ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




САМОЛЕТ — МИШЕНЬ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛА-17. AIRCRAFT TARGET REUSABLE LA-17



САМОЛЕТ — МИШЕНЬ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛА-17
AIRCRAFT TARGET REUSABLE LA-17

22.01.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЁТ-МИШЕНЬ ЛА-17ММ НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» в Кубинке в экспозиции исторической части парка «Патриот» можно было увидеть беспилотный самолёт-мишень Ла-17ММ.
Проектирование модернизированного варианта беспилотного самолета-мишени Ла-17М началось ОКБ- 301 (НПО им. С.А.Лавочкина) в конце 1961 года.
1 февраля 1963 года начались заводские летные испытания «202», завершившиеся 24 апреля того же года с положительными результатами. С 1 октября по 30 декабря 1963 года прошли совместные испытания. В 1964 году под обозначением Ла-17ММ самолет-мишень «202» был запущен в серийное производство на Оренбургском машиностроительном заводе.
По сравнению с Ла-17М самолет Ла-17ММ имел еще более широкий диапазон высот боевого применения, (он увеличился с 3000:16000 м до 580..17500 м), большую продолжительность полета по запасу воздуха (до 100 мин вместо 60), большую дальность сопровождения наземными РЛС типа П-30 (до 400..450 км вместо 150-180 км). Двигатель РД-9БК был заменен на двигатель РД-9БКР, оборудованный ограничителем скоростного напора «ОС-2» для полета на высотах 500:3000 м.
Ла-17ММ была последней модификацией мишени, которую разработали специалисты ОКБ- 301, уже после смерти С.А. Лавочкина.
ВТС «БАСТИОН», 22.01.2019

БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЁТ-МИШЕНЬ ЛА-17ММ НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018
КОМПЛЕКС ТАКТИЧЕСКОЙ БЕСПИЛОТНОЙ РАЗВЕДКИ ТБР-1 (ЛА-17Р)
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАРК «ПАТРИОТ»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2018


САМОЛЕТ — МИШЕНЬ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛА-17

Одним из первых послевоенных отечественных летательных аппаратов специализи-рованного назначения стал самолет — мишень многоразового использования Ла-17 (из-делие “201”), разработанный в ОКБ-301 под руководством главного конструктора С.А.Ла­вочкина.
По Постановлению Совета Министров СССР от 10 июня 1950 года для отработки боевого применения создаваемого в то же время первого отечественного многоканального зенитно-ракетного комплекса системы С-25 “Беркут” создавался самолет-мишень “201” и наземный комплекс управления им для имитации реальных воздушных целей
Руководителем работ по проекту Ла-17 был назначен И.А.Меркулов, позднее работами руководил А.Г.Чесноков. После разработки конструкторской документации и изготовления опытных образцов в 1951 году были начаты наземные испытания комплекса мишени, ее наземного и бортового оборудования.
В конце 1951 года по предложению ЛИИ приступили к проработке использования Ту-4 с размещением мишени под крылом, снаружи от мотогондол, а со следующего года этот вариант приняли как основной. В процессе разработки увеличили размерность двигателя, который получил соответствующее обозначение — РД-900. При собственной массе в 320 кг на скорости полета 865 км/ч он развивал тягу 625 кгс и 425 кгс на высотах 5 и 8 км соответственно.
Для пусков мишени подготовили Ту-4, демонтировав с него бомбовое и стрелковое вооружение. На полигоне Владимировка развернули наземную аппаратуру радиоуправления МРВ-2М, включавшую две станции. Слежение за полетом мишени вели с применением РЛС кругового обзора П-30, также для этих целей было возможно использование станции артиллерийской наводки СОН-4.

Летные испытания мишени проводились с 13 мая 1953 года на испытательном полигоне ВВС во Владимировке и завершились в первой половине 1954 года. После проведения в июле — сентябре 1954 года Государственных испытаний мишень была передана в серийное производство.
В ходе испытаний выявилась возможность увеличения продолжительности полета на 1,5 мин. за счет дросселирования двигателя, но для этого требовалось доработать систему радиоуправления, для передачи на борт соответствующей команды. После прекращения работы двигателя, мишень еще в течение 80-100 с продолжала набирать высоту, резко теряя скорость. Затем она начинала снижаться на скорости 300—340 км/ч, ежесекундно теряя 8—10 м высоты.
Перед посадкой по командам с земли мишень выводилась на большие углы атаки, в результате чего вертикальная скорость снижалась вдвое. В результате повреждения конструкции при посадке ограничивались двигателем, который, в принципе, довольно просто заменялся новым. В процессе испытаний выявилась малая радиолокационная заметность мишени — она обнаруживалась бортовым РЛС РП-1 и «Изумруд-2» истребителей-перехватчиков на дальностях 2-3 км с захватом на сопровождение на удалении 1,1-2,5 км. Это препятствовало проведению испытаний управляемых ракет К-5, так как фактическая минимальная дальность пуска этих изделий в то время превышала 3 км.
Выпуск мишеней Ла-17 сначала опытных, а затем и серийных Ла-17А, производился с 1952 до 1956 года на авиазаводе №47 в Оренбурге. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель РД-900 для мишени был разработан в ОКБ-670 МАП главного конструктора М.М.Бондарюка. Для эффективного проведения ночных стрельб мишень оснащалась световыми и дымовыми трассерами.

Первоначально для пуска мишеней Ла-17 использовались переоборудованные тяжелые бомбардировщики Ту-4. Запуск мишени производился на высоте 7000-8000 м. Существенным недостатком Ту-4 в роли самолета-носителя мишеней было большое время набора высоты, необходимой для сброса мишеней — около 2 часов, что было обусловлено низкой скороподъемностью бомбардировщика.
Дистанционное управление мишенью Ла-17 (и всех ее последующих модификаций) осуществлялось с наземного командного пункта — станции МРВ. Для надежности применения мишенного комплекса использовались две однотипные станции. Для слежения за пространственным положением мишени применялись штатные РЛС кругового обзора типа П-30, использовавшиеся РТВ Войск ПВО страны, или станции орудийной наводки типа СОН-4РР. Для нового варианта мишени Ла-17М были развернуты работы по созданию наземной стартовой установки.

На базе колесной повозки 100-мм зенитной пушки КС-19 была создана наземная пусковая установка с фиксированным углом пуска. Прорабатывался и был реализован вариант пусковой установки с углом запуска мишеней 200+/-100. Буксировка пусковой установки осуществлялась колесным тягачом ЯАЗ-214 (КрАЗ-214, позднее использовался КрАЗ-255). Кроме передвижной наземной ПУ была разработана и применялась на полигонах стационарная пусковая установка. Старт мишени Ла-17М производился с использованием стартовых пороховых ускорителей.
Поставка мишеней на полигоны с завода — изготовителя производилась в деревянных ящиках с частичным демонтажем конструкции. Заводская консервация мишени обеспечивала сохранность изделия при хранении в течение 2,5 лет. Транспортировка мишеней на полигонах с технической позиции на стартовую осуществлялась на специальном автопоезде, состоявшем из автомобиля — тягача КрАЗ (различных моделей) и двухосного прицепа.
Приземление мишени “201”, в случае сохранения возможности ее нормального функционирования после применения зенитных средств, должно было осуществляться на специальной парашютно-реактивной системе. Но посадочная система не была отработана вовремя с достаточной степенью надежности и на серийных мишенях посадка производилась на корпус двигателя при уменьшении вертикальной скорости за счет вывода мишени на большие углы атаки непосредственно перед посадкой. В ряде случаев после такой достаточно жесткой посадки для повторного применения мог быть использован и двигатель, ресурс которого был рассчитан на 2-6 полетов, однако, на практике восстановление для повторного использования мишеней происходило крайне редко, двигатели подлежали восстановлению исключительно редко.

В 1953 году в ОКБ-301 под руководством А.Г.Чеснокова для обеспечения стрельб зенитных ракетных комплексов на базе аппарата Ла-17 начались работы над мишенями “202М” и “203”98. Разрабатывался вариант мишени с наземным стартом с передвижной установки с применением стартовых твердотопливных ускорителей ПРД-98. Летные испытания новой мишени начались в 1956 году. Выпускавшаяся серийно с 1958 по 1964 года мишень “203” в 1960 году была принята на вооружение под обозначением Ла-17М и широко применялась в различных видах Вооруженных Сил страны и позволяла имитировать воздушные цели с эффективной поверхностью рассеивания от 0,6 до 25 (от 3,2 до 40) м2, которая варьи­ровалась установкой соответствующего количества линз Люнеберга или уголковых отражателей. Оснащение мишени трассерами позволяло истребительной авиации проводить дневные и ночные стрельбы; при установке соответствующей специальной аппаратуры мишень Ла-17 могла имитировать самолеты-постановщики помех. В дальнейшем на базе планера мишени “203” был разработан беспилотный разведчик “204” (Ла-17Р, см. предыдущий раздел).

В 1962 году было начато проектирование мишени “202” с широким диапазоном высот применения, позволившей имитировать цели, как летящие на высотах до 18000 м, так и маловысотные с высотой полета более 100 метров. Посадка этой мишени производилась на лыжи-полозья с мягким наполнителем, закрепленные на корпусе двигателя, что позволяло осуществлять многократное ее использование. Мишень с двигателем РД-9ВК, увеличенной продолжительностью полета, с доработанной системой автоматической посадки после проведения испытаний под обозначением Ла-17ММ была с 1964 года запущена в серийное производство на авиазаводе в Оренбурге.

Силами конструкторов ОКБ-301 до 1967 года разрабатывался унифицированный вариант ДПЛА Ла-17У — мишень и беспилотный разведчик на базе единого планера, который так и не вышел из проектной стадии.
С середины 1970-х годов в ОКБ “Сокол” (г.Казань) под руководством А.И.Осокина разрабатывалась и с 1978 года на Оренбургском авиазаводе серийно выпускался вариант мишени “202М” (войсковое обозначение — Ла-17ММ, Ла-17К) с двигателем Р-11К-300 (Р-11Ф2С-300).
Продолжительность полета мишени 23-61 минута, что позволяет осу­ществлять работу по мишени нескольким экипажам самолетов-истре­бителей или одному экипажу атаковать ее несколько раз. В состав мишени Ла-17К входят линзы Люнеберга, трассеры, аппаратура измерения величины промаха, при необходимости устанавливаются автома¬ты отстрела ИК-ловушек.

Выпуск всех модификаций мишеней семейства Ла-17 прекращен в середине 1993 года, но использование мишеней, имеющихся на технических базах, продолжается до настоящего времени.
Мишени Ла-17 различных модификаций использовались не только в Советской Армии, они поставлялись в страны Варшавского Договора. В Китае мишень Ла-17 с незначительными изменениями в конструкции в нескольких модификациях, позволяющих использовать базовую модель как многоцелевую, производилась серийно до последнего времени.

ВТС «Бастион» 21.01.2019

Источники: Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В.В., Петров Г.Ф., «Беспилотные летательные аппараты». СПб: «Невский Бастион», 1999 г., 160 с., topwar.ru и др.

БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЁТ-МИШЕНЬ ЛА-17ММ НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2018
КОМПЛЕКС ТАКТИЧЕСКОЙ БЕСПИЛОТНОЙ РАЗВЕДКИ ТБР-1 (ЛА-17Р)
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМ. С.А.ЛАВОЧКИНА



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap