УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС М-1 «ВОЛНА». UNIVERSAL SHIPBOARD MISSILE SYSTEM M-1 » VOLNA»


УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ
КОМПЛЕКС М-1 «ВОЛНА»
UNIVERSAL SHIPBOARD MISSILE SYSTEM M-1 » VOLNA»

Разработка первого отечественного универсального ракетного комплекса, предназначенного для стрельбы по воздушным и надводным целям, задана Постановлениями СМ от 17 августа 1956 года №1149-592 для кораблей проектов 61 и 63 и от 25 августа 1956 года №1190-610 для кораблей проектов 58 и 62.
Обоснование тактико-технических требований к зенитному ракетному комплексу (ЗРК) и технических путей их реализации было выполнено НИИ-10 и НИИ вооружения ВМФ. Разработка корабельного зенитного ракетного комплекса велась НИИ-10 (позднее — НПО «Альтаир») с 1956 года под руководством И.А.Игнатьева параллельно с разработкой ЗРК С-125 для Войск ПВО страны в КБ-1 (в дальнейшем НПО «Алмаз»), которая велась под руководством Ю.Н.Фигуровского.
Комплекс М-1 по многим элементам станции наведения ракет был унифицирован с комплексом ПВО С-125. Практически полностью унифицированной для комплексов была и ракета В-600.
В составе комплекса М-1 входили:
• система управления «Ятаган»,
• пусковая установка ЗИФ-101, ЗИФ-102 с системой подачи и хранения
• 3енитная ракета В-600 (4К90)
• Наземное оборудование
Одним из носителей ЗРК М-1 должен быть стать легкий крейсер проекта 63, который предполагалось строить с использованием корпусов традиционных «артиллерийских» крейсеров проекта 68бис. Планом судостроения на 1956-1965 годы предполагалась постройка 7 крейсеров в 1961-1964 годах. Но этим планам не суждено было сбыться, и основным носителем комплекса М-1 стали корабли класса «эсминец».

Система управления (СУ) «Ятаган» создавалась НИИ-10 ГКРЭ, основной вклад в разработку антенного поста внесли А.А.Романов и Л.С.Мильман. СУ обеспечивала прием целеуказания от корабельной радиолокационной станции обнаружения (РЛС «Ангара»), самостоятельный поиск и обнаружение целей, сопровождение целей и ракет на траектории, предстартовую подготовку и пуск ракет, выработку и передачу команд управления для наведения ракет на цель.
«Ятаган» представляет собой совокупность устройств и приборов, которые обеспечивают прием и целеуказания от РЛС обнаружения корабля, сопровождение ракет и цели на траектории, предстартовую подготовку и запуск ракет, выработку команд управления ракете.
Каждый антенный пост «Ятагана» имел пять антенн. Двумя малыми антеннами осуществлялась так называемая “грубая” наводка ракеты, одна антенна работала как радиопередатчик команд оператора, а две большие антенны сопровождали цель и выводили на нее ракету с большей точностью. До поражения первой цели борьба с последующими целями невозможна.

Для обеспечения боевого применения комплекса используются корабельные системы централизованного управления огневыми средствами противовоздушной обороны корабля, стабилизации антенного поста, подавления взаимных радиоэлектронных помех. Антенный пост системы, состоящий из пяти антенн сантиметрового диапазона, устанавливался на кораблях с возможностью практически полного кругового обзора пространства. Для снижения влияния ветра на положение антенн пост оснащался дополнительными аэродинамическими плоскостями-компенсаторами.
Приводы наведения антенного поста, спроектированные ЦНИИ-173, обеспечивали требуемое угловое положение поста для обнаружения, сопровождения цели и ракет, стабилизацию при качке. Время выхода аппаратуры комплекса на боевой режим (возможность радиолокационного обнаружения целей) из «холодного» состояния — 5 минут. Масса системы управления около 50 тонн. Общая масса комплекса 132,5 тонны при массе пусковой установки с механизмом подачи и хранения ракет 67,5 тонны. Сопровождение целей и визирование ракет осуществлялось в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Применительно к комплексу «Волна» были разработаны корабельные пусковые установки тумбового типа с нижней подвеской ракет с барабанным и конвейерным устройством хранения ракет в погребе.

Ракета В-600 с радиокомандной системой управления создавалась в ОКБ-2 МАП под руководством П.Д.Грушина и ведущего конструктора И.П.Петровичева как единая межвидового применения для войск ПВО В-600П (изделие 5В24) и флота В-600 (4К90). Для комплекса М-1 «Волна» ОКБ-2 была разработана ЗУР В-600, по массогабаритным характеристикам отвечающая условиям размещения на эсминцах и кораблях большего водоизмещения. Она же стала первой твердотопливной управляемой ракетой нашего флота.
Разработка ракет с максимальной степенью унификации для Войск ПВО и для флота проводилась с некоторыми отличиями в технических требованиях. Для ракет Войск ПВО страны задавалась минимальная высота поражения целей порядка 200 м, что на момент начала разработки комплекса соответствовало нижней границе высотности использования боевой авиации. Для флота требовалось создать ракету, обеспечивающую надежное поражение целей на высотах от 50 м и выше. Решение использовать при наведении ракеты на цель различные траектории с подлетом к высотной цели снизу, а к маловысотной — сверху, потребовало иметь на ракете две приемные антенны радиовзрывателя.
Ракета В-600 предназначена для поражения самолетов стратегической, тактической и морской авиации, а также ракет воздушного базирования в широком диапазоне условий их боевого применения. Ракета двухступенчатая компоновочной схемы «утка» с носовым расположением полноповоротных рулей управления по тангажу и рысканию оснащалась элеронами для управления по крену, расположенными в одной плоскости на крыльях. Принципиально отличным было размещение ракеты на корабельной пусковой установке — ракета подвешивалась под направляющей на бугелях, расположенных на стартовой ступени, длина движения бугеля по направляющим при старте — 1000 мм. Отличие между ракетами было и в размещении антенн на аэродинамических плоскостях.
Стартовая и маршевая ступени ракеты имеют твердотопливные двигатели. Первая ступень ракеты — стартовый твердотопливный ускоритель (СУ). Твердотопливный двигатель ПРД-36 стартовой ступени снаряжался 14 одноканальными цилиндрическими пороховыми шашкам общей массой 280 кг (порох марки НМФ-3К). Сопло стартового двигателя 5С45 оснащается «грушей» для регулировки критического сечения в зависимости от температуры окружающей среды. Установленный на первой ступени раскрывающийся при сходе с пусковой установки стабилизатор (четыре плоскости) фиксируется с незначительным углом стреловидности. Двигатель маршевой ступени снаряжался одной шашкой массой 125 кг из пороха марки НМ-4Ш. Созданием двигательных установок ракеты руководил В.Г.Светлов. Запуск маршевого твердотопливного двигателя производится при падении тяги стартового ускорителя. Время срабатывания самоликвидатора ракеты устанавливалось 26 секунд (после старта), по истечении которых ракета уводилась вверх и подрывалась боевая часть.
Осколочно-фугасная боевая часть ракеты оснащалась готовыми осколками массой 5,4 г.
Стартовые ускорители для ракет В-600 изготавливались на заводе №7 и отправлялись на завод-изготовитель ракет в Киров.
Ракеты поставлялись на корабль полностью снаряженными и готовыми к использованию. Для проведения отработки операции заряжания ПУ использовался габаритно-весовой макет ракеты.
В конце 1950-х годов ОКБ-7 получило задание на проектирование корабельной спаренной стабилизированной пусковой установки для ракет В-600. По требованию Главного конструктора комплекса И.А.Игнатьева создавалась установка стабилизированная в трех плоскостях для обеспечения гарантированного встреливания ракеты в сектор захвата.

Для ЗРК были созданы, впервые в мире, спаренные стабилизированные пусковые установки (ПУ) ЗИФ-101, разработанные в ЦКБ-7 ленинградского завода «Арсенал» под руководством главного конструктора П.А.Тюрина. Данный тип ПУ использовался на ракетных крейсерах проекта 58 и больших противолодочных кораблях (БПК) проекта 61 для предстартового наведения и пуска ракет.
В состав ПУ, оснащенных дистанционным управлением и электромашинным силовым приводом, входили устройства хранения, подачи и заряжания. Ракеты размещались вертикально по 8 штук на барабанах в погребах под пусковыми установками. Размер погреба — 10500 х 5200 х 7000 мм. Скорость вращения барабана 6 град/с, максимальная скорость подачи ЗУР на ПУ 1,4 м/с, путь вертикальной подачи ЗУР — 8010 мм. Перезаряжание ПУ производилось при угле возвышения 90 градусов. Подача ракет на направляющие пусковой установки производилась при использовании цепного досылателя толкающего типа.
Скорость наведения ПУ в горизонтальной плоскости — до 40 град/с, в вертикальной — до 30 град/с, скорость стабилизации — 15 град/с в любой из плоскостей. При интервале между пусками ракет 5 секунд с учетом времени, потребного на предстартовую подготовку бортовой аппаратуры, обеспечивался залп из двух ракет с ПУ каждые 50 секунд. Для использования ракет В-601 пусковая установка проходила доработку.

Другая спаренная стабилизированная пусковая установка ЗИФ-102 для ЗРК М-1 проектировалась ЦКБ-7 с конвейерным устройством хранения и подачи ракет В-600 в вертикальном положении в погребах. Емкость конвейера 16 ракет. В тоже время, первоначально установка ЗИФ-102 проектировалась с конвейерным устройством с горизонтальным расположением ракет в погребе. ЗИФ-102 использовалась на ракетных крейсерах проекта 1134.

С марта по сентябрь 1959 года на артиллерийском полигоне проводились бросковые испытания ракет со стенда ЗИФ-ИР-92, собранного на заводе №7. С октября 1959 года по июль 1960 года проводились полигонные испытания с опытной полигонной пусковой установки ЗИФ-101П.
Сроки отработки М-1 «Волна» опережали сроки сдачи головного корабля проекта 61 заводской №1701 (СКР-25, «Комсомолец Украины» с 9.10.62 г.) – в связи с чем Распоряжением Совета министров СССР №2110 от 30 июля 1959 года совместные испытания М-1 перенесли на ракетный корабль «Бравый» проекта 56К.
В соответствии с Распоряжением СМ СССР от 30 июля 1959 года №2110 совместные испытания проводились на переоборудованном на заводе №445 с мая по август 1960 года эсминце «Бравый».
Опытный образец комплекса М-1 был создан в 1960 году и установлен на эскадренном миноносце «Бравый» проекта 56К.
Испытания ЗРК М-1 прошли в два этапа с 5 января 1961 года по 12 марта 1962 года и с 12 марта по 30 апреля 1962 года на Черном море в районе мыса Меганом. За время испытаний было произведено 13 пусков ракет в бросковом исполнении, 46 телеметрических и боевых ракет. Было сбито 6 самолетов-мишеней МиГ-15М при промахе 9-48 м. Для обеспечения испытаний был совершен 331 вылет самолетов и вертолетов. По результатам испытаний было отмечено срабатывание радиовзрывателя 5Е15 «Пролив», разработанного в НИИ-504, при промахе до 58 метров.
ЗРК М-1 «Волна» приняли на вооружение в 1962 г. Постановлением СМ СССР №889-382, после чего он неоднократно модернизировался.
Помимо использовавшегося при испытаниях эсминца пр.56К «Бравый», этим ЗРК были вооружены построенные либо модернизированные с начала 1960-х по начало 1970-х гг. 47 эсминцев и больших противолодочных кораблей (БПК) проектов 56А, 57А, 61, 61М, 61 МП и 1134, а также пять БПК пр. 61 ЭМ, предназначавшиеся для Индии. Кроме того, комплекс М-1 планировалось разместить на многих проектах кораблей нашего флота, так и не вышедших из «бумажной» стадии разработки – проекты 56АЭ, 61бис, 63, 62 и др..
Комплекс М-1 (различных модификаций) с пусковыми установками ЗИФ-101 был установлен на больших противолодочных кораблях пр. 61, пр. 61М, пр. 61МП (20 единиц), пр. 61МЭ (5 единиц), ракетных крейсерах пр. 58 (4 единицы), эскадренных миноносцах пр. 56К (1 корабль), пр. 56А (8 единиц).
Комплекс М-1 (различных модификаций) с пусковыми установками ЗИФ-102 был установлен на ракетных крейсерах: пр 1134 (4 единицы), эскадренных миноносцах пр. 56У (3 единицы) и пр. 57А (8 единиц).
В дальнейшем в середине 1960-х годов был создан модернизированный ЗРК «Волна-М» с новой ракетой В-601 (4К91). Уже в середине 1970-х годов в ходе модернизации была повышена помехозащищенность радиоканалов управления ракетами и корабельной системы управления «Ятаган», так появился ЗРП «Волна-П». Работы по модернизации комплекса М-1 «Волна-П» проводились для обеспечения возможности защиты кораблей от низколетящих противокорабельных ракет типов «Гарпун» и «Эксозет», так создали ЗРК «Волна-Н».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние приняли на вооружение в 1962 г.
Разработчиу НИИ-10
Код НАТО SA-N-1A Goa Mod.0
Характеристики комплекса:
Число каналов по цели 1
Число каналов по ракете 2
Сектор обзора РЛС наведения, град:
• в режиме поиска цели:
— по азимуту до 360
— по углу места
• в режиме сопровождения цели:
— по азимуту
— по углу места
Дальность обстрела цели, км:
— минимальная 4
— максимальная 15
Высота цели, км:
— минимальная 0,1
— максимальная 10
Скорость цели, м/с:
— минимальная 0
— максимальная 600

СТАНЦИЯ НАВЕДЕНИЯ РАКЕТ:
Тип «Ятаган»
Разработчик НИИ-10 ГКРЭ
Колич. сопровождаемых целей 1
Колич. наводимых ракет 2
Работное время
Зона обнаружения:
— по азимуту, град 360
— по углу места, град
Дальность обнаружения, км 80 / 37
Период обзора, сек:
— круговой обзор 20
— секторный поиск
Сканирование механическое

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТА
Тип В-600 (4К90)
Разработчик ОКБ-2 МАП
Система управления радиокомандная
Метод наведения ТТ, ПС
Число ступеней 2
Скорость полета, м/с 650 (около 600)
Тип двиг. ускорителя РДТТ, ПРД-36
Тяга, кг около 30000
Время работы, сек до 5
Тип двиг. маршевой ступени РДТТ
Тяга, кг около 3000
Время работы, сек до
Массы, кг:
— ракеты 923
— старового ускорителя
— маршевой ступени
— боевой части (4Г90) 60
— взрывчатого вещества 32-33
— поражающих элементов (3560 шт) 22
Габарты ракеты, м:
— длина полная 5885
— длина ускорителя 1817
— макс. диаметр ускорителя 552
— длина маршевой ступени
— макс. диаметр марш. ступени 390

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА ЗИФ-101
Тип стабилизированная двухбалочная
Разработчик ЦКБ-7 завода «Арсенал»
Изготовитель завод «Баррикады»
Тип старта ракеты наклонный
Скорострельность залп за 50 секунд
Угол горизонт. наведения, град +/-330
Угол верт. наведения, град. -10/+95
Количество ракет на ПУ, шт 2
Время перезаряжания, сек
Габариты ПУ, мм:
— высота (при 0 град) 3380
— от оси вращения до линии заряжания 1300
Радиус обметания, мм:
— по передней части без ЗУР 3800
— по передней части с ЗУР 5670
— по задней части без ЗУР 2050
— по задней части с ЗУР 2820
Количество барабанов в погребе 2
Количество ЗУР на барабане 8

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА ЗИФ-102
Тип стабилизированная двухбалочная
Разработчик ЦКБ-7 завода «Арсенал»
Изготовитель завод «Баррикады»
Тип старта ракеты наклонный
Скорострельность залп за 50 секунд
Угол горизонт. наведения, град +/-330
Угол верт. наведения, град. -10/+95
Количество ракет на ПУ, шт 2
Время перезаряжания, сек
Габариты ПУ, мм:
— высота (при 0 град) 3380
— от оси вращения до линии заряжания 1300
Радиус обметания, мм:
— по передней части без ЗУР 3800
— по передней части с ЗУР 5670
— по задней части без ЗУР 2050
— по задней части с ЗУР 2820
Количество конвейеров в погребе 2
Количество ЗУР на конвейере 16

Источники:
• Карпенко «Российское ракетное оружие 1943-1993». Санкт-Петербург
• Р. Ангельский «Корабельные ЗРК». журнал «Техника и вооружение № 9 2013 г.
• В. Коровин. Ракеты «Факела». Под общ. ред. В. Г. Светлова
• А.Широкорад «Ракеты над морем», журнал «Техника и Оружие» №5, 1996
• ru.wikipedia.org/wiki/М-1_«Волна»
• topwar.ru/20205-universalny-raketnyy-kompleks-m-1-volna.html

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС М-1 «ВОЛНА-Н»
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС М-1 «ВОЛНА-П»
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС М-1 «ВОЛНА-М»
РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1134 «БЕРКУТ»
РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «ГРОЗНЫЙ ПРОЕКТА 58
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ (СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ) ПРОЕКТА 61
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ ПРОЕКТА 56
АТОМНЫЙ КРЕЙСЕР С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 63
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ПЕЧОРА-2М» («ПЕЧОРА-2»)
АРСЕНАЛ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
ФАКЕЛ МКБ
АЛЬТАИР МОРСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (МНИИРЭ «АЛЬТАИР»)
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2022/A.V.Karpenko 2009-2022
Яндекс цитированияMap