ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ПРОЕКТ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА П-40. THE PROJECT ANTISHIP MISSILE COMPLEX P-40



ПРОЕКТ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА П-40

THE PROJECT ANTISHIP MISSILE COMPLEX P-40

Работы по противокорабельной крылатой ракете П-40 для вооружения кораблей ВМФ были начаты в ОКБ-155 в 1955 году на базе авиационной ракеты К-10С. Комплекс ракетного вооружения с этой ракетой проектировался НИИ-10 МСП (МНИИРЭ «Альтаир») для установки на проектировавшиеся атомные крейсера проекта 63 по постановлениям СМ СССР от 17 и от 25 августа 1956 г.
Создание авиационной ракетной системы «воздух-земля» К-10 («Комета-10») велось согласно Постановлению правительства № 178-110 от 3 февраля 1955 года и более детального документа № 1946-1045 от 16 ноября того же года. ОКБ-155 выступало ведущим по ракете К-10С, главным конструктором которой стал М. И. Гуревич. Систему управления К-10У, включавшую самолетную РЛС и ракетные системы, разрабатывало КБ-1 Минвооружения под руководством главного конструктора С. Ф. Матвеевского.
Авиационная ракета К-10С должна была развивать скорость до 1700-2000 км/ч. Ее стартовый вес не должен был превышать 4400 кг, при весе боевой части 1000 кг и аппаратуры управления 350 кг. Вес самолетного оборудования был ограничен 1200 кг.

Как уже упоминалось, фактически параллельно ОКБ-155 было задано также создание корабельного варианта К-10П для проектировавшегося атомного крейсера.
Уже в 1955 году ЦКБ-16 под руководством главного конструктора В.В.Ашика выполнило предварительную проработку размещения противокорабельных крылатых ракет П-40 на крейсере проекта 63. Старт ракет производился с открытой палубной установки, ракете хранились в специальном подпалубном погребе. Для их доставки на палубу был предусмотрен лифт.

Разработка первого советского корабля с ядерной энергетической установкой началась в соответствии с Постановлением СМ СССР № 1601-891, в котором требовалось в период с 1956 по 1962 годы. Конструкторам задавалось создать новые типы кораблей с новым вооружением и новыми видами энергоустановок. Центральному конструкторскому бюро №17 поручили разработать проект 63 ракетного крейсера.

Прорабатывалось несколько вариантов вооружения этого кораблей. Ракета П-40 не была единственной в будущем арсенале корабля, она рассматривалась как один из вариантов его оснащения. Крейсер проекта 63 планировалось оснастить ракетами П-6 или П-40 в количестве от 18 до 24 единиц. Также рассматривался вариант использования более крупных и дальнобойных крылатых ракет П-20, разрабатывавшихся в то время в ОКБ-240 главного конструктора С.В. Ильюшина.
Крылатая ракета П-40 предназначалась для поражения площадных береговых и групповых морских целей. Дальность действия ракет П-40 составляла 300-350 км.
Конструкторским коллективом ОКБ-155 базе авиационной ракеты К-10С в 1957 году был проработан вариант корабельной крылатой ракеты дальнего действия П-40., он имел некоторые конструктивные отличия от аналога.
Сам потенциальный носитель ракет П-40 атомный ракетный крейсер проекта 63 создавался на базе корпуса недостроенных легких крейсеров пр. 68бис. В планах ВМФ было строительство серии из 7 единиц кораблей пр. 63 в 1961-1964 г. Под строительство серии крейсеров выделялись судостроительные заводы №184 и №144.
Крейсер должен был иметь 3-4 пусковые установки для ракет П-40, систему ПУС «Тензор» и боекомплект из 18-24 снарядов.

В конце 1955 года для крейсера пр.63 ЦКБ-34 начало разработку двух типов пусковых установок под крылатые ракеты П-40: СМ-69 и СМ-76.
В период 1956-1958 гг. ЦКБ-34 были выполнены эскизные проекты СМ-69 – спаренной подъемно-опускной корабельной стартовой установки для крылатых ракет «К-10П» комплекса П-40; СМ-76 – счетверенной пакетной стартовой установки для крылатой ракеты «К-10П».

Не только на атомном ракетном крейсере предполагалось использование ракетного комплекса П-40. Он прорабатывался для установки и на другие корабли. Так по Постановлению СМ от 4 июля 1957 года ракеты П-40 предполагалось разместить на крейсере пр. 64. На крейсере прорабатывалась установка трех пусковых установок СМ-76. Но разработка комплекса П-40 не стала завершенной, как и сами проекты 63 и 64 ракетных крейсеров.
По решению правительства работы по ракетному комплексу П-40 были прекращены в 1958 году. От амбициозного проекта отказались в пользу более реальных кораблей и удачных морских противокорабельных крылатых ракет П-6 и П-35 разработки ОКБ-52 главного конструктора В.Н.Челомея.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-155и филиал №2 ОКБ-155 (Дубна)
Гл. конструктор М. И. Гуревич
Изготовитель не изготавливалась, предполагалось производить на заводе №256
Тип ракеты противокорабельная, первого поколения
Состояние разработки производились в 1955-57 гг.
Ракета П-40 (К-10П)
Боевая часть (вариант 1):
— тип фугасно-кумулятивная ФК-10
— вес, кг 940
Боевая часть (вариант 2):
— тип термоядерная
— мощность заряда, Мт 0,1-1,0
— вес, кг 1000
Корабль-носитель КР пр. 63 и 64
Система управления радиокомандная типа «ЕС» с активной РЛГСН типа «ЕС-2»
— разработчик КБ-1
— гл. конструктор С.Ф.Матвеевский
— дальность захвата ГСН, км 15-20
Органы управления аэродинамич. рули
Тип старта наклонный с корабельной ПУ за счет стартовых ускорителей
Дальность стрельбы, км 20-400 (300-350)
Высота полета, м 500-8000
Макс. скорость ракеты, км/ч 1950-2030
Точность стрельбы (КВО), км 0,5-1,5
Число ступеней 2
Длина ракеты, м 11,5
Диаметр фюзеляжа, м 1,5
Размах крыльев, м 8,2
Высота ракеты, м 2,8
Стартовый вес, кг 5000
Крылья:
— тип складные
— раскрытие крыльев ручное
Маршевый двигатель:
— тип ТРД М-9ФК(РД-9ФК)
— разработчик ОКБ-300
— гл. конструктор С.К.Туманский
— тяга, кг 3300
— топливо керосин
Стартовый двигатель:
— тип пороховой
— число 1

КОРАБЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ:
Тип ПУС «Тензор»
Число каналов стрельбы 6

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 1):
— тип СМ-69 спаренная выдвижная (подъемно-опускная)
— разработчик ЦКБ-34
— состояние эскизный проект 1956-1958 годы
— длина, м 12
— ширина, м 7
— вес, т 10
— боекомплект ПУ 6
— угол гориз. наведения, град +/-150(+/-170)

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 2):
— тип СМ-76 счетверенная пакетная
— разработчик ЦКБ-34
— состояние эскизный проект 1956-1958 годы

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 07.05.2019

Источники:
1- Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
2- Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
3- В.Марковский, И.Приходченко «Крылатые ракеты СССР и России. Оружие ракетоносцев». — Москва : Эксмо : Яуза, 2016.
4- Морской сборник № 9-1997
5- Техника и вооружение 1997 11-12
6- http://www.telenir.net

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 64
АТОМНЫЙ КРЕЙСЕР С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 63
АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ (СПРАВОЧНИК)
МИГ РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ
АЛЬТАИР МОРСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (МНИИРЭ «АЛЬТАИР»)



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap