ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+


АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220 . ICEBREAKER LK-60 PROJECT 22220


АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220
ICEBREAKER LK-60 PROJECT 22220

14.05.2019
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «УРАЛ» К СПУСКУ ГОТОВ

25 мая 2019 года на Балтийском заводе (входит с состав Объединенной судостроительной корпорации) состоится торжественный спуск на воду второго серийного атомного ледокола «Урал» проекта 22220. Атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал» станут самыми большими и самыми мощными атомоходами в мире.
В отличие от головного судна проекта ледокола «Арктика», «Урал» сойдет со стапеля с уже загруженными реакторными установками и практически полностью оснащенный системой электродвижения. С целью усовершенствовать производственный процесс, было принято решение увеличить спусковой вес атомного ледокола «Урал» до 19 000 тонн. Кроме того, специалисты завода произвели погрузку крупногабаритной конструкции, состоящей из секций трех ярусов надстройки. Такие технологические решения позволяют облегчить труд судостроителей, сократить затраты и сроки постройки заказа.
Основные характеристики атомного ледокола «Урал» проекта 22220:
• длина — 173,3 м;
• ширина — 34 м;
• ледопроходимость — 2,8 м;
• высота — 52 м;
• минимальная рабочая осадка — 8,55 м;
• водоизмещение — 33,54 тыс. тонн;
• назначенный срок службы — 40 лет;
• срок сдачи – 2022 год;
• заказчик — Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
• экипаж универсального атомного ледокола — 75 человек.
Технический проект атомохода разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году.
Атомные ледоколы проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до трех метров. Новые корабли будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Двухосадочная конструкция судна позволит использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.
Объединенная судостроительная корпорация

26.05.2019
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД СПУСТИЛ НА ВОДУ КРУПНЕЙШИЙ В МИРЕ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ

Сегодня, в канун Дня рождения Балтийского завода, со стапеля предприятия сошел в воду второй серийный атомный ледокол «Урал» проекта 22220. Новый атомоход, как и его «старшие братья», атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь», станет самым большим и самым мощным ледоколом в мире. По славной морской традиции крестная мать ледокола Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина разбила о борт ледокола бутылку крымского шампанского, отправив атомоход со стапеля в воды Невы.
Под овации сотен зрителей торжественная церемония спуска была открыта приветственной речью Героя России, заместителя председателя правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрия Ивановича Борисова, в которой он отметил, что именно благодаря специалистам Балтийского завода была сохранена школа кораблестроения крупных судов ледокольного класса. Также он добавил, что «на Балтийском заводе запланировано строительство еще двух ледоколов этой серии».
Крестная мать ледокола Председатель Центрального банка РФ заявила, что «атомный флот по истине гордость нашей страны и одно из совершенных проявлений инженерной мысли». «Мы приняли решение выпустить специальную памятную монету, посвящённую атомному ледокольному флоту проекта 22220», — сказала Эльвира Набиуллина.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан продолжил поздравительную речь, прочитав телеграмму Первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Сергея Кириенко: « В этом году мы отмечаем 60-летие Российского атомного ледокольного флота. Несомненно, что серийное строительство ледоколов нового поколения – залог успешного освоения арктической зоны».
Почетный гость церемонии, исполняющий обязанности губернатора города Александр Беглов был краток: «как всегда балтийцы не подвели! Это прекрасный подарок ко дню города!»
В своем приветственном слове генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев акцентировал внимание на том, что мы должны развивать Арктику, поэтому потребность в ледокольном флоте растет. « Госкорпорация «Росатом» до конца августа заключит контракт на строительство еще двух ледоколов проекта 22220».
Николай Михайлович Харитонов от имени депутатов Государственной Думы и комитета по региональной политике Севера и Дальнего Востока от души поблагодарил судостроителей Балтийского завода и презентовал директору завода Памятный адрес и изображение Госдумы.
Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов поблагодарил коллектив Балтийского завода и отметил: «Сегодняшнее событие можно считать полномасштабным началом празднования 60-летия атомного ледокольного флота, которое отмечается в нынешнем году. Рассчитываю, что мы продолжим его отмечать выходом на ходовые испытания головного судна – «Арктики». Надеюсь также, что достижения Балтзавода на ниве создания сложнейшей арктической атомной техники будут отмечены по достоинству, и наш «Урал» станет не финалом серии, а ее зенитом».
В своей заключительной речи генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов заявил, что со всей уверенностью можно сказать, что завод восстановил все свои компетенции связанные с атомным надводным судостроением. «В мае мы успешно загрузили активную зону первого реактора! Спасибо всем тем, кто участвует в этом колоссальном труде».
Крестная мать Эльвира Набиуллина перерезала ленточку, разбив традиционную бутылку шампанского о борт атомохода. После команды главного строителя головного атомохода Валентина Данилина приступить к спуску на воду был разрезан задержник, сдерживающий 19 000 тонн веса корпуса судна, и под громкие аплодисменты и овации гостей атомный ледокол «Урал» сошел в воды Невы.
Впереди у судостроителей Балтийского завода достройка атомохода на воде, срок сдачи заказа – август 2022 г.
Пресс-служба АО «Балтийский завод»

26.05.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: СПУСК НА ВОДУ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «УРАЛ» ПРОЕКТА 22220. 25.05.2019

25 мая 2019 года в канун Дня рождения Балтийского завода, со стапеля предприятия сошел в воду второй серийный атомный ледокол «Урал» проекта 22220. Новый атомоход, как и его «старшие братья», атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь», станет самым большим и самым мощным ледоколом в мире.
Крестная мать ледокола Председатель Центрального банка РФ заявила, что «атомный флот по истине гордость нашей страны и одно из совершенных проявлений инженерной мысли». «Мы приняли решение выпустить специальную памятную монету, посвящённую атомному ледокольному флоту проекта 22220», — сказала Эльвира Набиуллина.
Впереди у судостроителей Балтийского завода достройка атомохода на воде, срок сдачи заказа – август 2022 г.
Ледокол оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.
Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его на глубоководных трассах Северного Морского Пути в Западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на участках полярных рек — в устье реки Енисей и в районе Обской губы.
Назначение:
• ледокольная проводка судов на всех глубоководных трассах Северного Морского Пути.
• ледокольная проводка судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы.
• буксировка судов и других плачуxих сооружений во льдах и на чистой воде.
• оказание помощи судам и выполнение спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.
Серия:
• Головной УАЛ -«Арктика»
• Первый серийный УАЛ — «Сибирь»
• Второй серийный УАЛ — «Урал»
ВТС «БАСТИОН», 26.05.2019

СПУСК НА ВОДУ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «УРАЛ» ПРОЕКТА 22220. 25.05.2019. ЧАСТЬ 1
СПУСК НА ВОДУ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «УРАЛ» ПРОЕКТА 22220. 25.05.2019. ЧАСТЬ 2


25.07.2019

На первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 погрузили главный турбогенератор правого борта. Специалисты Балтийского завода (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) загрузили накануне генератор и конденсатор, после чего свое штатное место заняла сама турбина.
Турбогенератор весом около 300 тонн грузили в «Сибирь» при помощи плавучего крана «Демаг». После установки изделий на штатные места специалисты Балтийского завода и АО «Завод «Киров-Энергомаш» начали сборку и монтаж оборудования на фундаменте.
В середине апреля этого года на ледокол погрузили главный турбогенератор левого борта. Таким образом, на «Сибирь» полностью установлена паротурбинная установка (ПТУ-72), и на ледоколе началось формирование корпуса надстройки этого района.
Паротурбинная установка, в состав которой входят два главных турбогенератора, является одним из ключевых элементов ледокола и предназначена для выработки электроэнергии, необходимой для функционирования главных электродвигателей и систем жизнеобеспечения судна.
ОСК

01.08.2019

Специалисты Балтийского завода погрузили на атомный ледокол проекта 22220 класса ЛК-60Я «Сибирь» главный турбогенератор правого борта, тем самым закончив монтаж паротурбинной установки ПТУ-72. Ранее весной был установлен турбогенератор левого борта. Следующим этапом строительства корабля станет формирование корпуса надстройки.
Данный синхронный турбогенератор ТПС для турбогенераторных установок разработан для использования в составе паропроизводящей установки судна. При проектировании электрических машин для ледокола к оборудованию были предъявлены самые высокие требования. В числе основных – надежность и минимизация текущих эксплуатационных расходов на весь срок службы.
Паропроизводящая установка является основным элементом ледокола. Она вырабатывает электроэнергию, в данном случае от атомного реактора, тем самым обеспечивая работу главных двигателей и систем судна. Имеет мощность 36 000 кВт с частотой вращения 3000 оборотов в минуту с КПД 98%. При участии специалистов ООО «НПО «ЛЭЗ» турбогенератор РУСЭЛПРОМа успешно прошёл испытания на стенде АО «Завод «Киров-Энергомаш».
Напомним, концерном РУСЭЛПРОМ разработаны и произведены основные компоненты Системы электродвижения для всех трех атомных ледоколов проекта 22220 класса ЛК-60Я. Высокая перегрузочная способность этого оборудования позволит обеспечить бесперебойное функционирование ледокола при прохождении льдов толщиной до 3-х метров.
Также совсем недавно ФГУП «Атомфлот» опубликовал извещение в системе закупок ЕИС о проведении электронного аукциона на строительство четвертого и пятого атомных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60).
Русэлпром

08.08.2019

Балтийский завод стал победителем в торгах на строительство третьего и четвертого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Стоимость контракта с ФГУП «Атомфлот» составит 100 млрд. рублей.
Балтийский завод обладает производственными мощностями и современным оборудованием для постройки надводных судов с ядерными энергетическими установками. Репутация, заработанная полувековым опытом создания атомных ледоколов, уникальные знания и компетенции, передаваемые из поколения в поколение конструкторами, судостроителями и энергетиками, дали Балтийскому заводу возможность получить новый заказ и продолжить строительство серии инновационных ледоколов проекта 22220.
«Пять новых мощных ледоколов позволят России укрепить свою позицию лидера в освоении Арктики», – отметил президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
«Благодаря этому заказу мы обеспечены работой на годы вперед, а значит, будущее Балтийского завода и его сотрудников гарантировано, – заявил генеральный директор АО «Балтийский завод» Алексей Кадилов. – В очередной раз наш трудовой коллектив подтвердил статус лидера атомного надводного судостроения, которому нет равных не только в России, но и в мире».
Срок сдачи заказов запланирован на 2024 и 2026 годы.
ОСК

29.10.2019
АТОМЭНЕРГОМАШ ОСНАСТИТ ИННОВАЦИОННЫМИ РЕАКТОРНЫМИ УСТАНОВКАМИ «РИТМ-200» ЕЩЕ ДВА ЛЕДОКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом» — АО «Атомэнергомаш» в лице своего дочернего предприятия АО «ОКБМ Африкантов» и АО «Балтийский завод – Судостроение» подписали контракт на комплектную поставку реакторных установок «РИТМ-200» для третьего и четвертого серийных универсальных атомных ледоколов ЛК-60Я проекта 22220.
«В прошлом году мы успешно закончили производство реакторных установок для первых трех ледоколов проекта. «РИТМ-200» — уникальная разработка наших ученых. Ее создание позволило серьезно усовершенствовать конструкцию новых атомоходов, сделать их мощнее и эффективнее. Уверен, что наше сотрудничество, совместный опыт и компетенции внесут существенный вклад в развитие Арктики и Севморпути», — отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.
«РИТМ-200» — новейшая реакторная установка для атомного ледокольного флота. Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Основное преимущество новой РУ в ее компактности и экономичности. Это в числе прочего позволяет сделать новые атомоходы двухосадочными и обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости, ледопроходимости и т.д.
Ранее предприятиями дивизиона было изготовлено три комплекта РУ «РИТМ-200» для первых трех атомоходов нового поколения. В 2016 году состоялась отгрузка для головного ледокола «Арктика», в 2017 году — для первого серийного — «Сибирь», в 2018 году – для второго серийного — «Урал».
Универсальные двухосадочные атомные ледоколы ЛК-60Я проекта 22220 станут самыми большими и мощными в мире. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до трех метров. В настоящее время на разных этапах строительства находятся три новых атомохода. В мае 2019 года было принято решение о сооружении еще двух ледоколов проекта. В августе 2019 года был подписан контракт между «РосАтомфлотом» и «Балтийским заводом» на их строительство.
Атомэнергомаш


АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220


По своим техническим характеристикам универсальный атомный ледокол двухосадочный, то есть он способен работать как на трассах Северного морского пути так и на реках Арктического региона и заменить действующие атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». За счет большей ширины (34 м.) чем у действующих ледоколов (30 м.), универсальный атомный ледокол будет способен в одиночку проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн. Впервые будет построен ледокол способный преодолевать трехметровые льды.

Технический проект ледокола разработан ОАО ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Новый атомоход будет отличаться от предыдущего поколения ледоколов специальной балластной системой, которая позволит ему за определенное время менять осадку с максимальной на минимальную и обратно. Набирая воду в балластные емкости, атомоход будет «усаживаться» и увеличивать свою проходимость в тяжелых ледовых условиях. При подходе к устьям сибирских рек, где осадка судов должна быть не более 8,5 метра, судно будет сбрасывать балласт и всплывать.
В составе ядерной энергетической установки используется новый тип интегральной реакторной установки «РИТМ-200», разработанной на нижегородском предприятии Росатома ОКБ им. Африкантова». Она будет еще более надежной, экономичной (перегрузка активной зоны понадобится раз в семь лет) и практически в два раза меньше по размерам, чем ныне существующие.

На основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов и с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики ОАО «ОКБМ Африкантов» разработан проект усоврершенствованной интегральной реакторной установки (РУ) «РИТМ 200». Это двухреакторная РУ с реакторами тепловой мощностью 170 мегаватт каждый — больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах – 140-150 мегаватт). В то же время «РИТМ 200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно – экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).

В состав «ядерного сердца» входят два реактора, имеющие тепловую мощность 175 МВт каждый. За счет уникальной интегральной компоновки оборудования современная установка безопаснее, почти в два раза легче и компактнее, чем используемые в настоящее время установки КЛТ тепловой мощностью 140-150 МВт, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а, следовательно, экономически эффективнее. Конструктивно это достигнуто благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем. Срок службы энергетической установки нового типа составляет 40 лет.

ЗиО-Подольск изготавливает оборудование силовой установки «РИТМ-200» для головного и двух серийных атомоходов нового поколения проекта 22220.
Предприятиями АО «Атомэнергомаш» обеспечена полная производственная цепочка создания силовой установки «РИТМ-200» – от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».

В начале 2014 года ОАО «Зеленодольское ПКБ» заключило контракт с головным проектантом ЗАО «ЦКБ«ОСК-Айсберг» г. Санкт-Петербург на участие в работах по созданию РКД универсального атомного ледокола нового поколения (шифр – 22220 ЛК-60Я), который будет самым большим и мощным в мире (взамен ледоколов класса «Арктика»). Для бюро это, своего рода, прорыв. Зеленодольское ПКБ впервые выполняет работу для арктического региона. Впервые сотрудничает с «Росатомом», что очень интересно и очень непросто, впервые работает над ледоколом. Зеленодольское ПКБ разработает полный комплект документации по всем специализациям жилого блока надстройки в обеспечение строительства флагмана ледокольного флота России.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение: 25540/33540 т.
Главные размерения:
• длина — 160 м,
• ширина — 30 м,
• осадка — 8.5/10.5 м.
Главная энергетическая установка:
— тип атомная
— Реакторная установка «Ритм 200»
— Мощность: 60 МВт
Максимальная скорость хода: 22 узла.
Ледопроходимость: 2.8 м.
Автономность: 6 месяцев
Экипаж: 75 человека
Технический проект ледокола разработан ОАО ЦКБ «Айсберг»

Источники: rosatom.ru, АО «Атомэнергомаш», www.borshec.ru, sea-transport.ru, www.okbm.nnov.ru, www.zpkb.com и др.

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220. НОВОСТИ 2018
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220. НОВОСТИ 2017

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220. НОВОСТИ 2016

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220. НОВОСТИ 2016

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220. НОВОСТИ 2015

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220. НОВОСТИ 2014

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220. НОВОСТИ 2012 — 2013

СПУСК НА ВОДУ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «УРАЛ» ПРОЕКТА 22220. 25.05.2019. ЧАСТЬ 1
СПУСК НА ВОДУ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «УРАЛ» ПРОЕКТА 22220. 25.05.2019. ЧАСТЬ 2

НОВЫЕ СДВИГИ СРОКОВ ГОТОВНОСТИ АТОМНЫХ ЛЕДОКОЛОВ ПРОЕКТА 22220

МОДЕЛИ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «АРКТИКА» ПРОЕКТА 22220 НА ВЫСТАВКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ». 04.12.2017

СПУСК НА ВОДУ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «СИБИРЬ» ПРОЕКТА 22220. 22.09.2017. ЧАСТЬ 1

СПУСК НА ВОДУ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «СИБИРЬ» ПРОЕКТА 22220. 22.09.2017. ЧАСТЬ 2

НА «АРКТИКУ» УСТАНОВЛЕН ПЕРВЫЙ ПАРОГЕНЕРИРУЮЩИЙ БЛОК

СТРОИТЕЛЬСТВО ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «АРКТИКА» ПРОЕКТА 22220. 13.06.2017

ЗАКЛАДКА АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «УРАЛ» ПРОЕКТА 22220 НА БАЛТИЙСКОМ ЗАВОДЕ

СПУСК НА ВОДУ ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «АРКТИКА» ПРОЕКТА 22220

ЗАКЛАДКА ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «СИБИРЬ» ПРОЕКТА 22220

НА БАЛТИЙСКОМ ЗАВОДЕ-СУДОСТРОЕНИЕ ЗАЛОЖЕН ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ПРОЕКТА 22220

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «АРКТИКА» ПРОЕКТА 22220, ОАО «БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД», 20 ИЮНЯ 2013 ГОДА, ФОТОРЕПОРТАЖ

АО «АТОМЭНЕРГОМАШ» (АЭМ)

БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД



__      
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap