ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «ФАРАОН» («КОПЬЕ-Ф»)

RADAR «PHARAOH» («KOPIO-F»)

Радиолокационная станция «Фараон» так же известная как «Копье-Ф» (изд. ФФ-01) представляет из себя развитие радиолокаторов серии «Копье» с новой неэквидистантной ФАР Концерна «Фазотрон — НИИР». Главный конструктор В.Д.Ратнер.
Самолетная бортовая РЛС «Копье-Ф» предназначена для установки на самолеты Як-130УБС, МиГ-АТ и др.
Станция пятого поколения «Фараон» была создана так же для истребителей нового поколения С-55. В 1983 году ОКБ им. Сухого занялось проработкой проекта перспективного самолета с крылом обратной стреловидности (КОС). В носу самолета предлагалось установить радиолокационную станцию «Оса» или «Копье».
В первой половине девяностых начались научно-исследовательские и конструкторские работы сразу по трем проектам одного семейства: С-54, С-55 и С-56. Все три самолета должны были иметь высокую степень унификации, но при этом отличаться предназначением. С-54 планировалось сделать учебно-боевым самолетом, С-55 создавался как легкий истребитель, а самолет С-56 должен был служить на авианосцах.
ОКБ им. П.О. Сухого представило аванпроект сверхзвукового С-54, выполненного по аэродинамической схеме истребителя Су-27, но с одним двигателем Р-195ФС, который предполагалось создать как форсажную модификацию серийного Р-195 от штурмовика Су-25. Но эта машина предназначалась лишь для основной и повышенной подготовки летчиков. В ходе работы конкурсной комиссии суховцы предложили пересмотреть саму концепцию подготовки летного состава на едином самолете. По их мнению, совместить требования к самолету начальной, основной и повышенной подготовки в одной машине в полном объеме невозможно. Это можно сделать, лишь жертвуя либо безопасностью, либо уровнем выучки курсантов. Кстати, этот тезис до сих пор убедительно не опровергнут.
В конце 1990 -х — начале 2000-х годов проект С-54/55/56 был заморожен из-за тяжелого финансового положения и невозможности вести дальнейшие работы.

РЛС «Копье-Ф» позволяет действовать по воздушным, наземным и надводным целям, применяя режим «картографирование» для выделения наземных и надводных, а также для сопровождения движущихся целей. При этом БРЛС сопряжена с современным оружием (ракетами и корректируемыми авиабомбами) и обеспечивает его применение. В состав БРЛС входят:
— антенна с электронным сканированием и перемещением луча в пространстве с высокой скоростью в секторе ±60°, без паразитных рефракционных лепестков диаграммы направленности, высокотехнологичная в изготовлении, с высокой повторяемостью характеристик от комплекта к комплекту;
— передатчик когерентный, на лампе бегущей волны, со средней мощностью;
— приемник и задающий генератор. Приемник двух- (трех-) канальный (с коэффициентом шума < 2дБ, в микроэлектронном исполнении, с 12-разрядным АЦП, со встроенным процессором), с идеальной предварительной обработкой принятого сигнала. Задающий генератор формирует излучаемые сигналы, необходимые для достижения требуемых характеристик бортовых РАС, включая помехозащищенность; - программируемый процессор сигналов и данных. Режимы работы и функции радара: режим «воздух- воздух»: обнаружение целей с измерением скорости, обнаружение целей с измерением дальности в свободном пространстве и на фоне земли (моря), сопровождение одиночных целей, сопровождение до 30 целей с сохранением обзора в пространстве и атака одновременно до 6 целей, ближний маневренный бой («Вертикаль», «В поле индикатора», «Визирование», «Закрепленный луч», «Поворотный»), обнаружение и атака зависших вертолетов; режим «воздух-поверхность»: картографирование: “ реальный луч “ доплеровское обужение луча, фокусированная синтезированная апертура антенны, укрупнение масштаба и замораживание карты, сопровождение 4-х целей на проходе, обзор морской поверхности, обнаружение движущихся наземных и морских целей, их сопровождение, измерение дальности до земли, измерение скорости носителя.

На Международных авиационно-космических салонах МАКС-2001 и МАКС-2003 в Жуковском была представлена многофункциональная БРЛС с ФАР «Копье-Ф» («Фараон»).
В конце августа 2003 г. было проведено первое летное испытание легкого истребителя JF-17 «Тандер», самолет ранее был известен как FC-1/»Супер-7″ совместной разработки Китая и Пакистана. К этому времени организация «Фазотрон-НИИР» уже наращивала усилия по продвижению на рынок своей усовершенствованной РЛС с фазированной антенной решеткой «Копье-Ф» с целью ее установки на этом истребителе. «Фазотрон-НИИР» предполагал, что Китай может выдать заказ на серийное производство самолетов JF-17 для их развертывания в своих ВВС.
Предварительно Китай приобрел два комплекта системы «Копье» для изучения ее возможностей. РЛС «Копье-Ф» имеет дальность действия 75 км в передней полусфере (по сравнению с 57 км в исходном варианте) и несколько уменьшенную — до 30 км — дальность обнаружения цели в задней полусфере (исходный вариант 35 км). РЛС массой 75 кг может обнаруживать цели типа: эсминцев — на дальности 200 км, ракетных катеров — 100 км, железнодорожных мостов — 80 км, соединений движущихся танков — 20 км. Среднее время наработки системы на отказ составляет 200 ч.
Во время переговоров на авиационной выставке в Чжухае (Китай) в 2004 году китайская сторона проявила интерес к бортовой радиолокационной станции (БРЛС) «Копье-Ф» с фазированной антенной решеткой (ФАР), данная БРЛС заинтересовала китайских специалистов применительно к истребителю Super-7. По сути, Китай вернулся к идее установки на самолете Super-7, создаваемом на коммерческой основе совместно с Пакистаном, новой БРЛС разработки «Фазотрон-НИИР» типа «Копье». Китай хотел на пакистанской версии истребителя Super-7 установить БРЛС типа «Копье-М» с щелевой антенной решеткой. На китайской версии самолета специалисты хотят иметь вариант «Копье» с ФАР.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 16.08.2005 № 363-рп была разрешены экспонирование и демонстрацию в действии на 7-м Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2005″, проводимом с 16 по 21 августа 2005 г. в г. Жуковском Московской области в числе других образцов ВиВТ бортовых радиолокационных станций «Жук-МСФЭ», «Копье-А», «Копье-Ф», «Копье-Д», «Копье-Щ».
РЛС «Фараон» может применяться для защиты задней полусферы перспективных истребителей, оснащенных РЛС типа «Сокол» и бомбардировщиков, транспортных самолетов и др.
Вариант РЛС «Фараон – М», как РЛС обороны задней полусферы, планировали устанавливать на перспективные самолеты Су-34, 1.44, «Беркут». Диаметр балки 500 мм.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОАО «Фазатрон-НИИР»
Самолет-носитель Як-130, МиГ-АТ, С-55
Тип РЛС импульсно-доплеровская
Антенна:
— тип — ФАР
— диаметр — 440 мм
— коэффициент усиления антенны — 28 дБ
Число антенн 1
Сопровождение цели автоматическое
Диапазон частот работы Х
Количество литерных частот 16
Дальность обнаружения воздушных целей, навстречу/вдогон (ЭПР = 5 м2 ):
— в свободном пространстве — 45/30 км
— на фоне земли — 40/20
Дальность обнаружения в режиме «воздух — поверхность» целей:
— эсминец — 150 км
— группа танков — 40
Разрешение по дальности (Д)/азимуту:
— низкое (Д=70 км) — 350/350 м
— среднее (Д=70 км) — 220/220 м
— высокое (Д=25 км) — 10/10 м
Зона обзора, град.:
— азимут/наклон +60 — 70/+60 — 70
— по горизонту +10/+30/+60
Время обзора зоны, с
Количество обнаруживаемых целей
Количество сопровождаемых целей 20
Количество обстреливаемых целей 4
Разрешающая способность по Д и А, м:
— низкое (Д=80 км) 300х300
— среднее (Д=60 км) 30х30
— высокое (Д=20 км) 10х5
Коэффециент шума, дБ 2
Коэффициент усиления, дБ 28
Количество приемников 3
Диаметр антенны, мм 440
Вес РЛС, кг 75 — 90
Объем РЛС, дм3 165
Целеуказание, подсвет целей и радиокоррекция ракетам Р-77 (РВВ-АЕ), Р-27Р1 (Р1Э)
Целеуказание ракетам Р-73Э, Х-31А, Р-27Т (ТЭ), Х-29Т (ТД)
Количество приемников — 2 шт.
Коэффициент шума — 2 дБ
Мощность излучения, кВт:
— импульсная 3 — 4
— средняя 0,3 — 0,4
Потребляемая мощность, кВА:
— по переменному току 1,8 — 3
— по постоянному току 0,25 — 0,5
Охлаждение воздушное
Надежность, ч 200 — 250

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 12.12.2016

Источники:
А.Канащенко, В.Рогов «Всегда впереди и всегда вперед!»-«Военный парад» №5-1997
А.Канащенков, Ю.Гуськов, А.Осокин «Радиолокация формирует облик истребителя 5-го поколения» — «Военный Парад» май-июнь 1999
А.Канащенков, Ю.Гуськов, А.Осокин «Радиолокация формирует облик истребителя пятого поколения» — «Вестник авиации и космонавтики», весна 1999
А.Канащенков, А.Осокин, А.Растов «ОКБ Сухого и «Фазатрон-НИИР» — «Вестник авиации и космонавтики» №3-1999
А.Канащенков, Ю.Гуськов «Широкий спектр продукции корпорации «Фазатрон-НИИР» — «Военный Парад»№4 (46) 2001
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ОРУЖИЕ И ТЕХНОЛОГИИ РОССИИ. XXI ВЕК» Том 10 — «Авиационное вооружение и авионика»
Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. – М.: «Астрель», АСТ, 2000
Jane’s Defence Weekly, 10/IX 2003,
http://aviation21.ru
http://www.aviaport.ru

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «КОПЬЕ-Ф» НА МАКС-2003
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «КОПЬЕ-Ф» НА МАКС-2001
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС С ЩЕЛЕВОЙ АНТЕННОЙ РЕШЕТКОЙ «КОПЬЕ»
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130
КОРПОРАЦИЯ «ФАЗОТРОН-НИИР»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap