ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МОРСКОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ М90ФР

MARINE GAS TURBINE ENGINE M90FR

16.12.2015
Компания «Сатурн» завершила первый этап опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию 3-х газотурбинных двигателей: М-90ФР, Агрегат ДКВП и М-70ФРУ реверс, которыми будут оснащаться все новые отечественные корабли, сообщает Expert Onlin.
«Мы рассчитываем, что уже до конца декабря этого года “Сатурн” отчитается перед нами о выполнении и второго этапа этих работ, – говорит директор Департамента судостроительной промышленности Минпромторга Максим Кочетков. – К началу 2017 года все газотурбинные двигатели уже будут разработаны и изготовлены первые опытные образцы, которые отправят на испытания. А с 2018 года запланирована поставка этих агрегатов на корабли для нашего ВМФ».
По его словам, «этот проект имеет высший приоритет в программе импортозамещения в отечественном ВПК, и от его успеха в прямом смысле слова зависит боеготовность как минимум полутора десятков строящихся и проектируемых фрегатов, корветов, крейсеров и десантных кораблей».
Ранее, как известно, морские газотурбинные двигатели либо покупали готовыми на Украине у николаевского предприятия «Зоря-Машпроект», либо Украина производила их в кооперации с НПО «Сатурн».

06.05.2016
Опытный образец газотурбинной установки (ГТУ) российского производства для перспективного фрегата проекта 22350 будет сдан на испытания в 2017-м, в конце этого года может быть поставлена и первая серийная установка для оснащения строящегося корабля. Об этом «Ленте.ру» сообщил вице-президент по военному кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев.
«Как известно, в рамках программы импортозамещения согласованы планы по созданию в России газотурбинных двигателей, базовым предприятием строительства которых определено НПО «Сатурн» (расположено в Рыбинске, Ярославская область — прим. «Ленты.ру»), — сказал Пономарев. — Первый опытный образец ГТУ планируется разместить на испытательном стенде в 2017 году. Серийная поставка на строящиеся корабли проекта 22350 может начаться в конце того же года. Первые образцы отечественной ГТУ поступят на Северную верфь».
Лента.ру

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350

12.07.2016
Согласно годовому отчету ПАО «НПО «Сатурн» за 2015 год в настоящее время заключены и выполняются по контрактам с Минпромторгом ОКР:
— ОКР шифр «М90ФР», цель — освоение в производстве газотурбинного двигателя М90ФР для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р.
— ОКР шифр «Агрегат ДКВП», цель — создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ и российских комплектующих, газотурбинных агрегатов для десантных кораблей на воздушной подушке.
— ОКР шифр «М70ФРУ реверс», цель — создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ реверсивного газотурбинного двигателя для замены двигателей украинского производства с истекшими сроками службы на эксплуатирующихся кораблях ВМФ РФ.
Инвестиционные программы:
— Создание универсального сборочно-испытательного комплекса предназначенного для проведения всех типов испытаний морских газотурбинных двигателей М75РУ, М70ФРУ, М90ФР и газотурбинных агрегатов на их основе, в обеспечение эффективного выполнения проектирования и дальнейшего строительства кораблей.
— «Техническое перевооружение предприятия для обеспечения производства газотурбинного двигателя М90ФР.
«Выполнены первые этапы ОКР шифр «М90ФР», «Агрегат ДКВП», «М70ФРУ реверс». Утверждены эскизные и технические проекты, выполнена ТПП в объеме первой очереди, начато изготовление материальной части.
Впервые на предприятии заключены контракты на поставку ДГТА М55Р зав. № 924 и 923 (поставка ГТД М90ФР и испытания ДГТА М55Р)», — говорится в годовом отчете ПАО «НПО «Сатурн» за 2015 год.
ВТС «БАСТИОН»

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН»

19.08.2016
Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию — ОДК) завершает модернизацию стендов для испытаний силовых установок кораблей ВМФ России, заявил журналистам заместитель гендиректора — управляющий директор предприятия Виталий Клочков.
«Салют» ведет данные работы в кооперации с рыбинским научно-производственным объединением «Сатурн», основной задачей которого на сегодняшний день является импортозамещение двигателя для фрегатов проекта 11356, ранее поставлявшегося украинским предприятием «Зоря-машпроект». В связи с разрывом российско-украинской военной кооперации сегодня три таких корабля достраиваются без силовых установок.
«Салют» выходит на завершающий этап модернизации стендовой базы для испытания двигателей кораблей ВМФ РФ. В зоне ответственности «Салюта» – испытания морских двигателей для кораблей и катеров ВМФ, пограничной службы и гражданских судов на базе филиала МКБ «Горизонт» (входит в «Салют»)», — сказал Клочков.
По его словам, на «Горизонте» будут проводиться испытания ремонтных морских двигателей М-90ФР и опытных двигателей М-70ФРУ. Совместная работа с «Сатурном» по морской тематике – новое направление для «Салюта» в рамках трансформации индустриальной модели ОДК.
РИА Новости

НПЦ ГАЗОТУРБОСТРОЕНИЯ «САЛЮТ»

21.10.2016

Объединенная двигателестроительная корпорация завершила строительство испытательных стендов для корабельных газотурбинных энергетических установок на рыбинском НПО «Сатурн». Об этом «Ленте.ру» сообщил источник, владеющий информацией.
«Это весьма существенная часть процесса — испытание энергетической установки в сборе, раньше такую работу можно было выполнять только в Николаеве. В ближайшей перспективе промышленность сможет выйти на полностью самостоятельный цикл производства установок, компенсировав разрыв с Украиной», — отметил собеседник издания.
По словам источника, строительство морских газотурбинных установок в ближайшие годы станет наиболее существенной статьей дохода НПО «Сатурн». «Понятно, что с 50-60 холодных частей для SAM-146 в год (НПО «Сатурн» производит вентилятор, компрессор и турбину низкого давления, а также осуществляет сборку и испытания двигателей SAM-146 для самолета SSJ-100 — прим. «Ленты.ру») особо много денег не будет. «Сатурн» возлагает существенные надежды на морскую тему, и без работы они не останутся», — отметил он.
Ранее газотурбинные установки для боевых кораблей российской постройки производились украинским предприятием «Зоря-Машпроект» в Николаеве с использованием ряда комплектующих российского производства. Поставки двигателей украинского производства прекратились в 2014 году, что заставило ВМФ России отказаться от достройки трех из шести запланированных фрегатов проекта 11356 для Черноморского флота, а также сдвинуть сроки сдачи фрегатов нового поколения проекта 22350.
Впоследствии было принято решение о продаже недостроенных фрегатов проекта 11356 Индии. Строительство кораблей проекта 22350 для ВМФ России будет продолжено с использованием энергетических установок российского производства.
В мае 2016 года вице-президент по военному кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев сообщил «Ленте.ру», что опытный образец российской газотурбинной установки для перспективного фрегата проекта 22350 будет сдан на испытания в 2017 году, а в конце этого года может быть поставлена и первая серийная установка для оснащения строящегося корабля.
Лента.ру

СТРОИТСЯ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ КОРАБЕЛЬНЫХ ГТУ
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350

02.12.2016

Серийное производство газотурбинных установок (ГТУ) для кораблей ВМФ России взамен ГТУ украинского производства будет запущено в Рыбинске к концу 2017 года, сообщает «Интерфакс». Об этом заявил член коллегии Военно-промышленной комиссии Владимир Поспелов.
В настоящее время на заводе идет подготовка к серийному производству в рамках импортозамещения украинской продукции из-за разрыва военно-технического сотрудничества между Москвой и Киевом.
«Мы уже запустили контракты по изготовлению и поставке газотурбинных агрегатов в интересах военно-морского флота. Поэтому конец 2017 года — начало серийного производства газотурбинных агрегатов», — сказал Поспелов.

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350

04.02.2017
Россия за минувшие два года предприняла меры по формированию новых компетенций в корабельном двигателестроении. Об этом заявил журналистам вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в ходе осмотра двигателестроительного предприятия НПО «Сатурн», входящего в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
«Формируется самая новая, ранее не существовавшая (в РФ) компетенция в корабельном двигателестроении, чему мы рады и видим, что буквально за два года эта работа была проведена»,- сообщил Рогозин. «Мы безусловно удовлетворены той работой, которую проводит ОДК; ей досталось очень сложное наследство, она сейчас разобралась», — отметил вице-премьер.
«Сегодня стоят и новые задачи, которые связаны с авиационным двигателестроением, в частности, по двигателю на 35 тонн тяги; эта работа разворачивается», — сказал Рогозин. «Формируется новое семейство двигателей для авиации», — добавил он.
Вице-премьер подчеркнул, что «задачи, которые были поставлены президентом РФ — в рамках программы импортозамещения, создания предела новых компетенций, новых знаний, нового мастерства, нового производства, — реализуются по плану, штатно, четко». «И флот, и авиация получат все необходимое, что станет для флота и авиации необходимым и достаточным условием, чтобы стать лучшими», — заключил Рогозин.
ТАСС

ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

04.02.2017

Новые корабельные двигатели начнут производить в России с мая этого года, сообщил вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин.
«За три года практически «с нуля» в России создана целая отрасль корабельного двигателестроения. До майских праздников в соответствии с утвержденным в 2014 году планом импортозамещения будет развернуто производство современных двигателей для нового Военно-морского флота страны», — написал он на своей странице в Facebook.
Ранее сообщалось, что НПО «Сатурн» начнет поставки газотурбинных двигателей для военных кораблей в конце 2017 — начале 2018 года. В Минпромторге сообщали, что корабли начнут получать отечественные установки в 2017 году, причем угрозы срыва поставок нет, а финансирование проекта полностью обеспечивается. В Объединенной судостроительной корпорации сообщали, что планируют начать передачу военных кораблей с российскими энергетическими установками в 2020 году.
Украинскими двигателями оснащаются, в частности, фрегаты проектов 11356 и 22350 для ВМФ России. Как заявил ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин, из-за приостановки поставок агрегатов с Украины строительство ряда кораблей пришлось приостановить. Он отметил, что работу по импортозамещению в этой сфере планируется завершить до 2018 года.
ТАСС

МОРСКОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ М70ФРУ
ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

08.02.2017

«В планах 2017 года сдать в эксплуатацию сборочно-испытательный комплекс морских ГТА – уникальное для России сооружение, предназначенное для проведения всех типов экспериментальных, предварительных, доводочных, сертификационных и приемочных (серийных) испытаний. Также в 2017 году необходимо завершить технологическое перевооружение, предусматривающее приобретение оборудования для организации серийного изготовления морских газотурбинных двигателей. Первые двигатели установочной партии мы уже сделали на существующем оборудовании», — заявил Главный инженер ПАО «НПО «Сатурн» Михаил Касаткин в Корпоративном ежемесячнике НПО «Сатурн» за 31.01.2017 год.
Как сообщает блог nortwolf-sam.livejournal.com, три модификации это М70ФР и М90ФРУ. Изделия установочной партии не предназначены для установки на корабли. Из Годового отчета ПАО «НПО «Сатурн» за 2015 год:
— ОКР шифр «М90ФР», цель — освоение в производстве газотурбинного двигателя М90ФР для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р.
— ОКР шифр «Агрегат ДКВП», цель — создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ и российских комплектующих, газотурбинных агрегатов для десантных кораблей на воздушной подушке.
— ОКР шифр «М70ФРУ реверс», цель — создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ реверсивного газотурбинного двигателя для замены двигателей украинского производства с истекшими сроками службы на эксплуатирующихся кораблях ВМФ РФ.
Инвестиционные программы:
— Создание универсального сборочно-испытательного комплекса предназначенного для проведения всех типов испытаний морских газотурбинных двигателей М75РУ, М70ФРУ, М90ФР и газотурбинных агрегатов на их основе, в обеспечение эффективного выполнения проектирования и дальнейшего строительства кораблей.
— «Техническое перевооружение предприятия для обеспечения производства газотурбинного двигателя М90ФР.
ВТС «БАСТИОН»

ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН»


МОРСКОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ М90ФР

ОКР «М90ФР» – опытно-конструкторская работа по освоению в рамках импортозамещения серийного производства ГТД М90ФР мощностью 27 500 л.с. для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р. Выполняется в рамках государственного контракта между Минпромторгом России и ПАО НПО «Сатурн» от 2014 г. Срок завершения – декабрь 2017 г.
На текущий момент проработана и уточнены конструкторская документация, выполнены работы по технологической подготовке производства, изготовлены опытные газотурбинные двигатели. За оставшийся период выполнения ОКР планируется проведение специальных заводских и квалификационных испытаний ГТД М90ФР.
По заказу Министерства обороны РФ в ЗАО «Турборус» был создан корабельный газотурбинный двигатель (ГТД) 4 — го поколения М90ФР, газотурбинный агрегат М56Р и дизель — газотурбинный М55Р на его основе для самых мощных и современных из вновь строящихся надводных кораблей ВМФ РФ – фрегатов проекта 22350.
В состав ДГТА М55Р кроме газотурбинного двигателя М90ФР максимальной мощностью 27500 л.с. входит дизель 10Д49 мощностью 5200 л.с. и редуктор РО55Р.
ЗАО «Турборус» является головным исполнителем работ по изготовлению, поставке, монтажу на корабле, пуско-наладке, сдаче дизель-газотурбинного агрегата М55Р и сопровождению его эксплуатации.
ГТД М90ФР и ДГТА на его основе имеют массогабаритные характеристики, расходы топлива, надёжность и ресурс на уровне лучших мировых образцов для техники данного класса. Они оснащены современной локальной системой управления, уникальными средствами параметрической и вибродиагностики российской разработки, причём алгоритмы работы диагностических систем ранее на морских объектах отечественной разработки не применялись.

На базе улов, агрегатов и схемных решений, разработанных в ходе работ по ГТД М90ФР и ГТА на его основе, планируется создание широкой гаммы силовых агрегатов для перспективных объектов военной и гражданской морской техники.

Преимущества применения ГТД в составе корабельных ГГЭУ и ДГЭУ
• Повышение скоростных качеств корабля
• Улучшение массогабаритных характеристик
• Улучшение виброакустических характеристик
• Высокие показатели долговечности и ресурса
• Низкий уровень невозвратных потерь масла
• Снижение эксплуатационных затрат на ремонт
• Сопоставимые стоимости жизненного цикла газотурбинной установки с дизельной
Возможности применения ГТА на базе морского ГТД М90ФР на гражданских объектах
• Буровые платформы (газотурбоэлектрогенераторы, приводы нагнетателей попутного газа);
• Припортовые производства (газотурбоэлектрогенераторы, привод технологических компрессоров или насосов большой производительности);
• Плавучие электростанции;
• Быстроходные паромы (главные силовые установки);
• Газотурбоэлектростанции круизных судов;
• Газовозы – главные силовые установки и приводы технологических нагнетателей;
• Специальные амфибийные транспортные средства для программы освоения новых месторождений углеводородного сырья на п-ве Ямал и шельфа Арктики
Заводские испытания двигателя М90ФР на предприятии завершены в ноябре 2005 года. Государственные межведомственные испытания корабельного ГТД М90ФР – в 2006-м. Они полностью подтвердили соответствие технических характеристик двигателя требованиям заказчика, предъявляемым к корабельным ГТД четвертого поколения.
В июле 2008 года ЗАО «Турборус» завершило монтаж на испытательном стенде нового дизель-газотурбинного агрегата М55Р. С российской стороны в кооперации по созданию агрегата принимают участие ОАО «НПО «Сатурн» (зона ответственности – силовая турбина), концерн «НПО «Аврора» (системы управления ГТД, дизелем и агрегатом), ОАО «Коломенский завод» (дизельный двигатель 10Д49), со стороны Украины – ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» (турбокомпрессор и редуктор). Испытания проводились на стенде в Николаеве, так как в то время подобные стенды отсутствовали в России. Государственные испытания дизель-газотурбинного агрегата М55Р успешно прошли в конце 2008 года.
Головной корабль проекта 22350 «Адмирал Горшков» заложили 1 февраля 2006 г. на ОАО «Северная верфь» в С. Петербурге. 29 октября 2010 г. его спустили на воду. Сейчас в постройке уже три таких фрегата. Агрегаты для второго корабля будут поставлены на верфь после завершения их испытаний (начало 2013 г.).
ДГТА М55Р по комплексу характеристик в настоящее время является лучшей силовой установкой из всех, применяемых на надводных кораблях ВМФ РФ и не уступает аналогичным агрегатам, применяемым на кораблях ВМС стран НАТО.
ЗАО «Турборус» не останавливается на достигнутом – его специалисты активно прорабатывают различные варианты дальнейшего развития ДГТА М55Р. К примеру, создание на его основе газо-газотурбинных агрегатов большей мощности с применением российских ГТД М75РУ и М70ФРУ или реализация схемы с частичным электродвижением.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) на днях заключит с «Северной верфью» контракт на поставку двигателей для российских фрегатов, об этом сообщил генеральный директор ОДК Владислав Масалов в июле 2015 года. На «Северной верфи» в Санкт-Петербурге в настоящее время строятся фрегаты проекта 22350, которые предполагалось оснащать газотурбинными двигателями украинского производства, однако после разрыва ВТС с Украиной строительство этих кораблей было приостановлено. «По (двигателям) М-90 мы на днях ожидаем подписание контракта с «Северной верфью» на поставку первых трех двигателей для фрегатов», – сообщил В.Масалов. Он добавил, что первые поставки серийных двигателей для фрегатов ожидаются в 2019 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Мощность на номинальном режиме (в условиях корабля) Ne ном., л.с. / квт 27 500 / 20 220
Удельный расход топлива на номинальном режиме Се ном, кг/л.с.ч.(кг/квт.ч) 0,170 (0,230)
Мощность на режиме 80 % от номинальной мощности (в условиях корабля) Ne 80 %., л.с. / квт 22 000 / 16 200
Удельный расход топлива на режиме 80 % от номинальной мощности Се 80 %ном., кг/л.с.ч.(кг/квт.ч) 0,178 (0,242)
Расход воздуха на входе в компрессор на номинальном режиме Ge, кг/с 72

Источники: www.turborus.com, vpk-news.ru, bmpd.livejournal.com и др.

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap