МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-22 RAPTOR. MULTIPURPOSE FIGHTER 5th GENERATION F-22 RAPTOR


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-22 RAPTOR
MULTIPURPOSE FIGHTER 5th GENERATION F-22 RAPTOR

16.05.2020

Истребитель США пятого поколения F-22 потерпел катастрофу во Флориде при выполнении учебного полета, сообщает командование авиабазы ВВС «Эглин».
«Самолет F-22, приписанный к 43-й истребительной эскадрилье и входящий в состав 325-го истребительного авиакрыла, в настоящее время базирующегося в Эглине, разбился сегодня утром примерно в 9.15. Место аварии находилось в 12 милях (около 20 километров – ред.) к северо-востоку от главной базы Эглин на учебном полигоне», — говорится в сообщении.
Отмечается, что пилот самолета благополучно катапультировался и был доставлен в госпиталь. В настоящее время он находится в стабильном состоянии. В результате аварии никто не погиб, разрушений на земле нет.
Причины происшествия выясняет специальная комиссия.
Выпуск самолетов F-22 в США уже прекращен, на смену им приходят другие самолеты пятого поколения F-35.
РИА Новости

27.06.2020

ВВС США испытывают нехватку двигателей для истребителей пятого поколения F-22 Raptor.
— Основная проблема с этим самолетом — отсутствие достаточного количества двигателей, чтобы удовлетворить наши требования, — сообщил National Defence глава воздушного боевого командования генерал Джеймс Холмс.
Из-за нехватки комплектующих ВВС вынуждены переводить в боевой состав учебные самолеты.
Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor серийно выпускался с 2005 по 2012 годы, собрано 187 самолетов, не считая опытных образцов. Одновременно с выпуском истребителей прекратилось и производство турбореактивных двигателей Pratt & Whitney F119-PW-100 — нигде, кроме F-22, эта силовая установка с плоским соплом не используется.
В 2016 году Конгресс США рассматривал возможность возобновления производства F-22, но проект был отклонен.
Российская газета

27.06.2020

Многоцелевой истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-22 Raptor, вставший на вооружение ВВС США в 2005 году, является первым в мире истребителем пятого поколения, который используется в армии. При этом возник ряд проблем, который потребовал пополнить парк стоящих на боевом дежурстве самолётов.
Как сообщает Breaking Defense, руководство американских ВВС всерьёз рассматривает возможность перевода части учебно-тренировочных F-22, на которых сейчас готовят молодых пилотов, в оперативно-боевые борта для несения реальной воинской службы. При этом планируется использовать самолёты в том виде, в котором они есть сейчас, а не дорабатывать их до последней версии.
«Даже старые F-22 полностью готовы к несению боевой службы. Потенциально мы могли бы использовать часть учебных самолётов в качестве боевых. Сейчас для нас проблемой является нехватка двигателей Pratt & Whitney F119-PW-100, поскольку мы быстро использовали ресурс имеющихся из-за того, что летать на F-22 нам пришлось больше, чем мы планировали», — заявил изданию командующий Боевым авиационным командованием ВВС США генерал Майк Холмс.
По информации Breaking Defence, в настоящее время руководство ВВС США пытается найти баланс в бюджетном финансировании между закупкой и разработкой новой авиационной техники и расходами на обслуживание и модернизацию уже стоящих на вооружении самолётов и вертолётов.
Напомним, с начала эксплуатации F-22 в 2005 году с ним случилось уже пять авиационных происшествий, в двух из них пилоты погибли. Как и у любого первого представителя в своем классе, у F-22 возникало множество проблем на пути к серийному производству и даже во время службы в ВВС. Например, на протяжении нескольких лет из-за невозможности установить точные причины возникающего удушья пилотов в некоторых режимах полёта, этой модели было запрещено подниматься выше определённой высоты и удаляться от аэродромов, говорит ПМ.
Военно-промышленный курьер


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-22 RAPTOR


В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе — передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным.
К работам над новым истребителем, получившим обозначение ATF (Advanced Tactical Fighter — усовершенствованный тактический истребитель), подключились семь наиболее авторитетных фирм, специализирующихся в области военного самолетостроения — «Боинг», «Дженерал Дайнэмикс», «Грумман», «Локхид», «Макдоннелл-Дуглас», «Нортроп» и «Рокуэлл».
В 1983 году для руководства программой ATF на авиабазе ВВС «Райт Паттерсон» был образован специальный отдел, который возглавил полковник Альберт С.Пиччирилло — «крестный отец» ATF, а в сентябре 1995 года ведущим авиастроительным фирмам был разослан официальный запрос-приглашение на участие в конкурсе проектов.

В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды — Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель. К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолётов — YF-22 и YF-23. На разработку самолётов ATF к концу 80-х годов были затрачены огромные средства, поэтому компаниям пришлось отказаться от РЛС бокового обзора, оптико-локационной станции и системы предупреждения о ракетном нападении (на самолётах F-22 устанавливается система AN/ALR-94). Требования к самолёту были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и серийных самолётов.
23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.
Первая предсерийная машина поднялась в воздух 7 сентября 1997 года. По сравнению с опытным образцом, F-22 оснащался более мощными двигателями (15876 кгс против 13900 на прототипе) с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, планер самолёта был частично изменен: изменилась форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя, фонарь кабины пилота был перемещен вперед.
F-22 создан с применением технологии «стелc», основанной на преобладании плоских наклонных поверхностей с острыми кромками, и в этом смысле он является развитием F-117. Дальнейший прогресс в этой области позволил ввести в конструкцию «Рэптора» и некоторые криволинейные поверхности, а также с особой тщательностью выполнить зазоры между управляющими поверхностями. Хотя применение композиционных материалов (КМ) на самолетах F-22 способствует снижению заметности самолета, конструкция F-22 содержит их меньше, чем планировалось изначально. Тем не менее, цель – снижение массы на 25% по сравнению с полностью алюминиевой конструкцией – достигнута. Титан составляет 41% массы планера.
Сердцевиной конструкции является центральная часть фюзеляжа, построенная Lockheed Martin Tactical Aircraft Systems. Она включает отсеки для размещения вооружения и главных опор шасси, а также воздушные каналы двигателей. Остальной объем этой секции отдан под интегральный топливный бак. К центральной части крепятся консоли крыла, двигательные отсеки и хвостовые балки, построенные Boeing. Носовая часть фюзеляжа F-22 содержит кабину и электронное оборудование, созданное Lockheed Martin.

Размерность установленных на F-22 двигателей Pratt&Whitney F119-PW-100 продиктована требованием сверхзвуковой крейсерской скорости.
В состав интегрированного комплекса БРЭО, разрабатываемого под общим руководством фирмы TRW, входят центральная комплексная система обработки данных, комплексная система связи, навигации и опознавания ICNIA и боевой электронный комплекс, включающий: систему РЭБ «Сандерс/Дженерал Электрик» AN/ALR-944; БРЛС «Вестингауз/Тексас Инструменте» AN/APG-77 с высокой разрешающей способностью. Имеются две ИНС «Литтон» LN-100F с лазерными гироскопами.

Классификация целей производится по семи параметрам данных (шесть из которых засекречены), в том числе по радиолокационной сигнатуре, а также посредством подсчета количества лопаток первой ступени компрессора с помощью БРЛС.
БРЛС AN/APG-77 имеет фазированную активную антенную решетку овальной формы шириной около 1 м, состоящую приблизительно из 1500 твердотельных приемопередающих модулей (длина каждого модуля — 70 мм, высота — несколько миллиметров), в которых используется техника монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. В целях снижения заметности предусмотрены пассивные режимы работы РЛС, обеспечена малая вероятность перехвата сигналов при активных режимах работы БРЛС. Максимальная дальность обнаружения крупных воздушных целей — 270-300 км, целей класса «крылатая ракета» -150 км; наземные подвижные цели могут быть обнаружены на удалении до 70 км. Сектор обзора по азимуту и углу места — +/-60 град., в ближнем воздушном бою он уменьшается до +/-30 град., при этом летчик может изменять угол обзора по вертикали в пределах 10-60 град. В случае попадания цели в зону обзора на дальности менее 18 км станция осуществляет ее автоматический захват и сопровождение. Количество одновременно сопровождаемых целей -20 (по другим данным — 28). Ориентировочная стоимость одной БРЛС -3 млн дол.
Основное вооружение F-22 состоит из шести перспективных ракет «воздух-воздух» средней дальности AIM-120С (AMRAAM) – по три в каждом из двух центральных отсеков на пневмо-гидравлических катапультных установках. В двух боковых отсеках содержится по одной ракете ближнего боя А1М-9Х. Выход ракет из отсеков происходит автоматически, как только F-22 приближается к точке пуска, позволяя головкам самонаведения захватить цель. 20-мм пушка М61А2 фирмы General Dynamics – облегченная версия известного «Bулкана» с удлиненными армированными КМ стволами и модифицированной казенной частью – расположена у корня крыла справа. Дульный срез выведен в небольшой закрывающийся шарнирной крышкой желоб в фюзеляже.
Еще в 1994 г. USAF поставили перед Lockheed задачу обеспечить F-22 возможность нанесения ударов по наземным целям, для чего отсеки вооружения были переоборудованы для размещения 450-кг боеприпасов GBU-32 Joint Direct Attack Munition (универсальное управляемое средство поражения) JDAM разработки McDonnel Douglas. F-22 может нести два JDAM, две AMRAAM и две AIM-9X. Когда скрытность не требуется, F-22 может нести до 2270 кг боевой нагрузки снаружи на каждом из четырех подкрыльевых пилонов. Для перегоночных полетов на каждом из них можно размещать по 2280-литровому топливному баку и по паре AMRAAM, уменьшая тем самым потребность в количестве самолетов-заправщиков и транспортных самолетов.
Американские ВВС получили первый истребитель F-22 в 1997 году. В общей сложности Lockheed Martin собрала 195 таких самолетов, включая восемь прототипов, проходивших интенсивные испытания. В проектировании и производстве самолета также участвовали компании Boeing и Pratt & Whitney. За все время существования истребителя были потеряны четыре самолета, включая один прототип YF-22. Последняя катастрофа произошла в ноябре 2010 года на Аляске.
На программу разработки и производства F-22 США потратили 74 миллиарда долларов. По оценке GAO, стоимость последних серийных самолетов превысила 400 миллионов долларов. Изначально ВВС США планировали приобрести 750 F-22, однако в 1996 году Пентагон сократил объем покупки до 648 единиц, а в 2009-м — до 187 единиц. Одной из причин сокращения объема покупки самолетов стала их растущая стоимость; в настоящее время F-22 считается самым дорогостоящим истребителем в мире.
Кроме одноместного самолета F-22A разработана его двухместная учебно-тренировочная модификация F-22B. Для ВВС США планируется построить 750 самолетов F-22. Предполагалось ежегодно, начиная с 1999 года, выпускать по 72 таких самолета, но в настоящее время это число уменьшено до 48, и такой темп будет достигнут только в 2001 году. Американские специалисты считают, что истребитель F-22A будет существенно превосходить по боевой эффективности современные самолеты аналогичного назначения.
В 2010 году министерство обороны США решило принять на вооружение только 187 единиц F-22 с прекращением финансирования производства этих самолетов с 2012 года.
Полеты истребителей F-22 были приостановлены 3 мая 2011 года, а двумя месяцами ранее командование ВВС США ограничило высоту полета этих самолетов 7,6 тысячи метров. Поводом для этого стало расследование причин катастрофы «Раптора» в ноябре 2010 года на Аляске. Тогда погиб пилот самолета Джефри Хэни. Предположительно причиной катастрофы стало неправильное функционирование бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), из-за чего летчик начал испытывать удушье и потерял сознание. В настоящее время проверка OBOGS проводится не только на F-22, но и на всех остальных самолетах ВВС США, использующих подобную систему.
Начиная с 2012 года ВВС США будут тратить на модернизацию истребителей F-22 Raptor 500 миллионов долларов ежегодно. В частности, начнется программа модернизации Increment 3.1, предполагающая установку нового бортового оборудования, авионики и программного обеспечения. Благодаря этой программе истребитель научится картографировать местность, выбирать наземные цели и применять новые бомбы SDB.
Реализация программы модернизации Increment 3.2 начнется в 2014 году. По неподтвержденным данным, в результате этой программы F-22 получат обновленное программное обеспечение, некоторые новые элементы конструкции и новые вычислительные системы.

По состоянию на октябрь 2010 года в ВВС США было передано 168 истребителей F-22. По состоянию на июль 2010 года F-22 состоял на вооружении следующих частей ВВС США:
• 1-е Истребительное крыло, авиабаза Лэнгли, штат Виргиния
• 27-я Истребительная эскадрилья
• 94-я Истребительная эскадрилья
• 192-е Истребительное крыло Национальной Гвардии, авиабаза Лэнгли, штат Виргиния
• 149-я Истребительная эскадрилья
• 325-е Истребительное крыло, Тиндалл (авиабаза), штат Флорида — центр подготовки пилотов.
• 43-я Истребительная эскадрилья
• 49-е Истребительное крыло, Холломэн (авиабаза), штат Нью-Мексико
• 7-я Истребительная эскадрилья
• 8-я Истребительная эскадрилья
• 44-я Группа Истребителей Резервного Командования ВВС, Холломэн (авиабаза), штат Нью-Мексико
• 301-я Истребительная эскадрилья
• 53-е Крыло, Эглин (авиабаза), штат Флорида
• 422-я испытательно-оценочная эскадрилья
• 57-е Крыло, Неллис (авиабаза), штат Невада — в 10 милях к северо-востоку от Лас-Вегаса
• 433-я эскадрилья боевого применения
• 412-е испытательное крыло, Эдвардс (авиабаза), штат Калифорния — в 60 милях к северу от Лос-Анджелеса
• 411-я испытательная эскадрилья
• 3-е Крыло, Элмендорф (авиабаза), штат Аляска
• 90-я Истребительная эскадрилья
• 525-я Истребительная эскадрилья
• 477-я Группа Истребителей Резервного Командования ВВС, Элмендорф (авиабаза), штат Аляска
• 302-я Истребительная эскадрилья
• 15-е Крыло, Хиккэм (авиабаза), штат Гавайи
• 19-я Истребительная эскадрилья
• 154-е Истребительное крыло Национальной Гвардии, Хиккэм (авиабаза), штат Гавайи
• 199-я Истребительная эскадрилья

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА F-22

Масса:
• Пустого: 19700 кг
• Нормальная взлётная: 30206 кг (100 % топлива)
• Боевая: 25776 кг (52 % топлива)
• Максимальная: 38000 кг
Размах крыла: 13,56 м.
Площадь крыла: 78,0 кв. м
Длина самолета: 18,92 м.
Высота самолета: 5 м.
Двигатели : два турбореактивных двигателя Pratt Whitney F119‑PW‑100 по 15 900 кгс на длительном форсаже.
Практический потолок: 18 000 м.
Максимальная скорость: 2 090 км/ч.
Дальность полета: 3 000 км.
Экипаж: ‑ 1 человек.

ВООРУЖЕНИЕ:

Встроенная 20‑мм пушка М61А2 Vulcan c 480 патронами.
В режиме воздух‑воздух:
• в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 управляемых ракет (УР) воздух‑воздух AIM‑120C AMRAAM. и в боковых: по 1 УР воздух‑воздух AIM‑9 Sidewinder
В режиме воздух‑земля:
• в главном отсеке (под фюзеляжем):  2 УР воздух‑воздух AIM‑120C AMRAAM и 2 управляемые 450‑кг бомбы GBU‑32 JDAM
• в боковых: по 1 УР воздух‑воздух AIM‑9 Sidewinder
В роли самолета завоевания превосходства в воздухе:
• в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 УР воздух‑воздух AIM‑120C AMRAAM. и в боковых: по 1 УР воздух‑воздух AIM‑9 Sidewinder,
• на 4 внешних узлах: 4 AIM‑120C AMRAAM и в роли дальнего истребителя:
• в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 УР воздух‑воздух AIM‑120C AMRAAM. и в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder,

Источники: www.airwar.ru, ru.wikipedia.org, worldweapon.ru, Air Force Today. Vol 1, No 4, May, 1997, army-news.ru и др.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-22 RAPTOR. НОВОСТИ 2017-2019
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-22 RAPTOR. НОВОСТИ 2015-2016
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-22 RAPTOR. НОВОСТИ 2012-2014
F-22. БОЛЬШЕ ВОСТРЕБОВАН КАК СТЕЛС-РАЗВЕДЧИК
F-22 И ИНДИЯ
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ США И ЕВРОПЫ
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap