ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ

DESIGN AND CONSTRUCTION OF MINE COUNTERMEASURE SHIPS

Первое появление и дальнейшее успешное применение во второй половине ХIХ века минного оружия (МО) обусловило необходимость срочного поиска средств борьбы с ним. До русско-турецкой войны для борьбы с минами, соединявшимися посредством кабеля и проводников с береговыми минными станциями (инженерные мины), применялись кошки и дреки, буксировавшиеся за кормой корабля или шлюпки.
Первым средством для обнаружения и уничтожения якорных мин явился так называемый минопротектор, который представлял собою два длинных шеста, наклонно опущенных в воду на глубину 3 м и отстоящих от форштевня корабля на 6 м. Свободные концы шестов под водой соединялись цепью, предназначавшейся для затраливания и взрыва мин.
В 1881 г. разработка трала была поручена командиру миноноски «Сирена» лейтенанту Беклемишеву, который разработал два образца тралов: тяжелый трал для буксировки миноносками и буксирами и облегченный трал для буксировки паровыми и гребными катерами. Оба трала представляли собою пеньковый трос с надетыми на него цилиндрическими чугунными грузами. По принципу действия оба трала были буксирующие, затраленные мины отбуксировывались на мелкое место и уничтожались подрывными патронами.
Для организации борьбы с минами в 1881 г. были созданы специальные партии вылавливания мин на Балтийском и Черноморском флотах, явившиеся первыми тралящими соединениями.
В 1882 г. был создан и испытывался сетевой трал для отвода с фарватера всплывших на поверхность воды мин. Трал представлял собой сеть шириной 3,75 м и длиной 18 м. Вследствие малой скорости буксировки (до одного узла) от этого трала пришлось отказаться.
Одновременно с этим на Черноморском флоте проводились опыты по уничтожению мин впереди по курсу корабля при помощи выстреливаемых ракет. Заряды ракет составляли 8 и 18 кг пироксилина, дальность полета 730 и 1280 м. Для запуска ракет применялся станок, состоявший из наклонного жолоба, размещавшегося на носу корабля. Взрыв ракеты происходил на некотором углублении.
В 1883 г. поручиком Емельяновым были предложены ножницы для перерезания минрепов мин, которые укреплялись на шесте обычной шестовой мины и опускались на глубину до 6 м.
Решением специальной комиссии Военно-морского ведомства от 1898 года борьба с МО оговаривалась в районах гаваней и рейдов и возлагались на «портовые суда» (паровые катера различного назначения, барказы, буксиры, самоходные шаланды и прочие плавсредтва) водоизмещение (в основном) 100-200 т.
Кроме того, в 1898 г. была разработана контрмина, имевшая заряд пироксилина около 164 кг с углублением (на буйках) до 9 м. Постановка контрмин производилась с плотов на расстоянии около 36 м друг от друга. Взрыв их производился группами.
В 1898 г. лейтенант К. Ф. Шульц предложил трал для паровых катеров. Этот трал, получивший в дальнейшем название трала Шульца, отличался от предыдущих тем, что в нем впервые тралящая часть удерживалась при помощи специальных анкерков и оттяжек на определенном углублении от поверхности воды. Для того чтобы тралящая часть не всплывала при буксировке, к ней подвешивались свинцовые грузы.
Первым военным конфликтом, в ходе которого систематически и интенсивно использовалось МО, явилась Русско-Японская война 1904-1905 гг: в ее ходе воюющими сторонами было вставлено 6360 мин. Практика показала, что оговоренная упомянутым решением от 1898 года организация борьбы с МО себя не оправдывает, поскольку действия одиночных кораблей не дают должного эффекта. Поэтому весной 1904 года по инициативе адмирала С.О.Макарова впервые была сформирована специальная «партия траления» с собственным командованием.
Для охраны рейда и входа в Порт-Артурскую базу командующим Тихоокеанским флотом вице-адмиралом Макаровым С. О. был предпринят ряд оборонительных мероприятий, в том числе и по противоминной обороне. Для организации противоминной обороны базы были выделены: партия траления, береговые батареи, наблюдательные посты, военные корабли (дозор), вспомогательные катера, действия которых определялись специальной инструкцией. В партию траления входили миноноски, паровые катера и барказы.
Партия траления в начале состояла из минных крейсеров «Всадник» и «Гайдомак» и четырех минных катеров, но вскоре была усилена двумя устаревшими миноносцами и двумя портовыми барказами. Этой «партией» было вытралено свыше 270 мин, причем три катера при этом погибли. В ходе войны лейтенантом Данильченко была продолжена и начата реализовываться идея создания прорывателя минных заграждений т.е. корабля уничтожающего мины своим корпусом.
Всего за время русско-японской войны тралящими кораблями было уничтожено в районе Порт-Артура 450 мин, что составило около 35% от общего числа мин, поставленных японцами. Поэтому в соответствии с опытом Русско-японской войны в принятую в 1909 году «малую кораблестроительную программу» было включено строительство 11 портовых судов, специально предназначенных для борьбы с минами. Первые четыре из них, типа «Минреп» (150 т) вошли в строй в 1910-1911 годах, еще три типа «Искра» (300 т)- в 1913 году.

Проект корабля типа «Минреп» разработан по заданию Морского Технического Комитета. «Минреп» и «Взрыв» заложены в 1909 году, «Запал», «Проводник» м «Фугас» — в 1910 году. Корабли имели мореходные обводы, хорошую управляемость, раздельное положение паровых машин и котлов, корпус был разделен восемью водонепроницаемыми переборками. Энергетическая установка двухвальная, включала две паровые машины двойного расширения и два водотрубных котла Ярроу на угольном отоплении.
Корабли типа «Искра» были заказаны в Англии для Сибирской военной флотилии и строились в корпусах траулеров, характеризующихся хорошими мореходными качествами, но большой осадкой. В 1913 году они прибыли в Кронштадт для довооружения и обучения личного состава.
С началом Первой Мировой войны началось интенсивное строительство кораблей, предназначенных для борьбы с минами (выделенных в 1915 году в специальный класс — «тральщиков») а также переоборудование под них мобилизованных судов. Необходимость обеспечения проводки кораблей и судов за тралами обусловила передачу в партии траления 19 устаревших миноносцев — в основном типов «Циклон» (водоизмещение 152 т, скорость — 22 уз.) и «Сокол» (водоизмещение 235-250 т, скорость хода до 26 уз.). В Норвегии для переоборудования под тральщики в 1915 году было закуплено пять китобойных судов типа «Гарпун» (310 т), в 1916 году построено четыре ТЩ типа «Капсюль» (200 т) и в 1917 году четыре типа «Клюз» (210 т).
ТЩ типа «Капсюль» относятся к кораблям специальной постройки, их проектирование было выполнено Путиловской судоверфью. Строились они на Путиловской верфи в Петрограде и Русско-Балтийском заводе в Ревеле. Как показал опыт эксплуатации и использования в боевых действиях вследствие малой осадки плоскодонных обводов и большой парусности корабли были подвержены ветровому сносу.

Тральщики типа «Клюз» также проектировались на Путиловской верфи, они были заложены в 1915 году («Защитник» и «Ударник» в Санкт-Петербурге, «Клюз» и «Фортрел» в Финляндии ), спущены на воду в 1916 году. «Защитник» и «Ударник» участвовали в Первой мировой войне.
Использование Германией мелкосидящих мин обусловило необходимость в катерах-тральщиках. Организованный в 1916 году дивизион катеров-тральщиков (7 единиц) был укомплектован катерами инженерного управления (водоизмещение 10-14 т, скорось хода до 11 уз., осадка 0,8 м). Второй (учрежденный в 1917 году) и третий (так и не участвовавший в войне) дивизионы КАТЩ были укомплектованы катерами специальной постройки (25 и 29 т соответственно); каждый дивизион имел плавбазу водоизмещением 650-700 т переоборудованную из мобилизованного парохода. Кроме того, при каждой партии траления (с 1916 года — «отрыв траления») имелось еще по три плавбазы, переоборудованных из судов водоизмещением 1100-3300 т. Наиболее подходящими для переоборудования под ТЩ оказались рейдовые буксиры (водоизмещение 140-150 т, осадка 1,7-1,9 м, скорость хода 9-12 уз), морские буксиры типа «Богатырь» (водоизмещение 400 т, скорость хода 11 уз, осадка до 2,4 м). Всего в ходе Первой Мировой войны противоминные силы России включили около 110 кораблей, в том числе 16 ТЩ и 18 КАТЩ специальной постройки, 19 переоборудованых устаревших миноносцев, до 10 плавбаз и 47 ТЩ переоборудованных из мобилизованных судов. Из перечисленных из мобилизованных судов. Из перечисленных кораблей в ходе войны 16 погибло: 12 на Балтике (8 при подрыве на минах, 2 — от торпед ПЛ, и 2 в результате аварий) и 4 на Черном море.
В ходе Гражданской войны (ГВ) 1918-1921 годах МО широко использовалось обоими сторонами практически на всех акваториях страны (всего было выставлено 11200 мин). В тоже время Морским силам РСФСР от бывшего российского флота досталось всего 65 ТЩ, в том числе 8 ТЩ и 3 КАТЩ специальной постройки. Создавшееся положение потребовало массовой мобилизации наличного состава морского и речного флота. В ходе ГВ противоминные корабли имелись не только в составе Балтийского (111 ед) и Черноморского (88 ед) флотов и флотилии Северного Ледовитого океана (39 ед), но и в Военной флотилии Астраханского края (28 ед), Волжской военной флотилии (18 ед), Северодвинской военно-речной флотилии (17 ед), Беломорской флотилии (8 ед), Амурской флотилии (7 ед), Днепровской военной флотилии (6 ед), в ходе боевых действий 10 передано Германии, 88 захвачено противниками и угнано из страны (судьбу 63 кораблей установить не удалось).
После окончания Гражданской войны и возвращения, согласно решению Совнаркома от 1921 года, мобилизованных судов народнохозяйственным организациям морские силы РСФСР приступил к послевоенному тралению. На Балтике оно проводилось четырьмя дивизионами тральщиков (20 кораблей), на Черном и Азовском морях — двумя (9 кораблей), на Северном театре — одним (4 корабля). При этом, в соответствии с решением Совета труда и обороны от 1920 года о восстановлении Черноморского и Балтийского флотов был осуществлен ремонт нескольких тральщиков, а на Николаевском судостроительном заводе рять кононерских лодок типа «Эмпидифер» (водоизмещение 1050 т, размерения 74,7 х 10,3 х 3,5, мощность ЭУ — 750 лс, скорость хода 10 уз, дальность плавания 650 миль 6-узловым ходом, 3-130 мм и 2-76 мм орудия, экипаж 30 человек) закладки 1916-1917 гг. были в 1922-1923 гг. достроены как тральщики. Послевоенное траление продолжалось вплоть до 1929 года и к концу его на Балтийском флоте осталось всего четыре тральщика («Клюз», «Ударник», «Закал» и «Змей»), а на Черном море — два («Доротея» и «Джолита», «Эмпидифоры» же были переданы дивизиону сторожевых кораблей).
Как известно, по указанию Революционного Военного Совета (РВС) с 1925 г. Управление ВМС начало разработку программы военного кораблестроения, но в первоначальном варианте 1-й судостроительной программы постройка тралящих кораблей не предусматривалась. В первую очередь это было связано со своеобразным пониманием опыта первой мировой и гражданской войн, в которых главную роль играли переоборудованные тральщики, составившие в 1917 г. 83,3% от общего количества тралящих кораблей. В течение шести последующих лет программа неоднократно пересматривалась. Последний ее вариант предусматривал постройку десяти быстроходных тральщиков (со сдачей шести из них в 1933 г.).
Проектирование и строительство первых советских тральщиков проходило в сложных условиях. В стране не осталось организаций, имевших опыт проектирования кораблей этого класса. Для устранения такого положения в конце 1920-х годов началось создание сети учреждений, занимавшихся проектированием тральщиков, их техники и вооружения. Эту задачу решало Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС) «Союзверфи» (с 1932 г. — ЦКБС-1). Позже к разработке проектов тралящих кораблей и их вооружения привлекались Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИВК), образованный в 1931 г. на базе опытно-судового бассейна, а также Научно-испытательный минно-торпедный институт, созданный из минно-торпедного отдела Остехбюро и минно-трального сектора НТК УВМС.

Проектирование тральщиков в начале 1930-х годов было поручено ЦКБС-1 (ЦКБ-17), где были последовательно разработаны проект 3 и его модификации (проекты 53, 53У, 58). Первоначально эти работы возглавлял Л.В.Дикович, а его ближайшими помощниками были Ф.П.Мурагин и Г.М.Вераксо, ставший в дальнейшем Главным конструктором тральщиков). Тральщики строились в Севастополе, а также в Ленинграде, сначала на заводе им. А.А.Жданова, где их главным строителем был И.С.Кузов, а в дальнейшем — на Усть-Ижорской верфи (в настоящее время — Средне-Невский завод).
От кораблей проекта 3 ТЩ проекта 53 типа «Стрела» отличались компоновкой общего расположения и заменой некоторого оборудования , в частности — гребных винтов. Внесенные изменения имели целью повысить устойчивость, скорость хода и дальность плавания корабля.
Тральщики проекта 53У типа «Верн» от кораблей проектов 3 и 53 отличались увеличением ширины на 0,2 м, новыми дизелями и дизель-генераторами и некоторым усилением вооружения.
ТТЗ на переработку проекта сторожевого корабля НКВД проекта 58 в проект базового тральщика типа «Параван» было выдано ЦКБ-17 в 1936 году, переработка была завершена в 1937, а в 1938 году заложен головной корабль. Основное отличие кораблей проекта 58 от 53У заключалось в ледовых образованиях носовой оконечности и увеличении прочности днища, что облегчило обеспечение требуемой остойчивости.
Головной быстроходный тральщик “Фугас” вступил в строй в 1937 г. По модернизированным проектам 53, 58 и 53у вплоть до начала послевоеннного периода всего было заложено 44 корабля, из них 38 построено до войны, 2 во время войны, два после войны и два (Севастопольских) достроены не были).
В план военного кораблестроения на 1937-1943 гг. было включено строительство эскадренных тральщиков по проекту 59, которое планировалось в Ленинграде (заложено 14 кораблей) и в Севастополе (9 кораблей). Корабль предназначался для противоминного обеспечения сил флота в удаленных от баз районах. Технический проект утвержден ЦКБ-32 в 1938 году, в 1939 году в Ленинграде на Усть-Ижорской верфи и Севастополе на Севморзаводе были заложены головные корабли. До войны было спущено, а во время войны достроено только два корабля этого проекта: «Владимир Полухин» (сдан 07.11.42) и «Василий Громов» (09.12.43). Корпуса 12 заложенных в Ленинграде кораблей были отбуксированы в Зеленодольск, а заложенные в Севастополе остались недостроенными.

Сохранившиеся корпуса эскадренных тральщиков проекта 59 достраивались в соответствии с первоочередными потребностями и имеющимися возможностями того времени ( 1943 год ) по новому проекту 73К типа «Федор Митрофанов», превращавшему их ЦКБ-32 и КБ СЗ «Петрозавод»в базовые тральщики. Известно несколько модификаций проекта, общее руководство проектированием осуществлял главный наблюдающий ВМФ И.С.Савицкий. На корабле предусмотрены новые системы оружия, котлотурбинная энергетическая установка заменена дизельной, почти вдвое увеличена мощность электростанции. При этом корабли серии существенно отличались между собой: внчале на них устанавливались ленд-лизовские дизели, затем отечественные дизеля 6Д, на одних кораблях устанавливались ленд-лизовские тралы маркиМК-6, на других — отечественные ПЭМТ-3 и т.п. В результате внесенных изменений мощность ЭУ корабля уменьшилась по сравнению с исходным проектом, более чем вдвое, скорость полного хода на 20 процентов, метацентрическая высота — более чем на 10 процентов. Ввиду недостаточного запаса остойчивости, не позволяющего, в частности, использовать на кораблях новые электромагнитные тралы ТЭМ-52, в конце 1950-х годов все они, а также два корабля проекта 59, были переквалифицированы в СКР.

После таллинского перехода на Балтийском театре ощущалась острая необходимость в тральщиках для противоминных действий на малых глубинах. Выполненные МНТК обоснования позволили ВМС выдать ЦКБ-51 (гл. конструктор Н.Г. Лощинский) в апреле 1942 г. ТТЗ на проектирование «малого тральщика» водоизмещением порядка 100 т в двух вариантах : с деревянным и с металлическим корпусами. Технический проект этого корабля, получивший номер 253, был разработан в феврале 1943 г. и направлен в Ленинград на предмет оценки возможности его реализации. КБ Балтийского завода (гл. конструктор А. Г. Соколов) проект был упрощен (материал корпуса — сталь 3с, прямостенные обводы, американские тракторные двигатели фирмы «Суперкор» и др.) и получил обозначение 253л (в обиходе «стотонник»). Головной корабль строился на Балтийском заводе 4 месяца 20 дней и был сдан в ноябре 1943 г. По его типу было построено 35 кораблей первой серии, получивших обозначение МТ-1.
По опыту эксплуатации корабль был улучшен : энергетическая установка размещена в двух отсеках, установлен еще один генератор на 15 кВт, обновлены противоминное вооружение, средства связи и размагничивающее устройство. В результате внесенных изменений длина корабля увеличилась на 6 м, ширина — на 0,2 м , а водоизмещение на 20 т. За период с лета 1944 г. по октябрь 1945 г. было построено 56 кораблей второй серии (МТ-2).
Корабли пр. 253л были первыми отечественными тральщиками нового типа: с неконтактными тралами и размагничивающим устройством. Скорость корабля с тралом ОШТ-1 составляла 8-9 уз., с тралом КПТ — 10 уз.
Дальнейшее развитие «малых тральщиков» проекта 253 Л, стала их третья серия ( МТ-3 ). Рейдовые тральщики (проекты 255, 255К) разрабатывались в КБ Балтийского завода руководством А.Г.Соколова, затем работами руководил В.И.Блинов. Головной рейдовый тральщик проекта 255 был построен на Балтийском СЗ в 1946 году. Дальнейшее строительство этих РТЩ, а также РТЩ проекта 255 К велась на Рыбинском СЗ, где в 1947-1953 годах было построено 194 корабля. Строились они в корпусах кораблей второй серии. Внесенные в проект изменения касались, в основном, вооружения, размагничивающего устройства и винтов. После прекращения поставок ленд-лизовских дизелей строительство кратковременно прекратилось и было возобновлено в 1951 году с началом поставок конвертированных танковых дизелей. В корпусах кораблей проекта 255-255к было построено 8 буксиров для министерства нефтяной промышленности. Документация на постройку рейдовых тральщиков была передана КНР и Румынии (последней на верфи в Голоце было построено 12 кораблей). В дальнейшем 34 корабля были переданы другим странам Варшавского договора.
Первыми новыми послевоенными базовыми тральщиками явились корабли проекта 254 (главный конструктор Г.М.Вераксо), пошедшие в серийное строительство на Усть-Ижорской верфи (завод № 363) под Ленинградом и Камыш-Бурунской судоверфи под Керчью. Разработка проекта началась ЦКБ-51 в 1943 году и преследовала целью создание дешевого корабля, обеспечивающего противоминные действия во всей зоне ответственности базы. Последнее ТТЗ на проектирование корабля было выдано в 1946 году. Это первый корабль послевоенной постройки, реализующий последние новшества военного времени: неконтактные тралы, бомбометы, радиолокацию, гидролокацию, трехплоскостное размагничивающее устройство, защитную амортизацию.
Корабль имел полубак с удлиненной надстройкой, что позволяло передвижение личного состава по кораблю без выхода на верхнюю палубу, транцевую корму, ледовые образования носовой оконечности, седловатость палубы, скуловые кили, волнолом и хорошо отработанные мореходные обводы. В дальнейшем проектированием занималось ЦКБ-17, затем ЦКБ-50 и наконец ЦКБ-363. В ходе серийного строительства проект трижды корректировался (пр.254К, 254М и 254А) под руководством А.Г.Соколова. В работах по этим проектам участвовали также выпускники ЛКИ К.И.Кононов и М.Д.Кошелев.
ТЩ проекта 254К от кораблей пр 254 отличаются заменой части вооружения оборудования, перепланировкой ходовой рубки, изменением конструкции мачты и улучшением размещения оборудования в машинных отделениях. Два корпуса были достроены по проекту 254 В ( корабля наблюдения за воздушной обстановкой ).
Наличие на БТЩ проекта 254М ВРШ повысило боевые возможности корабля и позволило бы использование более мощных тралов если бы имелись соответствующие тральные механизмы. Однако габариты тральной площадки не позволяли размещение последних. Увеличение наибольшей длины корабля на 1,05 м позволило заменить трал-балки на поворотные краны и установить почти вдвое более мощную тральную лебедку.
Первыми отечественными кораблями, удовлетворяющие требованиям ПАЗ, стали БТЩ проекта 254А. Кроме того, на них, по сравнению с кораблями проекта 254М заменены некоторые образцы вооружения и оборудования. Всего по проектам типа 254 построено 174 корабля. Лицензии на их строительство были переданы КНР и Польше, где было построено соответственно 41 и 12 единиц.
С 1949 г. ЦКБ-363 вело проектирование более совершенного тральщика проекта 264 (главный конструктор А.Г.Соколов). Строительство головного корабля по этому проекту было осуществлено на заводе 363 а Усть-Ижоре в 1957 году. Но на нем не были учтены требования ПАЗ, что а то время было обязательным при проектировании новых кораблей. Поэтому потребовалась разработка нового проекта — 264 А, головной корабль по которому был сдан в 1958 году, затем еще 22 единицы. Сдача кораблей выявила недостаточную его защиту по физическим полям и высокую подверженность ветровому сносу, вследствие чего 12 ед. были переданы Морпоргранохране. Позже три корабля были переоборудованы по проекту 963 в корабли радиолокационного дозора, а оставшиеся в 1979 году переклассифицированы в СКР и спасатели; по одному кораблю было передано Гвинее и Ю.Йемену. В корпусах кораблей пр 264 в 1959-1963 гг. на заводе 363 было также построено 13 спасательных судов по проектам 532 и 532 ц, одно из которых передано Индии.
В 1946 году ВМФ выдал СКБ-363 ТТЗ на проектирование нового РТЩ — по проекту 265. Корабль явился дальнейшим развитием начавшихся строиться с 1943 г. «малых тральщиков» по проектам 253 Л и, затем, 255. Технический проект разработан в 1948 году (главным конструктором в начале был Н.Г.Лощинский ). Два головных корабля, заложенных на Рыбинском СЗ в 1949 году, предъявлены на госиспытания в 1951 году, но сданы лишь в 1954 году.
Испытания выявили: принципиальную возможность буксировки (за счет новых двигателей) более мощных тралов, чем было задано по ТТЗ (на что, однако, не было рассчитано тральное оборудование), интенсивную заливаемость на ходу и недостаточную прочность днища. Объем переделок потребовал существенной переработки проекта и заказчик в 1954 году выдал ТТЗ на разработку корректированного проекта 265К (главный конструктор В.И.Блинов). Корабль был удлинен на 1,5 м и уширен на 0,2 м, изменены обводы носовой оконечности, увеличена мощность электростанции, установлены боковые кили, усилена днищевая часть корпуса и др.

Дальнейшая постройка кораблей велась по корректированному проекту 265 К и, затем, по проекту 265 А (с удовлетворением требований ПАЗ). По этим проектам было построено еще 13 и 25 РТЩ соответственно. На ТЩ проекта 265А были увеличены мощности ЭУ и ЭЭУ, обновлена часта вооружения и оборудования, кроме того, на кораблях последней постройки 45-мм артиллерия заменена 57-мм. В результате внесенных изменений водоизмещение корабля увеличилось на 25 т, а скорость хода уменьшилась на 0,5 уз.
Следующая модификация проект 265И корабля – искателя мин (проектант ЦКБ-363, гл. конструктор В.И.Блинов) нормальным водоизмещением 297 т строилась в 1962-1963 гг. на Рыбинском заводе малой серией из трех кораблей, это было обусловлено недостаточной защитой корабля по физическим полям (что особенно важно для корабля-искателя мин, обеспечивающего малую ширину зоны поиска), устаревшим оборудоанием (постоянный ток напряжением 220 в), недостаточной живучестью (одноотсечная непотопляемость) и находящаяся на пределе допустимого остойчивость.
Выявившаяся во время войны острая необходимость на отечественном ВМФ в РТЩ стимулировала подготовку их мобилизационного резерва. Наиболее подходящими для этой цели оказались рыболовные сейнеры проекта 388, строящиеся в Сосновке. На базе этого проекта ЦКБ-19 был разработан проект мобпереоборудования сейнера в РТЩ и в 1954 году построен опытный корабль, успешно прошедший испытания.
ТТЗ на проектирование речного тральщика было выдано ЦКБ-19 в 1949 году, а головной корабль построен в 1954 году в Петрозаводске. Серийное строительство этих кораблей велось в Польше в 1955-1960 годах, где их было построено около 30 единиц.
Повышенная защита от подрыва на минах и транспортабельность обусловили дальнейшее развитие КАТЩ и в 1946 году. ВМФ выдал ЦКБ-19 ТТЗ на разработку многоцелевых катеров проектов 351, 361 (с деревянными корпусами) и 376 (со стальным корпусом) модификациями которых явились КАТЩ проектов Т351, Т361 и Т376, разработанные в 1947-1949 годах. По проекту Т361 на СЗ в Петрозаводске, Сосновке и ПНР было построено около 100 КАТЩ. По проекту 376 в Ярославле (головной КАТЩ) и в Сосновке в 1956-1957 годах было построено 34 КАТЩ (в том числе и оснащенных искателями).
Нереализованным в программе 1946-1955 годах остался проект 259 эскадренного тральщика, доведенный в 1954 году до стадии технического, постройка которого планировалась на Выборгском СЗ (главный конструктор А.Г.Соколов). Полное водоизмещение корабля 1200 т, скорость хода 27 уз., энергетическая установка дизельная трехвальная (3 х 6000 лс., дальность плавания 2500 миль 12-узловым ходом, автономность 15 суток, вооружение: 2 х 2-57 мм и 2 х2.25 мм, РБУ — 1200, два бомбосбрасывателя, контактный электромагнитный и акустический тралы. Недостаточная защита от подрыва на минах и задержка поставок дизелей 47А16 обусловили отказ от строительства этого корабля.
К этому времени в области защиты тральщиков от подрыва на минах велись в трех направлениях: заблаговременное обнаружение мины впереди по курсу тральщика с целью уклонения от встречи с ней; снижение уровня физических полей кораблей до безопасного уровня; повышение их взрывостойкости.
Как показали выполненные оборонными предприятиями и НИИ исследования, что достаточно надежное обнаружение якорных мин впереди по курсу возможно с помощью высокочастотных ГАС миноискания (ГАСМ). В тоже время их использование существенно повышает и производительность минной разведки.
Первая советская ГАСМ МГ-59 «Олень» отрабатывалась на базовом тральщике проекта 264 и была принята на вооружение ВМФ СССР в 1959 г. Из-за больших габаритов от использования этой ГАСМ на серийных кораблях пришлось отказаться, но на ее основе была создана ГАСМ МГ-69 «Лань» (разработчик ЦНИИ «Морфизприбор»), обеспечивающая, как показали проведенные в 1964 г. испытания, надежное обнаружение якорных мин на дистанциях 1000 — 1100 м. МГ-69 приняли на вооружение в 1966 году.
Практически одновременно, с начала 1950-х гг., велись работы по снижению физических полей самих тральщиков. Этому способствовало, вышедшее в 1958 году, специальное постановление правительства СССР «О повышении защиты и скрытности кораблей ВМФ от подводного неконтактного оружия и средств обнаружения противника». В соответствии с ним предусматривались разработка мероприятий по снижению физических полей тральщиков и требований к их допустимым уровням, аппаратуры регистрации и анализа полей, а также создание специальных полигонов и стендов.
Для решения поставленных задач к концу 1950-х гг. уже были построены: специальный полигон для замеров физических полей, полигон для испытания противоминного оружия, две станции безобмоточного размагничивания, три контрольно-измерительные магнитные станции и восемь гидроакустических контрольных судов.
При создании комплекса противоминных кораблей второго поколения была решена принципиально новая задача постройки тральщиков из новых немагнитных и маломагнитных материалов, разработана теория компенсации физических полей корабля, созданы совместно с заводами отрасли механизмы, вооружение, оборудование и аппаратура в маломагнитном и малошумном исполнении.
Повысить взрывостойкость тральщиков предлагалось за счет усиления корпуса, амортизационной защиты и использования ударостойкого оборудования. Созданный к середине 1950-х годов научно технический задел (ЦНИИ-45 в области защиты корабля, а в НИИ-400 в области противоминного оружия) позволил заказчику выдать в 1956 году ТТЗ на разработку противоминных кораблей (ПМК) нового поколения: БТЩ проекта 266 и рейдового корабля-искателя мин проекта 257.
На основе проводимых работ в обеспечение создания тральщиков второго поколения ВМФ СССР смог выдать в 1956 г. ТТЗ на разработку кораблей нового поколения: базового тральщика пр. 266 и рейдового корабля — искателя мин пр. 257. Каждый из кораблей разрабатывался в двух вариантах: первый — с корпусом из маломагнитной стали, и по первоначальному замыслу обклеенным снаружи двухсантиметровым резиновым покрытием, и второй с деревянным корпусом.
Позже корабль проекта 266 перевели в подкласс «морские тральщики». Он был спроектирован ЦКБ-363 (гл. конструктор Н.П.Пегов). Эти тральщики стали первыми отечественными морскими тральщиками с минимальными собственными физическими полями, в том числе за счет применения маломагнитной стали. От деревянного корпуса пришлось отказаться из-за отсутствия необходимой производственной базы.
Размагничивающее устройство имело систему автоматического регулирования тока и приставку для компенсации вихревых токов, наводящихся в корпусе корабля при качке. Для снижения акустического поля корабля использовались: звукоизоляция шумящего оборудования с помощью амортизаторов, вибродемпфирующее покрытие фундаментов наиболее шумящих механизмов и стенок машинных отделений, звукоизолирующие вставки в трубопроводах и валопроводах. Впервые в отечественной практике были предусмотрены специальные мероприятия по снижению низкочастотного электромагнитного и электрического полей. В итоге магнитное поле корабля удалось уменьшить почти в 40 раз, электрическое — в 10 — 15 раз, акустическое — в 3 — 4 раза, гидродинамическое — на 20 — 30%.
Корабль проекта 266 был впервые из серийных кораблей оснащен ГАС миноискания МГ-69 «Лань», которая позволяла обнаруживать якорные мины на дальности до 1100 м. Строительство кораблей велось на Средне-Невском (завод №363) и Хабаровском (завод №876) судостроительных заводах. Головной МТЩ проекта 266 водоизмещением 560 т (по классификации НАТО Yurka) вошел в состав советского ВМФ в 1963 году.
Эти корабли были предназначены для решения задач противоминной обороны (ПМО) в морской или ближней океанской зонах, которая включала борьбу с якорными и донными минами, проводку за тралами своих кораблей и судов на переходе между пунктами базирования или портами, а также для постановки активных или оборонительных минных заграждений.
Уже в процессе строительства серии тральщиков, в июне 1963 года последовало решение о ликвидации ЦКБ-363 и о передаче его тематики и конструкторского состава в ЦКБ-50 – Западное ПКБ. Тем не менее, спустя всего два года в 1965 году в Западном ПКБ был разработан технический проект 266М «Аквамарин» модернизации корабля (гл. конструктор Т.Д.Походун и Н.П.Пегов). Эти тральщики в НАТО стали именовать Natya.
Новой разработкой предусматривалось устранение основного недостатка тральщиков проекта 266 — отсутствия средств поиска и обнаружения донных мин, что стало обеспечиваться новой гидроакустической станцией МГ-79 «Мезень-2» (разработчик НИИ «Бриз», г. Таганрог). Проект 266М предусматривал также следующие усовершенствования: электромагнитный трал был заменен на глубоководный, установлен трал для уничтожения активных мин, предусматривалась установка трехканального широкополосного буксируемого телевизионного искателя и комплексного искателя-уничтожителя мин. Одновременно были приняты меры по дальнейшему снижению акустического поля корабля и усиленно артиллерийское вооружение.
Трехканальный телевизионный искатель ИТ-3 «Нева-3» был создан в 1958 г. на базе телевизионного искателя ИТ-1 «Нева-1» в НИИ-400 (гл. конструктор А.М.Смирнов) и НИИ телевидения (гл. конструктор И.Ф.Илистратов). Он мог обследовать грунт на глубинах до 60 м на скорости 4-6 уз в пределах ширины поисковой полосы в 30 м и обеспечивает обнаружение и классификацию донных мин по сигналу телевизионного изображения на глубинах от 10 до 60 м при скоростях буксировки до 6 узлов и ширине полосы поиска до 30 м. Вес комплекта составлял 3,6 т. Для обнаружения донной мины на чистом грунте требовалось до двух проходов.
Разработка комплексного гидролокационного искателя «Луч» в ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструктор В.С.Попов) растянулась на много лет. Еще в 1965 году по результатам научно-исследовательской работы было предположено создавать комплекс в составе трех изделий: буксируемого гидролокационного искателя-уничтожителя (ИУ) «Луч-1» (разработчики Р.Г.Свешников, В.С.Попов, А.Н.Локтев), электромагнитного искателя-уничтожителя «Луч-2» и самоходного телеуправляемого искателя-уничтожителя «Луч-3». Вскоре разработка ИУ «Луч-2» была прекращена из-за неперспективности.
Первым принятым на вооружение в 1973 году стал искатель КИУ-1 «Луч-1» с гидролокатором бокового обзора «Игла-1″, составляющий вместе с самоходным телеуправляемым подводным аппаратом – уничтожителем СТИУ-1 (разработчики Р.Г.Свешников, В.С.Попов) единый комплекс.
Самоходный телевизионный подводный аппарат «Луч-3», он разрабатывался в 1964 — 1969 годах Западным ПКБ (главный конструктор А.М.Гиндин), был оснащен системой автоматического наведения его на отметчик и системой уничтожения объекта с помощью заряда взрывчатого вещества. В мастерских Бюро был изготовлен натурный макет, а на заводе им. Ворошилова — экспериментальный и опытный образцы. Известно, что французский аналог этого аппарата появился гораздо позднее.

Не смотря на запаздывание работ по искателям мин головной корабль проекта 266М «Семен Рошаль» вошел в состав флота в сентябре 1970 года. Тральщики этого типа строились Средне-Невским заводом вплоть до 2002 года, всего в состав советского флота вошло 29 единиц; еще пять кораблей было построено Хабаровским заводом. К настоящему времени в ВМФ России находится восемь тральщиков проекта 266М.
В 1970—1980 годах Бюро продолжало развивать и новое направление про¬ектирования, связанное с освоением океанских глубин. Так, первым отече¬ственным кораблем — носителем буксируемого аппарата «Дельфин-ТМ» для поисковых работ на глубинах до 800 м стал корабль проекта 2666, разработан¬ный в 1977 году на основе тральщика проекта 266М (главный конструктор Н.П.Пегов, заместители — С.Г.Мельник, Ш.А.Мустафин, С.Ф.Артемьев).
Он строился Средне-Невским судо¬строительным заводом в корпусе и с механической установкой серийного тральщика проекта 266М и в ходе его эксплуатации ВМФ на Черном море получил высокую оценку.
Рейдовый корабль-искатель мин проекта 257 разрабатывался в двух вариантах — с корпусом из дерева (пр. 257Д, проектант ЦКБ-19, гл. конструктор Д.И.Рудаков) и маломагнитной стали (проект 257 М, главный конструктор В.И.Блинов). Серия этих кораблей строилась на Приморском заводе в Ленинграде, на заводе «Авангард» в Петрозаводске и Владивостоке. По сравнению с его предшественниками ( кораблями проекта 265 ) магнитное поле снижено почти в 50 раз, акустическое — в 2-3 раза, электрическое — в 5 раз. Строительство этих кораблей велось на Петрозаводском и Владивостокском СЗ, построено 20 кораблей.
На Потийском судостроительном заводе в 1959 году был заложен головной корабль проекта 257М с металлическим корпусом, но в 1960 году его строительство было прекращено, а корпус разобран. Кроме того, в корпусах кораблей проекта 257 ДM было построено 6 «кораблей-буксировщиков тралов» проект 699, на которых установлены двигатели морских тральщиков (2 х 2500 вместо 2 х 1200). Испытания выявили недостаточную живучесть рулевого устройства гидродинамического трала и от использования последнего пришлось отказаться. В дальнейшем корабли использовались для буксировки имеющихся тяжелых тралов.
Установленные на кораблях проекта 257Д искатели мин оказались малопроизводительными и поэтому было принято решение довооружить корабли этого проекта тралами (проект 257 ДM), предусмотрев сменное использование оружия. За счет установки более совершенных двигателей скорость хода и дальность плавания при этом не уменьшились. В 1964-1972 гг. на Морской завод (Ленинград) и Владивостокский СЗ построен 41 корабль. Кроме кораблей по основному проекту на заводе «Авангард» было построено еще четыре корабля по его экспортной модификации (проект 257 ДМЭ, главный конструктор Д.И.Рудаков), которые были переданы Болгарии.
Работы, выполненные ЦНИИ-45 и ЦНИИ-138 в области освоения стеклопластика как конструкционного материала, обусловили выход постановления правительства от февраля 1956 года о издании нового поколения ПМК — со стеклопластиковыми корпусами и в 1958-1962 годах ВМФ последовательно выдал Минсудпрому ТТЗ на проектирование МТЩ проекта 1251, БТЩ проекта 1252, ТЩ- шнуроукладчика проекта 1253 и РТЩ проекта 1258 со стеклопластиковыми корпусами. Одновременно на Усть-Ижорской верфи (с 1966 года Средне-Невский СЗ) началось строительство цеха стеклоплстикового судостроения, а в ГСПИ «Союзпроектверфь» проектирваие блока стеклопластиковых цехов на заводе «Авангард» для постройки БТЩ и МТЩ. Корабли проектов 1251 и 1252 представляли собой «стеклопластиковые копии» кораблей проектов 266 и 257Д, корабли проектов 1253 и 1258 являлись принципиально новыми для отечественного ВМФ.
Анализ возможностей и ближайших перспектив имеющейся производственной базы показал, что как строительство кораблей проекта 1251 так и одновременное строительство кораблей проектов 1252 и 1253 пока не осуществимо. В конечном итоге было решено БТЩ проекта 1252 «Изумруд» (проектант Западное ПКБ, гл. конструктор В.П.Вилунас) строить со стеклопластиковым, а ТЩШУ — с деревянным корпусом. Корабли проекта 1252 оснащались ГАСМ МГ-79 для обнаружения донных мин, была предусмотрена возможность буксировки соленоидного трала СТ-2 или шнуровых зарядов ( 2х 200 м ). Головные корабли построены в 1956 году соответственно на Средне-Невском СЗ и на СЗ «Авангард». В 1967-1969 годах на Средне-Невском СЗ было построено еще два корабля проекта 1252, а в 1971-1973 годах на СЗ «Авангард» шесть кораблей по корректированному проекту 1253.
Головной корабль проекта 1258 «Корунд» был построен в 1967 году на Ленинградском Морском заводе (ныне ПО «Алмаз»), а последующие 53 корабля на Средне-Невском СЗ на стапельных местах кораблей проекта 1252. Его особенностями были узкая специализация по функциональному назначению, мероприятия по ПАЗ, широкое внедрение автоматики и дистанционного управления и наличие установки малого хода (дизель К-757 мощностью 80 л.с. с системой раздачи мощности).
В 1966 году приказом Главкома ВМФ была введена новая классификация корабельного состава, согласно которой ПМК водоизмещением свыше 500 т относились к МТЩ, водоизмещением 100-500 т — к БТЩ и водоизмещением менее 100 т — к РТЩ. В соответствии с этой классификацией упомянутые выше БТЩ по проектам 3, 53, 58, 53у, 59, 73к, 254к, 254м, 254А,264, 264А и 266 причислялись к МТ Щ, РЩ по проектам 253Л, 255, 255К, Т388, 265, 265К, 265А, 265И, 257Д, 257ДМ, 699, 1253 и 1252 — к БТЩ, а КТЩ по проектам Т351,Т361,И376 и Т39 и 1258 — к РТЩ.
В 1969 году был принят десятилетний план военного кораблестроения на 1971-1980 годы, согласно которому намечалось строительство кораблей по проектам 264М (МТЩ), 923 (МТЩ-вертолетоносец), 1265 (БТЩ), 1256 (ТЩ-волновой охранитель), 1262 (БТЩ на воздушной подушке), 1253 (ТЩ-шнуроукладчик), 1258 (РТЩ), 1259 (РеТЩ), а также транспортабельного противоминного комплекса в составе 2-4 самоходных телеуправляемых неконтактных тралов проекта 1300 (называемых РПМ -речными ПМЗ), используемых в строях и катера их водителя проекта 12255, приспособленные также для контактного траления.
Необходимость создания нового БТЩ была обусловлена тем, что корабли проекта 1252 проектировались на базе устаревшего к 1970-м годам оборудования и их крупносерийное строительство было бы нецелесообразным. ТТЗ на проектирование нового корабля (проект 1265 «Яхонт») было выдано Западному ПКБ (гл. конструктор Д.И.Рудаков, затем В.И.Немудров) в 1965 году. Выполненные проектные проработки показали, что выполнение всех требований ТТЗ привело к увеличению водоизмещения корабля до величины, затрудняющей постройку корабля в имеющемся цехе стеклопластикового судостроения, что вынудило к решению о «временном строительстве кораблей с деревянными корпусами». Головной корабль был сдан на СЗ «Авангард» в 1972 году, после чего на нем и на Владивостокском СЗ началось серийное строительство кораблей по этому проекту.
ТТЗ на проектирование нового БТЩ со стеклопластиковым корпусом выдавалось в 1970-е годы Западному ПКБ дважды (проекты 1265П и 12651 «Яхонт-1», гл. конструктор В.И.Немудров) и в обоих случаях заканчивалось разработкой технического проекта, его корректировкой ввиду неготовности новой базы стеклопластиков и решением о временном строительстве кораблей по проекту 1265 и, ввиду неготовности базы стеклопластикового судостроения и нового противоминного оружия, принятием решения о продолжении строительства БТЩ с деревянными корпусами по проекту 1265. В ходе их серийного строительства в проект вносились изменения, так что последние корабли существенно отличались от первых. В 1972-1994 годах на СЗ «Авангард» и на Владивостокском СЗ было построено около 70 кораблей по этому проекту.

Кроме кораблей проекта 1265 для отечественного ВМФ в 1979-1991 годах на СЗ «Авангард» было построено 13 кораблей по экспортной модификации проекта (пр 1265Э, главный конструктор В.И.Немудров, затем А.А.Форст); по четыре единицы передано Болгарии, Кубе и Вьетнаму и одна — Сирии.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ БАЗОВЫХ ТРАЛЬЩИКОВ

Основные тактико-

технические

характеристики БТЩ

Номера проектов базовых тральщиков

пр.255

(пр.255К)

пр.265

(пр.265К)

пр.257-Д

(пр.257-ДМ)

пр.1252

пр. 1253

пр. 1265

(пр.1265-Э)

Водоизмещение, т:

стандартное

148(150)

245 (265)

244 (254)

293-300

112

427 (427)

полное

160(165)

269 (289)

260 (270)

313-320

116

460(460)

Материал корпуса

судостро­ительная сталь

судострои­тельная сталь

древесина

стекло­пластик

древесина

древесина

Главные размерения

корпуса, м:

длина (по КВЛ)

36 (36)

42,5 (44,0)

40 (40)

39,0

25,0

49,0 (49,0)

ширина {по КВЛ)

5,7 (5,7)

6,4 (6,6)

7,3(7,3)

7,8

5,4

8,8 (8,8)

осадка (при полном

водоизмещении)

1,6(1,6)

1,74 (.)

1,8 (-2,0)

2,15

1,63

2,45 (2,75)

Скорость хода, уз:

полного свободного

переднего

12(12,5)

15,5 (.)

15(15)

14,0

10,0

14,0(14,0)

боевого экономического

7,5 (.)

10 (.)

10(10)

10,0

.

10(10)

Дальность плавания,

миль/уз

2000/7,5

(2000/7,5)

1500/10

1500/10

(1500/10)

1500/10

300/8

1700/10

(1500/10)

Автономность, сут.

5(.)

5(.)

5 (5)

5

3

15(10)

Экипаж, человек

35 (35)

47(.)

. (.)

37

7

45 (45)

Тральщик-волновой охранитель проекта 1256 «Топаз» по замыслу представлял собой корабль, вытраливающий мины создаваемыми им на ходу специально усиленными собственными физическими полями, и, благодаря своей высокой скорости хода проскакивающим взрыв.
Предполагалось, что: а) комплекс создаваемых при движении корабля физических полей вызовет в конечном итоге ( т.е. после числа проходов, необходимых для отработки прибора кратности ) взрыв встретившейся мины, который, однако, корабля ( благодаря своей высокой скорости хода ) будет проскакивать; б) корабль вначале сможет выполнить магнито-акустическое траление, а затем с помощью создаваемой им волны, исказить гидродинамическое поле проводимого объекта до безопасного уровня. При этом тралящее магнитное поле создавалось двумя уложенными на днище корабля соленоидами (питаемыми от трального дизель-генератора постоянного тока), акустическое — специально повышенной шумностью винтов и механизмов, гидродинамическое — нагнетаемой кораблем волной. Энергетическая установка трехвальная. ГТД передает мощность на средний ВФШ через нереверсивный понижающий редуктор, дизели передают мощность на боковые двухпозиционные винты с помощью реверс-редуктора.
Проект 1256 был разработан ЦКБ-50 (гл. конструктор В.П.Вилунас), строительство двух кораблей осуществил в 1974-1975 гг. Средне-Невский СЗ. В ходе сдачи и опытной эксплуатации кораблей выявились затруднения в обеспечении некотоых требований ТТЗ (безэкипажного использования, удержания строя и др.) и от дальнейшей постройки их Заказчик отказался.
Разработка нового РеТЩ по проекту 1259 началась с середины 1960-х годов, ПТЗ на его проектирование было выдано Западному ПКБ в 1968 году. Специфическими требованиями к его проектированию были транспортабельность по железной дороге, автотранспортом и на больших судах, обеспечение действия на мелководье и высокая защита по физическим полям. В 1973-1976 годах на Средне-Невском СЗ по этому проекту было построено семь кораблей.
Дальнейшее развитие речного тральщика проекта 1259 стал проект 12592 «Малахит-2″, проектирование которого выполнило Западное ПКБ (гл. конструктор В.И.Блинов, зам. гл. конструктора Л.М.Бобков). Отличается от последних более современным вооружением и оборудованием, улучшенным общим расположением, заменой водометных движителей на винты фиксированного шага в насадке и мачтовым устройством. Корабли строились по советской документации изготовления стеклопластиковых корпусов и ан основе советских поставок вооружения и оборудования. В начале 1980-х годов был выдан заказ на постройку для стран СЭВ 12 кораблей, в том числе пяти кораблей для СССР. В 1985-1991 годах указанные корабли были построены на верфи «Странжа» в г.Мичурин (Болгария). Они приспособлены для перевозки по железным дорогам, автотранспортом и на больших судах.
В 1972 г. Западному ПКБ было выдано ТТЗ на разработку морского тральщика-вертолетоносца пр. 923 «Гранат». Главный конструктор проекта Н.П.Пегов, его заместители С.Г.Мельник, В.И.Корольков, Ш.А.Мустафин и К.Я.Абдулов. Корабль проектировался как носитель пяти противоминных вертолетов Ка-252 ПМО и автономных самоходных искателей-уничтожителей мин (СИУМ). В 1979 г. разработка пр. 923 была прекращена, так как отсутствовали свободные производственные мощности для постройки этих сравнительно крупных кораблей, (водоизмещение более 5000 т, последним был разработан вариант в корпусе большого противолодочного корабля пр. 1155) и в связи с задержкой разработки как вертолетов, так и СИУМов.
Плановому проектированию корабля предшествовал большой объем научно-исследовательских работ, позволивших определить облик будущего корабля с пятью вертолетами на борту. В ходе разработки ТТЗ неоднократно уточнялось и дополнялось. В результате в Бюро прорабатывали как вариант корабля обычного типа, так и катамаранного.
ТТЗ на проектирование БТЩ на воздушной подушке проекта 1262 было выдано ЦМКБ «Алмаз» в 1975 году. Рассматривалось три варианта использования корабля: для быстрой доставки к месту боевого предназначения СИУМов, для создания тралящих физических полей (аналогично кораблю проекта 1256) и для буксировки имеющихся и разрабатываемых тралов. Ввиду отсутствия СИУМов и выявившихся при эксплуатации корабля проекта 1256 недостатков, осталось только использование имеющихся тралов, причем корабельные тралы были непригодны для эксплуатации на больших скоростях хода, а вертолетные — слишком легкими. Поэтому в 1976 году было принято решение о прекращении работ по проекту 1262 и о проверке возможности буксировки имеющихся вертолетных тралов серийно строящимися десантными КВП проекта 1206.
Результаты проверки оказались спорными, но в 1976 году ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку сокращенного технического проекта 1206Т «Кальмар-Т» (водоизмещение 120 т, скорость 55 узлов). В 1984-1985 годах по этому проекту на Феодосийском ПО по этому проекту было построено и передано в опытную эксплуатацию два корабля, вооруженных вертолетными тралами. Результаты опытной эксплуатации привели к выводу о нецелесообразности дальнейшего строительства кораблей по этому проекту.
Появление казавшихся в первое время универсальными средств борьбы с минами впереди по курсу корабля потребовало создания весьма дорогих противоминных кораблей нового класса — тральщиков — искателей мин и их новейшего противоминного вооружения, основу которого составляют самоходные подводные аппараты (ПА) многоразового использования. Кроме того, это привело к созданию и введению в донные мины специальных каналов, вызывающих подрыв мин от физических полей подводного аппарата и его уничтожение, что экономически оказывается выгодным, учитывая более высокую стоимость ПА по сравнению с донной миной и несопоставимое численное соотношение донных мин и ПА.
К тому же к началу 1980-х годов многократно возросли боевые возможности минного оружия, включая глубину постановки, многоканальность и многократность действия взрывателей, трудность обнаружения (диэлектрические материалы корпусов, заиленность и прочее), скрытность постановки (подводные лодки, авиация). Особенно опасной в этом плане была принятая на вооружение США в 1976 году якорная мина МК-60 Captor с глубиной постановки 500 — 1000 м, представляющая серьезную опасность для подводных лодок.
Поэтому в конце 1970-х — начале 1980-х годов назрела острая необходимость в создании минно-тральных кораблей нового поколения с самым широким применением автоматики и дистанционного управления, с улучшенными условиями обитаемости и повышенной безопасностью плавания. Больше внимания стало уделяться и вопросам охраны окружающей среды.
Первые проработки по созданию нового морского тральщика велись в 1970-е годы. Проектирование корабля проекта 12660 «Рубин» началось Западным ПКБ (гл. конструкторы Н.П.Пегов и В.С.Сергеев) с 1972 года, тогда по одному из вариантов прорабатывалась установка на корабль вертолета- тральщика. Однако и без этого водоизмещение корабля увеличилось до 1150 т, а энергетическая установка оставалась прежней по проекту 266М. В тоже время дополнительно установлена энергетическая установка малого хода и носовое подруливающее устройство.
В состав вооружения этого корабля входит новый противоминный комплекс для поиска донных, придонных и якорных мин по курсу, а также контактные и неконтактные тралы. На тральщике было установлено самое совершенное минно-тральное вооружение: комплекс уничтожения мин с самоходным самонаводящимся противоминным снарядом – торпедой «Кобра» и самоходным противоминным снарядом – торпедой перерезания минрепов «Гюрза» по целеуказанию корабля (оба снаряда созданы в ЦНИИ «Гидроприбор»), самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель «Кетмень», искатель-уничтожитель «Палтус», электромагнитные и акустические тралы, ГАС миноискания «Кабарга» и др. Боевые средства корабля состояли из 76-мм пушки АК-176, 30-мм автомата АК-630М с системой управления огнем «Вымпел» и ПЗРК «Стрела-3».
Глубоководный гидроакустический буксируемый искатель-уничтожитель донных мин «Палтус» начали разрабатывать в ЦНИИ «Гидроприбор» в 1976 году. В сравнении с искателем «Луч-1» в новом изделии обнаруженные объекты должны были не только обозначаться отметчиками, но при необходимости уничтожаться непосредственно в процессе буксировки. ГАС для искателя создавали в ЦНИИ «Морфизприбор». Вскоре работы по всей системе «Палтус» передали Уральскому филиалу ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструкторы Х.Х.Давлетгильдеев и В.И.Гуль), созданному на базе СКБ машиностроительного завода им. К.Е.Ворошилова. Искатель-уничтожитель прошел испытания и в 1985 году принят на вооружение ВМФ, но из-за недостатков в системе гидролокатора в серийное производство не поступил.
Разработка новой ГАСМ «Кабарга», модификации которой были установлены на рейдовых и морских тральщиках ВМФ, была завершена в 1990 г. НИИ «Бриз». Однако по уровню вторичной обработки информации и взаимодействия с противоминным вооружением она практи¬чески не отличается от предшествующих моделей станций.
В тоже время после появления в ВМФ СССР эффективных корабельных станций миноискания типа «Кабарга» в 1980-х гг. продолжаются работы над созданием самоходных искателей-уничтожителей мин. В 1989 г. был принят на вооружение флота самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель второго поколения СТИУ-2 «Кетмень», работающий по целеуказанию корабельной гидроакустической станции миноискания на глубинах до 100 м. Он был разработан Уральским филиалом ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструктор А.А.Казин).
СТИУ-2 обеспечивает поиск со скоростью движения до 3 узлов и уничтожение донных и якорных мин впереди по курсу корабля — тральщика. На обнаруженную мину укладывался заряд (на аппарате их два с зарядом ВВ по 130 кг), и после отхода СТИУ на безопасное расстояние мина подрывалась.
Строительство кораблей проекта 12660 велось на Средне-Невском заводе начиная с 1983 года. Корабли строились из маломагнитной стали для борьбы с глубоководными противолодочными минами типа «Кэптор» и для противоминного обеспечения кораблей и транспортов в отдаленных морских районах. Головной тральщик «Железняков» был построен на Средне-Невском заводе в 1988 году. Размеры корабля потребовали, при вывозе со стапельного места в цехе, увеличить проем цеховых ворот, а спусковое устройство выдерживало в момент спуска предельные нагрузки. Запаздывали поставки новой техники, что усложняло и затягивало сроки проведения монтажных работ.
Вошедшие в строй два корабля «Железняков» и «В.Гуманенко» значительно превосходят корабли проекта 266М по эффективности противоминных действий в несколько раз. Строительство корпуса третьего корабля из-за отсутствия финансирования было прекращено.
Создание кораблей проекта 12660 — это целая эпоха в советского судостроении. Они стали первыми морскими тральщиками ВМФ СССР, способными вести противоминные действия впереди по курсу и бороться с современными глубоководными минами. Опыт, приобретенный при их создании и использовании, неоценим при дальнейшем проектировании кораблей противоминной обороны.
По кораблестроительной программе МТЩ проекта 12660 (в НАТО известен как Gorya) предполагалось построить гораздо больше, чем удалось. Уже в процессе испытаний стало ясно, что проект очень сложный и корабль получился большим. А к тому же распался Советский Союз, наступили другие времена и финансирование оборонного направления резко снизилось. Поэтому было принято решение вести постройку новых морских тральщиков в корпусе хорошо себя зарекомендовавших МТЩ проекта 266М, но с новыми средствами поиска и уничтожения мин. Которые должны были быть не таким дорогими, как проект 12660 «Рубин».

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ РОССИЙСКИХ МОРСКИХ ТРАЛЬЩИКОВ

Характеристики

пр. 266М

пр. 12660

пр. 266МЭ

Пр. 266МЭ мод.

Водоизмещение, т: стандартное полное

745

770-790

1070

1150

750

804-810

750

810

Длина наибольшая, м

61,0

67,8

61,0

61,0

Ширина наибольшая, м

10,2

10,95

10,2-10,5

10,2-10,5

Осадка при полном водоизмещении, м

2,9-2,98

3,12

3,0

3,0

Мощность дизельной ЭУ, л. с.

2×2500

2×2500

2×2500

2×2500

Скорость полного хода, уз

17-17,4

16

16

16,5

Дальность плавания (скорость, уз), мили

1500 (12)

1500 (12)

1500 (12) или 3000 (12)

3000 (12)

Автономность, сут.

10-15

15

10-15

.

Вооружение: артиллерийское, число АУ х число стволов-калибр, мм контактные тралы

электромагнитные тралы

акустические тралы

искатели мин

шнуровые заряды, число х длина, м ГАС миноискания

2xII-30

2xII-25

БКТ

ТЭМ-3, ТЭМ-4

АТ-3

— (ИТ-3)

МГ-69, МГ-79

1×1-76

lxVI-30

КТК

ТЭМ-3М

АТ-3

«Кетмень», «Палтус»

«Каборга-А3″

2xII (VI)-30

МТ-2, ГКТ-2

ТЭМ-3, ТЭМ-4

АТ-2

МГ-89

2xVI-30

Есть

ТЭМ-3

АТ

«Маршрут» (или Double Eagle, PAP Mk 5)

МГ-89 (МГ-89М), МГ-993М (TSM-2022)

Материал корпуса

Маломагнитная сталь

Экипаж, чел.

68

60

67

.

В 1972 году Западному ПКБ (гл. конструктор В.И.Немудров) было выдано задание на создание противоминного комплекса, включающего 2-4 перевозимых по железной дороге, автотранспортом или на больших судах самоходных телеуправляемых магнито-акустических трала (названных «речными прорывателями минных заграждений»), предназначенных для действий строем на глубинах места3-30 метров и корабля их водителя. Первоначально намечалось корпус корабля проекта 1300 «Челнок» выполнить из трансформаторной стали 09-Г2 с наложением на него наружной обмотки. Однако по ряду причин затем от этого намерения отказались.
Опытный корабль был построен на Средне-Невском СЗ в 1979 году и после годичной опытной эксплуатации сдан флоту. Проект был существенно изменен и головной серийный корабль сдан флоту в 1982 году. Отличительной особенностью корабля являлись идентичность носовой и кормовой оконечностей, что позволяло сэкономить время, необходимое на разворот при переходе на другой галс. Расположенный в центре корабля дизель-генератор обеспечивал при этом привод моторов либо носовой, либо кормовой группы винтов. В режиме траления на корабле команда отсутствовала и он с помощью системы телеуправления — телесигнализации управлялся с корабля водителя. До 1985 года построили еще три корабля.

Проект 10750 «Сапфир» нового рейдового тральщика нормальным водоизмещением 133 т был выполнен Западным ПКБ (гл. конструктор В.И.Немудров). Корабль является дальнейшим развитием РТЩ проекта 1258, обусловленным появлением новых образцов вооружения и оборудования. Кроме того, в отличие от прототипа двигатель малого хода заменен третьим ходовым дизелем. Корпус корабля выполнен из улучшенного стеклопластика. Предусмотрена возможность буксировки соленоидного трала СЭМТ-1 и шнуровых зарядов, а также приема на борт контейнера с оборудованием для легких водолазов-минеров. В 1989-1994 гг. на Средне-Невском СЗ было построено более 10 кораблей.
В последние десятилетия значительным технологическим прорывом стало создание тральщиков-искателей мин. Реализовать его смогли только ведущие морские державы и страны с высоким уровнем развития промышленности, в основном за счет реализации принципа межгосударственной кооперации.
Современная концепция противоминных действий, известная под названием «охота за минами», базируется на активном использовании гидроакустического вооружения минно-тральных кораблей для поиска, обнаружения и обследования всех неподвижных подводных миноподобных предметов, обнаруживаемых в заданных границах акваторий.
По результатам обследования миноподобные предметы, отнесённые к минам, должны быть нанесены на электронную карту (занесены в банк данных) и уничтожены, а информация о посторонних объектах (затонувших судах, промышленном мусоре, крупных камнях, приметных складках дна и т.п.) должна быть также занесена в банк данных для идентификации акустических контактов при последующих поисковых действиях в этих акваториях.
Основу противоминного вооружения современных кораблей этого направления составляют гидроакустические станции миноискания, противоминные телеуправляемые аппараты и автоматизированные системы управления противоминными действиями.
Как известно, ведущее положение в строительстве современных тральщиков – искателей мин и создании основных компонентов их противоминного вооружения занимают фирмы Великобритании, Франции, Италии, Германии, Нидерландов и США. В последние годы к ним присоединились также фирмы Японии, Швеции, Норвегии, Южной Кореи, строящие тральщики-искатели с противоминным вооружением, поставляемым полностью или частично фирмами указанных выше стран. Большинство же государств не в состоянии строить такие корабли и вынуждены закупать их у стран-экспортеров.
Стремясь не отставать от ведущих морских держав, в 1990-х годах предприятия оборонного комплекса России подготовили предложения по модернизации противоминных кораблей, тогда для поставки на экспорт на российские тральщики типа 10750Э и 266МЭ предлагалось устанавливать подкильные станции миноискания МГ-89М, МГ-991, МГ-992М и МГ-993М, самоходные телеуправляемые подводные аппараты допоиска и уничтожения мин (ROV) «Ропан-ПМ», «Маршрут».
В предложениях подготовленных Западным ПКБ отмечалось, что удовлетворению современных требований способствует установка на корабле проекта 266МЭ и использование ГАС миноискания (Propelled variable depth sonar — PVDS) с приемоизлучающей системой, размещенной на самоходном телеуправляемом подводном аппарате (Remotely operated vehicle — ROV) которая обеспечивает обнаружение, идентификацию и классификацию мин далеко впереди корабля. Дальность действия ГАСМ в этом случае не ограничивается ни помехой, генерируемой кораблем, ни гидрологическими условиями моря. Уничтожение мин после обнаружения может быть осуществлено аппаратом того же семейства, обладающим функцией уничтожителя МИН.
Как в свое время отмечали специалисты ЦНИИ «Гидроприбор», создание и развитие средств поиска и уничтожения мин будет приоритетным при разработке противоминного оружия. Новые тенденции этого направления видятся в создании самоходных гидроакустических станций миноискания с переменной глубиной погружения их приемно — излучающих антенн, противоминных одноразовых снарядов — уничтожителей, буксируемых минопоисковых станций в составе безэкипажных носителей.

26 мая 2006 года на Средне-Невском судостроительном заводе в поселке Понтонный под Санкт-Петербургом состоялся спуск на воду первого российского корабля противоминной обороны (ПМО) в XXI веке. Им стал морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668.
Как было отмечено спуск корабля является хорошим подарком к празднику города — Санкт-Петербурга. Завершение работ по кораблю во многом связано со сменой менеджмента на заводе, которая произошла год назад. Корабль создан по проекту 02668 Центрального морского конструкторского бюро (ЦМБК) «Алмаз».
Было отмечено, что этот тральщик является кораблем нового поколения. На нем очень много образцов современного противоминного вооружения, уникальные конструктивные особенности и оборудование.
Генеральный директор — Генеральный конструктор ЦМКБ «Алмаз» А.Шляхтенко заявил, что очень сложная была судьба спущенного корабля проекта 2668. Прежде всего, он похож на тральщик проекта 266. В процессе проектирования и строительства этого корабля была конверсия, финансовые трудности, но тем не менее, наступил момент завершения его строительства и спуска на воду. Сейчас он востребован не только в России, но и во многих странах мира. Принципиально новый корабль ПМО, у которого методика траления совершенно отличается от того, что было до сих пор.
А начальник управления заказов и поставок кораблей Министерства обороны РФ контр-адмирал Анатолий Шлемов дополнил, что корабль будет искать мины впереди по своему курсу. До этого практически все тральщики ВМФ СССР — России искали мины с помощью трального вооружения со стороны кормовых секторов.
Из этого всего следует, что морской тральщик проекта 2668 для соответствия современным требованиям просто не может не обладать современным противоминным оружием, другими необходимыми техническими средствами и вооружением. А какое оно и в каком количестве будет на корабле, пока военными и промышленностью держаться в секрете.
Спущенный на воду в конце мая этого года российский тральщик получил имя начальника оперативного управления Главного штаба ВМФ в 1985-1991 гг. Владимира Константиновича Захарьева.
Подобных по классу кораблей на заводе не спускали уже больше десяти лет, последним был тральщик «Валентин Пикуль» в 1996 году. После долгого поиска финансирования был достроен на Средне-Невском судостроительном заводе морской тральщик проекта 266МЭ «Валентин Пикуль» (главный конструктор Ш.А.Мустафин). Корабль был переведен по внутренним водным путям на Черное море, где прошли глубоководные испытания его противоминного оружия, после чего в 2002 году корабль вошел в состав флота.
Выполнение нового заказа для ВМФ России должно возразить само предприятие. «Мы надеемся, что этот корабль будет головным в большой серии тральщиков пятого поколения», — говорит Михаил Швалев, директор ФГУП «Средне-Невский судостроительный завод». По его словам, годовой оборот в 2006 году превысит 600 млн рублей. При этом около 70% заказов предприятия формируется за счет гособоронзаказа. Сейчас на заводе находятся в постройке три корабля для ВМФ РФ.
«Вице-адмирал Захарьин», тоже как и «Валентин Пикуль», начинал строиться по проекту 266МЭ (зав. №879), но в процессе достройки проект изменили. Внешне новый тральщик очень напоминает корабль ПМО проекта 266М, который многие годы выпускался советской судостроительной промышленностью для национального ВМФ и для поставки на экспорт.
В 1998 году было принято решение возобновить приостановленное в 1994 году проектирование морского тральщика «Агат» проекта 02668 (главный конструктор В.С.Сергеев). Особенностью разработки этого корабля является использование готового маломагнитного корпуса тральщика проекта 266МЭ, ранее остановленного строительством на Средне-Невском заводе. Это наложило существенный отпечаток на порядок работы ЦМКБ «Алмаз» — пришлось разрабатывать демонтажно-монтажные корпусные чертежи, по которым заводу-строителю было необходимо заняться перестройкой корабля, срезать ряд переборок и фундаментов.
При разработке этого проекта впервые была предпринята попытка организации противоминного контура в составе: автоматизированной системы управления противоминными действиями; гидроакустической станции миноискания «Ливадия» (первого в отечественном кораблестроении самоходного подводного аппарата, работающего впереди по курсу корабля); противоминного оружия: самоходного искателя-уничтожителя мин, управляемого контактного трала, трала-имитатора физических полей и других современных противоминных средств; движительно-рулевого комплекса (винтов регулируемого шага, выдвижных поворотных колонок, комплекса подруливающих устройств); средств навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения корабля. Корректированный технический проект нового тральщика был утвержден в 2001 году.
В проекте 02668 впервые на кораблях противоминной обороны внедряются интегрированные ходовой мостик и главный командный пункт. С учетом полученного за последние годы опыта, ЦМКБ «Алмаз» были разработаны ТТЗ на интегрированные мостиковые системы для тральщиков проектов 02668 и 12700 (разработчик и изготовитель — НПО «Марс»). В настоящее время указанные системы находятся в различных стадиях разработки документации и изготовления.
На 2-м Международном военно-морском салоне (МВМС-2005) в Санкт-Петербурге НПО «Марс» из Ульяновска для установки на морские и базовые тральщики представило автоматизированную систему управления противоминными действиями (АСУ ПМД) «Диез-Э». Она предназначена для повышения боевой эффективности корабля и корабельной группы при планировании противоминных действий, развертывании кораблей в районе боевых действий, поиске и уничтожении мин и минных заграждений, противоминных охранении и обороне кораблей, судов и подводных лодок на переходе морем и в районах боевых действий.
Аппаратура «Диез-Э» сопрягается со следующими системами: системой управления контактными и неконтактными тралами, гидроакустической станцией, системами управления подводным аппаратом, тральной лебедкой, гидроакустической станцией звукоподводной связи, навигационной РЛС «Пал», спутниковой и радио — навигационными системами, лагом и эхолотом, радиопеленгатором, ВНЦ «Сандал-В», системой управления двигателями и рулем, и др.
Гидроакустическая станция миноискания «Ливадия-МЭ» была представлена предприятием «Аквамарин» на МВМС-2005 и МВМС-2007. Она состоит из следующих основных частей: антенны низкой частоты, подводного блока с двухчастотными антеннами, встроенного электронного устройства подводного блока, приборов электропитания и коммутации входных сигналов, генераторного устройства, аппаратуры аналоговой и цифровой обработки информации, пульта оператора. Пульт поставляется НПО «Марс», а приборы электропитания – ОАО «Таганрогский завод «Прибой».
Фактически «Вице-адмирал Захарьин» — это опытный корабль, на нем будут отрабатывать новые системе противоминного оружия. Все циклы испытаний корабля планируется провести в 2006 году. Как заявило руководство ВМФ России, он должен войти в состав Кольской флотилии разнородных сил Северного флота.

В XXI веке в России начали появляться новые корабли противоминной обороны. В 2002 году было возобновлено ЦМКБ «Алмаз» проектирование базового тральщика «Александрит» проекта 12700 (главный конструктор О.К.Коробков) в корпусе из стеклопластика, приостановленное в 1994 году. В этом проекте предусматривается создание противоминного контура с применением новейших образцов оружия, гидроакустических станций, движительно-рулевого комплекса и автоматизированной системы управления противоминными действиями, впервые предпринята попытка создания интегрированной системы поиска и уничтожения мин. По базовому тральщику проекта 12700 в настоящее время закончен технический проект.
На базе этого опыта и передовых мировых тенденций в сфере противоминной обороны в проекте 12700 предусмотрено формирование противоминного контура с применением новейших, высокоэффективных гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах, интегрированной мостиковой системы, главного командного пункта – автоматизированной системы управления противоминными действиями. Учитывая практику создания отечественных противоминных сил и средств, а также опыт использования передовыми с точки зрения разработки противоминного оружия странами концепции «охоты за минами», БТЩ проекта 12700 будет оснащен как традиционными контактными и неконтактными тралами, так и комплексом поиска и уничтожения мин впереди по курсу.
Корабль проекта 12700 водоизмещением 800 тонн имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии. ОАО «СНСЗ» единственный в России завод, владеющий такой технологией и единственный в мире, кто может создавать монолитные корпуса такого размера. Достоинством такого корпуса является более высокая прочность в сравнении со стальными корпусами, что обеспечивает большую живучесть корабля при поиске мин. Срок службы такого корпуса больше чем у корпуса из маломагнитной стали, а масса корпуса значительно меньше. Много внимания конструкторы уделили комфорту экипажа – на корабле созданы все условия для эффективного выполнения боевых задач и отдыха. Головной тральщик заводской №521 был заложен 22 сентября 2011 года на «Средне-Невском судостроительном заводе».
Головной корабль противоминной обороны нового поколения «Александр Обухов», построенный на Средне-Невском судостроительном заводе (входит в ОСК) вошел в состав Военно-морских сил России. Торжественная церемония подъема Андреевского флага и передачи тральщика ВМФ России состоялась 9 декабря 2016 года на территории Ленинградской военно-морской базы в Кронштадте. ВМФ РФ заключил контракт на строительство еще семи стеклопластиковых тральщиков проекта 12700 «Александрит», сообщил главком ВМФ адмирал Владимир Королев. «Мы однозначно спланировали и уже законтрактовали семь кораблей этого проекта, ну а в дальнейшем планируем заказать более 40 таких кораблей», – сказал он. По словам Королева, семь кораблей проекта будут построены в период с 2016 по 2018 год.

ПОСТРОЙКА ПМК И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ ПОД НИХ СУДОВ И КАТЕРОВ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВМФ ЗА 1910-1990 ГГ .

Периоды Морские ТШ Базовые ТШ Рейдовые и речные ТШ Трал-баржи Всего: построено
Построе­но Пере­оборудовано Построе­но Пере­оборудовано Построе­но Пере­оборудовано Построе­но Пере­оборудовано
Дореволюционное время и первая мировая война (1910—1917 гг.) 21 18 31 18 16 36/68
Гражданская война (1918—1921 гт.) 4 _ _ 217 _ 40 _ 4/257
Межвоенный период (1922-1941 гг.) 1 14 42 4 2 45/18
Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) 4 41 92 232 636 486 около 30 762/759
Период 1946—1955 гг. 134 128 1 13 1 10 285/2
Период 1956—1965 гг. 87 69 42 10 208/-
После 1965 г. 92 139 111 342/-
Всего 322 76 488 485 820 543 52 1682/1104

КОЛИЧЕСТВО КОРАБЛЕЙ, ПОСТРОЕННЫХ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1946-1990 ГГ.)

Проекты ПМК Пятилетки Всего
1946-1950 1951-1955 1956-1960 1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1985 После 1985 Всего
МОРСКИЕ ТШ
73К 11 11
53У 2 2
254 19 38 3 60
254К 63 21 84
254 М 1 15 16
254Л 12 12
264 и 264А 21 3 24
266, 266Э 12 34 1 47
266М 2 22 7 31
266МЭ 6 14 5 25
12660 1 1
Итого 32 102 72 15 36 23 13 14 6 313
БАЗОВЫЕ ТШ
255. 255К НМ 21 125
265, 265К 2 13 15
265А 12 12 24
265И 3 3
Т388 1 1
257Д 20 20
257ДМ 8 28 5 41
257ДМЭ 2 2 4
257В 1 1
699 1 4 5
1252 3 3
1265 11 20 20 16 67
1265Э 3 5 5 13
1233,1253A 2 5 7
1253В 2 2
12531 3 3
1256 2 2
Итого 104 24 25 44 39 28 26 25 21 336
РЕЙДОВЫЕ ТШ
T351, Т361* 16 16
Т376, И376 8 20 5 33
399 1 1
1258 8 15 19 12 54
1258Э 3 11 23 37
1206T 1 1 2
10750 4 4
Итого 8 37 5 8 18 30 36 5 144
РЕЧНЫЕ ТШ
151 5 5
1259 2 5 7
13000 1 4 1 6
12250 1 1
Итого 5 2 6 4 2 19
ТБ
442 и др.** 5 5 5 5 20
Всего 141 144 139 69 хз 71 75 81 35 838

* В таблицу не включены ТШ, строившиеся по заказу СССР в других странах (проекты T361, 151 и 12592 до 150 единиц). а также недостроенные (по проектам 354 и 257М).
** Ориентировочные данные.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 12.03.2017

Источники:
Российская судостроительная промышленность, М: Военный Парад, 2008
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910-1990). СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. – 2003
С.И.Моисеев. Список кораблей русского парового и броненосного флота. М., Воениздат, 1948 г.
Б.А.Денисов, А.Э.Цукшеррт НИР О-90-1947 «Тенденции развития военного корабля. Раздел ХII, Тральщики. Л., ВМА им.К.Е.Ворошилова, 1948 г.
И.А.Киреев «Траление в Балтийском море в войну 1914-1917 гг. М-Л., Воениздат, 1939 г.
Анализ истории развития, опыта боевого использования, постройки и эксплуатации кораблей ПМО», Л — 0016647, Л., ЦНИИ-45, 1956 г.
Министерство Обороны СССР «Корабли и вспомогательные суда советского военно-морского флота 1917-1927 гг.» Справочник. М., Воениздат, 1981 г.
С.С.Бережной «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945″. Справочник. М., Воениздат, 1988 г.
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
http://bastion-opk.ru/12700-alexandrite/

МИННО-ТРАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ (ФОТОГРАФИИ)
МИННО-ТРАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ. МЕРОПРИЯТИЯ. ФОТОГРАФИИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МИННО-ТРАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap