ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT



АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА ПОВЫШЕННОЙ ДАЛЬНОСТИ Х-59МК
AVIATION MISSILE EXTENDED RANGE H-59MK

15.04.2016

До конца 2015 года на вооружение авиации ВМС НОА Китая поступило около 200 ПКР Х-59МК российского производства, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на thaimilitaryandasianregion.wordpress.com (21 марта).
Ракеты поступают в арсенал ударных самолетов Су-30МК2 (код НАТО Flanker-G). Шведский институт SIPRI полагает, что вооруженные силы КНР получили два варианта ракеты – Х-59МК и Х-59МК2.
Военный Паритет

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА ПОВЫШЕННОЙ ДАЛЬНОСТИ Х-59МК

Ракета Х-59МК с активной радиолокационной системой самонаведения создана ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка на базе авиационной тактической ракеты Х-59М с телевизионной системой наведения.
Управляемая ракета Х-59МК повышенной дальности класса «воздух-поверхность» с активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-59Э является модификацией ракеты Х-59МЭ с телевизионно-командной системой наведения, входящей в состав вооружения самолетов Су-24, Су-24М. Су-30МК и перспективного Су-34.
Ракета Х-59М является глубокой модернизацией ракеты Х-59 с заменой маршевого твердотопливного двигателя на малогабаритный турбореактивный двигатель Р-95ТП-300БТ производства «Мотор Сич». ГСН и телевизионно-командная система наведения «Текон-1А» разрабатывались во Львовском ОКБ «Текон-Электрон» и изготавливались концерном «Электрон» (Львовское НПО телевизионной техники).
Ракета Х-59МК предназначена для поражения широкой номенклатуры радиолокационно-контрастных надводных целей в любое время суток как в простых, так и в сложных погодных условиях при волнении моря до 6-и баллов.
Ракета реализует принцип «пустил-забыл» за счет автономного распознавания прилегающей к цели местности. Маршрут низковысотного полёта ракеты к цели задаётся в полётном задании ракете.

Ракета Х-59МК выполнена по схеме «бесхвостка» и снабжена крестообразным треугольным крылом. В носовой части корпуса установлены четыре дестабилизатора.
Информация о варианте ракеты Х-59М с радиолокационной головкой самонаведения впервые была представлена разработчиком на международном авиационно-космическом салоне МАКС-93, тогда был продемонстрирован планшет со схемой ракеты. В иностранной печати ракета в данной комплектации получила индекс Х-59А. Реальный образец был продемонстрирован широкой публике намного позже.
Одной из сенсаций МАКСа-2001 стала новая ПКР Х-59МК с радиолокационной головкой самонаведения, разработанная ФГУП МКБ «Радуга». Она спроектирована на базе широко известной ракеты Х-59М, которая является основным оружием фронтовой авиации для поражения особо важных наземных цели. В отличие от прародителя, оснащенного телевизионно-командной системой наведения, Х-59МК несет активную радиолокационную головку самонаведения АРГС-59, которая является усовершенствованным вариантом ГСН АРГС-35 (разработчик КБ «Радар-ммс» для ПКР Х-35). ГСН АРГС-35 имеет дальность действия до 20 км, угол сканирования +45 по азимуту, от -20 до +10 по углу места.
В состав систем управления ракеты Х-59МК так же входит радиовысотомер А-079Э разработки УПКБ «Деталь», другое оборудование.
Еще одна важнейшая особенность Х-59МК — новый высокоэкономичный ТРДД 36МТ разработки НПО «Сатурн», заменивший прежний двигатель Р-95-300, изготавливаемый на Украине.

Замена стартового ускорителя на топливный бак и установка нового маршевого двигателя позволила увеличить дальность полета со 115 до 285 км. К недостаткам ракеты относится дозвуковая скорость полета, к достоинствам — отработанность базового варианта, мощная — 320 кг — боевая часть (БЧ).
По оценке специалистов «Радуги», вероятность попадания в крейсер или эсминец составляет 0,9-0,96, в катер — 0 7-0,93 При этом, для поражения катера достаточно одной ракеты, а расчетное среднее число попаданий для уничтожения крейсера или эсминца составляет, соответственно, 1,8 и 1,3.
По словам директора, МКБ «Радуга» в течение 2003 года инвестировало в программу создания Х-59МК не менее $ 2 млн. собственных средств. Х-59МК прошла наземные испытания. Серийный выпуск Х-59МК начался в 2005 году.
Предположительно ракета Х-59МК создана по заданию Китая. Последнее весьма вероятно, поскольку исходной системой — Х-59М — вооружаются истребители семейства Су-27, поставляемые в Китай и Индию. По этой ракете на МАКСе-2001 также была представлена новая информация. В частности сообщено, что в комплекс ракетного оружия «Овод-МЭ» могут входить ракеты Х-59МЭ с проникающей БЧ массой 320 кг и с кассетной БЧ массой 280 кг.
Оба варианта Х-59М имеют сравнительно небольшую массу — 930 кг, что позволяет подве­шивать на истребитель Су-27 до 5 ракет.
Ракета входит в состав вооружения авиационных комплексов типа Су-30. Ракетой могут вооружаться самолеты семейства Су-30МК.

Комплект поставки:
• боевой вариант — ракета Х-59МК;
• учебно-разрезной вариант — ракета Х-59МК(УР);
• учебно-действующий вариант — ракета Х-59МК(УД);
• автоматизированная система контроля;
• средства наземного обслуживания ракеты Х-59МК;
• комплект ЗИП групповой ракеты Х-59МК;
• комплект эксплуатационной документации групповой.
Для контроля ракет при проведении их регламентного обслуживания используется автоматизированная система контроля АСК из состава комплекса «ОКА», доработанная для контроля ракет Х-59МК. Для обеспечения эксплуатации ракет в условиях технической позиции, транспортировки, хранения в арсеналах и складах, проведения регламентного обслуживания, проверки ракет и выдачи их для подвески под самолёт-носитель используются средства наземного обслуживания СНО-106МА.
. В конце 2007 г. фирма «Прогресс», дочернее предприятие ГК «Укрспецэкспорт», подписала с «Рособоронэкспортом» контракт на поставку крупной партии авиационных ракет Р-27 и 100 Х-59М 1982-1987 гг. выпуска с остаточной стоимостью 84 тыс. грн. (17 тыс. долл.) за каждую. Согласование контракта состоялось во время заседания российско-украинской подкомиссии по военному сотрудничеству.
На территории Украины на момент распада СССР оставалось 132 ракеты типа Х-59М и 69 Х-59, из которых уже тогда 3 и 33 соответственно имели превышение назначенного срока хранения и эксплуатации, а 5 Х-59 были неисправны. Все имевшиеся ракеты Х-59 к настоящему моменту утилизированы. Еще 40 ракет Х-59(М) 1982-1990 гг. выпуска фигурировали в плане реализации 2011 г. с остаточной стоимостью около 112 тыс. грн. (14 тыс. долл.) за каждую.
До конца 2015 года на вооружение авиации ВМС НОА Китая поступило около 200 ПКР Х-59МК российского производства. Ракеты поступают в арсенал ударных самолетов Су-30МК2 (код НАТО Flanker-G). Шведский институт SIPRI полагает, что вооруженные силы КНР получили два варианта ракеты – Х-59МК и Х-59МК2.

ГосМКБ „Радуга“ имени А. Я. Березняка (Дубна, Московская область, входит в КТРВ) представило на МАКС-2015 вариант модернизации известной авиационной управляемой ракеты Х-59МК2, которая продолжает семейство хорошо себя зарекомендовавших в отечественных ВВС и за рубежом управляемых ракет Х-59М. Однако, в данном случае понятие «вариант модернизации» достаточно условный, потому, что данная ракета является практически полностью новой разработкой. В настоящее время за рубежом уже существуют крылатые ракеты того же класса AGM-158 JASSM, Scalp EG/Storm Shadow и Taurus. Показанная в 2015 году ракета еще не получила собственное название и была продемонстрирована как «Вариант модернизации авиационной управляемой ракеты Х-59МК2».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Код НАТО AS-13 Kingbolt
Максимальная дальность, км
• по цели типа «эсминец», «крейсер» 285
• по цели типа «катер» 145
Минимальная дальность, км 5…25
Режимы пуска ракеты:
• диапазон скоростей полёта носителя при пуске, км/ч 600…1100
• число М 0,5…0,9
• диапазон высот полета носителя, км 0,2…11
Круговое вероятное отклонение ракеты от заданной точки прицеливания (Екво), м — 3…5
Боевая часть:
— тип проникающего типа
— вес, кг 320
Система управления СНАУ на базе БИНС с активной РЛГСН
ГСН:
— тип активная радиолокационная типа АРГС-59
— разработчик «Радар-ммс»
— дальность обнаружения цели с ЭПР 5000 м2, км 25
— дальность обнаружения цели с ЭПР 300 м2, км 15
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта воздушный, сброс с самолета-носителя
Скорость полета ракеты, км/ч 900…1050
Высота полета ракеты,м
На марше (над водной поверхностью) 10…15
В районе цели 4…7
Число ступеней 1
Длина ракеты, мм 5700
Максимальный диаметр корпуса (без двигателя), мм 380
Диаметр носовой части, мм 420
Размах крыльев, мм 1300
Стартовый вес, кг не более 930
Маршевый двигатель:
— тип ТРДД 36МТ
— тяга, кг 450
Пусковая установка:
— тип авиационное катапультное устройство АКУ-58
— разработчик МКБ Вымпел»
— число ракет на ПУ 1
— вес пустой, кг 185
— длина, мм 3810
— ширина, мм 130
— высота, мм 220

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 15.04.2016

Источники: Карпенко А.В., Ганин С.М., «Отечественные авиационные тактические ракеты». СПб: «Бастион», 2000 г., 132 с., www.ktrv.ru, ОАО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка», http://bastion-karpenko.ru, С.Сокут «Длинные руки для авиации и флота» — «НВО» №31 — 2001, «Новый вариант ПКР Х-59 всепогодного действия» — «ВТС» 26 ноября — 2 декабря 2001 г., Аэрокосмическое обозрение, Военный Паритет, thaimilitaryandasianregion.wordpress.com и др.

СУДЬБА УКРАИНСКИХ РАКЕТ КЛАССА «ВОЗДУХ – ПОВЕРХНОСТЬ» Х-59(М) ДЛЯ СУ-24М
ВАРИАНТ МОДЕРНИЗАЦИИ АВИАЦИОННОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ Х-59МК2
КОРПОРАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap