КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ, КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМЫ РОССИИ. НОВОСТИ 2017. THE SPACE INDUSTRY, SPACE PROGRAM AND SYSTEM OF RUSSIA. NEWS 2017

КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ, КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМЫ РОССИИ. НОВОСТИ 2017

THE SPACE INDUSTRY, SPACE PROGRAM AND SYSTEM OF RUSSIA. NEWS 2017

23.05.2017

22 мая 2017 года президент Владимир Путин провёл совещание по вопросам развития космической отрасли страны. Основные темы – реализация Федеральной космической программы, возможности ввода новых типов ракет, совершенствование системы дистанционного зондирования земли.
По оценкам экспертов, в ближайшие годы спрос на услуги по предоставлению данных, полученных с помощью дистанционного зондирования Земли, существенно возрастёт. Россия в этой сфере, как известно, обладает неоспоримыми конкурентными преимуществами, и нам необходимо использовать их по максимуму, — сказал президент.
«Прежде всего для этого следует наращивать орбитальную группировку, обеспечивающую дистанционное зондирование. К 2020 году в её составе должно действовать не менее 15 космических аппаратов. Это позволит проводить съёмку территории России и всего земного шара», — отметил В.Путин.
ВТС «БАСТИОН»

КОСМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ (ДЗЗ)

01.07.2017

Сегодня исполняется 35 лет со дня запуска первого отечественного спутника «Космос-1383» с аппаратурой международной спутниковой поисково-спасательной системы КОСПАС-САРСАТ. Компании холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») с момента основания системы занимаются разработкой и созданием для нее специальной бортовой и наземной аппаратуры. Эффективная работа КОСПАС-САРСАТ помогла спасти уже более 40 тысяч человеческих жизней.
Сегодня международная спутниковая система поддержки поисково-спасательных операций КОСПАС-САРСАТ в режиме реального времени отслеживает сигналы бедствия судовых, авиационных и персональных аварийных радиомаяков, помогает определять их географические координаты и информировать поисково-спасательные службы. Система ежегодно обеспечивает спасение сотен человеческих жизней и во многих странах является составной частью национальной инфраструктуры поиска и спасания.
Для работы системы используется группировка из более 30 низко- и среднеорбитальных, а также геостационарных космических аппаратов, оснащенных оборудованием для обработки и ретрансляции сигналов аварийных радиомаяков. Сегодня во всем мире используются 1,7 миллиона радиобуев, сигнал с которых принимают спутники орбитальной группировки. Информация сбрасывается на наземные станции, а через них поступает в специальные координационные центры системы.
Главный конструктор систем поиска и спасения РКС Александр РОМАНОВ: «Разработанная в РКС аппаратура системы КОСПАС-САРСАТ установлена на бортах космических аппаратов дистанционного зондирования Земли «Электро-Л» №1 и №2, двух аппаратов системы «Глонасс», и планируется к размещению на борту космических аппаратов «Метеор-М» №2-1 и №2-2. Комплекты аппаратуры нового поколения планируется установить и на аппаратах «Метеор-М» № 2-3 и № 2-4».
Перспективная аппаратура системы в будущем также будет размещена на нескольких новых российских спутниках. Продолжаются работы по созданию новейшего комплекса наземных средств с улучшенными характеристиками для замены техники предыдущего поколения.
Проект КОСПАС-САРСАТ основан четырьмя странами – сторонами Соглашения о международной программе (Россия, Канада, Франция и США). Сегодня система объединяет десятки стран. Доступ к ней является открытым, а использование — безвозмездным для терпящих бедствие.
Российские космические системы

18.08.2017

Российские члены экипажа Международной космической станции (МКС) Федор Юрчихин и Сергей Рязанский во время выхода в открытый космос запустили новый российский профессиональный спутник нанокласса ТНС-0 №2. Космический аппарат построен на базе разработанной специалистами холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») унифицированной платформы, которую в будущем планируется использовать для создания серии отечественных малоразмерных космических аппаратов.
Универсальная наноспутниковая платформа, созданная в РКС по заказу РКК «Энергия», была доставлена на борт МКС транспортным кораблем «Прогресс» в июне этого года. Масса аппарата со всеми служебными системами составляет всего 4 кг, при этом он может брать на борт до 6 кг полезной нагрузки. Отличие ТНС-0 №2 от так называемых студенческих наноспутников состоит в том, что при его создании и тестировании были выполнены все требования, предъявляемые к «большим» космическим аппаратам. Это же относится к установленным на борту аппарата приборам.
Как ожидается, спутник проработает на орбите от 3 до 5 месяцев. За это время он соберет и передаст на Землю огромный объем информации. При этом стоимость этой информации будет в разы ниже, чем если бы ее получили при помощи традиционных, крупных космических аппаратов.
На борту спутника установлено разработанное в РКС экспериментальное навигационное, энергетическое, датчиковое и вычислительное оборудование, которое в ходе полета
ТНС-0 №2 пройдет полный цикл испытаний и получит сертификат летной годности для установки на другие космические аппараты.
Кроме того, важной задачей ТНС-0 №2 станет сбор телеметрической информации для ученых из Института прикладной математики им. Келдыша, которые работают над созданием программного обеспечения для активной системы ориентации космического аппарата. Собранные спутником данные будут использоваться для тестирования построенной специалистами института компьютерной модели.
Интерес к перспективному российскому аппарату уже проявил НИИ ядерной физики МГУ, Институт космических исследований РАН, Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ и Институт медико-биологических проблем РАН.
Заказчик разработки наноспутниковой платформы, РКК «Энергия» совместно с Институтом медико-биологических проблем рассматривает возможность исследования при помощи созданной в РКС наноспутниковой платформы влияния на биологические образцы факторов космического пространства. На МКС такие эксперименты проводятся уже давно, но для определенных исследований необходимо, чтобы образцы были в открытом космосе, а не на борту станции. Кроме того, РКС и РКК «Энергия» совместно готовят эксперимент по отработке автономной системы терморегуляции для аппаратов нанокласса на основе микромеханических актюаторов.
Российские космические системы

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ МКС

23.09.2017

Правительство утвердило федеральную целевую программу «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации». Об этом сообщается в четверг на сайте кабмина.
«Программа направлена на реализацию государственной политики в области космической деятельности путем создания на территории России полнофункциональной наземной космической инфраструктуры для обеспечения пусков всех типов отечественных и перспективных ракет-носителей и запусков космических аппаратов в интересах социально-экономического развития, научных исследований, обеспечения обороны и безопасности государства, реализации международных и коммерческих проектов», — говорится в сообщении.
Как отмечается на портале правительства, в рамках программы, в частности, планируется создать научно-технический задел для перспективных космических комплексов и систем; создать на космодроме Восточный космический ракетный комплекс тяжелого класса для выведения автоматических космических аппаратов; реконструировать эксплуатируемые и создать новые технические комплексы и объекты инфраструктуры космодрома Плесецк; построить жилье и инфраструктуру в городах Циолковском (Амурская область) и Мирном (Архангельская область).
«Государственным заказчиком — координатором программы определена госкорпорация «Роскосмос», государственными заказчиками программы — госкорпорация «Роскосмос», Минстрой, Минобороны и ФМБА России», — пояснили в правительстве.

31.10.2017

Госкорпорация «Роскосмос» заказала разработку орбитальной атомной электростанции, способной с помощью лазерного луча передавать энергию на расстоянии для подзарядки других спутников. Об этом говорится в тексте техзадания, поступившего конструкторскому бюро «Арсенал».
Согласно документу, разработчик должен представить проект орбитальной АЭС, варианты ее размещения, схемы запуска в космос и другие характеристики.
«Для определения вариантов проектного облика космического комплекса и обеспечения возможности его поэтапного создания допускается рассматривать уровни выходной электрической мощности ядерной энергоустановки от 100 кВт до 1000 кВт», — приводят «Известия» слова из текста техзадания.
Издание отмечает, что ранее успешный наземный эксперимент по передаче электроэнергии на 1,5 км посредством лазерного луча провела ракетно-космическая корпорация «Энергия».
Известия.ру

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ С ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ МОЩНОСТЬЮ БОЛЕЕ 100 КВТ

31.10.2017

Аппарат-инспектор отделился от малого космического аппарата в ходе эксперимента по исследованию отечественного спутника, запущенного с аппарата-платформы. Об этом в понедельник сообщили в Минобороны РФ.
По информации ведомства, 23 июня 2017 года с космодрома Плесецк был осуществлен запуск космического аппарата-платформы, разработанной в интересах Минобороны России для проведения научного эксперимента по исследованию отечественного спутника средствами малого космического аппарата, запущенного с этой платформы.
«Сегодня в продолжение эксперимента от малого космического аппарата проведено отделение космического аппарата-инспектора. Инспектор способен с помощью специальной аппаратуры диагностировать техническое состояние отечественного спутника с минимально возможного расстояния. Полученная информация будет передана на Землю для детального анализа и принятия решения о восстановлении работоспособности исследуемого космического объекта», — сказали в Минобороны.
Ранее в российском военном ведомстве сообщали о запуске 23 июня с Плесецка спутника «Космос-2519». Он представляет собой космическую платформу, на которой могут размещаться различные варианты полезной нагрузки. На аппарате установлено оборудование для дистанционного зондирования Земли, аппаратура для съемки космических объектов.

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ –ИНСПЕКТОР

03.11.2017

Генеральный директор «Роскосмоса» Игорь Комаров и руководитель Государственного космического управления КНР Тан Дэнцзе в среду подписали программу развития сотрудничества в космической сфере на 2018-2022 годы. Подписание документа произошло в рамках визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Китай.
Соглашение предусматривает сотрудничество в сфере ракето- и двигателестроения, зондирования Луны и Марса, а также исследования дальнего космоса и в других областях.
В понедельник Медведев уже провел неформальную встречу с Ли Кэцяном и ответил на вопросы китайских пользователей интернета. Российский премьер заявил, что РФ рассчитывает на сохранение темпов роста товарооборота с Китаем, который по итогам восьми месяцев увеличился на 35%. Он также не исключил, что Россия облегчит визовый режим для китайских туристов, поток которых в РФ растет и значительно превышает миллион человек в год.

НОВЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КИТАЯ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

30.12.2017

Ракетные двигатели РД-107А/108А и НК-33А, произведенные на ПАО «Кузнецов», самарском предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Госкорпорацию Ростех), в уходящем 2017 г. обеспечили 15 запусков космических ракет-носителей (РН) типа «Союз» с космодромов Байконур, Восточный, Плесецк и Куру (Гвианский космический центр, ГКЦ).
В ходе 14 из 15 пусков ракет (в составе РН «Союз-СТ-А», «Союз-СТ-Б», «Союз-У», «Союз-ФГ», «Союз-2-1а», «Союз-2-1б», «Союз-2-1в») на I и II ступенях отработали двигатели РД-107А/108А, а в одном случае (при запуске РН Союз-2-1в) – двигатель НК-33А. Эти ракеты-носители выводили на орбиту космические аппараты Роскосмоса (в том числе, экспедиции на МКС), Минобороны России, спутники коммерческого назначения.
Двигательными установками РД-107/РД-108 оснащаются I и II ступени всех ракет-носителей типа Р-7 (в том числе и РН типа «Союз») начиная с 1958 года. В настоящее время данные двигатели серийно производятся в ПАО «Кузнецов» при конструкторском сопровождении разработчика АО «НПО Энергомаш». Каждая деталь изделий для космических программ, а затем и сам двигатель перед сдачей заказчику проходит трехступенчатый контроль качества. Статистическая надежность изделий превышает 99,9%.
С 1961 года произведенные на ПАО «Кузнецов» ракетные двигатели испытываются на собственной испытательной базе — обособленном подразделении «Винтай».
Жидкостный ракетный двигатель НК-33А является модификацией базового двигателя НК-33 — первого в мире в своем классе, выполненного по замкнутой схеме, работающего на компонентах кислород-керосин, имеющего многоразовый запуск и многократное применение. Он отличается надежностью и совершенством технических параметров, демонстрирует максимальное отношение тяги к массе среди современных двигателей.
Объединенная двигателестроительная корпорация

ОБЪЕДИНЕННАЯ ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

30.12.2017
РОСКОСМОС-2017. ИТОГИ

В 2017 году Госкорпорация «РОСКОСМОС» осуществила 20 успешных пусков в интересах государственных и коммерческих заказчиков с космодромов БАЙКОНУР, ПЛЕСЕЦК и из Гвианского космического центра (Куру). По программе Международной космической станции (МКС) РОСКОСМОС выполнил 7 пусков – 4 запуска транспортных пилотируемых кораблей «Союз МС» и 3 запуска транспортных грузовых кораблей «Прогресс МС».
В 2017 году процент аварийности запусков снизился по сравнению с 2016 годом на 0,2%; по сравнению с 2015 годом – на 2,1%, составив в 2017 году 4,8%.
В 2017 году установлен российский рекорд по одновременному запуску 73 космических аппаратов (КА) с доставкой на 3 разные орбиты – с космодрома БАЙКОНУР с использованием РН «Союз-2.1а» с РБ «Фрегат» был успешно осуществлен запуск КА «Канопус-В-ИК» и попутной полезной нагрузки. На КА «Канопус-В-ИК» впервые установлена отечественная целевая аппаратура, позволяющая получать изображения поверхности земли не только в видимом, но и в инфракрасном диапазоне спектра, что дает возможность обнаруживать даже небольшие очаги пожаров в широкой полосе захвата.
2017-й год стал ГОДОМ СПУТНИКА, годом 60-летия старта космической эры человечества, когда Россия и весь мир вспоминали и чествовали тех, кто 4 октября 1957 года осуществил успешный запуск первого искусственного спутника Земли, ИСЗ-1.
Правительство России утвердило Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие космодромов на 2017-2025 годы». Госкорпорация продолжила системные изменения на предприятиях и в организациях ракетно-космической отрасли – системы качества, производственной системы, формирования кадрового резерва и финансовых преобразований.
Предприятия и организации ракетно-космической отрасли в 2017 году в полном объеме выполнили задания государственного оборонного заказа в части изготовления и поставки Минобороны России боевой ракетной техники.
В 2017 году принята концепция развития пилотируемой космонавтики России, где определена новая роль ракеты-носителя (РН) «Союз-5». Эта перспективная РН будет использоваться для пилотируемых миссий (с космическим кораблем ФЕДЕРАЦИЯ) и станет основой для отечественной РН сверхтяжелого класса (СТК). Российская СТК впоследствии будет использоваться также и при создании международной лунной орбитальной станции. Ведется модернизация РН «Ангара-А5», которая в начале 2020 годов должна стартовать с космодрома ВОСТОЧНЫЙ.
Базовые финансово-экономические показатели имеют позитивный тренд. По предварительному прогнозу, чистая прибыль предприятий, входящих в периметр Госкорпорации «РОСКОСМОС», в 2017 году в 4 раза превысит показатель 2016 года и составит порядка 13 млрд рублей.
РОСКОСМОС продолжает работать над достижением целевых показателей в области качества и надежности ракетно-космической техники (РКТ); в апреле 2017 Наблюдательный совет Госкорпорации утвердил комплексную программу повышения качества. Цель – повышение доли успешных запусков РН к 2025-му году до 99% и увеличение срока активного существования и гарантийных сроков космических аппаратов (КА) на 25 – 30%.
В 2017 году РОСКОСМОС продолжил расширение и укрепление международных связей. Развивается сотрудничество на МКС. До 2024 года здесь будет проведено не менее 290 научных экспериментов, из них 90 уже успешно завершены, 78 в стадии реализации и 122 готовится к отправке на МКС. Центр подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А.Гагарина продолжает готовить к полету космонавтов и астронавтов. 15 декабря 2017 года РОСКОСМОС завершил прием заявлений и документов от претендентов в отряд космонавтов, части которых предстоит участвовать и в Лунной программе, испытывать новый космический корабль РКК «Энергия» ФЕДЕРАЦИЯ. Подано более 400 заявок – 80 женщин и 320 мужчин; на очный этап отбора уже приглашены 80 человек, более 60 заявок находится на рассмотрении.
Подписано совместное заявление о сотрудничестве в области исследования и освоения дальнего космоса между РОСКОСМОСОМ и NASA. Подтверждено намерение использовать МКС как основу для продолжения исследования космоса и взаимодействие в рамках международной лунной программы: создание окололунной посещаемой платформы Deep Space Gateway (DSG), унификация стандартов, научные миссии на окололунной орбите и на поверхности Луны. Также подтверждена возможность вовлечения российских РН для создания инфраструктуры лунной станции, основные работы по созданию которой стартуют в середине 2020-х годов.
Расширяется сотрудничество и с Европейским космическим агентством (ESA). РОСКОСМОС и ESA начали реализацию второго этапа совместного проекта «ЭкзоМарс» – отправной точки партнерства в освоении дальнего космоса; углубляется взаимодействие в исследованиях Луны – завершается подготовка проекта Соглашения о сотрудничестве в программе МКС и проекте DSG.
ГосДума РФ приняла закон о ратификации Соглашения Правительств России и Китая о мерах по охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в создании и эксплуатации средств выведения и наземной космической инфраструктуры – ратификация обеспечит прозрачные и понятные механизмы предотвращения несанкционированного доступа к охраняемым технологиям.
В рамках двустороннего сотрудничества РОСКОСМОСА и мировых космических агентств подписаны программы, меморандумы, заявления о намерениях и планы-графики работ с Вьетнамской академией науки и технологий, Итальянским космическим агентством, Институтом современных технологий имени А.Кларка (Шри-Ланка), Германским центром авиации и космонавтики. РОСКОСМОС открыл: оптико-электронный комплекс по обнаружению космического мусора в Итажубе (Бразилия), наземную станцию сбора измерений системы ГЛОНАСС в Манагуа (Никарагуа), российскую квантово-оптическую станцию «Сажень-ТМ» в радиоастрономической обсерватории «ХартРАО» (ЮАР).
ГЛАВКОСМОС (дочерняя компания РОСКОСМОСА) заключил контракты с Арианэспас и Старсем на запуски КА группировки OneWeb с использованием РН «Союз» – уже законтрактовано 9 запусков с выведением 10-ти КА OneWeb при первом запуске и по 32-36 КА при каждом последующем. Продолжается работа по заключению новых контрактов на оказание пусковых услуг в рамках реализации программы OneWeb. ГЛАВКОСМОС и его дочерняя компания «Главкосмос пусковые услуги» подписали два новых контракта с Республикой Корея на запуски КА «CAS500-1» и «CAS500-2».
РОСКОСМОС укрепляет взаимодействие и со странами СНГ – ратифицировано Соглашение Правительства РФ и Правительства Республики Армения о сотрудничестве в области космоса, подписан Меморандум о намерениях по созданию российско-белорусского КА ДЗЗ с Национальной академией наук Беларуси; введена в эксплуатацию 1-ая унифицированная станция сбора информации (УССИ) в Астане (Республика Казахстан), утверждены Дорожная карта и Условия реализации проекта «Байтерек», предусматривающие начало летных испытаний комплекса в 2022 году и возможность запусков пилотируемых транспортных кораблей.
Первая ежегодная конференция по Производственной системе РОСКОСМОСА и управлению проектами подтвердила продвижение в реализации задач, необходимых для создания современной техники: снижение операционных расходов и уровня запасов, сокращение сроков реализации опытно-конструкторских работ и системное повышение надёжности продукции. К «дорожной карте» построения Производственной системы РОСКОСМОСА присоединились РКК «Энергия», НПО Автоматики, НПО «Энергомаш», НПО «Искра», НПО им Лавочкина, ИСС им Решетнева, РКЦ «Прогресс», ЦЭНКИ (Космодромы России) и НПЦАП. На конец 2017 года экономический эффект от реализации проектов Производственной системы РОСКОСМОСА составил более 1,5 млрд. рублей.
РОСКОСМОС внедряет меры по совершенствованию стандартизации РКТ; значительно ускорилась актуализация документов, достигнуты целевые показатели Концепции развития национальной системы стандартизации РФ до 2020 года; завершается создание системы стандартизации РОСКОСМОСА.
Космическая деятельность – один из драйверов развития экономики, и синергия государственных и коммерческих интересов уже в ближайшие годы приведет к расширению деятельности РОСКОСМОСА. Госкорпорация диверсифицирует производства и занимается коммерциализацией. В 2017 году с успехом прошла Первая конференция КОСМОС КАК БИЗНЕС, где обсуждались новые возможности взаимодействия РОСКОСМОСА и коммерческих структур, развитие космических сервисов России на международных рынках и будущее мирового космоса. РОСКОСМОС уже развивает проекты с частным бизнесом, которые дадут возможность нашей стране занять новые позиции на мировом рынке. Этому будут способствовать в том числе и создание коммерческого оператора геоинформационных и навигационных сервисов в рамках ЦИФРОВОЙ ЗЕМЛИ, решения для точного земледелия (с группой Русагро), создание оператора спутникового интернета (с OneWeb), глобальная инфокоммуникационная спутниковая система в рамках «Цифровой экономики», инфраструктура для продвижения пусковых услуг (с S7 и Космотрас).
РОСКОСМОС реализует ключевые проекты кадровой политики. Создан Союз работодателей ракетно-космической промышленности (РКП) России. Обучение в Корпоративной академии РОСКОСМОСА прошли более 6000 специалистов; 163 представителя 30 предприятий учатся во втором потоке отраслевого кадрового резерва, запущена программа обучения «Школа главного конструктора»; продолжается формирование отраслевого соглашения по организациям РКП на 2018–2020 гг., проведены Вторая Отраслевая Спартакиада и корпоративный чемпионат «Молодые профессионалы РОСКОСМОСА» по стандартам WorldSkills, работает профориентационный портал для школьников и студентов «Ключ на старт», с успехом прошли Дни РОСКОСМОСА в 8 городах России и III ежегодная конференция «Орбита молодёжи»; проводятся тематические смены в детских лагерях; реализуются единые стандарты работы с кадрами на всех предприятиях и в организациях отрасли. Открыто три центра оценки квалификации.
РОСКОСМОС продолжает продвигать космическую деятельность в России и за рубежом, организованы 10 выставок #SPUTNIK60 в 10-ти странах Европы, лекции и встречи с космонавтами – Госкорпорация благодарит МИД РФ и Россотрудничество за поддержку этих проектов.
В ГОД СПУТНИКА при поддержке РОСКОСМОСА впервые за последние десятилетия в широкий прокат вышло сразу два художественных фильма о героях космоса – ВРЕМЯ ПЕРВЫХ и САЛЮТ-7. И оба они вошли в тройку самых популярных отечественных картин года. Продолжился и уникальный прорывной совместный проект РОСКОСМОСА и RT –более 30 млн. человек в мире посмотрели продолжение документального «космического сериала» ПРОГУЛКА В КОСМОСЕ. Таким образом, общая аудитория ПРОГУЛКИ ПО МКС и ПРОГУЛКИ В КОСМОСЕ превысила 60 млн. человек.
РОСКОСМОС