ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПОРТОВОЕ СУДНО ДЛЯ ТРАЛЕНИЯ МИН ТИПА «АЛЬБАТРОС»

PORT SHIP FOR MINESWEEPING TYPE «ALBATROS»

Задание на проектирование кораблей по указанию Морского ведомства было разработано командованием Севастопольского порта.
1 сентября 1908 г. контора Севастопольского порта объявила конкурс, в котором приняли участия Балтийский, Невский и заводы «Крейтона» в Петербурге, «Ланге» в Риге, «Беллино-Фендерих» в Одесе, «Вадона» в Херсоне, а также Общество судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве. Спустя девять дней в конкурс включились Ижорский завод в Колпино. Из четырёх присланных в октябре проектов только ижицы представили оригинальный – «пароход для траления мин заграждения», который впоследствии развился в проект балтийских тральщиков типа «Минреп». Для рассмотрение полеченной документации портовая конто¬ра создала специальную комиссию, в задачу которой входило и распределение заказа. Основным критерием явля¬лись экономические соображения, поэтому на заседании 22 ноября комиссия отдала предпочтение Николаевскому обществу, заявившему наименьшее стоимость (56 150 руб. за каждое судно) и сроки (восемь месяцев); требовалась лишь некоторая доработка проекта.
В процессе корректировки докумен¬тации и согласования условий постройки контора порта сочла необходимым включить в контракт статью, обязывавшую подрядчика гарантировать на испытаниях минимальный расход топлива. Администрация общества согласилась пойти на это лишь в случае повышения стоимости до 67 380 руб. Тогда комиссия вернулась к предложению завода «Беллино-Фендерих», занявшего в конкур¬се следующее место по стоимости заказа (66 700 руб.), но заявившего значительно большие сроки постройки (12 и 15 месяцев). На очередном заседании 22 декабря 1908 г. комиссия постанови¬ла передать заказ этому предприятию, рекомендовав вариант с использованием паровых машин; на следующий день контракт был подписан. Предметом подряда являлась «постройка в Одессе и доставка в Севастополь двух стальных буксирных пароходов» общей стоимостью 133,4 тис. руб.; готовность к сдаче первого намечалась на 23 декабря 1909 г., второго – 23 марта 1910 г., после чего на испытание и сдачу каждого из них заводу отводилось по две недели.
Спецификация определяла следующие элементы судов: водоизмещение около 106 т, длина между перпендику¬лярами 25,91 м, наибольшая ширина без обшивки 5,33, средняя осадка с килем 1,52, метацентрическая высота при полной нагрузке не менее 0,76 м; две паровые машины системы «компаунд» могли при 175 об/мин развить мощность достаточную для создания тягового усилия не менее 2 т; котёл «Ярроу» имел поверхность нагрева 79 м2 и рабочее давление 10,5 атм. (вместимость угольных ям 10 т); две трюмно-пожарные помпы могли работать в откачивающем (100 т/ч) и пожарном (50 т/ч) режимах. Кроме съёмной буксирной дуги на корме устанавливались элементом траляще¬го оборудования – два шкива на гакаборте, специальные желоба на палубе для пропуска тросов и двухбарабанная паровая лебёдка с тяговым усилием 1,5 т.
Заказ на металл для корпусов и механизмов судов получило в феврале 1909 г. Южно-русское металлургическое общество, которое сильно задержало контрагентные поставки; лишь в сентябре в Одессу прибила, последняя партия металла, после чего начали выставлять набор парохода №1, а затем и №2. При сборке корпусов впервые на судах морского ведомства применили прогрессивную пневматическую клёпку, причём не только для конструкций набора, но и для наружной обшивки. Новая технология, опробованная заводом на строившемся тогда же по заказу Министерства путей сообщения небольшом пароходе, полностью себя оправдала; клёпка «выполнялась аккуратно, получалась тщательной и очень плотной» – так выразил своё мнение наблюдающий за постройкой кораблей. Формирование первого корпуса на стапеле завершилось к концу следующего месяца, начались испытания отсеков на водонепроницаемость, продолжавшиеся с перерывами до 12 декабря; через полторы недели корабль благополучно сошёл на воду, а в последних числах января 1910 г. спустили и второй. Деформации обшивки и фильтрации воды через швы не наблюдалось, поэтому в конце января присту¬пили к монтажу котлов и паровых машин.

На заводских испытаниях, завершившихся 30 марта, пароход №1 развил наибольшую скорость 9,45 уз; после опробования механизмов второго судна оба они в апреле перешли в Се¬вастополь для проведения официальных испытаний, продолжавшихся до конца июня. На мерной миле пароход №1 достиг средней скорости 8,75 уз при индикаторной мощности машин 137 л. с. (у второго соответственно 8,4 уз и 127 л. с.). Фактическое водо¬измещение судов с десятитонным запасом угля достигало 110 т, дальность плаванья экономическим ходом – 600, полным – 450 миль. Минно-тральное оборудование включало все существовавшие тогда виды тралов: Шульца, змейковый, щитовой и катерный; в перегруз каждый мог принимать на палубу и в грузовой трюм 18 мин заграждения. Существенным недостатком проекта считалось отсутствие артиллерийского вооружения, на что указывалось ещё в августе 1909 г.; впоследствии на тральщиках установили две 47-мм пушки (побортно в носу) и по два пулемёта (на мостике). На принятых 10 июля 1910 г. в казну судах че¬рез пять дней подняли военно-морские флаги; приказом по флоту и морскому ведомству от 29 июля вступившим в бригаду траления Севастопольского порта судам № 1 и № 2 присвоили назва¬ний «Альбатрос» и «Баклан» и зачислили их в класс тральщиков.

Тральщик «Альбатрос» был заложен в 1909 г. в Одессе, спущен на воду в 1910 г., вступил в строй 15.07.1910 г., числился портовым судном.
В 1910 году построенные корабли были зачислены в тралящий караван Севастопольского порта. Корабли имели семь водонепроницаемых переборок, соединение элементов корпуса осуществлялось пневматической клепкой. Паровые машины располагались эшелонно.
16 июля1915 г. «Альбатрос» вошел в состав Севастопольского отряда тральных кораблей. С октября 1916 г. — Тральщик №160, затем — Т-370. Активно использовался в ходе Первой Мировой войны, выполняя различные тральные работы.
С начала первой мировой войны оба корабля участвовали в ней, 10.12.17 перешли на сторону Советской власти, 01.05.18 были захвачены германскими войсками, в ноябре 1918 г. белогвардейцами, в декабре 1919 г. англо-французскими интервентами, передавшими их врангелевцам, которые в 1921 г. угнали корабли за границу в Константинополь. Уже близ турецких берегов белогвардейцы затопили несколько окончательно выведенных из строя и непригодных судов и кораблей, включая и тральщик «Альбатрос».

СЕРИЯ:
• Альбатрос — Заложен в 09.1909 г. Спущ. в 12.1909 г. Вст. в строй 10.07.1910 г. С 10.1916 г. Тральщик № 160. Затем Т-370. Ушел из Севастополя 14.11.1920 г. в составе эскадры Врангеля на буксире эсминца «Дерзкий». В ночь на 15ноября затонул в результате шторма.
• Баклан — Заложен в 09.1909 г. Спущ. в 01.1910 г. Вст. в стр. 15.07.1910 г. С 10.10.1916 г. Тральщик № 161. ЗатемТ-371. Ушел с эскадрой Врангеля из Крыма 14.11.1920 г. В 1920 – 22 гг. стоял в Константинополе, после чегоушел в Марсель (Франция). Дальнейшая судьба не установлена.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант и завод-строитель «Беллино Фендерих», Одесса
Год сдачи 1910
Число кораблей в серии, ед 2 («Альбатрос», «Баклан»)
Водоизмещение (при запасе угля 10 т), т 110
Главные размерения, м:
• длина наибольшая 25,9
• ширина 5,3
• осадка 1,5
Главная энергетическая установка:
• тип паросиловая (два котла, две паровые машины, два винта) общая мощность, л.с 274
Скорость хода, уз:
• полная 9,7
• экономическая 8
Дальность плавания, мили:
• экономическим ходом около 600
• полным ходом 450
Экипаж (в т.ч. офицеров), чел 26 (1)

ВООРУЖЕНИЕ:

артиллерийское 4×1-37-мм (система Гочкиса), 2х 1 -7,62 мм пулемета
противоминное тралы Шульца, щитковый, змейковый
минное (в перегрузку) 18 мин образца 1898 г.

ВТС «БАСТИОН», 25.03.2017

Источники:
Российская судостроительная промышленность, М: Военный Парад, 2008
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910-1990). СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. – 2003
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
Дьяконов Ю.П. «История развития противоминного оружия в России» (https://rgavmf.ru)
http://fai.org.ru
http://voennaya.academic.ru
http://www.kchf.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap