ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС

С ЩЕЛЕВОЙ АНТЕННОЙ РЕШЕТКОЙ «КОПЬЕ»

MULTIFUNCTION RADAR WITH A SLOTTED ANTENNA ARRAY «KOPIE»

В 1989 г. начались работы над новой модификацией самолета — МиГ-21И. Только за счет оснащения МиГ-21 современным радиоэлектронным оборудованием, удалось достичь многократного повышения боевой эффективности по сравнению с последней модификацией МиГ-21бис.
В 1992 году по разработанному собственными силами тактико-техническому заданию коллектив НПО «Фазатрон» приступил к разработке РЛС «Копье».
Станция четвертого с половиной поколения создана для модернизации истребителей МиГ-21, вместо РЛС «Сапфир-21″ предлагается установить радар «Копье». При этом самолет становится многофункциональным истребителем четвертого поколения, может применять самое современное ракетное и бомбовое вооружение.
РЛС предназначена для вновь разрабатываемых и модернизируемых легких истребителей типа МиГ-21-93. Обеспечивает управление бортовым вооружением, включающим все его виды: пушки, неуправляемые ракеты, современные управляемые ракеты с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, в том числе активными, корректируемые бомбы.
АНПК “МиГ” совместно с Нижегородским авиационным заводом (НАЗ) “Сокол” и ОАО “Фазотрон-НИИР” создали проект модернизации самолета МиГ-21 бис, получившего название “МиГ-23-93”, и начали его постройку на свои средства и средства “Росвооружения”, поддержавшего этот проект. Проект модернизации истребителя МиГ-21бис с РЛС «Копье» впервые продемонстрирован в декабре 1993 года в Бангалоре (Индия). Построенный самолет МиГ-21-93 с БРЛС “Копье” демонстрировался на авиационных выставках в Париже, Лондоне и Жуковском.
В 1994 году на НПО «Фазотрон» за собственные средства, начинается работа в рамках программы модернизации истребителей семейства МиГ-21БИС. Реализация этой программы в решающей степени стала возможна благодаря огромному вкладу в осуществление такого проекта со стороны генерального конструктора ОКБ «МиГ» Р.А. Белякова. Модернизированный истребитель получил обозначение МиГ-21-93 и оснащался тем самым радаром «Копье».
Современные базовые многорежимные системы «Копье», «Жук» (генеральный конструктор А.И. Канащенков, главный конструктор Ю.Н. Гуськов) используют когерентные передающие устройства с большим отношением излучаемой мощ­ности к весу передатчика, малошумящие параметрические усилители, цифровые методы обработки радиолокационных сиг­налов и программируемые сигнальные процессоры, без чего создание многоре­жимных БРЛС было бы невозможным. В последних модификациях используются легкие щелевые антенны, обеспечивающие снижение боковых лепестков диаграммы направленности, а также фазированные антенные решетки с электронным управ­лением лучом. В новых СУВ реализован режим синтезирования апертуры антенны, обеспечивающий решение задач радиоло­кационного картографирования местности. По уровню разработки и техническим характеристикам вышеупомянутые систе­мы не уступают лучшим зарубежным образцам.

Бортовая радиолокационная станция «Копье-21» является основной частью системы управления вооружением (СУВ) самолета-истребителя МиГ 21БИС. СУВ совместно с ракетным вооружением, бортовыми системами и другим оборудованием самолета обеспечивает:
• перехват воздушных целей на встречных, встречнопересекающихся и догонных курсах;
• ведение ближнего маневренного боя с использованием ракетного и пушечного вооружения;
• выдачу пилотажно-навигационной информации для взлета, полета по маршруту и посадки;
• получение разномасштабной радиолокационной карты местности;
• обнаружение наземных и морских целей, измерение их дальности и азимута;
• применение всех видов вооружения класса «воздух-поверхность»;
• автоматизированный контроль СУВ с выдачей непрерывной информации о работоспособности всех блоков.

В состав оборудования РЛС входят бортовая ЦВМ, нашлемная система целеуказания, система отображения информации, новая система управления оружием, аппаратура инерциальной курсовертикали, цифровая система воздушных сигналов, радиотехническая система ближней навигации (РСБН), бортовая аппаратура приема команд радионаведения по КРУ, новая кабинная аппаратура, система электроснабжения, контроля и регистрации.
В состав станции входят следующие блоки:
• Антенный блок (блок 01), в котором для формирования основной диаграммы направленности используется плоская щелевая решетка с приводом по осям азимута и угла места. В антенный блок входят также компенсационная антенна (К), волноводный сумматор, переключатель каналов приема (КАН – Компенсационный-Азимутальный-Наклона), циркулятор прием-передача (Ц), коммутатор антенна-эквивалент (КАЭ) и полосовой фильтр (Ф). В плоской щелевой решетке антенного блока формируются суммарный сигнал диаграммы направленности (S) и разностные сигналы азимута – DА и угла места (наклона) – DН для моноимпульсного метода пеленгации целей.
Суммарный канал подключается через циркулятор ко входу первого канала приемника. Ко входу второго канала приемника через переключатель (КАН) подключаются разностные сигналы DА и DН или выход антенны компенсационного (К). Антенна компенсационного канала имеет широкую диаграмму направленности, перекрывающую боковые лепестки основной антенны. В зависимости от соотношения сигналов суммарного и компенсационного каналов для каждого элемента разрешения по дальности и частоте выносится решение о наличии помехи» этом элементе и его «отбраковке». То есть, когда сигнал компенсационного канала превышает сигнал основного, элемент разрешения считается пораженным помехой и во внимание не принимается.
• Передатчик (блок 02) осуществляет усиление СВЧ мощности и содержит усилитель на лампе бегущей волны, модулятор, высоковольтный выпрямитель, схемы контроля и защиты от нарушений работы ЛБВ, систем жидкостного охлаждения и наддува.
• Задающий генератор (блок 22) формирует сигнал несущей частоты для передатчика, сигналы гетеродинных частот для приемника (блок 09) и сигнал опорной частоты для аналого-цифрового преобразователя (блок 19). Задающий генератор содержит кварцевый генератор и синтезатор частот, управляемый по информации, поступающей из БЦВМ (1Ц175) через блок 13, и обеспечивающий электронную перестройку несущей частоты передатчика и частоты первого гетеродина приемника. Часть мощности задающего генератора ответвляется и передается на антенну для формирования контрольного сигнала (Кс). В задающем генераторе обеспечивается амплитудная и фазовая модуляции сигнала несущей частоты РЛС, частоты подсвета и радиокоррекции ракет.
• Двухканальный приемник (блок 09) с двойным преобразованием частоты, содержит малошумящие транзисторные усилители с защитным устройством, аттенюаторы, коммутатор каналов и синхронные детекторы.
• Управляемый гетеродин (блок 29) уменьшает влияние помех от земли путем переноса частоты отраженного помехового сигнала на нулевую частоту. Частота гетеродина управляется БЦВМ через блок 19 совместно с сигналом перестройки блока 13.
• Аналого-цифровой преобразователь (блок 19) содержит два АЦП и схемы управления. Каждый из АЦП преобразует сигнал, поступающий с синхронного детектора приемника, и выдает результат преобразования в виде 16-ти разрядного двоичного слова в процессор сигналов (блок 08). Частота преобразования – 14 МГц. Первоначальная разрядность преобразования – 10 (в более поздних изделиях – 12 разрядов), однако во всех режимах кроме режима воздух-поверхность, в котором излучается сигнал, модулированный по фазе кодом Баркера, после АЦП осуществляется предварительное суммирование от 2 до 16 соседних отсчетов. Предварительное суммирование, эквивалентное применению фильтра НЧ, снижает скорость выдачи информации на процессор сигналов и повышает эффективную разрядность квантования до 13-14.
• Блок 19 в соответствии с информацией, поступающей от БЦВМ (1Ц175), обеспечивает временное стробирование принятого сигнала а АЦП и формирование импульса запуска передатчика.
• Процессор сигналов (блок 08) предназначен для обработки радиосигналов в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Процессор выполняет сжатие фазоманипулированных сигналов, доплеровскую фильтрацию, пороговую обработку и другие необходимые операции обработки радиолокационных сигналов. Кроме того, узел формирования телевизионного изображения (ФТИ), размещенный в блоке 08, выдает телевизионный видеосигнал в систему индикации при картографировании.
• Синхронизатор (блок 13) вырабатывает модулирующие импульсные сигналы передатчика, в том числе для линии радиокоррекции ракет и сигнал перестройки управляемого гетеродина. В состав блока конструктивно входит усилитель мощности цифровых сигналов магистрального параллельного интерфейса (МПИ).
• БЦВМ (1Ц175-1 и 1Ц175-2) осуществляют обработку данных, получаемых из процессора сигналов, управляют работой блоков БРЛС по магистральному параллельному интерфейсу, получают и выдают информацию бортовым системам самолета.
• Электропитание блоков БРЛС осуществляется от источника вторичного электропитания (блок 07). Коммутатор первичного электропитания (блок 30) обеспечивает включение БРЛС от трехфазной сети 200В, 400Гц и постоянного напряжения +27В, защиту блоков БРЛС по току потребления, а также по исправности систем жидкостного охлаждения и наддува.
• Антенно-фидерное устройство АФУ-50 предназначено для передачи СВЧ сигнала от ответвителя блока 01 к различным радиолокационным головкам самонаведения, то есть служит для контроля РГС на подвеске, и расположено на фюзеляже и крыльях самолета.
Система отображения информации состоит из
• электронно-лучевого индикатора (ЭЛИ) с кнопочным обрамлением (КО),
• коллиматорного авиационного индикатора (КАИ), формирующего радиолокационное изображение целей на лобовом стекле кабины пилота,
• блока формирования изображений (БОИ-75) на ЭЛИ и КАИ.

Режимы работы и функции радара:
• режим «воздух- воздух»
• режим «воздух-поверхность»
На станции применен режим картографирования местности.
В РЕЖИМЕ «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»:
1. Обнаружение воздушных целей с измерением дальности до них.
2. Сопровождение до 8 целей и атаку двух из них одновременным пуском ракет типа «пустил-забыл» (РВВ-АЕ, Р73).
3. Сопровождение одиночной цели и пуск ракет Р27Р1 с полуактивной радиолокацион-
ной головкой самонаведения, а также ракет с активной радиолокационной и инфракрасной головками самонаведения.
4. Ближний бой в режимах:
— «вертикаль» (для работы по целям, близким к курсу);
— «поле зрения КАИ» (коллиматорного авиационного индикатора)» — автоматический
захват целей, находящихся в пределах ±14°;
— «оптический» (выбор цели пилотом и ее захват совмещением кольца с отметкой цели на экране индикатора);
— «шлем» (визирование антенны БРЛС с помощью нашлемной системы целеуказания.
В РЕЖИМЕ «ВОЗДУХ-ПОВЕРХНОСТЬ»:
1. Картографирование:
— действительным лучом;
— доплеровским обостренным лучом (сужение в 10 раз);
— синтезированием апертуры антенны (сужение луча в 100 раз).
2. «Замораживание» карты с выходом самолета на цель по программе.
3. Морской поиск (обнаружение целей на поверхности моря).
4. Обнаружение движущихся наземных целей.
Для целеуказания используется нашлемник «Шлем-3УМ», он производит целеуказание по азимуту +/-45 град. и по углу места от -7,5 до+45 град.
Зона поиска №1 3600 кв.град.
Время поиска 4-6 с
Дальность обнаружения цели с погрешностью = 0,3 кв.м
— в свободном пространстве — больше 25 км
— на фоне земли — больше 20 км
Дальность обнаружения цели с погрешностью = 0,05 кв.м
— в свободном пространстве — больше 9 км
— на фоне земли — больше 5 км
Зона поиска №2 6000 кв.град.
Время поиска меньше 1 с
Дальность обнаружения цели с погрешностью = 3 кв.м
— в свободном пространстве — больше 14 км
— на фоне земли — больше 6 км
Дальность обнаружения цели с погрешностью = 0,05 кв.м
— в свободном пространстве — больше 10 км
— на фоне земли — больше 4 км.
С 1997 года в рамках соглашения с Индией начинается модернизации многочисленного парка истребителей МиГ-21БИС индийских ВВС. Модернизированный вариант получил обозначение МиГ-21БИС UPG.

В 1999 году на Нижегородском авиационном заводе «Сокол» переоборудовано два самолета МиГ-21-93, при этом на них установили БРЛС «Копье».
В 1999 году в Государственном летном испытательном центре в Ахтубинске успешно проведен учебно-боевые пуски ракет Р-73 и Р-77 с модернизированного истребителя МиГ-21бис Российских ВВС и МиГ-21-93 ВВС Индии оба с БРЛС «Копье». В октябре 2000 года РСК «МиГ» в рамках модернизации парка самолетов МиГ-21 индийских ВВС были проведены успешные летные испытания РЛС «Копье» на истребителе МиГ-21бис UPG (МиГ-21И), при проведении стрельб двумя ракетами Р-77 были уничтожены самолеты-мишени Ла-17.
Летные испытания БРЛС «Копье-21И» в составе модернизированного авиационного комплекса были завершены в 2000 году, и начато серийное производство этого радара. Всего по 2005 год поставлено 125 радиолокаторов «Копье-21И».
На самолете МиГ-21бис UPG (МиГ-21И) установлена многофункциональная БРЛС «Копье», позволяющая обнаруживать и поражать воздушные цели всех типов круглосуточно и в любых условиях, а также наземные цели, в том числе вне их визуальной видимости. При работе по земле, импульсно-доплеровская РЛС «Копье» обеспечивает всепогодность и круглосуточность применения самолета и выдачу предварительного целеуказания. Так, движущаяся по лесной дороге колонна танков обнаруживается на дальности свыше 20 км, железнодорожный мост — 100 км.
БРЛС «Копье» обеспечивает применение:

— УР класса «воздух — воздух» средней дальности — РВВ-АЕ, Р-27;
— УР класса «воздух — воздух» малой дальности — Р-60 (Р-60М), Р-73;
— УР класса «воздух- РЛС» — Х-25МП;
— корректируемых авиабомб — КАБ-500КР и др.
В контейнерном исполнении РЛС предполагалось использовать со штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков Су-25ТМ, Су-39 и Су-22, при этом масса станции составляла 115 кг. Использование подвесного (контейнерного) варианта БРЛС “Копье” (с ЩАР) позволяет в войсковых условиях весьма быстро с минимальными доработками самолета и с минимальными затратами ввести в его состав радар. При этом обеспечиваются новые качества-всепогодная круглосуточная работа самолета, а также все вышеуказанные новые возможности боевой работы с единственным недостатком – некоторым ограничением по зонам в режиме “воздух-воздух” из-за затемнения носовой частью самолета углов обзора радара.
Такая модернизация осуществлялась с 1999 года, были проведены успешные летные испытания Су-25 ТМ с контейнерным вариантом БРЛС “Копье”.
При размещении радара “Копье-М” в носовой части самолета обеспечиваются все вышеуказанные для модернизации Су-25 боевые возможности без ограничения обзора радара и уменьшения зон в режиме “воздух-воздух”. Объем доработок и стоимость модернизации самолета несколько выше. Кроме того появляется новая возможность – сопровождать движущиеся по земле цели ( за счет наличия в составе “Копья-М” усовершенствованного вычислителя: вместо ППС – МПС Ц400 перепрограммируемого процессора).
По своим основным характеристикам РЛС «Копье» соответствует или несколько превосходит американскую РЛС Вестингауз AN-APG-68, устанавливаемую на самолетах Дженерал Дайнэмикс F-16C.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние создана в 1992 году
Разработчик НИИР — «Фазатрон»
Главный конструктор Ю.Н.Гуськов
Изготовитель
Производство опытное
Самолет-носитель МиГ-21-93, МиГ-21-2000, МиГ-21И
Тип РЛС импульсно-доплеровская
Тип антенны щелевая
Число антенн 1
Сопровождение цели автоматическое
Диапазон частот работы X
Количество литерных частот 16
Дальность обнаружения целей в режиме «воздух-воздух», км:
• свободное пространство
— максимальная с ЭПР=5 м2:
навстречу 57
вдогон 30
— цели типа с ЭПР=3 м2 в ППС 45
— цели типа с ЭПР=3 м2 в ЗПС 25
• на фоне земли
навстречу 57
вдогон 20 (30-25)
Дальность обнаружения целей в режиме «воздух-поверхность», км:
— эсминец 200
— ракетный катер 100
— железнодорожный мост 80
— группа движущихся танков 20
Дальность сопр-ния цели, км 34-35
Дальность стрельбы ППС/ЗПС, км
Высота применения, м 30-22000
Зона обзора, град.:
— азимут/наклон +40/+40
— по горизонту +10/+20/+40 (+20/+30/+40)
Количество обнаруживаемых целей 10-12
Количество сопровождаемых целей 8
Количество обстреливаемых целей 2
Разрешающая способность по Д и А, м:
— низкое (Д=80 км) 300х300
— среднее (Д=60 км) 30х30
— высокое (Д=20 км) 10х5
Коэффециент шума, дБ 4
Коэффициент усиления, дБ 29
Диаметр антенны, мм 500
Вес РЛС, кг 96 (165 , 105)
Объем РЛС, дм3 250 (500)
Количество приемников 2
Тип применямых ракет Р-27Р и Т, Р-27Р1, Р-27Т1, Р-73, Р-73Е, РВВ-АЕ, Х-31А, Х-31П, Х-25МП, Р-60МК
Целеуказание, подсвет целей и радиокоррекция ракетам Р-77 (РВВ-АЕ), Р-27Р1 (Р1Э)
Целеуказание ракетам Р-73Э, Х-31А, Р-27Т (ТЭ), Х-29Т (ТД)
Мощность излучения, кВт:
— импульсная 5
— средняя 1
Потребляемая мощность, кВА 8,5
— частота тока питания, Гц 400
Потребляемая мощность, кВт 1,5
— тип тока постоянный
Система охлаждения воздушная, жидкостная
Надежность, ч 120

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 12.12.2016

Источники:
А.Канащенков «Фазатрон»- разработчик и изготовитель ряда семейств современных радаров для истребителей» — «Военный парад» №3-1997
А.Канащенков «Фазатрон»-российский лидер в области разработки РЛК для самолетов-истребителей» — «Военный парад» №1-1995
А.Канащенко, В.Рогов «Всегда впереди и всегда вперед!»-«Военный парад» №5-1997
А.Канащенков, А.Осокин, А.Растов «ОКБ Сухого и «Фазатрон-НИИР» — «Вестник авиации и космонавтики» №3-1999
А.Канащенков, Ю.Гуськов » Корпорация “Фазотрон-НИИР” и ОКБ “Сухой” — перспективы сотрудничества», «Авиапанорама» 2000
А.Канащенков, Ю.Гуськов «Широкий спектр продукции корпорации «Фазатрон-НИИР» — «Военный Парад»№4 (46) 2001
Ю.Полушкин «Еще раз о модернизации МиГ-21″ — «Военный парад» №3-1997
А.Манучаров, Ю.Полушкин «Вторая жизнь МиГ-21″-«Военный парад» №1-1995
Е.Гордон «Рождение долгожителя»-«Крылья родины» №5-1993
«Оружие России» том II — «Авиационная техника и вооружение Военно-Воздушных Сил»: М, «Военный парад», 1996-1997
Рекламный проспект НПО «Фазатрон» по РЛС «Копье»
Рекламный проспект НПО «Фазатрон» по РЛС «Жук» и «Копье»
«Аэрокосмос», еженедельник №32, 9-15 августа 1999
www.phazotron.com,
airshow.ru
auto-dnevnik.com

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «КОПЬЕ» НА МАКС-2003
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «КОПЬЕ» НА МАКС-2001
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-21-93
БОРТОВАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «КОПЬЁ-А»
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «КОПЬЕ»
КОРПОРАЦИЯ «ФАЗОТРОН-НИИР»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap