12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




5,45/5,6/7,62-ММ АВТОМАТ АК-107 (АК-108/АК-109)

5,45/5.6/7.62-MM MACHINE AK-107 (AK-108/AK-109)

Автоматы Александрова-Калашникова АК-107 (5,45×39 мм), АК-108 (5,56×45 мм НАТО) были разработаны на Ижевском машиностроительном заводе на основе автоматов АК74М и АК101 соответственно. Отличаются наличием сбалансированной автоматики, использованной также в моделях АЛ-7 и АЕК-971. Сбалансированная автоматика существенно улучшает кучность стрельбы очередями из неустойчивых положений, в сравнении с АК74М — на 15-20 %.
Автоматы АК-107 и АК-108 разработаны в 1999 году конструкторами Ю. К. Александровым и В. Н. Параниным после успешных войсковых испытаний в 1978 году ковровского автомата со сбалансированной автоматикой АЕК-971 конструкции С. И. Кокшарова.
В 2011 году концерн ИЖМАШ продемонстрировал усовершенствованный автомат АК-107 в качестве возможной замены автоматам АК74М. Новый вариант автомата АК-107 отличается новой крышкой ствольной коробки со встроенной направляющей типа Пикатинни для быстрой и удобной установки оптических прицелов. В задней части ствольной коробки установлен регулируемый диоптрический прицел, сменивший традиционный для автоматов Калашникова открытый целик с U-образной прорезью.

Применена сбалансированная автоматика для повышения кучности стрельбы за счёт гашения колебаний затворной группы. В узел автоматики добавлен балансир — второй газовый поршень, соответствующий по массе затворной группе и движущийся с затворной группой в противоположных направлениях. Для синхронизации скоростей затворная рама и балансир связаны через зубчатые рейки и шестерню, ось которой укреплена в ствольной коробке.
В момент выстрела поршни рамы и балансира играют роль передней и задней стенок газовой камеры и ударяются друг от друга. Импульс при соударении затворной группы со ствольной коробкой в заднем положении гасится противоположным импульсом балансира на другом конце ствольной коробки. После отскока затворная группа с поршнем движется навстречу балансиру, перезаряжает оружие и через шестерню тянет балансир в исходное положение. Удар при запирании затвора компенсируется воздействием балансира на поршень затвора через пружину−компенсатор. Отдача оружия от выстрела, — пока затвор еще в запертом положении, — уменьшается дульным тормозом.
Ход поршня приходится сокращать, поскольку два поршня двигаются в одном, хотя и удлиненном, канале. Поэтому темп огня в автоматическом режиме возрастает с 600, как у АК74М, до 850 − 900 выстрелов в минуту.

Кучность стрельбы очередями из неустойчивых положений, по некоторым оценкам, может увеличиться в 1,5-2 раза при использовании данной схемы. В реальности она увеличилась в 1,2 раза. В то же время, конструкция оружия усложняется незначительно, особенно в сравнении с лафетной схемой автоматики, применяемой для улучшения кучности стрельбы (например, в автомате Никонова АН-94).
Дополнительно могут устанавливаться оптический и ночной прицелы и 40-мм подствольные гранатомёты ГП-25 «Костёр» или ГП-30 «Обувка».
Предохранитель-переводчик режимов огня аналогичен другим автоматам АК и имеет дополнительное положение для стрельбы очередями с отсечкой в 3 выстрела. Как и в других автоматах Калашникова «сотой серии», при производстве используются современные полимерные материалы.

В 2012 году в рамках большой ОКР «Ратник», проводимой по заказу МО России, был объявлен конкурс на создание нового автомата для вооруженных сил.
Очевидно, что для концерна ИЖМАШ было невозможно остаться в стороне от конкурса, затрагивавшего одну из основных статей его деятельности, тем более что у ИЖМАШ имелась своя аналогичная разработка — семейство автоматов со сбалансированной автоматикой АК107 калибра 5.45мм, АК108 калибра 5.56мм и АК109 калибра 7.62х39мм, созданных на базе более ранних автоматов АЛ-6 и АЛ-7.
Предполагалось на предварительные испытания конкурса «Ратник» представить автоматы АК107 и АК109, однако после заводских испытаний было решено отказаться от автомата АК109, так как в калибре 7,62 мм улучшения кучности стрельбы заводские испытания не выявили. Необходимо отметить, что улучшение кучности у изделий со сбалансированной автоматикой в сравнении с изделиями классической компоновки отмечается только при стрельбе с высоким темпом, короткими (до трех выстрелов) очередями из неустойчивых положений (стоя с руки и лежа с руки).

При стрельбе из всех других положений и другими режимами стрельбы (в том числе длинными очередями) сбалансированные автоматы как минимум не лучше, а зачастую хуже классических автоматов. И за это эфемерное преимущество приходится расплачиваться усложнением конструкции (и, соответственно, цены) изделия, усложнением обслуживания, увеличением веса и усилия перезарядки оружия, большей чувствительностью оружия к загрязнениям, невозможностью создания укороченной версии автомата. Все эти нюансы были понятны еще со времен конкурса Абакан, как и низкая эффективность сбалансированной автоматики в калибре 7,62 мм, что привело конструкторов ИЖМАШ к выводу о том, что дальше развивать сбалансированную автоматику имеет смысл лишь в спортивном оружии для практической стрельбы, где гораздо менее жесткие требования к условиям эксплуатации по сравнению с боевыми образцами позволяют в большей степени раскрыть возможности этой схемы.

Автомат АК-107, подготовленный к предварительным испытаниям по ОКР «Ратник»

Итак, подтвердив заводскими испытаниями прописные истины, ижевчане подготовили к предварительным испытаниям два разных изделия – АК107 в калибре 5,45 и АК103-3 в калибре 7,62 мм. Конкуренцию им составили изделия завода имени Дегтярева (автоматы А-545 и А-762 на базе АЕК-971) и оригинальные автоматы 5,45А-91 и 7,62А-91 в компоновке «буллпап», разработанные филиалом ОАО КБП — ЦКИБ СОО из Тулы. Предварительные испытания явного преимущества ни одной системы ни в одном калибре не выявили, поэтому был назначен второй этап испытаний, на котором были представлены изделия только двух фирм – Завода имени Дегтярева и НПО Ижмаш.

Концерн «Ижмаш», в советские времена являвшийся крупнейшим разработчиком и производителем автоматов и другого стрелкового оружия, в начале десятых годов 21 века переживал весьма тяжелые времена. После снятия с должности генерального директора Ижмаш Гродецкого в 2011 году поменялось и все руководство предприятия. Новым главным конструктором был назначен бывший ведущий конструктор Тульского ЦКИБ СОО Владимир Злобин, который вместо того чтобы использовать накопленный в конструкторском коллективе Ижмаш задел, принял решение создавать новый «автомат 21 века» практически «с нуля», используя тем не менее схемные решения автомата Калашникова. Начатая в 2011 году разработка получила обозначение АК-12, и первоначально не планировалась к участию в конкурсе «Ратник», однако в 2013 году новый 5.45мм автомат был передан на испытания военным в рамках второго этапа предварительных испытаний уже упомянутого «Ратника» вместо АК107.
В сентябре 2012 года в ходе испытаний для комплекта снаряжения «Ратник» был испытан бойцами подразделения армии РФ новый вариант АК-107, особенностью которого в первую очередь является наличие крепёжных планок Пикатинни. Кроме этого новый автомат оснащён разработанным «Ижмаш» 60-зарядным магазином и голографическим прицелом отечественного производства.

22 июня 2014 года испытания автоматического оружия для экипировки «Ратник» прошли автоматы двух производителей: АК-12 концерна «Калашников» и А-545 ковровского завода имени Дегтярева, сообщил заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации Олег Бочкарев:
«Обычно мы выходим на один образец. В процессе предварительных испытаний мы убедились, что и тот, и тот автомат получился. Сейчас важный момент для производителей и для военных — выбрать тот единый образец оружия, что будет в России», — пояснил представитель Военно-промышленной комиссии «Русской службе новостей»
Таким образом, из автоматов со сбалансированной автоматикой государственные испытания РФ прошел не модернизированный АК-107, а автомат А-545 — преемник автомата АЕК-971 ковровского завода имени Дегтярева.

По словам главного конструктора завода «Ижмаш» Владимира Злобина в АК-12 удалось добиться такой же кучности стрельбы как в АК-107, при этом от сбалансированной автоматики в нем отказались по причине снижения надежности и дороговизны производства. Это и стало определяющим при итоговом конкурсе, результаты которого стали известны в феврале 2015 года — основным автоматом военной экипировки военнослужащих «Ратник» стал новый АК-12.
В 2014 году концерн «Калашников» анонсировал карабин для практической стрельбы «Сайга-107», основанный на наработках АЛ-7 и АК-107.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Конструктор: М.Т. Калашников, Ю.К. Александров и В.Н. Паранин
Разработан: 1999 год
Производитель: Ижевский машиностроительный завод
Калибр:
— 5,45 мм (AK-107);
— 5,56 мм (АК-108)
— 7,62 (АК-109)
Патрон АК-107
— 5,45×39 мм (AK-107); 5
— 5,6×45 мм НАТО (АК-108)
— 7,62х39 мм (АК-109)
Принцип действия – поворотный затвор и сбалансированная автоматика.
Ствол по основной длине – 415 мм.
Снаряженный вес – 4,2/4,3 кг.
Вес АК-107 с пустым магазином — 3,8 кг
Длина, мм:
• 943 с разложенным прикладом;
• 700 со сложенным прикладом
— Длина ствола, мм: 415
Прицельная дальность АК-107 — 1000 м
Скорострельность, выстрелов/мин:
— 850 (АК-107);
— 900 (АК-108)
Начальная скорость пули, м/с:
— 900 (АК-107);
— 910 (АК-108)
Емкость магазина:
— коробчатый магазин на 30, 45 патронов и четырёхрядный магазин на 60 патронов

Автомат АК-108

Автомат АК-109

Источники: kalashnikov.media/news/4522459, ru.wikipedia.org, fb.ru, oruzhie.info, gunrf.ru и др.

АК-12. ОТ ПОРАЖЕНИЯ К ПОБЕДЕ
5,45-ММ ОПЫТНЫЙ АВТОМАТ АЛ-7
5,45/7,62-ММ ОПЫТНЫЙ АВТОМАТ АЛ-6
АВТОМАТ НИКОНОВА АН-94
АВТОМАТ АЕК-971
ОПЫТНЫЙ АВТОМАТ ТКБ – 0146
ОПЫТНЫЙ АВТОМАТ НА-2
КОНЦЕРН «КАЛАШНИКОВ» — ИЖЕВСКИЙ МАШЗАВОД


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap