МОРСКОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ М90ФР. MARINE GAS TURBINE ENGINE M90FR


МОРСКОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ М90ФР
MARINE GAS TURBINE ENGINE M90FR

16.12.2015
Компания «Сатурн» завершила первый этап опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию 3-х газотурбинных двигателей: М-90ФР, Агрегат ДКВП и М-70ФРУ реверс, которыми будут оснащаться все новые отечественные корабли, сообщает Expert Onlin.
«Мы рассчитываем, что уже до конца декабря этого года “Сатурн” отчитается перед нами о выполнении и второго этапа этих работ, – говорит директор Департамента судостроительной промышленности Минпромторга Максим Кочетков. – К началу 2017 года все газотурбинные двигатели уже будут разработаны и изготовлены первые опытные образцы, которые отправят на испытания. А с 2018 года запланирована поставка этих агрегатов на корабли для нашего ВМФ».
По его словам, «этот проект имеет высший приоритет в программе импортозамещения в отечественном ВПК, и от его успеха в прямом смысле слова зависит боеготовность как минимум полутора десятков строящихся и проектируемых фрегатов, корветов, крейсеров и десантных кораблей».
Ранее, как известно, морские газотурбинные двигатели либо покупали готовыми на Украине у николаевского предприятия «Зоря-Машпроект», либо Украина производила их в кооперации с НПО «Сатурн».

06.05.2016
Опытный образец газотурбинной установки (ГТУ) российского производства для перспективного фрегата проекта 22350 будет сдан на испытания в 2017-м, в конце этого года может быть поставлена и первая серийная установка для оснащения строящегося корабля. Об этом «Ленте.ру» сообщил вице-президент по военному кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев.
«Как известно, в рамках программы импортозамещения согласованы планы по созданию в России газотурбинных двигателей, базовым предприятием строительства которых определено НПО «Сатурн» (расположено в Рыбинске, Ярославская область — прим. «Ленты.ру»), — сказал Пономарев. — Первый опытный образец ГТУ планируется разместить на испытательном стенде в 2017 году. Серийная поставка на строящиеся корабли проекта 22350 может начаться в конце того же года. Первые образцы отечественной ГТУ поступят на Северную верфь».
Лента.ру

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350

12.07.2016
Согласно годовому отчету ПАО «НПО «Сатурн» за 2015 год в настоящее время заключены и выполняются по контрактам с Минпромторгом ОКР:
— ОКР шифр «М90ФР», цель — освоение в производстве газотурбинного двигателя М90ФР для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р.
— ОКР шифр «Агрегат ДКВП», цель — создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ и российских комплектующих, газотурбинных агрегатов для десантных кораблей на воздушной подушке.
— ОКР шифр «М70ФРУ реверс», цель — создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ реверсивного газотурбинного двигателя для замены двигателей украинского производства с истекшими сроками службы на эксплуатирующихся кораблях ВМФ РФ.
Инвестиционные программы:
— Создание универсального сборочно-испытательного комплекса предназначенного для проведения всех типов испытаний морских газотурбинных двигателей М75РУ, М70ФРУ, М90ФР и газотурбинных агрегатов на их основе, в обеспечение эффективного выполнения проектирования и дальнейшего строительства кораблей.
— «Техническое перевооружение предприятия для обеспечения производства газотурбинного двигателя М90ФР.
«Выполнены первые этапы ОКР шифр «М90ФР», «Агрегат ДКВП», «М70ФРУ реверс». Утверждены эскизные и технические проекты, выполнена ТПП в объеме первой очереди, начато изготовление материальной части.
Впервые на предприятии заключены контракты на поставку ДГТА М55Р зав. № 924 и 923 (поставка ГТД М90ФР и испытания ДГТА М55Р)», — говорится в годовом отчете ПАО «НПО «Сатурн» за 2015 год.
ВТС «БАСТИОН»

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН»

19.08.2016
Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию — ОДК) завершает модернизацию стендов для испытаний силовых установок кораблей ВМФ России, заявил журналистам заместитель гендиректора — управляющий директор предприятия Виталий Клочков.
«Салют» ведет данные работы в кооперации с рыбинским научно-производственным объединением «Сатурн», основной задачей которого на сегодняшний день является импортозамещение двигателя для фрегатов проекта 11356, ранее поставлявшегося украинским предприятием «Зоря-машпроект». В связи с разрывом российско-украинской военной кооперации сегодня три таких корабля достраиваются без силовых установок.
«Салют» выходит на завершающий этап модернизации стендовой базы для испытания двигателей кораблей ВМФ РФ. В зоне ответственности «Салюта» – испытания морских двигателей для кораблей и катеров ВМФ, пограничной службы и гражданских судов на базе филиала МКБ «Горизонт» (входит в «Салют»)», — сказал Клочков.
По его словам, на «Горизонте» будут проводиться испытания ремонтных морских двигателей М-90ФР и опытных двигателей М-70ФРУ. Совместная работа с «Сатурном» по морской тематике – новое направление для «Салюта» в рамках трансформации индустриальной модели ОДК.
РИА Новости

НПЦ ГАЗОТУРБОСТРОЕНИЯ «САЛЮТ»

21.10.2016

Объединенная двигателестроительная корпорация завершила строительство испытательных стендов для корабельных газотурбинных энергетических установок на рыбинском НПО «Сатурн». Об этом «Ленте.ру» сообщил источник, владеющий информацией.
«Это весьма существенная часть процесса — испытание энергетической установки в сборе, раньше такую работу можно было выполнять только в Николаеве. В ближайшей перспективе промышленность сможет выйти на полностью самостоятельный цикл производства установок, компенсировав разрыв с Украиной», — отметил собеседник издания.
По словам источника, строительство морских газотурбинных установок в ближайшие годы станет наиболее существенной статьей дохода НПО «Сатурн». «Понятно, что с 50-60 холодных частей для SAM-146 в год (НПО «Сатурн» производит вентилятор, компрессор и турбину низкого давления, а также осуществляет сборку и испытания двигателей SAM-146 для самолета SSJ-100 — прим. «Ленты.ру») особо много денег не будет. «Сатурн» возлагает существенные надежды на морскую тему, и без работы они не останутся», — отметил он.
Ранее газотурбинные установки для боевых кораблей российской постройки производились украинским предприятием «Зоря-Машпроект» в Николаеве с использованием ряда комплектующих российского производства. Поставки двигателей украинского производства прекратились в 2014 году, что заставило ВМФ России отказаться от достройки трех из шести запланированных фрегатов проекта 11356 для Черноморского флота, а также сдвинуть сроки сдачи фрегатов нового поколения проекта 22350.
Впоследствии было принято решение о продаже недостроенных фрегатов проекта 11356 Индии. Строительство кораблей проекта 22350 для ВМФ России будет продолжено с использованием энергетических установок российского производства.
В мае 2016 года вице-президент по военному кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев сообщил «Ленте.ру», что опытный образец российской газотурбинной установки для перспективного фрегата проекта 22350 будет сдан на испытания в 2017 году, а в конце этого года может быть поставлена и первая серийная установка для оснащения строящегося корабля.
Лента.ру


СТРОИТСЯ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ КОРАБЕЛЬНЫХ ГТУ
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350

02.12.2016

Серийное производство газотурбинных установок (ГТУ) для кораблей ВМФ России взамен ГТУ украинского производства будет запущено в Рыбинске к концу 2017 года, сообщает «Интерфакс». Об этом заявил член коллегии Военно-промышленной комиссии Владимир Поспелов.
В настоящее время на заводе идет подготовка к серийному производству в рамках импортозамещения украинской продукции из-за разрыва военно-технического сотрудничества между Москвой и Киевом.
«Мы уже запустили контракты по изготовлению и поставке газотурбинных агрегатов в интересах военно-морского флота. Поэтому конец 2017 года — начало серийного производства газотурбинных агрегатов», — сказал Поспелов.

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350

04.02.2017
Россия за минувшие два года предприняла меры по формированию новых компетенций в корабельном двигателестроении. Об этом заявил журналистам вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в ходе осмотра двигателестроительного предприятия НПО «Сатурн», входящего в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
«Формируется самая новая, ранее не существовавшая (в РФ) компетенция в корабельном двигателестроении, чему мы рады и видим, что буквально за два года эта работа была проведена»,- сообщил Рогозин. «Мы безусловно удовлетворены той работой, которую проводит ОДК; ей досталось очень сложное наследство, она сейчас разобралась», — отметил вице-премьер.
«Сегодня стоят и новые задачи, которые связаны с авиационным двигателестроением, в частности, по двигателю на 35 тонн тяги; эта работа разворачивается», — сказал Рогозин. «Формируется новое семейство двигателей для авиации», — добавил он.
Вице-премьер подчеркнул, что «задачи, которые были поставлены президентом РФ — в рамках программы импортозамещения, создания предела новых компетенций, новых знаний, нового мастерства, нового производства, — реализуются по плану, штатно, четко». «И флот, и авиация получат все необходимое, что станет для флота и авиации необходимым и достаточным условием, чтобы стать лучшими», — заключил Рогозин.
ТАСС

ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

04.02.2017

Новые корабельные двигатели начнут производить в России с мая этого года, сообщил вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин.
«За три года практически «с нуля» в России создана целая отрасль корабельного двигателестроения. До майских праздников в соответствии с утвержденным в 2014 году планом импортозамещения будет развернуто производство современных двигателей для нового Военно-морского флота страны», — написал он на своей странице в Facebook.
Ранее сообщалось, что НПО «Сатурн» начнет поставки газотурбинных двигателей для военных кораблей в конце 2017 — начале 2018 года. В Минпромторге сообщали, что корабли начнут получать отечественные установки в 2017 году, причем угрозы срыва поставок нет, а финансирование проекта полностью обеспечивается. В Объединенной судостроительной корпорации сообщали, что планируют начать передачу военных кораблей с российскими энергетическими установками в 2020 году.
Украинскими двигателями оснащаются, в частности, фрегаты проектов 11356 и 22350 для ВМФ России. Как заявил ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин, из-за приостановки поставок агрегатов с Украины строительство ряда кораблей пришлось приостановить. Он отметил, что работу по импортозамещению в этой сфере планируется завершить до 2018 года.
ТАСС


МОРСКОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ М70ФРУ
ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

08.02.2017

«В планах 2017 года сдать в эксплуатацию сборочно-испытательный комплекс морских ГТА – уникальное для России сооружение, предназначенное для проведения всех типов экспериментальных, предварительных, доводочных, сертификационных и приемочных (серийных) испытаний. Также в 2017 году необходимо завершить технологическое перевооружение, предусматривающее приобретение оборудования для организации серийного изготовления морских газотурбинных двигателей. Первые двигатели установочной партии мы уже сделали на существующем оборудовании», — заявил Главный инженер ПАО «НПО «Сатурн» Михаил Касаткин в Корпоративном ежемесячнике НПО «Сатурн» за 31.01.2017 год.
Как сообщает блог nortwolf-sam.livejournal.com, три модификации это М70ФР и М90ФРУ. Изделия установочной партии не предназначены для установки на корабли. Из Годового отчета ПАО «НПО «Сатурн» за 2015 год:
— ОКР шифр «М90ФР», цель — освоение в производстве газотурбинного двигателя М90ФР для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р.
— ОКР шифр «Агрегат ДКВП», цель — создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ и российских комплектующих, газотурбинных агрегатов для десантных кораблей на воздушной подушке.
— ОКР шифр «М70ФРУ реверс», цель — создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ реверсивного газотурбинного двигателя для замены двигателей украинского производства с истекшими сроками службы на эксплуатирующихся кораблях ВМФ РФ.
Инвестиционные программы:
— Создание универсального сборочно-испытательного комплекса предназначенного для проведения всех типов испытаний морских газотурбинных двигателей М75РУ, М70ФРУ, М90ФР и газотурбинных агрегатов на их основе, в обеспечение эффективного выполнения проектирования и дальнейшего строительства кораблей.
— «Техническое перевооружение предприятия для обеспечения производства газотурбинного двигателя М90ФР.
ВТС «БАСТИОН»

ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН»

23.05.2017
Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) представила на XIV Международной конференции «Освоение шельфа России и СНГ – 2017» в Москве разработанный в рамках программы импортозамещения проект первого российского газотурбинного агрегата морского исполнения для применения на нефтегазовых платформах.
В период 1996 – 2016 гг. на объектах добычи углеводородов на российском шельфе применяется оборудование только зарубежного производства. АО «ОДК-Газовые турбины» («ОДК-ГТ»), головной компанией ОДК по производству энергетических и газоперекачивающих агрегатов и комплексному строительству объектов энергогенерации, разработан проект первого российского газотурбинного агрегата ГТА-8 морского исполнения мощностью 8 МВт, предназначенного для использования на нефтегазовых платформах.
В основу ГТА-8 легли технические решения, реализованные в опытном образце судового газотурбогенератора СГТГ-8, созданного на базе высокоэффективного гражданского морского двигателя E70/8РД разработки ПАО «НПО «Сатурн» (входит в ОДК). ГТА-8 может применяться в составе: судовых систем электродвижения; судов/платформ разведочного бурения; судов/платформ для добычи, переработки и хранения углеводородов; буровых платформ; береговых, припортовых плавучих комплексов; трубопроводных магистралей; в составе теплоэлектростанций любых промышленных и муниципальных объектов для выработки тепловой и электрической энергии.
На конференции «Освоение шельфа России и СНГ – 2017» выступил заместитель управляющего директора – коммерческий директор АО «ОДК-ГТ», директор по продажам — руководитель департамента продаж дивизиона «Энергетические и промышленные программы» АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Александр Караогланов. Он представил проект ГТА-8 участникам конференции.
«В рамках политики импортозамещения ОДК готова производить и поставлять газотурбинные энергетические агрегаты на базе отечественных морских ГТД и энергокомплексы на их основе и решать задачи по энергообеспечению морских и шельфовых объектов, – говорит Александр Караогланов.
Межремонтный ресурс ГТА-8 составляет 25 тыс. часов, назначенный – 100 тыс. КПД на валу ГТД в станционных условиях – 32,9%. В составе агрегата и комплексов на его основе запланировано применение основного оборудования отечественных производителей и поставщиков.
На базе морского ГТД М90ФР, освоение серийного производства которого завершается на ПАО «НПО «Сатурн», планируется создать морской газотурбинный агрегат мощностью 20 МВт. В перспективе также планируется разработать газотурбинные агрегаты морского исполнения мощностью 25 и 31 МВт.
Объединенная двигателестроительная корпорация

28.06.2017

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) приступила к испытаниям газотурбинных двигателей морского назначения М90ФР, производство которого осваивается в рамках программы импортозамещения с целью обеспечения потребностей Военно-морского флота России.
В настоящее время ОДК ведет работу по созданию на рыбинском ПАО «ОДК – Сатурн» отечественной базы морского газотурбостроения. В апреле 2017 года
в присутствии Президента РФ Владимира Путина в опытную эксплуатацию был введен сборочно-испытательный комплекс корабельных газотурбинных агрегатов (СИК КГТА), предназначенный для проведения комплексных испытаний морских ГТД, газотурбинных и дизель-газотурбинных агрегатов в различных конфигурациях. Глава государства дал старт испытаниям ГТА М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2 на испытательном стенде мощностью до 15 МВт.
Двигатели М90ФР, подлежащие производству в рамках ОКР, уже изготовлены. Двигатель №1 прошел первый этап специальных заводских испытаний. Двигатель №2, предназначенный для проведения квалификационных испытаний, собран, смонтирован на испытательном стенде мощностью до 40 МВт, начаты его предъявительские испытания.
«Из продуктового ряда корабельных газотурбинных двигателей
ПАО «ОДК-Сатурн» двигатель М90ФР в настоящее время является наиболее востребованным в ВМФ МО РФ, – отмечает заместитель генерального директора –управляющий директор ПАО «ОДК-Сатурн» Виктор Поляков. – Первые агрегаты
с двигателями М90ФР будут поставлены для нужд отечественного флота в следующем году».
Опытно-конструкторская работа «М90ФР» – одна из трех опытно-конструкторских работ по тематике морских ГТД, реализуемых в настоящее время ПАО «ОДК – Сатурн». Она предполагает освоение серийного производства ГТД М90ФР мощностью 27 500 л.с. для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р.
ОКР выполняется в рамках государственного контракта, заключенного между Минпромторгом России и ПАО «ОДК – Сатурн» в 2014 году. Работы по ОКР «М90ФР» выполняются в соответствии с утвержденными графиками. По результатам будет утвержден акт квалификационных испытаний, подтверждающий готовность ПАО «ОДК-Сатурн» к серийному изготовлению ГТД М90ФР.
Морской двигатель М90ФР представлен на стенде ОДК в рамках Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге, который пройдет с 28 июня по 2 июля.
Объединенная двигателестроительная корпорация

ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ
8-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2017

30.06.2017
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) уже располагает контрактами на поставку морских двигателей, рассчитанными на срок до 2018-2019 года. Об этом в четверг сообщил на Международном военно-морском салоне «МВМС-2017» гендиректор ОДК Александр Артюхов.
«Да, у нас уже есть заключенные контракты с обязательствами, которые мы должны выполнить в 2018-19 годах», — сказал он, не уточнив тип двигателей.
Опытно-конструкторская работа (ОКР) «М90ФР» — одна из трех ОКР по тематике морских газотурбинных двигателей (ГТД), которые создает ПАО «ОДК — Сатурн». В РФ будет освоено серийное производство ГТД М90ФР мощностью 27 500 лошадиных сил для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р. ОКР выполняется в рамках государственного контракта между Минпромторгом России и «ОДК — Сатурн» от 2014 года.
Также ведется ОКР по разработке газотурбинного двигателя М70ФРУ-2 и корабельных ГТА М35Р-1, М35Р-2 и М70Р мощностью 10 тысяч лошадиных сил и ОКР по разработке двигателя М70ФРУ-Р с реверсивной силовой турбиной для замены двигателей зарубежного производства, находящихся в эксплуатации на российских кораблях.
ТАСС

8-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2017

30.09.2018

Как сообщает веб-ресурс Mil.Press FlotProm , корабельные газотурбинные двигатели (ГТД) российского производства пока нельзя назвать полноценно серийными из-за слишком маленького числа выпущенных ГТД, а также ввиду отсутствия соответствующих испытаний на кораблях ВМФ России. Об этом Mil.Press FlotProm рассказал информированный источник в «ОДК-Сатурн».
«ГТД, уже произведенные в России, и еще находящиеся в постройке, пока, строго говоря, не серийные, – объяснил он. – Для достижения этого показателя нужно выпустить и испытать десятки таких двигателей, а также проанализировать опыт их реальной эксплуатации».
По информации другого источника в отрасли, знакомого с ситуацией, в Рыбинске сейчас строятся партии двигателей М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р и М90ФР для кораблей ВМФ России.
Два российских газотурбинных двигателя М90ФР для одного из двух фрегатов проекта 22350 уже готовы, сейчас ожидается поставка редукторов для них от петербургской «Звезды». О сроках поставки двух других ГТД пока неизвестно. Вместе с маршевым коломенским дизелем 10Д49 они составят корабельный газотурбинный агрегат (КГА) М55Р. Силовая установка фрегатов типа «Адмирал Горшков» включает два таких КГА. Еще один двигатель М90ФР, по данным источника издания, изготавливают для головного корвета «Дерзкий», который строят по проекту 20386 на «Северной верфи». Его КГА – МА3. Однако испытывать российские ГТД на боевых кораблях начнут не раньше 2020-2022 годов, отметил источник. По его словам, еще один М90ФР предназначен для стендовых испытаний.
5 сентября 2018-го гендиректор «Северной верфи» Игорь Пономарев сообщил, что корвет «Дерзкий» передадут ВМФ России на рубеже 2021 и 2022 годов. Корабль заложили 28 сентября 2016 года.
Третий и четвертый фрегаты проекта 22350, «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков», планируют передать флоту в 2021 и 2022 году соответственно.
https://bmpd.livejournal.com

14.02.2019

«ОДК – Сатурн» выпустило газотурбинные установки для строящихся на Северной верфи фрегатов проекта 22350. Об этом, как следует из сообщения пресс-службы военного ведомства, рассказал в ходе визита на судоверфь 12 февраля заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко.
По его словам, первые отечественные газовые турбины для фрегатов данного проекта построены в Рыбинске в рамках программы импортозамещения.
Напомним, в качестве форсажных двигателей на двух первых фрегатах проекта 22350 – «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» – использовались газотурбинные установки украинского предприятия «Зоря – Машпроект». На строящихся фрегатах «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» предусмотрено применение газотурбинных двигателей М90ФР производства «ОДК – Сатурн». В качестве маршевых на корабли устанавливаются дизельные двигатели 10Д49 Коломенского завода.
http://sudostroenie.info

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350

10.09.2019

«Объединенная двигателестроительная корпорация» создала линейку двигателей для кораблей ВМФ вместо украинских силовых установок, заявил в интервью РИА Новости заместитель генерального директора — генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин.
«ОДК выполнила работы по заказу Минобороны по разработке базовых газотурбинных двигателей для Военно-морского флота России от восьми тысяч лошадиных сил до 25 тысяч лошадиных сил. Это двигатели семейства М70 как для кораблей класса «Зубр» и «Мурена» на воздушных подушках, так и очень ожидаемый двигатель М90ФР для кораблей проектов 22350 и 20386″, — сказал он.
После разрыва военно-технического сотрудничества с Украиной Россия столкнулась с проблемой обеспечения своих боевых кораблей газотурбинными двигателями.
Так, приостановлено строительство второй тройки фрегатов проекта 11356 для Черноморского флота, силовые установки для которых делало украинское предприятие «Зоря-Машпроект».
Впоследствии было принято решение начать производство отечественных газотурбинных установок на рыбинском заводе «ОДК-Сатурн».
С 2014 по 2017 год на мощностях «Сатурна» велись опытно-конструкторские работы по трем морским силовым установкам М90ФР (мощностью 27 500 лошадиных сил), «Агрегат-ДКВП» (мощностью 10 000 лошадиных сил) и М70ФРУ-Р2.
Как заявлял в интервью РИА Новости управляющий директор предприятия Виктор Поляков, первыми российские газотурбинные двигатели получат фрегаты проекта 22350.
РИА Новости

ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

24.11.2020
ОДК НАЧИНАЕТ СЕРИЙНЫЕ ПОСТАВКИ АГРЕГАТОВ ДЛЯ ФРЕГАТОВ «АДМИРАЛЬСКОЙ» СЕРИИ

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) Госкорпорации Ростех приступила к серийным поставкам дизель-газотурбинных агрегатов М55Р для фрегатов «адмиральской» серии проекта 22350. Первый агрегат отгружен на ПАО «СЗ «Северная верфь» Объединенной судостроительной корпорации, сообщает пресс-служба ГК «Ростех».
В сообщении подчеркивается, что дизель-газотурбинный агрегат М55Р успешно прошел квалификационные и приемосдаточные испытания. Изделие создано в рамках программы импортозамещения, его планируется установить на третий серийный фрегат «Адмирал Исаков». Это первый российский морской агрегат, изготовленный исключительно отечественными предприятиями.
Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Исаков» (зав. № 924) проекта 22350 был заложен на Северной верфи 14 ноября 2013 года, его предполагается спустить на воду в 2021 году и передать ВМФ в 2023 году. Первые два корабля серии «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (зав. № 921) и «Адмирал флота Касатонов» (зав. № 922) уже находятся в составе Северного флота, третий «Адмирал Головко» (зав. № 923) в мае 2020 года был спущен на воду, его ВМФ ожидает в своем в составе к 2022 году, информирует ВТС «Бастион». Отсутствие отечественных агрегатов М55Р заметно сказалось на программе строительства фрегатов данной серии. Теперь есть надежда, что фрегаты будут передаваться ВМФ в строгом соответствии с плановыми показателями.
«Ростех последовательно реализует программы разработки современных двигателей всех типов. Создание морских газотурбинных силовых установок и агрегатов – наукоемкий высокотехнологичный процесс. Подобными компетенциями обладают всего несколько производителей в мире. Мы готовы обеспечить потребность российских судостроителей в новых газотурбинных агрегатах. Второй агрегат данной серии планируется поставить в декабре 2020 года», – отметил первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков.
Создание ДГТА М55Р проводилось в тесном сотрудничестве с АО «Северное ПКБ». Испытания агрегата в сборе с редуктором, дизелем и локальными системами управления проводились в сборочно-испытательном комплексе корабельных газотурбинных двигателей и газотурбинных агрегатов на одном из предприятий ОДК, отмечается в сообщении «Ростеха».
ВТС «Бастион» напоминает, что для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р ПАО «ОДК – Сатурн» проводила опытно-конструкторскую работу «М90ФР», которая предполагает освоение серийного производства ГТД М90ФР мощностью 27 500 л.с. на российских предприятиях. Вместе с маршевым коломенским дизелем 10Д49 они составят корабельный газотурбинный агрегат М55Р. Силовая установка фрегатов типа «Адмирал Горшков» включает два таких ДГТА.
Предполагается, что фрегат «Адмирал флота Советского Союза Исаков», на который ОДК недавно поставила серийный агрегат М55Р, станет последним фрегатом построенным по базовому проекту 22350, в дальнейшем флот планировал заказывать корабли усовершенствованного проекта 22350 с увеличенным до 24 УВП для крылатых ракет «Оникс», «Циркон», «Калибр», а потом модернизированного проекта 22350М с увеличенным водоизмещением и вооружённым уже 48 УВП для крылатых ракет «Оникс», «Циркон», «Калибр».
На Северной верфи уже заложили новые фрегаты «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» (зав. №№925 – 928), их предполагается ввести в строй до 2026 года.
ВТС «Бастион».

ОДК НАЧИНАЕТ СЕРИЙНЫЕ ПОСТАВКИ АГРЕГАТОВ ДЛЯ ФРЕГАТОВ «АДМИРАЛЬСКОЙ» СЕРИИ
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350

24.06.2021

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) Ростеха поставит государственному заказчику около 20 газотурбинных двигателей (ГТД) М90ФР для оснащения надводных кораблей. Об этом накануне начала Международного военно-морского салона (МВМС-2021) ТАСС сообщили в корпорации.
«На сегодня планируемый объем поставок составляет порядка 20 ГТД М90ФР», — отметили в ОДК.
Там подчеркнули, что корпорация может полностью поставить государственному заказчику газотурбинные двигатели и газотурбинные агрегаты в необходимых объемах.
Газотурбинными двигателями М90ФР оснащается ряд российских надводных кораблей, в том числе новейшие фрегаты проекта 22350. ОДК также разработала модификацию этого двигателя для установки на корветы проекта 20386.
ТАСС

25.06.2021

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в Ростех) выведет на мировой рынок морской техники новейший газотурбинный двигатель М90ФР, предназначенный для применения в силовых установках фрегатов и корветов. Об этом ТАСС в ходе Международного военно-морского салона сообщил заместитель генерального директора — генеральный конструктор ОДК Виктор Поляков.
«Ведется оформление рекламных паспортов на экспортный вариант двигателя М90ФР», — проинформировал Поляков.
По его словам, двигатель М90ФР может быть модифицирован в соответствии с требованиями потенциальных заказчиков. «Возможно, потребуются небольшие доработки составных частей двигателя с целью привязки его к корабельным системам конкретного проекта корабля», — добавил генконструктор ОДК.
Газотурбинный двигатель (ГТД) М90ФР мощностью 20 МВт (27 500 л. с.) применяется в составе силовой установки фрегата проекта 22350 типа «Адмирал Горшков». Отдельная модификация двигателя создана для установки на корветы проекта 20386. Особенностью новых российских морских ГТД являются увеличенные показатели эффективности и надежности, в их производстве активно используются аддитивные технологии.
ТАСС

10-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2021

25.06.2021
РОСТЕХ ПОСТАВИТ ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ ДИЗЕЛЬ-ГАЗОТУРБИННЫХ АГРЕГАТА ДЛЯ НОВЫХ ФРЕГАТОВ

Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха и Судостроительный завод «Северная верфь» подписали в ходе X Международного военно-морского салона (МВМС-2021) договор на поставку четырех дизель-газотурбинных агрегатов М55Р для кораблей «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов». Общий объем заказов достиг 12 агрегатов со сроком поставки до 2025 года.
Серийные поставки М55Р начались в 2020 году, тогда ими был оснащен фрегат «Адмирал Головко». Следующий комплект агрегатов для комплектования главной энергетической установки фрегата «Адмирал флота Советского Союза Исаков» планируется отправить заказчику в июле-августе 2021 года.
«Новый договор является продолжением партнерства между ОДК и Северной верфью. Он увеличивает общее количество законтрактованных агрегатов до 12 единиц, обеспечивая поставки вплоть до 2025 года. Российские компетенции в сфере морского газотурбостроения позволяют нам удовлетворить необходимые потребности российского флота в поставках агрегатов», – сказал заместитель генерального директора ОДК Виктор Поляков.
Всего, согласно имеющимся заказам, агрегатами М55Р будут укомплектованы шесть фрегатов: «Адмирал Головко», «Адмирал флота Советского Союза Исаков», «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов».
«Объединенная двигателестроительная корпорация является единственным и, что важно, надежным изготовителем дизель-газотурбинных агрегатов для наших фрегатов. Корпорации в достаточно сжатые сроки удалось успешно организовать импортозамещение, создать турбины необходимых технических параметров, по меньшей мере не уступающие зарубежным аналогам, и наладить их серийное производство», – сказал генеральный директор Судостроительного завода «Северная верфь» Игорь Орлов.
Дизель-газотурбинный агрегат М55Р предназначен для фрегатов проекта 22350. В составе главной энергетической установки каждого корабля находят применение два агрегата – правого и левого борта.
Ростех

РОСТЕХ ПОСТАВИТ ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ ДИЗЕЛЬ-ГАЗОТУРБИННЫХ АГРЕГАТА ДЛЯ НОВЫХ ФРЕГАТОВ
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350
10-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2021

04.08.2021
ОДК УКОМПЛЕКТОВАЛА ДИЗЕЛЬ-ГАЗОТУРБИННЫМИ АГРЕГАТАМИ ФРЕГАТ «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИСАКОВ»

Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха поставила Судостроительному заводу «Северная верфь» морской дизель-газотурбинный агрегат (ДГТА) М55Р, заменивший зарубежные аналоги на российских фрегатах. Энергетическая установка предназначена для фрегата «адмиральской» серии «Адмирал флота Советского Союза Исаков».
М55Р — первый полностью отечественный дизель-газотурбинный агрегат, созданный ОДК для фрегатов «адмиральской» серии проекта 22350 по программе импортозамещения. Мощность энергетической установки составляет 27,5 тыс. л. с. По своим характеристикам она не уступает известным зарубежным аналогам.
«Отгрузка отечественных агрегатов для новейших фрегатов идет по плану. Холдинг ОДК поставил на „Северную верфь“ уже четвертый по счету агрегат М55Р. Этому предшествовали обязательные стендовые испытания, в ходе которых каждая энергетическая установка подтверждает качество и надежность. Агрегат предназначен для комплектования третьего серийного фрегата „Адмирал флота Советского Союза Исаков“. Ранее двигателями нашего производства был оснащен фрегат „Адмирал Головко“», — рассказал первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков.
Дизель-газотурбинными агрегатами М55Р будут укомплектованы фрегаты «Адмирал Головко», «Адмирал флота Советского Союза Исаков», «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов». Главная энергетическая установка каждого корабля состоит из двух агрегатов — правого и левого борта. В состав М55Р входят два двигателя, газотурбинный и дизельный, которые обеспечивают раздельный режим работы.
Объединенная двигателестроительная корпорация»

ОДК УКОМПЛЕКТОВАЛА ДИЗЕЛЬ-ГАЗОТУРБИННЫМИ АГРЕГАТАМИ ФРЕГАТ «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИСАКОВ»
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРЕГАТ «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИСАКОВ» ПРОЕКТА 22350

03.09.2021

Форум «Армия-2021» свою работу завершил, но анализ и осмысление того, что было в его рамках показано, будут продолжаться еще долго.
Одна из неярких, но очень важных презентаций — создание цифровой модели газотурбинного двигателя для боевых кораблей ВМФ. Она примечательна тем, что в этой работе самое активное участие принимала вузовская наука.
По словам проректора по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексея Боровкова, подобный проект реализуется в России впервые. Цифровая модель поможет сократить время проектирования морских газотурбинных двигателей нового поколения и его стоимость. «Умный» двойник позволит свести к минимуму затраты на изготовление опытных образцов силовых установок, сам испытательный процесс, поможет управлять жизненным циклом изделия. Таким образом повысится надежность и коммерческая привлекательность российских морских газотурбинных двигателей.
«Это будет базовая модель, которая позволит быстро на основе цифровой платформы создавать новые экземпляры. Работу отличает высокая производительность. Оцифровать изделие — значит сократить сроки и стоимость создания морских газотурбинных двигателей. Можно сказать, сегодня — это наш флагманский проект» — отметил Алексей Боровков.
Заказчиком цифровой «копии» морского газотурбинного двигателя М90ФР выступает министерство промышленности и торговли России. В партнерстве с АО «ОДК» проект реализуют специалисты инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» — ключевого подразделения Центра НТИ СПбПУ. Работа над госзаказом рассчитана на четыре этапа. Завершить проект планируется к октябрю 2023 года.
Цифровой двойник — это «умная» высокоточная математическая модель изделия, которая помогает спрогнозировать долговечность, срок службы различных элементов конструкции на разных этапах создания.
В дальнейшем М90ФР должен стать базовым морским газотурбинным двигателем для отечественного флота. «В прошлом году ОДК осуществила поставку двух двигателей для фрегата «Адмирал Головко». Третий агрегат тоже готов и будет использоваться на фрегате «Адмирал Исаков». Сейчас проводятся испытания четвертого агрегата для этого же корабля. ОДК также разработала модификацию двигателя М90ФР для установки на корветы проекта 20386″, — пояснили в пресс-службе проекта «Инжиниринг и инновации» Центра управления проектами в промышленности.
Российская газета

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2021

06.09.2021
СУДОСТРОИТЕЛИ СЕВЕРНОЙ ВЕРФИ ПОГРУЗИЛИ ТУРБИНЫ И РЕДУКТОРЫ ГЛАВНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ НА ФРЕГАТ «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИСАКОВ»

На третий серийный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Исаков» проекта 22350 выполнена погрузка турбин и редукторов дизель-газотурбинного агрегата (ДГТА). ДГТА М55Р, разработанный в Объединенной двигателестроительной корпорации, — второй полностью отечественный агрегат, созданный на российских мощностях в рамках программы импортозамещения.
Обе турбины правого и левого борта вместе с редукторами погружены в кормовое машинное отделение корабля через специальные технологические вырезы. После центровки редукторов, главных дизельных двигателей и турбин корабелы займутся центровкой и монтажом линии валопровода. На эти работы потребуется около шести месяцев.
Фрегаты проекта 22350 предназначены для выполнения широкого спектра задач, в том числе поражения надводных кораблей, поиска и уничтожения подводных лодок и наземных целей, противовоздушной, противолодочной и противоракетной обороны кораблей и судов, совместных действий с морскими десантами, дозорной службой, охраны государственных границ, обеспечения защиты гражданских судов и объектов производственной деятельности в кризисных и опасных для плавания районах Мирового океана.
Пресс-служба ПАО Судостроительный завод «Северная верфь»





СУДОСТРОИТЕЛИ СЕВЕРНОЙ ВЕРФИ ПОГРУЗИЛИ ТУРБИНЫ И РЕДУКТОРЫ ГЛАВНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ НА ФРЕГАТ «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИСАКОВ»
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРЕГАТ «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИСАКОВ» ПРОЕКТА 22350



МОРСКОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ М90ФР

ОКР «М90ФР» – опытно-конструкторская работа по освоению в рамках импортозамещения серийного производства ГТД М90ФР мощностью 27 500 л.с. для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р. Выполняется в рамках государственного контракта между Минпромторгом России и ПАО НПО «Сатурн» от 2014 г. Срок завершения – декабрь 2017 г.
На текущий момент проработана и уточнены конструкторская документация, выполнены работы по технологической подготовке производства, изготовлены опытные газотурбинные двигатели. За оставшийся период выполнения ОКР планируется проведение специальных заводских и квалификационных испытаний ГТД М90ФР.
По заказу Министерства обороны РФ в ЗАО «Турборус» был создан корабельный газотурбинный двигатель (ГТД) 4 — го поколения М90ФР, газотурбинный агрегат М56Р и дизель — газотурбинный М55Р на его основе для самых мощных и современных из вновь строящихся надводных кораблей ВМФ РФ – фрегатов проекта 22350.
В состав ДГТА М55Р кроме газотурбинного двигателя М90ФР максимальной мощностью 27500 л.с. входит дизель 10Д49 мощностью 5200 л.с. и редуктор РО55Р.
ЗАО «Турборус» является головным исполнителем работ по изготовлению, поставке, монтажу на корабле, пуско-наладке, сдаче дизель-газотурбинного агрегата М55Р и сопровождению его эксплуатации.
ГТД М90ФР и ДГТА на его основе имеют массогабаритные характеристики, расходы топлива, надёжность и ресурс на уровне лучших мировых образцов для техники данного класса. Они оснащены современной локальной системой управления, уникальными средствами параметрической и вибродиагностики российской разработки, причём алгоритмы работы диагностических систем ранее на морских объектах отечественной разработки не применялись.

На базе улов, агрегатов и схемных решений, разработанных в ходе работ по ГТД М90ФР и ГТА на его основе, планируется создание широкой гаммы силовых агрегатов для перспективных объектов военной и гражданской морской техники.

Преимущества применения ГТД в составе корабельных ГГЭУ и ДГЭУ
• Повышение скоростных качеств корабля
• Улучшение массогабаритных характеристик
• Улучшение виброакустических характеристик
• Высокие показатели долговечности и ресурса
• Низкий уровень невозвратных потерь масла
• Снижение эксплуатационных затрат на ремонт
• Сопоставимые стоимости жизненного цикла газотурбинной установки с дизельной
Возможности применения ГТА на базе морского ГТД М90ФР на гражданских объектах
• Буровые платформы (газотурбоэлектрогенераторы, приводы нагнетателей попутного газа);
• Припортовые производства (газотурбоэлектрогенераторы, привод технологических компрессоров или насосов большой производительности);
• Плавучие электростанции;
• Быстроходные паромы (главные силовые установки);
• Газотурбоэлектростанции круизных судов;
• Газовозы – главные силовые установки и приводы технологических нагнетателей;
• Специальные амфибийные транспортные средства для программы освоения новых месторождений углеводородного сырья на п-ве Ямал и шельфа Арктики
Заводские испытания двигателя М90ФР на предприятии завершены в ноябре 2005 года. Государственные межведомственные испытания корабельного ГТД М90ФР – в 2006-м. Они полностью подтвердили соответствие технических характеристик двигателя требованиям заказчика, предъявляемым к корабельным ГТД четвертого поколения.
В июле 2008 года ЗАО «Турборус» завершило монтаж на испытательном стенде нового дизель-газотурбинного агрегата М55Р. С российской стороны в кооперации по созданию агрегата принимают участие ОАО «НПО «Сатурн» (зона ответственности – силовая турбина), концерн «НПО «Аврора» (системы управления ГТД, дизелем и агрегатом), ОАО «Коломенский завод» (дизельный двигатель 10Д49), со стороны Украины – ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» (турбокомпрессор и редуктор). Испытания проводились на стенде в Николаеве, так как в то время подобные стенды отсутствовали в России. Государственные испытания дизель-газотурбинного агрегата М55Р успешно прошли в конце 2008 года.
Головной корабль проекта 22350 «Адмирал Горшков» заложили 1 февраля 2006 г. на ОАО «Северная верфь» в С. Петербурге. 29 октября 2010 г. его спустили на воду. Сейчас в постройке уже три таких фрегата. Агрегаты для второго корабля будут поставлены на верфь после завершения их испытаний (начало 2013 г.).
ДГТА М55Р по комплексу характеристик в настоящее время является лучшей силовой установкой из всех, применяемых на надводных кораблях ВМФ РФ и не уступает аналогичным агрегатам, применяемым на кораблях ВМС стран НАТО.
ЗАО «Турборус» не останавливается на достигнутом – его специалисты активно прорабатывают различные варианты дальнейшего развития ДГТА М55Р. К примеру, создание на его основе газо-газотурбинных агрегатов большей мощности с применением российских ГТД М75РУ и М70ФРУ или реализация схемы с частичным электродвижением.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) на днях заключит с «Северной верфью» контракт на поставку двигателей для российских фрегатов, об этом сообщил генеральный директор ОДК Владислав Масалов в июле 2015 года. На «Северной верфи» в Санкт-Петербурге в настоящее время строятся фрегаты проекта 22350, которые предполагалось оснащать газотурбинными двигателями украинского производства, однако после разрыва ВТС с Украиной строительство этих кораблей было приостановлено. «По (двигателям) М-90 мы на днях ожидаем подписание контракта с «Северной верфью» на поставку первых трех двигателей для фрегатов», – сообщил В.Масалов. Он добавил, что первые поставки серийных двигателей для фрегатов ожидаются в 2019 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Мощность на номинальном режиме (в условиях корабля) Ne ном., л.с. / квт 27 500 / 20 220
Удельный расход топлива на номинальном режиме Се ном, кг/л.с.ч.(кг/квт.ч) 0,170 (0,230)
Мощность на режиме 80 % от номинальной мощности (в условиях корабля) Ne 80 %., л.с. / квт 22 000 / 16 200
Удельный расход топлива на режиме 80 % от номинальной мощности Се 80 %ном., кг/л.с.ч.(кг/квт.ч) 0,178 (0,242)
Расход воздуха на входе в компрессор на номинальном режиме Ge, кг/с 72

Источники: www.turborus.com, vpk-news.ru, bmpd.livejournal.com и др.

СУДОСТРОИТЕЛИ СЕВЕРНОЙ ВЕРФИ ПОГРУЗИЛИ ТУРБИНЫ И РЕДУКТОРЫ ГЛАВНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ НА ФРЕГАТ «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИСАКОВ»
ОДК УКОМПЛЕКТОВАЛА ДИЗЕЛЬ-ГАЗОТУРБИННЫМИ АГРЕГАТАМИ ФРЕГАТ «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИСАКОВ»
ОДК НАЧИНАЕТ СЕРИЙНЫЕ ПОСТАВКИ АГРЕГАТОВ ДЛЯ ФРЕГАТОВ «АДМИРАЛЬСКОЙ» СЕРИИ
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН»
КОРАБЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap