ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-21

FRONT-LINE FIGHTER MIG-21

01.03.2012
ВВС Индии начнут массовые списания истребителей МиГ-21, стоящих на вооружении с конца 1960-х годов, в 2014 году. Об этом, как сообщает The Hindu, заявил министр обороны Индии Аракапармбил Куриан Энтони. Согласно планам военного ведомства, МиГ-21 будут полностью сняты с вооружения страны до конца 2017 года. Ранее ожидалось, что списание наиболее современных версий этих самолетов начнется не раньше 2017 года.
«Списание МиГ-21, которые составляют около 40 процентов парка боевых самолетов ВВС Индии, начнется в 2014 году. Их место займут новые истребители следующего поколения FGFA (перспективный истребитель, создаваемый на базе Т-50 — примечание «Ленты.ру») и MMRCA (самолеты, купленные по итогам одноименного тендера); благодаря этому ВВС получат новый облик», — заявил Энтони.
В общей сложности ВВС Индии за все время производства МиГ-21 приняли на вооружение 946 таких самолетов. За последние 45 лет в различных происшествиях были потеряны 476 истребителей МиГ-21.

10.04.2013

21 апреля 2013 года индийским МиГ-21 исполняется 50 лет со дня принятия в состав ВВС. Построенный в 1956 году наиболее распространенный в мире истребитель вышел из тени в 1962 году, когда Индия приняла решение о закупке недавно разработанного советского истребителя. Сконструированный Артемом Микояном самолет в ВВС Индии принимал участие в военных конфликтах с Пакистаном в 1965 и 1971 годах.
В индо-пакистанском военном конфликте 1971 года советский истребитель сыграл ключевую роль в превосходстве Индии над Пакистаном. Во время войны МиГ-21 ВВС Индии сбили четыре F-104, два F6, один North American F-86 Sabre и один Lockheed C-130 Hercules пакистанских ВВС. МиГ-21 также обеспечили индийским ВВС превосходство в воздухе над главными районами боевых действий на западном ТВД.
К концу войны в 1971 году «МиГи» были признаны как явные победители в воздушных боях с F-104 Starfighter.

Они также доказали свою способность еще раз в конфликте в Каргиле 1999 года, когда «МиГи» сбили самолет-разведчик Breguet Atlantique пакистанских ВМС ракетами «воздух-воздух» Р-60МК (AA-8 Aphid).
К 1969 году Индия приобрела в общей сложности 120 МиГ-21, но это число впоследствии утроится, когда корпорация HAL начала местное производство 657 самолетов.
К 1972 году производство HAL самолетов МиГ-21FL (тип 77) позволило обеспечить этими самолетами 9 с половиной эскадрилий. Первые 54 из них были построены и протестированы в СССР, а затем разобраны и отправлены в Индию для сборки. Первый полностью построенный в Индии самолет был передан ВВС в октябре 1970 года.
В Индии были произведены еще 205 МиГ-21FL, из которых 196 полностью изготовлены в Индии (последний МиГ-21FL был списан в 2005 году). В 1971 году Индия приняла поставку 65 МиГ-21М с лицензионным производством местного усовершенствованного варианта, получившего обозначение МиГ-21МФ (тип 88) и производившегося в 1973-81 гг. – всего построено 158 таких машин.
Линия сборки МиГ-21FL была прекращена, когда Индия выбрала МиГ-21 с двигателем Р-13 и к 1984 году в Индии было изготовлено 220 МиГ-21бис 75А.

Приобретение Индией МиГ-21 продолжается и в конце 1990-х годов, когда были заключены контракты (в 1996 году) на модернизацию 125 самолетов МиГ-21бис с опционом еще на 50 самолетов. Первые два самолета были модернизированы на заводе «Сокол» в России, остальные – HAL, в январе 2006 года была завершена модернизация 94 самолетов.
Из принятых, начиная с 1963 года, 793 «МиГов» более 350 машин были потеряны в авариях, погибли 170 летчиков.
Царствование самолета, известного из-за своей формы как «Балалайка», как наиболее многочисленного в парке индийских ВВС, должно завершиться в 2016 году.
После серии аварий и двухгодичного прекращения полетов индийские ВВС в 2010 году решили, что МиГ-21 вместе с немодернизированными версиями МиГ-27 будут сняты с вооружения в 2018 году.
Военный паритет

18.06.2013
HINDU: ИНДИЯ СПИШЕТ МИГ-21 НА ДВА ГОДА ПОЗЖЕ ЗАПЛАНИРОВАННОГО СРОКА

Списание самолетов МиГ-21 произойдет в индийских ВВС, скорей всего, в 2019 году, то есть на два года позже запланированного срока, пишет The Hindu. Как отмечает издание, военные приняли такое решение из-за задержки со списанием воздушных судов Tejas Light Combat Aircraft собственного производства. Кроме того, официальный контракт по закупке французских 126 Rafale еще не завершен.
В ВВС Индии заявляют, что в общей сложности с 1964 года было закуплено 874 моделей МиГ-21 различных модификаций. Из них 264 самолета по-прежнему находятся на службе.
Издание напоминает, что в различных инцидентах с участием 482 МиГ погибли 39 гражданских лиц, 171 пилот и еще восемь человек из других служб. Утверждалось, что причинами аварий становились как человеческие ошибки, так и технические дефекты.
Ранее СМИ писали, что эпоха России в индийской транспортной авиации начинает подходить к концу. ВВС Индии приобрели первый американский самолет марки C-17 Globemaster III, производимый компанией Boeing. Это воздушное судно используется для транспортировки военных и военного оборудования из США в Ирак, Афганистан и другие страны.
Газета.ru

10.07.2013

Представители ГК «Укрспецэкспорт» и Министерства обороны Хорватии 8 июля в Загребе подписали контракт на услуги по ремонту и доработке 12 самолетов МиГ-21, сообщила пресс-служба ГК «Укрспецэкспорт». Согласно условиям контракта, Укрспецэкспорт отремонтирует 7 самолетов МиГ-21, принадлежащих ВВС Республики Хорватия. Кроме того, Министерство обороны Хорватии закупит в ГК «Укрспецэкспорт» 5 отремонтированных МиГ-21, которые являются собственностью ГП «Одесавиаремсервис». Контракт будет выполнен до середины 2014 года.

16.07.2013

В индийском штате Раджастхан потерпел крушение истребитель МиГ-21. В результате катастрофы погиб пилот, сообщает Reuters. Самолет совершал регулярный тренировочный полет и разбился при заходе на посадку. В настоящее время выясняются обстоятельства случившегося. Известно, что за штурвалом истребителя находился летчик в звании лейтенанта.

04.10.2013
Американская компания Draken International, оказывающая услуги по аренде боевых самолетов различным военным подразделениям, получила 25 истребителей МиГ-21. Согласно сообщению компании, самолеты были куплены у Польши. Истребители пополнили парк уже имеющихся в распоряжении Draken International самолетов такого типа советской постройки: МиГ-21УМ и МиГ-21бис.
По данным американской компании, новая партия истребителей будет востребована министерством обороны США при проведении учений с условным противником, а также школами летчиков-испытателей, расположенными в Северной Америке.

07.10.2013
Военно-воздушные силы Индии не смогут отказаться от эксплуатации истребителей МиГ-21 до 2025 года, в частности, из-за задержек в подписании соглашения о поставке французских истребителей «Рафаль» и производстве самолета «Теджас» собственной постройки. Об этом сегодня пишет ИТАР-ТАСС со ссылкой на газету «Таймс оф Индиа».
Речь идет о 110 истребителях МиГ-21, модернизированных в 2006 году в вариант МиГ-21бис. Ранее сообщалось о том, что Индия полностью откажется от их эксплуатации к 2018-1019 годам.

04.11.2013

Власти штата Невада (США) сообщили, что 1 ноября в районе аэропорта Рено-Стид разбился истребитель МиГ-21, пилот отделался неопасными для жизни травмами, пишет mynews3.com. Как сообщил пресс-секретарь Федерального управления гражданской авиации США Ян Грегор (Ian Gregor), одноместный истребитель разбился во время посадки на ВПП, повредив систему сигнального освещения полосы. У самолета отказали тормоза, пожара не было.
МиГ-21 был зарегистрирован в частной компании Delaware LLC (Уилмингтон, Делавэр). Аэропорт Рено-Стид находится в 15 милях к северу от города Рено, является местом проведения ежегодных чемпионатов по воздушным гонкам. Авария расследуется федеральными властями.

09.11.2013
Министерство обороны Мозамбика заключило с румынской компанией Aerostar контракт на капитальный ремонт истребителей МиГ-21, сообщает Jane’s. Когда именно было подписано соглашение, неизвестно, но, по данным Aerostar, работы по ремонту самолетов уже начались. Полеты мозамбикских МиГ-21бис не осуществлялись с 1990-х годов. По неподтвержденным данным, Мозамбик пока заказал капитальный ремонт шести истребителей МиГ-21бис и двух двухместных МиГ-21УМ.
Первые МиГ-21 поступили в Мозамбик в 60-е годы — это были несколько десятков Ф13 и ПФМ. В 1982 году было поставлено около 50 МиГ-21бис. Всего к 1990 году на вооружении полков в Накале, Бейре и Нампуле состояло 100 МиГ-21. В настоящее время на вооружении состоят около 20 МиГ-21бис,сообщается на сайте военной энциклопедии «Уголок неба».
Как отмечает Jane’s, официально о поставке Мозамбику истребителей МиГ-21УМ никогда не сообщалось, поэтому не исключено, что страна приобрела два самолета такого типа недавно, заказав их ремонт румынской компании.
По открытым данным, ВВС Мозамбика получили 48 истребителей МиГ-21бис в 1982 году; большинство из них прекратило полеты в первой половине 1990-х годов, а к началу 2000-х самолеты такого типа были сняты с вооружения ВВС.
www.arms-expo.ru

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

10.12.2013
Индия выводит из состава военно-воздушных сил истребители МиГ-21ФЛ. Церемония, приуроченная к этому событию, состоится 11 декабря, сообщило министерство обороны республики. В ней примут участие командующий ВВС страны маршал авиации Норман Анил Кумал Браун, одним из первых пилотировавший МиГ-21, и другие индийские военачальники.

27.03.2014
Представители министерства обороны Хорватии завили, что текущая неразбериха на Украине «не имеет ничего общего» с пятимесячной задержкой возвращения хорватских истребителей МиГ-21-бис, а также тренажеров, проходящих капремонт в Одессе, объясняя это «техническими проблемами», сообщает портал Flightglobal. Среди таких проблем — трудности интегрирования блоков навигации и связи от чешского поставщика CLS, а также «конвертирования цифрового сигнала в аналоговый».
Контракт на 19,3 млн долл., подписанный хорватской стороной с Укрспецэкспортом, предполагает капремонт 7 истребителей, а также поставку 5 дополнительных одноместных истребителей, восстановленных и модернизированных в соответсвии с требованиями ВВС Хорватии.
Помощник министра обороны и бывший главком ВВС Хорватии Виктор Копривняк сообщает, что ремонт первых пяти самолетов «завершен, за исключением проблемных блоков навигации «, в то время как ремонт двух тренажеров выполнен «примерно на 95%». Решение проблемного вопроса, как полагают, уже найдено, что означает, что первые истребители могут быть возвращены в ближайшие недели, сообщил источник в ВС Хорватии.
Перископ.2

10.05.2014

Выполнение ГП «Одесский авиационный завод» международного контракта по ремонту и модернизации самолетов типа МиГ-21 для Министерства обороны Республики Хорватия идет согласно графику. Об этом сообщил заместитель Генерального директора ГК «Укроборонпром» Александр Стеценко. По его словам, заводу вместе с соисполнителями удалось решить все технические проблемы и выйти на график работ, который позволяет своевременно выполнить условия контракта. Так, три самолета МиГ-21БИС уже находятся на базе заказчика в Хорватии на этапе сборки и наземной доводки.
Еще три самолета прошли послеремонтные летные испытания и ознакомительные полеты летным составом заказчика. Из них два самолета МиГ-21БИС готовятся к транспортировке, а один МиГ-21УМД находится на этапе покраски. А.Стеценко отметил, что на производственных мощностях ГП «Одесский авиационный завод» продолжается ремонт и модернизация других самолетов для Министерства обороны Республики Хорватия — трех МиГ-21БИС и трех МиГ-21УМД.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНЦЕРН «УКРОБОРОНПРОМ»

09.07.2014

Как сообщил 7 июля 2014 года хорватский веб-ресурс www.jutarnji.hr , за период с 16 апреля по настоящий момент на базу ВВС Хорватии в Плесе с ремонта на Украине [на ГП «Одесавиаремсервис»] прибыло семь истребителей МиГ-21, однако принять хорватские вооруженные силы согласились только один. При проверке отремонтированных самолетов были выявлены многочисленные проблемы: радары не работают, система опознавания не функционирует, топливо протекает.
Пять МиГ-21 приобретенных Хорватией на Украине первоначально принадлежали Йемену, но после того, как йеменцы отказались оплачивать проведенный ремонт, они перешли в собственность Украины и пять лет простояли на авиаремонтном заводе [«Одесавиаремсервис»]. Во время облета в Одессе украинские специалисты значительно ограничили испытания самолетов – не дали проверять их на малых высотах при малых скоростях и т.д., так что многочисленные проблемы были выявлены только в Хорватии. С Украины были доставлены два двухместных МиГ-а, принадлежавших Хорватии, но и эти самолеты хорватские ВВС принимать отказались из-за многочисленных неполадок.

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

02.09.2014

Истребители J-7 (лицензионная копия МиГ-21Ф-13 — прим. «ВП») ВВС НОАК приняли активное участие в учениях «Мирная миссия-2014», сообщает сегодня mil.news.sina.com.cn.
По сообщениям иностранных СМИ, серийное производство J-7 было прекращено в 2013 году. В боевом составе ВВС НОАК насчитывается более 290 одноместных и 40 двухместных (JJ-7) истребителей этого типа, в авиации ВМС — 30 J-7D/E (данные на февраль 2012 года). Военный Паритет

15.12.2014
ФОТОРЕПОРТАЖ: ПАМЯТНИК МИГ-21 В ТИХВИНЕ – АВИАТОРАМ ЗАЩИТИВШИМ ТИХВИН И ЛЕНИНГРАД В ГОДЫ ВОВ

Истребитель МиГ-21ПФ (выпускался с 1959 г.), переданный в 1981 году в дар Тихвину по инициативе маршала авиации, почетного гражданина г. Тихвина и Тихвинского района А. П. Силантьева и установленный в честь авиаторов, защищавших Тихвин и Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Мемориал открыт 8 мая 1985 года; Проект и воплощение специалистов Тихвинских производств объединения «Кировский завод».
Расположен Самолёт МиГ-21 на северо-западной окраине города, перекресток дорог ленинград-бокситогорск и тихвин-шугозеро. Памятник установлен на трассе А-114, объездная дорога вокруг Тихвина, п.Березовик

ПАМЯТНИК МИГ-21 В ТИХВИНЕ – АВИАТОРАМ ЗАЩИТИВШИМ ТИХВИН И ЛЕНИНГРАД В ГОДЫ ВОВ

05.10.2015

Согласно информации хорватских СМИ (газета «Jutarnji list», статья «MiG-ovi KASNILI» 12 MJESECI»), министерство обороны Хорватии наложило штраф в размере 2,7 млн кун (393,4 тыс. долл.) наукраинскую государственную компанию ГК «Укрспецэкспорт» за задержку в передаче 12 истребителей МиГ-21бис и УМ, которые должны были быть отремонтированы ГП «Одесавиаремсервис» в Одессе. Окончание работ было запланировано на июнь 2014 года, однако сроки выдержать не удалось в первую очередь из-за проблем с навигационным оборудованием, которое должно было быть интегрировано чешской компанией Ceska Letecka Servisni.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

20.06.2016

Истребитель МиГ-21 ВВС Сирийской Арабской Республики разбился в провинции Хама на западе страны.
В результате крушения все члены экипажа погибли, сообщает арабская редакция агентства Sputnik со ссылкой на неназванный военный источник.
Причиной катастрофы, по словам источника, стали технические неполадки.
«Истребитель МиГ-21 в воскресенье упал на аэродроме Хама по техническим причинам, члены экипажа погибли», — заявляет источник.

ВОЙНА В СИРИИ

26.12.2016

ВВС Ливии наносят удары по позициям экстремистов в Бенгази с использованием полученных их Египта истребителей МиГ-21МФ.
Как сообщают источники, в последнее время Египет поставил Ливии три фронтовых истребителя МиГ-21МФ и три транспортных вертолета Ми-8.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

28.01.2017

Несмотря на то, что производство истребителей МиГ-21 прекращено, они до сих пор занимают важное место в военной авиации некоторых стран мира, сообщает китайский источник.
По статистическим данным сборника World Air Force (издание Flight International) от 2016 года, в мире до сих пор состоят на вооружении 418 истребителей этого типа, что составляет 3% мирового парка легких боевых самолетов. Последняя партия МиГ-21 была выпущена в Индии в 1987 году, производство этих самолетов завершилось в Китае совсем недавно (точной даты нет). Таки образом, МиГ-21 пока находится в списке 10 самых распространенных истребителей в мире.
Военный паритет

20.03.2017

Истребитель МиГ-21 Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара был сбит боевиками в городе Бенгази на северо-востоке страны. Об этом сообщил официальный представитель штаба ВВС ЛНА Мохамад Гунем, передает агентство AFP.
«МиГ-21 был сбит ракетой теплового наведения, — отметил он. — Подбитый террористами самолет разбился в секторе Суг эль-Хут, пилот — выжил». По данным военного, истребитель выполнял боевое задание по уничтожению позиций боевиков в прибрежном районе Эс-Сабри (севернее Бенгази). «Пилот МиГ-21 сумел катапультироваться и приземлиться с парашютом в районе Хай ас-Салам», — добавил Гунем.
Ранее сообщалось, что подразделения ЛНА выбили боевиков из их последнего крупного оплота в городе Бенгази. Как проинформировал телеканал SkyNews Arabia, армейские формирования при поддержке артиллерии и боевой авиации контратаковали позиции экстремистов после того, как они попытались прорваться с боем из осажденного войсками крупного квартала «Имарат-12″. Сообщается о ликвидации 25 радикалов, несколько взяты в плен. Потери армии, которая в настоящий момент проводит зачистку района, составили трое убитыми.
ТАСС

27.03.2017

Как сообщается в группе Modern Chinese Warplanes в www.facebook.com , 22 марта 2017 года китайское авиастроительное предприятие Guizhou Aircraft Industry Corporation (GAIC, Гуйян, провинция Гуйчжоу) передало ВВС НОАК два последних учебно-боевых самолета JJ-7A новой постройки. Данные самолеты, являющиеся китайским аналогом учебно-боевых самолетов серии МиГ-21У, стали таким образом последними в истории построенными в мире самолетами семейства МиГ-21. Серийное производство МиГ-21 в итоге велось в СССР и КНР суммарно 58 лет (с 1959 по 2017 годы).
Переданные GAIC ВВС НОАК 22 марта последние серийные JJ-7A с бортовыми номерами «3827» и «3828», как сообщается в том же источнике, вошли в состав 2-й учебной авиационной бригады Сианьского летного училища на аэродроме Чжанъе (провинция Ганьсу).
JJ-7 представляет собой самостоятельно построенную в КНР на авиационном заводе в Гуйяне (при содействии авиазавода в Чэнду) копию советского учебно-боевого самолета МиГ-21У. Поскольку документация на МиГ-21У в КНР не передавалась, то в качестве образца для копирования использовался МиГ-21УС, приобретенный китайцами в Египте в 1979 году. Первый прототип JJ-7 совершил первый полет в Гуйяне 5 июля 1985 года. Серийный выпуск JJ-7 осуществлялся на GAIC в Гуйяне с 1988 года, с 1997 года велся выпуск модифицированного варианта JJ-7A.
Ранее сообщалось о закрытии линии по производству самолетов серии JJ-7 на GAIC c начала 2015 года, однако, как видно, выпуск данных самолетов там продолжился еще два года.
Выпуск одноместных истребителей семейства J-7 (МиГ-21) в КНР на предприятии Chengdu Aircraft Industry Group в Чэнду был прекращен в 2013 году, с завершением поставок в Бангладеш 16 самолетов F-7BGI.
http://bmpd.livejournal.com

ИСТРЕБИТЕЛЬ CHENGDU J-7 (КИТАЙ)

06.06.2017

Поддерживаемая США исламистская группировка «Джейш Усуд Аль-Шаркия» заявила, что она сбила истребитель МИГ-21 ВВС Сирии в районе Даква, расположенном в 60 км к востоку от Дамаска и примерно в 38 км к востоку от международного аэропорта столицы.
Пилот погиб при крушении военного самолёта.
Напомним, что при поддержке ВКС России сирийские правительственные войска и их союзники добились значительного прогресса за контроль над сирийской пустыней против поддерживаемых США группировок боевиков, контролирующих часть сирийских границ.
rusvesna.su

ВОЙНА В СИРИИ

16.08.2017

В Сирии сбит истребитель МиГ-21 ВВС страны. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на телеканал Sky News Arabia.
Пилот самолета схвачен боевиками. Другие подробности не приводятся.
19 июня прошлого года сообщалось, что МиГ-21 сирийских ВВС разбился в провинции Хама на западе страны, экипаж машины погиб. По словам представителей командования, авария произошла по техническим причинам. В середине марта того же года аналогичный истребитель сирийских ВВС был сбит из ПЗРК в районе населенного пункта Кафер-Нбуда в провинции Хама. Один из членов экипажа выжил, второй погиб.
МиГ-21 — советский легкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, разработанный в середине 1950-х годов. Различные модификации самолета до сих пор находятся на вооружении ряда европейских, африканских и азиатских стран.
Лента.ру

ВОЙНА В СИРИИ


ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-21

МиГ-21 является наиболее выдающимся российским истребителем второго поколения, не имевшим себе равных в воздушных боях 1960-70-х годов. Самолеты этого типа долгое время составляли основу истребительной авиации СССР и его союзников, оставаясь до начала 1990-х годов самыми распространенными в мире истребителями. Успешное боевое применение МиГ-21 в многочисленных вооруженных конфликтах побуждало авиационные фирмы США и Западной Европы постоянно работать над повышением характеристик своих истребителей, «подтягивая» их до уровня МиГа. Можно утверждать, что вызов, брошенный самолетом МиГ-21 американской авиации в небе Вьетнама, привел к созданию F-15 — наиболее мощного истребителя ВВС США конца нынешнего столетия.
В 1953г. в ОКБ А.И. Микояна приступили к работам по созданию легкого фронтового истребителя-перехватчика, способного бороться как с высотными сверхзвуковыми бомбардировщиками, так и с тактическими истребителями противника. При создании самолета был широко использован опыт боевого применения истребительной авиации (в частности, самолетов МиГ-15) в Корее. Работы над машинами аналогичного назначения одновременно широко развернулись и за рубежом, в частности, в США в 1953г. приступили к разработке легких истребителей F-104 (для ВВС) а также Р-8 и F-11 (для флота), в том же году французская фирма Норд Авиасьон начала проектирование самолета «Гриффон», а Дассо — истребителя «Мираж».
14.02.55г. совершил первый полет опытный самолет ОКБ А.И. Микояна Е-2, имеющий стреловидное крыло с предкрылком. На летных испытаниях этот самолет достиг скорости 1920 км/ч. 16.06.56г. поднялся в воздух другой опытный истребитель, Е-4, оснащенный треугольным крылом. В ходе сравнительных испытаний нескольких прототипов самолетов со стреловидными (Е-2А, Е-50, Е-50А) и треугольными (Е-5, Е-6/1, Е-6/2 и Е-6/3) крыльями предпочтение было отдано последним.
Самолет Е-6, совершивший первый полет в 1958г., было решено запустить в серийное производство под обозначением МиГ-21. Первоначально предполагалось организовать и серийный выпуск самолетов Е-2А со стреловидным крылом, получивших обозначение МиГ-23 (первый самолет с таким названием) на Горьковском (ныне — Нижегородском) авиационном заводе, однако вскоре от этих планов отказались, сосредоточив все усилия на постройке МиГ-21.
В 1958г. первый истребитель МиГ-21Ф (изделие 72) поднялся в воздух. Выпуск самолетов этой модификации осуществлялся в 1959-1960г. на Горьковском авиазаводе.
Самолет МиГ-21 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с треугольным низкорасположенным крылом и стреловидным оперением. Основной конструкционный материал – алюминиевые сплавы, основной вид соединения – клепка. Фюзеляж – полумонокок с продольным набором из четырех лонжеронов. В носовой части фюзеляжа имеется регулируемый воздухозаборник с центральным конусом, в котором была смонтирована РЛС. Правда, на самолетах ранних модификаций ее заменял радиодальномер.
Воздухозаборник разделялся на два канала, огибающих кабину и затем вновь сливающихся в общий канал. По бокам фюзеляжа, в его носовой части, имеются противопомпажные створки. В верхней части фюзеляжа, перед кабиной, размещен отсек БРЭО, под которым расположена ниша переднего шасси. Другой отсек с оборудованием расположен под полом кабины. В хвостовой части фюзеляжа находится контейнер для тормозного парашюта ПТ-21УК площадью 16 кв.м, который, правда, на ранних модификациях отсутствовал. Кабина – герметическая, вентиляционного типа. Герметизация достигается за счет покрытия ее поверхности специальным синтетическим составом. Воздух для кабины отбирается от компрессора, а температура подаваемого воздуха и давление в кабине регулируются автоматически.
Фонарь кабины на самолетах ранних модификаций состоит из откидной части, гермоперегородки, прозрачного экрана и боковых щитков. Открывание осуществляется подъемом вверх при помощи гидроцилиндров. Основное остекление выполнено из пулестойкого оргстекла СТ-1 (10 мм). Переднее плоское стекло – триплекс (14 мм), собранный в жесткой стальной раме. Непосредственно перед стеклом подвижной части установлен бронеэкран (трехслойный триплекс толщиной 62 мм), защищавший летчика спереди от пуль и осколков.
Первая серийная модификация самолёта называлась МиГ-21Ф. Эта буква означала, что самолёт является фронтовым истребителем. Самолеты были оснащены ТРДФ Р-ПФ-300 (1×3880/5740 кгс), оптическим прицелом АСП-СДН и радиодальномером СРД-5. В шести внутренних топливных баках размещалось 2160 л топлива. Вооружение состояло их двух пушек 30-миллиметровых пушек с боекомплеком в 180 снарядов и НАР в двух подкрыльевых блокахУБ-16-57У (каждый вмешал 16 НАР С-5М или С-5К калибром 57 мм). Для поражения наземных целей истребитель мог оснащаться двумя НАР АРС-240 (240 мм) или двумя бомбами калибром 50-500 к г. Максимальная эксплуатационная перегрузка равнялась 7g.
В 1959 году первые МиГ-21 поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава в Воронеже, где самолет за характерные очертания в плане получил прозвище «Балалайка».
В 1960 году начался выпуск более совершенной модификации, МиГ-21Ф-13 (изделие 74), вооружение которой было дополнено управляемыми ракетами Р-3С.

• МОДИФИКАЦИИ:
МиГ-21Ф (тип 72) (1959) — фронтовой истребитель. Вооружение: две встроенные 30-мм пушки НР-30 и два подкрыльевых пилона для подвески блоков неуправляемых ракет С-5 (по 16 ракет в каждом блоке), ракет С-24, бомб или зажигательных баков. Двигатель Р-11Ф-300, тяга без форсажа — 3880 кгс, на форсаже — 5740 кгс. Радиолокатора не было. Выпускался в 1959—1960 годах на горьковском авиазаводе. Всего построено 83 экземпляра.
• МиГ-21Ф-13 (тип 74) (1960) — фронтовой истребитель. Появилась возможность подвешивать на подкрыльевых пилонах управляемые ракеты «воздух-воздух» К-13 (Р-3С). Снята одна из пушек, что позволило увеличить запас топлива на 140 литров. Кроме этого, под фюзеляжем на центральном пилоне самолёт мог нести подвесной топливный бак. Двигатель Р-11Ф2-300, тяга без форсажа — 3950 кгс, на форсаже — 6120 кгс. Радиолокатора не было. Выпускался с 1960 по 1965 год на горьковском и московском авиазаводах. На облегчённой модели этой модификации под названием Е-66 в 1960 году установлен рекорд скорости на замкнутом 100 км маршруте; достигнута средняя скорость 2149 км/ч, а на отдельных участках 2499 км/ч. А 28 апреля 1961 г. установлен абсолютный рекорд высоты 34714 м.

• МиГ-21П (1960) — опытный всепогодный истребитель-перехватчик; оснащён радиолокатором ЦД-30Т и аппаратурой командного наведения «Лазурь», позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1». Двигатель Р-11Ф-300 (как на МиГ-21Ф), прицел АСП-5НДН. На этой модификации была снята и вторая пушка. Вооружение состояло только из двух управляемых ракет К-13 (Р-3С). В то время возобладало мнение что ракеты могут полностью заменить пушки (американский Фантом тоже получил пушку лишь в 1967). Вьетнамская война вдребезги разбила это заблуждение. Вместо ракет К-13 на пилоны можно было подвешивать бомбы и неуправляемые ракеты. К июню 1960 г. была изготовлена небольшая установочная серия перехватчиков МиГ-21П. Однако на этом его строительство закончилось, а в массовое производство пошла следующая модификация — ПФ.
• МиГ-21ПФ (тип 76) (1961) — всепогодный перехватчик; оснащён аппаратурой командного наведения «Лазурь», позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1». От предыдущей модификации отличался более мощным двигателем Р-11Ф2-300 (как на МиГ-21Ф-13), новым радиолокатором ЦД-30ТП (РП-21), и прицелом ГЖ-1. Серийно выпускался с 1961 года на горьковском и московском авиазаводах.
• МиГ-21ПФС (МиГ-21ПФ(СПС)) (1963) — подвариант МиГа-21ПФ. Литера «С» означает «сдув пограничного слоя» (СПС). Военные хотели, чтобы МиГ-21 можно было легко эксплуатировать с грунтовых аэродромов. Для этого была разработана система сдува пограничного слоя с закрылков. Под эту систему были доработаны двигатели, получившие название Р-11-Ф2С-300, с отбором воздуха от компрессора. В выпущенном положении к нижним поверхностям закрылков подавался отобранный от компрессора воздух, что резко улучшило взлетно-посадочные характеристики самолёта. Применение СПС позволило сократить длину пробега в среднем до 480 м, а посадочную скорость до 240 км/ч. На самолёте могли устанавливаться два стартовых ускорителя СПРД-99 для сокращения длины разбега. Все эти нововведения устанавливались и на всех последующих модификациях. Самолёты «ПФ» и «ПФС» выпускались в 1961—1965 годах.

• МиГ-21ФЛ (тип 77) (1964) — экспортная модификация МИГа-21ПФ для Индии. Упрощено радиоэлектронное оборудование; вместо радиолокатора РП-21 поставлен Р-2Л. Вместо двигателя Р-11Ф2-300 поставлен Р-11Ф-300, как на ранней версии МиГ-21П. Выпускался в 1964—1968 годах на горьковском и московском авиазаводах. Поставлялся в Индию с 1964 года, в разобранном виде. Некоторое количество МиГ-21ФЛ попало и в советские ВВС. Также выпускался в Индии по лицензии.
• МиГ-21ПФМ (изделие 94) (1964). Недостатком модификаций ПФ/ПФС было отсутствие пушечного вооружения (хотя в то время оно ошибочно и считалось устаревшим). Поэтому в новой модификации была предусмотрена возможность подвески пушечного контейнера ГП-9 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на центральном пилоне. Под монтаж контейнеров ГП-9 были доработаны и индийские МиГ-21ФЛ. Также выяснилось, что в некоторых ситуациях ракеты с радиолокационным наведением предпочтительние чем с тепловым, например в условиях облачности или тумана. Поэтому наряду с ракетами Р-3С (К-13), самолёт ПФМ получил возможность нести ракеты РС-2УС (К-5МС) с радиолокационной системой наведения; для этого несколько доработали бортовую РЛС, получившую в этой модификации обозначение РП-21М. Среди других усовершенствований: установлены запросчик-ответчик СРЗО-2М «Хром-Никель», система ближней навигации «Искра», зеркало для обзора задней полусферы, новое катапультное кресло КМ-1М, инфракрасный визир «Самоцвет», новый прицел АСП-ПФ сопряженный с РЛС и ИК-визиром, и т. д. Серийное производство МиГ-21ПФМ для ВВС Советского Союза велось на заводе № 21 в Горьком с 1964 по 1965. На московском заводе «Знамя Труда» данная модификация строилась на экспорт с 1966 по 1968.
• М-21 (М-21М) (1967) — высокоманевренный радиоуправляемый самолет-мишень.
• МиГ-21Р (1965) — Разведовательный вариант МиГа-21. Под фюзеляжем на специальном обтекаемом держателе устанавливались сменные контейнеры с разведовательным оборудованием. Контейнеры были в следующих вариантах:
o «Д» — для дневной фоторазведки — фотоаппараты для перспективной съёмки 2 х АФА-39, фотоаппараты для плановой съёмки 4 х АФА-39, щелевой фотоаппарат АФА-5;
o «Н» — для ночной фоторазведки — фотоаппарат УАФА-47, осветительные фотопатроны 188 шт.
o «Р» — для радиотехнической разведки — аппаратура «Ромб-4А» и «Ромб-4Б», фотоаппарат АФА-39 для контроля;
o станция постановки активных помех СПС-142 «Сирень»;
o аппаратура для забора проб воздуха;
• аппаратура ретрансляции аудиоинформации в УКВ диапазоне.
• МиГ-21С (изделие 95) (1965) — новым этапным шагом развития МиГ-21 послужило появление новой бортовой Радиолокационной станции РП-22, получившей название «Сапфир-21» или сокращённо С-21 (отсюда и литера «С» в названии модификации). Станция имела более высокие характеристики, чем РП-21: при тех же углах сканирования дальность обнаружения цели типа «бомбардировщик» достигла 30 км, а дальность сопровождения увеличилась с 10 до 15 км. Но главное — она позволяла применять новые ракеты Р-3Р (К-13Р) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и увеличенной дальностью пуска. Это меняло тактику применения самолёта: если раньше, пустив радиоракету РС-2-УС, летчик был вынужден повторять все манёвры цели, чтобы вести её лучом станции РП-21 вплоть до момента поражения, то теперь от него требовалось лишь «подсвечивать» цель с помощью «Сапфира», предоставляя ракете самой гоняться за противником. Типичным вооружением МиГа-21С стали 4 управлямые ракеты: 2 с инфракрасной головкой самонаведения Р-3С, и 2 с радиолокационной ГСН Р-3Р. Да ещё под фюзеляжем на центральном пилоне гондола ГП-9 с пушкой ГШ-23.
• МиГ-21СН (1965) — подвариант МиГа-21С, способный нести на центральном (подфюзеляжном) пилоне атомную бомбу РН-25 (позднее — и других типов). Литера «Н» — от слова «носитель». Выпускался серийно с 1965 года.
• МиГ-21СМ (тип 15) (1968) — МиГ-21СМ стал дальнейшим развитием МиГ-21С. На нём был установлен более мощный двигатель Р-13-300, обладавший к тому же увеличенным запасом газодинамической устойчивости и широким диапазоном режимов форсажа с плавным изменением тяги. Тяга без форсажа — 4070 кгс, на форсаже — 6490 кгс. По сравнению с самолётами предыдущих модификаций имеет лучшие разгонные характеристики и скороподъёмность. Максимальная эксплуатационная перегрузка увеличена до 8,5 g. Предыдущие модификации могли нести двухствольную пушку ГШ-23 в подвесном контейнере ГП-9, который крепился на центральном пилоне. Однако таким образом контейнер занимал центральный пилон, на котором мог бы быть подвесной топливный бак, бомба, или контейнер с разведовательной аппаратурой. Кроме того Вьетнамская война ясно показала, что пушка нужна истребителю не иногда в особых случаях, а всегда — при каждом боевом вылете. Учитывая всё это, МиГ-21СМ получил встроенную в фюзеляж пушку ГШ-23Л с боекомплектом в 200 снарядов. С внедрением встроенной пушки оптический прицел АСП-ПФ был заменен прицелом АСП-ПФД. Из-за встроенной пушки пришлось немного уменьшить запас топлива — до 2650 литров. Чтобы компенсировать это, был разработан новый подвесной бак объёмом 800 литров, причём расстояние от него до земли осталось прежнее. Этот бак можно было подвешивать только на центральном пилоне, подкрыльевые могли нести только 490-литровые баки. На четырёх подкрыльевых пилонах в различных сочетаниях могли подвешиваться ракеты Р-3С, Р-3Р, блоки УБ-16-57 или УБ-32-57 (первые несут 16, вторые — 32 неуправляемые ракеты С-5), неуправляемые ракеты С-24, бомбы и зажигательные баки калибром до 500 кг. Максимальная масса боевой нагрузки — 1300 кг. Самолёт также может оснащаться аэрофотоаппаратом АФА-39. Кроме того, в 1968 на вооружение МиГ-21 поступила управляемая ракета «воздух-земля» Х-66. Истребители МиГ-21СМ строились в 1968—1971 годах только для ВВС Советского Союза заводом № 21 в Горьком.
• МиГ-21И (1968) — самолёт-аналог сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Предназначался для исследования поведения самолётов схемы «бесхвостка» и с оживальным крылом. Было построено 2 экземпляра. Первый был потерян 26 июля 1970 года (лётчик В. Константинов погиб), второй сейчас является экспонатом Центрального музея ВВС в Монино.
• МиГ-21М (тип 96) (1968) — МиГ-21М представлял собой экспортную модификацию истребителя МиГ-21С. Он так же имел 4 подкрыльевых пилона и такой же двигатель Р-11Ф2С-300, но у него был менее совершенный чем РП-22С радиоприцел — РП-21М, и соответственно вместо ракет Р-3Р на самолёт подвешивались более старые РС-2УС. Однако в одном аспекте МиГ-21М превосходил модификацию «С»: на нём была установлена встроенная в фюзеляж пушка ГШ-23Л, так же как и на строящемся для советских ВВС более новом МиГ-21СМ. Самолёт строился на московском заводе «Знамя Труда» с 1968 по 1971 годы. В 1971 г. лицензия на его производство была передана Индии.
• МиГ-21МФ (1969) — модификация МиГ-21СМ для поставок на экспорт. Самолёт имел такой же двигатель Р-13-300, ту же радиолокационную станцию РП-22 «Сапфир-21» и такой же комплекс вооружения, как «СМ». Фактически «МФ» почти не отличался от «СМ». Впервые экспортная модификация МиГ-21 ни в чём не уступала своему прототипу предназначенному для СССР (правда появилась на год позже). Некоторые самолёты модификации «МФ» попали и в советские вооружённие силы. МиГ-21МФ выпускался серийно на московском заводе «Знамя Труда» в 1969—1974 годах. Кроме того, уже после этого, в 1975—1976 годах, 231 истребитель этой модификации выпустил горьковский авиазавод. МиГ-21МФ поставлялся во многие страны. В ходе Ирано-иракской войны он, сбил иранский F-14[11] (США поставляли этот новейший самолёт Ирану в последние годы правления Шаха). МиГ-21МФ выпускался в Индии и в Китае.
• Модификации СМТ и МТ (1971) — Представляли собой модификации истребителей «СМ» и «МФ» с увеличенным запасом топлива и более мощным двигателем Р-13Ф-300.
• МиГ-21СМТ (тип 50) (1971) — машина предназначалась для Советских ВВС. На ней был установлен более мощный двигатель Р-13Ф-300, имеющий кроме обычного форсажа, «чрезвычайный форсаж». Это позволило в полёте у земли со скоростью звука увеличить тягу на 1900 кгс по сравнению с двигателем Р13-300. Общий запас топлива во внутренних баках был увеличен до 3250 л. Однако из-за увеличившегося веса и объёма управляемость самолёта ухудшилась. И хотя в некоторых ситуациях больший запас топлива перекрывал этот недостаток[12], всё же в процессе производства ёмкость топливных баков уменьшили до 2880 литров — столько же, сколько и на следующей модификации МиГ-21бис. В литературе, особенно западной, самолёты МиГ-21СМТ с уменьшенными до уровня МиГ-21бис топливными баками иногда ошибочно называют «МиГ-21СТ». МиГ-21СМТ выпускался в 1971—1973 годах на Горьковском авиазаводе. Всего был выпущен 281 истребитель. В ВВС СССР они использовались не только в качестве истребителей, но и как носители тактического ядерного оружия. В НАТО МиГ-21СМТ получил кодовое обозначение Fishbed-K.
• МиГ-21МТ (1971) — экспортный вариант истребителя «СМТ» (или можно сказать что это модификация «МФ» с увеличенным запасом топлива и двигателем Р-13Ф-300). Самолёт начали выпускать на Московском заводе «Знамя Труда» в 1971 г., однако было построено всего 15 экземпляров, да и те в конце концов попали в советские ВВС.
• Модификация МиГ-21бис (1972) — последняя и наиболее совершенная модификация из всего огромного семейства «двадцать первых», выпускаемых в СССР. Главным новшеством стал двигатель Р-25-300, который развивал тягу без форсажа 4100 кгс, на форсаже — 6850 кгс, а на чрезвычайном форсаже — 7100 кгс (по некоторым источникам — даже 9900 кгс). Форсаж теперь разжигался за более короткое время. Скороподъёмность машины увеличилась почти в 1,6 раза. Поскольку выяснилось, что слишком большой запас топлива на МиГ-21СМТ (3250 литров) ухудшает лётные характеристики, на МиГ-21бис объём внутренних баков уменьшили до 2880 л. Таким образом, после долгих поисков было достигнуто оптимальное сочетание аэродинамики самолёта и объёма его топливной системы. На самолёте также устанавливались: более совершенная РЛС «Сапфир-21М» (С-21М или РП-22М), доработанный оптический прицел, позволивший снять ограничения при стрельбе из пушки при больших перегрузках, и новая система автоматизированного контроля состояния самолёта и двигателя, сократившая время технического обслуживания. Ресурс МиГ-21бис достиг 2100 часов. На самолёте сохранились помехозащищённая линия связи «Лазурь-М», обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления «Воздух-1»; катапультное кресло КМ-1М, приёмник воздушного давления ПВД-18.

• МиГ-21У (1962) — учебно-тренировочный истребитель.
• МиГ-21УC (1966) — учебный фронтовый истребитель, оснащённый двигателем Р-11Ф2С-300.
• МиГ-21УМ (1971) — учебный фронтовой истребитель с модернизированным БРЭО.
• МиГ-21-93 (1994) — модернизация серийных МиГ-21бис для ВВС Индии (впоследствии получил название MiG-21UPG Bison). РСК «МиГ» совместно с Нижегородским авиационным заводом «Сокол» в кооперации с другими российскими предприятиями (НИИР «Фазотрон») разработала программу модернизации самолётов семейства МиГ-21, которая нацелена на расширение номенклатуры и режимов применения вооружения, что позволит им успешно эксплуатироваться в ВВС разных стран на протяжении ещё ряда лет. По боевым возможностям модернизированные самолёты МиГ-21 не уступают современным истребителям четвёртого поколения. ВВС Индии в 1998—2005 годах провели глубокую модернизацию 125 истребителей МиГ-21 на базе разработанного РСК «МиГ» проекта МиГ-21-93. При модернизации истребитель МиГ-21бис получил новую систему управления вооружением с многофункциональной БРЛС «Копьё», нашлемной системой целеуказания, аппаратурой отображения информации на основе современного индикатора на лобовом стекле и многофункционального дисплея. БРЛС «Копьё», разработанная Корпорацией «НИИР „Фазотрон“», имеет повышенную дальность действия. БРЛС обеспечивает обнаружение и атаку целей (в том числе, ракетами средней дальности) в свободном пространстве и на фоне земли, а также обнаружение радиолокационно-контрастных надводных и наземных целей. БРЛС «Копьё» способна сопровождать до 8 целей и обеспечивает одновременную атаку двух наиболее опасных из них. В вооружение истребителя дополнительно включаются управляемые ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ, Р-27Р1, Р-27Т1 и Р-73Э и корректируемые бомбы КАБ-500Кр. Параллельно с модернизацией продлён ресурс и сроки службы самолёта.
• в 1993 году на выставке авиатехники в Ле-Бурже Израиль представил модернизированный вариант истребителя МиГ-21, переоборудованный в штурмовик для нанесения ударов по морским и наземным целям. На самолёт было установлено новое радиоэлектронное, навигационное и прицельное оборудование, а также система катапультирования лётчика, изначально разработанная для тактического истребителя «Лави». Фонарь кабины, состоявший из трех частей, заменялся на цельное остекление. Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1-4 млн долларов, в зависимости от установленного оборудования[13].
• MIG-21-2000 (1998) — проект модернизации серийных МиГ-21бис и МиГ-21МФ, разработанный израильским концерном «Таасия авирит» и корпорацией IAI.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Нормальная взлётная масса: 7100 кг
Масса пустого: 4871 кг
Длина: 14,10 метров
Высота: 4,71 метров
Размах крыла: 7,15 метров
Площадь крыла: 22,95 м2
Силовая установка: 1 х Туманский Р11Ф-300
Максимальная скорость: 2125 км/ч
Дальность: 1580 км
Практический потолок: 19000 м
Экипаж: 1 человек (кроме учебных модификаций, у которых экипаж 2 человека).

ВООРУЖЕНИЕ:

1х30 мм НР-30 пушки,
2x 500 кг бомб,
2x УР K-13

Источники: www.anaga.ru, avial.narod.ru, ru.wikipedia.org и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-21-93
ПАМЯТНИК МИГ-21 В ТИХВИНЕ – АВИАТОРАМ ЗАЩИТИВШИМ ТИХВИН И ЛЕНИНГРАД В ГОДЫ ВОВ
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ МИГ-21У НА МАКС-2011
ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-21 В ЦМВС 2005 Г. И МУЗЕЙ ВОВ 2007 Г.
НИЖЕГОРОДСКИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «СОКОЛ»
РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ «МИГ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap