БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА «ЛЕСОРУБ». COMBAT INFORMATION AND CONTROL SYSTEM «LESORUB»


БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ
СИСТЕМА «ЛЕСОРУБ»
COMBAT INFORMATION AND CONTROL
SYSTEM «LESORUB»

К началу 1980-х годов на вооружении надводных кораблей находилось несколько десятков БИУС первого и второго поколений.

В основу разработки БИУС третьего поколения для НК был положен, так же как и для ПЛ, принцип базовости. Техническая политика создания БИУС, а также военно-научное сопровождение их в организациях промышленности осуществлялись под руководством В.С. Бабия при участии Л.Б. Ивановского, В.А. Шилова, А.Д. Сорокина и других.

Базовая БИУС “Лесоруб” создавалась в НПО “Марс” под руководством В.П. Тодурова. Она была предъявлена на государственные испытания в 1980 г. Переход к элементной базе третьего поколения позволил значительно улучшить ТТХ БИУС, повысить степень автоматизации процессов, обоснованность и оперативность принимаемых командованием решений при меньших массогабаритных характеристиках технических средств. Однако достичь полной комплексности в автоматизации процессов ведения боевых действий кораблем в составе тактических групп не удалось.
В 1978-1980 гг. был построен и вступил в строй первый из новой серии БПК проекта 1155, на котором была установлена первая система третьего поколения БИУС «Лесоруб-5» с использованием новой базовой ЦВМ «Атака».
В 1982 г. был сдан ВМФ наш первый ракетный крейсер проекта 1164, предназначенный для борьбы с корабельными ударными группами противника и в связи с этим получившим в зарубежной прессе название «убийца авианосцев». На корабле была установлена БИУС «Лесоруб-1164», разработанная как дальнейшее развитие БИУС «Лесоруб-5». Первоначально ГК БИУС был В.Л. Гришневский, затем его сменил А.С. Сенчук, который в 1985 г. в составе коллектива авторов был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
В 1980-1991 гг. было продолжено строительство атомных тяжелых ракетных крейсеров (ТРКР) проекта 1144. В связи с изменением состава вооружения и технических средств взамен БИУС «Аллея-2М» была установлена БИУС «Лесоруб-44» с улучшенными тактико-техническими характеристиками по сравнению с БИУС «Лесоруб-5» и «Лесоруб-1164».
В начале 1980-х годов в ряде комплексных НИР, проводившихся под научным руководством Ю.В. Алексеева в ВМФ и Б.С. Сыромятникова в промышленности, была показана системообразующая роль корабельных АСУ и сделан вывод о том, что достигнуть качественно нового уровня в автоматизации процессов управления корабельным оружием и радиоэлектронным вооружением (РЭВ) возможно только путем интеграции всех корабельных систем и комплексов управления в единую АСУ. Под научным руководством Ю.П. Блинова была разработана концепция создания единой АСУ надводного корабля. В работе было показано, что только в случае создания АСУ возможно исключение необоснованного дублирования технических средств и специального математического обеспечения, исключения или сведения к минимуму системных просчетов в проектировании корабельных систем, решающих в едином цикле одну боевую задачу. Однако это требовало изменения организации научных обоснований, структуры заказов, перехода к целевой комплексной программе, выполняемой головными предприятиями под руководством единого заказчика. Поэтому на первом этапе предлагалось перейти к формированию на кораблях боевых контуров управления оружием ПВО, ПЛО и УРО. Это направление впервые реализовано при создании ТАВКР “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” и ТРКР “Петр Великий”. Однако это не позволило полностью обеспечить оптимальное функционирование корабельного оружия и РЭВ, так как увязка устанавливаемых на корабль систем осуществлялась уже на заключительных этапах их постройки.
Следующей БИУС стала «Аллея-2», созданная (главный конструктор В.И.Кидалов) для авианесущих кораблей. Однако в целях дальнейшего повышения оперативности управления ПВО соединения и корабля была создана новая базовая БИУС «Лесоруб». Перечень задач, решаемых этими системами, включал вопросы тактического маневрирования, централизованного распределения целей ЗРК тактической группы кораблей, применения ударного ракетного и противолодочного оружия тактической группы, управления авиационными средствами.
В 1987 г. было завершено строительство нового авианесущего корабля проекта 1143.4 с угловой палубой. В 1983-1990 гг. был построен и передан ВМФ авианесущий корабль проекта 1143.5 с трамплином для взлета самолетов. На этих кораблях была впервые установлена БИУС, состоящая из трех комплексов: «Лесоруб», «Тур» и «Тройник». Система «Лесоруб» (зам. ГК – В.А. Жажа) обеспечивала автоматизацию процессов боевого применения вооружения корабля и сил разнородного соединения. Система «Тур» (зам. ГК – Б.М. Лабовский, затем В.Н. Писарев) обеспечивала автоматизацию процессов боевого применения корабельной и береговой авиации. Система «Тройник» (зам. ГК – В.В. Кучук) обеспечивала создание тактической сети обмена данных между силами разнородного соединения.
В 1994 г. был сдан ВМФ РФ корабль проекта 1155.1 с модернизированной БИУС «Лесоруб-1155» и комплексом «Тройник». Это были последние практически реализованные разработки БИУС для ВМФ страны.

Модификации:
• МВУ-210 — боевая информационно-управляющая система «Лесоруб-5» для БПК пр. 1155
• МВУ-210-44 — боевая информационно-управляющая система «Лесоруб-44» для ТАРКР пр. 11442
• МВУ-211 — боевая информационно-управляющая система «Лесоруб-55» для БПК пр. 1155
• МВУ-400 — боевая информационно-управляющая система «Лесоруб-4342» для ТАКР пр. 11435
• МВУ-410 — боевая информационно-управляющая система «Лесоруб-434» для ТАКР пр. 11434

Источники: Ю.В. Алексеев, Ю.П. Блинов «Корабельные автоматизированные системы управления», В. Ильин «ВМФ и Ульяновское Заволжье» (http://archeo73.ru), www.moremhod.info, archive.phи др.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ “ТУР”
БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА «ЛЕСОРУБ-Э»
БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА МВУ-211 «ЛЕСОРУБ-5»
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ» ПРОЕКТА 11435
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 11434
АТОМНЫЕ РАКЕТНЫЕ КРЕЙСЕРА ПРОЕКТА 11442 «ОРЛАН»
ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1144 «ОРЛАН»
РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1164 «АТЛАНТ»
МАРС НПО


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap