ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕЙСЕРОВ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. DESIGN AND CONSTRUCTION OF CRUISERS IN THE SOVIET UNION AND MODERN RUSSIA


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕЙСЕРОВ
В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
DESIGN AND CONSTRUCTION OF CRUISERS
IN THE SOVIET UNION AND MODERN RUSSIA

В 1928 г. Балтийским заводом был достроен легкий крейсер “Профинтерн” (ранее “Светлана”), прославившийся в годы Великой Отечественной войны под именем “Красный Крым”. Легкий крейсер «Профинтерн» ( до 5 февраля 1925 г. – «Светлана», с 31 октября 1939 г. – «Красный Крым») был заложен 11 ноября 1913 г. в Ревеле на Русско-Балтийском заводе и спущен на воду 28 ноября 1915 г. В связи с угрозой захвата Ревеля германскими войсками корпус крейсера в ноябре 1917 г. был отбуксирован в Петроград. В марте 1918 г. достройка корабля была прекращена и возобновилась только в 1925 г. на Балтийском заводе. 1 июля 1928 г. крейсер поднял военно-морской флаг и вступил в состав Морских сил Балтийского моря.
Корабль достраивался практически по первоначальному проекту и при вступлении в строй имел следующие основные элементы: полное водоизмещение 8170 т, длина 158,4 м, ширина 15,36 м, осадка при нормальном водоизмещении – 5,69 м. Вооружение крейсера включало: 15 одноствольных 130-мм артустановок образца 1912 г. (длина ствола 55 калибров, дальность стрельбы 100 кб, скорострельность 5-8 выстрелов в минуту), девять одноствольных 75-мм зенитных орудий, четыре 7,62-мм пулемета, три трехтрубных 457-мм торпедных аппарата.
В 1935-1938 гг. корабль прошел капитальные ремонт, во время которого передние 75-мм орудия были заменены на закупленные в Италии 3х2 – 100-мм артустановки системы Минизини, 4х1 – 45-мм полуавтоматы 21К и 7х1 – 12,7-мм пулеметы ДШК, а три 457-мм торпедных аппарата – на 2х3 – 533-мм.
Перед самой войной «Красный Крым» встал в очередной ремонт, из которого вышел уже в середине августа 1941 г., получив размагничивающее устройство. Во время войны средства ПВО корабля были усилены за счет замены 45-мм полуавтоматов 21К на 10х1 – 37-мм автоматов 70К.
Другой легкий крейсер «Червона Украина» (до 7 декабря 1922 года – «Адмирал Нахимов») заложен 19 октября 1913 г. в Николаеве на заводе «Руссуд» и спущен на воду 24 октября 1914 г. В начале 1918 года постройка корабля была прекращена и возобновилась только в 1923 г. на Николаевском заводе им. А.Марти. 27 марта 1927 г. крейсер «Червона Украина» поднял военно-морской флаг и вступил в состав Морских сил Черного моря. Корабль имел следующие основные элементы: полное водоизмещение 8400 т, длина 163,2 м, ширина 15,7 м, осадка 6,2 м. Его вооружение включало 15 одноствольных 130-мм артустановок образца 1912 г. (длина ствола 55 калибров, дальность стрельбы 100 кб, скорострельность 5-8 выстрелов в минуту), девять одноствольных 75-мм зенитных орудий, четыре 7,62-мм пулемета, три трехтрубных 457-мм торпедных аппарата. Корабль мог принимать до 100 мин и был приспособлен для использования двух гидросамолетов.
В 1930-е годы во время очередного ремонта 75-мм артиллерия была заменена на закупленные в Италии 3х2 – 100-мм артустановки системы Минизини, 4х1 –45-мм полуавтомата 21К и семь 12,7-мм пулемета ДШК, а прежние торпедные аппараты были заменены на два трехтрубных 533-мм.
Легкий крейсер «Красный Кавказ» (до 14 декабря 1926 г. – «Адмирал Лазарев») был заложен 18 октября 1913 г. на заводе «Руссуд» в Николаеве и спущен на воду 8 июня 1916 г. В конце 1917 г. постройка корабля была прекращена. Она возобновилась только в сентябре 1927 г. уже по новому проекту (первоначальные проектные элементы корабля были аналогичны таковым у крейсера «Червона Украина»), и закончилась в конце 1931 г. 25 января 1932 г. новый крейсер вступил в строй.
Корабль имел следующие основные элементы: полное водоизмещение 9030 т, длина – 169,5 м, ширина 15,7 м и осадка 6,6 м. Вооружение крейсера включало 4х1 – 180-мм башенные артустановки (длина ствола – 60 калибров, дальность стрельбы – 203 кб, техническая скорострельность – 6 выстрелов в минуту), 4х1 – 76-мм зенитных орудия (в последствии их заменили на 4х1 – 45-мм полуавтомата 21К, 4х3 – 533-мм торпедных аппарата. Корабль имел также закупленные в Германии катапульты фирмы «Хейнкель» и два гидросамолета – разведчика.
В середине 1930-х годов на корабле установили 4х2-100-мм артустановки системы Минизини, закупленные в Италии, а незадолго до начала войны их дополнили 2х1-76-мм артустановками 34К и шестью 12,7-мм пулеметами.
26 октября 1926 г. Легкий крейсер «Ардмирал Бутаков» типа «Светлана» был переименован в «Правду», а 24 ноября 1926 г. в «Ворошилов». Согласно программе модернизации от 25 декабря 1925 г. предполагалось достроить корабль с заменой 130 мм артиллерии на пять одноорудийных 180 мм башенных установок Металлического завода, весом по 120 т каждая. Задание на составление проекта перевооружения крейсера «Ворошилов» было выдано в декабре 1926 г. Балтийскому заводу. Работы по аналогичному переоборудованию крейсера «Красный Кавказ» проводили на Николаевских госзаводах им.А.Марти. В связи с нехваткой средств и плохим состоянием турбин КР «Ворошилов», переоборудован с установкой 180 мм орудий был только «Красный Кавказ».
В 1935 г. на Балтийском заводе был заложен первый советский легкий крейсер “Киров” проекта 26, а после его спуска на воду в 1936 г. — почти однотипный “Максим Горький”. При водоизмещении до 9700 т и скорости хода до 36 уз. корабли имели вооружение в составе 9 — 180-мм, 6 — 100-мм, 9 — 45-мм орудий, 2хШ торпедных аппаратов и двух гидросамолетов.
В проектировании «Кирова» принимали также участие С.С.Страковский и М.И.Шмидт. Этим же коллективом был разработан улучшенный проект 26бис легкого крейсера типа “Максим Горький”. Корабли проекта 26бис явились улучшенной модификацией КРЛ пр.26: с улучшенным бронированием (обеспечивающим защиту от 152-мм бронебойных снарядов на дистанциях 17,9 — 22,5 км), усиленной зенитной артиллерией, усовершенствованными ПУС и повышенной дальноостью плавания. Технический проект 26бис был завершен ЦКБС-1 в 1936 г. Первоначальными планами намечалось строительство крупной серии (в 1937 г. — до 20 ед.) КРЛ пр.26бис. Однако уже в 1938 г. предпочтение было отдано новым легким крейсерам со 152-мм артиллерией (соответствующим лондонским соглашениям), а серия КРЛ пр.26бис была ограничена 4 кораблями.
Крейсера проектов 26 и 26бис строились на трех заводах в Николаеве и в Ленинграде, а также в Комсомольске-на-Амуре, по две единицы на каждом. В 1936 — 1938 г.г. в Ленинграде, Николаеве и Комсомольске-на-Амуре были заложены КРЛ «Максим Горький», «Молотов», «Калинин» и «Каганович», вступившие в строй в 1940 — 1944 г.г. Корпусные консттрукции двух последних изготавливались заводами 189 (Ленинград) и 198 (Николаев) и доставлялись в Комсомольск-на-Амуре железнодорожным транспортом. Эти корабли были сданы флоту в 1938 г. и 1940 г. соответственно.
Тихоокеанские крейсера отличались от «Максима Горького» и «Молотова» наличием 8 х 1-85 мм артустановок 90К (вместо 100 мм Б-34), а также 15 х 1-37 мм автоматов 70К (вместто 45 мм полуавтоматов 21К) и 2 х 4-12,7 мм пулеметов системы Виккес (вместо ДК). Катапульты были установлены на них только после войны. Полное водоизмещение этих кораблей превысило 10000 т, скорость полного хода при сдаче КРЛ «Калинин» составила 32,2 уз при мощности ГТЗА 109500 л.с., а дальность плавания 16.5 уз ходом — 3100 миль.
КРЛ «Молотов» к началу Великой Отечественной войны был единственным кораблем советского флота, оснащенным РЛС (типа «Редут-К»). В период войны его зенитное вооружение также было усилено: в дополнение к 6 х 1-45 мм полуавтоматам было установлено 13 х 1-37 мм автомата 70-К. Все корабли в годы войны получили импортные РЛС, а также по 2 бомбомета БМБ-1.
В середине 1936 г. в связи с намерением УВМС придерживаться в дальнейшем международных (лондонских) соглашений по легким крейсерам в программу «Крупного морского судостроения» были включены КРЛ со 152 мм артиллерией.
В эскизном проекте 68, разработанном ЦКБ-17 в марте 1938 г. (с использованием ГЭУ пр.26 и 26бис), стандартное водоизмещение КРЛ было получено 9500 т. По результатам его рассмотрения в связи с заведомой невозможностью уложиться в рамки договорных ограничений было решено, не взирая на рост водоизмещения, разместить на корабле четвертую башню ГК и второй КДП, что и было санкционировано Комитетом обороны при СНК СССР летом 1938 г. Технический проект 68 был утвержден 13.07.1939 г. Вскоре были заложены первые корабли типа «Чапаев» этой серии.
После войны достройка пяти кораблей велась по откорректированному ЦКБ-17 с максимально возможным учетом военного опыта проекту 68К (ТТЗ ВМФ на корректировку было выдан весной 1945 г.), утвержденному в январе 1947 г. Им предусматривалось использование новых стабилизированных 100 мм артустановок, усиление зенитной артиллерии, внедрение радиолокационных средств. Из-за исчерпания модернизационных запасов пришлось отказаться от торпедного, бомбометного, авиационного и параванного вооружения, а также уменьшить бронирование боевой рубки. Все пять КРЛ вступили в строй в 1950 г.
С 1937 г. ЦКБ-17 начало разработку проекта 69 тяжелого крейсера -фактически — малого линкора с 305-мм артиллерией. Главным конструктором этого проекта стал Ф.Е.Бесполов. К июню 1958 г. ЦКБ-17 разработало эскизный проект 69 КРТ стандартным водоизмещением 24450 т, имеющего мощность ГЭУ 210000 л.с., скорость хода 33,3 уз, дальность плавания 20 уз ходом 4500 миль, бронирование борта 140 мм, палуб 40 мм + 20 мм. Его вооружение включало 3 х 3-254 мм, 4 х 2-130 мм, 4 х 2-100 мм и 6 х 4-37 мм артустановок, а также 2 гидросамолета с одной катапультой.
Поскольку к этому времени флот уже отказался от создания малого линкора типа «Б», то при рассмотрении проекта 69 Комитетом обороны 29.05.1938 г. тяжелому крейсеру была поставлена новая задача — борьба с германскими линкорами типа «Шарнхорст», имеющими 280-мм орудия ГК. Новое ТТЗ, утвержденное 10.07.1938 г., предусматривало замену 254 мм артиллерии ГК на 305 мм, усиление бронирования. рост стандартного водоизмещения до 31000 т и снижение скорости хода до 32 уз. Эскизный проект был представлен на рассмотрение в октябре 1938 г. После его всесторонней оценки было решено повысить калибр противоминной артиллерии до 152 мм, усилить бронирование и бортовую подводную защиту. Технический проект 69 был завершен ЦКБ-17 в июле 1939 г., но утвержден Правительством только 12.04.1940 г.
Головной тяжелый крейсер “Кронштадт” был заложен в 1939 г. на заводе 194 им. А.Марти, второй корабль «Севастополь» строился в Николаеве на заводе 200 им. 61 Коммунара. Из-за нехватки металла, а особенно брони, отсутствия многих комплектующих (в частности, ГТЗА, разрабатывавшихся Харьковским турбогенераторным заводом им.Сталина, артустановок и т.п.) строительство кораблей велось крайне медленно. С началом войны, в соответствии с Постановлением ГКО от 10.07.1941 г. постройка кораблей была прекращена и более не возобновлялась.
Важнейшими новыми кораблями первой послевоенной десятилетки считались тяжелые крейсера проекта 82 с 305 мм артиллерией главного калибра, по-существу являвшиеся повторением довоенного проекта 69, но на качественно новом техническом уровне. Они являлись для послевоенного периода явным анахронизмом, но были любимым детищем И.В.Сталина, в связи с чем их проектированию и строительству уделялось первостепенное внимание. Разработка проекта 82 сначала велась в ЦКБ-17, а затем была передана в специально образованное ЦКБ-16, которое возглавил Н.Н.Исанин. Главным конструктором проекта 82 был Л.В.Дикович.
Оснащаемый 9 х 305 — мм орудиями ГК (первоначально командование ВМФ ориентировалось на калибр 220-мм), корабль, по настоянию И.В.Сталина, получил скорость полного хода 35 уз, что вынудило проектантов несколько ослабить его бронирование (бортовой пояс — 180 мм, защищавший от 203-мм снарядов с дистанций 12 — 14 км и более).
Единственными иностранными аналогами пр.82 (более слабыми по бронированию) были вступившие в строй в 1944 г. американские “большие” крейсера “Гуам” и “Аляска”, считавшиеся в США неудачными кораблями и выведенные из боевого состава ВМС еще в 1947 г., когда пр.82 только начинал разрабатываться.
Тем не менее, в 1951 — 1952 гг. в Николаеве, Ленинграде и Молотовске состоялась закладка трех крейсеров пр.82 (был выдан заказ и на четвертый). К началу 1953 года они были доведены до готовности ок.19 %, 7,5 % и 2,5 % соответственно. В отличие от довоенной практики было развернуто и производство для них главных механизмов (часть из них была поставлена заводам-строителям), вооружения и другого оборудования. С кончиной И.В.Сталина, уже в апреле 1953 г. строительство этих кораблей было прекращено.
Фактически для защиты крейсеров проекта 82 от нападения авиации и легких кораблей противника было предписано срочно приступить к созданию “средних” крейсеров водоизмещением ок.24000 т, превосходящих американские по калибру артиллерии ГК, дальности ее стрельбы (было принято 9 х 220-мм орудий) и скорости хода (не менее 35 уз).
Идея создания «среднего» крейсера, занимающего промежуточное положение между тяжелыми и легкими крейсерами и вооруженного 180 мм артиллерией (для борьбы с легкими крейсерами противника), появилась у командования ВМФ еще в 1945 г., при разработке предложений по плану военного судостроения на 1946 — 1955 г.г., но была отвергнута И.В.Сталиным. Вторично она возникла в 1947 г., когда по ОТЗ ВМФ на конкурсной основе ЦКБ-17 и ЦКБ-53 выполнили аванпроект КРЛ-22, затем ЦКБ-17 был разработан не получивший развития предэскизный проект ЛКР-22 быстроходного (36 — 38 уз) корабля водоизмещением 16500 — 19500 т уже с 220-мм артиллерией, но слабым бронированием. В 1948 году работы по проекту были прекращены.
Однако, в начале 1951 г. было предписано срочно приступить к созданию быстроходного «среднего» крейсера водоизмещением 24000 т с 220-мм артиллерией и сдать головной корабль в 1957 г. Осенью 1951 г. было утверждено ОТЗ ВМФ на проект 66, а Постановлением Правительства от декабря 1951 г. предусматривалось строительство 4-х кораблей (с закладкой головного в 1953 г.) и сдачей в 1957 — 1959 г.г.
Но работы по этому кораблю ограничились разработкой ЦКБ-17 в 1952 — 1953 гг. эскизного и корректированного эскизного проектов, а также проекта 220-мм орудий и трехорудийных башен. После смерти И.В.Сталина в начале 1954 г., после проведения Военно-Морской Академией исследовательской тактической игры по оценке эффективности корабля пр.66 в бою с крейсером типа “Де Мойн”, давшей однозначно отрицательные результаты.
В итоге, в послевоенный период, как и до войны, наиболее крупными новыми кораблями нашего ВМФ оказались легкие крейсера. Развития легких крейсеров (ЛКР) сопровождалось непрерывным ростом их линейных размеров и водоизмещения. Так, в период I мировой войны легкие крейсера (ЛКР) имели водоизмещение от 3000 до 6000 т, в межвоенный период водоизмещение ЛКР увеличилось до 6000-10000 т, во время II мировой войны крейсера уже имели водоизмещение 10000-12000 т. Проектируемые и построенные ЛКР после войны имели стандартное водоизмещение порядка 12000-16000 т. Рост водоизмещения ЛКР был вызван повышением тактико-технических требований, предъявляемых заказчиком к вооружению, защите, мореходности, дальности плавания, живучести и обитаемости данного класса кораблей. Все это увеличивало сроки и стоимость постройки легких крейсеров, а следовательно замедляло пополнение ими ВМФ.
Первоначально планировалось, достроив 5 кораблей довоенной закладки по пр.68К, построить серию из 7 крейсеров пр.68бис с использованием тех же комплектующих изделий (вооружения и энергетики), что и на предыдущих, но в цельносварных корпусах, а затем — перейти к серийному строительству принципиально новых кораблей по пр.65 (более быстроходных, меньшего водоизмещения с новой энергетикой на повышенных параметрах пара и с новым вооружением).
Было разработано сорок вариантов проекта 65. Но уже в процессе проектирования водоизмещение корабля проекта 65 быстро увеличивалось и находилось в пределах 13500-15000 тонн, что фактически соответствовало большим легким крейсерам.
Однако, вскоре предэскизное проектирование корабля проекта 65 зашло в тупик, поскольку ЦНИИВК и ЦКБ-17 (главный конструктор А.С.Савичев) не удавалось определить технический облик нового крейсера, который при приемлемом для крупносерийной постройки водоизмещении (стандартное — не более 15000 т), качественно отличался бы от своих предшественников. В 1947 г. И.В.Сталиным было дано указание прекратить его проектирование, сосредоточив усилия конструкторов на разработке проектов 82 и 68бис. Поэтому серия крейсеров пр.68бис была увеличена до 24 ед., из которых 14 ед. в 1952 — 1955 гг. были введены в строй, а остальные предполагалось достроить по улучшенному проекту 68бис — ЗИФ, с заменой 37-мм автоматов на 45-мм, с радиолокационным управлением стрельбой и обновленными радиотехническими средствами.
Последней попыткой реанимации направления развития чисто артиллерийских легких крейсеров явилось выданное в феврале 1955 г. ОТЗ на корабль водоизмещением 14000 — 15000 т с универсальной 180-мм артиллерией ГК и двумя вертолетами (пр.84). Помимо традиционных задач легкого крейсера (борьба с крейсерами и эсминцами противника, поражение береговых объектов при содействии приморским флангам армии и высадке морских десантов), в назначении корабля указывалось “зенитно-артиллерийское прикрытие соединений кораблей на переходе морем”. Проектные проработки показали, что стандартное водоизмещение такого корабля составит ок.19000 т, что снова не удовлетворило заказчика и работы по этому кораблю не получили развития. Наступала эра ракетного оружия, в которой новым чисто артиллерийским крейсерам уже не было места.
Технический пр.68бис был утвержден в июне 1947 г., однако в связи с решением (1949 г.) об установке на корабле новых средств радиолокации и связи, его документация, как и часть рабочих чертежей, подверглись корректировке. Строительство КРЛ пр.68бис было развернуто на девяти построечных местах четырех заводов, причем первый корабль серии («Дзержинский») был заложен в конце 1948 г. в Николаеве для проведения в наиболее благоприятных климатических условиях натурного эксперимента по отработке новой технологии сварки корпуса.
Всего был заложен 21 корабль; в 1952 — 1955 г.г. было введено в строй 14 единиц. Начиная с 15-го корабля серии постройка велась по улучшенному проекту 68бис-ЗИФ (с заменой 16 х 2-37 мм автоматов В-11 на 6 х 4-45 мм ЗИФ-68, имевших силовое наведение и РЛС управления стрельбой «Фут-Б», обновлением радиолокации, средств радиосвязи и т.п.). Однако с 1956 г. постройка КРЛ была приостановлена.
Уже с 1946 года предприятиями и организациями Минсудпрома и ВМФ интенсивно велись проработки по размещению ракетного вооружения различного назначения на надводных кораблях, включая крейсера и эсминцы, и подводных лодках. Уже в 1953 году авиация ВМФ начала оснащаться противокорабельными управляемыми самолетами-снарядами КС, велись испытания ракет «Шторм», «Щука», 10ХН и др. Интенсивное развитие ракетного оружие, его внедрение на флоте послужили основной причиной прекращения работ по проектированию и строительству чисто артиллерийских кораблей основных классов, включая малый легкий крейсер. Задача борьбы с легкими силами вражеского флота и авиацией противника постепенно стала возлагаться на управляемое ракетное оружие.
В 1956 — 1959 гг. ЦКБ-17 и ЦКБ-16 по заданиям ВМФ был разработан ряд проектов перевооружения крейсеров проектов 68бис и 68бис-ЗИФ ракетным оружием (корабли пр.67СИ и пр.67 с противокорабельными ракетами, а также проектов 70Э, 70 и 71 с зенитными ракетами), велась разработки крейсера пр.64 с противокорабельным и зенитным ракетным оружием.
Одними из первых крейсеров с управляемым ракетным вооружением стал проект 64, эти корабли предназначались для уничтожения крупных кораблей и разрушения важных береговых объектов, а также участия в ПВО корабельных соединений. Их вооружение включало следующие пусковые установки: три счетверенных пакетных для ракет комплекса П-6, две спаренных ЗРК М-3 (впоследствии М-2бис), две — четыре спаренных ЗРК М-1, а также четыре спаренных 76-мм артустановки ЗИФ-67 с соответствующими системами управления стрельбой. Сдача головного корабля «Кронштадт» заво¬дом 189 намечалась на 1960 г., а остальных шести (заводами 189, 194, 402 и 444) — на 1961-1962 гг.
В пр. 71 предусматривалась замена двух кормовых башен главного калибра двумя спаренными пусковыми установками ЗРК М-2, а прежней 100-мм и 37-мм артиллерии — на четыре двухствольные 100-мм артустановки СМ-52 и четыре счетверенных 57-мм автомата ЗИФ-75 с радиолокационными системами управления. Переоборудование кораблей планировали на заводах 194 (2 единицы), 202 (1 единица, Владивосток) и 497 (1 единица, Севастополь). Головным кораблем был определен легкий крейсер «Адмирал Нахимов», начало государственных испытаний намечалось на 1959 г.
В 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о передаче на слом всех недостроенных крейсеров пр.68бис-ЗИФ (а заодно и крейсера “Адмирал Нахимов”, переоборудовавшегося по пр.71). Основной причиной такого поворота событий явилась господствовавшая в то время эйфория в части возможностей зарождавшегося ракетного оружия и атомных подводных лодок. Частичную модернизацию по пр.70Э прошел в 1956 — 1958 г.г. лишь КРЛ «Дзержинский», использовавшийся в качестве экспериментально-опытового корабля.
В дальнейшем два КРЛ «Жданов» и «Адмирал Сенявин» были в 1971 — 1972 г.г. переоборудованы по пр.68У1 и 68УП в крейсера управления. Кроме того, три корабля («Адмирал Ушаков», «Октябрьская Революция» и «Михаил Кутузов») в 1969 — 1989 г.г. прошли частичную модернизацию по пр.68А с размещением 8 х 2-30 мм автоматов АК-230 с радиолокационными системами управления стрельбой, на них были также частично обновлены средства радиолокации и связи. Остальные крейсера в процессе своей службы проходили лишь плановые ремонты с частичным обновлением радиотехнических средств.
Утвержденная в августе 1956 г. программа военного судостроения на 1956—1960 гг. предусматривала проектирование двух новых кораблей класса крейсеров: легкого крейсера Р (КРЛ-Р) пр. 63 (ЦКБ-17, главный конструктор А. С. Савичев) с АЭУ, предназначенного для уничтожения крупных кораблей и разрушения важных береговых объектов противника; его предполагалось вооружить ПКРК типа П-40 или П-6, стратегическими крылатыми ракетами большой дальности П-20, а также ЗРК ближнего действия типа М-1; корабля ПВО пр. 81 (ЦКБ-16, главный конструктор Н. А. Киселев), предназначенного для ПВО соединений кораблей в море от атак всех видов средств воздушного нападения; его основным вооружением должны были стать ЗРК большой дальности типа М-3.
Кроме того, в 1955-1956 годах ВМФ СССР выдал ОТЗ на разработку проекта с атом¬ной энергетической установкой (АЭУ) крейсера (проект 63) и корабля ПВО с АЭУ (проект 81 А). Крейсер пред¬полагалось вооружить ПКР П-40. стратегическими КР П-20 и ЗРК М-1. Основным оружием корабля ПВО должен был стать ЗРК М-3. В начале 1957 года на совещании, посвященном рассмотрению обоих проектов, главком ВМФ адмирал С.Г.Горшков решил объединить оба проекта в один на базе проекта 63. Министер¬ство обороны это решение утвердило и правительство выпустило соответ¬ствующее постановление, утверждавшее, в свою очередь, основные элементы ТТЗ на корабль проекта 63: стандартное водоизмещение 15 — 16 тысяч т, максимальная скорость 32 уз; вооружение — ПКРК П-40 или П-6 (18-24 ПКР), возможность при¬ема двух стратегических КР П-20, ЗРК М-1 с двумя-четырьмя ПУ, ЗРК М-3 с двумя ПУ, четыре артиллерий¬ские установки калибром 76 мм и две РБУ-2500. Но тогда были большие трудности с созданием атомной энергетической установки необходимой мощности и от продолжения работ по этим кораблям отказались.
После утверждения летом 1958 г. техпроекта нового ракетного эсминца пр. 58 работы по проектам 64, 71, 63 приостановили, а за¬тем постановлением правительства («Об утверждении плана проектирования и программы строительства кораблей ВМФ на 1959— 1965 гг.») от декабря 1958 г. они были прекращены.
При подготовке проекта программы военного кораблестроения на 1959—1965 гг. вновь вернулись к идее создания ракетного корабля ПВО (пр. 1126). Он должен был включаться как флагманский (обеспечивающий централизованное управление средствами ПВО) в состав поисково-ударных групп, предназначавшихся для борьбы с атомными подводными ракетоносцами противника. Тем самым предпринималась очередная попытка обеспечить ПВО групп наших кораблей в океане без создания авианосцев.
Основные элементы корабля ПВО пр. 1126 были утверждены правительством в июне 1959 г. На корабле предусматривались два ЗРК большой дальности М-31, два универсальных ЗРК средней дальности М-11, две двуствольные 57-мм артустановки, два трехтрубных торпедных аппарата для противолодочных торпед, две РБУ-1000, соответствующее радиоэлектронное вооружение, включая систему наведения истребительной авиации. Стандартное водоизмещение ограничивалось 10 000 т, скорость хода 33—34 уз, дальность плавания 24-узловым ходом — 3500 миль. Постановлением от июня 1961 г. разработка технического проекта 1126 была прекращена в целях сосредоточения усилий на создание более перспективных кораблей.
Шестидесятые годы отличались вступлением в строй новых ракетных кораблей различного назначения, советский ВМФ готовился к «выходу в Океан». Основными недостатками первых ракетных кораблей помимо несовершенства самих ракет являлись низкая скорострельность ракетного комплекса, малое число ракет в залпе, отсутствие эффективных средств ПВО. Поэтому уже в 1960 г. ЦКБ-53 выпол¬нило проработки перевооружения кораблей этого проекта ракетным комплексом П-35, не получившие, однако, развития.
Эти недостатки были преодолены в пр. 58 первого в мире спе¬циально спроектированного корабля с противокорабельным и зенитным ракетным оружием. Его разрабатывало ЦКБ-53 в 1956— 1958 гг. (главный конструктор В. А. Никитин). Корабль принципиально нового типа водоизмещением около 5000 т был оснащен ПКРК П-35 с двумя поворотными счетверенными пусковыми установками, пусковые трубы которых являлись штатным местом хранения заправленных топливом ракет. Предусматривалась одна, перезарядка обеих пусковых установок из двух погребов в носовой и кормовой надстройках. Система управления «Бином» с двумя антенными постами на башенноподобных фок- и грот-мачтах обеспечивала формирование залпов из четырех, а впоследствии — из восьми ракет.
ЗРК «Волна» размещался в носовой части, а в кормовой находились две 76-мм артиллерийские установки АК-726 со стрельбовой РЛС «Турель». Целеуказание средствам ПВО обеспечивалось от двух РЛС типа «Ангара». Впоследствии корабли довооружались че¬тырьмя 30-мм автоматами АК-630.
Противолодочное вооружение включало два торпедных аппара¬та для самонаводящихся торпед и две РБУ-6000, целеуказание обеспечивалось ГАС Теркулес-2М»: Предусматривались ВППл для вертолета Ка-25, а также запас авиатоплива для него.
Корабль имел новую КТУ мощностью 2×45 000 л. с, размещенную в двух совмещенных машино — котельных отделениях, разделенных двумя промежуточными отсеками. Эта установка стала типовой для всех последующих котлотурбинных кораблей. Ско¬рость полного хода превышала 34 уз.
Здесь конструкторы ЦКБ-53 успешно показали, что на корабле сравнительно небольшого водоизмещения можно разместить необходимое количество боевых средств, обладающих большой огневой мощью.
В 1962-1965 гг. вступают в строй спроектированные ЦКБ-53 и построенные на заводе 190 им. А.А.Жданова четыре ракетных крейсера типа “Грозный” проекта 58 (водоизмещение ок.5400 т) — первые в мире корабли, оснащенные как противокорабельными крылатыми ракетами (с двумя счетверенными ракетными пусковыми установками), так и зенитным ракетным комплексом (ЗРК). Головной корабль «Грозный» был заложен 23 февраля 1960 г., спущен на воду 26 марта 1961 г. и вступил в строй 30 декабря 1962 г. Постановлением от июля 1962 г. после посеще¬ния корабля Н. С. Хрущевым он был класси¬фицирован как ракетный крейсер.
Тогда же в Северном ПКБ был подготовлен проект 62 эскадренного корабля радиолокационного дозора (гл. конструктор Н.П.Соболев), выполненного в корпусе крейсера проекта 58. Корабль предполагалось оснастить РЛС дальнего обнаружения воздушных целей «Тайфун», систему наведения истребительной авиации, ЗРК «Волна» с боекомплектом 24 ЗУР, 76-мм артиллерию, противолодочные торпедные аппараты и РБУ-6000. К постройке корабля завод 190 приступил, но вскоре строительство было прекращено.
Корабль пр. 1134 «Беркут», ТТЗ на разработку технического проекта которого было выдано ЦКБ-53 в декабре 1961 г., предполагалось создать в корпусе и с котлотурбинной энергетической установкой ракетного крейсера пр. 58. В ходе разработки технического пр. 1134 (главный конструктор В. Ф. Аникиев) выявилась необходимость увеличения размерений корабля, приведшая к росту его стандартного водоизмещения до 5140 т (вместо 4300 т в пр. 58). Соответственно скорость полного хода снизилась до 33 уз. Вооружение корабля включало ПКРК П-35 с четырьмя ненаводящимися пусковыми установками и восемью ракетами (из них четыре в погребах), два новых ЗРК сред¬ней дальности «Шторм», два 57-мм автомата АК-725, а также противолодочные средства, аналогичные принятым в пр. 61, но с двумя трехтрубными торпедными аппаратами и обеспечением постоянного базирования противолодочного вертолета Ка-25 (с размещением его в ангаре).
Корабли строились в Ленинграде на заводе им. А. А. Жданова. Головной корабль пр. 1134 «Адмирал Зозуля» был заложен 26 июля 1964 г. и передан ВМФ 8 октября 1967 г., а четвертый корабль — в 1969 г. В 1977 г. все большие противолодочные корабли пр. 1134 были переклассифицированы в ракетные крейсера.
Уже в 1970-х гг. Северное ПКБ разработало проект 1165 «Фугас» атомного ракетного крейсера с противокорабельным комплексом «Гранит» и высокоскоростного БПК «Бизон» на воздушной подушке со скегами. В связи с намечавшимся ВМФ в то время проектированием второго корабля с атомной энергетической установкой — ракетного крейсера пр. 1165 «Фугас» с ПКР оперативно-тактического назначения (32—48 ракет «Гранит») и УЗРК С-300Ф, постановлением от августа 1971 г. обе разработки были объединены в одну — проектирование атомного противолодочного крейсера с ударным ракетным оружием (с 16 ПКР «Гранит»), т. е. фактически многоцелевого корабля.
К началу 1980-х годов Северное ПКБ разработало: проект 1164 «Атлант» ракетного крейсера типа «Слава» с ПКР «Базальт» большой дальности и ЗРК С-300Ф коллективной обороны; и проект 1144 «Орлан» тяжелого атомного ракетного крейсера типа «Киров» с ПКР «Гранит» и ЗРК большой дальности С-300Ф – первого отечественного боевого надводного корабля с атомной энергетической установкой. Последний стал фактически многоцелевым кораблем, объединившим в себе функции ракетного (проект 1165 «Фугас») и противолодочного крейсеров, не имеющего аналогов в мире.
Первый отечественный боевой надводный корабль с атомной энергетической установкой (проекта 1144 «Орлан») с середины 1960-х годов разрабатывался сначала как атомный сторожевой корабль, предназначенный для длительного непрерывного слеже¬ния за атомными ракетными подводными лодками противника с целью их поражения немедленно после начала военных действий, и приобрел облик тяжелого атомного ракетного крейсера лишь в ходе длившегося почти 10 лет проектирования под руководством Б.И.Купенского.
Первоначально предполагалось, что это будет атомный корабль стандартным водоизмещением около 9000 т, оснащенный универсальным ракетным комплексом (для поражения подводных лодок, воздушных и легких надводных целей), ЗРК самообороны, 57- или 76-мм артиллерией, торпедными аппаратами и РБУ, а также бес¬пилотными вертолетами.
В эскизном проекте (1969 г.) корабль классифицировался как «атомный большой противолодочный корабль», а в решении об его утверждении (1970 г.) уже как «атомный противолодочный крейсер».
В разработанном Северном ПКБ в 1971 г. техническом пр. 1144 впервые в мировой практике было реализовано размещение подпалубных пусковых установок вертикального (УЗРК С-300Ф) и наклонного (ПКРК «Гранит») старта, предусматривалось использование автоматизированного ГАК с антеннами в носовом бульбе и буксируемой, способного обнаруживать подводные лодки в первой дальней зоне акустической освещенности. В ходе разработки рабочих чертежей число размещаемых на корабле ПКР «Гранит» было увеличено до 20 единиц. В июне 1977 г. приказом главкома ВМФ корабль пр. 1144 был переклассифицирован в тяжелый атомный ракетный крейсер.
Стандартное водоизмещение головного корабля составило около 24 000 т, скорость полного хода свыше 30 уз (под резервными котлами до 17 уз), а мощность специально спроектированной для него атомной энергетической установки — 2×70 000 л. с.
Постройка кораблей осуществлялась на Балтийском заводе им. С.Орджони¬кидзе в Ленинграде. Головной тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» (с 1992 года «Адмирал Ушаков») был заложен 26 марта 1973 года и передан ВМФ в декабре 1980 года.
Последующие корабли строились по улучшенному проекту 11442 (главный конструктор Б.И.Купенский, затем В.А.Перевалов). В октябре 1984 года вступил в строй «Фрунзе» (с 1992 года — «Адмирал Лазарев»), в декабре 1988 года — «Калинин» (с 1992 го¬да — «Адмирал Нахимов») и, наконец, «Петр Великий» (до 1992 года «Юрий Андропов»).
На крейсерах проекта 11442 предусматривалась замена ПЛРК «Метель» на «Водопад», 100-мм артустановок на од¬ну 130-мм АК-130 и т. п. На двух последних кораблях 30-мм автоматы заменены на ЗКБР «Кортик», а РБУ-6000- на РПК ПТЗ «Удав-1» и др. Корабли этого типа обеспечивают возможность поражения крупных надводных целей и защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника.
В настоящее время в действующем составе флота имеется два корабля типа «Киров», «Адмирал Нахимов» (постройка завершена в 1988г.) и «Пётр Великий» (1995г.). Два корабля более ранней постройки «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев» выведены из боевого состава флота.
Наряду с разработкой проекта 1144 в целях быстрейшего наращивания флотом потенциала ПКР оперативно-тактического назначения было принято решение создать более простой и менее дорогостоящий ракетный крейсер на базе технических решений серийно строящихся в то время больших противолодочных кораблей.
Еще в 1969 году Бюро выполнило проработку размещения на больших противолодочных кораблях проекта 1134Б двенадцати ПКР П-500 («Базальт») за счет снятия одного УЗРК, торпедного аппарата, РБУ и вертолета. Полученные результаты послужили основой для разработки тактико-технического задания, выданного Север¬ному ПКБ в 1972 году, на эскизный проект 1164 «Атлант» ракетного крейсера. Работы в Бюро развернулись под руководством главного конструктора А.К.Перькова и продолжились под руководством В.И.Мутихина.
В отличие от крейсера проекта 1144 на новом корабле, кроме газотурбинной энергетической установки, установили сначала 12 палубных пусковых установок ПКР П-500, а затем при рассмотрении эскизного проекта в 1972 году их количество увеличили до 16 и заменили 100-мм артиллерию на 130-мм.
В 1974 году был завершен технический проект и 5 ноября 1976 года на заводе им. 61 Коммунара сразу после спуска на воду последнего ВПК проекта 1134Б состоялась закладка головного корабля проекта 1164 «Слава» (в настоящее время — «Москва»). Всего до 1989 года в строй вступило 3 крейсера этого типа. Четвертый — «Адмирал флота Лобов» в марте 1993 года при готовности 75 % был снят со строительства. Постройка еше двух кораблей этого проекта была прекращена в 1990 году.
Из числа незавершенных разработок Северного ПКБ по большим противолодочным кораблям следует отметить проведенные Бюро в 1974-1987 годах работы по кораблю ПВО-ПЛО с атомной, энер¬гетической установкой проекта 1199 (затем 11990) «Анчар» (главный конструктор В.Е.Юхнин), способному обеспечить боевое охранение атомных авианосцев и ракетных крейсеров. Стандартное водоизмещение такого корабля по ТТЗ не должно было превышать 12000 т. С 1977 года в Бюро начала работу группа перспективного проектирования (ГПП), возглавляемая А.К.Шныровым. В этой группе было разработано 24 варианта корабля, отличавшихся составом вооружения, объемом зашиты и типом энергетической установки. Помимо полностью атомной установки, прорабатывались и более легкие по массе варианты комбинированной атомно-газотурбинной установки с резервной форсажной газотурбинной частью. Однако найти приемлемые технические решения по созданию высокоэффективного атом¬ного корабля охранения требуемого водоизмещения в эскизном проекте так и не удалось, и работы в 1990 году прекратили.
Крейсер проекта 1293 разрабатывался параллельно с атомным эсминцем проекта 11990 (потом он дорос до крейсера). Крейсер проекта 1293 должен быть меньше РКР проекта 1144, предназначался для сопровождения атомных авианосцев. Были выполнены только предэскизные проработки, до стадии ТТЗ на эскизный проект не дошел. И вскоре работы по кораблю проекта 1293 были закрыты.
В период с 1977 по 1981 год в Северном ПКБ велись проработки высокоскоростного (50 уз) большого противолодочного корабля проекта 10210 «Бизон» на воздушной подушке со скегами, а в 1981-1985 годах — корабля с малой площадью ватерлинии (КМПВ) проекта 12000 «Тюлень». На основе выполненных технических проработок в Бюро в период 1986-1990 годов были разработаны эскиз¬ные проекты авианесущих КМПВ по темам «Дельфин» и «Меркурий». Однако эти проекты тоже не получили развития. В проектировании механических установок для КМПВ принимал участие Н.Н.Зубов.
На заключительном этапе существования Советского Союза Северным ПКБ началось проектирование корабля следующего поколения, носителя новейшего оружия XXI века. В период 1988-1992 годов были разработаны эскизный и технический проекты эсминца проекта 11000. Главный конструктор И.И.Рубис, заместители главного конструктора — Ю.П.Романов, Б.П.Дегтярев. Главный наблюдающий от ВМФ — С.Н.Сургаев.
С 1991 года началось сокращение Государственного оборонного заказа. Прекратили свою деятельность многие предприятия-контрагенты Северного ПКБ. Вследствие тяжелых экономических условий дальнейшее проектиро¬вание 11000 было прекращено.
Затем, к середине 1990-х, появился еще один вариант пр. 11000 с более новым составом вооружения. Водоизмещение корабля изменилось незначительно: стандартное — 9220 т, полное — 10900 т. Длина корабля осталась прежней. Артиллерийское вооружение осталось прежним, как и ПКР «Оникс». А вот зенитное вооружение поменялось. На корабле был установлен комплекс ЗРК «Полимент-Редут» и «Кортик» заменен на «Палаш». Обе системы в дальнейшем не были доработаны до стадии принятия на вооружение, так что этот вариант корабля так же не состоялся.

Сейчас разговоры о крейсерах даже не ведутся, самым крупным надводным кораблем новой постройки в обозримом будущем станет многоцелевой надводный корабль или эскадренный миноносец создаваемый по ОКР «Лидер», это уже корабль 1-го ранга, да водоизмещение данного корабля явно крейсерское – порядка 15000 – 18000 тонн.
Планы по созданию проекта 23560 «Лидер» нового многоцелевого эскадренного миноносца были впервые сообщены 19 июня 2009 г., тендер по новому проекту состоялся в конце 2009 г., и сразу начались конструктивно-опытные, научные и исследовательские работы по созданию нового облика проектируемого корабля.
Но работы и финансирование ОКР «Лидер» затянулись, и в годовом отчете АО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург) за 2019 год сообщается об отсутствии в бюро дальнейшего ведения проектных работ по перспективному эскадренному миноносцу проекта 23560 (шифр «Лидер») и по завершению этапа эскизного проектирования. В Северном ПКБ считают перспективными для предприятия эскадренные миноносцы проекта 23560, предусмотренные Программой кораблестроения в качестве корабля океанской зоны на среднесрочную перспективу.
ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ранее – ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова) прорабатывает облик эсминца нового поколения, один из вариантов которого получил обозначение проект 23560Э «Шквал». Но реальный многоцелевой корабль класса «эсминец» в отечественном судостроении до сих пор не создан.

Одновременно продолжается модернизация ранее построенных атомных крейсеров проекта 11442. Технический проект 11442М был начат Северным ПКБ в августе 2013 года, а рабочая документация стала готовится с марта 2014 года. По ряду предположений, высказанных ранее экспертами, крейсера проекта 1144 «Орлан» в ходе модернизации получат на вооружение ударные ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр» (последний включает в себя крылатые ракеты для высокоточных ударов по наземным целям), а также новый зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут».
Летом 2018 года стало известно, что министерство обороны внесло существенные изменения в техническое задание по модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Тогда срок передачи корабля был определен в 2021-2022 годах. Это было связано с завершением ряда опытно-конструкторских работ, которых связанных с проектом 11442М было 18.
В годовом отчете АО «Северное проектно-конструкторское бюро» за 2019 год, опубликованного на сайте предприятия www.severnoe.com, сообщается, что АО «Северное ПКБ» была завершена разработка рабочей документации и разработка первой очереди эксплуатационной документации корабля проекта 11442М. Так же была выполнена разработка конструкторской документации и осуществлено техническое сопровождение строительство корабля проекта 11442М.
Атомный крейсер получит унифицированные пусковые установки и сможет нести различные типы ракет после модернизации. Речь идет в том числе о ракетах «Калибр» и «Циркон».
Ударные комплексы с гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон», которые могут быть установлены на тяжелых атомных ракетных крейсерах ВМФ России, существенно усилят ударный потенциал этих кораблей, включая возможность активного противодействия авианосным соединениям НАТО и воздействие на важные и чувствительные для военного потенциала и экономики наземные объекты инфраструктуры противника.
В 2020 году планируется завершить подготовку приемо-сдаточной и эксплуатационной документации для кораблей проекта 11442М.

Рукопись подготовленная А.В.Карпенко 2007 года для книги «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, дополнено другими материалами

Источники:
1. «Корабелы – Родине». Под ред. Г.Г.Пуляевского. Л: Судостроение, 1981
2. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил
3. История отечественного судостроения. Т.4: Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны (1925-1945 гг.)/В.Ю.Грибовский, А.А.Нарусбаев, И.И.Черников – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 560, ил
4. дмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996. СПб: Гангут, 1996

Статьи, публикации ведущих специалистов и руководителей предприятий судостроительной промышленности, реклама, информационные сообщения и материалы музеев и архивов ЦВММ, ОАО «Адмиралтейские верфи», ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, ОАО «Невское ПКБ», ОАО ОАО «Балтийский завод» и др.

РАКЕТНЫЕ КРЕЙСЕРА
ЛЕГКИЕ КРЕЙСЕРА ПРОЕКТА 68
ТЯЖЕЛЫЕ КРЕЙСЕРА
ЛЕГКИЕ КРЕЙСЕРА
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap