АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ПОДВОДНАЯ РАКЕТА АПР-2 «ЯСТРЕБ-М» («ЯСТРЕБ-2М»). AVIATION ANTI-SUBMARINE SUBMARINE MISSILE APR-2 «YESTREB-M» («YESTREB-2M»)


АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ
ПОДВОДНАЯ РАКЕТА АПР-2 «ЯСТРЕБ-М» («ЯСТРЕБ-2М»)
AVIATION ANTI-SUBMARINE
SUBMARINE MISSILE APR-2 «YESTREB-M» («YESTREB-2M»)

Ракета «Ястреб-М» разрабатывалась как составная часть авиационных противолодочных комплексов для вооружения самолетов и вертолетов ПЛО, она предназначена для поражения состоящих на вооружении и перспективных м при подводных лодок (ПЛ) на глубинах до 600 скорости их хода до 80 км/ч.
Она должна была войти в состав вооружения противолодочных самолетов Ту-142М и Ил-38, вертолетов Ка-27, Ка-28, Ми-14, созданных на ММЗ «Опыт», ОКБ им. Ильюшина, вертолетных заводах им. Миля и им. Камова. Аэрогидробаллистическое проектирование ракеты «Ястреб-М» выполнялось с учетом опыта, накопленного при разработке «Кондора».
Первоначально системой управления ракеты «Ястреб» занимался ЦНИИ АГ.
На этапе формирования директивных документов по развертыванию работ по ОКР «Ястреб» ЦНИИАГ, стремясь перехватить инициативу в одностороннем порядке, но с поддержкой военных заказчиков, сумел внести в проект готовившегося постановления правительства по созданию «Ястреба» еще более сложную задачу, получившую наименование «Орёл».
Завязывавшаяся при этом интрига могла обернуться для только начинавшего свою работу НИИПГМ полным провалом, поскольку создание в процессе выполнения ОКР «Орёл» турбоводометного двигателя в то время не было подготовлено даже в самой малой степени. Попытки создать такой двигатель предпринимались с привлечением КБ известного конструктора авиационных двигателей A.M. Люльки. Однако условия, которые выставлялись как встречные, НИИПГМ обеспечить не мог, и дело далеко не продвинулось.
Ситуацию удалось разрядить при поддержке ленинградского филиала ЦНИИ-30 ВВС. Поступившее от НИИПГМ предложение о создании ракеты «Ястреб» с улучшенными по сравнению с ранее заявленными характеристиками получило одобрение, и предприятие получило разрешение на постановку этой ОКР в первую очередь.
В то же время тема «Орёл», от которой заказчик не хотел отказываться, также вошла в Постановление в виде обязательной для исполнения, но с более поздними сроками и более высокими характеристиками. В связи с изменениями, которые были внесены буквально по ходу формирования постановления, ракеты получили обозначения «Ястреб-М» и «Орёл-М» соответственно.
Вскоре было предложено создать ракету с улучшенными характеристиками, предложенную ленинградским филиалом НИИ-30 МО, и она получила обозначение «Ястреб-М».
Таким образом, НИИПГМ получил заказ сразу на две темы. Но установленная последовательность в выполнении этих работ оставляла время для маневра. Тогда же стало понятно, что создание этих ракет станет возможным лишь в том случае, когда НИИПГМ возьмет на себя функции головной организации по бортовым системам. А это означало отказаться от партнерства с ЦНИИАГ и создать новую кооперацию.

В состав подводной ракеты «Ястреб-М» входят головной обтекатель, приборный отсек с приборами системы наведения и управления, боевая часть, двигатель, рулевой отсек и тормозная система. Двигатель — РДТТ на высококалорийном смесевом топливе.
Система наведения и управления ракетой – инерциальная с системой самонаведения (ССН). Используемая ССН гидроакустического типа с применением комбинаций корреляционно-фазовой обработки поступающей информации и методов согласованной фильтрации с селекцией амплитуды. Примененные решения обеспечивают совместную работу ССН и двигательной установки.
Боевая часть — фугасная, весом 80кг. Взрыватель — неконтактный акустический. По сравнению с АПР-1 боевая часть оснащена новым зарядом взрывчатого вещества повышенного могущества. Разработка БЧ — ГосНИИМаш, производство — Новосибирский завод искусственного волокна.

Особую значимость в этой ситуации приобрело вызревшее в недрах НИИПГМ решение принять ответственность за создание принципиально новой гидроакустической системы. Надо отдать должное И.Е. Сахарову и Г.С. Грудинину, которые еще в период работы над ракетой «Кондор» инициативно и с глубоким пониманием проблемы создали макет новой системы. Используя серьезный научный задел кафедры гидроакустики Физического факультета МГУ и ее прикладной лаборатории, руководимой талантливым, в то время молодым ученым В.А. Буровым, система «Ястреб-М» впитала в себя современные достижения в этой области.
Действующий макет системы управления для новой модификации был разработан на кафедре «Гидроакустики» МГУ им Ломоносова и НИИПМГ. Создание системы управления для боевой ракеты было поручено НИИ Радиотехнической аппаратуры под руководством Б.В.Карпова. Ракета «Ястреб-М» создавалась как составная часть авиационных противолодочных комплексов для вооружения самолетов и вертолетов. В создании ракеты «Ястреб-М» принимали участие: Научно-исследовательский Инженерный институт, Томский НИИ Электромеханики, Ленинградский НИИ «Поиск», КБ Киевского завода им. Петровского, Пермское НПО им. Кирова, Московский НИИ «Квант» и др.
Министр машиностроения В.В. Бахирев подписал приказ о назначении НИИРТА разработчиком корреляционного автомата наведения ракеты «Ястреб-М». Это событие фактически предопределило судьбу не только новой разработки, но и оказалось в дальнейшем одним из важнейших условий успеха в создании противолодочных ракет и корректируемых авиационных бомб. НИИРТА пришлось приступать к новой работе с формирования специального отдела. Для этого на работу в институт были приглашены специалисты из ЦНИИАГ, имевшие опыт работ над ракетой «Кондор». Такой отдел под руководством Ю.С. Важнова был создан в феврале 1972 года и сыграл весьма важную роль в дальнейшей работе.
НИИПГМ, выполнявший роль головной организации в создании изделия «Ястреб-М», взял на себя ответственность за формирование требований к системе ее самонаведения, включавшей акустическую головку и автоматическую электронную часть системы – корреляционный автомат наведения (КАН). Создание КАН для ракеты «Ястреб-М» и последующих электронных автоматов этого назначения было принято к разработке НИИРТА.
Автономное моделирование позволяло решать следующие задачи: исследовать помехоустойчивость системы обнаружения и пеленгования (СОП) по отношению к различным шумовым и реверберационным помехам, определять пороги в обнаружителе, которые требовалось выставить, чтобы не было ложных срабатываний обнаружителя, когда подводной цели нет. При правильно выставленных порогах исследовалась способность СОП обнаруживать и пеленговать цель при различных дальностях до нее и ракурсах, определяя тем самым потенциальные возможности СОП. Отличительной особенностью такого автономного моделирования являлась необходимость расчетным путем получить выходные реализации (осциллограммы) процессов в СОП с малым шагом дискретности, чтобы можно было в деталях анализировать ее работу.
Пока разрабатывалась программа для расчета траекторий ракеты «Ястреб-М» при упрощенных моделях ее составных частей, удалось математически аккуратно формализовать основные принципы построения аппаратуры КАН. Как только модель КАН с детализированной моделью обработки сигналов была разработана, получили возможность анализировать его работу посредством автономного моделирования (1974–1975). Прежде всего специалисты обратили внимание на помехоустойчивость КАН по отношению к реверберационным помехам и на его способность обнаруживать подводную цель как в глубоком море, так и в мелком на фоне реверберации.
Общее научное руководство разработкой осуществлял В.А. Буров, руководитель прикладной лаборатории гидроакустики Физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Организация оперативного управления со стороны руководителя НИИРТА Б.В. Карпова и его заместителей Н.А. Мартынова и Л.Н. Толмачева, возглавлявшего опытное производство НИИРТА, а также жесткий контроль со стороны министерства и оперативной группы ВПК позволили к весне 1973 года изготовить и отрегулировать первый образец КАН.

Подключение к созданию «Ястреба-М» новых смежников позволило выполнить существенную модернизацию систем наведения и управления, принципиально улучшив характеристики обнаружения и классификации цели. Если в ракете «Кондор» поиск цели осуществлялся при циркуляции ракеты в вертикальной и затем в горизонтальной плоскости с расширенной диаграммой направленности (селекция цели при этом обеспечивалась в ограниченных пределах), то у АПР «Ястреб-М» гидроакустическая система была построена на принципах пространственно-временных различий корреляции сигналов от цели и реверберации. Это позволяло решать задачу поиска и классификации цели с одного захода при движении ракеты по спиральной траектории и осуществлять наведение ракеты преимущественно в переднюю часть подводной лодки. При этом существенно расширились диаграмма направленности и дальность обнаружения.
Эти качественные изменения нашли свое отражение в конструкции ракеты. Акустическая головка ракеты приобрела вид антенной решетки на плоском срезе. В ее конструкции нашли применение пьезокерамические преобразователи, составившие основу антенны и существенно расширившие возможности гидролокации за счет высокой чувствительности на приеме слабых отраженных сигналов, формирование пространственной диаграммы направленности нужного вида, формирования точной пеленгационной характеристики и, главное, обеспечившей условия для корреляционной обработки сигналов в электронном блоке системы цифровым методом. Помимо названных преимуществ гидроакустическая система позволила теперь осуществлять наведение ракеты преимущественно в переднюю часть подводной лодки, что важно для решения итоговой задачи действия у цели. В результате создания системы обнаружения и классификации цели в ракете «Ястреб-М» были заложены широкие возможности для ее усовершенствования в последующих модификациях. Это нашло свое отражение во внедрении фазовой манипуляции зондирующей посылки, автоматической классификации сигналов имитационных помех.
В работе над «Ястребом-М» принимало участие Киевское КБ завода им. Петровского. Оно создало сердце системы управления – блок гироскопических датчиков. Ведущие специалисты КБ А.Н. Кислинский, И.Е. Глазунов, И.М. Сафонов и многие другие внесли значительный вклад в конструкции этих изделий.
На начальных этапах работ по ОКР «Ястреб-М» было проработано множество вариантов ракет с различными типами двигательных установок. Основные изменения, которые были реализованы в конструкции твердотопливной двигательной установки ракеты, по сравнению с созданной ранее ракетой «Кондор» были вызваны с более высокой теплонапряженностью его работы – увеличенной температурой в камере сгорания и временем работы до 75 вместо 46 с.
В первую очередь они коснулись соплового блока. В его критическом сечении был использован вольфрамово-медный сплав, а защита соплового раструба была выполнена с использованием композиционного материала на основе угольного волокна. Стендовые и натурные испытания этой двигательной установки подтвердили ее высокую надежность. Ведущую роль в ее создании сыграли начальник отдела Л.И. Анашин, начальник сектора Б.А. Сендеров, ведущие инженеры В.С. Валуев, С.Г. Коршунов, С.П. Орлов, И.Н. Уварчева.

Большую роль в выполнении требований к твердотопливным зарядам для ракетного подводного двигателя сыграли пермские организации – НИИПМ и НПО им. С.М. Кирова, возглавляемые Л.Н. Козловым. На протяжении всей истории создания авиационных подводных ракет они обеспечили на современном уровне решение этих непростых задач.
Аппаратура ракеты создавалась на основе использования самых современных достижений. Создание электрического рулевого привода позволило отказаться от использования баллонов высокого давления, которые ограничивали возможности управления ракетой на больших глубинах. Все это позволило существенно сократить массу (до 575 кг) и длину (до 3,7 м) ракеты «Ястреб-М» и разместить ее на восьми авиационных носителях вместо двух «кондоровских».
Возглавляемый П.В. Голубевым Томский НИИЭМ принял участие в создании рулевых приводов для АПР «Ястреб-М», кроме того, подключились к созданию ракеты московский завод «Машаппарат», возглавляемый Г.Ф. Катковым, и воронежский НИИЭМ, возглавляемый Э.А. Лодочниковым.
Огромную помощь в работе НИИПГМ оказал завод «Сибсельмаш», фактически ставший для предприятия рабочей лошадью.
Для эксплуатации ракеты были разработаны стационарная и подвижная технические позиции с автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станцией АКИПС-1, а для повышения эффективности выполнения испытаний была разработана система спасения информации и матчасти.
КБ «Луч» (Киев) под руководством А. А. Горового выполнил сложный заказ на контрольно-испытательную станцию для проверки и аттестации бортовых систем ракеты в процессе эксплуатации.
В целом в состав кооперации разработчиков ракеты «Ястреб» вошли: Научно-исследовательский инженерный институт (главные конструкторы Г.Р. Маслюков, А.И. Михайлов и В.А. Голубев), томский НИИ электромеханики (руководитель П.В. Голубев), ленинградский НИИ «Поиск», КБ Киевского завода им. Петровского (главный конструктор А.Н. Кислинский), пермское НПО им. С.М. Кирова, московский НИИ «Квант» (директор Н.С. Лидоренко), воронежский НИИЭМ (главный конструктор Э.А. Лодочников), киевское КБ «Луч», московский завод «Машаппарат» (директор Г.Ф. Катков), ленинградский НИИ источников тока, новосибирские заводы «Сибсельмаш» и «Точмаш», кафедры МГУ, МВТУ, МАИ и другие НИИ и КБ страны. В договорных и более организаций. отношениях с НИИПГМ находилось одновременно до 40.
Для обучения летного и технического состава авиации ВМФ был разработан сбрасываемый имитатор для записи всего процесса подготовки ракеты к применению». В 1974 году ракета «Ястреб-М» вышла на предварительный этап государственных испытаний.
Государственные испытания ракеты «Ястреб-М» были завершены в 1976 году. В 1976 году ракета «Ястреб-М» (АПР-2) была внедрена в серийное производство на заводе «Сибсельмаш» и в следующем году принята на вооружение. После принятия на вооружение ракета получила обозначение АПР-2.
На ракете АПР-2 применена гидроакустическая система с использованием комбинации корреляционно-фазового метода обработки гидроакустической информации с методами согласованной фильтрации и амплитудной селекции. Технические решения, примененные на АПР-2, позволяют работать системе обнаружения и пелен-гования (СОП) при работающем двигателе.
Работа с инозаказчиками на предприятии началась во второй половине 1980-х годов с того, что НПО «Регион» была подготовлена конструкторская документация на экспортный вариант АПР-2Э. Комплект эксплуатационной документации был переведен на английский язык. Также был организован специальный учебный центр, куда доставили необходимые макеты и учебные пособия.

На базе ракеты «Ястреб-М» в 1984 году была создана экспортная модификация «Ястреб-Э», которая прошла испытания и получила обозначение АПР-2Э. Вслед за этим начались поездки целевых комплексных бригад для выполнения работ по вводу в эксплуатацию ракет АПР-2Э и средств их обслуживания. Как правило, такие поездки продолжались от одного до четырех месяцев.
Деятельность по обеспечению экспортных поставок для НПО «Регион» началась в конце 1980-х годов с авиационной противолодочной ракеты «Ястреб-М» (АПР-2Э) и сопровождалась командированием ряда специалистов предприятия в страны-покупатели. Первой из них в 1988 году стала Югославия, потом в 1989 году в число этих стран вошла Куба, в 1990 году – Сирия и Индия. В этих поездках решался широкий круг организационных, технических и дипломатических задач; проводились переговоры на различных уровнях, определялись перспективы сотрудничества.
При эксплуатации ракета АПР-2Э снабжена: комплектом для стыковки со станцией автоматического контроля АКИПС-1 для проведения технического обслуживания; комплектами запасных частей с основными блоками; комплектами учебных пособий, в том числе учебно-разрезной ракетой А2У, учебно-практическим изделием ПА-2 и комплексным учебным имитатором А4.
В 1991 году у предприятия появилась возможность для прямых контактов с представителями зарубежных фирм, началась подготовка к заключению коммерческих контрактов. Но вскоре с ликвидацией командно-плановой системы наступила и неразбериха в исполнении экспортных обязательств, в частности контрактов по поставкам АПР-2Э. В наступившем хаосе управления, ударившем прежде всего по крупным высокотехнологичным предприятиям, многие головные заводы больше не могли исполнять роль поставщика.
ГНПП «Регион» на базе «Ястреб-М» был создан вариант модернизации ракеты «Ястреб-2М». Опытно-конструкторская работа выполнялась в 1986-1993 годах.
В ГНПП «Регион» предлагает разработку авиационных противолодочных ракет для борьбы с ПЛ в условиях мелкого (40…150 м) и глубокого (более 150 м) морей. Способ применения: сброс с противолодочных самолетов и вертолетов в режимах полета или «висения» по данным первичного целеуказания.
Варианты исполнения (боевая и учебная): боевая ракета; автоматическая котрольно-испытательная станция АКИПС; комплекты ЗИП с основными блоками ракеты; учебно-разрезная ракета; учебное практическое изделие; комплексный учебный имитатор.
Создание ракеты «Ястреб-М» стало одной из наиболее удачных страниц в истории противолодочных авиационных ракет. Полученный ранее опыт, возросшая квалификация сотрудников и радикальное изменение технического содержания работы во вновь организованной кооперации позволили в установленные сроки вооружить противолодочную авиацию надежным и эффективным оружием.
За создание ракеты «Ястреб-М» были отмечены званием лауреатов Государственной премии Л.И. Анашин, В.В. Богомягков, В.А. Буров (МГУ), Г.С. Грудинин, В.А. Рааг, Ю.С. Важнов (НИИРТА), В.Н. Лазуткин (НИИИ) и другие. В целом существенный вклад в создание ракет «Кондор» и «Ястреб-М» внесли В.И. Антонов, Л.Н. Гнусов, Ю.С. Долинов, М.А. Дятловский, Н.И.Ерошкин, А.А.Затров, А.Г.Иконников, К.П.Каширин, В.И. Коровин, Г.Б. Красова, И.А. Кривов, И.М. Куликов, Э.А. Курский, В.Ф. Мельников, О.И. Озерецковский, С.Г. Пастухов, Е.С. Плещеев, В.С. Пронин, А.А. Пушкарёв, И.Е. Рибель, И.Е. Сахаров, И.В. Солныкова, Б.А. Сендеров, Э.Я. Соловей, А.Б. Сомов, В.А. Сошин, С.С. Фролов, И.П. Хлызов, В.Н. Чекунов, Г.А. Яковлев, награжденные орденами и медалями СССР.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик НПО «Регион»
Главный конструктор М.Лисичко
Состояние на вооружении авиации ПЛО ВМФ с 1981 года, серия с 1976 года
Тип ракеты подводная противолодочная
Носители противолодочные самолеты Ту-142М, Ил-38 и вертолеты Ка-27, Ка-28, Ми-14
Прототип АПР-1, «Ястреб»
Калибр, мм 350
Длина, мм 3700 (3690-3800)
Вес, кг не более 575 (550-580)
Боевая часть:
— тип фугасная
— разработчик Гос НИИМаш
— изготовитель Новосибирский завод искусственного волокна
— масса, кг 80
— вес (тротил. эквивалент), кг 100 — 110
— взрыватель неконтактный
— глубина снятия предохранения, м 20
— время самоликвидации, мин. 15-20
Система управления:
— тип гидроакустическая корреляционно-фазовая
— рулевые машинки электрические
Головка самонаведения:
— тип многоканальная система обнаружения и пеленгования СОП
— разработчик НИИ РА
— каналы гидроакустические активный и пассивный
— дальность действия, м:
активный режим по ПЛ 1500 (1200-1500)
активный режим по НК 1000
пассивный режим до 500
— раствор диаграммы
направленности, град. 90х45
— разрешающая способ ность, сигнал/шум до 0,4-0,5
— точность пеленгования, град. до 2
Дальность подводного хода, м 8-800 (1500-2000)
Траектория движения при поиске по спирали
Глубина хода, м:
— мелководный вариант 8-180
— глубоководный вариант 8-600 (800)
Глубина поражения, м 15 — 600
Скорость хода, км/ч (узл.):
— поиск подводной цели 43 (70 — 80)
— максимальная 60 — 62 (115)
Скорость цели, км/ч (узл.) до 80 (43)
Высота применения, м 300-2000
Скорость носителя, км/ч до 800
Время выполнения боевой задачи, мин 1-2
Время самоликвидации, мин 15-20
Режим сброса с носителя при полете на малой высоте или в режиме «висения»
Двигатель:
— тип РДТТ
— топливо твердое смесевое высококалорийное
Парашютная система тормозная
Вероятность поражения (при среднеквадратичной ошибке б=300 …500м) 0,7-0,8


ВТС “Бастион» 25.01.2021

Источники:
• А.В.Карпенко «Реактивные торпеды и подводные ракеты». ВТС «Бастион»
• М.Лисичко «ГНПП «Авиационная противолодочная ракета АПР-2Э» — «Военный Парад» март-апрель 1996
• «Каталог оружие России», том VI «Высокоточное оружие», М: «Военный Парад», 1996-1997
• «Разработка авиационных противолодочных ракет для борьбы с ПЛ в условиях мелкого (40…150 м) и глубокого (более 150 м) морей», рекламный проспект ГНПП «Регион»
• «История. События, Техника, Люди», М: ГНПП «Регион», 1999
• В.Н. Коровин «Оружие двух океанов. К 50-летию АО «ГНПП «Регион». – М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2019
• В.Авенян «От оружия до бриллиантов» — «Военный Парад» май-июнь 2000
• «Взрывчатые вещества, пиротехника, средства инициирования в послевоенный период», Москва-СПб: «Гуманистика», 2001

АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ПОДВОДНАЯ РАКЕТА «ЯСТРЕБ»
АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ РАКЕТА АПР-3М
АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ РАКЕТА АПР-3Э
АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ПОДВОДНАЯ РАКЕТА АПР-1 «КОНДОР»
ПОДВОДНЫЕ РАКЕТЫ ДЛЯ ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ АВИАЦИИ
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-27
РЕГИОН ГНПП
КОРПОРАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИОННЫЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ ТОРПЕДЫ И РАКЕТЫ
МИННО-ТОРПЕДНОЕ, ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap