ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК J-8 (КИТАЙ)

FIGHTER-INTERCEPTOR J-8 (CHINA)



Впервые о самолете J-8 стало известно за рубежом в 1984 г. Западные специалисты считают, что этот самолет является дальнейшим развитием истребителя МиГ-21, который выпускался в КНР с 1964 г, под названием F-7. Новый самолет получил по номенклатуре НАТО наименование «Финбэк».
Истребитель-перехватчик J-8 начали разрабатывать в 1964 г.. когда советско-китайское военно-техническое сотрудничество было уже свернуто, и китайские специалисты могли опираться лишь на собственные силы. Новый самолет, по своей -весовой категории- приближающийся к перехватчику Су-15. предназначался, и первую очередь, для борьбы со скоростными высотными целями в районах, прикрытие которых не могло быть обеспечено относительно малочисленными ЗРК С-75. По своей конфигурации и основным параметрам J-8 весьма напоминал опытный советский самолет Е-152А. впервые продемонстрированный на воздушном параде в Москве в 1960 г. Основными требованиями к J-8 были высокая скорость, потолок и скороподъемностъ. При этом достижению высоких маневренных характеристик не придавалось особого значения.
Строительство в Китае самолетов по советским лицензиям началось в середине 1950-х годов с истребителя МиГ-15. Вторым самолетом китайского производства стал М.иГ-17. В 1958 г. было подписано лицензионное соглашение на производство истребителя МиГ-19. В 1961 г., несмотря на разрыв с СССР, появился первый построенный в Китае самолет этого типа, получивший наименование F-6. Оснащенный двумя двигателями сверхзвуковой истребитель F-6 и сегодня производится в Ки¬тае серийно, составляя основу ВВС НОАК.
До 1960 г. Советский Союз поставил Китаю несколько истребителей МиГ-21, на основе которого в последующие годы специалисты КНР создали самолет F-7. На заводе в Сиани в 1964 г. был построен первый такой самолет, что совпало по времени с началом «культурной революции». Серийное производство этих истребителей было прекращено через два года после за¬вершения строительства менее 100 машин. Тогда же было расширено производство самолетов F-6. Это могло быть вызвано недостаточно высокими летно-техническими характеристиками самолета F-7.
После 1960 г. началось проектирование самолета А-5. В конструктивном отношении он является дальнейшим развитием самолета F-6 (МиГ-19) и имеет с последним до 60% одинаковых узлов и деталей. Носовая часть самолета А-5 удлинена с тем, чтобы оборудовать в ней внутрифюзеляжный бомбоотсек. Пространство, в котором планировалось разместить бомбоотсек, используется для установки дополнительного топливного бака. Кроме того, в связи с изменением конфигурации носовой части на самолете А-5 появились два (вместо одного носового) воздухозаборника с обеих сторон фюзеляжа.
Следующий проект китайского истребителя, созданный на базе советского МиГ-23, отличался большими сложностью и своеобразием. Его проектирование началось в первой половине 1970-х годов. В 1976 г. Египет поставил в КНР по меньшей мере один истребитель МиГ-23, однако китайские специалисты, по-видимому, не стали его копировать. Причины этого могли заключаться как в нехватке инженерных кадров, так и в несоответствии тактико-технических характеристик этого самолета требованиям ВВС НОАК. Еще одним фактором могла стать сложность копирования турбореактивного двигателя Р-29, обладающего тягой 12470 кгс. Хотя Китай и подписал в 1975 г. соглашение о производстве по лицензии турбовентиляторного двигате¬ля «Спей» английской фирмы Rolls Royce, обладающего тягой 9298 кгс, рассчитывать на его применение раньше середины 1980-х годов считалось нереальным. Альтернативным вариантом могло бы стать использование турбореактивного двигателя конструкции Туманского Р-11, изготавливаемого в КНР под названием «Вопэнь-7».
Два двигателя Р-11, каждый из которых обладает тягой по 4300 кгс (5670 кгс на форсаже), способны обеспечить полет истребителя, масса которого несколько превышает 13600 кг, со скоростью, соответствующей числу М=2и более.
Несмотря на наличие двух двигателей самолет J-8, по оценке западных специалистов, является развитием конструктивных принципов, использованных при создании истребителя F-7. Самолет F-8 сохранил характерную форму носового воздухозаборника с подвижным центральным телом конической формы, однако площадь входного отверстия (по сравнению с истребителем F-7) возросла. Общая длина самолета увеличилась, что позволило врезать дополнительную секцию фюзеляжа (впереди крыла) и за счет этого повысить запас топлива. Форма задней части фюзеляжа с низкорасположенным горизонтальным оперением и двумя скошенными подфюзеляжными килями свидетельствует о том, что самолет оснащен двумя двигателями.
Истребитель J-8 оснащен треугольным крылом, повторяющим в определенном масштабе крыло самолета F-7. Отличительной чертой J-8 является наличие внешних (по отношению к фюзеляжу) элеронов, шарнирно закрепленных на нижней поверхности крыла. В корневой части киля, высота которого несколько больше, чем у самолета F-7, размещен небольшой воздухозаборник. На основе опубликованных в китайских источниках фотографий западные специалисты составили чертеж самолета J-8.
Самолет F-8 предназначен для использования главным образом в качестве истребителя-перехватчика. По оценкам американских специалистов, в конструктивном отношении он является классическим высотным перехватчиком, характеристики которого, однако, не отвечают в полной мере предъявляемым к нему требованиям. Поскольку взлетная масса этого самолета несколько превышает 13600 кг, то по своей тяговооруженности он может быть отнесен к тому же классу, что и американский истребитель F-16 и французский «Мираж-2000».
Шеньян J-8 (по кодификации НАТО – Finback) – это одноместный китайский истребитель-перехватчик, созданный Авиастроительной корпорацией в городе Шеньян. Первый полет нового истребителя-перехватчика состоялся 5 июля 1969 г. Однако доводка самолета затянулась, и его малосерийное производство началось лишь во второй половине 1979 г. Самолет был принят на вооружение 2 марта 1980г.
J-8 выпускались в дневном варианте – лишь с оптическим прицелом и радиодальномером, размещенном в конусе воздухозаборника. вооружение самолета включало две ракеты PL-2 Было построено всего около 20 самолетов J-8, который передали в Центр переучивания летного состава и боевого применения ВВС.
Выпускавшийся в небольших количествах до 1987 г. и имеющий ограниченные боевые возможности истребитель J-8 во многом напоминал двухдвигательный самолет МиГ-21.
Усовершенствованный вариант истребителя-перехватчика J-8-I, предназначенный для всепогодного использования в системе ПВО Китая, выполнил первый полег 24 апреля 1984 г. Е Первый вариант J-8I Finback-A являлся всепогодным истребителем с прицельно-навигационной РЛС,23-мм пушкой и ракетным вооружением.
Разработка всепогодной модификации истребителя, получившей обозначение J-8-I и оснащенной РЛС SR-4 (на истребителе J-8 устанавливался лишь радиодальномер), началась в Шеньяне в феврале 1978г. Сборка первого самолета завершилась в мае 1980г. и начались наземные испытания, однако 25 июня 1980г. во время пробежки в результате возгорания двигателя самолет был уничтожен (причиной пожара явился разрыв трубопровода и попадание масла на ТРДФ). В результате на последующих опытных самолетах была значительно модифицирована гидросистема.
Первый опытный самолет полетел в 1981 г. Программа летных испытаний завершилась в ноябре 1984г., а 27 июля 1985г. самолет был принят на вооружение. К 1991г. китайские военно-воздушные силы располагали более чем 200 истребителями J-8 и J-8-I.
Западные эксперты отмечают, что трудно предугадать последующие шага китайской авиапромышленности после создания самолета J-8. Китай, по их мнению, заинтересован в приобретении турбореактивного двигателя PW1120 фирмы Pratt and Whitney тягой 9270 кгс. Поскольку обладающий тягой 8165 кгс двигатель F404 фирмы General Electric, по-видимому, не отвечает требованиям Китая, на Западе предполагают, что в определенной стадии разработки находится новый истребитель, который будет оснащаться одним двигателем. Не исключено, что двигатель PW1120 рассматривается как альтернатива по отношению к более крупному и более тяжелому двигателю «Спей».
По заявлению представителя американской администрации, в США изучается возможность оказания помощи Китаю в разработке электронных систем для истребителя F-8. В случае утверждения соответствующей программы работы могли бы начаться уже в ближайшем будущем и продолжаться в течение длительного периода времени.
В августе 1987 года с компаниями «Грумман» и «Вестингауз» было подписано соглашение о переоснащении 50 истребителей J8II американскими БРЭО, в то же время истребитель получил американизированное обозначение F-8II (в литературе самолет до сих пор часто так и называют F-8). Подписанный контракт предусматривал монтаж на китайские истребители импульсно-доплеровской РЛС «Вестингауз» APG-66 (они же ставились на истребитель F-16A/B), которая была в состоянии обнаружить цель на фоне земной поверхности.
В настоящее время на вооружении ВВС НОАК находится до 300 подобных самолетов всех типов. Большую часть из них – 108 машин – составляют истребители J-8 II Finback. В перспективе их планируется заменить более совершенными машинами J-10 и J-11. Данный самолет является дальнейшим развитием конструкции достаточно успешного советского истребителя МиГ-21, при этом китайский самолет обладает большими размерами и оснащен 2-мя двигателями.
Истребитель J-8II был разработан в результате глубокой модернизации созданного в Китае в конце 1970-х годов истребителя-перехватчика J-8I, конструкция которого во многом опиралась на советский истребитель МиГ-21, который в то время выпускался в Поднебесной по лицензии. Первоначально данный истребитель имел лобовой воздухозаборник, который со временем был заменен на 2 боковых воздухозаборника, что позволило конструкторам смонтировать на самолет более мощную и совершенную БРЛС. Аэродинамическая схема китайского истребителя близка к советскому МиГ-23 и к американскому F-4 c дельтовидным крылом от советского Су-15.
А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 2 ноября 2013 г.


МОДИФМКАЦИИ:
• J-8 — Первый полёт совершил 5 июля 1969 года под управлением лётчика-испытателя Юн Юхуана. Дневной истребитель, похожий на увеличенный МиГ-21. Самолёт был оснащён двумя ТРДФ WP-7A и радиодальномером SR-4. Вооружён истребитель был двумя 30 мм пушками Type 30-I по 200 снарядов на ствол и двумя ракетами «воздух-воздух» ближнего радиуса действия PL-2 с инфракрасным наведением. Выпущен ограниченной серией. Самолёт был принят на вооружение 2 марта 1980 года.
• J-8I — Первый полёт совершил 24 апреля 1981 года. Улучшенный всепогодный вариант с РЛС SL-7A (дальность действия 40 км), двухствольной 23 мм пушкой Type 23-III. Самолёт имел четыре узла подвески для ракт и бомб. Выпущен ограниченной серией. Принят на вооружение 27 июля 1985 года.
• J-8E — Вариант J-8I с усовершенствованной авионикой. На самолёт установили новую РЛС, оптические датчики SL-8, картографический радар Type 204 и систему предупреждения Type 903. Истребитель получил также новые ИЛС и систему опознавания «свой-чужой». Переоборудованные самолёты начали поступать на вооружение с 1990 года.
• JZ-8 (J-8R) — Разведывательный вариант J-8I.
• J-8ACT — Первый полёт 24 июня 1990, экспериментальный самолёт с ЭДСУ.
• J-8II (Finback-B) — Первый полёт совершил 12 июня 1984 года под управление лётчика-испытателя Кю Хуерена. Усовершенствованный J-8I с перепроектированной носовой частью фюзеляжа. Лобовой воздухозаборник был заменён конусообразной носовой частью с моноимпульсной РЛС SL-4A (Type 208) (дальность действия 40 км) и боковыми воздухозаборниками, аналогичными воздухозаборникам истребителя МиГ-23. В конце 70х Китай получил несколько МиГ-23 из Египта, таким образом складной подфюзеляжный киль и боковые воздухозаборники могли появится на J-8II с помощью реверс-инжиниринга. Китайские инженеры фактически повторили процесс разработки перехватчика Су-15 на базе меньшего по размерам самолёта Т-5. Экспериментальный самолёт МиГ-23ПД также имеет много общих черт с китайским J-8II.
• J-8II Блок 02 (J-8IIB) — Первый полёт совершил в ноябре 1989. Самолёт имел усовершенствованный радар SL-8A с дальностью действия 70 км. Истребитель получил улучшенные двигатели WP-13AII. Вооружение включало двухствольную 23 мм пушку Type 23-III (копия ГШ-23Л) и до четырёх ракет «воздух-воздух» PL-5 или PL-8.
• Peace Pearl J-8 (J-8II) — Во время китайско-американского сотрудничества около 50 J-8II были отправлены в США для переоборуования. На самолёты планировалось установить новые РЛС AN/APG-66 и систему управления огнём. Программа оценивалась в 500 млн долларов. До того, как программа была закрыта успели переоборудовать 24 самолёта.
• J-8IIACT (J-8II-BW2) — Первый полёт совершил в 1988. Экспериментальный самолёт с ЭДСУ.
• J-8IID (J-8D) — Первый полёт совершил 21 ноября 1990 года, модифицированный J-8B с системой дозаправки в воздухе и навигационной системой TACAN.
• J-8IIM (F-8IIM) — Представленная на авиашоу в Чжухае в 1996 году экспортная модификация с российской РЛС Жук-8II (дальность действия 70 км), вооружённая ракетами «воздух-возух» Р-27Р1 (AA-10) и противокорабельными ракетами Х-31А (AS-17). Самолёт заказов не получил.
• J-8III (J-8C) — Усовершенствованный J-8II с двумя ТРДФ WP-14. В отличие от предыдущей модификации J-8II модификация J-8C имел электронную дистанционную систему управления (ЭДСУ) и новый многофункциональны импульсный доплеровский радар, разработанный на базе израильской РЛС Elta EL/M 2035. Самолёт также получил цифровую систему управления огнём и новую кабину пилота, оборудованную многофункциональными дисплеями (МФД). Разработка модификации J-8C началась в 1991 году, первый полёт новый самолёт совершил в 1993. Несмотря на то, что эта программа имела высший приоритет, самолёт использовался для тестов разрабатываемого радара Type 1471 (KLJ-1) и авиационных систем, взаимодействующих с ЭДСУ. Начиная с этой версии истребители J-8II могут использовать подвесные контейнеры РЭБ BM/KG300G и KZ900, а также контейнеры с системами целеуказания и навигации Blue Sky и FILAT.
• J-8IIH (J-8H) — Первый полёт совершил в декабре 1998 года. Самолёт имеет новую кабину, оснащённую МФД, два двигателя WP-13B, РЛС Type 1471 (KLJ-1) (дальность действия 75 км). Истребитель может быть вооружён ракетами «воздух-воздух» средней дальности Р-27 (AA-10) и PL-11 и противорадиолокационной ракетой YJ-91.
• J-8IIF (J-8F) — Первый полёт совершил в 2000 году. Самолёт оснащён двумя двигателями WP-13BII, системой дозаправки в воздухе и РЛС Type 1492. В 2004 году с самолёта были проведены успешные пуски ракеты «В-В» PL-12/SD-10.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого 9285
нормальная взлетная 13700
максимальная взлетная 16580
Размах крыла, м 9.34
Длина, м 21.52
Высота, м 5.41
Площадь крыла, м2 42.00
Топливо, л 4600
Тип двигателя 2 ТРДФ Liyang (LMC) Wopen-7A (Р-11Ф)
Тяга , кН
нефорсированная 2 x 43.15
форсированная 2 x 58.80
Максимальная скорость, км/ч 2332 (М=2.2)
Крейсерская скорость, км/ч 850
Перегоночная дальность, км 2000
Практическая дальность, км 1500
Боевой радиус действия, км 800
Максимальная скороподъемность, м/мин 9780
Практический потолок, м 20800
Макс. эксплуатационная перегрузка 4

ВООРУЖЕНИЕ:

две 30-мм пушки НР-30
боевая нагрузка — 4500 кг на 5 узлах подвески
4 УР воздух-воздух PL-2В (PL-5B) или PL-3
2х 500-,250- кг бомбы или
2 ПУ Qimgan 12 х 57 мм или 7х90-мм НУР

Источники: ru.wikipedia.org, topwar.ru, avial.narod.ru, ru-aviation.livejournal.com, www.best-army.ru, www.razlib.ru и др.

ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК J-8II (КИТАЙ)




ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap