ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220

ICEBREAKER LK-60 PROJECT 22220

01.02.2017
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АО «АТОМЭНЕРГОМАШ» АНДРЕЙ НИКИПЕЛОВ ПРОИНСПЕКТИРОВАЛ ХОД ПРОИЗВОДСТВА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА В ПАО «ЗИО-ПОДОЛЬСК»

Генеральный директор Машиностроительного дивизиона Росатома – АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов провел совещание на производственной площадке ПАО «ЗиО-Подольск» по реализации предприятием текущих проектов. В том числе, был проинспектирован ход производства реакторных установок «РИТМ-200» для серийных универсальных атомных ледоколов ЛК-60Я проекта 22220 «Сибирь» и «Урал», строящихся на верфях Балтийского завода в Санкт-Петербурге. В ходе осмотра А.Никипелов подчеркнул необходимость неукоснительного соблюдения установленных сроков по производству и отгрузке оборудования.
В настоящее время работы по изготовлению реакторных установок для серийных ледоколов идут в соответствии с графиком. В частности, на корпусе реактора для серийного атомохода «Сибирь начата сварка третьего (замыкающего) кольцевого шва, который соединит два полкорпуса в единое изделие. Сварочным работам предшествовал процесс состыковки двух частей корпуса реактора с точностью до 0,2 мм и последующих измерений. Замеры проводили сотрудники специальной организации с помощью лазерного оборудования, которые подтвердили соблюдение необходимых параметров.
Автоматическая сварка замыкающего шва проходит при непрерывном подогреве металла до 200 градусов, весь процесс займет 5-7 дней. Количество наплавленной металлической проволоки составит почти 600 кг, шов получится толщиной 150 мм.
РИТМ-200 – принципиально новая реакторная установка для ледокольного флота. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это обеспечивает улучшенные технические характеристики новых ледоколов по скорости ледопроходимости и т.д.
Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким, обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет.
В 2016 году с производственной площадки ЗиО-Подольск были отгружены и установлены на судне реакторные установки для головного ледокола нового поколения «Арктика».
Предприятиями АО «Атомэнергомаш» обеспечена полная производственная цепочка создания силовой установки – от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».
АО «Атомэнергомаш»

08.02.2017

26 декабря 2016 года на заводе «Киров-Энергомаш» завершено перемещение первого из двух главных турбогенераторов (ПТ) паротурбинной установки (ПТУ) головного универсального атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 со сборочной площадки цеха МХ-8 на испытательный стенд.
К этому историческому событию турбостроители — кировны шли начиная с июля 2013 года, когда был подписан договор с ООО -Балтийский завод — Судостроение- на изготовление ПТУ для флагманского атомохода нового поколения типа ЛК-60Я, самого мощного в мире.
Параллельно с проектированием и изготовлением оборудования паротурбинной установки, при поддержке Фонда развития промышленности Миниромторга РФ на заводе проводилась глубокая модернизация единственного в России универсального стенда для испытания судовых паровых турбин мощностью до 70 МВт. Благодаря усилиям генерального подрядчика — ЗАО «Киров ТЭК» и привлеченных им подрядных организаций, стенд был подготовлен к приему на испытания первого турбогенератора паротурбинной установки.
газета «Кировец»

15.02.2017
В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш») завершены сварка и контроль качества замыкающего кольцевого шва на первом корпусе реактора силовой установки «РИТМ-200» для первого серийного универсального атомного ледокола ЛК-60Я «Сибирь».
Третий кольцевой шов соединил два полукорпуса реактора. Получилась конструкция массой 98 тонн и длиной более 7 метров. Сварное соединение диаметров 2,6 м проводилось с применением разработанной специалистами ПАО «ЗиО-Подольск» особой технологии. После термической и механической обработки специалисты Центральной лаборатории неразрушающих методов контроля провели контроль качества шва, используя радиографический и ультразвуковой методы, а также капиллярную дефектоскопию. Радиографический контроль проводился в рентгеновской камере с применением ускорителя электронов, который позволяет проводить контроль сварных швов толщиной до 250 мм.
«Все контрольные результаты показали безупречное качество кольцевого шва реактора. Это сварное соединение относится к первой категории и полностью отвечает максимально жестким техническим требованиям», – констатировал по результатам контрольной проверки начальник ЦЛНМК ПАО «ЗиО-Подольск» Алексей Петров.
Сейчас сварщики приступили к антикоррозионной наплавке внутренней части замыкающего шва.
В 2016 году с производственной площадки ЗиО-Подольска были отгружены и установлены на судне реакторные установки для головного ледокола нового поколения «Арктика».
Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания силовой установки «РИТМ-200» – от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования.
Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».
АО «Атомэнергомаш»

23.03.2017

ООО «Балтийский завод-Судостроение» (Санкт-Петербург) рассчитывает заключить контракты на строительство еще двух атомоходов ЛК-60 в 2018 году. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом в ходе совещания, посвященного 10-летию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), сообщил генеральный директор предприятия Алексей Кадилов.Он отметил, что новые ледоколы будут необходимы для обеспечения проводок по Северному морскому пути в западном направлении. Также он сообщил, что строящийся атомоход «Сибирь» (второй в серии) планируется спустить на воду осенью 2017 года.

07.04.2017

В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш») завершен контроль качества замыкающего кольцевого шва на корпусе второго реактора силовой установки «РИТМ-200» для первого серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 «Сибирь».
Третий кольцевой шов соединил два полукорпуса реактора. Получилась конструкция массой 98 тонн и длиной более 7 метров. Сварное соединение проводилось с применением разработанной специалистами ПАО «ЗиО-Подольск» особой технологии. После термической и механической обработки замыкающего шва специалисты Центральной лаборатории неразрушающих методов контроля провели контроль качества, используя радиографический и ультразвуковой методы, а также капиллярную дефектоскопию. Радиографический контроль проводился в рентгеновской камере с применением ускорителя электронов, который позволяет проводить контроль сварных швов толщиной до 250 мм. Объем исследования потребовал полной проверки кольцевого шва диаметром 2,6 м.
«Все контрольные результаты показали безупречное качество кольцевого шва реактора – он выполнен без единого дефекта. Это сварное соединение относится к первой категории, и полностью отвечает максимально жестким техническим требованиям», – констатировал по результатам контрольной проверки начальник ЦЛНМК ПАО «ЗиО-Подольск» Алексей Петров.
Сейчас сварщики приступили к антикоррозионной наплавке внутренней части замыкающего шва. Затем предстоят сложные производственные операции по приварке гидрокамер, установке внутрикорпусных устройств и т.д.
Атомэнергомаш

24.04.2017

В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) завершилась одна из наиболее сложных операций механической обработки первого корпуса реактора РУ «РИТМ-200» для УАЛ нового поколения «Сибирь». Выполнены технологические каналы, которые представляют собой глубокие отверстия диаметром 85 мм и глубиной 810 мм.
Для выполнения данных каналов применялась уникальная, разработанная специалистами ПАО «ЗиО-Подольск» технология сверления сверхглубоких отверстий с использованием специального перового сверла, оснащённого сменными картриджами с твёрдосплавными режущими пластинами и пилотной режущей частью из быстрорежущей стали.
Данный инструмент впервые был применён при изготовлении головной реакторной установки «РИТМ-200», что позволило сократить данную операцию мехобработки со 150 до 36 суток и соблюсти жёсткие требования графика исполнения ответственного заказа.
Процесс мехобработки на корпусе первого реактора для серийного ледокола «Сибирь» продолжается. На корпусе второго реактора также начался длительный этап механической обработки отверстий.
АО «Атомэнергомаш»

26.05.2017

ЗАО «Завод «Киров-Энергомаш» открыло модернизированный испытательный стенд паротурбинных установок (до 75 МВт), которыми будут оснащены атомные ледоколы, надводные и подводные суда. Об этом сообщает «и-Маш».
Стенд позволяет устранить риск выхода установок из строя во время ходовых испытаний в море, а также сокращает время их подготовки к серийному производству.
Первой будет испытана паротурбинная установка головного ледокола «Арктика» проекта 22220. Следует отметить, что подписан договор на поставку еще двух установок для серийных ледоколов «Сибирь» и «Урал» этого проекта.

02.06.2017

1 июня 2017 года Балтийский завод-Судостроение посетил генеральный директор Международного агентства по атомной энергии ЮкияАмано, прибывший в Россию для участия в Петербургском международном экономическом форуме.
В рамках визита, организованного Госкорпорацией «Росатом» совместно с МИДом России и Постоянным представительством Российской Федерации при международных организациях в Вене, господин Амано осмотрел производственные площадки Балтийского завода и строящиеся атомные ледоколы нового поколения.
Директор завода Алексей Кадилов рассказал главе МАГАТЭ о работе предприятия, после чего они поднялись на борт будущего флагмана российского ледокольного флота – атомного ледокола проекта 22220 «Арктика». Генерального директора МАГАТЭ сопровождали его заместитель — руководитель Департамента ядерной энергии МАГАТЭ Михаил Чудаков, заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» – директор Блока международной деятельности Николай Спасский, Постоянный представитель Российской Федерации при международных организациях в Вене Владимир Воронков, а также Заместитель руководителя Ростехнадзора Алексей Ферапонтов. В завершение тура господин Амано встретился с российскими журналистами.
«Я впечатлен размерами ледоколов и внедренными системами ядерной и физической безопасности атомных энергетических установок, которые будут использоваться на строящихся судах. При том что сами реакторы достаточно компактные, они обеспечивают ледоколам долгий период автономной навигации. Ваша страна обладает развитыми технологиями создания реакторов малой и средней мощности, у которых, на мой взгляд, хорошие перспективы», — отметил Ю. Амано по итогам технического тура на Балтийский завод.
Балтийский завод-Судостроение

09.06.2017

На ледокол «Сибирь» погружены три гребных электродвигателя производства концерна «Русэлпром».
«Русэлпром» принимает участие в поставке оборудования для всех трех кораблей проекта 22220 класса ЛК-60Я. В прошлом году электрические машины были установлены на «Арктику» — головной ледокол проекта. Он уже спущен на воду и находится в процессе строительства. Второй атомный ледокол, «Сибирь», еще на стапеле, его строит «Балтийский завод – Судостроение». За ними последует «Урал».
Для системы электродвижения кораблей проекта 22220 был специально разработан инновационный комплект электрооборудования (два генератора с системами управления возбуждением и три гребных электродвигателя), который не уступает мировым аналогам по эксплуатационным и массово-габаритным характеристикам. Кроме того, в рамках проекта предприятия концерна «Русэлпром» поставляют электродвигатели для вспомогательных судовых механизмов.
При проектировании электрических машин для ледокола к оборудованию были предъявлены самые высокие требования. В числе основных – надежность и минимизация текущих эксплуатационных расходов на весь срок службы. Высокая перегрузочная способность ГЭД позволит обеспечить бесперебойное функционирование ледокола в условиях меняющейся ледовой обстановки. Каждый из ГЭД обладает мощностью в 20 МВт (что сопоставимо с 27 000 лошадиных сил) и весит около 300 тонн.
Производство электрических машин для серии ледоколов стало толчком к масштабному переоснащению Ленинградского электромашиностроительного завода, входящего в состав концерна: от расширения подъездных путей для отгрузки крупногабаритных машин до приобретения самого крупного в России и Восточной Европе пропиточного комплекса «Монолит». По словам управляющего директора ООО «НПО «ЛЭЗ» Максима Кожина, новые технологические процессы освоены на должном уровне, производство машин для второго ледокола проекта 22220 было завершено более оперативно, приемка также прошла значительно быстрее, поскольку были учтены замечания к машинам для «Арктики». Выпуск гребных электродвигателей уже можно назвать серийным.
Все три ГЭД, два бортовых и один центральный, находятся в проектном положении на судне. «Установка гребных электродвигателей — очень важный и сложный технологический этап. Фактически это один из трех основных этапов строительства атомного ледокола, который определяет дальнейший ход работ. Следующими знаковыми событиями станут установка реактора и погрузка паротурбинной установки», — отметил руководитель проекта 22220 Сергей Черногубовский.
Русэлпром

16.06.2017

До 2025 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге будут построены четыре атомных ледокола. Об этом в ходе прямой линии сообщил президент России Владимир Путин.
Помимо уже спущенного на воду ледокола «Арктика», будут построены корабли того же проекта ЛК-60Я «Сибирь», «Урал» и «Лидер». «Все они большой мощности 60 мегаватт, потом, к 2025 году должен появиться еще один ледокол совершенно другого класса, в два раза более мощный, чем те, о которых я сказал, — 120 мегаватт», — пояснил Путин.
По его словам, «Лидер» будет способен колоть не только льды толщиной в три метра, но и делать ледовую проводку в гораздо более суровых условиях. Глава государства отметил, что этот ледокол сможет плавать в Арктике круглый год без ограничений по толщине преодолеваемого льда.
«Это все новые технологии, и балтийцы их осваивают очень быстро на основе своего опыта и тех возможностей, которые предоставляют сегодняшние технологические разработки», — сообщил президент.
Ледокол проекта 10510 «Лидер» будет обеспечивать круглогодичную навигацию и проводить экспедиции в Арктику. Срок эксплуатации составил около 40 лет. Строительством занимается «Росатомфлот». Ожидается, что оно будет завершено в декабре 2017 года.
Лента.ру

22.06.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: СТРОИТЕЛЬСТВО ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «АРКТИКА» ПРОЕКТА 22220. 13.06.2017

В настоящее время на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге продолжается строительство головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220. Об этом небольшой фоторепортаж от редакции ВТС «БАСТИОН». По последним двум кадрам можно судить о ходе строительства второго однотипного ледокола.
В прессе отмечается, что сдача Балтийским заводом головного ледокола проекта 22220 «Арктика» будет задержана минимум на полтора года по отношению к изначально запланированным срокам. Об этом в ходе заседания правительства заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, сказав, что ледокол будет передан «Атомфлоту» в июне 2019 года. Ранее предполагалось, что завод справится с заказом до конца 2018 года, при этом на сайте Балтийского завода сроком сдачи до сих пор указан декабрь 2017 года.
ВТС «БАСТИОН», 22.06.2017

СТРОИТЕЛЬСТВО ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «АРКТИКА» ПРОЕКТА 22220. 13.06.2017

13.07.2017

Сдача ледокола «Арктика» перенесена на два года из-за задержек в производстве турбогенератора. Об этом ТАСС в среду, 12 июля, сообщил Михаил Лифшиц, председатель совета директоров Уральского турбинного завода (УТЗ), в частности, производящего турбины для ледоколов «Арктика», «Урал» и «Сибирь».
«Причина задержки в турбогенераторе, частью которого являются турбины. С нашей стороны задержек нет», — заверил он.
Лифшиц пояснил, что турбогенератор представляет собой большой комплекс, для испытания которого завод «Киров-энергомаш» построил стенд. Как уточняет ТАСС, заказчик настаивает на том, что турбины должны проработать месяц с полной нагрузкой в разных режимах.
«В Екатеринбурге это сделать нельзя, потому что его [турбогенератор] нельзя увезти в сборе. И учитывая, что «Киров-энергомаш» строил стенд, подрядчиков на все комплектующие у него много, а процедуры здесь не очень простые, по-видимому, они где-то справляются, а где-то нет. То, что касается нас, то мы по турбинам не допустили срывов, ни по пилоту («Арктика»), ни по серийным кораблям («Урал» и «Сибирь»)», — заключил представитель УТЗ.
Ранее 12 июля «Коммерсантъ» писал, что срок сдачи головного атомного ледокола «Арктика» перенесен с 2017 на 2019 год. Соответствующее решение, по информации издания, еще в мае принял президент России Владимир Путин. Одновременно глава государства «потребовал принять кадровые и организационно-управленческие решения в связи со срывом госконтракта».
Газета указывала, что такая ситуация сложилась из-за турбин. Планировалось, что их будет испытывать Харьковский турбинный завод, но из-за кризиса в отношениях между Москвой и Киевом стенд пришлось строить «Киров-Энергомашу».
Лента.ру

СДАЧА СТРОЯЩИХСЯ АТОМНЫХ ЛЕДОКОЛОВ ПРОЕКТА 22220 ПЕРЕНЕСЕНА

15.07.2017

14 июня 2017 года участники иностранной делегации и потенциальные заказчики российских энергетических услуг и технологий посетили Балтийский завод-Судостроение (входит в состав АО «ОСК») в рамках технического тура на ядерные объекты Российской Федерации.
В рамках визита, организованного Постоянным представительством Российской Федерации при международных организациях в Вене, завод посетила рекордная по числу участников делегация: 42 представителя Евросоюза, Южной и Центральной Америки, Китая, стран Азии и Африки. Зарубежным дипломатам и ядерным экспертам были представлены передовые российские технологии строительства плавучих АЭС и атомных ледоколов.
Основной целью визита делегации на завод стало посещение строящихся атомных объектов – плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» (ПЭБ) и будущих флагманов российского ледокольного флота – атомных ледоколов проекта 22220 «Арктика» и «Сибирь». На борту плавучего энергоблока руководители завода совместно с заместителем генерального директора концерна «Росэнергоатом» Павлом Ипатовым рассказали гостям о ходе строительства ПЭБ, принимаемых мерах по обеспечению ядерной и физической безопасности объекта и перспективах развития технологий по созданию плавучих атомных станций.
Почетную делегацию сопровождали Постоянный представитель Российской Федерации при международных организациях в Вене Владимир Воронков, руководитель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин, а также Заместитель руководителя Ростехнадзора Алексей Ферапонтов. В завершение тура иностранные дипломаты встретились с российскими журналистами и ответили на ряд вопросов.
«То, что мы увидели на атомных объектах России – это отличный уровень как ядерной сохранности и безопасности, так и ядерной культуры в целом», — заявил Тебого Сеоколо председатель Совета управляющих МАГАТЭ. – Плавучая атомная станция – это уникальный и очень интересный проект. Мы внимательно следим за его дальнейшим развитием и прогрессом. МАГАТЭ будет и наблюдать, и содействовать осуществлению этого проекта».
Посол Бразилии Марсель Биато по итогам технического тура на Балтийский завод отметил, что этот тур стал «важным показателем открытости, который является критически важным для обеспечения доверия населения к ядерной энергетике в целом и позволил близко познакомиться с ядерными установками, производящимися в России».
Балтийский завод-Судостроение

ПЛАВУЧИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК (ПЭБ) АТОМНОЙ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ «АКАДЕМИК ЛОМОНОСОВ» ПРОЕКТА 20870
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД

10.08.2017

В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) завершилась операция по приварке четырёх гидрокамер к корпусу второго реактора силовой установки «РИТМ-200» для первого серийного универсального атомного ледокола «Сибирь». Каждая гидрокамера имеет массу 4,5 тонны.
В ходе работы применялась технология управляемой сварки, позволяющая контролировать и управлять сварочными деформациями для получения заданных значений геометрических размеров изделия. Она была разработана специалистами отдела главного сварщика ПАО «ЗиО-Подольск». К работе были допущены 14 сварщиков, прошедших специальное обучение и аттестацию.
«Для обеспечения жёстких требований к излому осей и параллельности поверхностей специалисты предприятия разработали и изготовили специальный сборочно-сварочный стапель. Таким образом, в процессе сварки мы можем измерять нагрузку на динамометрические опоры стапеля и определять направление отклонения многотонных гидрокамер. Далее последовательностью наложения сварочных валиков гидрокамеры возвращаются в исходное положение», – прокомментировал главный сварщик ПАО «ЗиО-Подольск» Александр Морозов.
Толщина шва составила 82 мм. Как показали результаты цветной дефектоскопии, рентген-контроля и ультразвукового контроля, все четыре шва выполнены со 100-процентным качеством.
Гидрокамеры являются неотъемлемой частью интегрированного корпуса реактора. В дальнейшем в них будут установлены центральные электронасосы. Гидрокамеры предназначены для циркуляции охлаждающей среды внутренней полости реактора.
На первом корпусе реактора для атомохода «Сибирь» идёт процесс приварки 12-ти кассет парогенераторов, масса одной составляет полторы тонны. Кроме того, на ЗиО-Подольске продолжается мехобработка и антикоррозионная наплавка деталей реакторов для третьего УАЛ «Урал».
В 2016 году «Атомэнергомаш» изготовил и поставил заказчику оборудование силовой установки «РИТМ-200» для головного атомохода проекта 22220 «Арктика».
Атомэнергомаш

14.08.2017

Как стало известно “Ъ-СПб”, обстройкой двух серийных атомных ледоколов ЛК-60Я «Сибирь» и «Урал» будет заниматься ООО «ВМФ судовое оборудование» из Нижнего Новгорода.
Тендеры на 533,9 млн руб. были размещены Балтийским заводом 1 августа на сайте госзакупок как «закупка у единственного поставщика». Эта же компания выполнит работы на головном ледоколе серии «Арктика». В итоге, подрядчик заработает на заказах 1,5 млрд рублей.
Источник в ООО «ВМФ судовое оборудование» сообщил, что в случае подписания контракта, поставки оборудования начнутся осенью.
Кроме того, участники рынка отмечают, что закупка у единственного поставщика может сэкономить время и деньги на обстройке судов.
https://www.kommersant.ru

15.08.2017

В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) завершилась сложнейшая операция по сборке интегрированного корпуса первого реактора РУ «РИТМ-200» для универсального атомного ледокола проекта 22220 «Сибирь». Закончились работы по приварке 12-ти кассет парогенераторов (ПГ) в зоне фланца. Таким образом, изготовление первого реактора вышло на финишную прямую.
Кассеты ПГ изготовило АО «ОКБМ Африкантова» (также входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш). Уникальность данного этапа сборки корпуса реактора заключается в том, что специалистам «ЗиО-Подольск» удалось совместить кассеты ПГ (каждая весом почти полторы тонны) с ранее прошедшими механическую обработку посадочными местами ПГ с допуском в сотые доли миллиметра.
Кассеты ПГ расположены внутри корпуса и предназначены для генерирования пара необходимых параметров. Монтаж кассет производился через главный разъем корпуса с использованием специальной оснастки, разработанной специалистами ЗиО-Подольска. Коллектор кассеты ПГ установлен в боковое гнездо корпуса и приварен силовым сварным швом. Сварные соединения велись в неповоротном положении на глубине 120 мм в щелевом пространстве 50 мм.
Как показали результаты визуально-измерительного контроля и капиллярной дефектоскопии, все 12 сварных соединений выполнены со 100-процентным качеством.
Сейчас корпус первого реактора РУ «РИТМ-200» готовят к гидравлическим испытаниям.
Атомэнергомаш

22.08.2017

В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) успешно прошли гидравлические испытания корпуса первого реактора силовой установки «РИТМ-200» для первого серийного ледокола нового поколения «Сибирь». Этот процесс завершает изготовление корпуса реактора, подтверждает качество и служит гарантией для последующей эксплуатации изделия.
Гидравлические испытания – один из наиболее часто используемых видов контроля, который проводится с целью проверки герметичности оборудования, работающего под давлением. Гидроиспытания корпуса ледокольного реактора проходили путём внутреннего набора конденсата, на который подавалось давление 270 атмосфер. После снижения давления до 220 атмосфер, специалисты обследовали корпус на наличие деформаций и течей. При проверке герметичности применялся гидравлический с люминесцентным индикаторным покрытием способ контроля. Результаты гидроиспытаний подтвердили прочность и надёжность конструкции.
В настоящее время на предприятии идёт подготовка к контрольной сборке корпуса реактора РУ «РИТМ-200» с внутрикорпусными устройствами.
Атомэнергомаш

26.08.2017

Арбитражный суд Санкт-Петербурга постановил взыскать неустойку в сумме 89 млн рублей с ЗАО «Завод «Киров-энергомаш» в пользу ООО «Балтийский Завод-Судостроение». Об этом сообщает пресс-служба «Балтийского завода».
Санкции будут взысканы за срыв сроков поставки паротурбинной установки на ледокол «Арктика». Поставщик выиграл тендер весной 2013 года. Согласно условиям контракта, поставка должна быть осуществлена до 29 мая 2015 года. До настоящего времени установка не доставлена. Новый обещанный срок — осень 2017 года.

19.09.2017

Машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш» завершил изготовление и отправил в Санкт-Петербург первый реактор силовой установки «РИТМ-200» для серийного атомного ледокола ЛК-60Я проекта 22220 «Сибирь», спуск на воду которого запланирован на 22 сентября этого года.
«РИТМ-200 – новое поколение реакторных установок, поэтому для производства оборудования потребовались нестандартные инженерные решения и очень слаженная командная работа. При изготовлении первых реакторов для головного ледокола «Арктика» специалистами дивизиона были разработаны сразу несколько новых технологий и инструментов, не применявшихся ранее не только в России, но и в мире. Сейчас они доказали свою эффективность в ходе производства реакторов для «Сибири», и можно уже говорить об успешном выходе в серийное производство судовых реакторных установок нового типа», — отметил генеральный директор «АО Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.
Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания реакторной установки – от проектирования и производства заготовок до изготовления и отгрузки заказчику. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает АО «ОКБМ Африкантов», основные производственные операции выполняются в ПАО «ЗиО-Подольск».
Одновременно завершается изготовление второго реактора «РИТМ-200». В настоящее корпус реактора успешно прошел гидроиспытания и начинается процесс контрольной сборки с внутрикорпусными устройствами и крышкой. Отгрузка второго реактора для ледокола «Сибирь» состоится в конце сентября.
Универсальные двухосадочные атомные ледоколы ЛК-60Я проекта 22220 станут самыми большими и мощными в мире. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до трех метров.
Атомэнергомаш

22.09.2017
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД СПУСТИЛ НА ВОДУ ВТОРОЙ КРУПНЕЙШИЙ В МИРЕ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ

Сегодня, 22 сентября со стапеля Балтийского завода-Судостроение (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) сошел в воду первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220.
Новый атомоход, как и его «старший брат», головной атомный ледокол «Арктика», станут самыми большими и мощными ледоколами в мире. В присутствии нескольких тысяч зрителей крестная мать ледокола Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Алексеевна Голикова разбила о борт ледокола бутылку крымского шампанского, отправив атомоход со стапеля в воды Невы.
Торжественная церемония спуска была открыта личным обращением Президента России Владимира Владимировича Путина к работникам Балтийского завода. Слова Президента зачитал Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Николай Цуканов: «Успешная реализация такого грандиозного проекта как ледокол «Сибирь» – большое событие для всех, кто принимал участие в его создании. Убежден, что этот мощный ледокол значительно укрепит потенциал российского атомного флота и будет способствовать усилению позиции России как великой морской державы».
Слова президента продолжила крестная мать «Сибири» Татьяна Голикова. Она поблагодарила всех профессионалов своего дела и поприветствовала семьи тех, кто вкладывает душу в строительство ледокола. Татьяна Голикова подчеркнула, что задачи, которые стоят перед экипажем атомохода, имеют первостепенное политическое и экономическое значение для безопасности и благополучия страны. «Реализация такого сложного проекта как строительство первого серийного универсального атомного ледокола «Сибирь» имеет исключительное значение для морского флота России и служит поводом для гордости миллионов наших людей», – заявила Татьяна Алексеевна.
«Нами движет грандиозная задача – обновление российского атомного ледокольного флота, единственного в мире, – отметил в своем приветственном слове генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, – Но хочется большего: встретиться здесь, на Балтийском заводе, но уже на спуске ледокола нового типа и нового уровня, ледокола «Лидер»! Давайте работать, развивать компетенции и замахиваться на большее, потому что мы с вами – лидеры, потому мы – лучшие в мире!».
Глава комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин от имени губернатора города Георгия Полтавченко поздравил балтийцев и с гордостью отметил, что именно в Санкт-Петербурге строятся такие мощные и уникальные корабли, которые будут представлять интересы России в Арктике.
Почетный гость церемонии, Юрий Михайлов Председатель научно-технического совета Военно-промышленной комиссии РФ – Заместитель Председателя Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ отметил, что при строительстве таких кораблей были воплощены уникальные разработки, которым нет аналогов. Российское могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном.
Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, говоря о трудностях при строительстве ледоколов проекта 22220, отметил, что просто так во льды Арктики не пробиться. «Сегодня мы делаем еще один маленький шаг в освоении арктических широт и Севморпути», – сказал президент ОСК, выражая признательность коллективу завода.
В заключительной речи генерального директора Балтийского завода Алексея Кадилова прозвучали слова искренней благодарности всем, кто принимает участие в строительстве атомоходов проекта 22220, а также пришел разделить этот праздник. Он заявил, что корабль спускается строго по графику, а это вселяет уверенность, что так будет продолжаться и дальше.
В волнующей тишине Татьяна Голикова перерезала ленточку, разбив тем самым традиционную бутылку шампанского о борт атомохода. После команды главного строителя головного атомохода Алексея Британова приступить к спуску на воду был разрезан задержник, сдерживающий более чем 16 тыс. тонн веса корпуса судна, и под громкие аплодисменты и овации гостей и заводчан атомный ледокол «Сибирь» сошел в воды Невы.
Впереди у корабелов Балтийского завода-Судостроение достройка атомохода на воде, срок сдачи заказа – ноябрь 2020 г.
Балтийский завод-Судостроение

22.09.2017

Сегодня в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе состоится церемония спуска на воду первого серийного атомного ледокола ЛК-60Я проекта 22220 «Сибирь». Судно будет оснащено реакторной установкой РИТМ-200, разработки и производства предприятий АО «Атомэнергомаш». Направляем вам справочную информация о РУ, а также инфографику, рассказывающую о развитии ледокольного флота и поколениях судовых реакторов. Данные материалы вы можете использовать в своих публикациях о событии.
«РИТМ-200» — новейшая реакторная установка для ледокольного флота. Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Основное преимущество нового силового блока в компактности и экономичности. РИТМ-200 имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого он в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе это обеспечивает улучшенные технические характеристики новых ледоколов по скорости, ледопроходимости, а также двойную осадку судов, что позволит им вести работу как в морской акватории, так и на малых глубинах сибирских рек
Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс. тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.
Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания реакторной установки – от проектирования и производства заготовок до изготовления и отгрузки заказчику. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает АО «ОКБМ Африкантов», основные производственные операции выполняются в ПАО «ЗиО-Подольск».
Атомэнергомаш

23.09.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: СПУСК НА ВОДУ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «СИБИРЬ» ПРОЕКТА 22220. 22.09.2017

22 сентября 2017 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спустили на воду мощнейший в мире первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220.
В присутствии нескольких тысяч зрителей крестная мать ледокола Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Алексеевна Голикова разбила о борт ледокола бутылку крымского шампанского, отправив атомоход со стапеля в воды Невы.
Впереди у корабелов Балтийского завода достройка атомохода на воде, срок сдачи заказа – ноябрь 2020 года.
ВТС «БАСТИОН», 23.09.2017

СПУСК НА ВОДУ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «СИБИРЬ» ПРОЕКТА 22220. 22.09.2017. ЧАСТЬ 1
СПУСК НА ВОДУ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «СИБИРЬ» ПРОЕКТА 22220. 22.09.2017. ЧАСТЬ 2

05.10.2017

ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) завершил поставку основного оборудования самой современной в мире судовой реакторной установки «РИТМ-200» для первого серийного универсального атомного ледокола ЛК-60Я проекта 22220 «Сибирь», который был спущен на воду 22 сентября. Предприятие изготовило и отгрузило на Балтийский завод – Судостроение интегрированный корпус второго парогенерирующего блока (ПГБ) РУ «РИТМ-200». Масса изделия составила 147,5 тонн, высота – 7,3 метра, диаметр – 3,3 м.
Первый интегрированный корпус ПГБ РУ «РИТМ-200» был отгружен в середине сентября.
Доставка интегрированного корпуса парогенерирующего блока заказчику осуществляется на специальном железнодорожном транспортёре сочленённого типа грузоподъёмностью 240 тонн, так как груз является негабаритным. Транспортёр будет включён в состав грузового поезда. По железной дороге реактор доедет до станции «Новый порт» Санкт-Петербурга, там его перегрузят на специальную баржу и уже по воде доставят на Балтийский завод.
Атомэнергомаш

11.11.2017

Судостроители Балтийского завода на днях завершили формирование надстройки головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220.
После погрузки главного турбогенератора (ГТГ) правого борта на заказ (поставщик ЗАО «Завод «Киров-энергомаш» ) был смонтирован последний блок надстройки над машинным отделением. Таким образом, завершился один из ключевых этапов достройки ГУАЛ «Арктика» на плаву.
Сейчас специалисты завода занимаются установкой электрослесарного насыщения ледокола, обстройкой внутренних помещений жилого модуля надстройки, затяжкой кабеля, монтажом основного электрооборудования.
Следующим ключевым этапом строительства станет окончание формирования защитной оболочки центрального отсека ледокола, где находится атомный реактор, а также испытания его на герметичность.
Строительство ГУАЛ «Арктика» проекта 22220 идет согласно утвержденному графику, согласованный срок сдачи ледокола – май 2019 года.
Балтийский завод


АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220


По своим техническим характеристикам универсальный атомный ледокол двухосадочный, то есть он способен работать как на трассах Северного морского пути так и на реках Арктического региона и заменить действующие атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». За счет большей ширины (34 м.) чем у действующих ледоколов (30 м.), универсальный атомный ледокол будет способен в одиночку проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн. Впервые будет построен ледокол способный преодолевать трехметровые льды.

Технический проект ледокола разработан ОАО ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Новый атомоход будет отличаться от предыдущего поколения ледоколов специальной балластной системой, которая позволит ему за определенное время менять осадку с максимальной на минимальную и обратно. Набирая воду в балластные емкости, атомоход будет «усаживаться» и увеличивать свою проходимость в тяжелых ледовых условиях. При подходе к устьям сибирских рек, где осадка судов должна быть не более 8,5 метра, судно будет сбрасывать балласт и всплывать.
В составе ядерной энергетической установки используется новый тип интегральной реакторной установки «РИТМ-200», разработанной на нижегородском предприятии Росатома ОКБ им. Африкантова». Она будет еще более надежной, экономичной (перегрузка активной зоны понадобится раз в семь лет) и практически в два раза меньше по размерам, чем ныне существующие.

На основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов и с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики ОАО «ОКБМ Африкантов» разработан проект усоврершенствованной интегральной реакторной установки (РУ) «РИТМ 200». Это двухреакторная РУ с реакторами тепловой мощностью 170 мегаватт каждый — больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах – 140-150 мегаватт). В то же время «РИТМ 200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно – экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).

В состав «ядерного сердца» входят два реактора, имеющие тепловую мощность 175 МВт каждый. За счет уникальной интегральной компоновки оборудования современная установка безопаснее, почти в два раза легче и компактнее, чем используемые в настоящее время установки КЛТ тепловой мощностью 140-150 МВт, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а, следовательно, экономически эффективнее. Конструктивно это достигнуто благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем. Срок службы энергетической установки нового типа составляет 40 лет.

ЗиО-Подольск изготавливает оборудование силовой установки «РИТМ-200» для головного и двух серийных атомоходов нового поколения проекта 22220.
Предприятиями АО «Атомэнергомаш» обеспечена полная производственная цепочка создания силовой установки «РИТМ-200» – от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».

В начале 2014 года ОАО «Зеленодольское ПКБ» заключило контракт с головным проектантом ЗАО «ЦКБ«ОСК-Айсберг» г. Санкт-Петербург на участие в работах по созданию РКД универсального атомного ледокола нового поколения (шифр – 22220 ЛК-60Я), который будет самым большим и мощным в мире (взамен ледоколов класса «Арктика»). Для бюро это, своего рода, прорыв. Зеленодольское ПКБ впервые выполняет работу для арктического региона. Впервые сотрудничает с «Росатомом», что очень интересно и очень непросто, впервые работает над ледоколом. Зеленодольское ПКБ разработает полный комплект документации по всем специализациям жилого блока надстройки в обеспечение строительства флагмана ледокольного флота России.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение: 25540/33540 т.
Главные размерения:
• длина — 160 м,
• ширина — 30 м,
• осадка — 8.5/10.5 м.
Главная энергетическая установка:
— тип атомная
— Реакторная установка «Ритм 200»
— Мощность: 60 МВт
Максимальная скорость хода: 22 узла.
Ледопроходимость: 2.8 м.
Автономность: 6 месяцев
Экипаж: 75 человека
Технический проект ледокола разработан ОАО ЦКБ «Айсберг»

Источники: rosatom.ru, АО «Атомэнергомаш», www.borshec.ru, sea-transport.ru, www.okbm.nnov.ru, www.zpkb.com и др.

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220. НОВОСТИ 2016
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220. НОВОСТИ 2016
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220. НОВОСТИ 2015
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220. НОВОСТИ 2014
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220. НОВОСТИ 2012 — 2013

СПУСК НА ВОДУ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «СИБИРЬ» ПРОЕКТА 22220. 22.09.2017. ЧАСТЬ 1
СПУСК НА ВОДУ ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «СИБИРЬ» ПРОЕКТА 22220. 22.09.2017. ЧАСТЬ 2
НА «АРКТИКУ» УСТАНОВЛЕН ПЕРВЫЙ ПАРОГЕНЕРИРУЮЩИЙ БЛОК
СТРОИТЕЛЬСТВО ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «АРКТИКА» ПРОЕКТА 22220. 13.06.2017
ЗАКЛАДКА АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «УРАЛ» ПРОЕКТА 22220 НА БАЛТИЙСКОМ ЗАВОДЕ
СПУСК НА ВОДУ ГОЛОВНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «АРКТИКА» ПРОЕКТА 22220
ЗАКЛАДКА ПЕРВОГО СЕРИЙНОГО АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «СИБИРЬ» ПРОЕКТА 22220
НА БАЛТИЙСКОМ ЗАВОДЕ-СУДОСТРОЕНИЕ ЗАЛОЖЕН ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ПРОЕКТА 22220
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «АРКТИКА» ПРОЕКТА 22220, ОАО «БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД», 20 ИЮНЯ 2013 ГОДА, ФОТОРЕПОРТАЖ
АО «АТОМЭНЕРГОМАШ» (АЭМ)
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap