ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС

С ЩЕЛЕВОЙ АНТЕННОЙ РЕШЕТКОЙ «ЖУК-М»

MULTIFUNCTION RADAR WITH A SLOTTED ANTENNA ARRAY «ZHUK-M»


БРЛС «Жук-М» на МАКС-2007. Фото А.В.Карпенко.

26.12.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «ЖУК-М» НА МАКС

На МАКС-2003 — 2011 корпорация «Фазотрон-НИИР» неоднократно представляла разные варианты многофункциональной многорежимной бортовой РЛС «Жук-МЭ». Модернизация бортовой радиолокационной станции «Жук-М» ведётся в части совершенствования программного обеспечения, что обеспечит новые режимы работы радара при работе по наземным и морским целям.
«Жук-МЭ» — многофункциональная многорежимная когерентная бортовая РЛС Х-диапазона, предназначенная для установки на МиГ-29СМТ. Диаметр антенны — 624 мм. На самолет может быть установлена и БРЛС с антенной диаметром 980 мм. Конструкция «Жук-МЭ» позволяет встраивать ее в истребители типа МиГ-29 и Су-27. Наработка на отказ — до 150-200 часов.
Зоны поиска (предельные углы обнаружения и сопровождения цели) составляют для антенны с ЩАР диаметром 624 мм по азимуту ±85; по углу места ±60; по крену ±120. Дальность обнаружения цели типа истребитель (ЭПР — 5 кв.м) — до 100-150 км. Антенна диаметром 980 мм обеспечивает увеличение характеристик РЛС по дальности в 1,5 раза, по сравнению с антенной диаметром 624 мм.
Завершен наземный этап испытаний истребителя МиГ-29СМТ с РЛС «Жук-МЭ» по программе государственных совместных испытаний (ГСИ). В начале 2004 года начался этап летных испытаний истребителя МиГ-29СМТ с бортовой радиолокационной станцией (РЛС) «Жук-МЭ» разработки корпорации «Фазотрон-НИИР».
Компания «Фазотрон-НИИР» не прекращает работ по модернизации бортовой станции «Жук-М», которая предназначена для установки на МиГ-29 и Миг-35.
ВТС «БАСТИОН», 26.12.2016

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «ЖУК-М» НА МАКС-2009 И МАКС-2011
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «ЖУК-М» НА МАКС-2007
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «ЖУК-М» МИГ-29СМТ НА МАКС-2005
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «ЖУК-М» НА МАКС-2005
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «ЖУК-М» НА МАКС-2003


МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС

С ЩЕЛЕВОЙ АНТЕННОЙ РЕШЕТКОЙ «ЖУК-М»


Многофункциональная, многорежимная бортовая радиолокационная, серийно выпускаемая станция с щелевой антенной решеткой «Жук-М» («Жук-МЭ») создана НПО «Фазотрон». Радиолокационная станция «Жук-МЭ» предлагался для модернизации истребителей МиГ-29. Кроме того, в 1993 годы были начаты работы с ВВС КНР по установке радара «Жук-8-II» на самолете F-8-II. В следующем, 1994 году АООТ «НИИ радиостроения» началась разработка БРЛС «Жемчуг» для ВВС КНР.
Предназначена для установки на летательных аппаратах различных типов и обеспечивает совместно с другими бортовыми системами круглосуточную работу в простых и сложных метеоусловиях, а также в условиях радиоэлектронного противодействия.
По критерию «эффективность–стоимость» БРЛС «Жук-МЭ» соответствует или превосходит большую часть зарубежных радаров аналогичного класса.
Использование РЛС «Жук-МЭ» вместо радара Н-019 с новым приемным каналом, процессором обработки сигналов и процессором обработки данных обеспечивает выполнение многих новых функций, в том числе работу по наземным и надводным целям. Дальность обнаружения целей увеличилась в 1,8 раза, увеличено число одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей.
Режимы работы и функции радара: режим «воздух- воздух»: обнаружение целей с измерением скорости, обнаружение целей с измерением дальности в свободном пространстве и на фоне земли (моря), сопровождение одиночных целей, сопровождение до 30 целей с сохранением обзора в пространстве и атака одновременно до 6 целей, ближний маневренный бой («Вертикаль», «В поле индикатора», «Визирование», «Закрепленный луч», «Поворотный»), обнаружение и атака зависших вертолетов; режим «воздух-поверхность»: картографирование: “ реальный луч “ доплеровское обужение луча, фокусированная синтезированная апертура антенны, укрупнение масштаба и замораживание карты, сопровождение 4-х целей на проходе, обзор морской поверхности, обнаружение движущихся наземных и морских целей, их сопровождение, измерение дальности до земли, измерение скорости носителя.
В режиме «воздух-воздух» РЛС может распозновать тип и количество целей, в режиме «воздух-поверхность» обеспечивает: информацией маловысотный полет и работу по радиомаякам.
Основные варианты исполнения:
• FGM129
• FGM229

БРЛС «Жук-М» обеспечивает сопровождение 20 воздушных целей и одновременную атаку 4 целей. Радар имеет щелевую антенную решетку диаметром 624 мм. Дальность обнаружения целей в режиме «воздух-воздух» навстречу – 120 км, «вдогон» – 50 км, на фоне земли навстречу – 110 км, «вдогон» – 40 км».
Выполняемые функции
Режим «Воздух–воздух»
• Обзор воздушного пространства с обнаружением целей и измерением угловых координат, скорости сближения и дальности до цели. Обнаружение и сопровождение до 10 ВЦ в режиме СНП с ранжированием их по степени опасности, выбор до 4-х наиболее опасных целей.
• Обнаружение и определение дальности до ВЦ в режиме «Азимут-скорость». Захват и сопровождение одиночной цели (СОЦ). Ближний маневренный бой – режимы «Вертикаль», «КАИ», «Шлем», «Оптика», «Поворотный».
• Обнаружение и атака вертолетов, включая режим «висения».
• Распознавание групповой цели и определение численного состава группы.
Распознавание класса целей.
Режим «Воздух–поверхность»
• Формирование в реальном масштабе времени радиолокационной карты поверхности земли (моря). Измерение наклонной дальности до земли при пикировании на углах более 20 °.
• Измерение координат неподвижных Н(М)Ц. Селекция и сопровож-дение Н(М) движущихся целей.
• Информационное обеспечение маловысотного полета
Также позволяет осуществлять
• Режим «Метео»
• Информационную поддержку оптических и оптоэлектронных систем
• Коррекцию навигационной системы по наземным ориентирам

Радиолокационная станция «Жук-МЭ» первоначально предлагалась для модернизации фронтовых истребителей МиГ-29 (МиГ-29СМТ2 и другие его модификации). В 2001 году РЛС «Жук-М» предложили для установки на двухместный многофункциональный истребитель МиГ-29MRCA, созданный для ВВС Малайзии. Станция «Жук-М» прошла испытания на самолете МиГ-29М. Истребитель МиГ-29СМТ с БРЛС «Жук-М» (Н010МП) был представлен на ILA-2000 и МАКС-2001.
В 2002 году были завершены летные испытания модификации БРЛС «Жук» в составе самолета истребителя F-8-II ВВС КНР.
В 2005 году окончились летные испытания БРЛС «Жук-МЭ» для истребителя МиГ-29СМТ.
На истребителе МиГ-29М (МиГ-29М2) так же была установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) «Жук-МЭ», выпускаемая Корпорацией «Фазотрон-НИИР». БРЛС оснащена щелевой антенной решеткой.
Использование импульсно-доплеровской РЛС «Жук-МЭ» вместо радара Н-019 (штатная для МиГ-29С) с новым приемным каналом, процессором обработки сигналов и процессором обработки данных обеспечивает выполнение многих новых функций, в том числе работу по наземным и надводным целям.
По сравнению с БРЛС предыдущего поколения, «Жук-МЭ» имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность. БРЛС «Жук-МЭ» обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них.

БРЛС «Жук-М» стала основной и для корабельных самолетов МиГ-29КУБ ВМС Индии. Первый полет истребителя МиГ-29КУБ состоялся в январе 2007 г. МиГ-29К/КУБ выпускаются серийно по заказу ВМС Индии.
Первый контракт на поставку ВМС Индии 16 самолетов был подписан в январе 2004 года, второй на поставку 29 машин в марте 2010 года.
«МиГ» в декабре 2012 года передал Индии первые четыре палубных истребителя МиГ-29К/КУБ в рамках второго контракта на поставку таких самолетов, передачей самолетов «МиГ» выполнил свои обязательства по поставке МиГ-29К/КУБ в 2012 году, в рамках второго контракта от 2010 года Индия должна получить 29 новых истребителей.
В 2012 году летные испытания БРЛС «Жук-МЭ» для самолета МиГ-29К/КУБ палубной авиации ВВС Индии были закончены.
Бортовое радиоэлектронное оборудование МиГ-29К/КУБ строится по принципу открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B. На истребителе установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) «Жук-МЭ», выпускаемая Корпорацией «Фазотрон-НИИР».
При модернизации истребителей МиГ-29 ВВС Индии было предложено так же использовать БРЛС «Жук-МЭ». В 2012 году летные испытания БРЛС «Жук-МЭ» для модернизации самолета МиГ-29 UPG ВВС Индии были завершены.
Научный, конструкторский и технологический задел, полученный при создании прототипов БРЛС «Копье и «Жук», обеспечил солидную основу для дальнейшего развития Корпорации и разработки радаров нового поколения.
Использование радара “Жук-М” (с ЩАР) вместо Н-001 на истребителях типа Су-27 обеспечивает выполнение всех вышеуказанных функций, в том числе работу по морским целям. “Жук-М” обеспечивает дальность обнаружения – 180 км. Одновременно сопровождает 10 целей, обстреливает – 2.

Компания «Фазотрон-НИИР» не прекращает работ по модернизации бортовой станции «Жук-М», которая предназначена для установки на МиГ-29 и Миг-35. Модернизация бортовой радиолокационной станции «Жук-М» ведётся в части совершенствования программного обеспечения, что обеспечит новые режимы работы радара при работе по наземным и морским целям.
Полномасштабная разработка бортовой радиолокационной станции (БРЛС) «Жук-М» для истребителей МиГ-29 российских ВВС началась на корпорации «Фазотрон-НИИР» в 2008 году. Данный бортовой радар вошел в состав оборудования истребителей МиГ-29, модернизируемых в соответствии с требованиями российских ВВС. Речь идет об адаптации существующего варианта БРЛС «Жук-МЭ», устанавливаемой на экспортные самолеты МиГ-29, применительно к требованиям российских ВВС. БРЛС «Жук-М» была адаптирован под то оборудование, которое осталось на МиГ-29 при модернизации и не подлежит замене на новое.


РЛС «Жук-МЭ» на истребителе МиГ-29СМТ на МАКС-2005. Фото А.В.Карпенко.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик НПО «Фазатрон»
Производство серийное
Самолет-носитель МиГ-29СМТ2, МиГ-29К, МиГ-29UPG, МиГ-29М (МиГ-29М2)
Тип РЛС импульсно-доплеровская
Тип антенны щелевая
Число антенн 1
Режимы работы квазинепрерывный
Сопровождение цели автоматическое
Диапазон частот работы Х
Количество литерных частот 44 (16)
Дальность обнаружения целей в режиме «воздух-воздух», км:
свободное пространство
— максимальная 400
— максимальная с ЭПР=5 м2:
навстречу 120-130
вдогон 50
на фоне земли
навстречу 120
вдогон 40
Дальность обнаружения целей в режиме «воздух-поверхность», км:
— эсминец 250-300
— ракетный катер 150
— железнодорожный мост 120
— группа движущихся танков 25
Зона обзора, град.:
— азимут/наклон +90/+60…-40
— по горизонту +10/+30/+60
Количество сопровождаемых целей 20 (10)
Количество обстреливаемых целей 4
Разрешающая способность по Д и А, м:
— низкое (Д=80 км) 300х300
— среднее (Д=60 км) 30х30
— высокое (Д=20 км) 3х3
Вес РЛС, кг 220-250
Объем РЛС, дм3 400
Целеуказание, подсвет целей и радиокоррекция ракетам Р-77 (РВВ-АЕ), Р-27Р1 (Р1Э)
Целеуказание ракетам Р-73Э, Х-31А, Р-27Т (ТЭ), Х-29Т (ТД)

РЕЖИМЫ:
«ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»
Обнаружение целей с измерением дальности
— в свободном пространстве
— на фоне земли (моря)
Сопровождение одиночных целей;
Сопровождение 20 целей с сохранением обзора пространства и атака одновременно 4 целей;
Ближний маневренный бой (Вертикаль, В поле индикатора, Визирование, Закрепленный луч, Поворотный);
Обнаружение и атака вертолетов;
Распознавание типов и количества целей

«ВОЗДУХ-ПОВЕРХНОСТЬ»
Картографирование
— реальный луч
— допплеровское обужение луча
— фокусированная синтезированная апертура антенны;
Укрупнение масштаба и замораживание карты;
Сопровождение 2 целей;
Обзор морской поверхности;
Обнаружение движущихся наземных и морских целей, их сопровождение;
Измерение дальности до земли;
Измерение скорости носителя;
Информационное обеспечение маловысотного полета.

АНТЕННА
Тип ШАР
Диаметр антенны, мм 624
Диаметр обтекателя, мм 1000
— коэффициент усиления (дБ) 34,5
— встроенный компенсационный канал
Углы отклонения:
— азимут/наклон (град) +90/+60
— зоны обзора (град) +10/+30/+60
Коэффициент шума, дБ 3
Коэффициент усиления, дБ 34,5
Количество приемников 3
Мощность излучения, кВт:
— импульсная 6
— средняя 1,5
Потребляемая мощность, кВА:
— по переменному току 12
— по постоянному току 1,5
Надежность, ч 200

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 11.11.2016 + доп.

Источники: www.phazotron.com, ВТС «БАСТИОН», А.Канащенков, Ю.Гуськов «Широкий спектр продукции корпорации «Фазатрон-НИИР» — «Военный Парад»№4 (46) 2001, И.Коротченко «Оптимальный вариант» — «НВО» №38, 2001, airshow.ru, vpk-news.ru, Интерфакс-АВН и др.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «ЖУК-М» НА МАКС-2009 И МАКС-2011
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «ЖУК-М» НА МАКС-2007
<МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «ЖУК-М» МИГ-29СМТ НА МАКС-2005
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «ЖУК-М» НА МАКС-2005
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС «ЖУК-М» НА МАКС-2003
БРЛС С АКТИВНОЙ ФАЗИРОВАННОЙ АНТЕННОЙ РЕШЕТКОЙ (АФАР) «ЖУК-АУЭ»
БРЛС С АКТИВНОЙ ФАЗИРОВАННОЙ АНТЕННОЙ РЕШЕТКОЙ (АФАР) «ЖУК-А»
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС С ЩЕЛЕВОЙ АНТЕННОЙ РЕШЕТКОЙ «ЖУК-МФ» («СОКОЛ»)
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС С ЩЕЛЕВОЙ АНТЕННОЙ РЕШЕТКОЙ «ЖУК-МС»
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БРЛС С ЩЕЛЕВОЙ АНТЕННОЙ РЕШЕТКОЙ «КОПЬЕ»
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-29М (МИГ-29М2)
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОБРАЗЕЦ МНОГОЦЕЛЕВОГО МАНЕВРЕННОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ МИГ-29МОВТ
КОРАБЕЛЬНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ МИГ-29К/МИГ-29КУБ
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-29UPG (РОССИЯ/ИНДИЯ)
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-29СМТ
КОРПОРАЦИЯ «ФАЗОТРОН-НИИР»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap