ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ДАЛЬНИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31М

DISTANT FIGHTER-INTERCEPTOR MIG-31M

В инициативном порядке на основе опыта изготовления в Горьком технологичных в производстве и эксплуатации самолётов МиГ-25 группа инженерно-технических работников ОКБ Горьковского авиационного завода им. С.Орджоникидзе (ГАЗИСО) под руководством Главного конструктора Е.И.Миндрова разработала вариант модернизации серийного перехватчика МиГ-31 («изделие 01») , который с мая 1977 г. проходил этап «А» Государственных совместных испытаний (ГСИ). Е.И.Миндров при поддержке директора завода А.Н.Геращенко и генерального конструктора ОКБ им. А.И.Микояна Р.А.Белякова подготовил перечень работ по истребителю-перехватчику МиГ-31. В перечень работ ГАЗИСО попали работы по снижению массы МиГ-31, увеличению запасов топлива, повышению производственной и эксплуатационной технологичности, снижения производственной трудоёмкости. Для реализации этих предложений 20 июня 1978 г. были подписаны: решение МАП и ВВС № 01-11-78 о выделении МиГ-31 с серийным № 0503 (в пятой серии третий самолёт) и «Программа работ по повышению производственной и эксплуатационной технологичности, надёжности, ресурса и снижению веса «изделия 01».
Разработка конструкторской документации на самолёт № 0503 проводилась в 1978 — 1980 г.
Основными отличительными особенностями этой машины (борт «503») стали панорамные приборные панели кабин, измененная конструкция воздухозаборников, увеличенный внутренний объем топлива, для чего объединили фюзеляжные баки №1 и №2, №5 и №6; новый контейнер тормозного парашюта, возросшее до шести количество подфюзеляжных узлов подвески ракет и др. 29 декабря 1983 г шеф-пилот ОКБ А.В. Федотов поднял доработанную машину в воздух. Часть полезных новшеств внедрили в серийное производство.
Практически одновременно в ОКБ им. А.И.Микояна было намечено несколько направлений по совершенствованию истребителя-перехватчика МиГ-31 («изделие 01»). Одним из приоритетных направлений работ стало создание глубокомодернизированного МиГ-31, оснащённой более мощной системой управления вооружением (СУВ). На основе всех этих предложений и наработок было подготовлено Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое вышло 1983 году. Во исполнение этого правительственного решения были развёрнуты работы по созданию дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31М («изделие 05») с управляемой ракетой К-37 в качестве основного вооружения. Его характерной особенностью стала СУВ «Заслон-М», включавшая радиолокатор РП-31М.
Возможности нового варианта СУВ на 150-200% превышали потенциал прежних версий системы «Заслон». Так, дальность обнаружения целей возросла до 360 км, а поражения — до 200-230 км, количество одновременно сопровождаемых целей увеличилось до 24, а атакуемых — до 6. В качестве основного оружия предполагалось использовать 6 новых ракет К-37 со сверхбольшой дальностью пуска. Они, как и прежде, крепились под фюзеляжем, но более компактно, по 3 в ряд. В перегрузочном варианте на четыре подкрыльевых пилона можно было подвесить по одной новой высокоманевренной ракете Р-77 (РВВ-АЕ) с дальностью пуска до 100 км и максимальной перегрузкой 12 единиц. В связи с тем, что МиГ-31М предназначался для уничтожения воздушных целей на сверхбольшом расстоянии, конструкторы решили пушечное вооружение не устанавливать.
Первый летный прототип самолета МиГ-31М №05-01-01 был собран авиазаводом «Сокол» в г.Горький в 1984 г. и для окончательной сборки доставлен в Москву на опытное производство ОКБ МиГ — завод «Зенит». Первый летный прототип МиГ-31М борт №051 совершил первый полет 21 декабря 1985 г. (экипаж — летчик-испытатель Б.А.Орлов и штурман-испытатель Л.С.Попов).

Машина значительно отличается от своего предшественника значительно усовершенствованными БРЛС и БРЭО, усиленным вооружением и новыми, более мощными двигателями Д-30Ф-6М.
Крыло самолета имеет наплывы увеличенной площади, уменьшены аэродинамические гребни на крыле, уменьшена корневая хорда килей, увеличен корневой зализ килей, увеличены размеры гаргрота, в котором размещено дополнительно 300 л топлива. Увеличен обтекатель тормозного парашюта, перепроектировано шасси с носовым колесом. Переднее остекление кабины летчика выполнено сплошным, для улучшения обзора при посадке угол наклона вниз носовой части фюзеляжа увеличен на 7о, уменьшена площадь остекления кабины оператора и слева перед фонарем установлена убирающаяся штанга системы дозаправки в воздухе. Максимальная взлетная масса МиГ-31М возросла до 52000 кг, скоростные и высотные характеристики практически не изменились.
Вместо убирающегося теплопеленгатора был установлен оптиколокационный комплекс с ИК- и лазерным каналами (оптическая головка размещена перед козырьком кабины летчика). На концах крыла были размещены контейнеры с оборудованием электронной разведки.

Новая более мощная БРЛС «Заслон-М», разработанная НИИП, с ФАР диаметром 1,4 м имела почти вдвое увеличенную дальность обнаружения (320 км), что позволило ввести в комплекс вооружения истребителя новые ракеты большой дальности (Р-37). Она могла осуществлять одновременное сопровождение до 24 целей и наведение УР на 6 различных целей. В кабине оператора МиГ-31М было установлено четыре прямоугольных экранных индикатора. Серийное производство РЛС было развернуто на производстве №3 НПО «Ленинец».
Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31М был способен одновременно сопровождать до 24 воздушных целей, 8 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37. Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса. В то время, как самый современный зарубежный перехватчик — американский палубный истребитель F-14D «Томкэт» был способен поражать воздушные цели на дальности не более 180 км.

Системы индивидуальной защиты и радиоэлектронного противодействия объединены в бортовой комплекс обороны.
Усилено вооружение — 6 УР большой дальности Р-33С или Р-37 (дальность пуска — 120 и 280 км соответственно), конформно подвешиваемых под фюзеляжем тандемом по три в ряд, а также 4 высокоманевренных УР средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) на подкрыльевых узлах подвески. Пушечная установка на самолете была упразднена. Благодаря своему вооружению самолет МиГ-31М должен был вести ракетный бой на дальних и средних дистанциях.
Предсерийное производство самолетов было развернуто на горьковском авиазаводе «Сокол», на авиазаводе нем во второй половине 1980-х годов была построена установочная партия перехватчиков МиГ-31М в количестве шести опытных самолетов. Истребители с бортовыми №№ 053, 054, 055, 056 и 057 в дальнейшем перелетели из Горького в Ахтубинск для подключения к ЛКИ. В целом испытания прошли нормально, если не считать потерянного самолеты с бортовым № 052.
Определенные успехи в ЛКИ позволили зимой 1992 года истребитель — перехватчик МиГ-31М продемонстрировать на показе современной военной техники в Мачулищах (Белоруссия) военно-политическому руководству России и некоторых стран СНГ. На показ были допущены журналисты, благодаря которым существование МиГ-31М перестало быть секретом, а его фотографии появились на страницах отечественной и зарубежной прессы.

В апреле 1994 были успешно проведены первые в мире испытания комплекса перехвата МиГ-31М по поражению воздушной цели на большой дальности свыше 300 км. По их результатам в апреле 1994 года ОКБ Микояна получило от Президента России телеграмму с поздравлениями как самой фирме, так и ее смежникам, задействованным по программе МиГ-31М, по поводу успешного окончания испытаний.
В августе 1995 года машина кратковременно появилась на международном авиасалоне «МАКС-95» в Жуковском и вызвала превосходные отклики специалистов и СМИ. Еще раз МиГ-31М можно было увидеть в августе 1997 года на авиасалоне МАКС-97.

Отечественный самолет МиГ-31М имеет ряд преимуществ перед другими самолетами-истребителями:
• МиГ-31М по максимальной скорости опережает все подобные самолеты мира не менее чем на 500 километров в час;
• максимальная боевая нагрузка на шесть тонн больше, чем у МиГ-31;
• подвеска ракет Р-37 на МиГ-З1М полуутоплена и практически не ухудшает аэродинамику самолета, что позволяет достигать максимальную расчетную скорость 3000 километров в час и высоту 20–22 километра, а также увеличивает дальность полета на сверхзвуковом режиме;
• для других самолетов-истребителей с указанными или подобными ракетами максимальная скорость – не более 2000 километров в час и высота на три – пять километров меньше, в результате чего энергия, придаваемая ракете при старте с такого носителя, меньше, чем у МиГ-З1М, в три раза, что существенно уменьшает дальность полета ракеты;
• в дуэльной ситуации это обусловливает возможность уничтожать самолеты противника без риска собственного поражения за счет большей дальности ракет, запущенных с большей высоты и с большей скоростью.
Однако, несмотря на явные успехи в испытаниях и преимуществами перед другими самолетами-истребителями из-за тяжелой экономической ситуации в стране и особенно в ОПК перехватчик МиГ-31М так и не пошел в серию. России 1990-х годов такой самолет оказался не нужен, тогда было остановлено производство и других машин этого типа. К тому же акции Пермского моторного завода (ПМЗ), производившего двигатели для самолета, очутились во владении американской стороны и завод прекратил изготовление таких силовых установок.
Но прошло время и на основе решений по перехватчику МиГ-31М в 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б с целью превращения его в многоцелевой самолет, данному варианту истребителя было присвоено обозначение МиГ-31БМ. Модернизированный самолет значительно увеличил свои боевые возможности и получил высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.

МОДИФИКАЦИИ
• МиГ-31Б Серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе; поступил на вооружение в 1990 году.

• МиГ-31БС МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б, без штанги дозаправки в воздухе.

• МиГ-31БСМ Модернизация МиГ-31БС 2014 года без штанги дозаправки в воздухе.

• МиГ-31БМ Модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Планируется до 2020 года модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ. В 2008 году завершён первый этап ГСИ, второй этап в 2012.Б. Модернизированные самолёты получат новую систему управления вооружением и БРЛС, что позволит обнаруживать цели на дальности до 320 километров и одновременно сопровождать до десяти воздушных целей[.

• МиГ-31Д Экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету 79М6 «Контакт»;

• МиГ-31ДЗ Серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины).
• МиГ-31И (изделие «Ишим») Самолёт предназначен для воздушного старта небольших космических аппаратов;
• МиГ-31ЛЛ Летающая лаборатория в Жуковском;

• МиГ-31М Модернизированный в 1993 году истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО;
• МиГ-31Ф Многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта);
• МиГ-31ФЭ Экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ;
• МиГ-31Э Экспортный вариант с упрощённым БРЭО;

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг:
• взлётная максимальная 52000
Габариты, м:
• размах крыла 13,456
• длина с ПВД 22,669
• высота 5,15
Площадь крыла с центральной частью без наплыва, м2 61,6

Запас топлива, л 18600
Двигатели Д-30Ф-6М
Взлётная тяга, кгс: максимальная бесфорсажная на форсаже 2х16500
Скорость, км/ч:
• максимальная у земли 1500
• крейсерская 2500
• максимальная на высоте 3000
• посадочная 280
Максимальное число М 2,83
Время набора высоты 10000 м, мин. 7,9
Практический потолок, м 20600
Максимальная эксплуатационная перегрузка 5
Длина
• разбега, м 1200
• пробега, м 800
Экипаж, чел. 2

ВООРУЖЕНИЕ

Ракеты класса «воздух-воздух»:
Под фюзеляжем на 6 катапультных устройствах АКУ-610 ракеты Р-33С или Р-37.

Под крылом — на внутренние подкрыльевые узлы могут подвешиваться:
— 2 ракеты Р-40РД/Р-40ТД (АА-6)
— 2 ракеты Р-37 на АКУ-610
— 4 ракеты Р-60М на узлах подвески АПУ-60-II по 2 ракеты
— 2 ракеты Р-77 на АПУ\АКУ-170

Под крылом — на внешние подкрыльевые узлы могут подвешиваться:
— 2 ракеты Р-77 на АПУ\АКУ-170
— 4 ракеты Р-60М на узлах подвески АПУ-60-II по 2 ракеты

БРЛС с АФАР «Заслон-М»
Дальность обнаружения, км:
— максимальная 320-400
— цели с ЭПР=19 м2 180
Дальность стрельбы ППС/ЗПС, км 300
Количество сопровождаемых целей ок.10-24
Количество обстреливаемых целей 6-10
Диаметр обтекателя, м 1,4

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», 15.08.2015

Источники: http://www.airbase.ru, «Авиация и Космонавтика» 8’1999 и 11’1998, «Вестник авиации и космонавтики» весна 1999, www.testpilots.ru, ru.wikipedia.org, www.dogswar.ru, militaryrussia.ru, vpk-news.ru, Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8, www.airwar.ru, yuranavia.ucoz.ru, www.russianarms.ru, Ефим Гордон. Заслон на дальних рубежах. Авиация и Время, № 3, 2009, Кочешков Н.А., Турчак А.А. «Очерки истории создания холдинговой компании «Ленинец» (1945-1999), СПб: ХК «Ленинец», 2000 и др.

ДАЛЬНИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31М НА МАКС-97
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ ТИПА К-37 (Р-37) НА МАКС-97
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ РВВ-БД
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ ИМЕНИ В.В.ТИХОМИРОВА
РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ «МИГ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap