12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ИСТРЕБИТЕЛЬ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ

LOCKHEED MARTIN F-35B LIGHTNING II

FIGHTER WITH VERTICAL TAKEOFF AND LANDING

LOCKHEED MARTIN F-35B LIGHTNING II

30.01.2018

Итальянские ВМС получили первый истребитель нового поколения. Вчера, 26 января, портал navaltoday.com сообщил о том, что на заводе FACO, расположенном в городе Камери (провинции Новара), состоялась торжественная церемония передачи флоту первого самолёта F-35B Lightning II.
Истребитель с бортовым номером BL-1 является первым F-35B, собранным за пределами США и первым, поступившим на вооружение не американской армии. Его сборка проводилась на заводе FACO, который является совместным предприятием итальянской компании Leonardo и американской Lockheed Martin.
«Сборка первого F-35B, наиболее сложной модели в семействе F-35, здесь, на заводе FACO, является свидетельством выдающихся возможностей итальянской аэрокосмической промышленности. FACO продолжает выступать в качестве европейского центра передового опыта F-35″, — рассказал Дуг Вильгельм, вице-президент по управлению программами F-35 корпорации Lockheed Martin.
Итальянские F-35B будут базироваться на авианосце «Кавур», принятом на вооружение ВМС Италии в 2009 году. Ранее, в 2015 году, завод FACO передал итальянским ВВС первый «классический» истребитель F-35A.
Warspot

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

05.03.2018

Министр обороны Японии Ицунори Онодэра заявил, что изучается возможность покупки истребителей F-35B, сообщает 3.nhk.or.jp 2 марта.
Такой ответ дал министр на запрос одного и з депутатов парламента. Глава военного ведомства, однако, отметил, что пока не решен вопрос об оснащении этими самолетами вертолетоносцев класса «Идзумо». Онодера заявил, что корабли этого класса будут эксплуатироваться еще 40 лет и возможны разные варианты их вооружения.
Министр также сообщил, что изучается возможность создания двух типов БЛА.
В среду премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что правительство не рассматривает какой-нибудь конкретный план превращения вертолетоносцев в авианосцы, но «это естественно, когда изучаются разные варианты».
Военный Паритет

ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ ТИПА DDH-183 IZUMO 22DDH (ЯПОНИЯ)

09.03.2018

5 марта 2018 года шесть малозаметных истребителей нового поколения F-35 Lightning II 121-й эскадрильи «Green Knights” перебазированы на универсальный десантный корабль USS Wasp (LHD-1), который направился для патрулирования в зоны ответственности 5 и 7 флотов США (западная и восточная части Индийского океана,западная часть Тихого океана и Персидский залив). В состав экспедиционной-ударной группы кораблей также входят эсминцы USS Dewey (DDG-105) и USS Sterett (DDG-104). Считается, что в таком составе ЭУГ КМП США сможет самостоятельно решать задачи по проведению локальных операций в условиях противодействия противника без привлечения дополнительных сил ВМС.
На УДК USS Wasp (LHD-1) в течении четырёх лет велись работы по переоборудованию для возможности размещения новых истребителей, включая покрытие палубы жаростойким материалом.
Фактически с этого момента истребитель F-35B можно считать действительно боеспособным.
http://bmpd.livejournal.com

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ LHD-1 WASP (США)

04.05.2018

28 апреля министерство обороны Японии опубликовало доклад об исследованиях по возможности двух эсминцев-вертолетоносцев типа «Идзумо» принимать боевые самолеты F-35B.
В докладе говорится, что корабли имеют все возможности для базирования истребителей. В неопубликованной части доклада говорится, какие элементы конструкции нужно доработать.
Вероятно, эти работы могут быть продиктованы усилением сотрудничества с Корпусом морской пехоты США, который имеет на вооружении F-35B. Японские корабли могут стать морской площадкой для американских истребителей в случае возникновений аварийной ситуации и отсутствия возможности вернуться на свой корабль или на берег.
Военный паритет

ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ ТИПА DDH-183 IZUMO 22DDH (ЯПОНИЯ)

15.05.2018

Поставка первых истребителей F-35B для королевских ВВС Великобритании начнется в июне. 5 июня первые четыре самолета прибудут на базу Мархайм и будут введены в состав 617-й эскадрильи. Истребители имеют индексы ZM145, ZM146, ZM147 и ZM148, в данный момент находятся в составе эскадрильи VMFAT-501 «Warlords» в Бифорте (Корпус морской пехоты США).
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

09.06.2018

6 июня 2018 года на британскую военно-воздушную базу Мархэм (графство Норфолк) прибыли, совершив беспосадочный перелет из США, первые четыре многоцелевых истребителя Lockheed Martin F-35B Lightning II, фактически поступивших в боевой состав Королевских ВВС Великобритании. Самолеты поступили на вооружение знаменитой 617-й эскадрильи «Dаmbusters» Королевских ВВС, ставшей первой линейной эскадрильей, перевооружаемой на истребители F-35B (ранее эскадрилья была оснащена истребителями-бомбардировщиками Tornado GR.4A, реактивирована как эскадрилья на F-35B 17 апреля 2018 года).
Четыре данных британских F-35B (британские военные номера ZM145, ZM146, ZM 147 и ZM148) совершили перелет на Мархэм с авиабазы корпуса морской пехоты США Бьюфорт (штат Южная Каролина). Трансатлантический перелет четверки F-35B обеспечивался тремя британскими самолетами-заправщиками Voyager (Airbus A330 MRTT) с британскими военными номерами ZZ330, ZZ331 и ZZ335, а также военно-транспортным самолетом Atlas (Airbus А400М) с британским номером ZM401. Перелет был выполнен с задержкой примерно на сутки из-за плохих погодных условий.
Всего ВВС и ВМС Великобритании в рамках программы совместной закупки и эксплуатации получили с 2012 года по настоящее время 15 истребителей F-35B (серийные номера с ВК-1 по ВК-15, британские военные номера с ZM135 по ZM149), еще два истребителя изготовлены Lockheed Martin, но пока не переданы британской стороне. Все переданные британцам самолеты до последнего времени находились в США авиабазе Бьюфорт для обучения британского личнного состава. Теперь четыре из них, наконец, прибыли в Великобританию, и до конца лета в Мархэм должны прибыть еще девять. Планируется, что 617-я эскадрилья будет объявлена достигшей начальной оперативной готовности на F-35B в конце 2018 года.
Всего для ВВС и ВМС Великобритании планировалось приобрести 138 истребителей F-35B, однако к настоящему времени законтрактовано 48 самолетов. Вероятно, в свете возросшей международной напряженности, планы закупки 138 самолетов F-35B будут восстановлены. Осенью 2018 года планируется начать первые испытательные полеты F-35B с палубы нового британского авианосца Queen Elizabeth. Первой эскадрильей авиации ВМС Великобритании на истребителях F-35B должна стать планируемая к восстановлению 809-я эскадрилья.
Все британские F-35B (и ВВС, и ВМС) предполагается базировать на одной британской авиабазе Мархэм, где для обеспечения их базирования были построены три новых комплекса сооружений и наземной инфраструктуры общей стоимостью 142 млн фунтов стерлингов, открытых весной 2018 года. Общая стоимость капиталовложений в авиабазу Мархэм для базирования F-35B составит 550 млн фунтов.
https://bmpd.livejournal.com/

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

26.06.2018

В Соединенных Штатах списали первый новейший истребитель пятого поколения F-35B, принадлежащий Корпусу морской пехоты США. Согласно заявлению командования, восстановление машины обойдется слишком дорого. Речь идет о самолете, пострадавшем от пожара в октябре 2016 года.
Напомним, что 27 октября 2016 года истребитель F-35B укороченного взлета и вертикальной посадки, созданный специально для Корпуса морской пехоты США, загорелся во время тренировочного полета на авиабазе Бофорт в Северной Королине. Пилоту удалось посадить самолет, пострадавших во время инцидента не было, а вот ущерб самолета оценили в сумму более двух миллионов долларов. Причину возгорания выяснили довольно быстро. После проведенного расследования удалось установить, что причиной пожара стал обычный хомут, стоящий буквально копейки. По какой-то причине он лопнул и скрепляемые им провода просто перетерлись о проходящую рядом гидравлическую магистраль, что и привело к возгоранию в оружейном отсеке истребителя. Таким образом «копеечная деталь» принесла ущерб на пару миллионов долларов.
Командование Корпуса морской пехоты приняло решение не восстанавливать самолет в виду дороговизны, но на данный момент не знает, что с ним делать дальше. По одним сведениям его оставят на базе в виде тренажера, по другим — отправят в металлолом.
Военное обозрение

08.08.2018

По данным Touchdown-News, пять стелс-истребителей F-35 Lightning II королевских ВВС Великобритании прибыли из США на базу Мархам 3 августа. Бортовые номера ZM140, ZM141, ZM142, ZM143 и ZM144. Первые четыре самолета прибыли в Великобританию 7 июня.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


ИСТРЕБИТЕЛЬ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ

LOCKHEED MARTIN F-35B LIGHTNING II

Истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35 Lightning II — перспективный, малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения, разработанный американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems).
Lockheed F-35 Lightning II — сверхзвуковой истребитель, обладающий характерными признаками самолётов пятого поколения, а именно пониженной радиолокационной заметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, многофункциональностью, полным набором бортовых сенсоров, работающих на разных физических принципах. Самолёт создан в рамках программы JSF (Joint Strike Rghter) в качестве «совместного» или «единого» тактического истребителя, способного одинаково успешно вести воздушный бой и наносить удары по наземным целям и предназначенного для замены широкой гаммы самолетов четвертого поколения.
Для вооруженных сил США самолет создавался в трех основных модификациях:
• F-35A ВВС США: Ударный истребитель. Самая технологически простая и, соответственно, облегченная версия F-35. Будет оснащаться встроенной пушкой, инфракрасными датчиками и лазерными целеуказателями.
• F-35C ВМС США: Ударный истребитель «первого дня войны». Вариант имеет увеличенное крыло и хвостовое оперение, позволяющее маневрировать на небольших скоростях при полетах с авианосцев. Крыло большего размера позволяет также увеличить полезную нагрузку. Усилена внутренняя структура самолета и шасси. Добавлен посадочный крюк. Вариант также имеет встроенную пушку. По сравнению с F-18C, F-35 будет иметь вдвое больший боевой радиус действия.
• F-35B Корпус морской пехоты США и Королевский флот Великобритании: Ударный истребитель. Главная отличительная черта – возможность укороченного взлета и вертикальной посадки (STOVL) с использованием технологии «shaft-driven lift fan system». Отсутствует встроенная пушка, однако, возможно использование подвесной.

Модификация F-35B имеет настолько серьезные отличия, что может всерьез рассматриваться как отдельный тип истребителя. Таких самолётов будет выпущено сравнительно немного: при самом оптимистичном сценарии объем производства F-35B не превысит 521 единицы (всего 15% от общего выпуска F-35), однако именно эта модификация доставляет больше всего шуму, пороча и дискредитируя программу JSF.
F-35B станет третьим в истории самолетом с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), принятым на вооружение — после британского «Харриера» и советского палубного Як-38.
В общей сложности программа Joint Strike Fighter предполагает строительство свыше трех тысяч истребителей F-35 в трех модификациях: F-35A (для ВВС), F-35B (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой) и F-35C (запуск при помощи катапульты). При этом почти две с половиной тысячи самолетов купят ВВС, ВМС и Морская пехота США. Кроме того, вооружиться F-35 планируют Великобритания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Япония и ряд других стран.
Вариант истребителя F-35B Lightning II, предназначенный для морского базирования, способен выполнять вертикальные взлет и посадку. Для этого сопло двигателя F-35B Lightning II способно поворачиваться вниз на 90°, а за кабиной пилота вертикально установлен вентилятор, создающий подъёмную тягу и связанный с главным двигателем жесткой передачей. В крейсерском полете подъёмный вентилятор останавливается и закрывается створками. Управление по рысканию во время зависания обеспечивают дополнительные сопла двигателя, способные отклоняться влево и вправо. Для управления по крену в каждой консоли крыла имеются дополнительные сопла, питающиеся от основного двигателя. Тангаж изменяется посредством разнотяга подъёмного вентилятора и двигателя.
Положение самолёта во время зависания полностью контролируется бортовым компьютером. Это позволяет значительно упростить управление самолетом в сравнении с аналогами. Кроме того, в аварийной ситуации компьютер способен принять решение о катапультировании гораздо раньше человека. Вертикальная тяга позволяет F-35B Lightning II при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться. При большей нагрузке вертикальной тяги для взлета недостаточно и взлет осуществляется с небольшим пробегом (т. н. укороченный взлёт). Также может осуществляться и посадка. На практике из-за расхода топлива в полете взлетная масса самолета оказывается значительно больше посадочной. Поэтому как правило взлет выполняется укороченным, а посадка вертикальной. Поэтому F-35B называют самолетом короткого взлета и вертикальной посадки (СКВВП).
F-35B имеет целый ряд внешних отличий от других машин семейства «Лайтнинг-2». В первую очередь, бросается глаза фонарь кабины — вместо чистой «каплевидной» формы, как на версии F-35A, задняя часть фонаря F-35B резко переходит в гаргот, ограничивающий сектор обзора из кабины пилота (следствие установки подъемного вентилятора сразу за кабиной).
Многие панели обшивки также имеют иную форму, отличную от базовой модели. С верхней и нижней сторон фюзеляжа появились крупные отверстия (канал подъемного вентилятора), закрывающиеся в полете створками. Все это увеличивает ЭПР машины, тем самым ухудшая её скрытность (лишние зазоры являются дополнительными резонаторами).
Гораздо больше отличий скрывается внутри — компоновка F-35B кардинально отличается от компоновки других «тридцать пятых».
Фюзеляжный топливный бак и встроенную авиационную пушку калибра 25 мм вытеснили двухступенчатый вентилятор, его каналы, створки и трансмиссия в виде разобщительной муфты, приводов, вала и подшипников.
Схема с подъемным вентилятором имеет множество преимуществ, и всего один недостаток — все перечисленные громоздкие агрегаты в горизонтальном полете становятся «мертвой массой», лишним балластом, отнимающим драгоценные килограммы полезной нагрузки.
В результате макс. внутренний запас топлива F-35B, по сравнению с F-35A, сократился на 2270 кг, а боевой радиус «вертикалки» уменьшился на 25%.
В состав радиоэлектронного комплекса F-35 входят:
• Многофункциональная РЛС с активной фазированной антенной решёткой второго поколения AN/APG-81, которая одинаково эффективно может обнаруживать цели как на земле, так и в воздухе.
• Электронно-оптическая система AN/AAQ-37, в состав которой входит шесть инфракрасных сенсоров, расположенных на разных сторонах фюзеляжа. Она позволяет определять пуски баллистических ракет на расстоянии в 1300 км, обеспечивает навигацию при пилотировании как в дневное, так и в ночное время, предупреждает пилота о ракетной атаке, определяет месторасположение зенитных орудий, находит воздушные цели и сопровождает их.
• Пассивная разнонаправленная инфракрасная камера CCD-TV с высоким разрешением, которая может проводить целеуказание на значительных дистанциях, находить вражеские объекты на земле и в воздухе. Она же предупреждает летчика об облучении самолета лучом лазера.
• Система установки индивидуальных помех AN/ASQ-239.
• Система целеуказания и индикации, которая интегрирована в шлем пилота и позволяет ему управлять машиной с помощью движения головы и глаз. Шлем летчика F-35 вообще можно назвать уникальным: он позволяет пилоту видеть буквально сквозь кабину. Такая способность обеспечивается большим количеством видеодатчиков, расположенных на фюзеляже машины. Также в шлем вмонтированы системы, которые с помощью выведения изображений и звука информируют пилота об условиях полета.
• В кабине установлен широкоформатный сенсорный дисплей PCD, на котором отображается информация, связанная с полетом и функционированием систем истребителя. Также на него выводятся места дислокации вражеских систем ПВО и возможные маршруты их обхода.
• Система голосового распознания, с помощью которой летчик может управлять некоторыми системами F-35.
• Истребитель оснащен целым рядом передовых систем прицеливания и связи. В их число входит комплекс обмена данными Link 16, который часто именуется «небесным интернетом».
Следует отметить, что грузовой отсек модификации F-35В меньше, чем на F-35А и F-35С из-за размещения вентиляторной установки.
Интересна конструкция силовой установки модификации F-35В. За кабиной пилота у нее установлен вентилятор, который связан жесткой передачей с двигателем, сверху и снизу закрыт створками. Во время зависания вентилятор начинает работать, а сопло двигателя отклоняется вниз почти под прямым углом (95°). Управление истребителем по рысканию и крену осуществляется с помощью дополнительных сопел. Взлет и посадка полностью контролируется бортовым компьютером, что здорово упрощает жизнь летчику.
В 2001 году состоялся первый вертикальный взлет прототипа F-35B — истребителя X-35B.
Первая вертикальная посадка F-35B была выполнена в марте 2010 года (авиастанция ВМС Патаксент-Ривер, шт. Мэриленд).
Первый этап испытаний DT-1 был завершен в октябре 2011 года, 4 октября 2011 года самолет F-35B впервые сел на палубу УДК USS Wasp (LHD-1.
В апреле 2012 года первый истребитель F-35 Lightning II для ВС Великобритании в версии В (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой) совершил испытательный полет. Самолет под номером BK-1 под управлением пилота компании Lockheed Martin пробыл в воздухе 45 минут. Перед передачей министерству обороны Великобритании F-35 должен был пройти серию испытаний. В дальнейшем самолет предполагалось использоваться для подготовки британских пилотов на базе ВВС США во Флориде. В общей сложности Великобритания намерена приобрести 70 истребителей F-35B.

Истребитель F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП) в мае 2012 года выполнил 200-й полет. Полет выполнялся опытным самолетом BF-3.
ВВС США отказались от идеи замены штурмовиков A-10 Thunderbolt II на перспективные истребители F-35B Lightning II с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Начальник штаба ВВС США генерал Norton Schwartz заявил, что F-35B не способны обеспечить необходимую ВВС частоту вылетов. По словам генерала, военно-воздушным силам нужен самолет, способный оперативно выполнять задачи в масштабе всего театра военных действий, а не только отдельных операций. При этом, как пояснил Шварц, F-35B полностью удовлетворяет потребностям Морской пехоты США.
Генерал-лейтенант в отставке George Trautman, представлявший авиацию Морской пехоты США, в свою очередь в мотивации Шварца усомнился. По словам Траутмана, F-35B превосходит по показателю частотности вылетов другие модификации F-35 Lightning II – А (версия для ВВС) и С (палубная версия с запуском при помощи катапульты).
Мнение Траутмана о высоких характеристиках F-35B разделяет генерал-лейтенант в отставке Emerson Gardner, представлявший военно-морскую авиацию США, он отметил, что технические параметры F-35B предусматривают до четырех вылетов в сутки, в то время как версии А и С предназначены не более чем для трех вылетов в день.
19 июля 2012 года на заводском аэродроме американской корпорации Lockheed Martin в Форт-Ворт (штат Техас) состоялась официальная церемония передачи ВВС Великобритании первого заказанного ими истребителя Lockheed Martin F-35B Lighting II.
Истребители F-35B Lightning II с укороченным взлетом и вертикальной посадкой могут повреждать поверхность палубы перспективных британских авианосцев типа «Куин Элизабет», для того, чтобы избежать этого, министерство обороны Великобритании намерено заказать у американских компаний разработку специального жаропрочного покрытия.
4 сентября 2012 года самолет F-35B (BF-2) впервые выполнил перезапуск двигателя в воздухе в рамках испытаний двигательной системы, проверка возможности перезапуска двигательной установки является частью первоначальной программы летных испытаний F-35 и предпосылкой к испытаниям на больших углах атаки.
С 2012 года Корпус морской пехоты (КМП) начал формирование первой в военной авиации США строевой эскадрильи сверхзвуковых стелс-истребителей F-35 в варианте F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой на базе в Юме.

Министерство обороны США разрешило ВВС возобновить полеты истребителей F-35 Lightning II, приостановленные 22 февраля 2013 года из-за обнаруженной на одном из самолетов трещины в лопасти третьего контура турбины низкого давления, полеты самолетов F-35B Морской пехоты США возобновятся уже 1 марта 2013 года.
В марте 2013 года в программе летных испытаний самолета короткого взлета и вертикальной посадки (СКВВП) F-35B произведен первый сброс ракеты класса «воздух – воздух» AIM-120 AMRAAM. Сброс ракеты был осуществлен над морским полигоном после вылета опытного истребителя BF-3 с авиационной станции ВМС США Патаксент Ривер (штат Мэриленд).
Сброс ракеты производился из внутреннего отсека вооружения самолета, в то время как на его подкрыльных пилонах былиtd align=bodyleft подвешены две ракеты «Сайдуиндер» класса «воздух – воздух», наличие которых повышает степень радиолокационной заметности самолета.

1 апреля 2013 года со взлетно-посадочной полосы авиастанции Форт-Уорт ВМС США совершил первый полет третий самолет F-35B для Великобритании. Самолет, известный как ZM137, вылетел в 10:16 под управлением ведущего летчика-испытателя Алана Нормана (Alan Norman). ZM137 выполнит серии заводских и приемочных полетов до его принятия Министерством обороны Великобритании.
В мае 2013 года истребитель пятого поколения F-35B Lightning II, разработанный американской компанией Lockheed Martin, впервые выполнил вертикальный взлет. Первый вертикальный взлет самолет совершил 10 мая 2013 г. на авиабазе ВМС США в Патаксент-Ривер, штат Мэриленд.
В мае 2013 года Пентагон объявил, что истребители F-35B для Корпуса морской пехоты США обретут начальную боевую готовность в декабре 2015 года, F-35A для ВВС в декабре 2016 года, F-35C для палубной авиации ВМС в феврале 2019 года.
В июне 2013 года Министерство обороны США заключило контракт на строительство тренажера посадки летательных аппаратов на палубу универсального десантного корабля. Сумма сделки составила 10,9 миллиона долларов. Тренажер для подготовки пилотов истребителей F-35B Lightning II будет построен к июлю 2014 года на базе Морской пехоты США в Бофорте в Южной Каролине.
3 августа 2013 года истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B (б/н BF-1) компании Lockheed Martin выполнил 500-ю посадку в вертикальном режиме.
Успешное завершение палубных испытаний должно было стать одним из ключевых вех в создании F-35В на пути к обретению первоначальной боевой готовности, намеченного Корпусом морской пехоты США в 2015 году.
14 августа 2013 года летчик-испытатель Корпуса морской пехоты США подполковник С. Р. (CR Clift) впервые выполнил ночную посадку истребителя с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B на палубу универсального десантного корабля USS Wasp. За одну ночь выполнено 8 успешных посадок.
Взлет и посадка самолета в ночных условиях были произведены в рамках второго этапа доводочных испытаний (DT-II), в которых принимали участие два истребителя с бортовыми номерами BF-1 и BF-5. Истребители F-35B совершили в общей сложности 40 укороченных взлетов и 41 вертикальную посадку на палубу корабля.
В ходе выполнения первого этапа морских испытаний было выявлено, что УДК «Уосп» нуждается в некоторых улучшениях для приема и взлета F-35B. В результате корабль получил новое композитное покрытие палубы с повышенной жаропрочностью от воздействия газовой струи двигателя истребителя. Также решено, что некоторые сигнальные огни и датчики на корабле должны быть перемещены на новые места.
В октябре 2013 года компания Lockheed Martin и Объединенное управление программы F-35 сообщили, что в ходе статических испытаний версии самолета с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B были обнаружены две структурные трещины в переборках планера. Сообщается, что это открытие не повлияет на летные испытания F-35B, который должен приобрести статус первоначальной оперативной готовности в 2015 году в составе авиации Корпуса морской пехоты США.
4 ноября 2013 года истребитель авианосного базирования F-35C произвел первый пуск УР воздушного боя средней дальности AIM-120 AMRAAM. Самолет пилотировал полковник Патрик Моран (Patrick Moran), ракета была выпущена из внутреннего отсека оружия. Это испытание было проведено менее чем через неделю после аналогичной стрельбы с истребителя F-35A и сброса УАБ GBU-12 Paveway II с лазерным наведением с F-35B (29 октября).
Компания «Локхид Мартин» создала новую конструкцию тормозного гака для самолета F-35C, чтобы ускорить долгожданный процесс поступления самолетов во флот, сообщили представители компании и ВМС США. Представители флота также сказали, что им придется переоборудовать палубы десантных кораблей из-за температурного воздействия и шума, создаваемого самолетом вертикальной посадки F-35B.
Управление эксплуатационных испытаний и оценки (OT&E) Пентагона к январю 2014 года подготовило очередной доклад о программе разработки перспективных истребителей F-35B Lightning II. Согласно новому документу, разработчикам по-прежнему не удается добиться стабильности работы программного обеспечения и устранить ранее обнаруженные ошибки. По этой причине Корпус морской пехоты США сможет объявить начальную оперативную готовность F-35B почти на год позже ранее установленного срока.
К 2014 году на истребителях F-35B проходит испытание программное обеспечение версии Block 2B. Согласно докладу OT&E, программное обеспечение истребителя во время работы слишком часто сообщает о различного рода ошибках и сбоях, а также периодически неверно обрабатывает информацию с датчиков.
В феврале 2014 года F-35B Lightning II впервые выполнили групповой полет в режиме укороченного взлета и вертикальной посадки (short takeoff / vertical landing, STOVL). В полете приняли участие два самолета, у которых были активированы подъемные вентиляторы, а сопла двигателей повернуты вниз. Групповой полет самолетов был признан успешным.
Два F-35B осуществляли полет, находясь на небольшом расстоянии друг от друга. По данным Lockheed Martin, этим полетом проверялось взаимное влияние истребителей, летящих в режиме STOVL, который у F-35B также носит обозначение «Режим 4» (Mode 4). Такое влияние важно учитывать, поскольку на вооружении эти самолеты периодически будут выполнять одновременную посадку на палубу корабля.

Американские военные заказали обязательную проверку всех истребителей Lockheed Martin F-35 после того, как на одном F-35B во время полета была обнаружена утечка масла. Инцидент произошел в июне 2014 года. Большинство из 97 имеющихся в наличии самолетов F-35 (69 оперативных для подготовки пилотов и 28 опытных) уже прошло проверку и получило разрешения на полеты.
Сообщается, что причиной стали неполадки на клапане подачи масла в двигатель F135 производства компании Pratt & Whitney. Сообщается, что истребитель F-35B благополучно возвратился на базу в штате Аризона.

В состав 22-й эксплуатационно-оценочной эскадрильи Корпуса морской пехоты США (VMX-22, база ВВС Эдвардс, Калифорния) в октябре 2014 года прибыл первый истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B Lightning II.
Ранее эскадрилья имела только конвертопланы MV-22 и вертолеты CH-53, таким образом, F-35B стал первым самолетом, который пройдет в подразделении эксплуатационные испытания. Это первый из четырех самолетов этого типа, которые прибудут в течение ближайших месяцев. Сообщается, что оценка эксплуатации F-35B вместе с конвертопланами и вертолетами позволит лучше понять возможности «целевой группы 21-го века».
Испытания данного этапа предполагалось проводить как на базе Эдвардс, так и авиастанции ВМС Чайна-Лейк (Калифорния), базе ВВС Неллис (Невада), наземном боевом центре морской пехоты Твентин-Палмс (Калифорния), авиастанции ВВС Юма (Аризона), на борту десантного корабля Wasp и закончить до 2018 года.
В ноябре 2014 года Министерство обороны Великобритании подписало контракт на производство первых четырех боевых истребителей пятого поколения F-35B Lightning II. Поставка самолетов ожидается в 2016 году. К 2018 году британцы планируют получить еще 10 истребителей из первой партии.
Использовать самолеты в версии с укороченным взлетом и вертикальной посадкой планируется в интересах как ВВС и так и ВМС страны. В 2020 году минобороны Великобритании планирует принять на вооружение новый авианосец «Куин Элизабет», на котором будут размещаться истребители F-35. Затем Королевские ВМС получат следующий корабль того же типа — «Принц Уэльский».
Стоимость первых 14 F-35B оценивается в 2,5 миллиарда фунтов стерлингов (3,9 миллиарда долларов). В общей сложности Великобритания планирует купить 48 истребителей производства американской компании Lockheed Martin.
На ноябрь 2014 года в распоряжении британских военных находилось три учебных истребителя F-35B.
В ноябре 2014 года на авиастанции Пактаксент-Ривер (шт. Мэриленд) британский F-35B выполнил первые летные испытания с ракетами ASRAAM (Advanced Short Range Air-to-Air Missile) и управляемыми авиабомбами Paveway IV, в т.ч. на внешних подкрыльевых подвесках. Массо-габаритные макеты оружия были протестированы в течение 9 полетов в разных конфигурациях обоих типов оружия на двух F-35B, пилотируемых летчиком-испытателем компании Lockheed Martin Билли Флинном (Billie Flynn) и эскадрон-лидером британских ВВС Энди Идгеллом (Andy Edgell).
По словам команды, которая включает специалистов компании BAE Systems, «первоначальные испытания являются важным шагом в интеграции оружия на F-35B, оценить летчикам-испытателям их влияние на самолет и управление».
Эти испытания также первый шаг к полному взаимодействию двух видов оружия, уже используемых в ВВС Великобритании, с F-35B, которые поступят на вооружение ВВС и ВМС Великобритании.

В конце июля 2015 года Пентагон объявил о готовности истребителя версии F-35 для Корпуса морской пехоты к войне, что на семь лет отстало от графика, который был составлен в 2001 году.
Эта веха стало существенным моментом для программы стоимостью 400 млрд долл США – самой дорогой в истории Пентагона. «Система оружия (F-35B) в настоящее время готова выполнить свою миссию», заявил руководитель программы F-35 генерал-лейтенант ВВС США Christopher Bogdan. «Он (F-35B) способен выполнять задачи непосредственной авиационной поддержки наземных войск, вести наступательные и оборонительные бои в воздухе, проводить вооруженную разведку как часть целевой морской авиационной группы», заявил командующий КМП генерал Joseph Dunford. Статус боеготовности получили первые 10 самолетов из состава 121-й истребительно-штурмовой эскадрильи авиации КМП. В авиации КМП истребитель F-35B, способный взлетать и садиться как вертолет, заменит самолеты вертикального взлета AV-8B Harrier, палубные истребители F/A-18 Hornet и самолеты РЭБ EA-6B Prowler.

19 июня 2015 года американский истребитель УВВП F-35B совершил первый взлет с трамплина. Первоначально эти испытания были запланированы на конец февраля 2015 года, но были отложен на четыре месяца.
Истребители F-35B Lightning II, принятые на вооружение Морской пехоты США 1 августа 2015 года, оказались небоеспособны, об этом говорится в докладе Управления операционных испытаний и оценки министерства обороны США. Механические и программные недоработки самолета не позволят ему успешно участвовать в ряде боевых операций. Кроме того, согласно докладу, истребитель был принят на вооружение с несколькими нарушениями. Согласно правилам, операционная боевая готовность истребителей F-35B должна на первом этапе составлять не менее 80 процентов, однако фактически она едва дотягивает до 50 процентов. Кроме того, директор Управления операционных испытаний и оценки Майкл Гилмор отметил, что проведенные Морской пехотой США испытания самолетов не доказали их пригодность к выполнению каких-либо боевых задач. В частности, во время испытаний на боевое применение F-35B военные не обеспечили адекватное имитирование боевых условий.
На истребителях, которые поступили на вооружение отсутствовало несколько важных систем, включая системы предупреждения о пусках ракет. Из-за периодических неполадок имеющиеся в распоряжении Морской пехоты самолеты смогли выполнить только 70 процентов запланированных полетов. Наконец, с момента принятия на вооружение F-35B военным удавалось обеспечивать одновременные полеты только шести самолетов.
К сентябрю 2015 года Морская пехота США получила 37 истребителей F-35B мелкосерийного производства. Статус начальной боевой готовности (фактически, принятие на вооружение), означающий, что самолет будет еще дорабатываться, был присвоен F-35B 1 августа 2015 гогда. В общей сложности морпехи намерены приобрести 353 боевых самолета такого типа. Статус полной операционной готовности F-35B получит в 2017 году.

17-я (резервная) эскадрилья в начале 2015 года начала опытную эксплуатацию первого британского самолета F-35B. Эскадрилья, которая была образована в 1915 году, несет ответственность за все испытания и оценки первого британского самолета F-35 Lightning II. Самолет, известный как ВК-1, дислоцируется на авиабазе Эдвардс в Калифорнии (туда он прибыл 13 января 2015 года) и будет эксплуатироваться в соответствии с требованиями Великобритании. Персонал 17-й эскадрильи, который состоит из инженеров и летчиков ВВС и ВМС Великобритании, облетывал и обслуживал самолет независимо от американских коллег. Это важный шаг на пути реализации Великобританией программы Joint Strike Fighter. По случаю 100-летия эскадрильи и начала освоения самолета F-35 были проведены парад и демонстрационный полет. В церемонии приняли участие начальник штаба ВВС главный маршал авиации сэр Эндрю Пулфорд (Andrew Pulford), а также представители британских компаний, участвующих в производстве самолетов F-35.

В феврале 2016 года компания MBDA начала испытания УР воздушного боя ASRAAM для интеграции на британские истребители F-35B. Первая ракета была доставлена в США в январе, в настоящее время компания работает над версией УР с увеличенной дальностью стрельбы. «Интеграция ASRAAM на истребители F-35 является доказательством успеха оборонной промышленности Великобритании и имеет неоценимое значение для отрасли, в которой работают тысячи человек», заявил министр обороны Великобритании Philip Dunne (Филипп Данн, назначен на эту должность 11 мая 2015 года).

РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ AIM-132 ASRAAM КЛАССА «ВОЗДУХ — ВОЗДУХ» (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)


21 апреля 2017 года министерство обороны Великобритании официально одобрило начало работ по интеграции новейшей УР воздушного боя Meteor на истребители F-35B Lightning II, которые должны поступить на вооружение королевской военной авиации. Отмечается, что ВВС и ВМС Великобритании будут иметь на вооружении боеготовые самолеты этого типа с 2024 года. «Метеор» будет интегрирована на самолеты версии Block 4.
Управляющий директор компании MBDA UK Дэйв Армстронг (Dave Armstrong) сообщил, что уже завершены первоначальные исследования по адаптации ракеты к F-35B. Оперение существующей ракеты не помещается во внутреннем отсеке истребителя и должно быть переработано, но при этом эффективность УР не пострадает.

РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ METEOR КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» (MBDA)

В мае 2017 года в Италии выпущен по лицензии первый истребитель F-35B. Ранее, в декабре 2015 года, ВВС Италии получили первый самолет F-35A, собранный на предприятии Final Assembly and Check Out (FACO), развернутом в итальянском Камери. Самолет был точно так же, как и нынешний F-35B, официально выкачен 12 марта 2015 года, а первый полет совершил 7 сентября.
Завод FACO должен стать центральным звеном в европейской инфраструктуре ремонта и сервисного обслуживания самолетов семейства F-35 (в том числе и для ВВС США). Он запущен в 2013 году и является единственной сборочной площадкой для F-35, созданной за пределами США. В Камери будут выпущены все 90 машин семейства, на данный момент заказанные Римом (60 модификации F-35A и 30 версии F-35B), а также 37 машин типа F-35A, купленных Нидерландами.
На Аляске в мае 2017 года завершились масштабные учения вооруженных сил США «Северный край» (Northern Edge), в которых приняли участие более 6000 военнослужащих. Помимо самолетов F-22 Raptor американских ВВС были впервые привлечены истребители КВВП F-35B Lightning II Корпуса морской пехоты США.
«Учения Northern Edge-2017, – сообщает сайт авиабазы «Елемендор-Ричардсон», расположенной в крупнейшем городе Аляски Анкоридже, – предоставляют возможность усовершенствовать текущие и будущие варианты проводимых военных операций, а также использования современного оружия. Эти совместные маневры подразделений различных родов войск помогут в результате создать мощные, гибкие и основанные на эффективном использовании военной техники подразделения, готовые к размещению в любой точке мира. Отрабатываются также практические навыки определения и слежения за объектами на море, в воздухе и на земле и ответы на многочисленные кризисные ситуации». В ходе учений использовались мобильные системы реактивного залпового огня HIMARS Корпуса морской пехоты США. Как сообщается, командование КМП рассматривает F-35B как самолет передового рубежа, чем и вызвано использование этих машин на прошедших учениях. Ожидается, что минимум одна эскадрилья F-35B будет размещена на Аляске на постоянной основе к 2020 году, базироваться она будет на авиабазе «Эйльсон» (Eielson). Как заявила в прошлом году Дебора Ли Джеймс, бывшая при прежней администрации министром ВВС: «Аляска сочетает стратегически важное положение с уникальным учебным потенциалом. Потому размещение F-35 на базе «Эйльсон» позволит использовать новейшие машины для масштабных военных учений самой разной направленности».

Истребители F-35B на базе Юма (Аризона, США) с июня 2017 года временно не выполняют полеты из-за проблем с системой технической поддержки ALIS (Autonomic Logistics Information System). Эта система играет жизненно важную роль на всем этапе эксплуатации самолета — от планирования миссий до технического обслуживания. В апреле версия ALIS 2.0.2 была установлена на F-35A и F-35C, однако приключилась задержка с F-35B.
Бюро совместной программы F-35 направило инженеров для решения проблем, связанных с обновлением системы. Отмечается, что «коды обслуживания неправильно отражаются в системе». Критики F-35, скорее всего, воспользуются проблемой программного обеспечения как еще одним «убедительным доказательством» того, что знаменитый самолет сконструирован неправильно, тем более, что эта проблема случилась через несколько дней после того, как ВВС США запретили полеты на истребителях F-35A на базе Люк в связи с жалобами пилотов на гипоксию. С 2011 года было 15 таких жалоб, пять были озвучены в прошлом месяце.

Компания Harris Corporation разрабатывает систему размещения и пуска новых ракет MBDA Spear missile для британских истребителей F-35B и самолетов других типов. Такое сообщение было сделано в рамках выставки DSEI 2017 в Лондоне. F-35B должен иметь четыре пневматических узла (SCORPION Lightweight Ejection Rack) в двух отсеках оружия. Оборудование будет производиться в Англии.

Корпус морской пехоты США планирует оснастить новые десантные корабли класса USS America LHA-6 большим количеством истребителей F-35B. Такое количество боевых реактивных самолетов (примерно 20) вполне способно превратить «вертолетоносец» в полноценный легкий авианосец. Ранее планировалось, что до поступления на вооружение F-35B авиагруппа этого корабля будет состоять из 6-8 СВВП Sea Harrier, 10 конвертопланов MV-22 Osprey и четырех тяжелых транспортных вертолетов СН-53Е. Теперь морпехи полагают, что вертолеты и конвертопланы выполняют сопоставимые задачи, поэтому можно ограничиться четырьмя конвертопланами и освободить ангар и палубу для размещения 20 или даже больше F-35B.
В документах Пентагона говорится. что корабль класса «Америка» может оснащаться 16-20 истребителями F-35B и конвертопланами-заправщиками MV-22, это количество может варьироваться в зависимости от характера поставленной задачи. Отмечается, что к 2025 году КМП США получит на вооружение 185 самолетов F-35B и этого количества будет достаточно для оснащения новых десантных кораблей.
Корабли класса «Америка» имеют водоизмещение 40005 т, что даже больше чем у авианосцев некоторых стран.

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», 05.08.2018

Источники: ВТС «Бастион», Lockheed Martin, АРМС-ТАСС, Военный паритет, lenta.ru, topwar.ru, Defense News, Defense Aerospace, ASDNews, flightglobal.com, jsf.mil, Defence Professionals, nctimes.com, Reuters, news.yahoo.com, Marines.mil, defensenews.com, chinatimes.com, Военно-промышленный курьер, airrecognition.com, militaryarms.ru, www.dogswar.ru и др

ИСТРЕБИТЕЛЬ LOCKHEED MARTIN F-35 LIGHTNING II. НОВОСТИ
25-ММ АВИАЦИОННАЯ ПУШКА GAU-22/A (США)
ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ LOCKHEED MARTIN F-35C LIGHTNING II
ИСТРЕБИТЕЛЬ LOCKHEED MARTIN F-35 LIGHTNING II


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap