ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БАЗОВЫЙ ТРАЛЬЩИК ТИПА «ФЕДОР МИТРОФАНОВ» ПРОЕКТА 73К

BASIC MINESWEEPERS OF THE TYPE «FEDOR MITROFANOV» PROJECT 73K

ТТЗ на разработку соответствующего проекта, получившего благодаря большому количеству внесенных изменений новый номер — 73. было выдано ЦКБ-32 еще в 1944 г. После рассмотрения проекта и внесения в него дальнейших корректив он был утвержден в 1945 г. и получил № 73К.
Сохранившиеся корпуса эскадренных тральщиков проекта 59 достраивались в соответствии с первоочередными потребностями и имеющимися возможностями того времени (1943 год) по новому проекту, превращавшему их в базовые тральщики. Известно несколько модификаций проекта, общее руководство проектированием осуществлял главный наблюдающий ВМФ И.С.Савицкий.
На кораблях полностью заменили вооружение, энергетическую и электроэнергетическую установки, судовые устройства и системы. Дополнительно установлены радиолокационные и гидроакустическая станции, приборы управления стрельбой и неконтактные тралы. Ходовая рубка выполнена из противопульной брони толщиной 8 мм. артсистемы защищены броневыми щитами, установлены РУ и цепной охранитель со шпиронным устройством.
При этом корабли серии существенно отличались между собой: вначале на них устанавливались ленд-лизовские дизели, затем отечественные дизеля 6Д, на одних кораблях устанавливались ленд-лизовские тралы марки МК-6, на других — отечественные ПЭМТ-3 и т.п.

Корпус корабля из углеродистой стали марки 4С, набран по продольно-поперечной системе и имел полубачную архитектуру. Длина полубака составляла 40 % длины корабля. Носовая надстройка корабля двух ярусная с открытым мостиком и бронированной боевой рубкой, клепаной конструкции, распологалась на полубаке. Кормовая одноярусная надстройка протяжённостью от полубака до кормовой установки главного калибра имела мостики для размещения зенитной артиллерии и пулемётов. Приборы управления кораблём выводились в ходовую рубку и на открытый ходовой мостик. Для постановки и выборки тралов были предусмотрены тральный кран, 3-барабанная лебедка и клюз. При разработке проекта корабля предусматривалось размещение мощного электромагнитного трала.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков.
Корабль оставался на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты. Кроме этого живучесть корабля обеспечивалась двухэшелонным расположением механической силовой установки, пожарной, водоотливной, осушительной системами, а также системой орошения и затопления погребов боезапаса.
Спасательные средства включали два 6-ти вёсельных яла, расположенных побортно на стальных двухсторонних ростр-балках на полубаке за носовой надстройкой. Для спуска ялов на воду, а также для подъема их на борт имелись по две поворотных шлюпбалки. Кроме ялов корабль комплектовался спасательными кругами диаметром 760 мм и спасательными поясами.
Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя американскими дизелями фирмы «Дженерал моторс» общей мощностью 3200 л. с., размещёнными один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Дизеля поставлялись в СССР по ленд-лизу во время войны и обеспечивали передний, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта фиксированного шага. Скорость полного хода тральщика составляла 17 узлов.
Электроэнергетическая система постоянного тока получала питание от четырёх дизель-генераторов по 50 кВт, размещенных по два в машинных отделениях и одного дизель-генератора на 13,5 кВт, размещенного в надстройке на верхней палубе.
В результате внесенных изменений мощность ЭУ корабля уменьшилась по сравнению с исходным проектом, более чем вдвое, скорость полного хода на 20 процентов, метацентрическая высота — более чем на 10 процентов.
Достройка кораблей пр. 59 началась с 1945 г. Головной тральщик «Фёдор Митрофанов» вошёл в строй Балтийского флота в 1945 году. Всего достроено тральщиков для Балтийского и Черноморского флотов с 1945 г. по 1950 г. — 12 единиц. Достраивались тральщики на заводе №201 в г. Севастополе (3) и на Петрозаводе №370 в г. Ленинграде (9).
Долговременное хранение корпусов без должной зашиты привело к их корродированию и соответственно снижению прочности.
Ввиду недостаточного запаса остойчивости, не позволяющего, в частности, использовать на кораблях новые электромагнитные тралы ТЭМ-52, в конце 1950-х годов все они, а также два корабля проекта 59, были переквалифицированы в СКР.
К концу 1970-х годов все они выведены из состава ВМФ.

СЕРИЯ:
• Т-451 ИВАН БОРИСОВ (с сентября 1948 г. «ЭМТЩ-13″, с мая 1956 г. «БРН-17″) — Стап. №249. Заложен 6.08.1939 г. (Морской з-д, Севастополь), спущен 31.12.1939 г. 13.12.1943 г. оборудован как несамоходная десантная баржа (размерения 79.2 х 8.1 х 1.5 м) и вошел в состав ЧФ. 29.07.1944 г. разоружен и законсервирован. Достроен после войны по пр. 73К и в сентябре 1948 г. включен в состав ЧФ в качестве электромагнитного тральщика. В мае 1956 г. переклассифицирован в брандвахтенное судно. Исключен из списков ВМФ в 1958 г.
• Т-452 СЕРГЕЙ ШУВАЛОВ (с сентября 1948 г. «ЭМТЩ-11″, с мая 1956 г. «БРН-16″) — Стап. №251. Заложен 20.11.1939 г. (Морской з-д, Севастопроль), спущен в 1941 г. 13.12.1943 г. оборудован как несамоходная десантная баржа (размерения 79.2 х 8.1 х 1.5 м) и вошел в состав ЧФ. 29.07.1944 г. разоружен и законсервирован. Достроен по пр.73К после войны и в сентябре 1948 г. включен в состав ЧФ в качестве электромагнитного тральщика. В мае 1956 г. переклассифицирован в брандвахтенное судно. Исключен из списков ВМФ в 1958 г.
• Т-454 ИВАН СЛАДКОВ (с сентября 1948 г. «ЭМТЩ-13″, с мая 1956 г. «БРН-18″) — Стап. №253. Заложен в 1940 г. (Морской з-д, Севастополь), спущен 20.03.1941 г. Отбуксирован на Кавказ в недостроенном состоянии и законсервирован. Достроен по пр.73К после войны и в сентябре 1948 г. включен в состав ЧФ в качестве электромагнитного тральщика. В мае 1956 г. переклассифицирован в брандвахтенное судно. Исключен из списков ВМФ в 1960 г. и в 1964 г. разобран на металл.
• Т-253 КАРЛ ЗЕДИН — Стап. №111. Спущен в ноябре 1940 г. (Петрозавод, Ленинград). До начала блокады Ленинграда в недостроенном состояниии переведен на Волгу. После войны возвращен в Ленинград и достроен по пр. 73К.
• Т-255 АНДРИАН ЗАСИМОВ — Стап. №25. Спущен 15.09.1940 г. (Усть-Ижорская верфь, Ленинград). До начала блокады Ленинграда в недостроенном состояниии переведен на Волгу. После войны возвращен в Ленинград и достроен по пр. 73К.
• Т-256 ВЛАДИМИР ТРЕФОЛЕВ — Стап. №26. Спущен 3.12.1940 г. (Усть-Ижорская верфь, Ленинград). С началом блокады Ленинграда приостановлен постройкой и законсервирован. После войны достроен по пр. 73К.
• Т-257 ТИМОФЕЙ УЛЬЯНЦЕВ — Стап. №124. Спущен 29.05.1940 г. (Петрозавод, Ленинград). С началом блокады Ленинграда приостановлен постройкой и законсервирован. После войны достроен по пр. 73К.
• Т-258 МИХАИЛ МАРТЫНОВ — Стап. №125. Спущен 30.05.1941 г. (Петрозавод, Ленинград). С началом блокады Ленинграда приостановлен постройкой и законсервирован. После войны достроен по пр. 73К.
• Т-259 ФЕДОР МИТРОФАНОВ — Стап. №29. Спущен 30.05.1941 г. (Петрозавод, Ленинград). С началом блокады Ленинграда приостановлен постройкой и законсервирован. После войны достроен по пр. 73К.
• Т-260 ЛУКА ПАНЬКОВ — Стап. №30. Спущен весной 1941 г. (Усть-Ижорская верфь, Ленинград). С началом блокады Ленинграда приостановлен постройкой и законсервирован. После войны достроен по пр. 73К.
• Т-261 ПАВЕЛ ВИНОГРАДОВ — Стап. №31. Спущен в июле 1941 г. (Усть-Ижорская верфь, Ленинград). С началом блокады Ленинграда приостановлен постройкой и законсервирован. После войны достроен по пр. 73К.
• Т-262 СТЕПАН ГРЯДУШКО — Стап. №32. Спущен до начала блокады Ленинграда. (Усть-Ижорская верфь, Ленинград). С началом блокады Ленинграда приостановлен постройкой и законсервирован. После войны достроен по пр. 73К.
• Т-263 СЕМЕН ПЕЛИХОВ — Стап. №33. Спущен до начала блокады Ленинграда. (Усть-Ижорская верфь, Ленинград). С началом блокады Ленинграда приостановлен постройкой и законсервирован. После войны достроен по пр. 73К.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-32 и КБ СЗ «Петрозавод»
Завод-строитель СЗ «Петрозавод»
Годы сдачи 1947-1950
Число кораблей в серии 12
Водоизмещение, т:
— стандартное 698
— нормальное 778
— полное 858
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 79,2 (77,5)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 8,1 (8,1)
— осадка при полн.водоизм. 2,48
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная General Motors
— число х мощность (л.с.) двигателей: 2 х 1600
Электроэнергетическая установка:
— тип дизель-генераторов
— число и мощность (кВт) дизель- генераторов 4 х 50 + 1 х 13,5
Скорость хода, уз:
— полная 17,5
— экономическая 13,3
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 6300 ( 13,3 )
Автономность по зап. провиз., сут. 15
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 119 (7)
Материал корпуса обычная сталь

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
— число и тип
артустановок 2 х 1 85 мм 90-К
3 х 1 37 мм 70-К
— число и тип
пулеметов 4 х 1 — 12,7 мм ДШК
( МПУАЗО «Москва» )
Противоминное:
— контактный трал МТ-1, два параван-трала К-1, электромагнитный трал ПЭМТ-3, два излучателя акустического трала БАТ-2
Радиолокационное:
— «Гюйс-1М», «Рым», «Факел»
Гидроакустическое:
— ГАС «Тамир-5Н»
Навигационное: 2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор «Градус-К»,
1 НРЛС «Рым»
Химическое: дымовые шашки МДШ

ВТС «БАСТИОН», 15.03.2017

Источники:
Российская судостроительная промышленность, М: Военный Парад, 2008
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910-1990). СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. – 2003
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
http://cmboat.ru
http://and-kin2008.narod.ru

ЭСКАДРЕННЫЙ ТРАЛЬЩИК ТИПА «ВЛАДИМИР ПОЛУХИН» ПРОЕКТА 59
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МИННО-ТРАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap