ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-1 С РАКЕТОЙ Р-11ФМ

MISSILE COMPLEX D-1 WITH MISSILE R-11FM

У истоков отечественных работ по морским баллистическим ракетам стоял С.П.Королев и руководимый им коллектив ОКБ-1 НИИ-88. Именно он стал первопроходцем использования баллистических ракет на подводных лодках. Безусловно с другими научно-исследовательскими и конструкторскими коллективами ВМФ и промышленности.
Размещение баллистических ракет на подводных лодках потребовало решения целого ряда проблем, специфических только для морских ракетных комплексов. Проработки морского ракетного комплекса для поражения неподвижных наземных целей (комплекс иногда именуется Д-1) начались в ОКБ-1 НИИ-88, главный конструктор С.П.Королев, в соответствии с Постановлениями правительства от 25 января 1954 года №136-75 «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки». Постановлением СМ перед разработчиками ставились две задачи подтвердить практическую реализуемость пуска БР с борта экспериментальной ПЛ и разработать проект боевой ПЛ для вооружения этими ракетами. Задавалось использовать сухопутную ракету Р-11 для отработки пуска с ПЛ.
Выполнить указанную работу поручалось коллективам главного конструктора ЦКБ-16 Н.Н.Исанина и главного конструктора ОКБ-1 НИИ-88 С.П.Королева, по предложению которого в качестве прототипа для создания морской баллистической ракеты была выбрана находящаяся на вооружении Советской Армии сухопутная ракета Р-11. В течение года ракета была модернизирована, и к апрелю 1955 года были изготовлены первые опытные образцы морской ракеты Р-11ФМ.
В обеспечение работ по созданию корабельного ракетного комплекса была открыта тема «Волна», заданная Постановлением СМ от 25 августа 1955 года №1601-892. В дальнейшем морская ракета получила обозначение Р-11ФМ. Первые варианты ракеты Р-11ФМ были созданы на базе оперативно-тактических ракет Р-11 с обычной боевой частью на долгохранящихся компонентах топлива, принятой на вооружение Советской Армии в 1955 году.
Первоначально предполагалось, что разработанная для Сухопутных войск ракета Р-11 (8А61) после ряда не¬принципиальных доработок для сопряжения с системами и агрегатами ПЛ будет пригодна в качестве боевого оружия ВМФ. Однако еще до окончания наземной отработки разрабатывавшейся по теме «Волна» морской модификации ракеты Р-11существенно изменились назначение характеристики и технический облик ракеты наземного базирования.
Морской вариант ракеты не имел существенные отличия за исключением устройств, воспринимавших нагрузку от корсетного устройства пусковой установки, и обеспечения герметизации приборного и двигательного отсеков. Параметры движения ракеты при старте с качающегося основания должны были обеспечить ее безударный выход из захватов пусковой установки, раскрывавшихся после прохождения ракетой начального участка пути.
Для определения возможности и безопасности старта ракет с подводных лодок на Государственном центральном полигоне (ГЦП-4) в Капустином Яре с неподвижного стенда и качающегося стенда СМ-49 (разработчик ЦКБ-34). Изготовление ракет Р-11ФМ производилось заводом №88, в 1955 году производство было передано на завод №385 в г. Миасс.

Проектирование качающегося стенда СМ-49, имитирующего параметры качки было поручено коллективу КБ-1 ЦКБ-34 главного конструктора Е.Г.Рудяка. II февраля 1954 г. ВМФ выдано ТЗ на разработ¬ку стенда СМ-49, а 14 мая 1954 г. уже выполнен проект стенда и согласован НИИ ВМФ (начальник Н.А.Сулимовский).
Разработка стенда выполнялась ЦКБ-34 с участием ЦКБ-16 (разработчик шахты и пускового стола в ней), ОКБ-1 НИИ-88 (разработчик пускового устройства), НИИ-303, ЦНИИ-173 и НИИ-49. Строительная часть сооружения разработана ЦПИ-31 МО. Этот стенд был сде¬лан на базе стабилизированной платформы 130¬мм артустановки БЛ-109А.
В августе 1954 г. технорабочая до¬кументация передана заводу «Больше¬вик» на изготовление и в начале 1955 г. стенд СМ-49 сдан в эксплуатацию.
Стенд СМ-49 представлял сложное инженерное сооружение общим весом в 120 т (вес вращающейся части — 85 т, качающейся с ракетой — 50 т), обеспечивающее старт ракеты Р11 ФМ с верхнего среза шахты при имитации бортовой или килевой качки с амплитудой 12°-14° и периодом 7-8 сек, а также рыскания с амплитудой 5° и периодом 5 сек. Расстояние от оси качания шахты до ее верхнего среза составляло 11м. Установившаяся мощность электрогидравлического привода наведения для качания шахты — 150 КВт.
По конструкции стенд представлял собой поворотный стол с качающейся шахтой и основанием, установленным на фундаментном блоке.
Управление стендом осуществлялось из командного пункта-бункера, в котором размещалась аппаратура выдачи параметров качки, дистанционного управления приводами наведения, проверки и пуска ракеты.
Система дистанционного управления приводами наведения, разработки ЦНИИ-173 (НИИ «Гидропривод»), обеспечивалась необходимыми данными в соответствии с параметрами качки, выдаваемыми аппаратурой НИИ-303.
В дальнейшем стенд СМ-49 также успешно использовался для отработки различных ракет. На стенде СМ-49 проведены ЛКИ ракеты Р-13. Кроме того, второй стенд СМ-49 позднее был смонтирован также на северном морском полигоне, на котором после необходимой его доработки проводились летные испытания крылатых ракет П-5 и П-35.

Летные испытания морского варианта ракеты Р-11 с неподвижного стенда проходили с 26 сентября по 20 октября 1954 года на полигоне Капустин Яр (Государ¬ственном центральном полигоне №4). Два пуска были неуспешными. На пятом пуске ракета при старте задела стабилизатором за одну из нераскрывшихся стоек пускового устройства, потеряла устойчивость и упала рядом со стендом. Причиной нераскрытия стойки явилась не подстыковка личный составом разъема, через который подавалось питание на разрывной болт стойки. Второй неуспешный пуск произошел из-за самопроизвольного останова двигателя, причину которого установить не удалось.
С качающегося стенда СМ-49 с апреля по июль 1955 года было проведено 12 пусков прототипа ракеты Р-11ФМ.

Первые варианты морской ракеты Р-11ФМ даже внешне напоминали сухопутную ракету Р-11. Но несомненный прогресс Советского Союза в создании ядерного оружия дал свои результаты. Уже в 1953 г. испытали тактическую атомную бомбу РДС-4, сбросив ее с фронтового бомбардировщика Ил-28. В отличие от первых атомных бомб РДС-1 и РДС-3 это было сравнительно небольшое устройство с ограниченными массо-габаритными характеристиками. По этому сразу начались работы по применению подобного заряда на ракетах различного назначения. Постановлением от 26 июня 1954 г. началась разработка ракеты Р-11М (8К11) для оперативно-тактического звена Сухопутных войск — варианта Р-11 (8А61) со специальной ГЧ. Но оснащение малогабаритной ракеты взамен 530 кг взрывчатого вещества ядерным зарядом привело к увеличению массы головной части с 690 кг до 970 кг, а ужесточение требований к надежности и безопасности — к существенному утяжелению конструкции ракеты. Получилось так, что при сохранении стартового веса ракеты запас топлива уменьшился на 9%. В результате максимальная дальность Р-11М снизилась до 150 км. Практически тоже самое произошло и с морским вариантом ракеты Р-11ФМ.

Первоначально для обеспечения максимальной дальности пуска в 250 км на ней прорабатывалось использование относительно небольшого и легкого ядерного заряда РДС-9, создаваемого в эти годы для первой советской торпеды Т-5 с ядерным зарядом. Некоторое время для морского варианта ракеты Р-11ФМ рассматривалось два типа специального заряда. В конечном счете более важной посчитали унификацию с сухопутной ракетой Р-11М и для морской ракеты Р-11ФМ был задан тот же заряд что и для других ракет тог времени — РДС-4.
Неотделяемый от ракеты ядерный боеприпас (боевой блок) разработан КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр–Всероссийский НИИ экспериментальной физики, г. Саров, главный конструктор Ю.Б. Харитон) и ОКБ-1 (главный конструктор С.П. Королев). Использован атомный заряд малого класса мощности (типа РДС-4). В число разработчиков этого заряда входили К.И. Щелкин, Е.И. Забабахин и В.Ф. Гречишников.

В процессе отработки морской ракетной системы ее оснастили макетом ядерной головной части ракеты Р-11М. В дальнейшем испытания ракеты Р-11ФМ были продолжены на полигоне Капустин-Яр с качающегося стенда СМ-49, имитирующего качку с амплитудой до 12 градусов, разработанного ЦКБ-34 и ЦНИИ «Гидроприбор». Испытания завершились в июле 1955 года после 4 пусков. Результаты пусков ракет со стенда СМ-49 показали возможность и безопасность старта ракет, что позволило перейти к натурным пускам с подводной лодки. Результаты пусков ракет со стенда СМ-49 показали возможность и безопасность старта ракет, что позволило перейти к натурным пускам с подводной лодки.
В 1955 году техническую документацию на ракету Р-11ФМ передали в СКБ-385, а оснастку и материальную часть – на завод 385 (г. Златоуст) для серийного производства ракет Р-11ФМ. По инициативе С.П. Королева главным конструктором СКБ-385 был назначен В.П. Макеев, ранее работавший ведущим конструктором ракеты Р-11. В СКБ-385 были переданы разработанный ОКБ-1 эскизный проект ракеты Р-11ФМ, схемная и рабочая документация на ракету. Аналогично протекал процесс по системе управления: функции головного разработчика – НИИ-885 (главный конструктор Н.А. Пилюгин) передавались в СКБ-626, впоследствии НИИ-592 (главный конструктор Н.А. Семихатов).
Для проведения третьего этапа испытаний ракеты Р-11ФМ по проекту ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н.Исанин) была переоборудована одна подводная лодка пр. 611 по проекту В611. В данном случае введение в шифр проекта буквы «В» означает принадлежность к теме «Волна» по которой проектирование корабля. Технический проект В611 был выполнен бюро в августе 1954 года, в его разработке принимали участие В.В.Борисов, В.И.Ефимов, Л.С.Королев, В.В.Зенкевич, Г.М.Томашевич. В результате проработок был выбран оптимальный вариант размещения двух шахт для ракет размером 13,5х2,05 м каждая вертикально в районе IV отсека. При этом было уменьшено число кают и снята одна группа аккумуляторных батарей в отсеке. Водоизмещение корабля проекта В611 в сравнении с ПЛ проекта 611 возросло незначительно, всего на 45 т.
В IV отсеке в прочный корпус (диаметром 5,6 м) в диаметральной плоскости были врезаны друг за другом две вертикальные ракетные шахты длиной 14 м и диаметром 2,1 м. Над прочным корпусом шахты возвышались на 7,2 м (над палубой надстройки – на 6 м) и были закрыты проницаемым ограждением (обтекателем), совмещенным с ограждением прочной рубки и выдвижных устройств.
Шахты закреплялись на фланцах специальных стаканов, вваренных в верхнюю часть прочного корпуса. Для устранения влияния обжатия прочного корпуса при погружении лодки нижние части шахт не закреплялись к прочному корпусу и для обеспечения остойчивости лодки опускались на 1,4 м ниже нижней кромки прочного корпуса в специальный рецесс, не выходящий за нижнюю кромку
наружного корпуса (основную плоскость). Корабельная аппаратура и системы ракетного комплекса размещались в IV отсеке подводной лодки.

Переоборудование ПЛ проекта 611 (зав. №636) в ракетный корабль проекта В611 производилось на заводе №402 (Севмашпредприятие, директор Е.П.Егоров, гл. инженер В.И.Дубовиченко).
Первый пуск ракеты с верхнего среза шахты переоборудованной ПЛ пр. В-611 (тактический номер Б-67, командир Ф.И.Козлов, командир ракетной БЧ С.Ф.Бондин) состоялся 16 сентября 1955 года в 17 часов 32 минуты, это был первый в мире запуск морской баллистической ракеты с боевого корабля — подводной лодки. Ракета достигла цели, находившейся на удалении около 250 км от точки старта, запущена ракета Р-11ФМ (8А61ФМ) была с осколочно-фугасной БЧ аналогичная оперативно-тактической ракете Р-11 (8А61). На этом пуске находились главные конструкторы С.П.Королев и Н.Н.Исанин, разработчики отдельных систем и члены стартовой команды В.П.Арефьев, А.А.Запольский, В.П.Новожилов, И.А.Попков, Н.С.Шаскольский, Ю.А.Щербаков. На ПЛ находился заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Л.А.Владимирский. Стрельбы обеспечивало вспомогательное судно ВМФ «Аргонавт».

В сентябре-октябре 1955 года было проведено 7 пусков ракет Р-11ФМ с подводной лодки проекта В611. Два пуска были неуспешными из-за автоматической отмены старта и несанкционированного наддува бортовой ампульной батареи. До октября 1956 года с ПЛ произведено 8 ракетных пусков, из них 7 — успешных. В результате была подтверждена принципиальная возможность старта ракеты с подводной лодки, находящейся в надводном положении.

ОКБ-1 С.П.Королева было настолько перегружено важнейшей и очень сложной работой по созданию первой в мире МБР Р-7 что доработку Р-11ФМ постепенно передали СКБ-385. Разработанный ОКБ-1 НИИ-88 эскизный проект, некоторая схемная документация и рабочая документация на ракету Р-11 были переданы С.П.Королевым коллективу СКБ-385, который возглавил его ученик В.П.Макеев.
Постановлением СМ СССР 19 июля 1955 г. задавались работы по Р-11ФМ со специальной ГЧ (аналогичной сухопутной ракеты Р-11М), с выпуском техпроекта в 1 кв 1956 г. До этого на испытаниях и в отработке находился вариант ракеты Р-11ФМ с обычной — осколочно-фугасной ГЧ, как у сухопутной ракеты Р-11.

Постановлением Правительства от 25 августа 1955 года СКБ-385 было поручено проведение необходимых работ по созданию для вооружения ВМФ комплекса ракетного вооружения с баллистической ракетой Р-11ФМ. Было задано размещение комплекса на подводных лодках проектов АВ-611 (прототип В-611 ) и вновь создаваемой подводной лодки проекта 629 (оба проекта разрабатывал коллектив ЦКБ-16). Еще одно Постановление правительства о создании боевой системы вооружения с Р-11ФМ было принято 19 октября 1957 г.
Ракета Р-11ФМ представляла собой одноступенчатую баллистическую ракету с двигателем на жидком топливе. Ее головная часть была оснащена ядерным зарядом «РДС-4». В полете головная часть не отделялась от ракеты-носителя.

Система управления ракеты Р-11ФМ автономная. Управление ракетой на начальном участке тра¬ектории осуществлялось с помощью газоструйных рулей, размещенных в сопловой части двигателя. В инерциальной системе управления, спроектированной в НИИ-885 под руководством Н.А.Пилюгина, использовались гирогирозонт Л11-3Ф, гировертикант Л00-3Ф, гироинтегратор Л22-5. Расчетное отклонение ракеты по дальности и боковое составили ±3000 м. При практических пусках получено + 1050 м в 65% случаев. В разработке системы управления ракеты принимали участие специалисты ОКБ-1. При подготовке к серийному производству ракеты Р-11ФМ пришлось дорабатывать и совершенствовать систему ее управления. Этим занималось СКБ-626 (НИИ-592) главного конструктора Н.А.Семихатова, которое внесло изменения в конструкцию системы управления.
Ракета Р-11ФМ была оснащена жидкостным двигателем С2.253А с вытеснительной подачей компонентов топлива. Этот двигатель для ракеты был разработан в ОКБ-2 НИИ-88 (в настоящее время — КБХМ) под руководством А.М.Исаева в 1953-1959 гг. Двигатель работал на горючем Т-1 (керосине) и окислителе АК-20И. Наддув бака окислителя осуществлялся выхлопными газами турбины основного блока, наддув бака горючего — выхлопными газами от турбины рулевого блока. В дальнейшем на базе двигателя С2.253А был создан ЖРД С2.253М с подачей топлива через турбонассосный агрегат (ТНА). Двигатель с ТНА разработки СКБ-2 Златоустовского машзавода получил обозначение К2.17, в 1959 году был изготовлен его конструкторский макет.
Бортовой запас воздуха под давлением 200 атм. размещался в шар — баллоне емкостью 17 л. На Р-11ФМ конструкция бортовых кабелей, повторяла конструкцию кабелей сухопутных ракет, выполнялась на основе наборных проводов и серийных промышленных соединителей.

Пусковая шахта и ее оснащение создавалось специалистами ОКБ-1 и ЦКБ-16. Внутри пусковой шахты были расположены устройства, входящие в состав пусковой установки. Она состояла из стартового стола, подъемно-поворотного устройства и устройства, удерживающего ракету перед стартом, с двумя откидными стойками, которые откидывались и освобождали ракету в момент старта.
При транспортировке ракета находилась в шахте в нижнем положении на пусковом столе, перед стартом она поднималась на высоту около 14 м на срез шахты с помощью электрифицированного тросового привода, привод открывания крышки шахты — гидравлический. Поворотный стол позволял осуществлять азимутальное предстартовое наведение ракеты.
При проведении операции погрузки ракеты ее ставили на стартовый стол в верхнем положении, закрепляли стойками, после чего стол с ракетой опускался в шахту в нижнее положение, шахта закрывалась крышкой.

Прицеливание ракеты осуществлялось с помощью гироазимутгоризонта «Сатурн» (разработка МНИИ-1 ) и корабельного счетно-решающего прибора КСПР У-60М «Доломит» (разработчик НИИ-10). Ориентация осей бортовых гироприборов относительно плоскости искусственного горизонта и стабилизируемого азимута, которые на ПЛ вырабатывались корабельным гироазимутгоризонтом «Сатурн», дистанционная установка интегратора продольных ускорений ракеты произ¬водились корабельными счетно-решающими приборами (КСРП) «Доломит».
Для обеспечения безударного выхода ракеты из захватов пускового устройства и уменьшения начальных возмущений ракеты от качки подводной лодки КСРП «Доломит» с использованием специального прибора — упредителя старта — определял момент включения двигательной установки ракеты таким образом, чтобы старт ракеты происходил при минимальном значении угла отклонения продольной оси ракеты от вертикали.
Время предстартовой подготовки ракеты — 2 часа. Время заправки ракеты — 30 минут. Время на старт первой ракеты после всплытия — 5 минут, старта второй ракеты после первой — 5 минут.
Условия производства старта: волнение моря до 4-5 баллов; скорость хода ПЛ — до 12 узлов; бортовая качка — до 12 градусов; килевая качка — до 6 градусов; угловая скорость качки — до 9 град/сек.
Первая морская ракета Р-11ФМ, а вместе с ней и первое наземное оборудование были разработаны ОКБ-1 НИИ-88 (главный конструктор С.П. Королев) как «морские» варианты сухопутных ракет Р-11, Р-11М и оборудование для их эксплуатации. ОКБ-1 стало первым головным конструкторским бюро как по морской ракете, так и по наземному оборудованию. В состав технологического оборудования для эксплуатации вариантов ракет Р-11 Государственное специализированное конструкторское бюро (впоследствии Конструкторское бюро транспортного машиностроения, ГСКБ – КБТМ) разработало агрегаты транспортного, заправочного, стыковочного, погрузочного и иного назначения – всего 11 наименований.
Ракетные ПЛ проекта АВ611 переоборудованы из торпедных дизель-электрических ПЛ проекта 611 в ходе их строительства. Проект АВ611 разработан в ЦКБ-16 (гл. конструктор Н.Н.Исанин) на базе откоректированного проекта В611. В 1957-1958 годах на заводе №402 (гл. строители К.И.Коробцов, М.Я.Баженов) и на заводе №202 («Дальзаводе», директор Е.И.Неделько, гл. инженер А.В.Паденков, гл. строитель А.С.Касьянов) было переоборудовано пять ПЛ пр. АВ611, четыре из них на заводе №402. Нормальное водоизмещение кораблей составляло 1890 м3, запас плавучести 27% и глубина погружения до 200 м. Архитектурно-конструктивный тип — как у ПЛ проекта 611 — двухкорпусный, но с развитым обтекателем ракетных шахт. На ПЛ АВ611 по сравнению с проектом В611 были изменены конфигурация ограждения рубки и конструкция РДП. Главная энергетическая установка ПЛ проекта АВ611 была дизель-электрическая с тремя дизелями 37Д мощностью по 2000 л.с., одним электродвигателем ПГ-102 на средней линии вала мощностью 2700 .с. и двумя электродвигателями ПГ-101 мощностью по 1350 л.с. Движитель ПЛ состоял из трех гребных винтов. Под водой обеспечивалась дальность плавания в 290-350 миль при скорости хода 2 узла (в режиме РДП — 6300 мили), наибольшая подводная скорость была 12,5 узлов. Ракеты Р-11ФМ располагались в походном положении в двух стационарных вертикальных шахтах внутри прочного корпуса и ограждения рубки. Передняя крышка шахты открывалась в нос корабля, задняя — в корму. Старт ракет Р-11ФМ был надводный, он мог производится при волнении моря до 4-х баллов и скорости хода ПЛ до 12 узлов и осуществлялся со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты. Управление ракетным комплексом осуществлялось через систему ИПЭСУ с помощью счетно-решающих приборов «Доломит», для определения параметров качки и рыскания на ПЛ была установлена аппаратура «Сатурн-АВ611″. ПЛ проекта АВ611 являлись первыми в мире серийными ПЛ с баллистическим ракетами. Торпедное вооружение корабля состояло из десяти 533-мм аппаратов (четыре из них кормовые), прибора управления торпедной стрельбой ПУТС-Л6-4 и торпедного боезапаса в 10 единиц. Навигационный комплекс ПЛ был «Плутон».
Ракеты Р-11ФМ могли так же размещаться на подводных лодках проекта 629, которые были спроектированы для ракетного комплекса Д-2 с увеличенной дальностью стрельбы.
К осени 1957 г. СКБ-385 совместно со смежными организациями завершил выпуск рабочей документации на ракету Р-11ФМ, согласовал все вопросы по размещению ракетного комплекса на подводных лодках проектов АВ611 и 629, провел отработку всех систем комплекса, включая натурные испытания полностью собранной ракеты на стенде НИИ-229 и приступил к летно-конструкторским испытаниям (ЛКИ) с качающегося стенда СМ-49 (4 пуска) и совместным (Государственным) летным испытаниям (СЛИ) с подводной лодки проекта АВ-611 (5 пусков). В марте 1958 года начались ЛИ с ПЛ на Северном полигоне, а затем на Восточном полигоне. Все пуски были успешными.

В 1959 году было создано первое соединение ракетоносцев 39 бригада Северного флота, в составе четырех ПЛ проекта АВ-611. В 1958 г. летные испытания Р-11ФМ были закончены. В испытаниях и отстрелах первых ракет Р-11ФМ принимали участие на Северном флоте командиры ПЛ И.И.Гуляев, В.Г.Смирнов, В.В.Горонцов, И.Ф.Ханин, на Тихоокеанском флоте В.А.Дыгало. Выпуск конструкторской документации и освоение серийного производства ракеты Р-11ФМ были проведены СКБ-385 (главный конструктор В.П.Макеев). Производство ракет Р-11ФМ велось на Златоустовском заводе №385.

Ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой Р-11ФМ был принят на вооружение ВМФ Постановлением СМ №219-98 от 20 февраля 1959 года. За создание первого ракетного комплекса с баллистической ракетой Р-11ФМ и первых подводных лодок-ракетоносцев проектов В611 и АВ611 присуждена Ленинская премия. Лауреатами стали: Н.Н. Исанин (ЦКБ-16), И.С. Бахтин (судостроительный завод № 402), И.В. Попков и П.В. Новожилов (ОКБ-1), В.П. Финогеев (НИИ-885), В.П. Арефьев, П.М. Зеленцов, В.Ф. Печурин (НИИ-49), В.П. Макеев (СКБ-385), Н.А. Семихатов (НИИ-592). С.П. Королеву Ленинская премия, которая по положению присуждается однократно, была присуждена раньше.
Советский Союз стала единственной страной в мире, в составе подводных сил которой находились ракетные подводные лодки с баллистическими ракетами. На Северном флоте четыре ПЛ пр. АВ611 входили в состав 16-й дивизии подводных лодок.
6 октября 1959 г. руководителю советского государства Н.С.Хрущева демонстрировалась ракетная стрельба БР Р-11ФМ с ПЛ «Б-62″ (командир В.А.Дыгало), стрельба производилась с акватории залива Петра Великого под Владивостоком, ракеты готовились на технической позиции морского ракетного полигона №65. За пять минут до пуска ПЛ всплывает, открывается крышка шахты, ракета поднимается с пусковых столов в верхнее положение и в 12 часов производится старт Р-11ФМ, сразу после чего ПЛ погружается. На Председателя Совмина Н.С.Хрущева, наблюдающего это зрелище с эсминца, произвело соответствующее впечатление, он наблюдал стар БР с ПЛ впервые.
СКБ-385 (гл. конструктор В.П. Макеев), завершая организацию производства серийных ракет Р-11ФМ и оснащение ими подводных лодок проекта АВ611, разрабатывало морскую ракету Р-13 комплекса Д-2, а также оперативно-тактические ракеты Р-17 и Р-18 на высококипящем топливе.
Первый подводный запуск со специально спроектированной в ОКБ-10 НИИ-88 (главный конструктор Е.В.Чарнко) БР типа Р-11ФМ с движущейся ПЛ был осуществлен в 1960 г. с ПЛ проекта ПВ611 (модернизированная ПЛ проекта В611). В середине 1960-х годов ПЛ типа проект АВ611 были переоборудованы для проведения испытаний радио-оптико-электронной астронавигационной системы «Символ» (проект АВ611С), ГАК “Енисей” (проект АВ611Е), ГАС миноискания «Радиан-1″ (проект 611РА), комплекса космической связи «Цунами-Б» (проект АВ611Ц), навигационной космической системы «Штырь-М» (проект АВ611К), аппаратуры измерения и контроля физических полей (проект АВ611Д) .
Работы по созданию первого морского ракетного комплекса Д-1 с БР Р-11ФМ из-за строительства нового типа подводных лодок и создания специальной инфраструктуры слишком затянулись, что к моменту принятия его на вооружение ракета уже была морально устаревшей, а появление у США ракет типа «Поларис» делал их практически мало эффективными. По этому ракетный комплекс Д-1 находился на вооружении ПЛ всего в течение девяти лет. Но его разработка и эксплуатация позволила отработать конструкцию морской ракеты и старт с подвижного носителя — ПЛ. получить необходимый опыт и подготовит кадры.
С 1958 по 1967 гг. было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 были успешными. 3 пуска были неудачными из-за отказа системы ракет, 7 — из-за ошибок личного состава или неточного определения места лодки, причины восьми отказов установить не удалось. Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.

В августе — сентябре 1958 года в Москве проводились переговоры между Советским правительством и китайской делегацией о передаче Китаю документации на строительство ПЛ проекта 629 и ракет Р-11ФМ. Уже во второй половине 1958 года СКБ-385 проводило подготовку технической и технологической документации по экспортному варианту ракеты Р-11ФМ для передаче ее Китайской Народной Республике (КНР). Официальное постановление правительства о передаче рабочих чертежей и технической документации в экспортном исполнении по ПЛ проекта 629 вышло 9 января 1959 года. В марте — декабре ЦКБ-16 ее готовило. Для оказания технической помощи в конце 1959 года в КНР была отправлена группа специалистов.
В настоящее время одну из ракет Р-11ФМ можно увидеть в экспозиции Артиллерийского музея в Санкт Петербурге.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-1
Главный конструктор С.П.Королев
Ведущий конструктор И.В.Попков
Изготовитель заводы №88 и №385
Код НАТО SS-1B, Scud-A
Тип комплекса ракетный комплекс с БР оперативно-тактического назначения
Корабли-носители ПЛ пр.В611,АВ611, пр.629
Состояние принят на вооружение 20 февраля 1959 г., снят с вооружен. в 1967г.
Ракета Р-11ФМ
Дальность стрельбы, км:
— с ядерной ГЧ 50 (46,3) — 150 1, 2(166,8)
— с фугасной ГЧ 250
Максимальная скорость, м/с 1059
Точность стрельбы , км:
— предельное отклонение 8,26
— КВО по дальности +4
— КВО по направлению +4
Головная часть (основной):
— тип ядерная, неотделяемая
— разработчик боеприпаса
и заряда КБ-11
— вес , кг 967 (9752)-10001 (1185)
— тип заряда РДС-4
— мощность заряда, Кт 40-80
Головная часть (на испытаниях):
— тип фугасная, неотделяемая
— вес , кг
Тип взрывателя контактный
Система управления инерциальная в составе гироскопического интегратора продольных ускорений Л22-5, гировертикали Л00-3Ф и гирогоризонта Л11-3Ф
— разработчик НИИ-885, ОКБ-1 и НИИ-592
— гл. конструктор Н.А.Пилюгин
Комплекс командных гироскопических приборов:
— тип «Базальт»
— разработчик НИИ-49
— гл. конструктор В.П.Арефьев
Комплект съемных оптико-механических приборов:
— тип ПП-11
— назначение обеспечение контроля разворота ракеты относительно ДП в период предстартовой подготовки
— разработчик КБ-7 ЦКБ «Арсенал»
— гл. конструктор С.П.Парняков
Органы управления и стабилизации
газовые рули и аэродинамические стабилизаторы
Тип старта надводный
вертикальный со среза шахты за счет собственных двигателей
Число ступеней: 1
Размеры, м:
— длина полная 10,344- 10,349
— макс. диаметр корпуса 0,88
— размах стабилизатора 1,75/1,7651,82
Стартовый вес, т 5,466-5,482 (5,518)
Вес пустой ракеты, т 2,07 (1,677-2,0)
Горючее:
— опытные ракеты ТГ-02 (тонка)
— серийные ракеты керосин Т-1
Вес горючего, т 0,708-0,797 (0,8)
Окислитель АК-20И (20% четырех-окиси азота и 80% азотной кислоты)
Вес окислителя, т 2,876 (2,661
Пусковое горючие ТГ-02 (50% ксилидина и 50% триэтиламина)
Вес пускового горючего, т 0,0189
Двигатель:
— тип однокамерный ЖРД С2.253А (С2.253М с ТНА) с вытеснительной системой подачи топлива
— разработчик ОКБ-2 НИИ-88
— главный конструктор А.М.Исаев
— тяга двигателя, тс:
на земле 8,26-8,3
в пустоте 9,5
— тяга двигателя в пустоте, тс 8,26
— удельная тяга, кгс с/кг 218-219
— время работы, с 90-95
— запуск соединение самовоспламеняющихся компонентов топлива АК-20 и ТГ-02
— вес, кг 103,3
— диаметр, мм 1000
— отношение массы ЖРД к тяге, кг/тс 11,5
Условия стрельбы:
— волнение моря, баллов 4-5
— широта точки старта до 850 с.ш.

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип хранение в шахте, старт со среза шахты
Разработчик ОКБ-1 и ЦКБ-16
Гл. конструктор С.П.Королев и Н.Н.Исанин
Изготовитель з-д №402
Размеры, м:
— диаметр 2,0
— высота 13,825
Угол поворота стола, град 180
Число ракет на ПУ 1

УСТРОЙСТВО УДЕРЖАНИЯ РАКЕТЫ:
— разработчик НИИ-88
Тип амортизации ракеты рычажно-пружинная

КОРАБЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ:
Тип «Доломит»
Разработчик НИИ-49
Главный конструктор П.М.Зеленцов

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 12.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА АВ611
ПЕРВАЯ МОРСКАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА Р-11ФМ
ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С РАКЕТОЙ Р-101
ПЕРВЫЕ РАБОТЫ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ НА КОРАБЛЯХ ВМФ СССР В 1945-1953 ГОДАХ
ПРОРАБОТКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК-НОСИТЕЛЕЙ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ Р-1, Р-2, Р-101
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
ЭНЕРГИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА ОАО


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap