в июне-июле 1960 года была отработана новая головная часть с зарядом увеличенной мощности, технический руководитель В.П.Буянов. В дальнейшем было создано еще три модификации боевых зарядов и головных частей.

Ракета Р-12, как и другие БР с открытым стартом, была уязвима к возможному ядерному нападению потенциального противника. Ракета могла быть уничтожена при взрыве ядерного заряда мегатонного класса на расстоянии 5 км от старта. Поэтому было предложено провести работы по созданию защищенных шахт для хранения и старта ракеты. В 1959 году, по заданию руководства страны, была построена экспериментальная шахтная пусковая установка “Маяк” для испытаний и отработки пуска экспериментальной ракеты 63Ш (вариант Р-12) из шахты.
В 1962 году с целью проверки надежности и эффективности ракетно-ядерного оружия, состоящего на вооружении Советской Армии были проведены боевые пуски ракет Р-12 с термоядерными зарядами по Новоземельскому полигону. Для испытаний использовалась подвижная железнодорожная стартовая установка с спецпоезда. В октябре 1962 года произведен пуск ракеты с ядерным зарядом из-под Воркуты по боевым полям на Новой Земле в рамках проведения операции “Роза”. В июле 1962 года произведены пуски ракет Р-12 (опе-рации К-1 и К-2) с целью исследовать влияние ядерных взрывов на ракет-ную технику. 30 октября 1962 года в районе ГЦП-4 была проведена операция К-5 — подрыв ядерного заряда Р-12 на высоте 60 км для проверки возможности радиосвязи: связи не было около часа.

Впервые четыре ракета Р-12 открыто продемонстрирована на военном параде в Москве в ноябре 1960 года. После принятия на вооружение ракетного комплекса с ракетой Р-12 началось массовое строительство военных городков и стартовых позиций. К 1965 году было развернуто 608 пусковых установок для ракет Р-12 и Р-12У. Во время Карибского кризиса в 1962 году на Кубе было развернуто 24 пусковые установки ракет Р-12 (три полка) из состава 13-й ракетной дивизии страте-гического назначения. После Кубинского кризиса некоторое количество ракет Р-12 было развернуто на Чукотке в районе г.Анадырь. От туда ракеты могли обстреливать более половины территории США. Плохие климатические условия на Чукотке затрудняли нормальную эксплуатацию ракет, вскоре они были выведены от туда.

В 1958 году, по программе создания отечественной системы противоракетной обороны, были начаты проводки баллистических ракет Р-2, Р-5 и Р-12 станцией дальнего обнаружения “Дунай-2” и тремя РТН в режиме БРУП (баллистическая ракета — условная противоракета). Первый успешный перехват цели — головной части ракеты Р-12 противоракетой
В-1000 с осколочно-фугасной боевой частью конструкции К.И.Козорезова (с дисковым полем поражения при медленном разлете поражающих элементов) был осуществлен 4 марта 1961 года. Всего в ходе испытаний было уничтожено 11 баллистических ракет различных типов, прямое поражение головных частей было зафиксировано в двух пусках по БР Р-5 и в трех пусках по БР Р-12. На заключительном этапе испытаний полигонного комплекса ПРО “Алдан” в 1976-1977 годах были проведены 3 пуска ракет А-350Ж по реальным целям — ракетам 8К63У.
В начале 60-х годов для ракеты Р-12 разрабатывалась химическая боевая часть «Туман» кассетного типа.
Ракетный полк с ракетами Р-12 для наземных стартовых установок состоял из двух-трех стартовых дивизионов, состоящих из двух батарей с пусковыми установками. Всего в полку было четыре-шесть пусковых установок для ракет Р-12.
В середине 1970-х годов ракетный полк, вооруженный ракетами типа Р-12 (Р-12У), состоял из двух дивизионов с наземным стартом по четыре ПУ в каждом и одного дивизиона со стартовым комплексом состоящим из группы в составе четырех шахтных пусковых установок. Дивизионы располагались на боевых позициях, удаленных друг от друга на 10-15 км.
Боевые стартовые позиции находились на удалении 35-40 км от места расположения военных городков. Они были окружены несколькими рядами колючей проволоки, между которыми размещалась сетка под большим электрическим напряжением, по периметру располагалось минные поля системы “Кактус” и специальные датчики предупреждения о приближения нарушителя.
Дивизион с наземным стартом состоял из двух батарей, обслуживающих по две ракеты, которые хранились в бетонных обвалованных хранилищах, каждое на две ракеты. Обычно в ракетном полку было 5-8 наземных пусковых установок, 11-14 транспортных средств, 6-7 установщиков, 45-52 емкости для хранения топлива. Расстояние между сосед-ними ПУ и расстояние от ПУ до хранилища ракет — более 175 метров.
В ракетном комплексе было много операций автоматизировано и механизировано, тем не менее многие операции связанные с подготовкой ракеты Р-12 к пуску и заправка производились в ручную. Во время тренировок по заправкам учебно-тренировочных ракет выявилась сложность эксплуатации комплекса в частях. При заправки ракеты личный состав работал в специальной защитной одежде и противогазах, так как часто происходили утечки компонентов топлива.

Учебно-боевые стрельбы ракетных дивизионов и полков производились с ГЦП-4 под Капустиным Яром.
Ремонт ракет Р-12 был организован на Батайском заводе, перреданном из ВВС, первые боевые ракеты были отремонтированы в 1967 году. Ремонт ракет Р-12 на Батайском заводе закончился в 1980 году. За время эксплуатаии ракеты Р-12 в среднем прошли по три ремонта, а некоторые по четыре. Из-за проведенных ремонтных работ срок эксплуатации ракет Р-12 был продлен до 20-25 лет при гарантийном сроке заводов-изготовителей — семь лет, в том числе коммерческая гарантия — пять лет.
Для производства ремонта учебно-боевых ракет Р-12 в первой половине 1961 года в КБ омского завода №166 под руководством главного конструктора О.А.Мартынова была разработана специальная техническая документация (“Руководство по ремонту ракет”), по этой документации с начала 1962 года Батайский ремзавод приступил к ремонту и учебно-боевых ракет.
На базе ракеты Р-12 в 1962 году была разработана космическая ракета-носитель “Космос” (11К63).
В 1966 году с мая по 1 сентября было проведено 12 пусков ракеты 8К63Л по району оз. Балхаш с “тяжелой” головной частью МБР Р-36 в интересах отработки комплекса средств ПРО (система “Лист”). Пуски проводились силами личного состава дивизионов Ракетных войск с совмещением их с пусками по планам боевой подготовки
К 1987 году оставалось 149 ракет типа Р-12, подлежащих ликвидации по договору РСМД. Последняя ракета была уничтожена 23 мая 1990 года на базе ликвидации ракетной техники “Лесная” в Брестской области.
Ракетный комплекс с ракетой Р-12 стал первым стратегическим комплексом с использованием высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-586
Главный конструктор М.К.Янгель
Зам. гл. конструктора В.С.Будник
Ведущий конструктор В.В.Грачев
Изготовитель ракет з-ды №586 (до 1960 года), №166 (до 1962 года) в Омске, №172 в Перми (до 1967 года) и №47 (до 1963 года) в Оренбурге
Код НАТО SS-4 Sandal
Тип комплекса ракетный
комплекс средней дальности первого поколения с наземным стартом
Состояние на вооружении
с 4 марта 1959 года. На боевое дежурство поставлен в 1960 году. Ликвидированы к 1990 году по Договору о РСМД
Ракета Р-12 (8К63)
Дальность стрельбы, км:
— на вооружении 2000-2080
— по первому проекту 1800
— по проекту 2000
Точн. стрельбы, км:
— КВО 1,1-2,4
— предельное отклонение +5,0-5,4
(на испытаниях +7,4)
Головные части 8Ф12 и др.
Головная часть (вариант 1):
— тип отделяемая легкая с термоядерным боевым зарядом
— форма корпуса коническая с выпуклым полусферическим днищем
— конструкция стальная клепанная с асботекстолитовым теплозащитным покрытием
— крепление к ракете пироболтами через короткую аэродинамическую коническую юбку к переходному отсеку
— способ отделения пневмотолкателем
— боевой заряда:
разработчик КБ-11
мощность, Мт 1,0-1,3
— вес, кг 1300 — 1400
Головная часть (вариант 2):
— тип отделяемая тяжелая с термоядерным боевым зарядом
— форма корпуса коническая с выпуклым полусферическим днищем
— конструкция стальная клепанная с асботекстолитовым теплозащитным покрытием
— крепление к ракете пироболтами через короткую аэродинамическую коническую юбку к переходному отсеку
— способ отделения пневмотолкателем
— боевой заряд:
разработчик КБ-11
мощность, Мт 2,0-2,3
— вес, кг 1630
Переходный отсек:
— тип кольцовой
— конструкция клепанная состоящая из силового набора и обшивки
— материал алюминевые сплавы В-95 и Д-16
Система управления инерциальная
— разработчик СКБ-897 и НИИ-885
— главный конструктор .М.Гинзбург и Н.А.Пилюгин
— изготовитель Киевский радиозавод
— размещение в приборном отсеке
— вес, кг 430
Гироскопические приборы:
— разработчик НИИ-944
— гл. конструктор В.И.Кузнецов
Бортовая аппаратура телеметрии:
— тип радиотелеметрическая
— разработчик ОКБ МЭИ
Система прицеливания с помощью наземных оптических приборов
— разработчик КБ-7 ЦКБ -784
— гл. конструктор С.П.Парняков
— тип визуальная оптико-механическая 8Ш14
Приборный отсек:
— тип цилиндрический
— размещение между баками окислителя и горючего
— конструкция клепанная с силовым набором и обшивкой
— размешение приборов на крестообразной раме внутри отсека
Органы управления газовые рули
Стабилизаторы аэродинамические Отделение ГЧ пневмотолкателем
Тип старта газодинамический
за счет собственных двигателей
Число ступеней 1
Размеры, м:
— длина полная 22,1-22,77
— длина без головной части 18,4-18,6
— макс. диаметр корпуса 1,652
Стартовый вес, т 41,75-42,2
Вес пустой ракеты, т 3,15
Горючее ТМ-185
Вес горючего, т 7,3
Окислитель АК-27И (смесь 27% азотного тетраоксида и 73% азотной кислоты)
Вес окислителя, т 29,065
Пусковое горючее ТГ-02, самовоспламеняющееся с основным окислителем
Вес топлива, т 37,0
Время пуска ракеты из полной боевой боеготовности, мин 20
Гарантийный срок хранения в заправленном состоянии, суток 30
Гарантийный срок хранения, лет 7
Двигатель:
Тип четырехкамерный
ЖРД РД-214 (8Д59У) с общим ТНА без дожигания (по первоначальному проекту — РД-211, данные по нему приводятся в скобках)
Разработчик ОКБ-456
Главный конструктор В.П.Глушко
Зам. гл. конструктора В.А.Витка
Изготовитель з-д №586, пермский з-д №19 им. Я.М.Свердлова, омский з-д №29 и красноярском з-д №1001
Размещение в хвостовом отсеке
Крепление на специальной раме
Камеры сгорания цилиндрические с плоскими форсуночными головками и профелироваными соплами
Регулировка тяги изменением подачи перекиси водорода через газогенератор
ТНА с турбиной, насосами окислителя и горючего, насосом перекиси водорода для питания газогенератора
Тип зажигания химическое с использованием пускового горючего
Пусковое горючее ТГ-02, самовоспламеняющееся с основным окислителем
Соотношение компанентов топлива 3,97
Тяга двигателя у земли, тс 64,77 (56)
Тяга двигателя в пустоте, тс 74,35-74,5 (65,5)
Удельный импульс у земли, с 227-230 (224)
Удельный импульс в пустоте, с 259-264 (262)
Давление в камере сгоран., кгс/см2 44,5
Геометрическое степень расширения сопла 9,42
Время работы, сек 140 (122)
Масса сухая, кг 645
Высота, м 2,38 (2,7)
Диаметр, м 1,5 (1,65)
Стартовая установка:
Тип наземный пусковой стол 8У217
Разработчик ГСКБ “Спецмаш”
Размеры, м:
— длина 3,02
— ширина 3,02
— высота 3,27
Вес, т 6,9
Число ракет на ПУ 1
Степень зашиты ракеты, кг/см2 0,2
Наземное оборудование:
Разработчик ЦКБТМ
Число агрегатов 15
Электрооборудование:
Разработчик Московский прожекторный завод
Хранилища ракет:
Тип железобетонные арочные сооружения
Число ракет в сооружении 1
Установщик ракет:
Тип портальный 8У210
Разработчик ЦКБТМ
Изготовитель НКМЗ, Омский ЗПМ
Тип тягача МАЗ-529В, МоАЗ-546
— изготовитель тягача МАЗ, МоАЗ
— тип двигателя дизель (ЯАЗ-206)
— мощность, л.с. 165 (215)
Размеры, м:
— длина 15,62
— ширина 3,15
— высота 3,76
Транспортная тележка:
Тип буксируемая 8Т115
Разработчик ГСКБ (КБТМ)
Тягач МАЗ-535, АТТ
Размеры, м:
— длина 22,85
— ширина 2,72
— высота 2,5
Число транспортируемых ракет 1
Транспортная тележка 8Т555
Заправщик горючего:
Тип 8Г112
Разработчик СКБ ЖЗТМ
Размеры, м:
— длина 11,38
— ширина 2,63
— высота 2,96
Заправщик окислителя:
Тип 8Г113
Разработчик ГСКБ (КБТМ)
Размеры, м:
— длина 10,70
— ширина 2,63
— высота 3,35
Цистерна окислителя:
Тип 8Г131 (ЗАК-31Ц)
Разработчик ГСКБ (КБТМ)
Число в комплексе 2
Приближенная система заправки:
Тип 8Г78П
Разработчик ГСКБ (КБТМ)
Подогреватель-заправщик перекиси водорода :
Тип 8Г210
Разработчик ГСКБ “Спецмаш”
Автоцистерна для перекиси водорода 8Г11
Электротермочехол:
Тип 8Ф010, 8Ф010М, 15Ф41, 11Ф04
Разработчик ГСКБ (КБТМ)
Руководители проекта В.И.Ляшенко, Л.И.Краснов, Д.П.Кузовков
Назначение для обеспечения заданного температурного режима внутри головных частей
Наземное оборудование:
Машина обогрева голодной части 8Н217
Стыковочная машина 8Т318
Кран 8Т25 (8Т26) и 8Т22
Автомобиль ЗИПа двигательного отделения 8Т325
Автомобиль ЗИПа стартовых принадлежностей 8Т330
Автовышка 8Т116
Комплект приборов наведения 8Ш14
Передвижная воздушная компрессорная станция 8ГЗЗ
Подогреватель воздуха 8Г27
Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311
Фотоэлектронный индикатор влажности ДДН-1 8Ш31
Палатка технической позиции 8Ю12 Машина автономных испытаний 8Н112
Машина горизонтальных испытаний 8Н113
Машина подготовки 8Н213
Агрегат электропреобразовательный 8Н214
Машина с кабелями № 1 8Н215
Машина с кабелями № 2 8Н216
Машина с кабелями ТП 8Н218
Машина принадлежностей ТП 8Т310
Машина ЗИПа электроогневого отделения 8Т331
Электростанция дизельная ЭСД-20-ВСЛ400
Электростанция дизельная ЭСД-50-ВС\400
Наземное оборудование для эксплуатации головной части по спецификации Министерства среднего машиностроения
Время подготовки ракеты к пуску, ч:
— при хранении на техпозиции без топлива, гироприборов и ГЧ 3-3,5
— при хранении на техпозиции с пристыкованными приборами и ГЧ 2,3
— на ПУ без топлива 1,0
— на ПУ, заправленная топливом 0,5
Время хранения ракеты:
— при хранении на техпозиции без топлива, гироприборов и ГЧ 7 лет
— при хранении на техпозиции с прис-тыкованными приборами и ГЧ 3 года
— на ПУ без топлива 3 месяца
— на ПУ, заправленная топливом 1 месяц

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 08.02.2017

Источники:
Карпенко А.В. Российское ракетное оружие 1943-1993 гг. — СПб: Пика, 1993
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
Волков Е.Б., Филимонов А.А., Бобырев В.Н., Кобяков В.А. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. — М.: РВСН, 1996.
Головня Г.А. О Михаиле Кузьмиче Янгеле, рукопись, 1972.
Днепровский ракетно-космический центр. — Днепропетровск: ПО ЮМЗ-КБЮ, 1994.
«Ракеты и космические аппараты конструктор-ского бюро «Южное», Днепропетровск: ГКБЮ, 2000
Оружие России, каталог том IV — М: Военный парад, 1997
Первов М. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР и России. М: 1998
Создатели ракетно-ядерного оружия и ветераны-ракетчики рассказывают. ЦИПК, 1996
Хроника основных событий истории Ракетных войск стратегического назначения / Под ред. И.Д.Сергеева — М.: РВСН, 1992.

БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-12 ВО ВЛАСИХЕ. 2001
БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА Р-12. ИКК «ЛИНИЯ СТАЛИНА». ФОТОРЕПОРТАЖ 10.07.2013
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П863 “ДВИНА” С РАКЕТОЙ Р-12У (8К63У)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap