12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С МБР Р-26 (8К66)

MISSILE ICBM R-26 (8К66)

Работы по созданию ракетного комплекса с «легкой» МБР начаты в ОКБ-586 с конца 1950-х годов. Постановлением правительства от 23 мая 1960 года была задана разработка двухступенчатой МБР Р-26 с ампулизированными топливными баками, что должно было существенно сократить время предстартовой подготовки и следовательно повысить ее боеготовность. В марте 1961 г. на ракету, получившую индекс 8К66, был разработан ЭП, содержавший целый ряд прогрессивных для того времени решений. Компоновка ракеты с тандемным расположением ступеней разного диаметра была аналогичной компоновке ракеты 8К64.
Проект ракеты Р-26 был одним из первых проектов МБР 2-го поколения с ампулизированными топливными баками. Ракета 8К66 разрабатывалась с целью улучшения тактико-технических и эксплуатационных характеристик ракеты Р-16 (8К64).

МБР Р-26 имела тандемную схему расположения ступеней. На ракете впервые был применен и отработан горячий наддув баков, мембраны на топливных магистралях со свободным и принудительным прорывом при пуске. Разделение ступеней ракеты происходило «горячим» способом за счет включения двигателя второй ступени до разрыва связей с первой ступенью. Для защиты II ступени в хвостовом отсеке установлен специальный экран. Ракета разрабатывалась для шахтного старта по типу ракеты 8К64, при этом предусматривалось доведение гарантийного срока нахождения в заправленном состоянии до 1 года.

Головная часть отделялась от второй ступени тормозными двигателями, расположенными на второй ступени. В качестве органов управления ракеты на первой ступени были применены газоструйные рули, на второй ступени — поворотные сопла выхлопа ТНА маршевого двигателя.
В конструкции ракеты были использованы прессованные панели с продольным силовым набором и специальные пустотелые прессованные профили для распорных шпангоутов топливных баков.

Двигатели использовали модифицированные элементы двигателей ракеты 8К64. Двигатель РД-224 первой ступени ракеты был создан в 1960-1962 гг. в ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко. Он состоял из связки двух ЖРД РД-225 открытой схемы, являющиеся модификацией двигателей 8Д515 ракеты 8К64. В качестве компонентов топлива использовались азотная кислота и НДМГ. По своей конструкции и параметрам двигатель РД-224 близок к двигателю РД-216 ракеты Р-14. Двигатель РД-224 прошел полный объем доводочных испытаний.

Для второй ступени ракеты в ОКБ-568 был создан маршевый двухрежимный однокамерный ЖРД РД-853 (8Д722) однократного включения, разработанный на базе камеры сгорания двигателя I ступени. Двигатель имел ТНА и был выполнен по схеме без дожигания генераторного газа. Рабочее тело турбины ТНА — газ, вырабатываемый в газогенераторе при сгорании компонентов топлива. Разработка двигателя начата в 1960 году, отработка двигателя РД-853 прекращена на этапе конструкторских испытаний в 1963 году. Управление полетом второй ступени осуществлялось четырьмя рулевыми соплами путем качания каждого сопла в одной плоскости на угол +38 градусов.

Размещать ракеты Р-26 предполагалось в групповых шахтных пусковых установках, работы велись в ЦКБ-34. Для установки ракет в ШПУ в ЦКБТМ был создан установщик 8У248, эскизный проект выполнен в 1961 году, опытный образец изготовлен производством ЦКБТМ в 1962 году.
В феврале 1962 года на вновь построенной площадке № 41а НИИП-5 была сформирована стартовая группа для планируемых испытаний и пусков ракеты Р-26. Начальником группы был назначен Г.Смысловских, заместителем по НРС Н.Ф.Сысуев. На технической позиции был смонтирован испытательный участок, велись работы с электрическим макетом изделия Р-26. На площадке № 41а построили старт, командный пункт, было смонтировано проверочно-пусковое оборудование, проведены примерочные испытания макета изделия».
С марта по июнь 1962 г. были проведены успешные огневые стендовые испытания ступеней ракеты с отработкой процесса их «горячего» разделения.

На заводе №586 для ЛКИ было изготовлено пять ракет Р-26, одна из них была направлена на НИИП-5. В феврале 1962 года на площадке 41А НИИП-5, восстановленной после катастрофы при испытаниях ракеты Р-16 (8К64), был построен новый стартовый комплекс и была сформирована стартовая группа для испытаний ракеты Р-26. Для испытаний ракеты Р-26 на НИИП-5 было построено две экспериментальные ШПУ. Для отработки систем стартового комплекса на испытательную площадку был завезен электрический макет ракеты. Испытания ракеты Р-26 было намечено начать в декабре 1961 года.
В связи с выходом в апреле 1962 г. постановления правительства о создании более мощной МБР 8К67 (Р-36) вскоре было принято решение о прекращении разработки ракеты 8К66.
В апреле 1962 года правительством страны принимается решение о начале разработки МБР Р-36 для одиночных стартовых комплексов.
9 июля 1962 года в связи с приоритетом в создании ракеты Р-36 работы по МБР Р-26 прекращены.
В конце 1962 года по решению Правительства работы по Р-26 были прекращены, площадку 41А передали для пусков ракет Р-16. На вооружение ракетный комплекс с МБР Р-26 не принимался.

Ракета Р-26 впервые показана на военном параде в Москве 7 ноября 1964 года. После этого показа на Западе ракете присвоили индекс SS-8 Sasin.

Долгое время западные специалисты путали эту ракету с МБР Р-9А разработки ОКБ-1, находящуюся на вооружении и имеющую аналогичный код НАТО SS-8.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-586 (КБ «Южное»)
Главный конструктор М.К.Янгель
Ведущий конструктор Ю.А.Андрианов
Изготовитель завод №586 (Днепропетровск)
Код НАТО SS-8 Sasin
Тип комплекса ракетный с МБР с наземной и шахтной пусковыми установками, второго поколения
Состояние наземные испытания проводились в 1962 году, изготовлены действующие макеты и отдельные узлы ракеты, построен испытательный стартовый комплекс
Ракета Р-26 (8К66)
Дальность стрельбы, км 10500-11600
Точность стрельбы (КВО), м 1500-2000 (предельное отклонение +8000)
Головная часть:
— тип моноблочная отделяемая с термоядерным зарядом 8Ф112
— мощность заряда, Мт 1,6
— вес, кг 3000-3500
— длина, м 2,7
— диаметр, м 1,3
Система управления инерциальная
Органы управления и стабилизации:
— I ступень газовые рули и
аэродина мические стабилизаторы;
— II ступень поворотные в одной плоскости на угол +38 градусов четыре сопла выхлопа ТНА маршевого двигателя
Тип старта из ШПУ за счет собственных двигателей
Число ступеней ракеты 2
Габариты ракеты, м:
— длина полная 24,38
— длина без головной части, м 22,0
— макс. диаметр корпуса, м 2,75
Стартовый вес, т 85-87
Вес пустой, т до 6,5
Горючее НДМГ
Окислитель АК-27П (АТ
— азотная кислота + 27% N2O4)
Вес компонентов топлива, тс 76,87
Время пуска из полной боеготовности, мин 10
Гарантийный срок нахождения в заправленном состоянии, год 1
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м:
— длина 11,4
— диаметр 2,75
Двигатель 4-камерный ЖРД РД-224 открытой схемы (состоит из двух двухкамерных ЖРД РД-225)
— разработчик ОКБ-456
— тяга двигателя, тс:
у земли 154,8-155
в пустоте 177-181,34
— удельный импульс, с:
у земли 251
в пустоте 294
— время работы, с 100
— соотношение компонентов топлива 2,5
— диаметр, м 2,3
— высота, м 2,0
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Стартовый вес, т 25
Размеры, м:
— длина 10,05
— диаметр 2,4
— длина переходного отсека 2,6
— длина конической части 5,51
Двигатель однокамерный ЖРД РД-853 (8Д722)
— разработчик КБ-4 ОКБ-586
— гл. конструктор И.И.Иванов
— годы разработки 1960…1963 г.
— соотношение компонентов топлива 2,41
— тяга в пустоте на режиме, тс:
главной ступени 47,26-47,68
конечной ступени 0,78
— уд. импульс в пустоте, с 300,7-303
— количество включений 1
— время работы на режиме, с:
главной ступени 150
конечной ступени 14
— вес, кг 485
— диаметр среза сопла, м 1,296
— высота, м 3,277
СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС:
Тип с группой шахтных установок
Разработчик КБ-1 ЦКБ-34
Гл. конструктор Е.Рудяк
Тип защитного устройства плоская сдвижная крыша
Степень защищенности ракеты в шахтной ПУ от ядерного воздействия, кг/см2 2
Размеры шахты, м:
— диаметр 7,5
— высота 32-35
Число ракет в СК 3
Число шахт в СК 3
Система электроснабжения:
— разработчик ЦПИ-31 МО
УСТАНОВЩИК:
Тип 8У248
Разработчик ЦКБТМ
ТРАНСПОРТНАЯ ТЕЛЕЖКА:
Тип 8Т161
Разработчик ГСКБ (КБТМ)
КОМПЛЕКТ АНГАРНО-СКЛАДСКИХ ТЕЛЕЖЕК:
Тип 8Т164
Разработчик ГСКБ (КБТМ)
ИЗОМЕТРИЧЕСКАЯ МАШИНА:
Тип 8Т352П1
Разработчик ГСКБ (КБТМ)
Назначение для транспортировки головной части 8Ф112
КРАН:
Тип 8Т26
Назначение для установки ГЧ

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 17.01.2019

Источники:
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006
Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное», Днепропетровск: ГКБЮ, 2000
Создатели ракетно-ядерного оружия и ветераны-ракетчики рассказывают. – М.: ЦИПК, 1996. С. 204

ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С МАЛОГАБАРИТНОЙ МБР Р-37 (Р-38)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П764 “ШЕКСНА-В” С МБР ТЯЖЕЛОГО КЛАССА Р-16У (8К64У)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 8П864 “ШЕКСНА-Н” С МБР ТЯЖЕЛОГО КЛАССА Р-16 (8К64)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)


____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap