ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫЙ ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ КР-860 «КРЫЛЬЯ РОССИИ». WIDE-BODY LONG-HAUL AIRCRAFT KR-860 «WINGS OF RUSSIA»



ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫЙ ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ

САМОЛЕТ КР-860 «КРЫЛЬЯ РОССИИ»

WIDE-BODY LONG-HAUL AIRCRAFT KR-860 «WINGS OF RUSSIA»

Проработки сверхтяжелой пассажирской машины велись с начала 1990-х годов АНТК им. Туполева. В 1997 г. в ОКБ Сухого под руководством Генерального конструктора М.П.Симонова началась разработка сверхтяжелого пассажирского и транспортного самолета КР-860 (СКД-717) «Крылья России». Главный конструктор самолета – А.Х.Каримов.
860 означает расчетное количество пассажиров в трехклассной компоновке, а в одноклассной он мог бы вмещать до 1000.
КР-860 должен был стать самым большим самолетом в мире: даже крупнее, чем Ан-225 «Мрия» — длина фюзеляжа 80 метров, размах крыла — 88 метров и максимальная взлетная масса в 650 тонн и при этом дальность в 12-15 тыс. км.
В процессе разработки применялись последние достижение аэродинамики, автоматики, конструкционных материалов. При этом для достижения оптимальной степени технического риска и стоимости разработки они полностью отказались от непроверенных технических решений и концепций, экзотических аэродинамических схем. Аэродинамика самолета отрабатывались совместно с ЦАГИ.
Машина выполнена по нормальной аэродинамической схеме со стреловидным низкорасположенным крылом. Несмотря на кажущийся «традиционализм» облика, тщательно проработанная аэродинамическая компоновка самолета, выработанная с привлечением специалистов ЦАГИ, обеспечивает достаточно высокое крейсерское аэродинамическое качество — порядка 19,5. Для сравнения, у «рекордсменов» прошлых лет в области аэродинамического совершенства — стратегических бомбардировщиков Боинг B-52 и 3М В.М.Мясищева этот показатель (при значительно более тонком фюзеляже) не превышал 18,0-18,5.

На внутреннем рынке маршрутов, на которых был бы востребован такой самолет, не было в девяностых, да нет и сейчас, поэтому машину разрабатывали сразу с прицелом на экспорт. Пассажирский вариант КР-860 ориентирован, в значительной степени, на внешний рынок, где потребность в подобных машинах становится все более очевидной. Ожидается, что он должен заинтересовать, в первую очередь, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Китай, Индию. В этой связи рассматривается возможность «интернационализации» программы, привлечения к участию в ней зарубежных партнеров. Первые шаги в этом направлении уже делаются.
Для России значительно большее значение может иметь грузовой вариант «Крыльев России». КР-860 предполагается оснастить кормовой аппарелью и откидывающейся вверх носовой частью фюзеляжа. В российских ВВС такой самолет может прийти на смену стратегическому военно-транспортному самолету Ан-124 «Руслан».
Впервые на отечественных транспортных самолетах предполагается применить крыло со складывающимися консолями (как на истребителях корабельного базирования), что позволит значительно уменьшить стояночные габариты машины. В результате КР-860 мог занимать на земле не больше площади, чем значительно меньший по размерам Боинг 747. В серийных пассажирских самолетах такое решение появилось только 20 лет спустя — Boeing-777X.
Самолет должен был оснащаться четырьмя двигателями CF6-80E1 (по два таких ставят на Airbus A330). На всякий случай продумали и импортозамещение: двигатели ПС-90 (от Ил-96) и разрабатываемые тогда же НК-93, но в количестве восьми штук.

Для варианта самолета КР-860, предназначенного для транспортировки сжиженного газа, оптимальным представляется оснащение его двигателями, работающими на перевозимом газе (в России имеется достаточно большой научно-технический задел по созданию таких двигателей).
Применение последних достижений в области авионики позволяло сократить летный экипаж КР-860 до двух-трех человек. Машину предполагалось оснастить цифровой многократно резервированной электродистанционной системой управления.
Пассажирский двухпалубный вариант «Крыльев России» был способен перевозить на дальность порядка 12000-15000 км до 860 человек (при трехклассной компоновке).
При этом посадка и высадка людей значительно облегчены за счет оснащения лайнера несколькими встроенными широкими опускающими трапами. Подобное техническое решение снижает зависимость самолета от наземной инфраструктуры.
Расчеты показывают, что «летающий танкер» на основе КР-850 мог бы стать своеобразным воздушным мостом длиной 1000-1500 км между северными месторождениями и «южными» районами страны с развитой транспортной инфраструктурой.

При создании «Крыльев России» предлагалась широкая внутрироссийская кооперация. В 1997 г. уже велись переговоры между ОКБ Сухого, Туполева и Яковлева о совместных работах по созданию такого самолета. В частности, опыт АНТК им. Туполева окажется незаменимым при разработке варианта машины, использующего в качестве топлива сжиженный газ. Производство КР-860 могло быть организовано на Казанском авиационном заводе, имеющем большой опыт постройки тяжелых, наиболее современных для своего времени летательных самолетов Ту-22, Ил-62, Ту-204, Ту-160. Возможно участие в программе и других авиастроительных предприятий страны. По оценкам ОКБ, в случае принятия решения о начале полномасштабной работы по программе, первый серийный самолет КР-860 мог быть построен через 6-6,5 лет. При этом стоимость одной машины оценивается в 160 млн. долл. США, что несколько меньше, чем стоимость А3ХХ (более 200 млн. долл.). Вся же программа создания самолета оценивалась примерно в $5-5,5 млрд. В эту сумму входит проведение сертификации, постройка опытного самолета и проведение технологической подготовки производства. Примерно такую же стоимость имеет разработка лишь одного нового северного месторождения.
Стоимость лайнера оценивалась в $160 млн.
Проект КР-860 был представлен на авиасалоне «Ле Бурже-99». Завершение разработки аванпроекта КР-860 планировалось к концу 1999 года.
Создание «Крыльев России» не получило поддержки Правительства РФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса максимальная взлётная — 620—650 тонн
Максимальная полезная нагрузка — 300 тонн
Размах крыла — 88 м
Размах крыла со сложенными консолями — 64 м
Длина — 80 м
Площадь крыла — 700 м²
Силовая установка
Число двигателей 4 или 8
Двигатель ТРДД CF6-80E или ТРДД ПС-90
Тяга двигателей, кгс 4 х3 0000-34000 или 4 х 2 х 16000
Крейсерская скорость — 1000 км/ч
Практическая дальность — 12−15 тыс. км
Аэродинамическое качество — 19,5
Пассажировместимость, чел
• в трехклассной компоновке 860
• в экономическом классе до 950 (860-1000)

Источники: www.testpilot.ru, zen.yandex.ru/media/, avia.pro, ru.wikipedia.org, www.aviaport.ru и др.

НЕСБЫВШИЕСЯ «КРЫЛЬЯ»: САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ РОССИЙСКИЙ САМОЛЕТ, КОТОРЫЙ НЕ СМОГ ВЗЛЕТЕТЬ
ОКБ «СУХОГО»


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap