12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




САМОЛЁТ КОМПЛЕКСНОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ,

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ И ФОТОРАЗВЕДКИ ИЛ-20

THE PLANE OF COMPLEX ELECTRONIC,

ELECTRONIC AND PHOTOGRAPHIC IL-20

02.11.2013
Япония подняла в воздух истребители F-2 национальных сил самообороны для перехвата самолета ВВС России, который пролетел сегодня над водами Японского моря, хотя нарушения воздушного пространства Японии зафиксировано не было. Об этом сообщило сегодня японское Министерство обороны.
По данным оборонного ведомства, российский самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 пролетел над островами Оки и Такэсима (Токто), которые многие годы являются предметом территориального спора между Токио и Сеулом. ИТАР-ТАСС

САМОЛЕТ-ПОСТАНОВЩИК ПОМЕХ И ПОПУТНОЙ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ ИЛ-22ПП «ПОРУБЩИК»
РОССИЯ, ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, СОБЫТИЯ

07.02.2014
Истребители США F-15C, патрулирующие воздушное пространство стран Балтии, зафиксировали российский военный самолет «Ил-20» над нейтральными водами Балтийского моря. Воздушное судно американский патруль заметил у внешней границы латвийских территориальных вод
Согласно информации, размещенной в официальном блоге Латвийской армии в Twitter, российский самолет летел без заранее согласованного плана полета и не отвечал на попытки контроля воздушного пространства установить связь.
«Росбалт»

07.03.2014
ВВС Турции подняли в воздух 8 истребителей F-16 в ответ на полет российского военного самолета Ил-20 вдоль турецких границ, сообщает defence24.pl 4 марта. Российский разведывательный самолет совершил полет вдоль турецкого побережья Черного моря, заявили официальные лица в Анкаре. Эта еще одна информация, связанная с напряженностью в Крыме.
Инцидент произошел в понедельник, но согласно заявлению Главного командования вооруженных сил Турции, не было никакого нарушения воздушного пространства Турции. Разведывательный самолет Ил-20 может быть оснащен аппаратурой для сбора информации о турецкой системе ПВО. Тем не менее, в понедельник турецкое правительство дало общественности четкий сигнал, что постоянно следит за ситуацией в Крыму из-за обеспокоенности положением татар, исторически и культурно связанных с Анкарой.
Военный Паритет

НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВВС РОССИИ И АВИАСТРОЕНИЯ

23.10.2014

Минобороны России опровергает информацию о том, что российский самолет-разведчик Ил-20 нарушил воздушную границу Эстонии. Об этом сообщает РИА Новости.
По информации ведомства, российский военный самолет совершал плановый учебно-тренировочный полет с аэродрома «Храброво» над нейтральными водами Балтийского моря. «Полет проходил в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства», — говорится в сообщении Минобороны.
Ранее эстонские власти заявили, что самолет нарушил воздушную границу страны. Послу РФ в Таллине Юрию Мерзлякову была передана нота протеста.

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

17.01.2015

На ресурсе «russianplanes.net» размещена красивая фотография самолета радиотехнической разведки Ил-20М после модернизации. В кадр на аэродроме Чкаловский попал самолет с бортовым номером RF-95980 (серийный номер 175011706).
Как известно, программа модернизации самолетов Ил-20 уже на протяжении нескольких лет ведет ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева». Указанный самолет прошел модернизацию по ОКР «Монитор», предположительно, в середине 2000-х гг.
bmpd.livejournal.com

30.05.2015
На блоге http://alexeyvvo.livejournal.com приведена Деятельность ЭМЗ им. Мясищева в 2014 году. Эта же информация переиздана блогом http://bmpd.livejournal.com.
ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева» на своей странице раскрытия информации разместило достаточно содержательный отчет за прошлый год (ссылка — http://www.e-disclosure.ru/portal/FileLoad.ashx?Fileid=1074760).


Головной модернизированный по программе ОКР «Рецензент» разведывательный самолет Ил-20М («изделие 17МС», регистрационный номер 90924, заводской номер 174011603). Жуковский, март 2015 года (с) Анатолий Бурцев / russianplanes.net

Гособоронзаказ по договорам с головными исполнителями СЧ ОКР «Рецензент» — Модернизация авиационного, радиоэлектронного оборудования и систем изделия «17М» (Ил-20М) (головной исполнитель – ОАО «Ил», договор от 01.02.2011 г. №02/11, Д/С №4)
Модернизация авиационного, радиоэлектронного оборудования и систем изделия «17М»:
— проводились работы по монтажу систем и доработке планера самолета;
-проведены доработки самолета по результатам летных испытаний.
Объем финансирования — 40,5 млн.руб.

06.06.2015

Опубликованы Планы работы ЭМЗ им. Мясищева на 2015-17гг.
«Порубщик»
ОКР: Участие в проведении ГИ – июнь 2015
Корректировка КД по результатам ГИ, присвоение КД – сентябрь 2015
«Порубщик» 1-ый серийный:
Сопровождение изготовления– октябрь 2015
«Порубщик» 2-ой серийный:
Сопровождение изготовления – июнь 2016
Порубщик» 3-ий серийный:
Сопровождение изготовления – с января 2016г. по октябрь 2017г.
Изд. 17М (Рецензент)
Устранение замечаний по результатам ГСИ, доработка РКД и ЭТД, присвоение КД литеры О1 – январь 2016г.
http://bmpd.livejournal.com

05.10.2015
Военно-воздушные силы РФ направили в Сирию самолет-разведчик Ил-20М, который обеспечивает поддержку авиаударов по объектам инфраструктуры террористической организации ИГ, а также отслеживает передвижение военной техники в регионе.
По информации Flightglobal.com, самолет радиоэлектронной разведки Ил-20М прибыл в Сирию через несколько дней после того, как первый Ил-76 начал разгружать военную технику на авиабазе в Латакии.
В состав оборудования самолета включены РЛС обнаружения целей, электрооптические/ИК датчики и аппаратура спутниковой связи для оперативной передачи данных.
За последние несколько недель на аэродроме «Хмеймим» близ Латакии сформирована полноценная смешанная авиагруппа из фронтовых бомбардировщиков Су-24М и Су-34, штурмовиков Су-25СМ и многоцелевых истребителей Су-30СМ, а также ударных вертолетов Ми-24 и многоцелевых Ми-8 из числа состоящих на вооружении ВКС РФ.
Группировка приступила к нанесению ударов по объектам ИГ 30 сентября, предварительно уведомив о начале операции США и Израиль.
ЦАМТО

ВОЙНА В СИРИИ

05.05.2018

Британские истребители «Тайфун» в пятницу поднимались с авиабазы в Румынии на перехват российского разведывательного самолета Ил-20, выполнявшего полет в западной части Черного моря, сообщили в своем твиттере британские Королевские ВВС.
«Тайфуны» Королевских ВВС, базирующиеся в Румынии, поднимались в воздух в связи с полетом российского Ил-20 «Лысуха» (по кодификации НАТО — ИФ) вблизи воздушного пространства НАТО над Черным морем», — говорится в сообщении.
INTERFAX.RU

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

01.06.2018

Прошедший глубокую модернизацию самолет-разведчик Ил-20М передан военным для госиспытаний, сообщил «Интерфаксу» источник в авиаотрасли.
«На данный момент опытно-конструкторские работы (ОКР) «Рецензент» по модернизации разведывательного самолета Ил-20 в облик Ил-20М завершены», — сказал собеседник агентства. «Модернизированный Ил-20М передан военным на государственные совместные испытания (ГСИ)», — подчеркнул он.
В декабре прошлого года источник «Интерфакса» в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что в начале 2018 года ВКС РФ получат очередной спецсамолет марки «Ил». Он не стал уточнять, о каком именно типе самолета идет речь и о его предназначении, отметив, что в процессе модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) машины, в частности, устанавливается новейший радиотехнический комплекс.
Работы по модернизации самолетов спецназначения Ил-20 и Ил-22 ведет компания «Ильюшин» (входит в ОАК) с участием «Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) имени Мясищева».
Интерфакс

19.09.2018

Авиабаза «Хмеймим» в Сирии вечером 17 сентября потеряла связь с самолетом Ил-20 ВКС РФ, на борту которого находились 14 военнослужащих.
Об этом сообщает министерство обороны России.
«Семнадцатого сентября около 23.00 мск при возвращении на авиабазу Хмеймим над акваторией Средиземного моря в 35 километрах от побережья Сирии пропала связь с экипажем российского самолета Ил-20», — отмечается в сообщении.
Самолёт исчез с радаров управления авиацией во время атаки четырех самолетов F-16 ВВС Израиля по сирийским объектам в провинции Латакия. Также, в это же время российскими радиолокационными средствами контроля воздушного пространства были отмечены пуски ракет с находившегося в данном районе французского фрегата «Овернь» («Auvergne»).
Судьба находившихся на борту военнослужащих в настоящее время неизвестна.
Командованием авиабазы организована поисково-спасательная операция.
Позже в Пентагоне заявили, что российский самолёт сбила ракета САР.
rusvesna.su

ИЗРАИЛЬ ВОЗЛОЖИЛ ВИНУ ЗА СБИТЫЙ ИЛ-20 НА СИРИЮ, ИРАН И «ХЕЗБОЛЛУ»
РОССИЙСКИЙ ИЛ-20 СБИТ ПВО СИРИИ ИЗ-ЗА БЕЗОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЗРАИЛЯ
РОССИЙСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ-20 ОШИБОЧНО СБИТ СИРИЙСКОЙ ПВО
ШОЙГУ ВОЗЛОЖИЛ ВИНУ ЗА СБИТЫЙ ИЛ-20 НА ИЗРАИЛЬ
В ПЕНТАГОНЕ ЗАЯВИЛИ, ЧТО РОССИЙСКИЙ САМОЛЁТ СБИЛА РАКЕТА САР
ВОЙНА В СИРИИ

19.09.2018

После исчезновения самолета командованием российской военной группировки в САР немедленно была организована поисково-спасательная операция.
Спасательный буксир Черноморского флота «Профессор Николай Муру» вышел в море из порта Тартус и направился в район предполагаемого падения Ил-20.
Аварийно-спасательное буксирное судно «Профессор Николай Муру» обладает необходимыми средствами для поддержания аварийных кораблей на плаву и выполнения сложных водолазных работ на глубине до 60 метров. Судно может производить различные виды поисковых работ, обследуя морские районы.
Особенностью СБС «Профессор Николай Муру» является наличие системы динамического позиционирования, обеспечивающей удержание судна в назначенной точке моря без использования якорей. Это позволяет с большей точностью производить обследование объекта на глубине подводными аппаратами с борта судна, что особенно важно при спасательных и судоподъёмных операциях.
rusvesna.su

ОБНАРУЖЕНЫ ОБЛОМКИ ИЛ-20 И ТЕЛА РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО СБ-45 ПРОЕКТА 22870
ВОЙНА В СИРИИ

24.09.2018

Минобороны России в ходе специального брифинга представило детальную информацию о всех обстоятельствах катастрофы самолета Ил-20 ВКС России у побережья Сирии, произошедшей вечером 17 сентября
Официальный представитель российского военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков представил поминутную хронологию трагического события, составленную по объективным данным радиолокационных средств, в том числе системы отображения информации о воздушной обстановке «Плотто».
Израильские ВВС ввели российскую сторону в заблуждение относительно района нанесения удара в Сирии 17 сентября, причиной чего стала катастрофа Ил-20, который не смог выйти в безопасную зону, заявил в воскресенье официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.
На сегодняшнем брифинге представитель Министерства обороны России заявил, что Израиль заблаговременно не оповестил российскую сторону о проведении своей операции в Сирии, когда был сбит самолёт Ил-20, тем самым нарушив договорённости между двумя странами от 2015 года. В ходе брифинга генерал-майор Игорь Конашенков подчеркнул, что оповещение о проведении операции Израиль сделал «не заблаговременно, а одновременно с началом ударов», в нарушение упомянутых выше договорённостей.
Минобороны считает, что вся вина за сбитый в Сирии разведывательный самолет Ил-20 лежит на израильских ВВС, заявил официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков.
«Представленные объективные данные свидетельствуют, что действия израильских летчиков-истребителей, приведшие к гибели 15 российских военнослужащих, говорят или об их непрофессионализме, или, как минимум, о преступной халатности», — сказал он в ходе брифинга.
ВТС «Бастион»

В МИНОБОРОНЫ РФ ЗАЯВИЛИ О НАЛИЧИИ ДРУГИХ НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ДАННЫХ ПО КРУШЕНИЮ ИЛ-20
АРМИЯ ИЗРАИЛЯ ВЫПУСТИЛА НОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПО СБИТОМУ В СИРИИ ИЛ-20
ИЗРАИЛЬ ПРОДОЛЖИТ ОПЕРАЦИИ В СИРИИ, НЕСМОТРЯ НА ИНЦИДЕНТ С ИЛ-20
БРИФИНГ ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ КРУШЕНИЯ САМОЛЕТА ИЛ-20 ВКС РОССИИ У БЕРЕГОВ СИРИИ
ВИДЕО И СЛАЙДЫ С БРИФИНГА ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ КРУШЕНИЯ САМОЛЕТА ИЛ-20 ВКС РОССИИ У БЕРЕГОВ СИРИИ
ВОЙНА В СИРИИ

25.09.2018

Минобороны представило дополнительные данные о крушении Ил-20. Новая информация по секундам отражает положение израильских самолетов и ракет комплекса С-200. Данные получили с индикаторов пункта боевого управления системы С-400 с авиабазы «Хмеймим».
Официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков показал на специальном экране отметку ракеты С-200, выпущенной сирийскими ПВО.
«Ей присвоен номер 158Б. Индекс Б обозначает воздушную цель, летящую по баллистической траектории с большой скоростью. Присвоение воздушным объектам номеров и буквенных индексов производится самостоятельно автоматизированной системой управления в зависимости от характеристик цели», — пояснил он.
На экране отчетливо видно, что направление полета ракеты С-200 нацелено на израильский самолет.
Также Минобороны показало, как располагались российское и израильские воздушные суда. Отмечается, что F-16 был на высоте от 9 до 10 километров на одном азимуте с Ил-20.
Российский самолет имел отметку 007, израильский — 149. При этом высота полета ракеты была выше положения обоих самолетов.
По словам Конашенкова, затем, в 22.02 головка самонаведения ракеты перезахватила цель с большей эффективной отражающей поверхностью и меньшей скоростью, которой был российский самолет.
«Как видно, ракета, приближаясь к израильскому самолету, резко изменила направление полета и пошла на Ил-20″, — отметил он.
Конашенков отметил, что пункту боевого управления удалось зафиксировать момент поражения зенитной ракетой самолета Ил-20.
«Израильский F-16, укрывшийся от ракеты за российским Ил-20, остается в районе патрулирования западнее сирийского побережья. Время 22 часа 2 минуты 45 секунд. Остальные три израильских самолета продолжают занимать зону дежурства в воздушном пространстве западнее побережья Латакии», — заявил он.
Представитель Минобороны отметил, что после крушения Ил-20 израильские F-16 продолжают находиться в зоне трагедии, причем один из них в непосредственной близости к месту попадания ракеты.
Он обратил внимание, что номер воздушной цели израильского самолета изменился.
«Это свидетельствует, что сразу после трагедии он резко поменял направление и высоту полета. Все это четко зафиксировано радиолокационными средствами С-400″, — отметил Конашенков.
Представитель Минобороны подчеркнул, что новые данные не свидетельствуют, а доказывают, что вина за трагедию с российским Ил-20 в Сирии целиком лежит именно на ВВС Израиля.
Кроме того, он отметил, что «все робкие заявления» представителей израильского военного ведомства о якобы непричастности к трагедии с гибелью 15 российских военнослужащих являются ложными.
РИА Новости

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-200
ВОЙНА В СИРИИ


САМОЛЁТ КОМПЛЕКСНОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ,

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ И ФОТОРАЗВЕДКИ ИЛ-20

27 марта 1965 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а 12 апреля того же года — и соответствующий приказ министра авиационной промышленности о разработке самолета комплексной разведки приграничной полосы без пересечения государственной границы. Работа поручалась ОКБ завода №240, возглавлявшегося генеральным конструктором Сергеем Ильюшиным (с 1966 г. — Московский машиностроительный завод «Стрела», ныне — Авиационный комплекс им. СВ. Ильюшина). Самолет предлагалось делать на базе серийного авиалайнера Ил-18Д с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М.
Самолет-разведчик на базе Ил-18Д получил название Ил-20 или «изделие 20». Основным средством ведения разведки на этой машине стала радиолокационная станция бокового обзора «Игла», поэтому самолет нередко именовался Ил-18Д «Игла».
Некогерентная РЛС бокового обзора «Игла-1» разрабатывалась в СКБ-1 ленинградского НИИ радиоэлектроники (НИИ-131 Госкомитета СССР по радиоэлектронике, НИИРЭ Минрадиопрома СССР), преобразованного вскоре во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем (ВНИ-ИРЭС), а затем вошедшего в состав НПО (ныне — холдинговой компании) «Ленинец». Главным конструктором станции стал В.М. Глушков, его заместителем — СЕ. Конторов.
Помимо собственно РЛС, комплекс радиолокационного оборудования «Игла-1» самолета Ил-20 включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, сопряженные с навигационным оборудованием самолета. Комплекс позволял получить детальное радиолокационное изображение, по качеству близкое к аэрофотосъемке, но в любых метеоусловиях, и, кроме того, вести радиотехническую разведку и аэрофотосъемку.
Антенну РЛС «Игла» разместили на Ил-20 в большой (длина — около 8 м) подфюзеляжной гондоле сигарообразной формы, установленной между шпангоутами №8 и 27. Нижняя часть гондолы была выполнена радиопрозрачной. Блоки РЛС размещались в переднем багажном отсеке фюзеляжа.

Помимо перспективной радиолокационной разведки местности с помощью аппаратуры «Игла» Ил-20 мог вести и традиционную аэрофотосъемку. Для этого он оснащался комплектом аэрофотоаппаратов А-87П, размещенных по обоим бортам передней части фюзеляжа в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов располагались под сдвижными шторками на двух боковых обтекателях — другой характерной внешней особенности Ил-20. В задней части этих обтекателей монтировались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», служившей для обнаружения радиолокационных средств противника, определения направления на источник излучения и его частоты.
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-20М разработан для применения на самолете Ил-20М и его модификациях. Управляющая вычислительная система обеспечивает выполнение полетного задания в различных географических регионах, при полетах по оборудованным в радиотехническом отношении трассам и вне трасс. Комплексная система электронной индикации и сигнализации предоставляет экипажу информацию, необходимую для выполнения задач самолетовождения.
Первый полет опытного самолета Ил-20 провел экипаж под командованием ведущего летчика-испытателя С. Г. Близнюка 21 марта 1968 г.
Испытания полностью оборудованного самолета Ил-20 были завершены летом 1969 г.
Этап «Б» совместных государственных испытаний Ил-20 прошел в 1970–1971 гг., после чего начал поступать в войска.
Самолеты Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 с более совершенным оборудованием не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС Советского Союза, а подчинялись непосредственно командованию военных округов (в каждом округе имелось по несколько таких самолетов).
Начиная с 1970 г. самолет принимал участие в различных учениях, проводя оперативно-тактическую авиационную разведку. Работа самолета получила высокую оценку, и он был принят на вооружение ВВС.
Серийное производство самолетов Ил-20 было освоено на заводе «Знамя Труда» и продолжалось до 1976 г. Всего было выпущено около 20 самолетов этого типа, и они эксплуатировались до начала 1990-х гг. Применялся в Восточной Европе, Закавказье и на Дальнем Востоке.
Ил-20 был первым отечественным самолетом, предназначенным для комплексного использования средств разведки, основанных на различных принципах получения информации. Создание и освоение серийного производства и эксплуатации таких самолетов стало заметной вехой в развитии отечественной авиационной техники.
Межремонтный ресурс Ил-20М составляет почти 10 лет, что тоже является большим плюсом машины. Главное — защитить планер от коррозии и усталости металла. Действующие Ил-20М имеют исправные планеры, а остальные детали вполне ремонтопригодны, считает источник в ОПК.
Министерство обороны России намерено провести модернизацию самолетов радиотехнической разведки Ил-20М, принятых на вооружение в 1969 году, пишет газета «Известия». Сейчас в составе ВВС числятся 20 таких самолетов, приписанных к аэродромам в Чкаловском и Кубинке. Один из них уже прошел через программу модернизации и до конца 2012 года должен вернуться на базу.

В 1980 году поступили на вооружение самолёты телеметрии Ил-18РТЛ и Ил-20РТ, с базированием на аэродроме Ленинск (Байконур). В состав экипажа входили шесть человек летного состава, дополненных инженером-электриком, а также пять человек, эксплуатировавших бортовой измерительный комплекс — начальник СИПа, оператор СЕВ, оператор АФУ, инженер по системе БРС-4С и инженер по МА-9 МКТС. Все самолёты числились за ВКС, тем не менее регулярно выполняли задачи в интересах РВСН или ВМФ при испытаниях баллистических и крылатых ракет. В дальнейшем самолёты переданы в авиацию ВМФ, где использовались по усмотрению командования, самолёт 75840 продан и в 2001 году потерпел катастрофу. Только один самолёт модернизирован и применяется по прямому назначению.

Также на базе Ил-18Д строились воздушные командные пункты (ВКП или ВзКП) Ил-22, оснащенные аппаратурой закрытой кодовой связи (ЗАС). В состав экипажей этих самолётов входят операторы аппаратуры ЗАС и офицеры боевого управления. На правом борту самолёта погрузочный люк багажного отсека Ил-18 соединён с салоном шахтой и служит для аварийного покидания самолёта. Все рабочие места экипажа оснащены креслами с чашкой под парашют. Установлена другая кислородная система

12 июня 1979 г. вышло Постановление советского правительства о создании на базе Ил-18Д специализированного самолета Ил-24Н с радиолокационной аппаратурой инструментальной ледовой разведки «Нить-К». Система разрабатывалась тем же ВНИИРЭ НПО «Ленинец» (руководитель работ В.М. Глушков, главный конструктор РЛС С.Е. Конторов). Разместить «Нить» решили в подфюзеляжной гондоле – точно такой же, как на самолете-разведчике Ил-20 с РЛС «Игла». Информация от радиолокационной станции «Нить-К» отображалась на специальных индикаторах на рабочих местах шести операторов в пассажирской кабине самолета. Кроме РЛС «Нить-К» Ил-24Н оснащался современным навигационным комплексом «Мальва-4» и аппаратурой комплекса «Ирис» с РЛС ближней и дальней навигации, управлявшимися цифровыми бортовыми вычислителями. Новейшее навигационное оборудование обеспечивало автоматизированное самолетовождение Ил-24Н в Арктике.
По типу Ил-24Н в начале 1980-х гг. было переоборудовано два серийных пассажирских самолета Ил-18Д (№10004 и 10403, регистрационные номера СССР-75449 и СССР-75466). Один из них, в частности, обеспечивал в мае 1987 г. проводку атомного ледокола «Сибирь» в ходе эвакуации дрейфующей станции «Северный полюс-27». На самолетах Ил-24Н много летали опытные экипажи летчиков-испытателей ГосНИИГА. Однако широкого применения в полярной авиации самолеты Ил-24Н так и не получили. Изменение экономической ситуации в стране привело к тому, что возможности воздушных ледовых разведчиков до конца востребованы так и не были.

МОДИФИКАЦИИ
• Ил-18Д «Игла» («изделие 20») — опытный самолёт радиотехнической разведки, переоборудована одна машина.
• Ил-20 («изделие 20») — проект самолёта радиотехнической разведки на базе Ил-18Д.
• Ил-20М («изделие 17») — самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 машин.
• Ил-20М1 — самолёт с доработанным комплексом радиотехнической разведки.
• Ил-18РТЛ — опытный самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Переоборудована одна машина.
• Ил-20РТ — самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Изготовлено 4 машины.
• Ил-22 (изд. 36 «Бизон») — воздушный командный пункт со спецсвязью. Модернизация проводилась в ОКБ Мясищева. Построено 14 самолётов.
• Ил-22М-11(изд. 40 «Зебра») — дальнейшая модификация ВзКП. Построен 21 самолёт.
• Ил-22М-15 (изд. 41) — последняя модификация ВзКП. Построен 1 самолёт, после развала СССР достался Казахстану.
• Ил-24Н – самолет ледовой разведки для использования в Арктике, он оборудован радиолокационной аппаратурой инструментальной ледовой разведки «Нить-К».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 33760
максимальная взлетная 64000
Размах крыла, м 37.42
Длина самолета,м 35.90
Высота самолета,м 10.17
Площадь крыла,м2 140.60
Тип двигателя 4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с. 4 х 4250
Скорость полета, км/ч:
максимальная на высоте — 685
крейсерская — 650
Практическая дальность, км 4300 — 6200
Практический потолок, м 10000
Длина разбега, м: 1000
Длина пробега, м: 800
Экипаж, чел 13 (лётный – 5, радиотехнический — 8 )

ВООРУЖЕНИЕ

РЛС бокового обзора «Игла-1»
комплект аэрофотоаппаратов А-87П
система общей радиотехнической разведки «Ромб-4»
станция детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2»
аппаратура радиоперехвата УКВ диапазона «Вишня»

Источник: www.airwiki.org, www.planers32.ru, ru.wikipedia.org, www.dogswar.ru, «Крылья Родины» 7-2003, www.telenir.net и др.

САМОЛЁТ КОМПЛЕКСНОЙ РАЗВЕДКИ ИЛ-20М. ПУШКИН, 02.06.2012 Г. ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОЗДУШНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ (ВКП) ИЛ-22 «БИЗОН» И ИЛ-22М «ЗЕБРА»
САМОЛЕТ-ПОСТАНОВЩИК ПОМЕХ И ПОПУТНОЙ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ ИЛ-22ПП «ПОРУБЩИК»


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap