МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ FC-1 XIAOLONG/JF-17 THUNDER (КИТАЙ/ПАКИСТАН). MULTIPURPOSE FIGHTER FC-1 XIAOLONG/JF-17 THUNDER (CHINA/PAKISTAN)


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ
FC-1 XIAOLONG/JF-17 THUNDER (КИТАЙ/ПАКИСТАН)
MULTIPURPOSE FIGHTER FC-1 XIAOLONG/JF-17 THUNDER (CHINA/PAKISTAN)

06.02.2020

Как сообщает журнал «Jane’s Defence Weekly» в статье Alan Warnes «Pakistan Air Force to receive first 12 JF-17B combat aircraft in near future», ВВС Пакистана заказали суммарно поставку 26 учебно-боевых истребителей JF-17B, являющихся двухместным вариантом истребителя совместного пакистано-китайского производства JF-17 (FC-1) Thunder. При этом первые 12 самолетов JF-17B, согласно заявлению представителя ВВС Пакистана, должны быть переданы ВВС «уже в ближайшем будущем», а поставка всех 26 машин должна быть завершена к концу 2021 года.
Из указанных 12 самолетов JF-17B, готовящихся к передаче ВВС Пакистана, четыре были изготовлены на предприятии китайской авиастроительной компании Chengdu Aircraft Industries Company (Group) (САС, входит в состав китайской государственной корпорации AVIC) в Чэнду, а остальные восемь — собраны в 2019 году на пакистанском авиастроительном предприятии Pakistan Aeronautical Complex (РАС) в Камра. Публичная презентация первых нескольких JF-17B пакистанского производства состоялась на РАС в Камра в декабре 2019 года. Самолеты JF-17B относятся к серии Block 2.
Опытный образец «спарки» JF-17B был построен китайской САС в Чэнду и совершил там первый полет в апреле 2017 года, после чего был передан ВВС Пакистана для испытаний. Также САС построила в 2019 году минимум два первых серийных JF-17B для поставки в Мьянму.
К настоящему времени истребителями JF-17 оснащены пять строевых эскадрилий ВВС Пакистана: самолетами серии Block 1 — 16-я и 26-я эскадрильи (обе дислоцированы на авиабазе Пешавар), а самолетами серии Block 2 — 2-я и 14-я эскадрильи (авиабаза Минас/Камра) и 7-я эскадрилья (авиабаза Масрур). Кроме того, самолеты JF-17 используются также в центре боевого применения Combat Commanders School (CCS) ВВС Пакистана на авиабазе Мушаф.
https://bmpd.livejournal.com

ВВС ПАКИСТАНА ПОЛУЧАТ 26 УЧЕБНО-БОЕВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ JF-17B

21.07.2020
Военно-воздушные силы Пакистана получили первые учебно-боевые истребители JF-17B, являющиеся двухместным вариантом истребителя совместного пакистано-китайского производства JF-17 (FC-1) Thunder. Новые самолеты поступили на вооружение 16-й истребительной эскадрильи ВВС Пакистана, дислоцированной в Пешаваре.
Истребитель JF-17 (FC-1) был создан в рамках совместной китайско-пакистанской программы, осуществляемой китайским авистроительным предприятием Chengdu Aircraft Industries Company(Group) (CAC) в Чэнду и пакистанским государственным предприятием Pakistan Aeronautical Complex (PAC). Первоначально Пакистан получил шесть летных прототипов и восемь предсерийных истребителей JF-17 (в 2006-2008 годах), которые все были собраны китайским CAC в Чэнду.
С 2009 года по настоящее время РАС в Камра собрало для ВВС Пакистана 42 серийных истребителя JF-17 Block 1 и 62 модифицированных истребителя JF-17 Block 2. Также построены три опытных образца двухместных самолетов JF-17B. Помимо этого, с 2018 года был реализован первый экспортный контракт на поставку 16 истребителей JF-17М (китайского производства, в том числе нескольких двухместных) ВВС Мьянмы, а в 2017 году минимум три самолета JF-17 Block 2 были заказаны Нигерией.
15 декабря 2019 года на летно-испытательной станции предприятия Chengdu Aircraft Industries Company в китайском Чэнду впервые поднялся в воздух и приступил к летным испытаниям первый образец модернизированного варианта легкого истребителя китайско-пакистанской разработки JF-17 Block 3 (серийный номер первого прототипа 3000).
Истребитель JF-17 Block 3 получил ряд усовершенствований, включая бортовую РЛС с АФАР KLJ-7А и широкоугольный голографический дисплей (HUD). Самолет будет нести расширенный ассортимент управляемого вооружения (также китайского).
Также сообщалось об интересе к этим самолетам со стороны Азербайджана.
С самого начала все опытные и серийные самолеты JF-17 (FC-1), построенные как в Китае, так и в Пакистане, штатно оснащаются российскими двигателями РД-93. В 2007 и 2010 годах АО «Рособоронэкспорт» заключило контракты на поставку в КНР суммарно 250 двигателей РД-93 (с опционом еще на 400) с правом их реэкспорта в Пакистан.
https://dambiev.livejournal.com



МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ FC-1 XIAOLONG/JF-17 THUNDER


Дальнейшим развитием линии китайского МиГ-21 — фронтового истребителя J-7 — стал легкий многоцелевой самолет FC-1. Период 1980-х годов характеризовался заметным улучшением американо-китайских отношений. В 1986 г. авиационное производственное предприятие САС из г. Ченду заключило контракт с американской компанией Grumman на совместную разработку истребителя Super-7.
Новый самолет являлся глубокой модернизацией истребителя J-7, от которого отличался боковыми нерагулируемыми входами воздухозаборника, крылом увеличенной площади с предкрылками и наплывами, новым фонарем кабины летчика, обеспечивающим улучшенный обзор, гаргротом с накладным топливным баком, единым заправочным узлом, аварийным тормозным гаком, вертикальным оперением увеличенной площади, шасси с колесами большего диаметра и управляемым передним колесом.
Самолет предполагалось оснастить БРЛС Вестингауз AN/APG-66 (аналогичная РЛС устанавливается на истребителях Локхид F-16.A), ИНС, ИЛС, многофункциональными экранными кабинными индикаторами, выполненными на ЭЛТ, современным связным оборудованием.
По утверждению китайских специалистов, боевые возможности самолета «Супер-7» должны были приблизиться к возможностям американского истребителя F-16A.
Последовавшее резкое охлаждение американо-китайских отношений привело к полному прекращению сотрудничества этих стран в военной области.
В 1990 г санкции США постигли и Пакистан, в результате чего эта страна лишилась возможности приобретать F-16. Остро нуждаясь в лёгких истребителях, в 1998 г Исламабад решил присоединиться к амбициозному китайскому проекту и понести половину затрат, оценивавшихся тогда примерно в 150 млн. USD.
Однако работы над легким истребителем не были прекращены. Программа была переориентирована на более широкое использование китайского научного и технического потенциала, а также привлечение к участию в работах новых партнеров — России к Великобритании.
В 1991 году в ОКБ фирмы CAC (Chengdu Aircraft Corporation) в Чэнду началось проектирование самолета FC-1, являющегося логичным продолжением концепции «Супер-7». На этот раз основным партнером китайцев стало российское ОКБ им. А. И. Микояна. «Микояновцы» поделились своими наработками по легкому фронтовому истребителю «33», создававшемуся в 1980-х годах. Эта однодвигательная машина с подфюзеляжным воздухозаборником должна была дополнить более тяжелый истребитель МиГ-29 и занять на экспортном рынке нишу, освобождаемую МиГ-21. Однако в конце 80-х работы над самолетом «33» были прекращены.
Выкатка самолёта состоялась 31 мая 2003 года. 25 августа 2003 года FC-1 совершил два восьмиминутных подлёта на аэродроме Wenjiang. 3 сентября 2003 года официально состоялся первый полёт нового самолёта, тогда же он получил обозначение JF-17 (Joint Fighter-17).
Вариант самолета для ВВС Пакистана получил обозначение JF-17 Thunder, в 2007 году он поступил на вооружение ВВС Пакистанаю
Первые два JF-17, изготовленных китайской компанией «Чэнду эркрафт индастри», были переданы Пакистану в марте 2007 года. Первоначально планировалось, что еще шесть самолетов будут поставлены до конца 2007 года, однако эти сроки были продлены. Всего согласно контракту общей стоимостью около 2,3 млрд долларов ВВС страны должны получить 150 машин.
Серийное производство самолёта FC-1 Xiaolong / JF-17 Thunder началось в Китае в июне 2007 г при широком участии авиапромышленности Пакистана, на предприятиях которого изготавливают крылья, кили и значительную долю бортового оборудования. Сообщается, что темп постройки в Ченду может достичь 30 самолетов в год.

Сборка самолетов осуществляется в Пакистане на совместном предприятии, созданном компаниями РАС и «Чэнду». К самостоятельному производству JF-17 на авиастроительном комплексе в г. Камра (провинция Пенджаб) эта страна приступила в январе 2008 года.
В настоящее время JF-17 оснащены китайскими РЛС KLJ-10 и авиационными ракетами средней дальности SD-10/PL-12 с активной ГСН.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом, цельноповоротным горизонтальным оперением и однокилевым вертикальным оперением. Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов.
Крыло имеет развитые наплывы, простирающиеся до хвостовой части фюзеляжа. В передней корневой части наплывов имеются вихреобразующие запилы. На задней поверхности крыла размещены флапероны, на передней кромке вдоль всего размаха расположен отклоняемый носок, использующийся для повышения маневренности в ближнем воздушном бою.
Фюзеляж — типа полумонокок. Фонарь кабины — двухсекционный, с цельным птицестойким козырьком. В основании киля расположен контейнер с тормозным парашютом. Имеется два небольших подфюзеляжных гребня.
Все опоры шасси — одноколесные. Основные опоры убираются в фюзеляж в ниши по бокам каналов воздухозаборника. Носовое колесо — управляемое, убирается в фюзеляж по направлению полета.

В качестве силовой установки был выбран российский двигатель РД-93, являющийся модификацией «климовского» РД-ЗЗ с тягой 8300 кгс, созданного для истребителя МиГ-29. В дальнейшем возможно освоение производства РД-93 в Китае на заводе LMC (г. Лоян) по российской лицензии.
Новый двигатель отличается от прототипа расположением коробки приводов, рядом конструктивных усовершенствований, а также лучшими эксплуатационными показателями: меньшим удельным расходом топлива, сниженной дымностью, большими ресурсами и сроками службы.
Пока самолеты JF-17 комплектуются бортовым радиоэлектронным оборудованием исключительно китайской разработки. Архитектура построения комплекса БРЭО основана на двух мультиплексных каналах информационного обмена, выполненных по стандарту MIL-STD 1553В, с двумя центральными вычислителями.
Основная прицельная система истребителя — многорежимная импульсно-доплеровская РЛС со щелевой антенной решеткой типа KLJ-7 и воздушным охлаждением передатчика, обеспечивающая сопровождение «значительного числа» целей. Для обнаружения и сопровождения наземных целей и применения по ним высокоточного оружия самолет может комплектоваться контейнерной оптико-электронной системой с тепловым и лазерным каналами (на выставке в Фарнборо рядом с JF-17 демонстрировался китайский контейнер целеуказания типа WMD-7). Предусмотрено также использование нашлемной системы целеуказания и индикации.
В перспективе по планам число истребителей JF-17 на вооружении ВВС Пакистана будет увеличено до 250 единиц.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вес:
Пустой 6 321 — 6411 кг;
Нормальный: 9072 — 9 100 кг;
Максимальный: 12 474 — 12 700 кг;
Полезная нагрузка: 3 800 кг
Размах крыла: 9,00 м.
Длина: 14,0 м.
Высота: 5,10 м
Тип двигателя 1 ТРДДФ РД-93
Тяга, кгс 8300 кгс
Максимальная скорость, км/ч 1700
Перегоночная дальность, км 3000
Боевой радиус действия, км 1352
Практический потолок, м 16500
Макс. эксплуатационная перегрузка 8.5
Экипаж, чел 1

ВООРУЖЕНИЕ

одна 23-мм двухствольная пушка Type 23-3 (ГШ-23Л) с 200 патронами на пушку.
Боевая нагрузка — 3800 кг на 7 узлах подвески:
«воздух-воздух»: до 4 х PL-7, PL-10, R550 Magic 2, A-Darter, PL-5C, AIM-9L/P, MICA, Aspide
«воздух-поверхность»: 1 х AM-39 Exocet
ПУ НУР, УАБ, бомбы

Источники: www.airwar.ru, ru.wikipedia.org, www.dogswar.ru, topwar.ru и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ FC-1 XIAOLONG/JF-17 THUNDER. НОВОСТИ 2017 — 2019
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ FC-1 XIAOLONG/JF-17 THUNDER. НОВОСТИ 2013 — 2016
JF-17. ИНДИЯ ОБЪЯСНИЛА ШРИ-ЛАНКЕ, ПОЧЕМУ НЕ НАДО
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ PL-5 (КИТАЙ)
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ САМОЛЕТЫ, ИСТРЕБИТЕЛИ КИТАЯ
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ САМОЛЕТЫ, ИСТРЕБИТЕЛИ (ЗАРУБЕЖНЫЕ)
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap