ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




КАСПИЙ: В ОЖИДАНИИ…ЧЕГО?
CASPIAN: WAITING FOR…WHAT?

Александр Карпенко


КАСПИЙ: В ОЖИДАНИИ…ЧЕГО?

Совсем недавно, тихое и спокойное было Каспийское море, практически внутреннее озеро Советского Союза, а теперь?
24 мая 2012 года шесть военных кораблей ВМС Ирана вплотную приблизились к государственной границе Азербайджана, жители сопредельного с Ираном Астаринского района Азербайджана сообщили, что иранские корабли предпринимают ряд военных маневров, словно демонстрируя открытую угрозу Азербайджану. Военные маневры иранских ВМС происходят на фоне растущей политической напряженности в ирано-азербайджанских отношениях. Межгосударственные отношения настолько обострились, что 21 мая Иран отозвал «для консультаций» своего посла в Азербайджане.

А тут еще не менее интересные события. Американский конгрессмен Дэйн Рорабахер призвал поддержать борьбу южных азербайджанцев за свою независимость. В своем послании на имя госсекретаря США Хилари Клинтон конгрессмен заявил о необходимости поддержки борьбы за независимость Южного Азербайджана от Ирана. Конгрессмен также отмечает, что в Иране число этнических азербайджанцев в два раза больше, чем в Азербайджанской Республике. «Эта страна получила независимость в 1991 году после распада СССР, теперь наступил час азербайджанцев Ирана также завоевать свою свободу», — пишет конгрессмен.
Эти и многие другие события последних лет в районе Каспия заставляю обратить на этот регион повышенное внимание политиков и военных, а бизнес здесь уже давно «обитает» и его интересы очень, очень значительные.
Представьте себе, США и их партнеры, «сделают» при поддержке соседей, а для этого все основания, в том числе с вышеописанным заявлением конгрессмена США и все возрастающим военным сотрудничеством между Азербайджаном и Израилем, с Ираном тоже самое, что и с Ираком. Тем более, что похоже, с Сирией им это вполне удается, по крайней мере, эта страна может быть «нейтрализовано» в арабском мире на некоторое время. И какой здесь результат? А очень простой, практически полный контроль над добычей нефти и газа в Персидском заливе и на Каспии.
В ВПК № 22 (439) за 6 июня 2012 года была опубликована статья «Каспийская флотилия переоснащается и усиливается», где вскользь была задета тема Каспийского региона, его экономической значимости, а главное усилению российской Каспийской военной флотилии. При этом военное присутствие соседей и «друзей» Каспия практически не затрагивались.
На самом деле вопросы российского военного присутствия в этом регионе и вооружения Каспийской флотилии очень серьезные, и он актуален именно сейчас. А причина довольно простая, это «недоделенность» водного пространства бывшего Советского Союза на Каспии, наличие значительных топливных и биологических ресурсов в его недрах, «показные» амбиции нарожденных суверенных государств, военно-политические интересы третьих стран и экономическая заинтересованность крупного транснационального бизнеса к этому региону.
Все возрастающий ажиотаж вокруг энергетических ресурсов Каспийского моря дал толчок для формирования военно-политического узла противоречий в регионе, создающего одну из опасных конфликтных зон в современной мировой политике, которая уже получила «кодовое» международное название – «южная дуга нестабильности».
А в дополнении, как и положено, в зонах «нестабильности», прикаспийские государства постоянно вооружаются, усиливают свои военно-морское присутствие. И лидерство в этом процессе, по некоторым направлениям, похоже, уже переходит от России к Азербайджану, что не должно остаться без внимания для российского политического и военного руководства.
Как не парадоксально, но наличие военной силы необходимо для стабильности в этом регионе. Здесь хочется напомнить о «тресковых войнах» между Великобританией и Исландией в 1958-1976 годах, «небольшую войну» 1982 года между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими островами, где без наличия морской силы события не возможно было бы решить.
Но сегодня уже не 1970-е и 1980-е годы, и даже не 1990-е, практически во все военные конфликты вмешиваются международные организации, ООН, или военно-политические блоки типа НАТО. Это понимают и все прикаспийские государства. Сейчас нужно «немного продержаться» самому слабому партнеру, поднять шумиху в мировой прессе … а дальше…вступят в действие международные организации, международные силы и НАТО. Но это не оптимистичный сценарий, будем надеяться, по нему события в Каспийском море не пойдут.

ОСОБЕННОСТИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ

В течение нескольких веков Каспийское море и прилегающие к нему территории были зоной военных действий, политического и экономического соперничества. В конце XX — начале XXI вв. одной из главных причин такого соперничества стала борьба за контроль над добычей и транспортировкой минеральных ресурсов. Ситуация стабилизировалась, когда у Каспийского моря стало два прибрежных государства: Советский Союз и Иран. После распада СССР межгосударственные противоречия вновь стали на первый план в геополитической обстановке в каспийском регионе. К примеру, Туркмения имеет спорные с Азербайджаном и Ираном нефтеносные участки. Те же противоречия существуют между другим сопредельными государствами.
Специфику региону придает тот факт, что объектами “игры” являются бывшие советские республики Центральной Азии и Кавказа, рассчитывающие утвердиться в качестве полноправных независимых государств.
Пять прикаспийских стран (Азербайджан, Иран, Туркмения, Россия и Казахстан) уже длительное время тщетно пытаются договориться относительно правового статуса Каспия. А сама Каспийская проблема медленно превращается во все более взрывоопасную и непредсказуемую.
В настоящее время Азербайджан усиленно стремится утвердить себя в качестве независимого, прежде всего от «большого брата» — России, регионального лидера в каспийском бассейне. Для этого государство обладает выгодным геополитическим расположением и достаточными запасами нефти. С 1997 года и Казахстан стал склоняться к азербайджанской модели “нефтяной дипломатии” с присущей ей антироссийской направленностью и особенностью в углубляющемся с Китаем партнерстве. Сегодня и Ашхабад все чаще смотрит на Запад.
В тоже время позицию Ирана по широкому спектру проблем в районе Каспийского моря можно рассматривать как наиболее соответствующую национальным интересам России.
Здесь не возможно не обращать внимания на последние события в мире, особенно на Ближнем Востоке, которые показывают, что главным принципом международного права становится принцип силы. Это хорошо было продемонстрировано в событиях по смене режимов в Ливии, Египте, Афганистане, сейчас час дошел до Сирии., в перспективе Иран
Наличие значительных запасов нефти, а также неопределенность международного статуса Каспийского моря, подстегивают прикаспийские государства и Россию к наращиванию военной и военно-морской активности, вызванному стремлением обезопасить свои месторождения, обеспечить функционирование существующих трубопроводов, других инфраструктур. Поэтому совсем неудивительно, что в начале ХХI века стал стремительно набирать обороты процесс милитаризации Каспийского моря.
Соотношение военно-морских сил и раньше оказывал существенное влияние на ситуацию в регионе, однако именно на современном этапе военный фактор прочно связан с внешнеполитическими устремлениями прикаспийских государств защищать и отстаивать свои интересы на региональном уровне посредством военной силы или, по крайней мере, акций устрашения.
Для России район Каспийского моря важен не столько с ресурсных позиций, сколько как район геостратегической значимости с точки зрения национальной безопасности на юге страны.
Особенность региона для Российской Федерации заключается в том, что почти все факторы, воздействующие на развитие событий, работают против России, что требует от российской внешней политики предотвратить надвигающийся слом линии безопасности на Юге или хотя бы нейтрализовать наиболее разрушительные факторы ущерба этой безопасности.

ДЕЛЕНИЕ АКВАТОРИИ И НЕДР КАСПИЯ

После распада Советского Союза вопрос о международно-правовом статусе Каспия и определении его морских границ вызвал ряд дипломатических дискуссий и столкновений между новыми независимыми государствами региона. В следствии этого в настоящее время существует множество проблем по планам раздела Каспия, что связано с различиями в подходах к этому вопросу России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении и Ирана.
Постоянно у прикаспийских государств возникают вопросы по разделу морского дна и водного пространства, милитаризации Каспийского моря, по организации и взаимоотношениях в морском судоходстве и транспортировке энергоресурсов. Подобные проблемы возникли других постсоветских регионах, например на Черном море.
Существует множество вариантов деления Каспия. Например, Россия и Казахстан предлагают разделить морское дно и его ресурсы между всеми прибрежными странами, определить квоты этих стран в рыбном промысле, но оставить акваторию моря в общем пользовании.
Азербайджан предлагает распределить все ресурсы, исходя из международного морского права, т.е. разделись и дно, и акваторию моря четкими межгосударственными границами.
По варианту Туркменистана предлагается выделить долю каждой стране региона в добыче энергетических и рыбных ресурсов, но при этом оставить в совместном пользовании центральный сектор Каспийского моря.
В данном вопросе, наиболее жесткой является позиция Ирана, который предлагает выделить каждой стране по 20% площади акватории и дна, против чего выступает, в частности, Азербайджан. Однако, по этому варианту, остается нерешенным также вопрос определения координат срединной линии моря, по которым будет определяться граница национальных секторов на Каспии Туркменистана и Азербайджана.
По другому варианту Ирана акватория останется в общем пользовании, то за каждой страной закрепить равную долю в освоении нефтегазовых и рыбных ресурсов. Кроме того, Тегеран выступает с программой «четырех против»: против прохождения трубопроводов по дну моря; против транскаспийской доставки казахстанской нефти к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан; против присутствия иностранных военных баз в Каспийском регионе.
В период 2000-х гг. проблема разграничения акватории стала одной из ключевых причин существующих разногласий между прикаспийскими государствами, в качестве одного из инструмента разрешения которых в числе прочих средств могут быть использованы военное давление и военная сила.
В частности, до сих пор имеется конфликт Туркмении с Азербайджаном по трем нефтяным месторождениям на Каспии. Не решен вопрос о принадлежности месторождений «Осман» и «Хазар» (в азербайджанском варианте – «Чираг» и «Азери»), добыча на которых ведется консорциумом крупнейших иностранных компаний ВР, ExxonMobil, Statoil в рамках так называемого проекта «Контракт века», а также «Сердар» (азербайджанское название – «Кяпаз»), запасы которого оценивается в 50 млн. тонн нефти.
Ахшабад не раз заявлял, что эти месторождения захвачены Азербайджаном и что он будет отстаивать свои позиции всеми доступными способами. Азербайджан ссылается на карты советского периода, когда они разрабатывались именно азербайджанскими нефтяниками. Ашхабад апеллирует к мировой практике – эти месторождения расположены ближе к побережью Туркмении, чем Азербайджана.
Так же, конфликт, вероятно, может возникнуть из-за нефтегазовой структуры Sardar-e-Jangal объемом два миллиона баррелей, об открытии которой заявили иранцы. Дело в том, что никто до сих пор не знает точных координат нефтегазового потенциального яблока раздора, однако «есть сведения о том, что это в 250 километрах к северо-западу от порта Нека», что означает: при делении Каспия по срединной линии это уже азербайджанская территория. А поскольку иранские власти уже вовсю постарались разрекламировать Sardar-e-Jangal, эксперты считают, что Баку от такого лакомого куска просто так не откажется.
А военное давление уже имело место в этом регионе. В свое время, широкую известность получило силовое выдворение в июле 2001г. со спорной территории (близ нефтяной платформы «Алов») кораблями ВМФ Ирана азербайджанских научно-исследовательских судов «Геофизик» и «Алиф Гаджиев», проводивших нефтеразведку в интересах British Petroleum.
В тоже время, дипломатические каналы все еще не исчерпаны, недавно прикаспийские государства подготовили соглашение по сотрудничеству и безопасности, оно обязывает Россию и другие прибрежные страны к сотрудничеству по вопросам морской безопасности и по объединению усилий для борьбы с такими международными угрозами, как терроризм, организованная преступность, торговля оружием, незаконная миграция и торговля наркотиками, его подписали все пять президентов прикаспийских стран по итогам третьего саммита глав прикаспийских стран. Кроме того, Россия, Азербайджан и Казахстан подписали двусторонние соглашения, регулирующие вопросы разграничения дна северной части моря, но остается нерешенным вопрос использования его акватории.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ТРЕТЬИХ СТРАН

Несмотря на высокий уровень заинтересованности многих международных структур в решении вопросов сотрудничества со странами региона, развитие общей ситуации вызывает обеспокоенность. НАТО почти окружили Каспий военными базами. Декларация Североатлантического блока от 1996 года предусматривает охрану международных нефтегазоэкспотных коммуникаций путем создания «военного зонта», а 1 октября 2002 года Пентагон сообщил, что новой зоной ответственности группировки американских войск в Европе объявлено Каспийское море. Вашингтон намерен сдерживать Иран и Российскую Федерацию, вооружая её соседей по Каспийскому морю, ввиду «растущей важности безопасности Каспийского моря в этом богатом нефтью и газом регионе» для мировой экономике и с целью геополитического сдерживания двух ведущих каспийских держав – Ирана и России, которые в последнее время наращивают свои ВМС.
В 2004 году администрация США объявила о начале реализации инициативы «Каспийская охрана» (Caspian Guard) по оказанию помощи ряду прикаспийских стран СНГ в создании систем контроля акватории Каспийского моря, а также формировании специальных сил для охраны экспортных магистральных трубопроводов. В рамках этой программы США выделили Азербайджану и Казахстану около 135 млн. долларов, основная часть финансовых средств направлена Азербайджану. Сотрудничество с Азербайджаном важно для американской стороны при реализации своих планов по возможным санкциям против Ирана и при использованию воздушного пространства страны для проведения операций в Афганистане.
В программе «Каспийская охрана» поставлены следующие основные задачи: построение системы наблюдения за воздушным и морским пространством; создание сил быстрого реагирования и пограничного контроля; подготовка воинских контингентов стран-участниц и оказание экономической и политической помощи партнерам. США планируют помочь Азербайджану, Туркмении и Казахстану развивать военно-морские силы.
Россия выразила недовольство по поводу американских инициатив и в свою очередь выступила с инициативой создать в Прикаспийском регионе коллективные силы быстрого реагирования, сформированные из военнослужащих только прикаспийских стран. Иран поддержал Россию.
Вносит свою лепту в милитаризации Каспия и Европа – ЕС выступил с идеей создания Стабилизационного пакета для Каспийского региона и создания совместных войск под эгидой ОБСЕ. Позиция России однозначна и недвусмысленна. «Так как Каспий является внутренним морем прибрежных стран, охрана морских границ является прерогативой самих этих государств, которые в услугах третьих стран не нуждаются», — отмечал представитель Посольства РФ в Азербайджане.

РОСТ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ

После распада СССР советская Каспийская военная флотилия была поделена между новыми независимыми государствами Прикаспия, причем командование соединенными войсками морских сил Туркменистана и Казахстана первоначально осуществлялось исключительно Россией. Казахстан и Туркменистан в «добровольно-принудительном» порядке отказались от своей доли в разделе флотилии.
В 1993-97гг. Казахстан попытался наладить производство военных малотоннажных судов своими силами, но потерпел неудачу, и указом президента Нурсултана Назарбаева от 17 ноября 1997г. ВМС Казахстана были ликвидированы. Но это еще не был конец истории морских сил Казахстана.
Как не странно, но Россия сама вооружает страны прикаспия, причем именно вооружением, которое может быть использовано в каспийском регионе, в том числе и против нее самой. К примеру, корпорация «Тактическое ракетное вооружение» поставит КРК «Уран-Э» Азербайджану, Казахстану и Туркмении, сообщает азербайджанское агентство АПА. Как отмечает агентство, Азербайджан подписал контракт на поставку КРК «Уран-Э» в 2010 году. Есть контракты поставку КРК «Уран-Э» с Туркменией и Казахстаном на 79,8 млн дол. и 40 млн дол. соответственно, сдача комплексов по первому контракту с Туркменией завершится в этом году, по второму — в 2014 году.

ВМС АЗЕРБАЙДЖАНА

После распада СССР и раздела Каспийской военной флотилии Азербайджанским ВМС достались сторожевой корабль «Бакинец» (проект 159A), ракетный катер (проект 205У), два артиллерийских катера (проект 205 М), патрульный катер (проект 1400М), три базовых (проект 12650) и два рейдовых (проект 1258) тральщика, три малых (проект 770Т и 770МА) и средний (проект 771А) десантных корабля, гидрографическое судно «Резонанс» и другие плавсредства.
В настоящее время в составе ВМС Азербайджана включают бригаду надводных кораблей, состоящую из дивизиона сторожевых кораблей, дивизиона десантных кораблей, дивизиона тральщиков, дивизиона поисково-спасательных судов и дивизиона учебных судов, и бригаду кораблей охраны водного района. Практически все корабли и суда базируются в Баку. Так же в структуру ВМС включены батальон морской пехоты (численность — 2 000 человек), разведывательно-диверсионный центр специального назначения, береговые части и подразделения, военный судоремонтный завод (бывший 23-й военный завод ВМФ СССР).
Всего в боевом составе ВМС входят 14 боевых кораблей и катеров, 23 вспомогательных судна. Общая численность личного состава ВМC Азербайджана на 2008 составляла 3500 человек.
Флагман ВМС сторожевой корабль G121 Qusar проекта 159А, бывший «Бакинец». В составе морских сил так же имеется один ракетный катер проекта 205У без ракетного комплекса ПКР П-15У и 4 катера проекта 205П, азербайджанцы переоборудовали в сторожевые катера бывший корабль радиационно-химической разведки проекта 1388Р и бывший спасательный катер проекта 368У. В корабельном составе числятся патрульный катер проекта 1400М, Р223 «Араз» типа Тюрк, бывший турецкий АВ-34, и типа Point., три патрульных корабля проекта «УК-3″ (бывшие учебные корабли) и два корабли проекта 722 польской постройки.
Минно-тральные силы ВМС Азербайджана представлены двумя базовыми тральщиками проекта 12650 и двумя рейдовыми проекта 1258.
В дивизион десантных кораблей входят два малых десантных корабля (МДК) проекта 771А и два МДК проекта 770 все польской постройки и два МДК проекта 106К, а также десантный катер проекта 1785.
Для обеспечения морской практики курсантов Военно-морской академии Азербайджана используется учебный корабль Т710 проекта 888R, построенный для ВМФ СССР в Польше (бывший «Ока»).
Вспомогательный флот ВМС Азербайджана представлен более чем двумя десятками разных судов.
Резервом ВМС является Береговая охрана Азербайджана в составе бригады патрульных кораблей. Береговая охрана Азербайджана (Береговая охрана Государственной пограничной службы Азербайджана) — подразделение Государственной пограничной службы Азербайджана, выполняющее функции ГПС в водах Каспийского бассейна. Она была создана в 2005 году в результате совместного сотрудничества Азербайджана, США, Казахстана.
В составе Береговой охраны Азербайджана (которая, пожалуй, является более развитой структурой, чем флот) находятся патрульный катер S-201 (бывший катер Береговой охраны США типа Point), два малых американских патрульных катера S-11 и S-12 типа Silver Ship. Азербайджан также располагает катерами RIB-36 производства США для переброски спецназа.
При активном участии Вашингтона и Тель-Авива Баку приступил к модернизации своих вооруженных сил Азербайджана. Азербайджан не только ведет переговоры о продлении срока аренды Габалинской радиолокационной станции предупреждения о ракетном нападении с Россией, но намерен в рамках борьбы с международным терроризмом разместить вдоль Каспийского побережья семь РЛС. США уже помогли Азербайджану установить вдоль побережья морские радиолокационные станции и создать центр оперативного управления в Баку. К этому центру в дальнейшем планировалось подключить две радиолокационные станции типа TRML-3D, размещенные в окрестностях г. Астара (вблизи границы с Ираном) и населенного пункта Хызы (на севере страны). Указанные наземные РЛС производства Европейского авиационно-ракетно-космического консорциума — EADS (European Aeronautic Defence and Space Company) имеют дальность обнаружения от 200 до 300 км.
С помощью Пентагона Азербайджан создал подразделение военно-морских сил специального назначения. На вооружении этой воинской части состоят сверхмалые подводные лодки типов «Тритон-1М» и «Тритон-2», а также подводные средства движения типа «Сирена».
Авиационную поддержку ВМС и Береговой охране может ВВС Азербайджана, только три на берегу Каспия они имеют авиабазы: Насосный, Ленкорань и Кала. В составе ВВС имеются фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-29, МиГ-25, МиГ-21, штурмовики Су-25, вертолеты различного назначения, военно-транспортные самолеты.
Недавно заключен крупный оружейный контракт Баку и Тель-Авива на сумму 1,6 млрд. долл. на закупку Азербайджаном израильских противокорабельных ракет Gabriel с дальностью действия до 36 км. Для армии Азербайджана у Израиля приобретены ударные беспилотники (БПЛА) Heron и Searcher, а также средства радиотехнической разведки – несколько радиолокационных станций Green Pine.
В 2011 году Израилем близ Баку был построен завод по производству БПЛА. Уже налажено производство беспилотников Orbiter (радиус действия до 50 км, стоимость – около 600 тыс. долл.), и готовятся к отверточной сборке БПЛА Aerostar (200 км, 1,5–2 млн. долл.).
До середины 2013 года в Азербайджане будет налажено производство ряда видов военной продукции. Как сообщает Vesti.Az со ссылкой на AzeriDefence.com, речь идет о минометах, реактивных ракетных установках, а также артиллерийских снарядах и боеприпасах для крупнокалиберного стрелкового оружия.
Вот один из последних примеров оснащения Вооруженных сил Азербайджана современным вооружением. Белорусская оборонная фирма «Тетраэдр» работает над новыми проектами с Азербайджаном, недавно она реализовала проект по модернизации ракетных комплексов С-125 «Печора» для Сил ПВО Азербайджана. Испытания первых модернизированных комплексов прошли в конце 2010 года, и они показали хороший результат. В 2011 году Азербайджан заинтересовался закупкой зенитно-ракетных комплексов Т-38 «Стилет» производства «Тетраэдра». В настоящее время в Азербайджане действует совместное предприятие «Tetraedr Techservice», созданное «Тетраэдром» вместе с местной компанией «Azairtechservice». Эта компания имеются также совместные проекты и с Казахстаном, другим соседом России по Каспию.

ВМС ИРАНА

Каспийский регион рассматривается Тегераном в качестве второстепенного в военно-морском отношении театра, что вытекало из статуса моря, определенного советско-иранскими соглашениями. Распад СССР коренным образом изменил ситуацию и Иран взял курс на увеличение своего военного присутствия на Каспии и сейчас это вторая военно-морская держава на Каспии после России.
Национальные ВМС в этом регионе представлены двумя командованиями различных силовых структур: командованием ВМС Армии в зоне Каспийского моря и командованием ВМС КСИР в зоне Каспийского моря. В их боевом составе имеются подразделения береговой охраны и легкие (катерные) подразделения. Всего на вооружении ВМС армии и КСИР Ирана на Каспии находятся от 50 до 90 боевых и вспомогательных единиц корабельного состава, корпус морской пехоты, силы береговой охраны и морская авиация — всего до 3000 человек.
В настоящее время самыми ценными являются ракетные катера P224 «Пейкан» и P225 «Джосхан» собственной постройки по типу французского ракетного катера «Ла Комбатант 2» («Каман» в ВМС Ирана). Они вступили в строй соответственно в 2003 и 2006 гг. и несут китайские противокорабельные ракеты С-802 (YJ-82) с дальностью стрельбы 120 км. Их появление, кстати, вызвало сильную озабоченность в военно-политических кругах Азербайджана.
Старый базовый тральщик «Сальман» (американской постройки, типа «Блюберд») и бывшая правительственная яхта голландской постройки 1936 г. «Хамзе» используются на Каспии как учебные суда. Каспийские силы Ирана имеют также несколько десятков патрульных катеров различного происхождения, вооруженные моторные лодки и пару учебных катеров собственной постройки типа «Ка’ем».
Организационно командование ВМС армии представлено 4-м военно-морским районом (штаб в Энзели), в состав которого входят дивизион патрульных катеров (Энзели) и учебный центр технических специалистов флота (Решт), а командование ВМС КСИР – батальоном охраны побережья (Ноушехр) и тремя учебными центрами (в Энзели, Ноушехре и Реште).
Второй ныне строящийся ракетный эсминец типа Jamaran будет нести службу на Каспии, он вооружен противокорабельными ракетами Noor, артиллерийскими установками и вертолетом.
Кроме того, ведется строительство малых ракетных катеров типа Peykaap II водоизмещением менее 14 тонн, они развивают 52-узловую скорость. Их вооружение состоит из двух противокорабельных ракет FL 10 (С-701) китайского производства с дальность стрельбы – 15-20 километров.
Не исключено появление на Каспии малых подводных лодок ВМС Ирана, серийное производство которых освоено с помощью Северной Кореи. По данным некоторых источников, одна-две мини-субмарины типа Ghadir уже действуют в акватории этого моря. Основное вооружение – торпеды, могут транспортировать боевых пловцов.
В настоящее время Иран способен в короткое время в 1,5 раза увеличить группировку своих кораблей на Каспии путем переброски катеров из Персидского залива (включая входящие в состав ВМС КСИР десантные катера на воздушной подушке английского типа «Веллингтон»). Существуют планы усиления группировки примерно в два раза, рассматривается даже вариант с размещением в Каспийском море подлодки класса «Кило». Тегеран озвучил планы развернуть на Каспии несколько кораблей-вертолетоносцев

РАКЕТНЫЕ ФРЕГАТЫ ТИПА JAMARAN (ИРАН)

ВМС КАЗАХСТАНА

До 2003 года Казахстан имел на Каспии только пограничные катера и один сторожевой корабль. Во второй половине 1990-х гг. Казахстан получил несколько кораблей и катеров из-за рубежа – это четыре бывших немецких патрульных катера береговой охраны проекта 369 постройки 1952-1953 гг. («Алматы», «Актау», «Атырау», «Шамбыл»), шесть малых патрульных катеров американской постройки типа «Донтлес» (безвозмездные дары) плюс переданные Россией в счет «байконурского долга» два рейдовых тральщика проекта 1258 и два патрульных катера типа «Гриф». Кроме того, в 1998 г. Казахстан получил несколько таможенных катеров от ОАЭ.
Военно-морские силы Казастана образованы в соответствии с указом президента РК в 2003 году. Казахстан намерен всерьез подойти к созданию Военно-морских сил. И основной акцент приходится на Каспий. По словам министра обороны Республики М Алтынбаева, флот может быть сформирован к 2010-2015 годам. В состав флота вошла морская пехота, береговая артиллерия и каспийская флотилия.
У Украины было приобретено несколько катеров типа «Гриф» и 4 патрульных катера типа «Калкан». В 2001 году в порядке оказания безвозмездной военной мощи был пополучен турецкий сторожевой катер типа «Тюрк» постройки 1970 года. В 2006 году Южная Корея передала Казахстану 3 артиллерийских катера типа «Sea Delphin». В 2010 году США передали Казахстану четыре десантных катера на безвозмездной основе по программе пятилетнего плана сотрудничества между министерствами обороны Казахстана и Соединенных Штатов.
В дополнение к ранее поставленным катерам США в рамках программы Государственного департамента по оказанию помощи в области экспортного контроля и безопасности границ (EXBS) безвозмездно в октябре 2005 года передали морчастям погранслужбы Казахстана еще три патрульных катера «быстрого реагирования», построенных компанией SAFE Boats International.
Вместе с этим Казахстан сумел наладить постройку катеров для национальных ВМС и пограничных войск на верфи завода «Зенит» и верфи НИИ «Гидроприбор» в г. Уральске – это 42-тонные патрульные типа «Буркит» (по типу «Грифа»), 13-тонные типа «Сункар» (советский проект 14081М), 7-тонные типа «Сапсан» (собственного проекта 110) и модернизированные 14-тонные типа «Сапсан-М». В 1995-2004 гг. «Зенит» построил четыре катера типа «Буркит» и два — типа «Сункар». На верфи завода НИИ «Гидроприбор» к 2006 г. построено 16 малых патрульных катеров.
На Каспии и в прикаспийских районах Казахстан содержат часть сил регионального командования «Запад», военно-морские силы, пограничные войска. В Баутино размещены основные силы флота: личного состава – 3000 человек, 16 сторожевых и патрульных катеров, 2 рейдовых тральщика, 2 гидрографических катера. В Актау и Атырау аэродромы базирования морской авиации: 6 Ми-8, 6 Ми-6. Кроме того, в Актау дислоцирована база бригады береговой обороны, в Атырау развернут батальон морской пехоты.
Небольшие группы казахских курсантов учатся в Соединенных Штатах, Турции, России, Германии, Индии и Пакистане. Достигнуто соглашение о подготовке на базе разведывательно-диверсионного центра ВМС Азербайджана личного состава морского спецназа Казахстана.
Фактически ВМС решают служебно-боевые задачи в составе регионального командования вооруженных сил «Запад» (штаб в Атырау), на которое возложено «обеспечение неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря».
Уральский завод «Зенит» получит заказ от Минобороны РК на ракетно-артиллерийский корабль. В 2012 году В Уральске на воду спустили боевой корабль «Казахстан» водоизмещением около 250 тонн. Корабль оснащен ракетно-артиллерийским вооружением, современными средствами связи, навигационным и штурманским вооружением.
10 мая 2012 года АО «Уральский завод «Зенит» (Уральск) спустило на воду построенный для Пограничной службы республики большой сторожевой катер «Семсер», он стал четвертым построенным на заводе для Пограничной службы Казахстана кораблем проекта 0300 «Барс» (проекта 22180 разработанного по казахскому заказу ОАО «Северное ПКБ»).
Ранее с 2006 года по 2010 год завод «Зенит» построил для Пограничной службы Казахстана три катера — пограничных сторожевых корабля 2-го ранга проекта 0300 — «Сардар», «Сакши» и «Женис».
Сейчас завод «Зенит» строит для казахстанских ВМС еще два корабля типа «Казахстан», а для Пограничной службы — еще один катер по типу «Семсера».
В планах строительства для Пограничной службы Республики Казахстан одного универсального судна обеспечения водоизмещением до 350 тонн пр. «Булан» 0310 и двух кораблей водоизмещением до 400 тонн.
По некоторым сообщениям прессы, США высказывали намерение передать Казахстану патрульный корабль водоизмещением порядка 1000 т. Возможно, в данном случае речь может идти о малом патрульном корабле береговой охраны класса «Рилайенс».
Для осуществления ПВО сил флота в море, ведения морской разведки и нанесения ударов по надводным целям Казахстан может задействовать авиацию своих ВВС («сил воздушной обороны»). В их распоряжении находятся более 355 боевых самолётов, 29 транспортных самолётов и 130 вертолётов различного назначения. На ее вооружении находятся фронтовые истребители МиГ-29, штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители Су-27, перехватчики МиГ-31 и МиГ-25, истребители-бомбардировщики МиГ-27, учебно-боевые самолёты L-39, зенитно-ракетные системы (в том числе С-300ПМУ).
Только на авиабазе Актау, находящейся в непосредственной близости к Каспийскому морю, находится 14 Су-25, 2 Су-25УБ, 16 Су-27П, 2 Су-27УБ.
Вооруженные силы Казахстана также располагают военно-транспортными самолётами, вертолётами различного назначения Ми-24, Ми-8, Ми-17, Ми-26. Следует отметить хорошую, по постсоветским меркам, подготовку казахских военных летчиков, средний годовой налет которых достигает 100 часов.
Предприятия военно-морского промышленного комплекса включают завод «Зенит» (г. Уральск), машиностроительный завод имени Куйбышева (г. Петропавловск), завод «Гидромаш» и ПО «Машиностроительный завод» (г. Алма-Ата). Последние три производят на экспорт авиационные противолодочные ракеты АПР-3, самонаводящиеся противокорабельные торпеды (533-мм 53-65КЭ и 650-мм 65-75А), морские мины МДМ-1, МДМ-2, МДМ-3, МТПК-2, СМДМ, «Лангуст-Щука», «Кречет», КПМ (противодесантная мина), МНП-2 (диверсионная мина), противолодочный минный комплекс ПМК-1, тралы и искатели мин.
Военно-морские силы Казахстана укрепляют береговую оборону на Каспии с помощью новой противокорабельной ракетной системы Exocet MM40 Block 3, протокол о намерениях представители ВМС Казахстана и АО «НК Казахстан Инжиниринг», европейский производитель ракет MBDA и INDRA Sistemas АО «НК Казахстан Инжиниринг» подписали в рамках прошедшей международной выставки военно-технического имущества KADEX-2012 в Астане. Система береговой обороны на основе Exocet позволяет брать под контроль большее пространство акватории Каспия, и к тому же способно противостоять серьезным угрозам.
Кроме того, Южная Корея рассматривает возможность строительства верфи в Казахстане на Каспии. Совсем недавно, в рамках выставки «KADEX-2012» АО «НК «Казахстан Инжиниринг» и южнокорейская компания «STX Offshore & Shipbuilding Co., Ltd.» (STXO& S) заключили меморандум о взаимопонимании. Cтороны намерены изучить возможность совместной реализации таких проектов, как строительство судостроительной/судоремонтной верфи в казахстанском секторе Каспийского моря, модернизация одного из отечественных судостроительных заводов, а также возможность трансферта передовых корейских технологий в области судостроения.

РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ (ПОГРАНИЧНЫЙ) КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 0300 “БАРС” И ПРОЕКТА 0250 «БАРС-МО (КАЗАХСТАН)

ВМС ТУРКМЕНИСТАНА

Туркменистан продолжает работу по созданию в составе Министерства обороны национальных Военно-морских сил, на которые возложена задача по обеспечению защиты интересов страны на Каспийском море. Эта задача не простая, учитывая, что после раздела Каспийской флотилии ВМФ СССР в 1992 году туркменским военным морякам достались устаревшие катера, с полным отсутствием инфраструктуры по эксплуатации вооружений, ремонтной базы и отсутствии национальной системы подготовки кадров для ВМС.
ВМС Туркменистана (военно-морская база – порт Туркменбаши, бывший Красноводск) находятся в оперативном подчинении командования пограничных войск страны. В местечке Келиф на Амударье располагается небольшая база речной флотилии.
Открыто о создании своей современной военно-морской компоненты президент Туркменистана Г. Бердымухамедов заявил в 2009 году. Тогда были озвучены на самом высоком уровне планы создания военно-морской базы в Туркменбаши (Кисловодске). Сегодня в Туркменистане принята программа развития Военно-морских сил Вооруженных Сил на период до 2015 года, а при Министерстве обороны создан Военно-морской институт. День военно-морских сил стал отмечаться в Туркменистане только с осени 2011 года. К 2015 году планируется завершить строительство военно-морской базы в порту Туркменбаши.
Туркмения продолжает наращивать военное присутствие на Каспии и планирует закупать для ВМС самые совершенные военные катера и вооружение. В 2002 году на вооружение сил береговой охраны поступили новые украинские патрульные катера типа «Калкан-М» и «Гриф-Т». В 2003 году от Ирана в долгосрочную аренду получены семь катеров береговой охраны. В рамках сотрудничества с министерством обороны США на вооружение ВМФ Туркменистана поступил патрульный катер класса Point Jackson.
К этому времени, корабельный состав ВМС Туркменистана имели патрульные катера: 10 — типа «Гриф» (проекты 1400 и 1400М, бывший советский и украинской поставки), одним – типа «Пойнт», одним – типа «Сайгак» (проект 14081, бывший советский), четырьмя – типа «Калкан-М» (украинская поставка), семь катеров береговой охраны иранской постройки и сильно изношенным базовым тральщиком типа «Корунд» (проект 1252).
Предположительно все патрульные катера сведены в бригаду кораблей охраны водного района. В ВМС имеется от батальона до бригады морской пехоты, фактически на нее возложены задачи обороны побережья. Численность личного состава флота вместе с береговыми службами составляет порядка 2000 человек.
В 2009 году стало известно, что ВМС Туркмении получили два российских патрульных катера «Соболь» проекта 12200.
Еще в 2008 году появилась первая информация о поставке для Туркменистана ракетного катера проекта 12418 типа «Молния». Строительство осуществлялось на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске. Каждый из них будет нести 16 противокорабельных ракет комплекса «Уран-Э» с дальностью стрельбы до 130 километров. В 2011 году ракетные катера были приняты на вооружение ВМФ Туркмении. В 2011 году у Турции куплены два быстроходных патрульных катера стоимостью 55 миллионов евро.
В феврале 2012 года в Ашхабаде на выездном заседании Государственного совета безопасности Туркмении была озвучена информация о строительстве первого погранично-сторожевого корабля «Аркадаг» на судостроительном и судоремонтном предприятии Государственной пограничной службы Туркмении.
В настоящее время помимо двух «Молний» на вооружении Туркмении стоят один американский патрульный катер класса «Поинт Джексон», два быстроходных турецких патрульных катера, два украинских – «Калкан-М» и «Гриф-Т», а также два российских патрульных катера «Соболь».
После раздела Туркестанского военного округа СССР между независимыми государствами ЦА на долю Туркмении пришлась крупнейшая в Средней Азии авиационная группировка, дислоцированная на 2 крупных базах — под Мары и Ашхабадом. На вооружении ВВС находятся до 250 вертолетов и самолетов, включая истребители МиГ-29, МиГ-25, МиГ-23/МиГ-23У, МиГ-21 и штурмовики Су-25.
Авиация ВВС Туркменистана используются, в том числе и для патрулирования Каспийского моря, компенсируя тем самым недостаточную мощь флота. В тоже время она может привлекаться для решения боевых задач в акватории Каспийского моря, однако, ближайшая авиабаза Ашхабад находится в нескольких сотнях километров от побережья Каспийского моря.
В настоящее время, Туркменистан укрепляет гражданский флот государства, расширяя свое присутствие и возможности в регионе Каспийского моря. В прошлом году был утвержден Генеральный план развития до 2020 года международного морского порта в городе Туркменбаши на Каспии и Туркменского морского торгового флота. Документ был принят в целях успешной реализации «Национальной программы социально-экономического развития Туркменистана на 2011-2030 годы, ускоренного развития сферы морского и речного транспорта страны, коренной диверсификации отрасли, а также создания новых рабочих мест. По оценкам экспертов, полномасштабная реконструкция морского порта в Туркменбаши потребует вложений в размере нескольких миллиардов долларов США.
Морские грузоперевозки приобретают все большее значение во внешнеэкономических связях Туркменистана, растут объемы грузов, обрабатываемых на причалах каспийской гавани, через которую в страну доставляются промышленное и сельхозоборудование, автотехника, металлоизделия, лесоматериалы, минеральные удобрения, за рубеж отправляются полипропилен, кокс и другие нефтепродукты, продукция химической и стройиндустрии.

СТОРОЖЕВЫЕ КАТЕРА ТИПА NTPB (ТУРЦИЯ/ТУРКМЕНИЯ)

КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ РОССИЯ

Изменение приоритетов России на Каспии произошло в 2000 году, этому способствовало усиление военно-политического присутствия США в прибрежных территориях Кавказа и Центральной Азии в начале 2000-х годов. В этой связи Россия пошла на наращивание своих военных сил в регионе Каспийского моря, способных обеспечить безопасность энергетических месторождений, защиту экономических российских интересов и выполнение задач по охране южных рубежей государства, учитывая факт инцидента между Ираном и Азербайджаном на Каспии в 2001 году.
Российская Каспийская флотилия до раздела в 1992 году насчитывала 2 эсминца, 12 сторожевых кораблей и более 50 катеров, не считая кораблей обеспечения. При разделе советского военного имущества Россия утратила порядка 15 боевых кораблей и катеров, 50 вспомогательных судов переданных Азербайджану. Позднее, в 1993 году, еще несколько кораблей были переданы Казахстану.
Несмотря на эти изменения, по боевому составу нынешние военно-морские силы России на Каспии не уступают тем, что имел здесь Советский Союз. В отличие от всех российских флотов, Каспийская флотилия в постсоветский период, даже после передачи примерно трети прежнего корабельного состава Азербайджану, существенно нарастила свою мощь, так же обновлен и состав пограничных кораблей на Каспии. В военно-морском флоте России новые корабли называют «ответом на укрепление военно-морских сил Азербайджана».
В настоящее время российская Каспийская флотилия состоит из 14 боевых кораблей и катеров, в том числе: двух сторожевых корабле проекта 11661К «Татарстан» и «Дагестан», двух малых артиллерийских кораблей проекта 21630 «Астрахань» и «Волгодонск», одного артиллерийского корабля МК-16 типа «Молния», одного ракетного катера Р-101 «Ступинец» проекта 12411Т и трех ракетных катеров Р-25 «Боровск», Р-30 «Буденновск» и Р-50 «Карачаево-Черкесия» проекта 206МР с противокорабельными ракетами «Термит», двух малых десантных кораблей на воздушной подушке МДК-18 и МДК-88 проекта 1232 «Джейран», и трех тральщиков БТ-88 «Юсуп Акаев», БТ-116 «Магомед Гаджиев», БТ-244 «Герман Угрюмов» проекта 12650. В состав флотилии входят 847-й отдельный береговой ракетный дивизион (Астрахань), 77-я отдельная гвардейская бригада морской пехоты (Каспийск), дивизион судов обеспечения и дивизион спасательных судов, а также вертолетная эскадрилья.
Недавно береговые части флотилии пополнились новейшим ракетным комплексом «Бал» производства ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», кроме того 27 августа 2010 года заложен предназначенный для моряков-каспийцев малый ракетный корабль проекта 21631 «Град Свияжск», а 22 июля 2011-го – «Углич», первый серийный МРК данного проекта.
Береговая охрана российских пограничников тоже имеет современные корабли, к примеру, на Каспии служат катера проекта 14310 «Мираж» и проекта 12150 «Мангуст». В настоящее время на Судостроительной фирме «Алмаз» закончено строительство ПСКР «Бриллиант» (зав. № 502) проекта 22460 «Охотник». Как предполагается, он войдет в состав пограничного управления ФСБ России на Каспии.
Самый новый корабль Каспийской флотилии «Дагестан», это первый корабль Военно-Морского Флота России, вооруженный универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК». Осенью «Дагестан» в составе группировки кораблей флотилии примет участие в учении «Кавказ-2012».
В настоящее время, в рамках государственного оборонного заказа в акваториях пунктов базирования корабельных соединений Каспийской флотилии начато строительство гидроакустических станций обнаружения подводных объектов, так же в аварийно-спасательный отряд Каспийской флотилии поступили первые комплекты новейшего водолазного снаряжения универсального (СВУ-5), которое разработано и произведено отечественным предприятием «КАМПО», входящим в группу компаний «ТЕТИС».

МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 21631 ТИПА «БУЯН-М»
МАЛЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 21630 ТИПА «БУЯН»

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ.

На сегодня ситуация на Каспии обостряется на фоне зашедших в тупик переговоров по разделу моря, причем вариант военного столкновения никак не исключен. Этот конфликт был бы на руку и внешним игрокам – прежде всего, США и, как считают некоторые международные эксперты, Китаю. Но вот кто бы проиграл – это Европа, обратившая внимание на каспийскую нефть после начала войны против Ливии, и возлагающая на регион серьезные надежды.
Многие аналитики пугают Россию развитием военно-морских сил Азербайджана. Пока, ВМС Азербайджана не представляют особого беспокойства у основных военно-морских соперников на Каспии – ВМФ России и ВМС Ирана, тем более, что в их составе нет морской авиации и корабельный состав в основном имеет устаревшие корабли. Но тенденции развития ВМС и Вооруженных сил Азербайджана, его оборонной промышленности могут заставить серьезно задуматься эти страны. В среднесрочной перспективе все может измениться, больно серьезные у этой страны партнеры: США, Израиль и Турция.
В тоже время, значимость региона, как «хранилища энергоресурсов», постоянно расте. Совсем недавно французская энергетическая компания «Тоталь» подтвердила факт обнаружения ее специалистами «громадного газового месторождения» в азербайджанском секторе Каспийского моря в 100 километрах к юго-востоку от Баку. Первые, предварительные, данные о новом месторождении поступили от французских специалистов в сентябре 2011 года. Сейчас они проверены и уточнены. «Тоталь» заявила, что подтверждены запасы месторождения на шельфе Каспия в районе Апшерона на уровне 150-300 млрд кубических метров газа». бурение первых скважин начнется в 2013 году.
Пока шла работа над статьей, Россия подтвердила свой военный статус в Каспийском регионе. Ракетный корабль Каспийской флотилии «Дагестан» вышел из пункта базирования Каспийское море, в ходе проведения второго этапа государственных испытаний и успешно впервые произвел ракетную стрельбу по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». На полигоне Аданак в Дагестане в течение месяца военнослужащие берегового ракетного дивизиона Каспийской флотилии будут отрабатывать вопросы боевого применения новейшего мобильного берегового ракетного комплекса «Бал-Э».
В тоже время, есть и положительные новости с каспийского региона, в 2013-2014 гг. объем российско-иранского сотрудничества может увеличиться минимум в пять раз, а торгового обмена — втрое. Таковы основные оценки российско-иранского бизнес-форума, впервые состоявшегося в Москве. Повысить международную экономическую конкурентоспособность России и Ирана должно развитие транзитной инфраструктуры в обеих странах, как и их участие в проекте нового транзитного коридора Север — Юг (РФ — Азербайджан — Иран — Пакистан — Индия). А наиболее востребованы совместные инвестпроекты в нефтепереработке, нефтехимии, переработке нефтяного и природного газа, электроэнергетике, судостроении.
А вопрос: Каспий: в ожидании…чего? Остается.

Таблица. Численности ВМФ прибрежных стран

СТРАНЫ Всего кораблей и судов ВМС БОЕВЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА (из них ракетных) Численность личного состава, чел. Береговые войска Морская пехота Авиация Резерв ВМС
РОССИЯ Более 100 14 (6) 20000 Ракетный дивизион с ПКР «Уран» бригада Вертолетная эскадрилья + ВВС, включая дальнюю и фронтовую авиацию 17-я отдельная морская пограничная бригада
ИРАН 50-90 50 (более 3, одна-две мини-субмарины типа Ghadir) 3000 Корпус, ВМС МО — 3 бригады — 2,600 человек.

ВМС КСИР — 1 бригада — 5,000 человек

Морская авиация: боевые и патрульные самолеты, вертолеты части Корпуса стражей исламской революции
АЗЕРБАЙДЖАН 37 14 (есть сверхмалые ПЛ «Тритон-1М» и «Тритон-2») 3500 батальон морской пехоты (численность — 2 000 человек), разведывательно-диверсионный центр специального назначения ВВС Азербайджана, три авиабазы на берегу Каспия. Фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-29, МиГ-25, МиГ-21, штурмовики Су-25, вертолеты Береговая охрана в составе бригады патрульных кораблей
КАЗАХСТАН 20 18 3000 бригада береговой обороны, закуплена ракетная система Exocet MM40 батальон 6 Ми-8, 6 Ми-6. Силы воздушной обороны Казахстана. АБ Актау: 14 Су-25, 2 Су-25УБ, 16 Су-27П, 2 Су-27УБ Корабли и катера Пограничной службы
ТУРКМЕНИСТАН Более 30 31 (2) 2000 от батальона до бригады морской пехоты На вооружении ВВС находятся до 250 вертолетов и самолетов Нет. Охрану морской границы под оперативным руководством Госпогранслужбы осуществляют ВМС страны

Современные корабли в Каспийском регионе

Тип Страна Год ввода в строй (число) Водоизмещение, т Скорость хода, уз. Вооружение
11661К «Дагестан» (Россия) Россия 2012 (1) 1930 До 28 8 РК «Калибр-НК»

1×1- 76 мм АУ

1х12- 30-мм АУ

11661К «Татарстан» (Россия) Россия 2003 (1) 1930 До 28 2×4 РК «Уран»

ЗРК «Оса-МА2»

1×1- 76 мм АУ

2х6- 30-мм АУ

2×2 – 533-мм ТА

1х12 – РБУ-6000

«Град Свияжск» проекта 21631 (Россия) Россия (+2) 949 до 25 2х4 ПУ «Уран»

1х1 100-мм АУ

1х12 30-м АУ

14,5-м и 7,62-мм ПУ

МАК проекта 21630 «Астрахань» и «Волгодонск» (Россия) Россия 2006-2012 (2+1) Более 500 До 26 1х1 100-мм АУ

2х6 30-м АУ

1 ЗРК «Гибка»

1 РСЗО «Град-М»

12,7- мм ПУ

ПСКР «Бриллиант» проекта 22460 «Охотник» Россия 2012 (+1) 630 До 30 1х6 30-мм АУ

2 х1 12,7 мм ПУ

Вертолет (БЛА)

МДК проекта 1232 «Джейран» (Россия) Россия Построены в 1980-х гг. (2) 350 До 30 2х2 30-мм АУ

Десант: 50 морских пехотинцев и четыре плавающих танка ПТ-76

РКА Р-101 «Ступинец» проекта 12411Т (Россия) Россия 1985 (1) 469 До 42 4хПКР «Термит»

1х1 76-мм АУ

2×6 30-мм АУ

ЗРК «Стрела-3М»

РКА проекта 206МР (Россия) Россия 1978-1983 (3) 257 До 43 2х ПКР «Термит»

1х1 76-мм АУ

1×6 30-мм АУ

ЗРК «Стрела-3М»

Ракетный эсминец типа Jamaran Иран (1+) около 1420 30 ПКР Noor (аналог C-802)

1×1 76мм

1х1 40 мм

2х1 20 мм

2х324 мм ТА

вертолет

Ракетный катер проекта 12418 «Молния» (Россия) Туркменистан 2011 (2) 538 До 38 16хПКР «Уран-Э»

1х1 76-мм АУ

2×6 30-мм АУ

ПЗРК «Игла»

Катер P224 «Пейкан» и P225 «Джосхан» Иран в 2003 и 2006 гг. (2) 275 35 4хПКР С-802 (YJ-82)

1×1 76мм АУ, 1×2 40мм АУ

2х1 12,7 мм ПУ

Малые ракетные катера типа Peykaap II (Иран) Иран (?) менее 14 тонн До 52 2х ПКР FL 10 (С-701)
Погранично-сторожевой корабль «Аркадаг» (Туркменистан) Туркменистан (1+) . . .
Тип «Казахстан» (проекта 0300 «Барс» (проекта 22180) (Казахстан) Казахстан 2012 (1+ 2) 250 до 30 1х2 25-мм АУ

1х2 -23-мм АУ

Тип «Барс» большой сторожевой катер «Семсер» (Казахстан) Казахстан 2006 года по 2012 (4+1) 230 — 240 до 28 1х2 25-мм АУ

2х1 12,7-мм ПУ

Ракетный катер типа Yoon Young-ha (Южная Корея) Казахстан . (0+3) 570 40 4 РК 700K Sea Star (лицензионная версия американских ПКР Harpoon)

1х1 76-мм АУ

1 40-мм АУ

пулеметы

Sea Delphin (Южная Корея) Казахстан 2006 (3) 150 37 40-мм АУ

20-мм АУ

ПУ

ПСКР проекта 12200 «Соболь» (Россия) Туркменистан 2009 (2) 54 до 50 1х6 30мм АУ

1х14,5 мм ПУ

1х7,62 мм ПУ

1х30 мм гранатомет

1-2 ПЗРК

ПСКР проекта 14310 «Мираж» (Россия) Россия Серия с 1999 г. (?) 121 до 50 1х6 30мм АУ

2х14,5 мм ПУ

8 ПЗРК

Ракетные комплексы прикаспийских государств

Комплекс (страна производитель) Страна Число развернутых (в планах) Дальность стрельбы, км Тип цели
«Калибр-НК» (Россия) Россия 8 300 Надводные корабли и береговые цели
«Уран» (Россия) (в том числе в составе РК «Бал») Россия 48 (32 береговые) До 130 Надводные корабли
«Уран-Э» (Россия) Азербайджан (контракт 2010 г.) До 130 Надводные корабли
«Уран-Э» (Россия) Казахстан Поставка 2014 г. До 130 Надводные корабли
«Уран-Э» (Россия) Туркменистан 32 (Поставка 2012 г.) До 130 Надводные корабли
Exocet MM40 Block 3 (Франция) Казахстан (?) Протокол о намерениях подписан в 2012 г. До 180 Надводные корабли
С-802 (YJ-82) (Китай)

Noor (Иран)

Иран 8 (?) 120 Надводные корабли
«Термит» Россия 10 До 80 Надводные корабли
Gabriel (Израиль) Азербайджан (закуплены) до 36 км Надводные корабли
FL 10 (С-701) (Китай) Иран В стадии развертывания, мб до 150 15-20 Надводные корабли
Nasr-1 (вариант китайской ПКР С-704) (Иран) Иран Прошла испытания, на замену FL 10 30 Надводные корабли

(ВТС «БАСТИОН», полная версия статьи)

АЛЕКСАНДР КАРПЕНКО «СТРАСТИ ВОКРУГ КАСПИЯ. ТИХОЕ И СПОКОЙНОЕ МОРЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕДМЕТОМ РАЗДОРА» – ВПК № 35 (452) за 5 сентября 2012 года

27.03.2015
НА КАСПИИ ЗАПАХЛО УКРАИНОЙ

Украинский кризис подстегнул поиски альтернативных источников газа для ЕС. Одним из них может стать Туркмения, если между ней и Азербайджаном будет построен пресловутый Транскаспийский газопровод (ТКГ). Далее он соединится с существующей системой трубопроводов и через Грузию и Турцию газ поступит в Европу.Как передает Reuters, в ближайшее время Туркмению намерен посетить еврокомиссар по энергетике Марош Шевчович, чтобы возобновить переговоры по строительству Транскаспийского газопровода. » Брюссель ищет возможности по строительству газопровода из Туркмении в Европу с привлечением европейских компаний. Ради этого, как отметили в Московском центре Карнеги, Туркмения с 1 июля даже разрешила у себя митинги и демонстрации. Дело в том, что по уставу Европейского банка реконструкции и развития, через который будет финансироваться проект, обязательным условием является демократизация и обеспечение прав человека.Напомним, что проект ТКГ был заморожен несколько лет назад из-за политических разногласий между странами каспийской «пятерки». Туркмения и Казахстан намерены продавать свои углеводороды в Европу в обход России. Их поддерживает в этом Азербайджан, где уже создана транзитная инфраструктура, осталось лишь проложить трубу по дну неглубокого Каспия. Проект поддерживают и США. Но Россия и Иран пытаются помешать ему. …..…..Казахстанская «Деловая неделя» отмечает, что обострившаяся международная обстановка и конфликт между Россией и Западом накалили ситуацию вокруг Каспия. Для Москвы и Тегерана раздел акватории Каспийского моря — вопрос сохранения собственных энергетических позиций на внешних рынках, включая европейский. Поэтому, пока Россия и Иран командуют на Каспии, транскаспийского газопровода не будет, пишет издание. Чем дольше будет продолжаться противоборство Запада и России, чем сильнее будет нагнетаться обстановка вокруг ядерной программы Ирана — тем меньше шансов, что туркменский газ попадет в Европу мимо РФ….. …..Но как Россия может помешать прокладке газопровода, если таковая начнется? Инструментов дипломатического и экономического воздействия на Туркмению и Азербайджан у Москвы нет. Закупки туркменского газа Россией постоянно падают, его поставки в Китай постоянно растут. Азербайджан вообще уже давно поставляет свои нефть и газ за границу в обход РФ. Иначе говоря, сегодня эти страны экономически никак не зависят от России. Однако, как считает эксперт по Средней Азии Александр Князев, помешать реализации ТКГ Россия способна и военным путем. Возможно, поэтому все прикаспийские страны активно вооружают свои флоты. И возможно, поэтому, при всей важности развития Черноморского флота, Минобороны РФ недавно пересмотрело свои планы по переброске сторожевых кораблей проекта «Буян» с Каспия на ЧФ – вместо шести перебросят всего два корабля, остальные останутся в составе Каспийской флотилии. Виктор Ядуха
http://www.rosbalt.ru/exussr/2015/03/27/1382638.html

04.08.2015

Командование ВМФ в соответствии с распоряжением министра обороны РФ участвует в создании комитета командующих ВМФ и ВМС прикаспийских государств, сообщил в понедельник главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков.
В рамках Армейских международных Игр с 3 по 11 августа 2015 года на Каспийском море впервые проводятся флотские конкурсы морской и полевой выучки «Кубок Каспия-2015″ и «Каспийское дерби — 2015″.
«В соответствии с решением министра обороны РФ ведется детальная и обстоятельная работа по созданию комитета командующих ВМФ и ВМС прикаспийских государств», — сказал Чирков на церемонии открытия международных армейских конкурсов «Кубок Каспия-2015″ и «Каспийское дерби-2015″.
Он добавил, что первая рабочая встреча с командующими военных флотов Каспийского региона, где обсуждались детали создания комитета, была проведена в ходе «Международного Военно-Морского салона — 2015″ в Петербурге, а на ближайшее время запланирована еще одна.
РИА Новости

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
ЯДЕРНАЯ И ВОЕННАЯ ПРОГРАММА ИРАНА
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ АЗЕРБАЙДЖАНА


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap