ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




КРЫЛАТАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Х-32

CRUISE MISSILE OF THE BIG RANGE OF H-32

02.06.2009
ФАКТОР X-32: ДАЛЬНОБОЙНАЯ АСИММЕТРИЯ

России пора подумать об упреждающем ходе в арктическом противостоянии – крылато-ракетном …
Обострение ситуации в Арктике видно невооруженным глазом. К сожалению, Российская Федерация встречает новые реалии с весьма ослабленным по сравнению с советскими временами Северным флотом. Как преодолеть отставание? Шансов на то, чтобы в кратко- и среднесрочной перспективе «догнать» на море, объективно очень мало. Может быть, имеет смысл пойти иным путем, сделав сильный и неожиданный ход в политике вооружений? Например, дать новое дыхание нашему флоту дальних самолетов-ракетоносцев Ту-160. Вооружив их новой дальнобойной противокорабельной ракетой — Х-32. Это может стать асимметричным ответом русских на превосходство НАТО в авианосном флоте.
Еще в 1980-е КБ «Радуга», ища замену старым противокорабельным ракетам Х-22 (основное вооружение авиации СССР против авианосцев США), начало работу над новой противокорабельной ракетой Х-32. Дело ведь в чем? У старой ПКР был один крупный недостаток — дальность применения всего в 360-380 км. То есть, на расстоянии горизонта, на дистанции видимости с высоко летящего самолета. Послать Х-22 за горизонт было уже почти невозможно: «голова» ракеты не могла найти цели. Поэтому в реальном бою наши сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М3 должны с расстояния до 800 км от центра вражеской авианосной эскадры порываться сквозь истребительное прикрытие. А это — большие потери.
В «Радуге» создали ракету Х-32. Если Х-22, до сих пор стоящая на вооружении, идет к цели, сначала набирая высоту в 22000 метров, разгоняясь до 3600 км/час, то Х-32, отделившись от самолета, взмывает почти в ближний космос — на 4 км в высоту. Там она «заглядывает» очень далеко «за горизонт», обнаруживая цели за 600, а то и за 1000 километров. Боеголовка этой крылатой ракеты намного умнее, чем у Х-22 — она сама может классифицировать цели и отобрать самую важную: авианосец или крейсер. И на цель Х-32 идет на скорости в 6-7 М. Перехватить ее почти невозможно.
Испытания ПКР Х-32 были успешными уже в конце 90-х. Дальняя авиация работала здесь в связке с моряками: те охотно давали для стрельб свои старые посудины. И что же? В начале 2000-х все застопорилось! Х-32 до сих пор нет на вооружении.
Не пора ли изменить положение? Почему бы не противопоставить морской мощи США и НАТО наш воздушный флот? Пока еще РФ не утратила возможности производить тяжелые, сверхзвуковые корабли Ту-160, способные действовать далеко в Атлантике, в Северном Ледовитом океане и в океане Тихом. При поддержке самолетов-заправщиков Ту-160 имеет глобальный размах действия, а скорость самолета — в 20-30 раз больше, чем у самого быстроходного корабля.
Пока Ту-160 рассчитаны на несение стратегических крылатых ракет Х-55, Х-555 и (после модернизации) — Х-101. Все это — оружие для действий по наземным целям в глубине территории противника. Однако можно создать морскую модификацию самолета, несущую ракеты Х-32. Некие воздушные крейсеры.
В деле отстаивания русских позиций в Арктике такой воздушно-океанский флот будет совсем не лишним аргументом.
http://www.rpmonitor.ru

13.11.2013

Дальняя авиация Военно-воздушных сил России ждет разрабатываемую с начала 90-х годов Конструкторским бюро имени Туполева модернизированную модель сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3, которая способна применять новейшие ракеты Х-32. Но вряд ли получит ее в нынешнем году. В арбитражных судах различных инстанций продолжаются разбирательства с исками в сотни миллионов рублей между заказчиком (Минобороны), разработчиком (КБ Туполева) и изготовителем (машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»). Пока суд да дело, имеющиеся бомбардировщики Ту-22М3 (по классификации НАТО – Backfire) устаревают на глазах.
Начавшимся в 1990 году работам по модернизации, названным «Адаптация», помешал распад СССР. До производства довели только модификацию Ту-22М4 с новым навигационным оборудованием и двигателями НК-32. Вооружить бомбардировщик планировалось сверхзвуковой крылатой ракетой Х-32. Она создана на базе Х-22 и опробована в конце 80-х годов в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ). До сих пор нет достоверных сведений о серийном выпуске новой модели и количестве переданных ВВС машин. Сам проект «Адаптация» затянулся на 20 с лишним лет и до сих пор не завершен.
К вопросу модернизации и перевооружения Ту-22М3 ВВС и морской авиации ВМФ вернулись в начале 2000-х годов, когда у большинства ракет Х-22 истекал срок хранения и эксплуатации. Для перевооружения парка «Бэкфайров» на новую Х-32 нужно было провести модернизацию прицельного комплекса и системы вооружения. Но работы затянулись.
По итогам августовской войны 2008 года работы по модернизации парка Ту-22М3 возобновились. Получившее хорошее финансирование КБ Туполева спланировало поэтапную модернизацию. На первом этапе (к концу 2011-го) доработать «Бэкфайр» для применения модернизированной ракеты Х-32, вывести его на государственные испытания. Используя полученные результаты, на втором этапе создать глубоко модернизированный бомбардировщик под индексом Ту-22М3М и поставить в Военно-воздушные силы до 2020 года 30 новых машин этого типа.
В ходе первого этапа МКБ «Радуга», разработавшее ракеты Х-32, должно было провести летные, летно-конструкторские и государственные испытания своего изделия. Но только в июне 2010-го «Туполев» смог подготовить документацию по модернизированному бомбардировщику для согласования с Минобороны, хотя уже осенью того года модернизированный самолет должен был летать и пускать ракеты. Задержка с согласованием сорвала и сроки готовности ракеты Х-32, их сдвинули на конец 2012-го. Не имея необходимой документации от КБ Туполева, «Радуга» с 1 января 2011 года приостановила работы над своим изделием.
Проект возобновился только в 2012-м, и Х-32 успешно прошла летные и государственные испытания, была рекомендована для принятия в качестве вооружения модернизированного бомбардировщика Ту-22М3. Вот только сам носитель еще не поднимался в воздух. Сложилась парадоксальная ситуация: ракета на вооружение принята, а самолета под нее нет. Хотя согласно контракту 2008 года испытания должен был проходить весь боевой комплекс в составе модернизированного Ту-22М3 и Х-32.
Нет ответа и на вопрос, какое бортовое радиоэлектронное оборудование получит модернизированный бомбардировщик и чем помимо Х-32 будет вооружен. В самом начале «Адаптации» в 90-х годах Минобороны требовало ракетоносец под Х-32, который может применять свободнопадающие бомбы с высокой точностью. В 2008-м эти требования были скорректированы, но что изменилось, остается пока закрытой информацией.
Военно-промышленный курьер

ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК – РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3

25.06.2016

По данным годового отчета ЦНПО «Ленинец» за 2015 год по договорам с АО «ГосМКБ» «Радуга» им.А.Я.Березняка выполнены работы по 4 этапу ОКР «Сонетка» и работы по ОКР по У501М.
В тоже время, по извещению № 31502343111 на тендер. Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А.Я.Березняка» в мае 2015 года у единственного поставщика ОАО «ЦНПО «Ленинец» заключало договор на выполнение работ «Обеспечение применения РЛГС У 501М в составе изделия» в рамках СЧ ОКР» на сумму 10 583 624,11 руб. Здесь отмечалось, что предусмотренная договором работа выполняется Исполнителем в соответствии с ТЗ на работу «Обеспечение применения РЛГС У501М в составе изделия 9-А-2362» в рамках СЧ ОКР «Обеспечение применения изделий 9-А-2362 в составе объекта 45.03М», шифр «45.03М-132-У501М»
Изделие 9-А-2362 с ТК 56 входит в комплекс модернизированного объекта 45.03 (Ту-22М3 — ред.), разрабатываемого ОАО «Туполев» по отдельному ТТЗ на ОКР «Адаптация-45.03М» на основании государственного контракта № 01133 от 19.06.1990г. В связи с этим для выполнения ОКР «Сонетка» необходимо было использовать результаты ОКР «Адаптация-45.03М» в части использования изделия 9-А-2362 (ракета большой дальности Х-32 — ред.) с ТК 56, — отмечается в Решении Арбитражный суд города Москвы от 13 июня 2013 г. по делу № А40-115120/2012.
Как сообщалось еще в конце 1990-х годов, тогда была завершена подготовка к летным испытаниям новой крылатой ракеты класса «воздух-поверхность» большой дальности с неядерной боевой частью. Х-32 — это модернизированный вариант ракеты Х-22 в части двигателя и головки самонаведения. В середине 1998 года проводились летные испытания новой ракеты. Отмечалось, что при размещении ракет на дальнем бомбардировщике Ту-22М3 их боевые возможности возрастут в полтора раза. Модернизированная ракета Х-22 позволит более чем в 1,5 раза повысить дальность пуска, почти в два раза — скорость и высоту полета и обеспечить специальное противоперехватное маневрирование.
Ожидалось, что в начале 2000-х годов комплекс ракетного вооружения Ту-22М3 — Х-32 поступит на вооружение, однако, как видно из приведенных материалов работы по нему еще не завершены.
ВТС «БАСТИОН»

24.08.2016

Арсенал российских дальних бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3 (по обозначению НАТО — «Бэкфайр») в ближайшее время пополнится новейшими крылатыми ракетами (КР) Х-32, практически неуязвимыми для вражеских средств противовоздушной обороны и истребителей-перехватчиков. После пуска с самолета-носителя изделие, разработанное в МКБ «Радуга», набирает высоту до 40 км, выходя в стратосферу, после чего под крутым углом пикирует на цель.
Как подтвердил газете «Известия» источник в российском военно-промышленном комплексе, испытания ракет Х-32 близятся к завершению, а само изделие находится в высокой степени технической готовности. В Корпорации тактического ракетного вооружения, в состав которого и входит машиностроительное конструкторское бюро «Радуга», подтвердили, что работы по новейшему изделию ведутся, но их ход комментировать отказались.
По словам главного редактора портала MilitaryRussia Дмитрия Корнева, новейшая крылатая ракета в первую очередь предназначена для уничтожения вражеских кораблей, радиолокационных станций и так называемых радиоконтрастных объектов, дающих большую засветку на радарах бомбардировщика, то есть мостов, военных баз, электростанций.
— После пуска с Ту-22М3 ракета набирает высоту до 40 км, переходит в горизонтальный полет, приближается к цели, после чего пикирует на нее сверху. Так как Х-32 оснащена инерциальной системой навигации и головкой самонаведения с радиолокационной станцией, точность ее наведения очень высока и не зависит от данных GPS/ГЛОНАСС, — пояснил Дмитрий Корнев. — Предположительно ракета может поражать цель на дальности до 1 тыс. км. При этом скорость Х-32 не менее 5 тыс. км/ч. Заложенное сочетание скорости и траектории полета делает ее практически неуязвимой для зенитных ракет и истребителей противника.
Работы по созданию Х-32 начались в начале 1990-х годов, а первые пуски предположительно были выполнены в середине 2000-х годов. Летом 2013 года появились фотографии, сделанные на аэродроме Летно-исследовательского института в подмосковном Жуковском, запечатлевшие Ту-22М3, выполнявший экспериментальные полеты с подвешенными макетами ракет Х-32.
izvestia.ru


АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-32


В 1980-е МКБ «Радуга», ища замену старым противокорабельным ракетам Х-22 (основное вооружение авиации СССР против авианосцев США), начало работу над новой противокорабельной ракетой Х-32. У старой ПКР был один крупный недостаток — дальность применения всего в 360-380 км. Тогда как новая ракеты после набора высоты обнаруживает цели за 600, а то и за 1000 километров.
Начавшимся в 1990 году работам по модернизации, названным «Адаптация», помешал распад СССР. До производства довели только модификацию Ту-22М4 с новым навигационным оборудованием и двигателями НК-32. Вооружить бомбардировщик планировалось сверхзвуковой крылатой ракетой Х-32.
В 1997 году завершена подготовка к летным испытаниям новой крылатой ракеты класса «воздух-поверхность» большой дальности с неядерной боевой частью. Х-32 — это модернизированный вариант ракеты Х-22 в части двигателя и головки самонаведения.
Крылатая ракета Х-32 в первую очередь предназначена для уничтожения вражеских кораблей, радиолокационных станций и так называемых радиоконтрастных объектов, дающих большую засветку на радарах бомбардировщика, то есть мостов, военных баз, электростанций.
Х-32 оснащена инерциальной системой навигации и головкой самонаведения с радиолокационной станцией, точность ее наведения очень высока и не зависит от данных GPS/ГЛОНАСС.
Модернизированная ракета Х-22 позволит более чем в 1,5 раза повысить дальность пуска, почти в два раза — скорость и высоту полета и обеспечить специальное противоперехватное маневрирование.
После пуска с самолета-носителя изделие, разработанное в МКБ «Радуга», набирает высоту до 40 км, выходя в стратосферу, после чего под крутым углом пикирует на цель. Предположительно ракета может поражать цель на дальности до 1 тыс. км. При этом скорость Х-32 не менее 5 тыс. км/ч. Заложенное сочетание скорости и траектории полета делает ее практически неуязвимой для зенитных ракет и истребителей противника.
Есть предположение, что новая крылатая ракета Х-32 будет вести поиск цели «из-под крыла» бомбардировщика, как и ее предшественница Х-22. После пуска ракета сможет на собственном двигателе достичь цели, удаленной на несколько сотен километров и поразить ее, при этом обнаружить и поразить такую ракету крайне сложно.
В середине 1998 года проводились летные испытания новой ракеты в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ). В зависимости от обстановки ракета способна выбирать траекторию и скорость полета. У цели ракета обладает высокой маневренностью и делает противозенитный маневр. При размещении ракет на дальнем бомбардировщике Ту-22М3 их боевые возможности возрастут в полтора раза.
Сам проект «Адаптация» модернизации самолетов Ту-22М3 затянулся на 20 с лишним лет и до сих пор не завершен. К вопросу модернизации и перевооружения Ту-22М3 ВВС и морской авиации ВМФ вернулись в начале 2000-х годов, когда у большинства ракет Х-22 истекал срок хранения и эксплуатации. Для перевооружения парка «Бэкфайров» на новую Х-32 нужно было провести модернизацию прицельного комплекса и системы вооружения.
По итогам августовской войны 2008 года работы по модернизации парка Ту-22М3 возобновились. Получившее хорошее финансирование КБ Туполева спланировало поэтапную модернизацию. На первом этапе (к концу 2011-го) доработать «Бэкфайр» для применения модернизированной ракеты Х-32, вывести его на государственные испытания. Используя полученные результаты, на втором этапе создать глубоко модернизированный бомбардировщик под индексом Ту-22М3М и поставить в Военно-воздушные силы до 2020 года 30 новых машин этого типа.
В ходе первого этапа МКБ «Радуга», разработавшее ракеты Х-32, должно было провести летные, летно-конструкторские и государственные испытания своего изделия. Но только в июне 2010-го «Туполев» смог подготовить документацию по модернизированному бомбардировщику для согласования с Минобороны, хотя уже осенью того года модернизированный самолет должен был летать и пускать ракеты. Задержка с согласованием сорвала и сроки готовности ракеты Х-32, их сдвинули на конец 2012-го. Не имея необходимой документации от КБ Туполева, «Радуга» с 1 января 2011 года приостановила работы над своим изделием.
Проект возобновился только в 2012-м, и Х-32 успешно прошла летные и государственные испытания, была рекомендована для принятия в качестве вооружения модернизированного бомбардировщика Ту-22М3.
Изделие 9-А-2362 с ТК 56 входит в комплекс модернизированного объекта 45.03 (Ту-22М3), разрабатываемого ОАО «Туполев» по отдельному ТТЗ на ОКР «Адаптация-45.03М» на основании государственного контракта № 01133 от 19.06.1990г. В связи с этим для выполнения ОКР «Сонетка» необходимо было использовать результаты ОКР «Адаптация-45.03М» в части использования изделия 9-А-2362 (ракета большой дальности Х-32) с ТК 56, — отмечается в Решении Арбитражный суд города Москвы от 13 июня 2013 г. по делу № А40-115120/2012.
В феврале 2012 года появилась официальная информация о том, что Минобороны России подписало контракт на проведение модернизации около 30 бомбардировщиков Ту-22М3 до версии Ту-22М3М. В этом варианте бомбардировщик должен получить абсолютно новое радиоэлектронное оборудование и возможность применения современного высокоточного оружия класса «воздух-поверхность», к примеру, новых крылатых ракет Х-32. Всего в России на данный момент из 115 Ту-22М3 полностью боеспособными являются порядка 40 машин. Модернизацию 30 бомбардировщиков планируется провести до 2020 года. На 2012 год был переоборудован 1 самолет данного типа, который в настоящее время проходит комплекс испытаний.
В 2012 году в Центре боевого применения и переучивания летного состава российской Дальней авиации, расположенного в городе Рязани, начались занятия на курсах подготовки молодых пилотов — выпускников 2011 года. На этих курсах они могли освоить не только теоретические вопросы, но и отработать на практике навыки пилотирования на тренажерах, а также совершить настоящие полеты на бомбардировщиках Ту-95МС и Ту-22М3М. Здесь же в Рязанском авиацентре летный состав занимается обучением пилотирования и эксплуатации нового модернизированного бомбардировщик Ту-22М3М. Данная машина отличается от Ту-22М3 расширенной номенклатурой используемых средств поражения противника. На данном самолете используется современное оборудование, построенное на новой элементной базе, одновременно с этим были улучшены эргономические показатели кабины пилотов.
Летом 2013 года появились фотографии, сделанные на аэродроме Летно-исследовательского института в подмосковном Жуковском, запечатлевшие Ту-22М3, выполнявший экспериментальные полеты с подвешенными макетами ракет Х-32.
По данным годового отчета ЦНПО «Ленинец» за 2015 год по договорам с АО «ГосМКБ» «Радуга» им.А.Я.Березняка выполнены работы по 4 этапу ОКР «Сонетка» и работы по ОКР по У501М.
В тоже время, по извещению № 31502343111 на тендер. Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А.Я.Березняка» в мае 2015 года у единственного поставщика ОАО «ЦНПО «Ленинец» заключало договор на выполнение работ «Обеспечение применения РЛГС У 501М в составе изделия» в рамках СЧ ОКР» на сумму 10 583 624,11 руб. Здесь отмечалось, что предусмотренная договором работа выполняется Исполнителем в соответствии с ТЗ на работу «Обеспечение применения РЛГС У501М в составе изделия 9-А-2362» в рамках СЧ ОКР «Обеспечение применения изделий 9-А-2362 в составе объекта 45.03М», шифр «45.03М-132-У501М».
По информации источника в российском военно-промышленном комплексе, испытания ракет Х-32 близятся к завершению, а само изделие находится в высокой степени технической готовности. В Корпорации тактического ракетного вооружения, в состав которого и входит машиностроительное конструкторское бюро «Радуга», в августе 2016 года подтвердили, что работы по новейшему изделию ведутся, но их ход комментировать отказались.
По информации газеты «Известия» из Ту-22М3 могут сделать настоящего убийцу ЕвроПРО, превратив устаревающий стратегический ракетоносец в носителя высокоточного оружия. Для этого самолет оснастят новой электроникой, а также, вероятнее всего, новой крылатой ракетой Х-32. Новая машина получит к названию еще одну букву М и будет называться Ту-22М3М.
В настоящее время готовится решение о принятии Х-32 на вооружение российской авиации. Ее носителями станут самолеты Ту-22М3.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МКБ «Радуга»
Назначение для поражения наземных целей и противокорабельная
Самолет-носитель Ту-22М3
Система управления К051
ИНС с АРЛГСН
— разработчик МОКБ «Марс»
Органы управления аэродинамич. рули
Тип старта сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы в полтора раза больше Х-22
Скорость полета 3,5-4, 6М
Двигатель:
— тип многорежимный ЖРД
— разработчик КБХМ
Самолетная РЛС целеуказания «ПНА-Б»
Тип ПУ балочная
Вероятность поражения цели 0,8-0,82

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 24.08.2016

Источники:
Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996
Lotnictwo Wojskowe Rosji, Tom III, P.Butowski — Warszawa: Lampart, 1997
Jane’s Defense Weekly №19 — 1995
Flight, 1995
“Авиация и космонавтика” выпуск №16(№5 — 1996)
Дайджест ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова №17 — 1997
«Умницу» никто не остановит» — «Российская газета» от 14 августа 1998 года
«Весомые ответы на военные вызовы» — «Независимое военное обозрение» №16-1999
«50 лет впереди своего века» , М: РКА, 1998
А.Волкова, С.Григорьев «Стратегические станут многоцелевыми» — НВО №22, 2000
izvestia.ru/news/628573
modernarmy.ru/article/202
function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=10929685@egNews
www.itar-tass.com/c96/497642.html
telegrafist.org/2012/02/06/3401
ru.wikipedia.org
Военное обозрение
ВТС «БАСТИОН»
www.rpmonitor.ru
Военно-промышленный курьер

АВИАЦИОННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-22М НА МАКС-97
АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ (СПРАВОЧНИК)
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap