ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА КСС «СТРЕЛА». ANTI-SHIP MISSILE KSS «STRELA»



ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА КСС «СТРЕЛА»

ANTI-SHIP MISSILE KSS «STRELA»

Разработка корабельных самолетов-снарядов «Стрела» с системой «Колчан» задана ОКБ-155 Постановлением правительства от 31 декабря 1954 года №2544-1226. Ракета разрабатывалась на базе авиационной управляемой ракеты КС. Разработка авиационного комплекса «Комета» с самолетом-снарядом КС («Комета»-самолет) задана Постановлением Правительства от 8 сентября 1947 года №3140-1028. Головным разработчиком комплекса и бортовой аппаратуры управления снаряда было определено СБ-1 (КБ-1), главный конструктор — П.Н.Куксенко. Главный конструктор ракеты — М.И.Гуревич, заместитель главного конструктора ракеты А. Я. Березняк. Самолетную аппаратуру управления комплекса проектировал НИИ-17.
Корабельный комплекс КСС («Комета – самолет-снаряд») должен был состоять из нескольких основных элементов. Это были управляемая крылатая ракета, пусковая установка для нее и набор радиоэлектронного оборудования, предназначенного для управления стрельбой, взаимодействия с другими системами корабля.
Предполагалось этими ракетами оснастить крейсера проекта 68 бис (типа «Свердлов»), на каждом размещалось 24-28 самолетов снарядов КСС (корабельный снаряд «Стрела»). Разработка самолетов-снарядов выполнялась на базе авиационного самолета-снаряда КС и береговых самолетов-снарядов КСС «Стрела». Самолет-снаряд КСС имел складывающиеся консоли крыла, заваливающийся киль и пороховой стартовый ускоритель. В процессе разработки был решен вопрос старта с корабельных пусковых установок при качке корабля.
Базовая ракета КС-1 уже успела пройти все испытания и поступала на вооружение морской авиации. Таким образом, имеющиеся агрегаты уже не требовали проверки. При этом, однако, требовалось обеспечить новый способ взлета. «Комета» воздушного базирования сбрасывалась с самолета-носителя на определенной высоте с некоторой начальной скоростью, а новой КСС пришлось бы разгоняться и набирать высоту самостоятельно или при помощи неких дополнительных агрегатов: пусковой установки, стартового двигателя итд.
Для запуска КСС предложили применять рельсовую пусковую направляющую и стартовый твердотопливный ускоритель. В хвостовой части ракеты появились крепления для стартового двигателя типа СПРД-15 тягой до 40 т, достаточной для первоначального разгона ракеты. Кроме того, были изменены средства крепления ракеты на пусковом устройстве.
Ракета КСС получала обтекаемый вытянутый фюзеляж с лобовым воздухозаборником, напоминающий агрегаты истребителя МиГ-15, как и базовая ракета КС-1. Общая длина ракеты достигала 8,5 м. Она оснащалась стреловидным крылом размахом 4,7 м, а также стреловидным килем со среднерасположенным стабилизатором. Для уменьшения габаритов ракеты в транспортном положении крыло получило шарниры для складывания поворотом вверх. В хвостовой части фюзеляжа также предусматривались крепления для дополнительного вертикального оперения. Стартовый вес изделия составлял 3419 кг, включая 479 кг порохового ускорителя.
В качестве маршевого двигателя использовался турбореактивный двигатель РД-500К тягой до 1500 кг. Топливная система имела несколько баков общей емкостью 320 л.
КСС использовала уже отработанную и проверенную систему наведения. На первой части траектории ракета должна была двигаться, принимая сигнал с РЛС наведения и корректируя свое положение в пространстве. При этом работали приемник и барометрический высотомер. Такой режим работы аппаратуры обозначался литерой «А». Режим «Б» включался на расстоянии в несколько десятков километров от цели. Переходя на второй режим, аппаратура должна была захватывать цель при помощи собственной радиолокационной головки самонаведения. В таком случае носитель подсвечивал цель, а ГСН принимала отраженный сигнал и по нему должна была наводить ракету.

По программе вооружения комплексом КСС проектировались в ЦКБ-17 (Невское ПКБ) под руководством главного конструктора В.В.Ашика несколько проектов перевооружения кораблей проекта 68 бис: пр. 67ЭП (экспериментальные пуски) для первого этапа испытаний ракет КСС с пуском с нестабилизированной ПУ; пр. 67СИ (совместные испытания) для проведения второго этапа испытаний — совместных испытаний с размещением одной стабилизированной ПУ вместо двух носовых башен главного калибра; пр. 67 для штатного размещения комплекса РО в составе двух стабилизированных ПУ вместо всех башен главного калибра. Эскизный проект 67 корабля был выпущен в марте 1956 года, в нем число самолетов-снарядов было снижено до 19 единиц. Технический проект разработан в сентябре 1956 года.
Разработка корабельных приборов управления и РЛС управления стрельбой велась в НИИ-10 под руководством И.А.Скородумова на базе береговой аппаратуры комплекса «Стрела» разработанной КБ-1.

Двухстартовая стабилизированная пусковая установка СМ-58 для ракет КСС создавалась в ЦКБ-34. В эти годы началось оснащение Военно-морского флота ракетными корабельными системами. Первыми, спроектированными в КБ в 1956–1957 гг., были спаренные корабельные установки для старта крылатых ракет СМ-58 и СМ-58-II. Корабельная ПУ СМ-58-II разработана в развитие опытной установки СМ-58, которая предназначалась для совместных испытаний с крылатой ракетой «КСС».
СМ-58- II являлась главным калибром кораблей проекта 67-СИ. Эта ПУ считается одной из первых установок, созданных для крупных надводных кораблей ВМФ, стабилизированной в трех плоскостях.
Заряжание ПУ производилось при развернутой на 180 градусов установки от походного положения, КСС подавались кормой вперед. Система хранения и подачи самолетов-снарядов КСС разрабатывалась в ЦКБС-4 под руководством В.В.Москалева.

Переоборудование крейсера проекта 68 бис «Адмирал Нахимов» по пр. 67ЭП было начато в апреле 1955 года на николаевском судостроительном заводе №444. Для этого в носовой части корабля установили изготовленную заводом ПТО им. С.М.Кирова открытую поворотную установку лоткового типа на выдвижной тумбе. Для размещения снарядов на корабле установили два ангара побортно от второй башни главного калибра на спонсонах. Спереди носовой башни разместили наклонные газоотражательный щит, ее стволы вывели на максимальный угол возвышения. РЛС наведения С-1 под сферическим обтекателем разместили на специальной мачте, для ее стабилизации использовались элементы поста наведения зенитной артиллерии «Фут-Б». Остальная аппаратура корабельной системы управления «Колчан» размещалась вместо аппаратуры РЛС «Риф-А». Переоборудование корабля завершилось в октябре 1955 года.

Испытания корабельной системы управления проводились на крейсере «Адмирал Нахимов» с сентября 1955 года на Черном море. Самолеты-снаряды прибыли на испытания в ноябре 1955 года. Первый пуск самолета-снаряда КСС с крейсера «Адмирал Нахимиов» был произведен 22 января 1956 года. Первый этап испытаний закончился 26 апреля 1956 года, в качестве целей использовалась десантная баржа с уголковыми отражателями имитирующая ЭМ и быстроходный дистанционно-управляемый торпедный катер. Было выпущено 13 ракет, восемь из них попали в цель при дальности стрельбы от 15 до 43 км. Бортовая аппаратура ракеты КСС проверялась на самолете-дублере МиГ-17СДК. В целом результаты испытаний были признаны успешными и комиссия рекомендовала на проводить совместные испытания, а перейти к постройке серии кораблей пр. 67. В связи с чем работы по проекту 67СИ были прекращены.

Постановлением СМ от 26 августа 1956 года на стадии выпуска рабочих чертежей и в 1959 году достроить на заводах №444, 194 и 189 по одному кораблю по пр. 67 и переоборудовать на заводе №444 одного корабля по этому же проекту. В следующем году задавалось сдать еще два корабля пр. 67 на заводе №189 с новой системой наведения «Вектор» позволяющей избирательно поражать цель в составе ордера и два на заводе №402.

На втором этапе испытаний ракет КСС с крейсера «Адмирал Нахимов» проводившихся с 3 июня по 22 декабря 1956 года было произведено 24 пуска, из них 20 прямых попаданий, в том числе в натурный отсек недостроенного тяжелого крейсера пр. 82. В процессе испытаний были выявлены недостатки комплекса РО: длительная предстартовая подготовка, малая дальность действия. Все это привело к пересмотру программы вооружения ВМФ самолетами-снарядами КСС. В соответствии с Постановлением СМ от 4 июля 1957 года №751-358 работы по проекту 67 прекращались. В ноябре 1957 крейсер «Адмирал Нахимов» перешел на завод № 444 (Черноморский ССЗ) в Николаеве для демонтажа конструкций и устройств, выполненных по проекту 67ЭП и подготовки к перевооружению по проекту 71 (как и 67СИ было отменено).
По расчетам для вывода из строя ЛК пр. 23 необходимо до 13 ракет КСС, для ТКР типа «Балтимор — 7, для АВ типа «Эссекс» — 8-9, ЭМ — 1.
На базе ракеты КС были созданы: подвижный комплекс с фронтовой крылатой ракетой ФКР; ракеты береговых противокорабельных комплексов «Сопка» и «Стрела».
Разработка береговой системы вооружения «Стрела» была начата в филиале ОКБ-155 под руководством А.Я. Березняка по Распоряжению Совмина № 3346 от 21 апреля 1954 г. Ракета создавалась на базе корабельной крылатой ракеты «Комета». Основное ее отличие заключалось в оснащении стартовым пороховым ускорителем СПРД-15, разработанным КБ-2 завода № 81 Министерства авиационной промышленности под руководством главного конструктора И.И. Картукова.
При создании нового самолета- снаряда, получившего название ФКР- 1 (фронтовая крылатая ракета – первая) или КС-7, за основу была принята все та же «Стрела», при этом была предусмотрена реализация дополнительных мероприятий по повышению надежности. Отработанную на КС и КСС аппаратуру наведения на радиоконтрастные цели заменили системой управления «Метеор» с радиоэлектронной аппаратурой «НБ» и автопилотом АП-М.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-155
Изготовитель завод №256
Тип ракеты крылатая противокорабельная КСС
Состояние разрабатывалась и прошла испытания в 1954 – 1957 гг
Боевая часть:
— тип фугасня
— вес ВВ, кг 800 — 860
— тип ВВ ТГА
Корабль-носитель: КР пр. 67, 67ЭП, 67СИ
Система управления:
— вариант 1 — комбинированная, телеуправление (или автопилот) и полуактивная РЛГСН
— вариант 2 — с активной РЛГСН системы «Вектор»
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта наклонный с рельсовых направляющих за счет стартового двигателя
Дальность стрельбы, км:
— вариант 1 45
— вариант 2 (система «Вектор») 100-120
Число обстреливаемых целей:
— вариант 1 1
— вариант 2 (система «Вектор») 2
Высота полета, км до 400
Скорость полета, км/ч (м/с) 1130 (312)
Число ступеней 2
Длина ракеты, мм 8483
Макс. диаметр корпуса, мм 1200
Размах крыла, мм 4740
Высота ракеты, мм
Стартовый вес, кг 3262
Топливо:
— тип керосин Т-1
— вес, кг 165-320
Маршевый двигатель:
— тип ТРД РД-500К (короткоресурсный вариант РД-500 с нерегулируемой тягой)
— тяга, кг 1490-1500
— вес, кг 481
— ресурс, час 10
Стартовый двигатель:
— тип пороховой СПРД-15 (ПРД-15М)
— разработчик КБ-2 з-да №81 МАП
— гл. конструктор И.И.Картуков
— вес , кг 479-492
— тяга, т 27-41
— время работы, с 1,6-1,8
— число шашек 13
— топливо порох РСИ-12К
разработчик НИИ-125

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип одностартовая не стабилизированная открытая лоткового типа
Изготовитель з-д ПТО им. С.М.Кирова
Носитель КР. Пр.67ЭП
Длина направлящих, м 10-15
Вес, т
Угол старта, град. постоянный 10

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип двухстартовая стабилизированная СМ-58
Разработчик ЦКБ-34
Гл. конструктор Т.Д.Вылкост
Носитель КР. Пр.67
Длина направлящих, м 10-15
Вес, т 255

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 11.05.2019

Источники:
1. Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
2. Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
3. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, 562 с.
4. Карпенко А.В. «Береговые ракетные комплексы ВМФ», ВТС «Невский Бастион» №2/1997 г.
5. Ангельский Р.Д. «Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды». Невский Бастион» №1 – 1997.
6. Морской сборник №9-1997
7. «Перспективы и пути совершенствования систем вооружения с крылатыми ракетами морского базирования», СПб: Галерея Принт, 1999
8. А.Широкорад . «Ракеты над морем» — «Техника и вооружение», №11-12, 1997
9. https://topwar.ru/
10. http://www.telenir.net

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 67
ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ
АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ (СПРАВОЧНИК)
ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ
МИГ РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap