УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС М-11 «ШТОРМ». UNIVERSAL SHIP COMPLEX M-11 » STORM»


УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС М-11 «ШТОРМ»
UNIVERSAL SHIP COMPLEX M-11 » STORM»

Универсальный корабельный комплекс М-11 для стрельбы по воздушным и надводным целям разрабатывался НИИ-10 (МНИИРЭ «Альтаир») на базе комплекса М-1 по Постановлению Совета Министров (СМ) СССР от 25 июля 1957 года №846-382 для вооружения кораблей пр. 1126. Пусковыми установками занималось ЦКБ-34, приводами наведения ЦНИИ-173, радиовзрывателями НИИ-48, боевой частью НИИ-6, зарядами для двигателя НИИ-125 и т.д.
В соответствии с имевшимся планом строительства советского ВМФ в конце 1950-х годов предусматривалась постройка серии специальных кораблей ПВО пр 1126 и кораблей радиолокационного дозора проекта 62, главным оружием которых должен был стать универсальный зенитно-ракетный комплекс М-11, предназначенный для эффективной борьбы не только с воздушным, но и с надводным противником типа эсминцев, торпедных катеров и катеров-ракетоносцев.
Основные технические решения, принятые при создании ракеты для этого комплекса, были предопределены тем, что на начальных этапах разработки М-11 одним из требований к нему стало обеспечение его максимальной преемственности с комплексом М-1, а по возможности, и унификация с его элементами. Предполагавшаяся унификация, наряду с естественным стремлением вписаться в ограниченные объемы погребов боезапаса кораблей, определила и длину ракеты нового комплекса, практически равную ракете комплекса М-1 С другой стороны, по дальности действия новый комплекс не должен был уступать корабельному варианту ЗРК средней дальности С-75 — М-2 «Волхов-М» с ракетой В-753, эксперимент по установке которого на крейсере «Дзержинский» был проведен в конце 1950-х годов.


Ракетный корабль ПВО пр. 1126
1 – антенные посты системы управления ЗРК М-31; 2 – РЛС обнаружения; 3 – пусковая установка СМ-92 ракет КС-42 комплекса М-31; 4 – антенный пост системы управления «Ятаган» ЗРК М-1; 5 – пусковая установка СМ-102 комплекса М-1; 6 – погреба ЗУР комплекса М-31; 7 – погреба ЗУР комплекса М-1

Пусковая установка СМ-102 комплекса М-11 для кораблей пр. 1126 разрабатывалась ЦКБ-34, привода наведения разрабатывались в ЦНИИ-173.
Постановлением СМ от 25.07.1959 года №846-382 на КБ-2 ЦКБ-34 была возложена разработка технической документации автоматической пусковой установки СМ-102 комплекса ЗУРО М-11 «Шторм» для корабля пр.1126. Был разработан эскизный проект спарен¬ной стабилизированной пусковой установки закрытого типа со скрывающимися направляющими для заряжа¬ния ракеты под палубой. Боезапас в количестве 38 ЗУР размещался в 2-х погребах (16 шт. в боевом погребе и 22 шт. в запасном). Все операции осуществлялись гидроприводами: наведение и стабилизация — индивидуальными, подача и заряжание — групповым гидроприводом. Постановлением СМ от 21.06.1961 г. №565-236 работы по кораблю пр. 1126 были прекращены, в связи с чем работы были прекращены и по комплексу М-11.
В связи с прекращением работ по пр. 1126 работы по комплексу были прерваны и возобновлены применительно к кораблям пр. 1123. Окончательно параметры комплекса М-11 были определены в постановлении правительства от 25 июля 1959 года, а также Постановлением СМ от 22 июля 1960 года и от 27 июля 1961 года. Необходимость расширения этой работы была подтверждена очередным постановлением, которым был также расширен список носителей нового комплекса, включивший противолодочные крейсера проекта 1123.
Комплекс М-11 должен был поражать воздушные цели, летящие со скоростями до 800 м/с, на высотах от 250 м до 20 км и на дальностях от 3 до 25 км от корабля. На тех же дистанциях М-11 должен был поражать и надводные цели. Одновременно с этим были предъявлены самые жесткие требования по габаритам и массе ракеты — ее длина не должна была превышать 6 — 6,5 метра, размах крыльев должен быть не более 1,7 метра, масса — менее полутора тонн.
Эскизный проект комплекса в составе системы управления «Гром», пусковой установки СМ-102, ракеты В-611 был выполнен к апрелю 1962 года.

В мае 1962 года ОКБ-2 (МКБ «Факел») было принято решение о принципиальном изменении компоновочной схемы ракеты для обеспечения требуемых Постановлением СМ характеристик, что повлекло необходимость переработки проектов пусковой установки и контура управления.
Первый анализ требований, предъявленных к новой ракете, показал, что характеристики ЗУР В-753 комплекса М-2, которые еще в середине 1950-х считались пределом достижимого, надлежало реализовать в ракете с почти вдвое меньшими размерами.
Не менее жестко заказчики из ВМФ настаивали и на том, чтобы в составе новой ракеты использовались только твердотопливные двигатели. О всевозможных жидких топливах на основе высокоэффективных углеводородных соединений и кислот не было и речи.
Повторно эскизный проект, разработанный под руководством Г.Н.Волгина в НИИ-10, был представлен в 1963 году.

Разработка пусковой установки была поручена конструкторскому коллективу ОКБ завода «Большевик» во главе с главным конструктором Т.Д.Вылкостом. Пусковая установка СМ-136 разрабатывалась ЦКБ-34 МОП совместно с КБ завода «Большевик».
Доработка ПУ производилась в КБ завода «Большевик (главный конструктор Т.Д.Вылкост), серийное производство ПУ в нескольких вариантах исполнения производилось заводом «Большевик».
Пусковая установка Б-189 с двухярусным расположением устройств хранения, подачи и заряжания ракет устанавливалась на авианесущих крейсерах пр.1123. На каждом из ярусов расположено 8 барабанов на 6 ракет. Всего на корабле было размещено 96 ракет В-611.
Пусковая установка Б-187 с одноярусным расположением устройств хранения, подачи и заряжания ракет (четыре барабана на шесть ракет каждый) устанавливалась на больших противолодочных кораблях пр.1134А.

Пусковая установка Б-187А с одноярусным расположением устройств хранения, подачи и заряжания ракет конвейерного типа устанавливалась на больших противолодочных кораблях пр.1134Б.
Масса пусковой установки с механизмами хранения и подачи — 58 тонн.
Все варианты пусковой установки обеспечивают производство залпа за 35 секунд.

В окончательном варианте ракета В-611 массой 1833 кг, из которых 125 кг приходилось на боевую часть, была выполнена по нормальной схеме с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей. Наиболее рациональным для ракеты был признан двухрежимный двигатель, обеспечивавший ее интенсивный старт с короткой направляющей и поддержание высокой средней скорости полета. Пороховой заряд маршевого двигателя разрабатывался НИИ-125.
Радиовзрыватель ракеты, обеспечивающий подрыв при промахе до 40 м, разработан в НИИ-48, осколочно-фугасная боевая часть — в НИИ-6.
Корпус ракеты состоял из пяти отсеков. В первом отсеке располагались радио- и контактный взрыватели, а также антенна взрывателя, во втором — основные элементы системы управления, а в третьем — боевая часть. Четвертый отсек представлял собой корпус твердотопливного ракетного двигателя. Хвостовой отсек ракеты был выполнен в виде усеченного конуса, в котором размещались элементы рулевого привода, расположенные вокруг сопла двигателя с удлиненным газоводом.
Ракеты поставляются на корабль полностью снаряженными. Время, необходимое на предстартовую подготовку — 7-12 секунд.

Систем управления 4Р60 «Гром» построена с использованием двух каналов сопровождения цели, работающих по моноимпульсному методу пеленгации в различных диапазонах волн, что существенно повысило помехозащищенность комплекса.
Корабельная система управления (КСУ) УЗРК «Гром» включала:
• Центральный прибор управления ракетной стрельбой (ЦПУРС), который обеспечивал управление предстартовой подготовкой, наведение ПУ, одиночную или залповую стрельбу из ПУ и автоматический поворот барабанов для подачи очередных ракет.
• Вычислительное устройство (ВУ), которое обеспечивало приём и обработку информации от двух радиолокационных каналов (антенн), выработку данных стрельбы по одной цели, выработку команд управления для коррекции наведения до 2 ракет на 1 цель одновременно.
• Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.
• Гирокомпаса от которого данные о курсе своего корабля автоматически поступали в систему управления.
• Лаг выдавал данные о скорости самого корабля.
• Главным средством целеуказания служили корабельные радиолокационные средства освещения воздушной и надводной обстановки.
• Сопровождение цели, подсветка 2 ракет и передача на них радиокоманд осуществлялась через многофункциональный антенный пост 4Р60.
• Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.
• Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.
Антенный пост с двумя антеннами сопровождения целей, двумя — сопровождения ракет, одной — передачи команд — обеспечивает круговой обзор пространства. Комплексы позднего выпуска оснащались параболической антенной передачи команд вместо рупорной, использовавшейся ранеее. Силовые приводы наведения используются и для стабилизации антенного поста, для уменьшения ветровых нагрузок на привода используются аэродинамические компенсаторы, установленные на контейнерах аппаратуры. Для повышения боевой эффективности используются целеуказания, поступающие от системы «Кливер». Работное время системы 12-15 секунд.
В 1960 году ОКБ-2 МАП и НИИ-400 МСП предполагалось создать противолодочный ракетный комплекс с противолодочным управляемым реактивным снарядом (ПЛУРС) , в нем запуск противолодочной ракеты осуществлялся с пусковой установки зенитного ракетного комплекса (ЗРК) М-11, при этом телеуправление ракеты в полеты осуществлялось с антенных постов типа «Гром» («Ятаган») ЗРК.
При этом стартовый вес твердотопливной противолодочной ракеты составлял 1300 кг, длина 6,2 м, размах крыла – 1,7 м.
Одним из вариантов размещения ПЛУРС была его установка на больших противолодочных кораблях проекта 61б, который не был реализован.
15 декабря 1962 года, практически одновременно с выпуском эскизного проекта по В-611, на стапеле николаевского завода № 444 (в дальнейшем «Черноморском заводе») был заложен первый противолодочный крейсер проекта 1123, будущий крейсер «Москва», спроектированный в ЦКБ-17 под руководством А.С Савичева, затем А В.Маринича. По своему назначению, архитектуре, вооружению, техническим средствам и тактико-техническим данным он в корне отличался от всех кораблей, которые когда-либо строились для советского флота, а потому привлекал к себе самое пристальное внимание руководства страны. Первоначальным графиком работ его строительство планировалось осуществить за два с половиной года, к середине 1965 года. Это потребовало значительно ускорить темп работ по созданию ракеты В-611.
Опытный образец комплекса М-11 был поставлен на опытном судне ОС-24 (бывший крейсер пр. 26 «Ворошилов», переделанный в 1961 году в пр.33 для проведения испытаний различных типов ракет).
К лету 1964 года первые ракеты В-611 были подготовлены для бросковых испытаний с наземной пусковой установки, поскольку к тому времени еще не было завершено оснащение элементами комплекса выделенного для испытаний «Шторма» опытового корабля ОС-24. Первый бросковый пуск ракеты состоялся 30 июля 1964 года.

Первый бросковый пуск доработанной В-611 выполнили с опытового судна ОС-24 14 января 1966 года. Эта серия испытаний продолжалась до конца января. Их результаты также не были идеальными, поскольку к началу 1966 года еще не удалось завершить стендовую отработку двигательной установки ракеты — случались ее прогары, корректировались размеры и усиливалась теплозащита.
27 февраля 1966 года выполнили первый пуск В-611 в замкнутом контуре управления, и вскоре ракетой впервые сбили мишень, летевшую на удалении 26 км и высоте 10,3 км. Еще один пуск произвели подвигавшемуся с высокой скоростью катеру-мишени, находившемуся на расстоянии 20 км.

Первые серийные комплексы были установлены на противолодочном крейсере пр.1123 «Москва» в октябре 1967 года. В 1967 году испытания М-11 продолжились не только на ОС-24, но и на противолодочном крейсере «Москва». В отличие от опытового судна на нем установили две двухбалочные пусковые установки Б-189 с устройствами хранения и подачи, способные принимать по 48 ракет «Москва» была оснащена и двумя станциями наведения «Гром». Но поскольку оба зенитных ракетных комплекса разместили последовательно в носовой части, с превышением пусковых установок и антенных постов второго комплекса над первым, то огромная надстройка с мачто-трубой закрывала кормовые углы, начиная примерно с +/-130 градусов, от носа. В результате за кораблем образовывалась значительная «мертвая зона», в которой «Москва» была беззащитна от атак воздушного противника. В какой-то мере этот недостаток можно было компенсировать возможностью совершения кораблем маневра при своевременном обнаружении целей.

Государственные испытания М-11 с ракетами В-611 должны были начаться одновременно с испытаниями других систем будущего флагмана советского ВМФ и самого корабля.
В ходе государственных испытаний «Москвы» было проведено 20 пусков ракет, включая девять телеметрических. Примерно треть из них прошла неудачно. Однажды сказались недоработки в документации, в трех случаях подвела корабельная система управления и в трех — бортовая ракетная. Четыре пуска провели по имитированным целям, столько же — по парашютным мишеням ПМ-6, спускавшимся с высоты 8 км на дальностях около 30 км. Кроме того, выполнили по два двухракетных залпа по мишеням Ла-17, летевшим на той же высоте, но на удалении чуть больше 20 км, и еще два — по барже, поставленной на том же удалении. В целом при испытаниях была подтверждена способность комплекса поражать цели на дальностях от 6 км до 33,5 км в диапазоне высот от 100 м до 25 км.

В окончательно отработанном виде М-11 с ракетами, получившими флотское обозначение 4К60 (В-611), был принят на вооружение 6 сентября 1969 года.
Практически одновременно с принятием «Шторма» на вооружение вступил в строй флота и однотипный с «Москвой» противолодочный крейсер «Ленинград», при испытаниях которого было запущено восемь ракет В-611, в том числе две — по имитированной цели, пара — по катеру пр 199, а остальные — двумя двухракетными залпами по мишеням Ла-17. Несмотря на то, что одна из ракет после старта не стала управляться, обе мишени были сбиты и испытания сочли вполне успешными.
В дальнейшем М-11 с пусковыми установками Б-187 установили и на тяжелом авианесущем крейсере «Киев» пр 1143, основой авиагруппы которого стали уже не вертолеты, как на «Москве» и «Ленинграде», а самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. При испытаниях корабля на Черном море, продолжавшихся с 6 мая по 24 октября 1975 года, успешно провели семь пусков ракет В-611 по парашютным мишеням М-6 и катеру-цели.
Спустя почти два года, 15 октября 1977 года начались испытания однотипного «Киеву» корабля «Минск», завершившиеся 18 февраля 1978 года. При этом было проведено восемь успешных пусков ракет В-611 по корабельному щиту, мишеням Ла-17М и М-6. Последним из тяжелых авианесущих крейсеров комплексом типа «Шторм» оснастили «Новороссийск», построенный по усовершенствованному проекту 11433, имевшему ряд заметных отличий от предшественников. При его испытаниях, проведенных с 20 по 27 мая 1982 года, было выполнено 11 пусков по корабельному щиту, мишеням Ла-17М и М-6.

В целом было изготовлено 44 комплекса «Шторм», установленных на ОС-24 и 22 боевых кораблях.
Кроме ПКР проекта 1123, БПК проектов 1134А и 1134Б, ТАКР проектов 1143 и 11433, комплекс М-11 прорабатывался к размещению в техническом проекте 1134 ракетного крейсера, но из-за задержки разработки его заменили на ЗРК М-1 «Волна». Еще позже, предлагалось ЗРК М-11 разместить на кораблях ПЛО проектов 61К и 61бис, эти корабли не вышли из проектной стадии.
Еще в начале 1970-х годов были предприняты попытки глубокой модернизации «Шторма» с доведением его максимальной дальности действия до 50 км. Но к этому времени его основные разработчики были загружены работами по создававшемуся для его замены С-300Ф и, чтобы не отвлекать конструкторов от этой работы, от радикальной модернизации «Шторма» отказались.

В дальнейшем комплекс М-11 был дважды модернизирован в 1969 году внедрили «Шторм-М», оснащенный усовершенствованными многофункциональными станциями «Гром-М», и в 1986 году — «Шторм-Н», характеристики которого обеспечивали поражение аэродинамических целей на малых высотах.
В 1972 году проведена модернизация аппаратурной части комплекса М-11 и ракеты В-611 для обеспечения возможности стрельбы вдогон и по маневрирующим целям. Была снижена нижняя граница зоны поражения. Система управления получила обозначение «Гром-М», а комплекс — М-11 «Шторм-М». При установке на кораблях пр. 1134А и пр. 1134Б комплексов М-11 на систему управления «Гром-М» возлагалось управление и противолодочным комплексом «Метель».
Для обеспечения возможности ведения эффективной борьбы с низковысотными противокорабельными ракетами в 1980-1986 годах комплекс М-11 был доработан как по аппаратурной части, так и по ракете, которая получила обозначение В-611М. В таком варианте комплекс стал именоваться М-11 «Шторм-Н».
На базе ракеты комплекса В-611 «Шторм» была спроектирована ракета тактического ракетного комплекса «Точка». Прорабатывалась возможность использования ЗУР В-611 в составе ЗРК сухопутных войск «Круг».

МОДИФИКАЦИИ
• 4К60 М-11 «Шторм» (по классификации НАТО SA-N-3A): с ракетой В-611
• 4К60 М-11 «Шторм-М»: с СУО Гром-М.
• 4К65 М-11 «Шторм-Н» (классификации НАТО SA-N-3B).: с модернизированной ракетой В-611М, с улучшенными характеристиками поражения низковысотных целей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние принят на вооружение 6 сентября 1969 года
Код НАТО SA.N-3 Goblet
Число каналов по цели 1
Число каналов по ракете 2
Сектор обзора РЛС наведения, град:
в режиме поиска цели:
— по азимуту до 360
Дальность обстрела цели, км:
— минимальная 4
— максимальная 25 (30-32; 33,5)
— максимальная «Шторм-Н» 55
Высота цели, км:
— минимальная 0,1 (0,06)
— максимальная 20 (25)
Скорость цели, м/с:
— минимальная 0
— максимальная 700-800

СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ РАКЕТ:
Тип «Гром»
Разработчик НИИ-10 ГКРЭ (МНИИРЭ «Альтаир»)
Колич. сопровождаемых целей 1
Колич. наводимых ракет 2
Зона обнаружения:
— по азимуту, град 360
Сканирование механическое

Стартовый вес 1844 кг
Вес осколочно-фугасной боевой части 120 кг
Дальность действия 55 км
Длина ракеты 6100 мм
Диаметр корпуса ракеты 600 мм
Размах крыльев 1400 мм

Ракета В-611 (4К60), В-611М
Разработчик ОКБ-2 МАП (МКБ «Факел»)
Система управления радиокомандная
Число ступеней 1
Максимальная скорость полета ракеты, м/с 1200 — 1300
Средняя скорость полета ракеты в зоне поражения, м/с 650-800
Тип двигателя двухрежимный РДТТ
Массы, кг:
— стартовая ракеты 1844
— боевой части 120
Габариты ракеты, м:
— длина полная 6,5 (6,1)
— макс. диаметр 0,545
— размах стабилизаторов 1,5
— размах крыла

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА
Тип стабилизированная двухбалочная Б-189, Б-187 и Б-187А
Разработчик ОКБ завода «Большевик»
Изготовитель завод «Большевик»
Тип старта ракеты наклонный
Угол верт. наведения, град. -10/+80
Количество ракет на ПУ, шт 2
Количество барабанов в погребе 4 — 8
Количество ЗУР на барабане 6
Масса пусковой установки с механизмами хранения и подачи, т — 58
Производство 2-х ракетного залпа,с 35

ВТС «Бастион» 15.03.2020

Источники:
1. А.В. Карпенко «Российское ракетное оружие 1943-1993». Санкт-Петербург
2. В.Коровин «Ракета для «Шторма» (www.topwar.ru)
3. В. Коровин. Ракеты «Факела». Под общ. ред. В. Г. Светлова.
4. Ангельский Р., Коровин В. Зенитный ракетный комплекс М-11 «Шторм» // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. — 2013. — Декабрь (№ 12)
5. Российская наука Военно-Морскому флоту. Под общей редакцией академика А.А.Саркисова. М. РАН. «Наука». 1997
6. А.Широкорад «Ракеты над морем», журнал «Техника и Оружие» №5, 1996
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/М-11_«Шторм»

ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «НОВОРОССИЙСК» ПРОЕКТА 11433
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ТИПА «КИЕВ» ПРОЕКТ 1143 «КРЕЧЕТ»
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 1123 ШИФР «КОНДОР»
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134Б «БЕРКУТ-Б»
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134А «БЕРКУТ-А»
КОРАБЛЬ ПВО ПРОЕКТА 1126
ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К79 «ТОЧКА»
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С ПРОТИВОЛОДОЧНЫМ УПРАВЛЯЕМЫМ РЕАКТИВНЫМ СНАРЯДОМ (ПЛУРС)
ФАКЕЛ МКБ
АЛЬТАИР МОРСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (МНИИРЭ «АЛЬТАИР»)
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ



__      
© А.В.Карпенко 2009-2022/A.V.Karpenko 2009-2022
Яндекс цитированияMap