МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ. MODERNIZED FIGHTER-INTERCEPTOR MIG-31BM


МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ
MODERNIZED FIGHTER-INTERCEPTOR MIG-31BM

09.02.2020

На Камчатку после ремонта и модернизации вернулся очередной высотный истребитель-перехватчик МиГ-31БМ, входящий в состав авиационного полка Войск и сил на Северо-востоке России.
В ходе ремонта и модернизации высотный истребитель получил новейшую авионику и радиоэлектронные системы, а также улучшенные тактические характеристики, что значительно повышает его боевые возможности.
Возвращаясь к месту постоянной дислокации, экипаж МиГ-31БМ совершил длительный перелет протяженностью около 9 тысяч километров. На Камчатке летчиков встретили командование авиационного полка и личный состав истребительной эскадрильи.
В ближайшее время личный состав истребительной эскадрильи приступит к подготовке нового самолета к несению боевого дежурства по противовоздушной обороне.
Отдел информационного обеспечения Приморского региона (г. Владивосток)

28.07.2020

Вопрос о продлении ресурса сверхзвуковых перехватчиков МиГ-31 изучается, но окончательное решение будет принято только по итогам исследовательских и опытно-конструкторских работ (ОКР), сообщили «Известиям» источники в военном ведомстве и оборонно-промышленном комплексе.
Уже начаты ОКР по продлению ресурса модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ. Согласно графику, проект будет выполняться в два этапа. К концу 2021 года на испытаниях планируют подтвердить ресурс планера в 3 тыс. летных часов. На следующий год его хотят довести до 3,5 тыс. Окончание ОКР назначено на август 2022 года, говорится в материале газеты «Известия».
Как известно, все проходящие службу МиГ-31БМ были построены в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Срок их эксплуатации ограничен 2,5 тыс. летных часов. Продление его на тысячу часов позволит перехватчикам оставаться в строю по меньшей мере до середины 2030-х.
Компания «ОДК — Пермские моторы» в 2018 году заявила о том, что готова быстро возобновить выпуск ключевых узлов и агрегатов уникальных двигателей Д-30Ф6, установленных на МиГ-31.
Еще в советский период, одним из приоритетных направлений работ стало создание глубокомодернизированного МиГ-31, оснащённой более мощной системой управления вооружением (СУВ). На основе всех этих предложений и наработок было подготовлено Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое вышло 1983 году. Во исполнение этого правительственного решения были развёрнуты работы по созданию дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31М («изделие 05») с управляемой ракетой К-37 в качестве основного вооружения. Его характерной особенностью стала СУВ «Заслон-М», включавшая радиолокатор РП-31М.
В августе 1995 года машина кратковременно появилась на международном авиасалоне «МАКС-95» в Жуковском и вызвала превосходные отклики специалистов и СМИ. Еще раз МиГ-31М можно было увидеть в августе 1997 года на авиасалоне МАКС-97.
Но прошло время и на основе решений по перехватчику МиГ-31М в 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б с целью превращения его в многоцелевой самолет, данному варианту истребителя было присвоено обозначение МиГ-31БМ.
Основная цель модернизации МиГ-31БМ заключается в возможности применения новых ракет, а также доработки РЛС за счет введения новых режимов и увеличения дальности ее работы. Министерство обороны России разместило первый контракт на модернизацию предположительно восьми МиГ-31 1 апреля 2006 года. В середине 2011 года принято решение модернизировать перехватчики МиГ-31 до состояния МиГ-31БМ. ОАК подписала второй контракт на модернизацию 54 МиГ-31 21 ноября 2014 года. До 2020 года планировалось модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ, дополняет ВТС «Бастион».
В дальнейшем, для полноценной замены МиГ-31 в ВКС планируется создать «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП, известный также под условным обозначением МиГ-41). В июле 2017-го в РСК «МиГ» сообщили, что компания в инициативном порядке ведет разработку концепт-проекта по этой теме.
ВТС «Бастион»

06.08.2020

Авиационный полк в Красноярском крае получил пять сверхзвуковых истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ после прохождения модернизации и ремонта.
В ходе заводского ремонта и модернизации была обновлена авионика и радиоэлектронные системы самолетов, улучшены тактические характеристики перехватчиков, что повысило их боевые возможности.
Самолеты уже перелетели на аэродром базирования и в ближайшее время заступят на боевое дежурство по охране воздушного пространства в зоне ответственности.
Сверхзвуковой МиГ-31 — единственный в истории советских и российских ВВС истребитель, официально именуемый «воздушным кораблём». Предназначен для перехвата и уничтожения целей, в том числе крылатых и баллистических ракет, на предельно малых, средних и больших высотах, в простых и сложных метеоусловиях.
Пресс-служба Центрального военного округа

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ПРИЕМКИ ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 05.08.2020

04.09.2020

Экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31 Центрального военного округа (ЦВО) отразили массированный ракетно-авиационный удар с применением авиационных средств поражения в рамках летно-тактического учения, завершившегося в Астраханской области.
В ходе учения истребители-перехватчики выполнили перелет в район боевого применения, преодолев около 2000 километров менее чем за два часа. В сложной помеховой обстановке с помощью радиолокационных станций «Заслон-М» экипажи обнаружили группу высокоманевренных воздушных целей, имитирующих самолеты, ракеты противника и выполнили боевые пуски управляемых авиационных ракет Р-33 и Р-60.
В рамках учебно-боевых задач экипажи пермского авиационного полка уничтожили более 30 ракет-мишеней «Дань» и отработали около десятка тактических эпизодов с различными исходными данными.
В летно-тактическом учении с применением авиационных средств поражения было задействовано 12 истребителей-перехватчиков МиГ-31, около 20 единиц наземной техники, более 300 военнослужащих из числа летного, инженерно-технического состава, а также группы обеспечения и управлениями полетами.
Пресс-служба Центрального военного округа

ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ



МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ


В 1997 г. начались работы по созданию на базе МиГ-31Б многоцелевого истребителя МиГ-31БМ. Основная цель модернизации МиГ-31БМ заключается в возможности применения новых ракет, а также доработки РЛС за счет введения новых режимов и увеличения дальности ее работы. Модернизированная система управления огнем «Заслон-АМ» (С-800АМ) включает модернизированную РЛС 8БМ с новым процессором «Багет-55-06», который заменил старый «Аргон-15А». РЛС сохранила пассивную фазированную антенную решетку.
Машину решили оснастить системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работ по СУВ «Заслон-М». Входившая в её состав РЛС должна была получить новые приемник и сигнальный процессор. Дальность обнаружения воздушной цели класса «истребитель» составляла 320 км. а дальность поражения — до 280 км. Радар позволял сопровождать до полутора десятка воздушных целей и одновременно обстреливать до шести, а также обеспечивал возможность обнаружения наземных и морских целей, в том числе малоразмерных.
Первый модернизированный МиГ-31БМ (бортовой номер «58») совершил свой первый полет в сентябре 2005 года и был отправлен на испытания в Ахтубинск в декабре того де года. За ним последовала вторая машина (бортовой номер «59») и третья («60»), в которые вносились доработки.
Министерство обороны России разместило первый контракт на модернизацию предположительно восьми МиГ-31 1 апреля 2006 года. 20 марта следующего года Нижегородский завод «Сокол» передал ВВС первые два модернизированных МиГ-31БМ для переучивания в Саваслейке.
С 2007 года капитальный ремонт и модернизацию строевых самолетов МиГ-31 до модификации МиГ-31БМ выполняет единственный производитель этих самолетов НАЗ «Сокол». В ходе модернизации, кроме вооружения, самолет получает обновленные РЛС, радиоэлектронное оборудование, в которое входят связные радиостанции, устанавливается спутниковая система навигации ГЛОНАСС, международная система посадки. Теперь самолет имеет более широкие функции и возможности для перехвата воздушных целей, возросла дальность обнаружения воздушных целей, модернизированная машина также получила улучшенные возможности перехватчика по поражению малозаметных целей и крылатых ракет.
Первый этап Государственных испытаний МиГ-31БМ успешно прошел в ноябре 2007 года, после чего было получено разрешение на серийную модернизацию. Первым модернизировались самые свежие МиГ-31Б, за ними последовали более старые МиГ-31БС, которые после модернизации получили наименование МиГ-31БСМ. МиГ-31БС, в свою очередь, были модернизированными вариантами МиГ-31 или МиГ-31ДЗ, которые находились в эксплуатации с более поздними МиГ-31Б.
Крупный контракт на модернизацию 60 МиГ-31Б в вариант МиГ-31БМ был подписан с заводом «Сокол» 1 августа 2011 года.

В середине 2011 года принято решение модернизировать перехватчики МиГ-31 до состояния МиГ-31БМ. ОАК подписала второй контракт на модернизацию 54 МиГ-31 21 ноября 2014 года. До 2020 года планируется модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ.
514-м авиаремонтный завод в Ржеве принял участие в модернизации МиГ-31 в период 2015-2018 годов. Ржевский завод отвечает за небольшую часть контракта. Например, в 2014 году здесь прошли доработку пять машин, а в следующем году – еще две. На сегодняшний день модернизацию прошли почти все исправные МиГ-31. Оставшиеся должны быть доработаны до конца 2018 года.
Самолеты получат новую систему управления вооружением и БРЛС «Заслон-М», разработанную Научно-исследовательским институтом приборостроения им. Тихомирова (НИИП), входящим в КРЭТ. «Заслон-М» отличается от оригинального радара «Заслон» увеличенной антенной (до 1,4 м в диаметре). Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения – до 280 км. Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до десяти воздушных целей.
Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый «МиГ» будет способен поражать как воздушные, так и наземные цели.
РЛС может сопровождать 24 цели и обстреливать шесть из них одновременно. РЛС «Заслон-А» дорабатываются в вариант «Заслон-АМ» производителем – компанией «Ленинец» по проекту НИИП им. Тихомирова. Теплопеленгатор 8ТК остался неизменным.
В пилотской кабине (передней) аналоговые приборы были заменены на 127х127 мм мониторы, размещенные на передней панели. Задняя кабина получила 152х203 мм мониторы вместо электронно-лучевых трубок.
Самолет оснащается модернизированной радиостанцией Р800Л и улучшенной навигационной системой, включающей приемник спутниковой навигации А737. Планер и двигатели не меняются, но ресурс планера продляется до 30 лет или 3500 летных часов. Возможно, что в ходе плановых ремонтов ресурс еще будет продлен.
Вооружение МиГ-31БМ дополнилось четырьмя ракетами Р-37М с дальностью стрельбы. Опытный образец ракеты Р-37М («изделие 610М») впервые был запущен с МиГ-31 в 2011 году, а Государственные испытания завершились в 2014 году. Ракеты серийно выпускается на предприятии АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» в Королеве. Ракета оснащены ГСН МФБУ-610МШ. МиГ-31БМ также может нести четыре ракеты малой дальности Р-73, которые заменили сильно устаревшие ракеты средней дальности Р-40ТД и устаревшие Р-60.
Ожидается, что на очередном этапе модернизации МиГ-31БМ получит ракеты средней дальности Р-77-1 и К-77М. Он сможет нести четыре такие ракеты на подкрыльевых пилонах. Если посмотреть на далекую перспективу, то МиГ-31 может быт оснащен ракетой «изделие 810», разрабатываемую для истребителя Су-57. Затем будет обновлен софт РЛС «Заслон». Также рассматривается установка нового теплопеленгатора. Наконец, ведется разработка новой системы управления полетом КСУ-31.
За счет модернизации бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза. Поэтому в современной Российской армии МиГ-31 не просто востребован, а является ключевым элементом в системе противовоздушной обороны страны.
Современные модификации этого истребителя способны работать как автономно, также перекрывать фронт на расстоянии до 1000 км группой из четырех самолетов, взаимодействующих друг с другом. Эти задачи, кроме него, на сегодняшний день не выполняет ни один другой самолет.

Внешне МиГ-31БМ можно отличить от старых модификаций благодаря отсутствию центрального пилона, который ранее предназначался для подвески ракеты Р-40ТД, и который был заменен на более компактный пилон для подвески ракеты Р-73 и Р-77-1. Эти ракеты также могут применяться со второго подкрыльевого пилона, который ранее использовался только для подвески подвесного топливного бака. Другим отличием стало появление перископа над головой пилота.
Вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин в начале августа 2014 года побывал на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Нижнего Новгорода, в том числе и на авиастроительном заводе «Сокол», выпускавшем до 1992 года истребитель-перехватчик МиГ-31. Комплектующие для машины делают и предприятия Ростеха.
Вице-премьер пообещал, что машину ожидают перемены и новая жизнь, которая может продлиться еще лет 15. «Сейчас самолет модернизируется, и это делается здесь, в Нижнем Новгороде. И этот самолет послужит, я вам скажу, совершенно точно еще лет 15 в самых разных и новых вариантах, отвечающих современным формам вооруженной борьбы», – прокомментировал Дмитрий Рогозин.
Сегодня МиГ-31БМ является современной боевой машиной: в высшей степени надежной, долговечной, оснащенной передовым оборудованием и до сих пор не имеющая аналогов в мире.

МОДИФИКАЦИИ:
• МиГ-31Б Серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе; поступил на вооружение в 1990 году.
• МиГ-31БМ Модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ.
• МиГ-31Д модификация с ракетой типа «Контакт».
• МиГ-31И Комплекс «Ишим», самолёт предназначен для воздушного старта небольших космических аппаратов.
• МиГ-31М Модернизированный истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО.
• МиГ-31Э Экспортный вариант.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
— пустого самолета 21825
— нормальная взлетная 42400
— максимальная взлетная 48200

Размах крыла, м 13.46
Длина, м 22.67
Высота, м 6.10
Площадь крыла, м2 61.60
Тип двигателя 2 ДТРД Д30Ф-6М
Тяга нефорсированная, кН 2 х 16500
Максимальная скорость , км/ч
— на большой высоте 3000 (М=2.83)
— у земли 1500
Практическая дальность, км
— с ПТБ 3300
— без ПТБ 2500
Практический потолок, м 20000
Экипаж 1

ВООРУЖЕНИЕ:

одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23 (260 патронов)
боевая нагрузка — 9000 кг
до 6 УР большой дальности Р-33С или Р-37,
до 4 УР средней дальности Р-77 или РВВ-АЕ,
2 УР Р-40ТД,
3 УР воздух-поверхность Х-59 и Х-29Т или 2 Х-59М 6 ПКР X-31А
До 6 противорадиолокационная УР Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ
до 6 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или
до 8 КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением

В 1977 году летчик-испытатель Александр Федотов установил на МиГ-31 абсолютный мировой рекорд высоты полета – 37 650 м. Всего на самолете этого типа установлено 29 мировых рекордов.
Серийное производство МиГ-31 началось в 1979 году. В начале 1992 года на вооружении войск ПВО стран СНГ находилось уже более 200 истребителей-перехватчиков МиГ-31.
Для уникального по своим свойствам самолета требовался не менее уникальный двигатель большой мощности и высокой экономичности. Сделать этот двигатель было поручено Пермскому моторостроительному конструкторскому бюро, входящему сейчас в Объединенную двигателестроительную корпорацию. МиГ-31 получил двигатель Д-30Ф6 – турбореактивный двухконтурный двухвальный, с общей форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковым соплом.
МиГ-31 способен переходить звуковой барьер в горизонтальном полете и в режиме набора высоты, в то время как большинство сверхзвуковых самолетов переходят скорость звука в пологом пикировании. Более того, МиГ-31 может на средних и больших высотах выходить на сверхзвук без включения форсажа. Таким свойством, как считается, обладают лишь истребители пятого поколения.
У всех современных истребителей (кроме самолетов пятого поколения) время полета на сверхзвуке ограничено 5–15 минутами из-за разного рода ограничений по конструкции планера. Длительность полета МиГ-31 на сверхзвуке лимитирована только запасом топлива.

Двухместный сверхзвуковой истребитель МиГ-31Э. Самолет МиГ-31Э предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых и больших высотах в передней и задней полусферах в свободном пространстве и на фоне земли в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью при использовании противником средств активного и пассивного противодействия.
МиГ-31Э представляет собой экспортную версию базового самолета МиГ-31 ВВС России.

Источники: rostec.ru, bmpd.livejournal.com и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ. НОВОСТИ 2018 — 2019
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ. НОВОСТИ 2017
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ. НОВОСТИ 2016

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ. НОВОСТИ 2015

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ. НОВОСТИ 2014

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ. НОВОСТИ 2012 — 2013
ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31 – ВЗГЛЯД С ЗАПАДА

НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ О ПРИСУТСТВИИ МИГ-31БМ В СИРИИ

В СИРИИ ВПЕРВЫЕ ЗАМЕТИЛИ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ НА ПАРАДЕ ПОБЕДЫ 2015 ГОДА

ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ НА МАКС-2011

АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «КИНЖАЛ»

ПРОТИВОСПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА «КОНТАКТ»

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-40Д (K-40Д, ИЗДЕЛИЕ 46)

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ С АФАР «ЗАСЛОН-АМ»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕНИЕМ «ЗАСЛОН» ИСТРЕБИТЕЛЯ МИГ-31

ДАЛЬНИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31М

ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-31Э

ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Д-30Ф6

НИЖЕГОРОДСКИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «СОКОЛ»

РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ «МИГ»
ИСТРЕБИТЕЛИ-ПЕРЕХВАТЧИКИ МИГ-25/МИГ-31
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ САМОЛЕТЫ, ИСТРЕБИТЕЛИ (ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ)
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap