ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА M51

INTERCONTINENTAL BALLISTIC MISSILE M51

09.04.2008
ИСПЫТАНИЯ ФРАНЦУЗСКИХ РАКЕТ НЕРВИРУЮТ КАНАДЦЕВ
Между Канадой и Францией назревает крупный скандал, поскольку Оттава зафиксировала пуски баллистических ракет, которые Париж проводил в Северной Атлантике в зоне очень интенсивного полета гражданских самолетов.
Как пишет «Взгляд», речь идет об испытаниях межконтинентальной баллистической ракеты подводной лодки М51, которыми Франция с 2010 года планирует оснастить стратегические атомные субмарины класса Le Triomphant (на фото) взамен нынешних ракет М45.
Но канадцев тревожит «возможность падения фрагментов ракеты» в акваториях, относящихся к экономической зоне страны, что неудивительно, так как дальность пуска М51 составляет 6 тыс. км (по другим сведениям — до 8 тыс. км).
Еще больше хлопот французы доставят канадцам, когда пуски будут производиться с ракетоносцев. По сведениям портала Defense Talk, в настоящее время заканчивается переоборудование под новые ракеты второго корабля серии, Le Temeraire, а сами пуски могут начаться уже осенью этого года.
Поскольку ядерные программы Франции закрыты в заметно большей степени, чем в США или России, сведения о новой МБРПЛ довольно скудны. Известно, что это упрощенный вариант ракеты М5, программа которой была в свое время закрыта.
М51 в том виде, в котором они поступят на вооружение, будут нести 6 разделяющихся боеголовок типа TN-75, а к 2015 году носители оснастят перспективными боевыми частями TNO (10 боеголовок). В таком виде они останутся на вооружении как минимум до 2040 года. Независимые эксперты полагают, что при установке одной или двух боеголовок дальность полета М51 может возрасти до 14 тыс. км.
Ракетоносцы класса Le Triomphant, самые современные во французском ВМФ, несут по 16 МБР. Полное водоизмещение подводных лодок составляет 14 300 тонн, скорость подводного хода — 25 узлов. Значение программы М51 возрастает для Франции еще более в свете последних заявлений президента Саркози, по словам которого, ядерный потенциал Пятой республики будет сокращен в ближайшее время на треть, до 300 боеголовок.
При этом основная часть арсенала будет размещена на воздушных и подводных носителях. Так, по словам французского лидера, новейший истребитель Rafale уже в этом году получит на вооружение модернизированную крылатую ракету ASMP-A с ядерной БЧ. Rafale заменит со временем самолеты Mirage 2000N и Etendard в качестве унифицированного носителя ЯО.
При этом «роль ЯО нисколько не снижается» — уменьшаясь количественно, оно остается «последней гарантией независимости Франции, гарантией автономии в принятии решений», добавил в тот день Николя Саркози.
РИА Новый Регион

17.11.2008
ФРАНЦУЗЫ ПРОИЗВЕЛИ ПЕРВЫЙ ПОДВОДНЫЙ ПУСК РАКЕТЫ M51

13 ноября в испытательном ракетном центре в департаменте Ланды на юго-западе Франции был осуществлен успешный пуск стратегической ракеты M51, сообщает Defensenews. Третий пуск ракет этого типа, которые в перспективе должны быть приняты на вооружение французской армии, впервые проведен с подводной установки.
Разработка баллистических ракет M51 для подводных лодок, которые в перспективе должны заменить M45, началась еще в начале 1990 годов. Первоначальной датой их принятия на вооружение был назван 2008 год, но из-за технических трудностей дата постепенно сдвигалась. Сегодня французские военные планируют поставить новые ракеты на вооружение подводного флота в 2010 году.
По данным французских военных, дальность полета M51 составляет около 9 тысяч километров, что примерно в полтора раза больше, чем у M45. Ракета способна нести разделяющуюся головную часть с боеголовками индивидуального наведения.
Lenta.ru

28.01.2010
ФРАНЦИЯ ПРОВЕЛА ЧЕТВЕРТЫЙ УСПЕШНЫЙ ПУСК БРПЛ М51

27 января Франция успешно провела четвертое испытание БРПЛ М51 без боевой части, сообщили в министерстве обороны страны.
Пуск ракеты был совершен в 9:27 утра с бухты Одьерн с борта ПЛАРБ Le Terrible.
Ракета пролетела над испытательным центром DGA на Бискароссе и Кемпере (западное побережье страны), полет ракеты наблюдался с борта контрольно-измерительного судна Monge .
«Это испытание представляет собой важный шаг в модернизации ядерных сил сдерживания Франции в строгом соответствии с международными обязательствами», сообщили в оборонном ведомстве страны.
В этом году БРПЛ М51должна поступить на вооружение ПЛАРБ Le Terrible, являющейся последней из четырех субмарин класса Le Triomphant, входящих в состав стратегических океанских сил ВМС Франции.
Ракета имеет дальность полета 9000 км, что в полтора раза больше, чем БРПЛ М45, на смену которой она идет.
EADS Astrium является основным подрядчиком программы М51, и работает в кооперации с совместным венчурным предприятием G2P, образованным компаниями Snecma Propulsion Solide и SNPE Materiaux Energ?tiques, и французской комиссией по атомной энергии СЕА.
Военный паритет

12.07.2010
ПЕРВОЕ И УСПЕШНОЕ ИСПЫТАНИЕ БРПЛ М-51 С БОРТА НОВЕЙШЕЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

27 июня было проведено первое и успешное испытание БРПЛ М-51 с борта самой современной в мире французской ПЛАРБ Le Terrible. По сообщениям, ракета имеет массу 54 т, дальность стрельбы свыше 10 тысяч км и оснащена от 6 до 10 ядерными боеголовками индивидуального наведения.
Запланировано более шести испытательных пусков ракеты перед принятием ее на вооружение. Разработка БРПЛ является частью развития французских стратегических сил сдерживания.
Когда ракета будет принята на вооружение, на каждой французской ПЛАРБ буджет размещено по 16 ракет с максимальным количеством боеголовок до 160 единиц.
Военный паритет

06.05.2013
ФРАНЦУЗСКАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА ВЗОРВАЛАСЬ ПОСЛЕ ПУСКА С АПЛ

Новейшая французская баллистическая ракета М-51, способная нести ядерный боезаряд, взорвалась в воскресенье во время испытательного пуска из подводного положения с борта атомной подлодки, сообщают французские СМИ со ссылкой на представителей военных и гражданских властей страны.
Испытания ракеты, которая по условиям проведения стрельб не несла ни обычного, ни ядерного боезаряда, проходили у атлантического побережья Франции в департаменте Финистер. По словам представителя морской префектуры Атлантического района Лионеля Делора (Lionel Delort), вскоре после пуска с атомной подводной лодки Le Vigilant произошел самоподрыв ракеты. Делор сообщил, что возможные причины инцидента пока неизвестны.
Инцидент с ракетой М-51 стал первой неудачей подобного масштаба за последние 17 лет. «Это первая неудача с 1996 года… Ее причина будет установлена после изучения обстоятельств», — заявил журналистам Делор.
Власти Франции подчеркивают, что неудачный пуск ракеты не мог привести к серьезным последствиям, так как район испытаний был заранее закрыт для движения морских и воздушных гражданских судов.
Межконтинентальная ракета М-51 с 2010 года состоит на вооружении подводных атомных ракетоносцев нового поколения, входящих в состав Стратегических морских сил Франции. Она заменила более ранние стратегические баллистические ракеты М-45. По сравнению со своей предшественницей ракета М-51 обладает повышенной точностью.
РИА Новости

21.05.2013
Министерство обороны Франции распространило пресс-релиз о неудачном пуске БРПЛ M51 атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Вижилан» S-618 (Le Vigilant), который был шестым в программе летных испытаний ракеты и состоялся 5 мая текущего года. В ходе испытания, проводимого Генеральной делегацией по вооружениям Франции DGA и ВМС Франции, ракета без ядерной боевой части была запущена из подводного положения из акватории у мыса Финстер на Атлантическом побережье Франции. После нескольких секунд полета после выхода из-под воды на стартовом участке траектории произошел сбой в работе одной из бортовых систем ракеты, после чего была введена в действие система самоликвидации и ракета была подорвана в воздухе в зоне, закрытой для навигации. До этого момента БРПЛ М51 пять раз успешно испытывалась с 2006 г.
После подрыва ракеты в зону падения ее обломков были направлены суда службы обеспечения запуска для поиска и сбора обломков ракеты. В их поиске также принимали участие необитаемые дистанционно-управляемые подводные аппараты, аквалангисты и патрульные самолеты.
Как подчеркивает министерство обороны Франции, в связи с секретностью программы разработки и испытаний ядерных вооружений результаты расследования неудачного пуска также будут засекречены.
АРМС-ТАСС

01.10.2015

Во Франции произведен успешный испытательный пуск баллистической ракеты М51. Об этом, как передает ТАСС, сообщили в министерстве обороны республики.
«Испытания прошли в штатном режиме и выполнялись без ядерного боезаряда», — особо отметили французские военные.
Старт был осуществлен из испытательного центра Бискарроcс в департаменте Ланд на юго-западе страны. Испытания проводили специалисты Главного управления по вооружениям Франции. Пуск состоялся в 11:28 мск.
«Ракета отслеживалась на протяжении всей фазы полета. Район ее падения находится в Северной Атлантике в нескольких сотнях километров от любого берега», — пояснили в Минобороны Франции.
Это первое испытание ракеты М51 с 2013 года. Предыдущее, проводившееся с борта подлодки, закончилось взрывом ракеты после старта.

02.07.2016

Успешный испытательный пуск баллистической ракеты М51 произведен в пятницу во Франции. Об этом сообщило министерство обороны страны.
«Министр обороны Жан-Ив Ле Дриан приветствовал успешный запуск стратегической баллистической ракеты M51, совершенный с атомной подводной лодки Le Triomphant. На протяжении всего полета ракета отслеживалась аппаратурой центра слежения Главного управления вооружений министерства обороны Франции. Пуск производился с целью определения степени оперативной готовности ракетной системы данной подлодки.
Зона падения ракеты находилась в Северной Атлантике, «в нескольких сотнях километров от ближайших берегов». Минобороны подчеркивает, что ракета «не несла ядерного заряда, а сам пуск был совершен в строгом соответствии с международными обязательствами в данной сфере, взятыми на себя Францией».
Подводная атомная подлодка Le Triomphant уже полностью оснащена ракетами M51. Всего они установлены на трех из четырех французских атомных подлодок нового поколения — SNLE-NG. Полное переоснащение французских океанических стратегических сил этими ракетами будет завершено в конце нынешнего десятилетия.
ТАСС


МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА M51

В начале 1980-х годов началось проектирование атомной ракетной подводной лодки нового поколения по программе Sous-Marins Nucleaires Lanceurs Engins Nouvelle Generation (SNLE-NG, ПЛАРБ-нового поколения) типа Le Triomphant («торжествующий»)подводным водоизмещением около 14000-15000 т с улучшенной системой вооружения из 16 БРПЛ третьего поколения типа M-5 с первой французской ракетой межконтинентальной дальности (или модернизированной БРПЛ М-4) стартовой массой в 48 т.
На МБР М-5 предполагалось достичь дальность стрельбы в 11000 км, установить новую РГЧ ИН (типа MIRV) с 8-12 боевыми блоками (ББ) типа TN76, изготовленных с использованием технологии Steaith. По расчетам при весе полезной нагрузки в 1400 кг дальность стрельбы ракеты была в 6000 км, при нагрузке в 200 кг – 14000 км. Первый контракт на разработку БРПЛ М-5 был обнародован в конце 1992 года. Всего на программу было запланировано 73 млрд. франков, первоначально были отпущены не очень большие средства (в 1987-1991 гг. выделено 1,65 млд. франков). Предполагалось закупить 96 ракет типа М-5. В конструкции ракеты более широко применены композиционные материалы, в том числе на основе эноксикарбопласта для корпуса маршевого двигателя 1-ой ступени. В качестве топлива 1-ой ступени используется смесь проперголя с буталаном, которая получила обозначение «финоцил». Это топливо обеспечивает безопасность обращения с БРПЛ. Усовершенствованный профиль двигателя 1-ой ступени был выполнен фирмой SNPE. Вторая и третья ступени БРПЛ М-5 имеют так же твердотопливные двигатели с большим удельным импульсом. Сопла двигателей выполнены фирмой Haillan в подвижном подвесе, они изготовлены из композиционного материала с использованием «углерод-углерода».. Повышение точности стрельбы ракетами М-5 предполагается обеспечить многократным включением двигателя боевых блоков.
Разработка МБР M-5 несколько задержалась, в процессе проектирования вариант ракеты с несколько заниженными характеристиками получил индекс M-51. Тогда же стартовый вес возрос до 50 т, а дальность стрельбы снижена до 6000-8000 км. На М-51 предложено снизить число боевых блоков до шести. Стоимость серийного образца ракеты М-51 будет на 20% меньше, чем у БР М-5. НИОКР по созданию БР М-51 были начаты в 1996 году, на них было израсходовано около 600 млн. дол. Работы по БРПЛ М-5 были прекращены. Применение новых технических решений в разных областях науки и техники оттягивает появление нового образца ракетной техники М-51. Поэтому рассматривается временный вариант установки на новые ПЛАРБ ракеты М-45, которая является переходной моделью между ракетой М-4 1980-х годов и перспективной М-5 (М-51).

Головным исполнителем заказа ВМФ Франции на изготовление 57 ракет М-51 является компания Aerospatiale (входоит в европейский консорциум EADS). Стоимость контракта оценивается в 40 млрд. франков (6,7 млдр. дол.). Двигатели изготовляются объединением SAP, заряды – компанией SNPE. Летные испытания ракеты М-51 планируется начать в 2006 году.
Головным подрядчиком по созданию двигателей была выбрана группа G2P, объединяющая фирмы SNPE и «Snecma Propulsion Solide». БЧ традиционно разрабатывает «Direction des Affaires Militaires of the Commissariat a l’Energie Atomique» (французское ядерное ведомство). Во французском оборонном агентстве снабжения «Delegation Generale pour l’Armement» был открыт проект «Coelacanthe» для координации действий и сопровождения программы М51. Полномасштабная разработка ракеты началась в 1998 году, а в 2004 году консорциум EADS приступил к производству опытных образцов ракет. Согласно высказываниям ответственных лиц данного проекта, в ходе работы значительно шире, нежели ранее, применялись методы математического и компьютерного моделирования, обеспечившие выбор ряда оптимальных решений и значительную экономию средств. Предполагается, например, что применение современных технологий проектирования позволит сократить объем совместных летных испытаний не менее чем в три раза. Большой проблемой являлось размещение ракет М51 в шахтах существующих ПЛАРБ класса «Le Triomphant», которые первоначально создавались под БРПЛ М45 . Для обеспечения минимального объема перестройки стартовых шахт новые БРПЛ предполагается размещать в специальном легком тонкостенном цельномотанном пусковом контейнере, изготовленном из органических материалов. Технологии моделирования широко применяются и при создании перспективной боевой части (БЧ) — TNO, которая обещает быть первой французской БЧ, созданной без проведения натурных ядерных испытаний. Для целей создания этой и других перспективных БЧ создается лазерный комплекс «Megajoule Laser» (около Бордо), который должен начать работу в 2011 году.
В ходе работы по программе М51 была создана фактически заново огромная по объему инфраструктура для отработки ракеты и ее частей. В Тулоне на средиземноморском побережье Франции выстроен специальный погружаемый стенд для подводного пуска весогабаритных макетов БРПЛ, а на полигоне Бискаросс устроен специальный колодец глубиной 100 метров, в который погружается стенд, представляющий собой ракетную шахту с ракетой внутри и комплект соответствующего оборудования. Все это оборудование будет применяться для отработки запусков ракеты из подводного положения. Кроме того, была построена наземная стартовая площадка для пусков БРПЛ и стенды для испытаний маршевых двигателей.
Ракета М51 будет нести разделяющуюся головную часть ( РГЧ ИН) с 6 боевыми блоками (ББ) и КСП ПРО. Боевые блоки БРПЛ в варианте М51.1 оснащаются боевыми частями (БЧ) TN-75 и являются современными, малогабаритными, высокоскоростными и малозаметными ББ, устойчивыми к ПФЯВ. БЧ TN-75 также обладает высокой степенью устойчивости к ПФЯВ, имеет большое количество опций подрыва и варьируемую мощность с максимальным значением порядка 100 кт. Версия М51.2 будет нести ББ с БЧ TNO и соответствующий КСП ПРО. Проектируемые ББ с БЧ TNO — перспективные малогабаритные, высокоскоростные и малозаметные блоки, устойчивые не только к ПФЯВ, но и к поражающим факторам оружия, основанного на новых физических принципах. БЧ TNO будет иметь большое количество опций подрыва и варьируемую мощность с максимальным значением порядка 300 кт. ББ ракеты М51.2 будет более точным и легким, что позволит без замены ступени разведения увеличить дальность стрельбы, точность и площадь района разведения боевого оснащения ракеты.

Для испытаний ракеты М-51 был подготовлен специальный испытательный полигон. Фирмой-разработчиком Aerospatiale и Управлением по вооружению МО Франции (DGA) был проведен детальный анализ хода работ по ракете. Это позволило за счет оптимизации работ, четкого планирования программы испытаний и развертывания ракет сократить стоимость всей программы на 30%. После чего, в августе 1998 года они подписали контракт на дальнейшую разработку. В 1999 году были проведены успешные стендовые испытания двигателя первой ступени МБР М-51 в исследовательском центре Сен-Жан-д’Ильяк (департамент Жиронда). Масса первой ступени составила 35 т, корпус двигателя изготовляется из углеволоконного композитного материала методом электронной сварки (масса конструкции корпуса снижена на 30% в сравнении с ракетой М-45), он рассчитан на работу при температурах до 30000С. В конце 2000 года правительство Франции запланировало выделить на программу М-51 2,85 млдр. евро, вскоре был подписан контракт на 1,3 млрд. евро.

ИСПЫТАНИЯ:

• Первое летное испытание БРПЛ М51 с инертной головной частью было проведено 9 ноября 2006 г. с ракетного испытательного центра в Бикароссе (Ланды). Место падения ГЧ, которое произошло через 20 минут после запуска, находилось северо-западной части Атлантического океана.
• Второе и третье испытания состоялись, соответственно, 21 июня 2007 г. и 13 ноября 2008 г.
• Подводный пуск БРПЛ с ПЛАРБ «Террибль» (четвертый по счету) состоялся 27 января 2010 г. Ракета менее чем за 20 минут пролетела 4500 км и достигла точки падения, находившейся в 2000 км от побережья штата Южная Каролина.
• После 5-го пуска, который состоялся 10 июля 2010 г., была подтверждена возможность применения БПРЛ М51 с ПЛАРБ типа «Ле Триомфант» в боевых условиях.
• 5 мая 2013 г. состоялся неудачный пуск БРПЛ M51 с атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Вижилан» S-618 (Le Vigilant), он был шестым в программе летных испытаний ракеты. После нескольких секунд полета после выхода из-под воды на стартовом участке траектории произошел сбой в работе одной из бортовых систем ракеты, после чего была введена в действие система самоликвидации и ракета была подорвана в воздухе в зоне, закрытой для навигации.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная дальность с максимальной нагрузкой – 8000 км
Максимальная оценочная дальность более 10 000 км
Максимальная скорость полета 17-20 М и высота свыше 1000 км
Скорость при входе в атмосферу 25М (25600 км/ч)
Система управления третьего поколения с определением координат цели до метра
Боеголовки с повышенной мощностью электромагнитного импульса
Способность преодолевать любые системы ПРО

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ТИПА LE TRIOMPHANT (ФРАНЦИЯ)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2016/A.V.Karpenko 2009-2016
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap