12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT



САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК ИЛ-78М-90А
AIRCRAFT TANKER IL-78M-90A

27.10.2015

Новый российский самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А сможет дополнительно перевозить до 110 тонн топлива благодаря двум дополнительным бакам. Об этом сообщил 26 октября журналистам гендиректор предприятия «Авиастар-СП» Сергей Дементьев.
«Задача на следующий год — поднять самолет Ил-78М-90А в воздух. Это первый летный образец, который будет проходить государственные испытания, по результатам мы надеемся на заключение контракта», — отметил он.
Дементьев уточнил, что каждый из дополнительных топливных баков может нести по 50 тонн топлива. Заправка возможна двумя способами — с хвостовой части и со стороны двух крыльев самолета. Одновременно в воздухе может производиться заправка трех лайнеров. При этом ранее сообщалось, что на земле возможна одновременная заправка до четырех самолетов.
ТАСС

03.01.2016

На предприятии «Звезда», расположенном в подмосковном поселке Томилино, идет разработка нового унифицированного подвесного агрегата заправки повышенной производительности УПАЗ 1М. Он как раз и предназначен для подвески на самолет-заправщик Ил 78М-90А. Главная особенность УПАЗа — его автономность. В качестве перекачивающего насоса в агрегате установлен двухступенчатый центробежный насос с приводом от турбины, использующей энергию набегающего потока. Агрегат УПАЗ 1М должен обеспечивать дозаправку топливом в полете самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации, оборудованных системами приема топлива в полете. По сравнению с предыдущими разработанными изделиями (УПАЗ, УПАЗ 1) в УПАЗ 1М увеличена производительность с 2 300 до 3000 литров топлива в минуту. Это удалось сделать за счет применения нового турбонасосного агрегата ТНА 150М с турбиной увеличенной мощности. Также изделие УПАЗ 1М предлагается укомплектовать насосной станцией с электроприводом, датчиком угловых
Журнал ОАК ГОРИЗОНТЫ №4.2015

03.01.2016

В цехах ульяновского завода прошла стыковка секций фюзеляжа Ил-78М-90А. По планам, первый полет самолет-топливозаправщик выполнит в 2016 году. На этом первом летном образце будут проходить государственные испытания. Ожидается, что по их результатам будет заключен госконтракт на поставку Ил-78М-90А Министерству обороны Российской Федерации. «Задача на 2016 год — поднять самолет Ил-78М-90А в воздух, — рассказывает генеральный директор «Авиастар-СП» Сергей Дементьев. — Это первый летный образец, по которому будут проходить государственные испытания. По их результатам мы надеемся на получение контракта по поставке топливозаправщиков». Производство первого летного Ил 78М 90А ведется в рамках контракта с Минобороны РФ на проведение опытно-конструкторских работ по созданию перспективного самолета-топливозаправщика. Строящееся воздушное судно станет первым топливозаправщиком, произведенным в России. До этого все самолеты Ил 78 собирались в Узбекистане на Ташкентском авиазаводе.
Журнал ОАК ГОРИЗОНТЫ №4.2015

29.02.2016
Первый строевой самолет-топливозаправщик Ил-78 прибудет на модернизацию в марте. Об этом журналистам рассказал главный конструктор самолета Ил-76 Андрей Юрасов.
«Мы рассчитываем, что это произойдет в ближайший месяц», — сказал он. «Рассчитываем на это», — уточнил главный конструктор, отвечая на вопрос, состоится ли прибытие первого Ил-78 в марте.
При этом на топливозаправщиках будут выполнены те же самые инновационные работы, что и на военно-транспортных Ил-76МДМ. Они получат новые системы навигации, оптико- электронные системы, обновленную радиоэлектронику.
«Мы надеемся, что модернизацию пройдут все строевые самолеты Ил-76, а также самолеты-заправщики Ил-78″, — подчеркнул Юрасов, уточнив, однако, что на модернизацию всех строевых самолетов Минобороны «пока твердого заказа нет».
ТАСС

11.06.2016

Первый модернизированный топливозаправщик Ил-78М-90А будет готов к испытаниям в ноябре-декабре 2016 года, сообщил РИА Новости управляющий директор АО «Авиастар-СП» Андрей Капустин.
Первый опытный образец Ил-78М-90А строится на ульяновском предприятии «Авиастар-СП». Он станет первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в РФ. До этого все самолеты Ил-78 собирались в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова.
«В ноябре-декабре этого года самолет будет готов. Эта машина в этом году должна быть передана ОАО «Илюшин» для испытаний. Далее уже ОАО «Ил» будет заниматься её доработкой» — сказал он.
По словам Капустина, запуск самолета в серию планируется в 2018 году. Он отметил, что к модернизированным самолетам серии Ил проявляется широкий интерес со стороны заказчиков из разных стран мира. В частности, из государств СНГ, Юго-Восточной Азии и стран Африки.
РИА Новости

04.08.2016
Индия ведет переговоры с РФ о закупке шести самолетов-заправщиков Ил-78МД-90А для своих ВВС. Общая стоимость контракта может составить $2 млрд, сообщил «Известиям» источник в оборонно-промышленном комплексе.
Ил-78МД-90 является глубокой модернизацией транспортника Ил-76. Новый самолет отличается модифицированным крылом, новыми двигателями и системой управления, а также имеет большую грузоподъемность и объем перевозимого на борту топлива. Если переговоры увенчаются успехом, то это будет первый экспортный контракт на поставку Ил-78МД-90А, сообщил собеседник «Известий».
«Летного образца топливозаправщика на базе транспортного Ил-76МД-90А еще нет. Он должен подняться в воздух только в следующем году», — пояснил источник.
В настоящее время на вооружении ВВС Индия есть шесть топливозаправщиков Ил-78МКИ, поставленных в 2000-х годах. Они базируются в Агре на севере страны. Новые машины будут базироваться в Панагаре (Западная Бенгалия) и предназначаться на случай операций на восточном театре, отмечает издание.
ТАСС

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

05.10.2016
Первый модернизированный самолет-топливозаправщик Ил-78 отправится на государственные испытания в 2018 году, сообщил ТАСС генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин.
«Первый Ил-78 недавно прилетел в Жуковский. Рассчитываем сделать его в течение года, в 2018-м планируем обновленным передать на госиспытания», — сказал собеседник агентства.
По его словам, контракт есть только на изготовление опытного образца, «на модернизацию серии контракта пока нет». При этом планируется модернизировать все Ил-78 Воздушно-космических сил России, отметил Вельможкин.
Что касается модернизации строевых Ил-76 до версии Ил-76МДМ, рассказал глава компании, предполагается обновить несколько десятков самолетов.
«Первую машину под серийную модернизацию мы должны получить в этом году. Опытная модернизация строевого самолета Ил-76 уже прошла первый этап, сейчас эта машина передается на госиспытания», — сказал собеседник агентства.
Программа обновления Ил-76 пока рассчитана до 2020 года, после чего ее планируется продлить, добавил Вельможкин.
ТАСС

15.03.2017
Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина планирует в этом году поднять в воздух две новые машины — воздушный танкер Ил-78М-90А и легкий военно-транспортный самолет Ил-112В, сообщил гендиректор авиакомплекса Сергей Вельможкин.
«Строительство опытного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А идет в строгом соответствии с согласованным с Минобороны РФ графиком. Мы надеемся, что первый российский воздушный танкер увидит небо в этом году», — сказал С.Вельможкин в интервью «Интерфаксу-АВН» во вторник.
Он сообщил, что также успешно идут работы по строительству первого опытного самолета Ил-112В.
«Мы надеемся, что летом этого года состоится первый полет легкого военно-транспортного Ил-112В», — сказал С.Вельможкин.
Он отметил, что сборка нового самолета ведется в Воронеже. «В настоящее время завершена навеска крыла», — сообщил гендиректор.
По словам С.Вельможкина, Авиакомплекс имени С.В.Ильюшина также активно занимается перспективными проектами, разработкой самолетов нового поколения. «Конечно, мы думаем не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне. В инициативном порядке, в частности, продолжается работа над перспективными средним военно-транспортным самолетом, получившим условное название Ил-214, и сверхтяжелым — Ил-106″, — сказал он.
ИНТЕРФАКС-АВН

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-112В

30.11.2017
Новейший российский топливозаправщик Ил-78М-90А выкатили на летно-испытательную станцию. Об этом в среду сообщается на официальной странице Объединенной авиастроительной корпорации в Facebook.
«В «Авиастар-СП» состоялась выкатка первого российского топливозаправщика Ил-78М-90А на летно-испытательную станцию», — говорится в сообщении.
Ранее в пресс-службе компании «Авиастар-СП» сообщили, что первый новый топливозаправщик Ил-78М-90А планировалось отправить на испытания еще в 2016 году.
ТАСС

01.12.2017

Как сообщило АО «Объединенная авиастроительная корпорация», 29 ноября 2017 года на АО «Авиастар-СП» (входит в состав ОАК) в Ульяновске состоялась выкатка на летно-испытательную станцию предприятия завершенного строительством первого опытного образца нового самолета-заправщика Ил-78М-90А (серийный номер 02-01).
Постройка первого опытного летного образца самолета Ил 78М 90А осуществляется в рамках контракта с Министерством обороны России на проведение опытно-конструкторских работ по созданию перспективного самолета-заправщика на основе военно-транспортного самолета Ил 76МД 90А как составной части ОКР «Создание тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А и перспективного самолёта-заправщика на его базе».
По требованию заказчика Ил-78М-90А является конвертируемым: сохранена возможность использования в качестве военно-транспортного самолета: есть рампа, десантное оборудование, а в случае необходимости можно установить оборудование для пожаротушения На самолете будет установлено топливо заправочное оборудование: два дополнительных топливных бака емкостью около 50 тонн каждый внутри грузовой кабины, а также унифицированные подвесные агрегаты дозаправки — два на крыле и один в хвостовой части фюзеляжа. Самолет оснащен четырьмя двигателями ПС 90А 76.
Согласно условиям контракта, летные испытания первого образца Ил-78М-90А должны были быть начаты в 2016 году.
К настоящему времени на «Авиастар-СП» построены только пять транспортных самолетов Ил-76МД-90А, причем последний из них был поднят в воздух еще в декабре 2015 года.
http://bmpd.livejournal.com/

26.01.2018

25 января 2018 года летный образец перспективного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А совершил первый полет. Пилотировал самолет шеф-пилот «Ильюшина» Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов.
Эта машина стала первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в России в постсоветский период. Ранее производство самолетов Ил-78 базировалось в Узбекистане.
Головной разработчик воздушного судна – Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина, изготовитель – завод «Авиастар-СП».
Новая усовершенствованная модификация топливозаправщика создана на базе новейшего военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Проектирование и создание конструкторской документации, производство воздушного судна осуществлялось на основе современных цифровых технологий.
Самолет оснащен четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлетной тягой. Они соответствуют нормам по уровню шума на местности, определяемым требованиями Главы 4 Приложения 16 стандарта ИКАО, а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу. Их удельный расход топлива на 12−14% ниже, чем у двигателя Д-30КП, установленного на предыдущие модификации самолетов-топливозаправщиков. Поэтому Ил-78М-90А отличается повышенной дальностью полета и может брать большее количество топлива для заправки самолетов.
Полностью обновлен пилотажно-навигационный комплекс, также на самолете реализована «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов.
Новейший топливозаправщик Ил-78М-90А сохранил возможность использования в качестве военно-транспортного самолета. Переоборудование не требует большого объема работ и осуществляется в условиях аэродрома. В случае необходимости на самолет может быть установлено оборудование для пожаротушения.
В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он способен производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации (типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырех воздушных судов.
Все работы по модернизации самолета от начала проектирования и до выпуска летного образца проводились в цифровой форме с применением современных компьютерных систем. Конструкторско-технологическая документация на изделие полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство в современных цифровых технологиях.
Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А. Линия состоит из нескольких станций, обеспечивающих полную сборку самолетов. Одна из самых важных – станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя стенды бесстапельной автоматизированной сборки российского производства. Автоматизация процессов уменьшает время стыковки фюзеляжа и сборки планера. Контроль за правильностью сборки будет выполняться средствами лазерно-оптических измерительных систем.
Новая линия позволит снизить трудоемкость стыковочных работ, обеспечить контролируемое качество, уменьшить зависимость от квалификации технического персонала.
Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина

10.02.2018

В Ульяновске в специализированном окрасочном комплексе «Спектр-Авиа» завершены работы по грунтованию первого летного образца перспективного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А. Воздушное судно разработано Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и построено на заводе «Авиастар-СП».
Перед нанесением грунта специалистами «Спектр-Авиа» была проведена изоляция узлов и агрегатов, не подлежащих окраске, а также тщательная подготовка поверхности к грунтованию. Следующим этапом стало нанесение двух грунтов ЭП-0215 и ЭП-0208 отечественного производителя. «На данное воздушное ушло порядка 400 литров материала, — рассказывает заместитель директора по производству «Спектр-Авиа» Юрий Еремеев. – Сам процесс нанесения одного слоя грунта занял около часа, а сушка каждого слоя — 24 часа. Затем на самолет была нанесена аварийно-спасательная маркировка – это места аварийного покидания самолета, окантовки дверей, бортовые номера и символика».
Впоследствии, после проведения ряда летных испытаний, Ил-78М-90А будет окрашен в ливрею заказчика – Министерства обороны России. Окраска также будет проводиться на «Спектр-Авиа» специальными эмалями, разработанными Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов (ВИАМ).
Напомним, 25 января летный образец перспективного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А совершил полет. Эта машина стала первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в России в постсоветский период. Ранее производство самолетов Ил-78 базировалось в Узбекистане.
В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он способен производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации (типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырех воздушных судов.
Авиастар-СП

21.03.2018

Наземные частотные испытания новейшего российского топливозаправщика Ил-78М-90А начались в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП» с участием специалистов Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского по заказу ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина».
Основная цель испытаний — определение собственных форм и частот колебаний конструкции самолета и опор шасси, а также частотных характеристик системы автоматического управления (САУ) при взаимодействии с упругим самолетом.
Для проведения частотных испытаний воздушное судно установили на специальные пневматические опоры. На элементы самолета — рули, интерцепторы, закрылки, крылья, стабилизатор, элерон, фюзеляж, двигатели, унифицированные подвесные агрегаты заправки (УПАЗ) – разместили датчики. Затем, с помощью специальных устройств (вибровозбудителей) генерируются колебания симметричной/ассиметричной формы, переменной частоты, различных элементов планера, а вся информация о колебаниях поступает на компьютер.
С помощью полученных данных специалисты ЦАГИ определяют собственную форму и частоту колебаний самолета. На сегодняшний день в рамках испытаний уже получено несколько форм колебаний вертикального и горизонтального изгиба фюзеляжа, симметричного и ассиметричного изгиба крыла, симметричного и антисимметричного кручения крыла, а также стабилизатора. Затем проверке будут подвергаться двигатели и УПАЗы.
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина

19.04.2018

На ульяновском предприятии АО «Авиастар-СП», входящем в Дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК», завершены наземные частотные испытания новейшего российского топливозаправщика Ил-78М-90А, результаты которых станут базой для анализа возможных отклонений от норм эксплуатации в течение всего срока службы самолета.
«Успешное завершение очередного этапа испытаний Ил-78М-90А для нас является показателем того, что мы идем в правильном направлении. Мы уверены, что этот конвертируемый самолет будет крайне востребован как в России, так и за рубежом. Его возможности позволяют производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации, а с хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации. В настоящее время воздушное судно находится на летно-испытательной станции для проведения доработок и последующих этапов летных испытаний», — сказал первый заместитель генерального директора ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» Павел Черенков.
В свою очередь заместитель директора по производству изделия Ил-78М-90А АО «Авиастар-СП» Николай Фурцев сообщил, что проведение частотных испытаний — необходимое требование для всех новых модификаций самолетов, которые выпускаются впервые. «Испытания проводились специалистами Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского по заказу ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина». Согласно программе, все мероприятия в рамках данного этапа выполнены в полном объеме и в положенные сроки», – уточнил он.
Основная цель частотных испытаний — определение собственных форм и частот колебаний конструкции самолета и опор шасси, а также частотных характеристик системы автоматического управления при взаимодействии с упругим самолетом. Во время их проведения на Ил-78М-90А устанавливалось 260 датчиков, а колебания вызывались из 50 точек планера.
Авиастар-СП

23.04.2018
ДЕЛЕГАЦИИ МИНОБОРОНЫ ИНДИИ ПОКАЗАЛИ В УЛЬЯНОВСКЕ РОССИЙСКИХ «УНИВЕРСАЛЬНЫХ СОЛДАТ» – ИЛ-76МД-90А И ИЛ-78МК-90А

В рамках посещения предприятий оборонно-промышленного комплекса России, расположенных в Приволжском федеральном округе, индийская делегация во главе с генеральным директором по закупкам Министерства обороны Индии господином Апурвой Чандрой посетила АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация») в г. Ульяновске.
Здесь российские специалисты провели для индийской делегации детальные презентации новейших российских самолетов Ил-76МД-90А и Ил-78МК-90А.
Повышенное внимание иностранных специалистов к самолетам типа Ил-76/78 вызвано многофункциональностью их платформы, обеспечивающей применение машины в качестве пожарного самолета, конвертируемого самолета-заправщика, военно-транспортного самолета, летающего госпиталя, летающего командного пункта и самолета дальнего радиолокационного обнаружения.
Самолет обеспечивает возможности региональной переброски войск, военной техники, вооружений, грузов и их десантирование. Ил-76/78 эксплуатируется в том числе с грунтовых аэродромов, тогда как не все существующие в мире военно-транспортные самолеты отвечают этому критерию. Новейшие российские ИЛы выполняют и межконтинентальные коммерческие перевозки, отвечая требованиям ИКАО по шумам и эмиссии.
Специалисты называют Ил-76/78 «универсальным солдатом», который может выполнять задачи в сложнейших природно-климатических условиях любого региона мира. К тому же глубокая модернизация систем самолета, включающая в себя установку нового комплекса радиоэлектронного оборудования, существенно упрощает управление машиной, а замена двигателей Д-30КП2 на новые ПС-90А-76 повышает летно-технические характеристики и экономическую эффективность ее эксплуатации. При этом ПС-90А-76 отлично работают при температуре 40 градусов по Цельсию выше нуля без ограничений взлетной массы.
«Возможности и характеристики самолетов ИЛ хорошо знакомы индийским летчикам, которые с их помощью решают различные оперативные и тактические задачи. По этой причине мы тщательно изучаем возможности новейших российских военно-транспортных самолетов, самолетов-заправщиков и создаваемых на их платформе самолетов дальнего радиолокационного обнаружения AWACS», – сказал Апурва Чандра.
Российские ИЛы зарекомендовали себя как надежные, грузоподъемные и эффективные самолеты. Опыт их применения в Индии огромный. В Рособоронэкспорте уверены, что имеющиеся в Индии инфраструктура и опыт эксплуатации ИЛов позволят унифицировать самолетный парк по номенклатуре запчастей, системам обучения персонала и обслуживания самолетов. К тому же стоимость их покупки и обслуживания сравнительно низкая по отношению к условиям других производителей самолетов данного класса. По критерию «эффективность-стоимость» российским ИЛам в принципе нет равных, что также является своего рода знаком качества.
«Индия – наш давний и надежный партнер. Для «Ильюшина» очень символично, что первым шагом на пути к полноценному сотрудничеству двух стран в авиационной сфере стала передача главой советского государства в дар индийскому правительству двух самолетов Ил-14С в варианте «Салон». В настоящее время в парке ВВС и ВМФ Индии значительная часть самолетов российского производства, в числе которых воздушные суда разработки ОКБ им. С.В.Ильюшина Ил-76, Ил-78 и Ил-38. Готовы обеспечить как модернизацию существующего парка, так и поставки техники, отвечающей перспективным требованиям индийских партнеров», – отметил вице-президент ПАО «ОАК» по транспортной авиации, генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Рособоронэкспорт

ТЯЖЕЛЫЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-76МД-90А (ИЗД. 476)
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

29.05.2018

Начало заводских летных испытаний новейшего российского топливозаправщика Ил-78М-90А запланировано на июль. В настоящее время продолжается этап наземных отработок – на воздушном судне завершена проверка топливной системы и герметичности топливных баков.
«Сейчас самолет Ил-78М-90А, построенный на ульяновском авиационном предприятии «Авиастар-СП», проходит этап наземных испытаний, куда входит, в частности, проверка топливной системы. После их завершения топливозаправщик будет отправлен на покраску, а затем, предположительно в июле, передан в ПАО «Ил» для выполнения заводских летных испытаний. Все идет штатно, отставаний от графика нет», – сказал первый заместитель Генерального директора «Ильюшина» Павел Черенков.
Как пояснил начальник летно-испытательной станции завода «Авиастар-СП» Юрий Капша, топливная система самолета служит для питания горючим основных двигателей и вспомогательной силовой установки: «Проверены все топливные баки, в том числе и фюзеляжные, процессы перекачки, проведены измерения расхода топлива и т.д. Испытания этой системы прошли успешно, отклонений от заданных параметров нет».
Помимо топливной системы, в рамках этапа наземных испытаний будет проведена гонка двигателей, комплексная отработка уборки-выпуска шасси и проверка на электромагнитную совместимость всех систем воздушного судна.
Новый топливозаправщик создан на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Усовершенствованный самолет оснащен четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76. На топливозаправщике полностью обновлен пилотажно-навигационный комплекс, а также реализована «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов.
Авиастар-СП

10.07.2018
ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК ИЛ-78М-90А ПОКРАШЕН И ПЕРЕДАН НА ИСПЫТАНИЯ

Первый российский топливозаправщик Ил-78М-90А в начале августа начнет летно-конструкторские испытания, которые планируется завершить до конца года. В настоящее время завершена его покраска, которая проводилась на территории АО «Спектр-Авиа».
«Построенный на ульяновском самолетостроительном предприятии АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК») новейший российский топливозаправщик Ил-78М-90А успешно прошел все наземные испытания, покрашен и передан на летно-испытательную станцию. До конца года мы планируем завершить летно-конструкторские испытания этого борта и начать совместные государственные», — сказал первый заместитель генерального директора ПАО «Ил» Павел Черенков.
В свою очередь управляющий директор АО «Авиастар-СП» Василий Донцов отметил, что ключевой задачей предприятия на ближайшие два-три года является выход на серийное производство Ил-76МД-90А: «С этой целью в настоящее время на предприятии ведутся работы по постройке поточной линии окончательной сборки ВС. Новая усовершенствованная версия топливозаправщика Ил-78М-90А создана на базе именно этого самолета. Создание конструкторской документации, производство воздушного судна осуществлялось на основе современных цифровых технологий. Я уверен, что у этого самолета большое будущее».
Директор окрасочного производства Сергей Карташов уточнил, что это первое воздушное судно, на котором применена новая система покрытия. «Покрытие выполнено на основе нового грунта ВГ-27. От обычной грунтовки он отличается тем, что здесь не применяется шестивалентный хром (ядовитое вещество лакокрасочного покрытия). Сама краска АК-1206 используется в России уже 15-20 лет. Всего на самолет Ил-78М-90А ушло около 600 литров краски. Сам процесс покраски воздушного судна был выполнен за 12 рабочих дней.
Авиастар-СП


САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК ИЛ-78М-90А

В августе 2013 года заключен Государственный контракт на выполнение работ по модернизации тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД и самолета-заправщика Ил-78М. В соответствии с контрактными обязательствами выполнен первый этап работ: Разработан технический проект и макет кабины ВТС Ил-76МДМ и самолета-заправщика Ил-78М2.
Ил-78М-90А является модификацией самолета Ил-76МД-90А. По требованию заказчика, он должен сохранить возможность использования в качестве военно-транспортного: иметь рампу, десантное оборудование, в случае необходимости, позволять установить оборудование для пожаротушения. Но при этом, самолет имеет возможность установки топливозаправочного оборудования — дополнительных емкостей для топлива внутри грузовой кабины и унифицированных подвесных агрегатов заправки. Самолёт Ил-78М-90А будет являться основным самолётом-топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации. Самолёт будет позволять производить одновременную заправку двух самолётов фронтовой авиации (типа Су-27, МиГ-29) с использованием агрегатов заправки установленных на крыле. С хвостового агрегата заправки возможна заправка самолётов дальней и специальной авиации. Также при использовании Ил-78М-90А на земле, возможна одновременная заправка до четырёх самолётов.
Самолет оснащен четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и повышенной взлетной тягой (при выполнении взлета могут использоваться два взлетных режима: максимальный повышенный с тягой 16000 кг и максимальный с тягой 14500 кг). Удельный расход топлива двигателя ПС-90А-76 на 12?14% ниже расходов топлива двигателя Д-30КП.
На самолете устанавливается цифровой пилотажно-навигационный комплекс “Купол-III-76М”, обеспечивающий решение различных задач самолетовождения. В кабине экипажа теперь установлено восемь многофункциональных ЖК-дисплеев и три интеллектуальных пульта управления.
Проектирование и создание конструкторской документации, производство самолета осуществляется на основе цифровой технологии.
На предприятии «Звезда», расположенном в подмосковном поселке Томилино, идет разработка нового унифицированного подвесного агрегата заправки повышенной производительности УПАЗ 1М. Он как раз и предназначен для подвески на самолет-заправщик Ил 78М 90А.
Главная особенность УПАЗа — его автономность. В качестве перекачивающего насоса в агрегате установлен двухступенчатый центробежный насос с приводом от турбины, использующей энергию набегающего потока. Агрегат УПАЗ 1М должен обеспечивать дозаправку топливом в полете самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации, оборудованных системами приема топлива в полете. По сравнению с предыдущими разработанными изделиями (УПАЗ, УПАЗ 1) в УПАЗ 1М увеличена производительность с 2 300 до 3 000 литров топлива в минуту. Это удалось сделать за счет применения нового турбонасосного агрегата ТНА 150М с турбиной увеличенной мощности. Также изделие УПАЗ 1М предлагается укомплектовать насосной станцией с электроприводом, датчиком угловых перемещений и системой сигнализации о пожаре СОП 62.
В агрегате УПАЗ 1М система управления автоматикой построена на базе блока автоматики и информации БАИ. Применение цифрового блока управления БАИ, создаваемого на базе современного отечественного процессора, позволяет:
• получить гибкие возможности перестройки алгоритмов работы изделия путем перепрограммирования блока;
• организовать цифровые каналы обмена данными с самолетными системами и КПА с помощью любых применяемых на сегодняшний день в летательных аппаратах интерфейсов;
• снабдить изделие автономным регистратором эксплуатационных параметров и параметров работы.
В перспективе с применением блока БАИ в изделии УПАЗ 1М появится возможность обеспечить автоматическое регулирование параметров системы заправки.
В мае 2013 года ЗАО ЦНТУ «Динамика» заключило контракты с ОАО «ОАК-ТС» на выполнение ОКР по разработке процедурного тренажера экипажа самолета Ил-76МД-90А, тренажера рабочего места оператора заправки самолета Ил-78М-90А, и учебного компьютерного класса для подготовки летного и инженерно-технического состава на Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А.
В июле 2013 года ЗАО «Авиастар-СП» (г. Ульяновск) запустило в производство первый опытный самолет-заправщик Ил-78М-90А. Техническим заданием на Ил-78М-90А предусмотрен неконвертируемый вариант самолета. Эти самолеты-заправщики в войсках могут получить обозначение Ил-478.
ПМЗ начнет поставку двигателей для перспективного российского самолета-заправщика Ил-78М- 90А. Договор был подписан между «Пермским моторным заводом» (ПМЗ) и «ОАК-Транспортные самолеты» в рамках МАКС-2013. Согласно документу, ПМЗ готовит на поставку 4-х двигателя ПС-90А-76 для Ил-78М-90А. «Мы в достаточно короткие сроки подготовились к подписанию контракта на двигатели для перспективного самолета-заправщика Ил-78М-90А. И на вопрос о сроках поставки двигателей могу твердо сказать, что в 3-м квартале 2014 г. это сделать вполне реально, — заявил на церемонии подписания управляющий ПМЗ Сергей Попов. — И уже в этом году мы отгружаем первые 4 мотора (для Ил-76МД- 90А) в рамках заключенного контракта на 156 двигателей».
Главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев на МАКС-2013 сообщил журналистам, что военно-воздушные силы планируют заключить контракт на поставку модернизированных самолетов-заправщиков Ил-78М-90, как только промышленность будет готова их поставить.
В Ульяновске на ЗАО «Авиастар-СП» в начале 2015 года начато строительство опытного образца перспективного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А разработки ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». В настоящее время ведется сборка агрегатов фюзеляжа, крыла и центроплана. Работы ведутся согласно заключенного с Минобороны России контракта на проведение ОКР по созданию перспективного самолета-топливозаправщика.
Строящийся Ил-78М-90А станет первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в России. До этого все самолеты Ил-78 собирались в Узбекистане на ТАПОиЧ.
Разработчик – ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»
Изготовитель – ЗАО «Авиастар-СП».
В обеспечение поставки в войска самолетов Ил-78М-90А проводятся опытно-конструкторские работы по теме «Разработка тренажера рабочего места оператора заправки самолета Ил-78М-90А» — договор 076-2-014-13 с ЗАО «ЦНТУ «Динамика» на сумму 114,64 млн .руб. со сроком исполнения до 25.10.2015 и опытно-конструкторские работы по теме «Разработка учебного компьютерного класса для подготовки летного и инженерно-технического состава на самолеты Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А» — договор 076-2-015-13 с ЗАО «ЦНТУ «Динамика» на сумму 55, 4млн. руб. на срок до 25.10.2015, а так же Опытно-конструкторские работы по теме «Разработка регламентов контрольно-восстановительного обслуживания и контрольно-восстановительных работ для самолетов Ил-76МД-90А, Ил-78М-90А» — договор 076-2-053-13 с ЗАО «НИДЦ» на сумму 20 млн. руб. на срок до 31.12.2014.
Первый опытный образец самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А будет построен на ульяновском авиационном предприятии «Авиастар-СП» в мае 2016 года, сообщил гендиректор завода Сергей Дементьев.
Строящийся Ил-78М-90А станет первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в России. До этого все самолеты Ил-78 собирались в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова. «Планер мы в этом году соберем и уже начнем комплектовать его с точки зрения самолетных систем. В целом, подписан директивный график с поднятием самолета в мае 2016 года», – цитирует «РИА Новости» С.Дементьева. Данные работы ведутся согласно заключенному с Минобороны России контракту на создание перспективного самолета-топливозаправщика.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная масса, т Ок. 210
Максимальная полезная нагрузка, т До 52 (с развитием до 60)
Емкость топливных баков, л Более 109 500
Длина, м 46,6
Высота, м 14,16
Размах крыла, м 50,5
Площадь крыла, м? 300
Диаметр фюзеляжа, м 4,8
Количество x тип двигателя 4хТРДД
Модель двигателя, кгс ПС-90А-76
Максимальная тяга (МСА, H=0), кгс 16 000
Крейсерская скорость, км/ч 750–800
Высота полета, м 9 100–12 100
Дальность полета с полезной нагрузкой 52 т, км 5 000
Длина разбега, м 1 540
Длина пробега, м 960

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 16.02.2015 + доп.

Источники: www.ilyushin.org, sdelanounas.ru, oko-planet.su, alexeyvvo.livejournal.com, rostec.ru, ЗАО ЦНТУ «Динамика», РИА Новости, ЦАМТО, uacrussia.livejournal.com и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК ИЛ-78М
САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК ИЛ-78
ТЯЖЕЛЫЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-76МД-90А (ИЗД. 476)
ТАНКЕР ОБРЕЛ ТЕЛО: НА «АВИАСТАР-СП» ИДЕТ СБОРКА ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО САМОЛЕТА-ТОПЛИВОЗАПРАВЩИКА
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА
АВИАСТАР-СП


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap