КОРАБЕЛЬНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «ГЮЙС-2». SHIP RADIO STATION «HUIS-2»


КОРАБЕЛЬНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «ГЮЙС-2»
SHIP RADIO STATION «HUIS-2»

Одной из первых послевоенных разработок явилось создание корабельной станции «Гюйс-2».
Одной из наиболее трудных задач оставалась задача обнаружения самолетов. В целях усовершенствования корабельной РЛС такого назначения (типа «Гюйс-1») и в соответствии с трехлетним планом развития радиолокации на 1946 1948 гг. одной из первых в послевоенный период создастся корабельная РЛС «Гюйс-2». Станция предназначалась для обнаружения воздушных целей и передачи данных в систему целеуказания корабля.
В отличие от РЛС типа «Гюйс-1» антенное устройство РЛС «Гюйс-2» представляло собой две спаренные, параллельно расположенные директорные антенны с единым отражателем. Устройство устанавливалось на топе мачты и вращалось со скоростью 6 иди 12 об мин. Имелась возможность секторного поиска и слежения за целью с определением дистанции, курсового угла и пеленга. По пеленгу вращение антенны стабилизировалось от корабельного гирокомпаса. Приемопередатчик работал в метровом диапазоне, длительность импульсов составляла 2,5 мкс при мощности излучения 90 кВт. В состав станции входили индикатор грубой дальности с линейной разверткой, индикатор кругового обзора (ИКО) и до восьми выносных индикаторов кругового об юра (ВИКО). Станция была разработана в конструкторском бюро завода №703 Министерства судостроительной промышленности СССР.
«Гюйс-2» — радиолокационная станция (РЛС) метрового диапазона корабельного базирования с антенным постом создавалась в 1946— 1948 годах в ОКБ-703 МСП. Разработка РЛС «Гюйс-2» велась под руководством А. И. Патрикеева.
Станция предназначалась для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказания системам управления стрельбой артиллерии универсального и зенитного калибров на крейсерах.
Разработка РЛС проводилась согласно 3-летнему плану развития радиолокации на 1946–1948 гг. при активном участии и содействии В. П. Капелина. Тактико-технические требования, утвержденные командованием ВМФ 9 августа 1946 г., предусматривали обеспечение кругового и секторного поиска, а также слежение за целью с определением дистанции, своего курсового угла и пеленга.
Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой станция сопрягалась с выносными индикаторами кругового обзора (ВИКО), а для опознавания своих кораблей и самолетов снабжалась аппаратурой опознавания «свой – чужой».
Станция работала в метровом диапазоне волн с мощностью излучения 90 кВт. Станция имела три режима работы — кругового обзора, секторного поиска и слежения за целью. Она позволяла корректировать огонь по всплескам снарядов на дальности до 15 км.
Государственные испытания станции «Гюйс-2» проводились на крейсере «Молотов» Черноморского флота в период август – сентябрь 1948 г. комиссией под председательством командующего эскадрой вице-адмирала С. Г. Горшкова, его заместителя – командира крейсера капитана 1 ранга В. Ф. Петрова, офицеров флота С.П. Чернакова, В. А. Кравцова, Б. И. Красносельского, руководителя разработки А. И. Патрикеева и др.
Результаты государственных испытаний:
дальность обнаружения в режиме кругового обзора:
а) самолетов — от 140 до 290 каб (в зависимости от высоты полета);
б) кораблей: крейсера -115 каб, эсминца — 85 каб и тральщика — 45 каб;
в) берега с высотой более 1000 м-750 каб;
мертвая зона по надводным целям — не более 4 каб и по самолетам в пределах 10-20 каб;
разрешающая способность по дальности -не менее 3 каб и по курсовому углу -около 4°.
Предъявленный образец РЛС «Гюйс-2» обладал существенными преимуществами перед находившимися на вооружении флота другими радиолокационными станциями: несложностью и быстротой настройки, устойчивостью картины отображения целей на индикаторах и высокой надежностью в работе.
В то же время станция имела существенный недостаток — лепестков ость диаграммы направленности антенны, затруднявшей обнаружение самолетов на некоторых высотах.
Станция «Гюйс-2» была принята на вооружение и поставлена на серийное производство.
Коллектив создателей станции «Гюйс-2» был удостоен Государственной премии СССР. Премию получили А. И. Патрикеев, В. П. Антонов и офицер флота В. А Кравцов.
РЛС серийный выпуск станции вёлся на заводе № 703 (МЗ «Салют»). «Гюйс-2» снабжалась аппаратурой опознавания типа «свой-чужой». РЛС устанавливалась на крейсера проекта 68-бис и другие корабли. Целеуказание для орудий главного калибра крейсеров проекта 68бис могло выдаваться от общекорабельных РЛС «Гюйс-2» и «Риф-А», а в случае постановки помех от расположенных в боевой рубке двух визиров ВЦУ-М.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная дальность обзора, км:
• для надводных до 20
• для воздушных целей 80
Потребляемая мощность, КВт 90

Источники: М. М. Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники, Радиолокационное вооружение Военно-Морского Флота России. Сборник статей Под ред. ИИ Тынянкина и В Ф. Измайлова. Научтехлитиздат 2005, wiki2.org, forums.airbase.ru, topwar.ru, cruiser.moy.su и др.

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 БИС, 68 БИС-ЗИФ ТИПА «СВЕРДЛОВ»
КОРАБЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ «ГЮЙС-1Б»
КОРАБЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ «ГЮЙС-1/1М»
САЛЮТ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2022/A.V.Karpenko 2009-2022
Яндекс цитированияMap