ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




СРЕДНИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ЛИ-2



Двухмоторный пассажирский самолет (14—21 пассажир) — воспроизведение американского самолета Дуглас DC-3 (сокращенно от — Douglac Commercial), военный вариант этого самолета производился на Дугласе под наименованием С-47. Самолет хорошо зарекомендовал себя как пассажирский и транспортный, имел широкое распространение, отличался надежностью, экономичностью и простотой в эксплуатации. Он применялся в Великой Отечественной войне для самых разнообразных перевозок на фронте и в тылу.



В 1935 г. советско-американская внешнеторговая фирма «Амторг Трейдинг Корпорейшин» приобрела DC-2-152 (регистр. 14949, зав. 1413), а 11 апреля 1936 г. было принято решение о закупке в США лицензии на производство DC-3.
Параллельно с покупкой самолетов DC-3 наша страна приобрела и лицензию на производство его модификации — DC-3-196, освоенной заводом № 84 им. В.П. Чкалова в Химках, как ПС-84 (Пассажирский самолет з-да № 84).
Кроме лицензии, приобретались и 18 машин, которые переправлялись в Союз через две созданные «Амторгом» фиктивные авиакомпании «Норт Истерн» и «Экселло». Именно им в период с ноября 1936 г. по март 1939 г. «Дуглас Эйркрафт» и передал указанные 18 самолетов. Первым был DC-3-1588, который зарегистрировали на «Экселло» и 30 ноября 1936 г. отгрузили во французский порт Шербур. С мая по август 1938 г. последовала партия из 11 самолетов, а затем и остальные 6 DC-3, причем последний был доставлен в разобранном виде якобы для запчастей. «Норт Истерн» и «Экселло» просуществовали ровно столько, сколько потребовалось для доставки всех самолетов в СССР.
Значительные трудности при освоении производства самолета возникли при освоении плазово-шаблонного метода и переводе лицензионной документации (чертежей) с дюймовой на метрическую систему измерений. Руководил этой ответственной работой Владимир Михайлович Мясищев, конструкторское бюро которого разместилось в Тушино на заводе 84.
С середины 1938 г. на наших заводах было начато внедрение и серийное производство этого самолета по лицензии с обозначением ПС-84, а с сентября 1942г. — Ли-2, по имени главного инженера завода Бориса Павловича Лисунова, руководившего внедрением.
Самолет ПС-84 оснастили советскими моторами М-62ИР взлетной мощностью 1000 л.с. и максимальной мощностью 840 л.с. на высоте 1500 метров. Этот двигатель являлся «двоюродным братом» американского Райт «Циклон» SGR-1820-G2. Оба они представляли собой продукт совершенствования исходного SR-1820-F3, выпускавшегося в СССР под маркой М-25. Винты изменяемого шага типа ВИШ-21 тоже были отечественными.



Советский ПС-84 имел 21 пассажирское место вместо 14 у DC-3. Колёса у него были большего диаметра, а амортизаторы были рассчитаны на более высокие нагрузки. С середины 1940 года началась активная эксплуатация ПС-84 в гражданском секторе. Аэрофлот располагал 12 ПС-84 и таким же количеством DC-3. DC-3 использовались на международных линях, а ПС-84 обслуживал внутренние.
В апреле 1941 года на заводе в Химках собрали 100-й самолет, к началу войны «Аэрофлот» располагал 72 ПС-84, 49 — в ВВС, 5 на флоте.
Сразу после начала войны ПС-84 собрали в отдельные авиагруппы ГВФ, поддерживающие боевые операции. По состоянию на 25 июня 1941 года в них насчитывалось 50 ПС-84 и 18 DC-3.
С сентября 1942 года, после эвакуации завода № 84 в Ташкент, стала выпускаться военная версия ПС-84, которая получила обозначение Ли-2. В 1942—1945 годах на ташкентском авиазаводе было произведено 2258 самолётов Ли-2. Самолет представлял собой DC-3, конструкторская документация которого была переработана с переводом в метрическую систему мер, с учетом использования советских материалов.



От пассажирского военный вариант самолета в основном отличался наличием оборонительного вооружения, грузовым мостом, смонтированным под центропланом с четырьмя замками для подвески грузов или бомб, заменой мягких пассажирских сидений на откидные деревянные для 25 десантников, установкой приспособлений, позволяющих переоборудовать самолет для перевозки 18 лежачих раненых на носилках и двух сидячих раненых или лиц сопровождающего медперсонала на бортовых сиденьях, возможностью перевозить грузы больших габаритных размеров массой 2000…3000 кг.
После завершения войны выпуск Ли-2 продолжался в Ташкенте и на заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре. Свернули производство этого самолета в 1952 г. К тому времени общее количество построенных Ли-2 составило 4937 машин различных модификаций.

АВИАКОМПАНИИ:

СССР -Аэрофлот ГУ ГВФ (1940-1970е)
-Полярная Авиация ГУ СМП (1941-1960)

Болгария -ТАБСО Транспортно авиационно българо-съветско общество (1947-1960е)

Венгрия -Maszovlet — Magyar-Szovjet Polg?ri L?giforgalmi R?szv?nyt?rsas?g (1946-1954)
-Malev — Magyar L?gik?zleked?si V?llalat (1954-1968)
-Goldtimer Alap?tv?nyt

Вьетнам -H?ng Kh?ng Vi?t Nam

Китай -CAAC Civil Aviation Administration of China (Zhongguo Minh?ng Hangkong Zongju)
-CNAC China National Aviation Corp.
-СКОГА Советско-Китайское общество гражданской авиации (Zhongsu Minh?ng Gongsi)

КНДР -СОКАО Советско-Корейское акционерное общество
-Чосон Минхан

Куба -Cubana — Empresa Consolidada Cubana de Aviaci?n

Польша -Przedsiebiorstwo Panstwowe Polskie Linie Lotnicze LOT

Румыния -TARS Transporturi Aeriene Romano-Sovietice
-TAROM Transporturile Aeriene Rom?ne

Чехословакия -?SA ?eskoslovensk? Aerolinie (1952-1957)

Югославия -ЮСТА — JUSTA Jugoslovenske Sovjet Transport Aviacija (1947-1949)

Кроме того, самолёт использовался ВВС СССР и ряда других стран — Венгрии, Китая, КНДР, Вьетнама, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, ведомственной авиацией союзных министерств (НКАП-МАП-ГКАТ, ГКОТ-МОМ, НКВД-МВД и др), клубах ДОСААФ
МОДИФИКАЦИИ:

• ПС-84К — транспортно-десантный вариант. Опытный образец был разработан в июне 1939 г. по заказу ВВС и переделан из серийного пассажирского самолета. Кресла были сняты, пол салона усилен, по оси фюзеляжа установлены съемные лавки для 26 десантников. Груз размещали в отсеке (лавки снимали) и на внешней подвеске. В левом борту был выполнен широкий люк с открывавшейся вверх крышкой и подъемным краном. Максимальная нагрузка составляла 2400 кг. Серийно не строился.
• ¤ ПС-84И — санитарная модификация. В варианте санитарного в салоне в три яруса помещались носилки, всего самолет брал 18 носилок, три сидячих раненых и санитара. До начала серийного выпуска в санитарный вариант было переоборудовано около десяти американских DC-3. Вооружение не устанавливалось.
• ¤ Ли-2 — новое обозначение самолета с сентября 1942 года. Пассажирские самолеты больше не строились. Самолеты военного времени, выпускавшиеся с января 1942 г., подверглись значительным упрощениям. Изменения вносились постепенно, по сериям. Практически все Ли-2 военного применения оснащались 8-мм бронеспинками кресел, вооружением и бомбодержателями. Устанавливался примитивный визирный прицел, который впоследствии был заменен бомбовым прицелом оптического типа. На внешней подвеске самолет мог брать 1000 кг бомб. В состав экипажа входило шесть человек два летчика, штурман, борттехник, радист и стрелок.
• Ли-2НБ — ночной бомбардировщик. Переделка базового Ли-2. Оборонительное вооружение стандартное — турель УТК-1 сверху и два ШКАСа в бортовых люках. Подвеска бомб на нем осталась наружной, рассчитанной на четыре бомбы по 250 кг. Размещение членов экипажа изменили. Радист располагался в переднем багажнике за спиной правого пилота, а штурман слева, у запасной двери, которую теперь сплошь остеклили, превратив в большое окно. Дверь была выпуклой, и за ней разместили бомбовый прицел НКПБ-7 (ночной), смотревший в нижнюю секцию двери, остекление которой откидывалось для улучшения обзора. Несколько усовершенствовали радиооборудование. Вместо отечественного радиополукомпаса РПК-2 поставили американский Бендикс MN-26C, радиостанцию РСБбис сменили на РСР-1.
• ¤ Ли-2 (2М-88) — небольшая серия, выпущенная в 1943 году, отличавшаяся лишь типом двигателей, мощностью по 1100 л.с. и вооружением, один турельный пулемет ШКАС, который впоследствии заменили на УБТ. Мог перевозить 25 солдат. Развивал скорость до 350 км.
• ¤ Ли-2 «Салон» — штабной вариант. Было переоборудовано около 10 пассажирских самолетов. Салон отделывался ореховым деревом, обшивался голубым бархатом и был разделен перегородкой на две части: в первой устанавливались мягкие кресла со столиками между ними, во второй — два спальных места, гардероб и туалет. Несколько самолетов прошли переоборудование в авиамастерских боевых частей и отличались вариантами компоновки салона.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 7650
нормальная взлетная 10700
Размах крыла, м 28.81
Длина, м 19.65
Высота, м 5.17
Площадь крыла, м2 97.10
Тип двигателя 2 ПД М-62ИР
Мощность, л.с. 2 х 1000
Максимальная скорость , км/ч
у земли 300
на высоте 320
Крейсерская скорость , км/ч 290
Практическая дальность, км 2500
Максимальная скороподъемность, м/мин 240
Практический потолок, м 5600
Экипаж 4
Полезная нагрузка: 14-21 пассажир

СРЕДНИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ЛИ-2, ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотографии А.В.Карпенко, С.М.Ганина.



САМОЛЕТ ЛИ-2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. 1951




ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap