ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31

FIGHTER-INTERCEPTOR MIG-31

По первичным же проработкам специалистов ВВС и головного института (ЦНИИ-30 МО) разработка самолета замысливалась как модернизация перехватчика МиГ-25П, успешно прошедшего государственные совместные (ГСИ) и войсковые испытания в 1971–1972 годах и зарекомендовавшего себя в качестве высотного скоростного и эффективного перехватчика ПВО. Однако доказательная позиция НИИ-2 ПВО и ГосНИИАС, обсуждавшаяся на высоких уровнях МО СССР и «оборонки», была принята на всех инстанциях и в итоге позволила сформулировать единые согласованные тактико-технические требования (ТТТ) на разработку перспективного авиационного комплекса перехвата (АКП).
Создание авиационного комплекса перехвата нового поколения, получившего обозначение С-155 МП «Заслон», началось в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 397-152 от 24 мая 1968 г., она была поручена ММЗ «Зенит» имени А. И. Микояна.
АКП предназначался, прежде всего, для противодействия потенциальной угрозе, исходившей от новых и перспективных американских бомбардировщиков FB-111 и AMSA (В-1), тактических ударных самолетов и крылатых ракет, способных выполнять скоростной полет с огибанием рельефа местности, а также от высотного «трехмахового» разведчика SR-71.
В соответствии с этим документом ОКБ-155, которое после кончины А.И. Микояна возглавил РА. Беляков, поручалось создать самолет в трех вариантах: перехватчик, фронтовой ударный и разведчик. Микояновцы начали прорабатывать проекты бомбардировщика Е-155МФ, самолета-разведчика Е-155МР, но особую актуальность приобрел дальний перехватчик Е-155МП. Руководство ОКБ предложило военным создать его на базе МиГ-25П. Главным конструктором темы был назначен Г.Е. Лозино-Лозинский, его заместителем – В. А. Архипов, в группу сотрудников, ответственных за выполнение программы, входили также К.К. Васильченко и А.А. Белосвет.
Согласно тому же Постановлению ЦК КПСС и Совмина, НИИ Радиостроения получил задание разработать систему управления вооружением (СУВ) для нового перехватчика, также получившую название «Заслон». Институт в то время был перегружен другими темами и справиться самостоятельно с новой сложной задачей уже не мог. Поэтому в 1969 г. было решено подключить к работе ОКБ-15 и создать на базе обоих коллективов Научно-конструкторское объединение «Фазотрон». Его Генеральным директором и Генеральным конструктором назначили Ю.Н. Фигуровского, а первым заместителем и главным конструктором – В.К. Гришина, который и возглавил работы по СУВ «Заслон». Комплексированием нового авиационного комплекса перехвата (в т.ч. разработкой принципов взаимодействия отдельных его составляющих, а также требуемых от них характеристик) занимался один из ведущих институтов советской авиапромышленности – Государственный НИИ авиационных систем (ГосНИИ АС).
Чтобы обеспечить новому перехватчику возможность скрытно атаковать цели, в состав СУВ включили теплопеленгатор, позднее получивший обозначение 8ТК. Его разработкой занималось ЦКБ «Геофизика» под руководством Д.М. Хорола.

Одной из основных составляющих комплекса перехвата «Заслон» стала ракета дальнего действия К-33, предназначенная для поражения целей на дальности до 130 км. Ею занималось КБ «Вымпел» под руководством главного конструктора А.Л.Ляпина, а за разработку полуактивной радиолокационной головки самонаведения (ПРГС) ракеты отвечал «Фазотрон».
В Постановлении № 397-152 было указано, что новый перехватчик следует предъявить на Госиспытания в 4-м квартале 1971 г.
Начальное проектирование комплекса, его «завязка», создание кооперации организаций-соисполнителей велись в ОКБ имени А. И. Микояна под руководством главного конструктора А. Л. Чумаченко. Ему совместно со специалистами ОКБ, ЦАГИ, НИИ ЭРАТ и НИИ-2 ПВО пришлось решать одну из принципиальных задач построения планера истребителя: каким быть крылу – изменяемой или неизменяемой геометрии?
Требование было навеяно уже сформировавшимся к этому времени обликом палубного истребителя Grumman F-14 Tomcat, принятого на вооружение в США в 1974 году. Обликом вполне обоснованным в соответствии с его предназначением, базированием, объемом решаемых задач, а отсюда и летно-техническими характеристиками, существенно уступающими проектируемому МиГ-25МП по скорости, высотности, диапазону боевого применения, полезной нагрузке и ряду других показателей.
В ОКБ-155 было рассмотрено несколько вариантов компоновки истребителя. Один из них представлял собой гибрид МиГ-23 и МиГ-25П. Машина должна была иметь боковые воздухозаборники по типу МиГ-25П, фюзеляж с улучшенной аэродинамикой, высокорасположенное крыло с поворотными консолями и одноки — левое хвостовое оперение, а также два подфюзеляжных складывающихся гребня, которые принимали полетное положение после взлета. Крыло изменяемой геометрии сулило ряд преимуществ, включая улучшение взлетно-посадочных характеристик, однако механизм поворота значительно усложнял его конструкцию и увеличивал вес, поэтому этот проект развития не получил. В другом варианте рассматривался перехватчик бесхвостой схемы с оживальным крылом, но работы и в этом направлении свернули. Также остались нереализованными варианты, проходившие под шифрами изделия «518-31» и «518-55». Например, второй из них отличался крылом, по форме напоминавшим крыло МиГ-29, имел хвостовое оперение аналогичное МиГ-25П, фюзеляж, воздухозаборники и шасси – по типу будущего МиГ-31.
Исследования доказали, что отказ от изменяемой геометрии крыла избавляет конструкцию от излишнего веса (примерно 2000 кг), снижения ее прочности и усложнения в районе отсеков вооружения подкрыльевых ракет, а также проблем уменьшения устойчивости, излишних ограничений по полезной нагрузке и необходимости создания наземной диагностической и ремонтной службы.
В 1971 г. для нового самолета утвердили схему с трапециевидным крылом по типу МиГ-25, но с корневыми наплывами и механизацией передней кромки («изделие 518-22»). По геометрическим размерам машина была близка к «двадцать пятому», напоминала его внешне.
Истребитель МиГ-31 был близок к своему предшественнику МиГ-25 и спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высоко расположенным крылом, двухкилевым оперением, цельноповоротным стабилизатором. В планере самолета широко использовались алюминиевые и титановые сплавы. Планер истребителя-перехватчика МиГ-31 был на 50% выполнен из специальной нержавеющей стали, на 33% из алюминиевых сплавов, на 16% из титана, еще 1% приходился на другие конструкционные материалы. На самолете МиГ-25 планер на 80% состоял из нержавеющей стали. Используемые на МиГ-31 алюминиевые сплавы обладают рабочей температурой до 150 градусов, а зоны с высоким кинетическим нагревом при полете на больших сверхзвуковых скоростях выполнены с использованием титана. Применение в большом объеме титана и алюминия позволило снизить массу планера истребителя.
Воздухозаборники двигателей – боковые, прямоугольного сечения, регулируются при помощи подвижных горизонтальных панелей. Топливо размещается в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках – общая масса 17 330 кг. Дополнительно к этому на внешние подкрыльевые узлы могут подвешиваться еще 2 подвесных бака на 2 500 литров каждый.

Истребитель было решено оснастить истребитель, впервые в Советском Союзе, двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями Д-30Ф-6. Их разработкой с 1972 г. занималось ОКБ Генерального конструктора П.А. Соловьева, находившееся в Перми.
Исходным вариантом послужил двигатель Д-30 2-й серии с тягой 6800 кгс, устанавливаемый на пассажирском Ту-134. В результате модернизации пермякам удалось поднять тягу своего изделия до 9270 кгс на «максимале» и до 15500 кгс на форсаже.
Запас топлива во внутренних топливных баках составляет 16 350 литров, могут быть подвешены топливные баки общей емкостью 4000 литров.
МиГ-31 способен переходить звуковой барьер в горизонтальном полете и в режиме набора высоты, в то время как большинство сверхзвуковых самолетов переходят скорость М=1 в пологом пикировании. Более того, МиГ-31 может на средних и больших высотах выходить на сверхзвук без включения форсажа. А ведь данным свойством, как считается, обладают лишь истребители пятого поколения.
Основу системы управления вооружением самолета составляет РЛС с фазированной антенной решеткой РП-31 (Н007) «Заслон», разработанная НИИ приборостроения (ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В.Тихомирова»). Он обеспечивал дальность обнаружения целей — до 300 км., цель с ЭПР порядка 5 м2 обнаруживается на удалении 189 км (дальность автоматического сопровождения — 120 км). Углы сканирования ФАР +/-70 град, по азимуту и от -60 до +70 град, по углу места.
С помощью автоматизированной цифровой помехозащищенной аппаратуры передачи данных РК-РЛДН и АПД-518 возможна передача информации о целях, обнаруженных РЛС, другим самолетам или на наземный КП в реальном масштабе времени, причем бортовой процессор позволяет восстанавливать «забитые» помехами цели по частичкам, собирая воедино информацию от нескольких РЛС «Заслон». Эта же аппаратура делает возможным использование перехватчика в качестве самолета ДРЛО и управления. Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800-900 км.

Для осуществления скрытого перехвата на перехватчике установлена ИК поисково-следящая система на основе теплопеленгатора 8ТП, выдающая целеуказание ракетам Р-40ТД и Р-60 с инфракрасными головками самонаведения (ИК ГСН). Максимальная дальность обнаружения цели в благоприятных условиях теплопеленгатором 8ТП — 50 км.
Разработка ракеты Р-33 была возложена на ГосМКБ «Вымпел». Первоначально ракета сконструирована для уничтожения целей с перегрузкой до трех-четырех единиц. В то время это объяснялось необходимостью уничтожения таких основных целей, как стратегический бомбардировщик, средства тактической и палубной авиации, стратегические крылатые ракеты, то есть маломаневренных целей. Естественно, это требование приводило к снижению располагаемой перегрузки ракеты, ее максимальных дальностей и высотности поражения целей, эффективности.
Главное оружие перехватчика – четыре ракеты К-33 – решили разместить под фюзеляжем, попарно тандемом в полуутопленном положении, что ранее на советских истребителях не практиковалось. Под них разработали катапультные пусковые устройства. Ракета должна была выталкиваться вертикально вниз, а запуск ее двигателя производиться на значительном расстоянии от перехватчика.
Разработка радиолокационной головки самонаведения МФБУ-410 для ракеты Р-33, входящей в состав вооружения нового истребителя, была поручена НИО-3 НИИП. Еще не закончились ГСИ комплекса перехвата, как началась разработка РГС МФБУ-520 (модернизация РГС МФБУ-410) для более эффективной ракеты большой дальности. Она проводилась в НИО-3 НИИП с участием отраслевых подразделений соразработчиков. В 1991-м ГосНИИАС выдал положительное заключение по результатам моделирования и испытаний и ракету приняли к серийному производству, не дожидаясь окончания ГСИ модернизированного комплекса, которые успешно завершились в 1992 году.
Дальность захвата цели типа Ту-16 головкой самонаведения (ГСН) составляет 85–90 километров, что за счет реализации инерциального наведения ракеты до захвата цели на траектории обеспечивает максимальную дальность пуска до 120 километров.
Каждый из двух подкрыльевых пилонов служил для подвески одной ракеты средней дальности Р-40Т или двух малой дальности Р-60, или одного ПТБ емкостью 2500 л. Самолет также получил артиллерийское вооружение – шестиствольную пушку ГШ-6-23 (ГШ-6-23М) калибром 23 мм с вращающимися стволами и с темпом стрельбы 3000 выстрелов/мин (боекомплект – 260 снарядов).
Ее разместили в фюзеляже, непосредственно за правой нишей основной опоры шасси, и закрыли обтекателем. Перехватчик предусматривалось оснастить и бортовым комплексом обороны, включавшим аппаратуру РЭБ, средства постановки активных и пассивных ИК помех.
Разработчикам прицельно-навигационного комплекса (ПНК) самолета пришлось столкнуться с решением многих сложных проблем. В результате нагромождения массы противоречивых задач ПНК получался слишком сложным. Он включал систему автоматического управления САУ-155МП и навигационный комплекс КН-25, в который, в свою очередь, входил целый ряд систем.
Аппаратура радиовизирования и управления «Радуга-Борт-МБ» комплекс РК-РЛДН / 5У15К11 — обеспечивает прием и декодирование сигналов запроса наземных станций САЗО, прием информации о целях от наземных автоматизированных систем управления «Рубеж-М», «Луч-2″, «Воздух-М1″ с использованием радиолиний «Лазурь-М» и «Радука-СПК». От аппаратуры «Радуга-Борт» информация поступает в САУ-155МП, БЦВМ «Аргон-15″ комплекса «Заслон» и на прицельно-пилотажный индикатор ППИ-70В.
В 1974 г. было принято решение о передаче конструкторской документации на авиационный завод «Сокол» в Горьком для подготовки производства к выпуску самолета, который получил серийное обозначение МиГ-31 (заводской шифр «изделие 01»).
Два первых прототипа изделия «83» строили на опытном заводе ОКБ-155 в Москве. К лету 1975 г. закончили сборку первого экземпляра Е-155МП (МиГ-25МП). На нем отсутствовали РЛС (вместо нее стояла контрольно-записывающая аппаратура), некоторые элементы оборудования и пушка. Первоначально было установлено крыло от МиГ-25РБ, замененное в ходе испытаний спроектированным для нового перехватчика. В обеих кабинах установили катапультные кресла КМ-1М. Тормозные щитки отклонялись вниз-в стороны.
16 сентября 1975 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском А.В. Федотов и штурман-испытатель B.C. Зайцев впервые подняли машину с голубым бортовым номером «831» («изделие 83/1») в воздух.
В 1976 г. главным конструктором самолета стал К.К. Васильченко.
Второй опытный экземпляр МиГ-25МП («изделие 83/2», борт «832» голубой) уже полностью оснастили необходимым оборудованием, включая РЛС и весь комплекс вооружения. В 1976 году первый прототип МиГ-31, оснащенный СУВ «Заслон» с ФАР Б1.01, направлен в испытательный центр ВВС в Ахтубинске для прохождения летных испытаний. В мае 1976 г. летчик-испытатель П.М. Остапенко совершил на нем первый полет.
Летные испытания АКП С-155 МП, представленного как комплекс четвертого поколения, начались в 1976 году. В этом облике комплексу предстояло пройти ГСИ и войсковые испытания, к которым на разных этапах привлекались основные организации – разработчики систем комплекса, летчики-испытатели 8-го ГНИКИ ВВС, экипажи 148-го ЦБП ПЛС (с. Саваслейка), войсковые летчики ПВО, представители НИУ МО СССР, главкоматов ВПВО и ВВС, испытательные базы 8-го ГНИКИ ВВС и полигона Балхаш, натурные и полунатурные моделирующие комплексы ГосНИИАС.

В мае 1977 г. начался этап «А» Государственных совместных испытаний (ГСИ) перехватчика Е-155МП. Для этого использовали оба прототипа, к которым по мере постройки присоединялись самолеты первых серий. Этап «А» Госиспытаний завершился в декабре 1978 г. Было выдано предварительное заключение, содержавшее официальную рекомендацию о запуске перехватчика в серийное производство. 27 апреля 1979 г. в Горьком был выпущен последний самолет 3-й установочной серии, который первым среди МиГ-31 оснастили штатными катапультными креслами К-36ДМ.
Весной 1979 г. в ГНИКИ ВВС начался этап «Б» ГСИ. Государственную комиссию возглавлял заместитель главкома войск ПВО маршал авиации Е.Я. Савицкий. Испытатели занимались комплексом в целом, но основное внимание было уделено СУВ и самому вооружению. Для реализации программы потребовалось переоборудовать полигон в Ахтубинске, обеспечив дальность начала вывода истребителя на цель более 200 км. Была установлена новая телеметрическая аппаратура внешнетраекторных измерений положения сближающихся объектов.
20 сентября 1979 г. в Ахтубинске разбился первый серийный МиГ-31, оказавшийся единственной потерей в ходе ГСИ. Полет выполняли летчик Остапенко и штурман Попов. Экипаж боролся с аварийной ситуацией 6 мин 54 с, но на высоте 350 м был вынужден катапультироваться.
В декабре 1980 г. Госиспытания комплеса С-155МП в составе истребителя-перехватчика МиГ-31, СУВ «Заслон» и ракеты К-33 были завершены, которые проводились в ГНИКИ ВВС имени Чкалова. Председателем комиссии по испытаниям стал маршал авиации Е. Я. Савицкий, его заместителем – министр авиационной промышленности И. С. Силаев.
Ракету приняли на вооружение под серийным обозначением Р-33 («изделие 410»), одновременно начались работы по ее модернизации. 6 мая 1981 г. Постановлением Совета Министров СССР новый авиационный комплекс перехвата МиГ-31-33 был принят на вооружение авиации ПВО.
Темп выпуска МиГ-31 на Горьковском авиазаводе наростал. На серийные машины стали устанавливать модернизированную по результатам испытаний СУВ «Заслон» с многофункциональным блоком управления ракетами МФБУ-410 (главный конструктор И. Акопян). В силовой установке использовали более совершенные двигатели Д30Ф-6С.

Еще до завершения Госиспытаний Е.Я. Савицкий высказывал идею, что хорошо бы довести рубежи перехвата МиГ-31 до границ США. Строевая эксплуатация подтвердила необходимость увеличения дальности полета перехватчика. В результате начались работы по оснащению истребителя системой дозаправки топливом в воздухе. Для ее отработки использовали различные самолеты, в том числе МиГ-25ПДЗ (борт «45») и МиГ-25РБВДЗ (борт «68»).
30 июля 1987 г. Таскаев и Попов впервые в мировой практике осуществили перелет на истребителе-перехватчике через Северный полюс по маршруту г. Мончегорск (Мурманская областы-Северный полюс-г. Анадырь (Чукотка). Полет проходил в условиях слабого навигационного обеспечения, над безориентирной местностью, с двумя дозаправками от Ил-78 и продолжался 6 ч 26 мин. В автономном режиме навигации, также с двумя дозаправками, был совершен полет, который длился 8 ч 40 мин (8000 км). В ходе него дважды осуществлялся перехват условной цели, причем одной из них над Северным полюсом. Все системы работали безотказно.
Перехватчик, оснащенный системой дозаправки топливом в воздухе, получил заводской шифр «изделие 01ДЗ» (ДЗ – дозаправка), однако официальное обозначение самолета не изменилось. В 1990 г. было выпущено порядка 45 таких машин. Внешне, за исключением штанги дозаправки, они ничем не отличались от обычных МиГ-31.
Наряду с увеличением дальности полета МиГ-31 конструкторское бюро вместе со смежными организациями работало над совершенствованием его комплекса вооружения. В 1985 г. для ускорения темпов модернизации перехватчика появился неожиданный стимул. Советская контрразведка арестовала одного из ведущих специалистов «Фазотрона» А. Толкачева, который оказался агентом одной из западных спецслужб. Как установило следствие он передал ценные сведения о характеристиках оборудования и вооружения МиГ-31, причинив СССР не меньший вред, чем угнавший в Японию МиГ-25П военный летчик В. Беленко.

Решили увеличить боевую эффективность уже строившихся серийно машин, а заодно реализовать мероприятия по совершенствованию перехватчика, которые были выработаны по рекомендациям, полученным в ходе ГСИ. Перехватчик решили оснастить усовершенствованной СУВ «Заслон-А» (или С-800А) на базе локатора РП-31А, системой дозаправки топливом в воздухе, отработанной на изделии «01ДЗ», улучшенными средствами РЭБ. обобщенной системой встроенного контроля и предупреждения экипажа «Экран» (вместо РИУ), разработанной НПК «Электронприбор» (г. Киев). Основным оружием стали модифицированные ракеты Р-ЗЗС с увеличенной дальностью пуска, дополнительным – остались те же Р-40Т (Р-40ТД) и Р-60М. но теперь для их размещения служили 4 подкрыльевых пилона. Модернизированный перехватчик получил обозначение МиГ-31Б (заводской шифр «изделие 01 Б»).
В 1991 МиГ-31Б сменил в цехах нижегородского авиазавода «изделие 01ДЗ», от которого внешне практически не отличался. Одновременно началось переоборудование ранее выпущенных МиГ-31 по типу изделия «01 Б». Однако эти самолеты не оснащали системой дозаправки топливом в воздухе, которая могла устанавливаться лишь на новые машины с доработанной конструкцией фюзеляжа. Такие перехватчики получили обозначение МиГ-31БС («изделие 01БС»).
В общей сложности было выпущено 505 экземпляров МиГ-31 различных модификаций. После распада СССР из-за нехватки средств у Министерства обороны России закупки этих самолетов были прекращены.
Первая зарубежная премьера МиГ 31 состоялась на 39 м авиасалоне в Ле Бурже, проходившем 13 23 июня 1991 г. Пилотаж перехватчика в Париже демонстрировал экипаж в составе летчика испытателя В. Меницкого и штурмана испытателя Ю. Ермакова.
Начиная с 1991 г. МиГ 31 неоднократно участвовал в различных выставках авиационной техники, в том числе в Германии, Канаде, Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах и Таиланде.

Создание модернизированного перехватчика МиГ-31М (заводской шифр «изделие 05») началось в 1983 г. после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании опытных образцов истребителя дальнего действия (ИДД) С-255. Его характерной особенностью должна была стать система управления вооружением «Заслон-М», включавшая локатор РП-31М. Возможности нового варианта СУВ на 150- 200% превышали потенциал прежних версий.
21 декабря 1985 г. экипаж испытателей в составе летчика Б.А. Орлова и штурмана Л.С. Попова поднял прототип самолета в воздух. В 8-м ГНИКИ (Ахтубинск) был поставлен один образец для проведения летных испытаний с боевыми стрельбами. В апреле 1994 года ОКБ Микояна получило от президента России телеграмму с поздравлениями как самой фирме, так и ее смежникам, задействованным в программе создания МиГ-31М, по поводу успешного окончания испытаний. Имелся в виду пуск с этого самолета ракеты, которая безупречно поразила цель на дистанции более300 км, что до сих пор недоступно ни одному перехватчику в мире. В августе 1995 года машина кратковременно появилась на авиасалоне «МАКС-95» в Жуковском и вызвала превосходные отклики. Однако после развала СССР, в условиях экономического спада, выделяемых на программу средств катастрофически не хватало, в результате доводку модернизированного комплекса перехвата, прежде всего его «начинки», завершить не удалось.
В 1995 г. на 41-м международном авиасалоне в Ле Бурже объединение МАПО «МиГ» представило проект многоцелевого фронтового истребителя МиГ-31Ф. По компоновке, конструкции и силовой установке он практически не отличался от серийного перехватчика. Предполагалось сохранить на прежнем уровне скоростные характеристики и дальность полета, а максимальную взлетную массу довести до 50 т. Для поражения воздушных целей МиГ-31Ф обладал возможностью применять новые ракеты Р-37, Р-77 и предназначенную для ближнего боя Р-73. Главной его особенностью было использование большинства находившихся на вооружении ВВС России управляемых ракет класса «воздух-поверхность», включая противорадиолокационные Х-31П и Х-25МП, противокорабельную Х-31А, а также предназначенные для поражения защищенных наземных объектов Х-58М и более легкие Х-29Л или X-29T. Вместо ракет можно было подвешивать корректируемые авиабомбы (три КАБ-1500Л или КАБ-1500ТК, или восемь КАБ-500Кр). Для управления оружием класса «воздух-поверхность» служил подвесной контейнер с лазерно-телевизионной аппаратурой.

Экспериментальный МиГ-31 Д («изделие 07») предназначался для запуска ракеты-перехватчика космических объектов и в какой-то мере являлся аналогом американской противоспутниковой системы на базе F-15. В 1987-89 гг. ОКБ им. Микояна построило 2 опытных экземпляра (борта «071» и «072» синие). МиГ-31 Д отличался от базовой машины, прежде всего, тем, что с него сняли весь прежний комплекс вооружения, часть оборудования, ликвидировали ниши под ракеты Р-33. На законцовках крыла установили вертикальные «ласты» для увеличения путевой устойчивости при подвешенной противоспутниковой ракете. Ее разработало КБ «Вымпел».

В 1997 г. МАПО «МиГ» на базе МиГ-31Д начало разработку МиГ-31С, предназначенного для пуска ракет-носителей с малогабаритными искусственными спутниками земли (ИСЗ). В основу был положен опыт, накопленный при создании МиГ-31Д. Коммерческую ракету-носитель РН-С (ракета-носитель-самолетная) грузоподъемностью до 200 кг планировали запускать с самолета, летящего на высоте порядка 17000 м со скоростью 3000 км/ч. Ракету также разрабатывало КБ «Вымпел». Первый запуск намечался на 1999-2000 гг.

На выставке Asian Aerospace-2006 в Сингапуре казахстанская компания «КазКосмос» представила перспективный авиационно-ракетный комплекс выведения на орбиту космических аппаратов «Ишим» на базе МиГ-31Д. «Ишим» предназначался для оперативного выведения на различные орбиты большого количества малых спутников. Комплекс включал самолет-носитель МиГ-31И, трехступенчатую ракету-носитель, подвешиваемую под его фюзеляжем, а также воздушный командно-измерительный комплекс на базе Ил-76МД.

В 1997 г. начались работы по созданию на базе МиГ-31Б многофункционального истребителя МиГ-31БМ. Машину решили оснастить системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работ по СУВ «Заслон-М». Входившая в ее состав РЛС должна была получить новые приемник и сигнальный процессор. Дальность обнаружения воздушной цели класса «истребитель» составляла 320 км. а дальность поражения – до 280 км. Радар позволял сопровождать до полутора десятка воздушных целей и одновременно обстреливать до шести, а также обеспечивал возможность обнаружения наземных и морских целей, в том числе малоразмерных.
В разработке нового варианта МиГ-31БМ и его испытаниях участвовало много предприятий и институтов, в том числе ГЛИЦ им. В.П. Чкалова (в прошлом ГНИКИ ВВС), завод «Сокол», КБ «Вымпел», НИИ приборостроения и др.
Отличительной чертой самолетов стала модернизированная СУВ «Заслон-АМ», включавшая усовершенствованную РЛС РП-31АМ, новый бортовой компьютер с новым математическим и программным обеспечением. Машины также оснастили системой спутниковой навигации. Дальность обнаружения воздушных целей возросла по сравнению с серийными вариантами МиГ-31 почти в 2 раза, улучшились точностные характеристики СУВ. Увеличились возможности перехватчика по поражению малозаметных самолетов, крылатых ракет и гиперзвуковых летательных аппаратов. Малозаметность цели компенсировалась за счет большей дальности обнаружения бортового радиолокатора, а также возможностями нового ракетного вооружения, в состав которого, кроме штатных ракет Р-33 и Р-ЗЗС, вошли К-37М, К-77-1 и Р-73.
МиГ-31 состоит на вооружении России и Казахстана.

МОДИФИКАЦИИ:
• МиГ-31Б Серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе; поступил на вооружение в 1990 году.
• МиГ-31БМ Модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ.
• МиГ-31Д модификация с ракетой типа «Контакт».
• МиГ-31И Комплекс «Ишим»), самолёт предназначен для воздушного старта небольших космических аппаратов.
• МиГ-31М Модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО.
• МиГ-31Э Экспортный вариант.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса истребителя:
— нормальная взлетная – 41 000 кг.,
— максимальная взлетная – 46 200 кг.
Масса снаряженного самолета, кг 21825
Масса топлива во внутренних баках, кг 16350
Размах крыла – 13,46 — 13,464 м.,
Длина – 22,688 — 22,69 м.,
Высота — 5,15 — 6,15 м.
Площадь крыла – 61,6 кв. м.
Тип силовой установки – 2 ТРДДФ Д-30Ф-6, тягой 2 х 15 500 кгс на форсаже
Масса двигателя сухая — 2416 / 2420 кг
Удельный расход топлива:
— 0,72 кг/кгс в час (бесфорсажный взлетный режим)
— 1,9 кг/кгс в час (крейсерский форсажный режим)
Максимальная скорость полета – 3 000 км/ч (на высоте 17 500 метров).
Практическая дальность полета – 2150-2500 км (без ПТБ), 3300 км (с ПТБ)
Максимальная продолжительность полета:
— с подвесными баками — 3,6 ч,
— с дозаправкой в воздухе — 7,0 ч.
Рубеж перехвата:
— на сверхзвуковой скорости — 720 км,
— на дозвуковой скорости без ПТБ — 1000 км,
— на дозвуковой скорости с ПТБ — 1400 км.
Практический потолок – 20 600 м.
Время набора высоты 10 км — 7,9 мин.
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 5g.
Длина разбега, м 950-1200
Длина пробега, м 800
Экипаж – 2 человека.

ВООРУЖЕНИЕ:

23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23(260 патронов),
4 УР дальнего радиуса действия Р-33,
2 УР среднего радиуса действия Р-40Т
4 УР малого радиуса действия Р-60, Р-60М и Р-73.

Источники: Ефим Гордон «Заслон на дальних рубежах» Авиация и Время №3 — 2009 www.nnre.ru, Николай Москвителев, Виктор Гиндранков, Геннадий Колпаков «Неисчерпанный потенциал МиГ-31-33″ ВПК № 40 (457) за 10 октября 2012 года, army-news.ru, topwar.ru, judgesuhov.livejournal.com, ria.ru, dokwar.ru и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ
ДАЛЬНИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31М
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-40Д (K-40Д, ИЗДЕЛИЕ 46)
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕНИЕМ «ЗАСЛОН» ИСТРЕБИТЕЛЯ МИГ-31
НИЖЕГОРОДСКИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «СОКОЛ»
РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ «МИГ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap