ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МНОГОЦЕЛЕВОЙ ПАТРУЛЬНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-114МП

MULTIPURPOSE PATROL AIRCRAFT IL-114MP

В Российской Федерации давно рассматривается вопрос по созданию относительно недорогого патрульного самолета для решения задач для различных силовых ведомств и поставки за рубеж.
Такие патрульные самолеты в настоящее время могут быть созданы на базе пассажирского самолета Ил-114, производство которого планируется возобновить в России.
Однако, сейчас стоит первоочередная задача запуска в производство самолета Ил-114, а затем и создание на его базе специальных самолетов: патрульных самолетов для нашей государственной авиации – Военно-воздушных сил и авиации погранвойск.
Первые после возобновления производства турбовинтовые самолеты Ил-114 могут быть построены на нижегородском заводе «Сокол» уже к 2018 году.
В то же время, в 2014 году Авиационный комплекс имени Ильюшина подал предложение Минобороны по созданию патрульного самолета на базе пассажирского Ил-114.
Отмечается, что к настоящему времени существуют проработки нескольких военных модификаций самолета Ил-114, включая патрульный самолет, способный атаковать надводные корабли и подлодки, вариант для разведки и картографирования, радиотехнической разведки и РЭБ, а также для контроля воздушной тактической обстановки.
С 1999 года Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина совместно со своими соисполнителя вел разработку многоцелевого патрульного самолета Ил-114МП на базе самолета Ил-114М. Тогда был подготовлен проект нового авиационного патрульного комплекса.
До этого конструкторскому коллективу ОКБ С.В.Ильюшина пришлось проделать большой творческий путь, прежде чем заняться работой по специальным модификациям самолета Ил-114.
На основе результатов оценки перспектив развития различных классов пассажирских самолетов и обобщения более чем тридцатилетнего опыта эксплуатации различных вариантов самолета Ил-14, Опытное конструкторское бюро имени С.В. Ильюшина в начале 1980-х годов, несмотря на большую загрузку, еще до окончания работ по самолету Ил-96-300, параллельно начало работы по созданию самолета местных воздушных линий Ил-114.
Самолет Ил-114 должен был эксплуатироваться с относительно небольших аэродромов, имеющих как бетонированные, так и грунтовые покрытия взлетно-посадочных полос, что способствует расширению географии использования самолета. Прорабатывался вариант Ил-114 на лыжном шасси для обеспечения полетов в суровых условиях Арктики.
Первый полет опытного Ил-114 был совершен с аэродрома Летно-исследовательского института имени М.М. Громова 29 марта 1990 года. Управлял самолетом экипаж под командованием летчика-испытателя В.С. Белоусова.
Серийное производство самолетов Ил-114 предполагалось осуществить на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ), где были созданы мощности по выпуску 100 самолётов в год. Так же предполагалось выпускать самолёты также в Москве на МАПО им. Дементьева.
После развала Советского Союза авиакомпании стран СНГ не проявили большого интереса к Ил-114, серийное производство самолёта так и не началось. С 2002 по 2010 год только два самолёта Ил-114 эксплуатировались в России авиакомпанией «СЗАТК Выборг».
Самолет Ил-114 вышел тяжелым, его скороподъемность оставляет желать лучшего, расход горючего великоват. На момент разработки концепции Ил-114 цена на керосин была невысокой, это и позволило реализоваться машине.
Однако, проблемы излишним весом не ограничивались. При в общем-то хорошем по советским нормам планере большое беспокойство вызывал силовой агрегат самолета, представленный двумя 2500-сильными моторами ТВ7-117С. Их надежность оказалась явно недостаточной для использования на гражданских авиалиниях. В 1993 году во время испытательного полета одна из машин потерпела крушение из-за потери оборотов на взлете, были и другие тревожные знаки.
Поэтому уже в 1990-е года ОКБ начало разработку варианта самолета Ил-114-100 (Ил-114РС) с высокоэкономичными двигателями PW127H компании Pratt & Whitney Canada мощностью по 2750 л.с.. На самолете установлен модернизированный цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114 «Collins» совместной разработки ФГУП «НИИ АО» и фирмы «Rockwell Collins» (США), который соответствует современным требованиям ИКАО и Евроконтроля по навигации, предъявляемым к самолетам подобного класса.
Первый полет самолета состоялся 26 января 1999 г. Летчик-испытатель И.И.Гудков.
Весной 2001 года первые три самолёта были переданы узбекской авиакомпании «O’zbekiston Havo Yo’llari», которая заказала 10 самолётов.

Многоцелевая грузовая модификация Ил-114Т, созданная на базе турбовинтового пассажирского самолета Ил-114, совершила свой первый полет с аэродрома ТАПОиЧ 14 сентября 1996 года. Управлял самолетом экипаж под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя России И.Р. Закирова. Прорабатывались и другие модификации данного самолета.

Удачным примером использования Ил-114 в России является применение одного самолета в качестве летающей лаборатории Научно-производственного предприятия «Радар-ММС». Опыт полетов на этой машине показывает, что даже в современном виде Ил-114 может барражировать 11 часов. Если удастся снизить массу конструкции, то счет пойдет на 14 часов и более.
Эксплуатация летающей лаборатории Ил-114ЛЛ доказал, что имеет смысл рассматривать патрульные варианты самолета. Самолет Ил-114ЛЛ является модификацией базового самолета Ил-114. Построен по заказу Научно-Производственного Предприятия «Радар ММС», г. Санкт-Петербург. Самолет-лаборатория Ил-114ЛЛ предназначен для проведения летной отработки испытываемых образцов РЭО, выполнения комплексной радиолокационной, фото и тепловизионной съемки земной и водной поверхности.
На самолете установлены РЛС бокового обзора сантиметрового и метрового диапазонов, комбинированная телевизионно-тепловизионная гиростабилизированная система для наблюдения за пространством и документирования работы радиолокационных средств.
Как уже отмечалось, в настоящее время предполагается запустить в серию новый пассажирский самолет Ил-114-300, который является модернизированной версией турбовинтового самолета Ил-114. Применение в качестве силовой установки двигателей ТВ7-117СМ, позволит увеличить, по сравнению с Ил-114, дальность полета с максимальным числом пассажиров до 1900 км.
Для успешного выполнения экипажем своих обязанностей, на Ил-114-300 устанавливается цифровой пилотажно-навигационный комплекс, обеспечивающий взлет и посадку в метеоусловиях, соответствующих категории II ИКАО. Вся пилотажно-навигационная информация и сведения о работе самолетных систем отображаются на пяти цветных жидкокристаллических дисплеях.
Для самолета Ил-114-300 принята система эксплуатации по техническому состоянию без капитальных ремонтов, обеспечивающая поддержание требуемого уровня летной годности при минимальных эксплуатационных расходах в пределах проектного ресурса 30000 л.ч. или 30000 полетов и срока службы 30 лет.
Именно Ил-114-300 может быть использован в дальнейшем для создания нового патрульного самолета типа Ил-114МП. Один из вариантов Ил 114МП это патрульный морской самолёт, на котором должен быть установлен поисково-прицельный комплекс и РЛС поиска, всё оборудование поместили в кабину сзади с большим блистером. На точках подвески под крылом и фюзеляжем разместили торпеды, контейнеры стрелкового вооружения, мины, РГБ, прожекторы и др.
Из них выделяется один — с установкой под крыло двух типовых бомбовых держателей, которые также можно использовать для подвески пушечных и других контейнеров. Ил-114МП может вести патрулирование в течение 8-10 часов на удалении 300 км, неся на борту различные сбрасываемые средства обнаружения (гидроакустические буи и т.п.) массой до полутора тонн. Целевое оборудование — радиоэлектронный комплекс из радиолокационной станции, гидроакустики, магнитометра, тепловизора, системы радиотехнической разведки и так далее. Ил-114МП может дополнить, а впоследствии и заменить, Ил-38 авиации ВМФ России.
Для выполнения патрульных полётов в прибрежных экономических зонах и работ по поиску и спасению предлагался упрощённый вариант Ил 114П, который предлагается оснастить комплексом «Стриж».
Этот самолет предназначен для охраны территориальных вод прибрежной и 200-мильной экономической зоны днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Ил-114П входит в состав территориальной автоматизированной системы воздушно-морского наблюдения (ТАС ВМН), которая призвана осуществлять контроль воздушного и морского пространства, приграничной зоны и района возможных стихийных бедствий, пресекать незаконный морской промысел, контрабандные действия и проводить поисково-спасательные работы, а также экологический и метеорологический мониторинг. Бортовой цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114 позволяет выполнять автоматизированный полет по маршруту, по заданным траекториям в районе поиска, выводить самолет в заданную точку.
В состав бортового радиоэлектронного патрульного комплекса входят:
— радиоэлектронная станция кругового обзора;
— тепловизионная система наблюдения;
— управляющая вычислительная система с двумя автоматизированными рабочими местами;
— контрольно-записывающая аппаратура;
— спутниковая система местоопределения;
— аппаратура связи и автоматической передачи данных;
— система экологического мониторинга и фотосъемки.
Передняя грузопассажирская кабина позволяет перевозить различные грузы массой до 3 тонн, а также больных или раненых на носилках при проведении спасательных операций. В задней размещены аппаратура радиоэлектронного комплекса, два рабочих места штурманов-операторов и бытовой отсек.
В подвесных контейнерах самолета смонтированы: дистанционно управляемая пушечная установка; мощная акустическая система громкоговорящей связи; прожекторы; спасательное и другое оборудование.
Ил-114П способен вести длительный поиск надводных объектов, определять факт нарушения границы или исключительной экономической зоны, координаты и параметры движения объектов- нарушителей с точностью до 30-50 м, распознавать их и выдавать целеуказание оружию. Техническая эксплуатация самолета не требует больших затрат, он может взлетать с малооборудованных аэродромов с короткой ВПП.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж (пилоты, операторы) 2 + 2
Взлетная масса, кг 23500
Крейсерская скорость полета, км/ч 500
Диапазоны высот патрулирования, м 100 — 7000
Время патрулирования на удалении 300 км, ч до 10
Взлетная/посадочная дистанция, м 1360/1260
Габаритные размеры (длина х высота х размах крыла), м 26,9 х 9,2 х 30
Марка двигателя, кол-во х мощность, э.л.с. ТВ7-117С, 2 х 2750

Военные специалисты отмечают, что патрульный вариант Ил-114П является не первой разработкой варианта военного назначения. Известны несколько модификаций Ил-114 для министерства обороны. Среди них такие как:
• Ил-114МП — проект модифицированного многоцелевого патрульного самолета с двумя ТВД типа АИ-20 (Allison GMA-2100) для патрулирования, поиска, обнаружения, слежения и уничтожения надводных и подводных целей;
• Ил-114ПР — проект модифицированного патрульного самолета с двумя ТВД ТВ7-117С сер.2 (PW-127Н) для патрулирования, радиотехнической разведки и ведения РЭБ;
• Ил-114ПРП — проект модифицированного патрульного самолета на базе Ил-114 с ТВД типа ТВ7-117С сер.2 (PW-150) для патрулирования, радиотехнической разведки и радиоэлектронного подавления.

Так же известно, что петербургское НПП «Радар ммс» в 2015 году интегрировало поисково-прицельный комплекс «Касатка» на самолёт-лабораторию Ил-114. На самолёт Ил-114 интегрирован информационно-управляющий комплекс «Касатка», организовано семь рабочих мест операторов. В состав комплекса входят оптоэлектронные, радиоэлектронные и магнитометрические системы, а также средства спутниковой связи.
«Касатка» даёт возможность «в реальном времени привязывать радиолокационный слой к карте местности, что позволяет выполнять целый комплекс поисково-прицельных и поисково-спасательных задач.
Комплекс «Касатка» обладает открытой архитектурой и может быть установлена на различные виды носителей, в частности, самолёт, вертолёт, аэростат, – рассказал Анцев. – Он был испытан во всех регионах России, в том числе в Арктике.
Комплекс способен обнаруживать цели на расстоянии 120 км.

ПОИСКОВО-ПРИЦЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «КАСАТКА»

Основные задачи, решаемые комплексом
• Обнаружение и слежение за подводными лодками, находящимися в подводном положении и под выдвижными устройствами с широким использованием поисковых средств.
• Обнаружение и выявление надводных, в том числе, и малоразмерных целей.
• Обеспечение целеуказания различным носителям противолодочного и противокорабельного оружия и применение бортового оружия по обнаруженным целям.
• Обеспечение защиты морских коммуникаций.
• Обеспечение поисково-спасательных действий.
• Контроль за морской экономической зоной.
• Экологический мониторинг акваторий морей и океанов.

Основные принципы формирования ППК
• Использование единой интегрирующей системы, включающей многофункциональную командно-тактическую систему и рабочие места операторов различного назначения с единым интерфейсом.
• Компоновка БРЭО системами с функционально законченной разработкой, что позволяет без существенных финансовых затрат в сжатые сроки придавать комплексам требуемые возможности и качества.
• Использование конструктивной и схемотехнической унификации модулей, входящих в командно-тактическую систему, что обеспечивает надежность и длительность жизненного цикла комплекса в эксплуатации.

Выполняемые задачи
• Поиск ПЛ
• Уничтожение ПЛ
• Ведение разведки и наблюдение
• Ведение разведки и целеуказание
• Поисково- спасательные работы
• Управление силами

Состав поисково-прицельного комплекса «Касатка»
Радиолокационный комплекс «Заря»
Оптико-электронная система, в составе:
• тепловизионный канал
• телевизионный канал
• лазерный дальномер
Система радиотехнической разведки
Полуавтомат сброса радиогидроакустических буев
Радиогидроакустическая система
Магнитометрическая система
Бортовой комплекс связи
Система передачи информации ИКРЛ-10
Командно — тактическая система
Рабочие места штурманского и операторского состава
Система жизнеобеспечения экипажа

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА ИЛ-114-300
Максимальная взлетная масса, т 23,5
Максимальная полезная нагрузка, т 6,5
Емкость топливных баков, л 8 780
Длина, м 26,877
Высота, м 9,324
Размах крыла, м 30
Площадь крыла, м² 81,9
Диаметр фюзеляжа, м 2,86
Количество x тип двигателя 2хТВД
Двигатель ТВ7-117СМ
Максимальная мощность на валу (МСА, Н=0), л.с. 2 650
Диаметр винта, м 3,6
Соответствие нормам ИКАО Прил. 16 Гл. 3
Крейсерская скорость, км/ч до 500
Высота полета, м до 7 600
Дальность полета с максимальным количеством пассажиров, км 1 900
Дальность полета с максимальным запасом топлива (без нагрузки), км 5 200
Длина разбега, м 1 000
Длина пробега, м 550
Проектный ресурс
• Календарный, лет 30
• Количество полетов 30 000
• Количество летных часов, ч 30 000

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 06.01.2017

Источники: ОАО «Ильюшин», www.ilyushin.org, www.radar-mms.com, www.syl.ru, militaryarms.ru, ru.wikipedia.org и др.

САМОЛЕТ-ЛАБОРАТОРИЯ ИЛ-114ЛЛ
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-114Т
БЛИЖНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ-114
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap