ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ФРЕГАТ F-110 ДЛЯ ВМС ИСПАНИИ. PERSPECTIVE FREGAT F-110 FOR SPANISH NAVY


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ФРЕГАТ F-110 ДЛЯ ВМС ИСПАНИИ
PERSPECTIVE FREGAT F-110 FOR SPANISH NAVY

18.02.2012
КОНЦЕПЦИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ФРЕГАТА F-110 ДЛЯ ВМС ИСПАНИИ

Компания Navantia и ВМС Испании представили концепцию и требования к перспективным фрегатам класса F-110, которые должны заменить в первой половине 2020-х годов шесть фрегатов класса Santa Maria (Oliver Hazard Perry-class).
ВМС выражают желание начать проектирование новых кораблей в 2014 году, но решение зависит от исполнения программы и финансирования, сообщает Jane’s.
Проект F2M2 (Futura Fragata Multimisi?n) представляет «новую концепцию многоцелевого корабля с расширенными возможностями по выполнению задач высокой и низкой интенсивности и высоким потенциалом модернизации».
Новый фрегат должен стать краеугольным камнем «внедрения информатизации, автоматизации и роботизации» и в целях обеспечения большей гибкости применения корабль должен «иметь роботизированные системы и беспилотные системы, которые являются общими для других подразделений».
Новый фрегат класса F-110 зангимает нишу между кораблями BAM (Buques de Acci?n Mar?tima) и фрегатами класса F-100, т.е. осуществлять в первую очередь задачи по обеспечению морской безопасности в сценариях средней интенсивности.
«Есть ключевые решения по размерам, силовой установке и конфигурации», сказал командующий ВМС Испании Гонсало Санс (Gonzalo Sanz), выступая на конференции “Surface Warships 2012” 24 января в Париже.
Он отметил, что предварительное исследование проекта Navantia с целью изучения требований к корпусу и двигательных вариантов показало, что лучшим вариантом подходит однокорпусный корабль с комбинированной дизель-электрогазотурбинной установкой (CODELAG). «Этот вариант добавляет кораблю 400 тонн полезной нагрузки, вместе с тем предлагает платформу многоцелевого пространства и позволяет базирование двух вертолетов», сказал адмирал.
На этой конференции в Париже директор технического отдела Navantia Cебастиан Абрил (Sebastian Abril) сказал, что в 2011 году проведена серия коммерческих исследований по выполнению требований ВМС Испании.
Он пояснил, что рассмотрены некоторые компромиссные исследования по изучению диапазона (автономности плавания), размера экипажа, полезной нагрузки ПВО и ПЛО, скорости, количества вертолетов, размера ангара и беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, ВМС были представлены некоторые проектные решения с предварительными вариантами корпуса, альтернативными конфигурациями силовой установки, модульного пространства и надстройки.
Военный Паритет

06.03.2012
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ ИСПАНСКОГО ФРЕГАТА F-110


Военно-морское ведомство Испании и главный судостроительный подрядчик Испании – компания «Navantia» разрабатывают концепцию перспективного фрегата типа F-110. По идее, именно корабли данного класса сменят в море в начале 2020 годов шесть кораблей типа «Santa Maria».
Военно-морское ведомство Испании уже выразило желание начать работы по проектированию новейшего фрегата, однако все будет зависеть от финансирования и выполнения программы вооружений. Проект носит название «Futura Fragata Multimision» или «F2M2». Он является новой концепцией испанского многоцелевого корабля и будет обладать широкими возможностями. Планируется, что корабль будет решать очень широкий круг задач. Также корабль получит высокий потенциал модернизации.
Как планируют в компании «Navantia», корабль может стать самым роботизированным кораблем в Европе. В целях придания кораблю гибкости в решении задач и многопрофильности его обеспечат роботизированными системами и беспилотными аппаратами. По своему характеру, новый перспективный корабль займет место между фрегатами «F-100» и надводными кораблями «Buques de Accion Maritima». Основное предназначение – выполнение боевых задач в конфликтах средней интенсивности. Глава военно-морских сил Испании Г.Санс на конференции «Surface Warships 2012» в конце января этого года в Париже отметил: «У нас уже есть ключевые наработки по размеру перспективного фрегата, его ДУ и основной конфигурации». Также Г.Санс отметил, что предварительные поиски по проекту, проведенные компанией «Navantia», показали, что лучший вариант для нового проекта – однокорпусный надводный корабль с комбинированной ДУ «CODELAG» – дизельного и электрогазотурбинного типа. Такой вариант постройки фрегата даст ему лишних 400 тонн дополнительной нагрузки. Кроме того, платформа корабля будет многоцелевого типа и позволит разместить на борту два вертолета, не считая беспилотных аппаратов. Выступил на конференции и технический директор компании «Navantia» С.Абрил. Он сообщил, что компания в 2011 году провела серию исследований коммерческого характера в целях выполнения некоторых требований военно-морского ведомства Испании по созданию надводных кораблей. При этом рассматривались компромиссные решения диапазона автономного хода, численности экипажа корабля, полезной нагрузки ПЛО и ПВО, скорости хода, количества вертолетов, размеров внутренних помещений, беспилотных аппаратов. После исследований в ВМС Испании компания представила свои наработки нового корабля, в которых предлагала свои варианты создания корпуса, несколько вариантов выполнения двигательной и силовой установок, модульных решений и чертежи конструкции и расположения надстроек.
topwar.ru

26.11.2013
МЛАДШАЯ СЕСТРА «ЗУМВАЛТА». ИСПАНИЯ РАЗРАБАТЫВАЕТ «НОВЫЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФРЕГАТ»

ВМС Испании планируют заменить шестью перспективными стелс-фрегатами F-110 корабли аналогичного класса Santa Maria (модификация американских ракетных фрегатов класса Oliver Hazard Perry ), которые приближаются к окончанию срока службы (с 2020 года), сообщает rpdefense.over-blog.com 22 ноября.
Работы были начаты в 2010 году, ввод в строй головного корабля планируется в 2025 году. Многоцелевые боевые корабли будут строиться на верфи компании Navantia, будут эксплуатироваться в течение 40 лет и оснащаться беспилотными системами различных типов для действий на море, воздухе и под водой.
Официальная информация о программе ограничена, сообщается, что корабли будут обладать возможностями для ведения боевых действий в прибрежных водах. Разработка требований будет завершена в 2014 году. Фрегаты будут строиться по модульному принципу, что снизит их себестоимость. Предполагается, что некоторые модули будут сменными, что позволит решать широкий круг задач, будет обеспечено использование групп боевых пловцов.
За счет широкого применения автоматизации численность экипажа будет сокращена, уменьшено количество жилых помещений, что освободит пространство для размещения дополнительных боевых и вспомогательных систем. Некоторые системы будут полностью автоматизированы и не будут требовать внимания экипажа.
Кроме «Навантии», в программе будут задействованы компания Indra и другие ключевые отраслевые партнеры для создания датчиков, оружия и интегрированной мачты (судя по внешнему виду и предъявляемым требованиям фрегаты будут неким симбиозом между американскими стелс-эсминцами класса DDG-1000 Zumwalt и прибрежными боевыми кораблями класса LCS)
Военный паритет

10.10.2015
Правительство Испании утвердило программу реализации первоначальной фазы разработки фрегатов типа F110, сообщает naval-technology.com 8 октября.
Научно-исследовательский контракт между компанией Navantia и министерством обороны запланирован к подписанию 15 декабря 2017 года. Новый фрегат будет оснащен современными системами вооружения для решения оперативных и стратегических задач в интересах обеспечения безопасности и обороны страны.
Срок службы новых кораблей составит 35 лет, строительство первого фрегата намечено начать через 10 лет после утверждения тактико-технических требований.
По сообщению globalsecurity.org, длина корабля составит 126 м, полное водоизмещение 4800 т.
Военный Паритет

19.01.2018

Контракт на поставку испанскому флоту пяти новых ракетных фрегатов проекта F-110 подпишут до середины 2018 года. Об этом в четверг, 18 января, заявила министр обороны Испании Мария Долорес де Коспедаль.
По ее словам, корабли F-110 станут частью масштабной программы модернизации ВМС страны, которая включает семь направлений. «Строительство новых фрегатов имеет решающее значение для будущего военно-морского флота Испании», – сказала глава Минобороны.
Начальник штаба ВМС адмирал Теодоро Лопес Кальдерон добавил, что по обновленному графику первый корабль серии введут в строй в конце 2023 или начале 2024 года. После этого фрегаты должны сдавать по одному ежегодно.
Руководитель департамента планирования ВМС вице-адмирал Грегори Ну отметил, что запуск программы строительства фрегатов F-110 способствует развитию технологической и промышленной базы испанских компаний. «Ведущие проект Indra и Navantia задействуют около 8 тысяч рабочих мест», – добавил он.
Как сообщает Infodefensa.com, командование ВМС Испании пока не распространяется о подробных спецификациях новых кораблей. При строительстве корпусов задействуют стелс-технологии. Предполагается, что длина фрегатов F-110 составит 145 метров, а водоизмещение – около 6 тысяч тонн. Их собираются оснастить американской системой ПРО «Иджис» (Aegis) и вооружить противоракетами SM-2.
Пять кораблей проекта F-110 должны заменить в составе ВМС Испании шесть фрегатов F-80, построенные в 1980-1990-е годы.
https://flotprom.ru

28.06.2018

Агентство по иностранному военному сотрудничеству Госдепа США разрешило продажу ВМС Испании пяти боевых систем Aegis Mk7 для оснащения перспективных фрегатов класса F110, сообщает www.infodefensa.com 27 июня. Основными подрядчиками являются компании Lockheed Martin, Raytheon и General Dynamics.
Далее Конгресс должен утвердить документ, переданный Госдепартаментом. Несколько месяцев назад было получено разрешение на модернизацию вертолетов СН-47 испанской армии.
Испания имеет планы строительства пяти новых фрегатов. Данная программа является одной из 10 крупных проектов в области обороны, их реализация, похоже, сдвигается с места с приходом нового министра обороны Маргариты Роблес. Программа фрегатов должна начаться с середины этого года, но, похоже, политические разногласия все-таки приведут к некоторой задержке. В настоящее время испанский флот имеет пять фрегатов класса F100 Álvaro de Bazán, оснащенных системой «Иджис».
В испанский запрос также входят закупка 20 ракет SM-2 Block IIIB производства компании Raytheon.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

26.09.2018

ВМС Испании выбрали ЗРК Evolved SeaSparrow Missile (ESSM) Block 2 компании Raytheon в качестве основной корабельной системы самообороны для своих пяти новых фрегатов F-110, сообщает janes.com 24 сентября.
20 сентября это решение было подтверждено испанским министерством обороны. Долгожданное решение, которое означает, что ЗРК ESSM Block 2 победил конкурирующую систему MBDA Sea Ceptor, было последним значительным выбором оборудования перед официальным переходом на проект F-110.
Ранее, в сентябре, министр обороны Маргарита Роблес заявила, что надеется, что в ближайшие несколько месяцев будет начата реализация программы строительства фрегатов на верфях компании Navantia.
Военный паритет

КОРАБЕЛЬНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС SEA SPARROW С ЗУР RIM-162 (США)
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

07.12.2018

Министерство обороны Испании прорабатывает последние детали контракта по закупке пяти фрегатов типа F-110 компании Navantia. Стоимость контракта предположительно составит 4,326 млрд евро.
Лидер Испанской социалистической партии в Галиции Гонсало Кабальеро заявил в понедельник, что после встречи в Мадриде с министром обороны Маргаритой Роблес проект контракта будет утвержден Советом министров в ближайшие недели. Последнее совещание министров в этом году намечено на 28 декабря.
По расчетам, в течение десятилетия строительство новых фрегатов создаст около 7000 рабочих мест. Совокупный эффект для национальной экономики составит 1,5 млрд евро ежегодно.
Начало строительства фрегатов начнется после фазы исправления замечаний по конструкции корабля, которая завершится в конце 2020 года.
Военный паритет

26.04.2019

Navantia подписала контракт с Минобороны Испании на строительство пяти фрегатов класса F-110. Об этом сообщает ЦАМТО.К интересным особенностям проекта следует отнести интегрированную систему кибербезопасности, что, вкупе, с высоким уровнем автоматизации дает возможность управления кораблем сокращенным экипажем.В строительстве широкое участие примут представители испанской промышленности — их доля составит около 80 процентов.Поставка первого корабля запланирована на 2026 год, последнего — на 2031 год. Ориентировочная стоимость пяти кораблей составляет 4,317 млрд евро.
Фрегат класса F-110 — справка: Длина — 145 м Ширина — 18 м Водоизмещение — 6,1 тыс. т. Вооружение — 76-мм артиллерийской установкой; — ПКР «Гарпун»; — торпедными аппаратами; — две 30-мм пушками; — 16-контейнерное ВПУ; — боевая информационно-управляющая система SCOMBA; — вертикальная пусковая установка компании Lockheed Martin
Судостроение.инфо

06.12.2019
Правительство Испании уполномочило Министерство промышленности, торговли и туризма подписать с Navantia S.A. соглашение о выделении финансирования на реализацию программы строительства фрегатов класса F-110 для ВМС страны.
Согласно решению правительства, финансирование работ на первом этапе будет осуществляться за счет кредита с нулевой процентной ставкой без гарантийных требований в размере 1,638 млрд. евро, выданного сроком на 7 лет (с 2019 по 2025 гг.).
Предоставление беспроцентного кредита компании Navantia означает, что верфь может приступить к практической реализации контракта, подписанного в апреле этого года с Министерством обороны Испании.
Как заявлено, реализация проекта строительства фрегатов класса F-110 позволит провести цифровизацию технологических процессов производства на мощностях Navantia с использованием программы Shipyard 4.0, что обеспечит лидерство Испании на мировом рынке в сегменте производства современных фрегатов.
Подписание соглашения гарантирует приобретение Министерством обороны пяти фрегатов класса F-110 компании Navantia, которая была выбрана с учетом ее возможностей и опыту в строительстве высокотехнологичных военных кораблей.
Программа обеспечит вклад в ВВП Испании в размере 590 млн. евро в год и позволит поддержать около 7000 рабочих мест. Проект обеспечит работой предприятие Navantia на 10 лет.
Совет министров Испании 29 марта 2019 года утвердил заключение контракта на строительство на верфи Navantia пяти фрегатов класса F-110, ориентировочная стоимость которых составляет 4,317 млрд. евро. 23 апреля 2019 года Министерство обороны Испании заключило с Navantia контракт на строительство кораблей.
Теперь, с предоставлением финансирования, верфь Navantia приступает к практической реализации контракта. Поставка первого фрегата запланирована на 2026 год, последнего – на 2031 год.
ЦАМТО

18.01.2020

ВМС Испании назовут один из пяти фрегатов F-110 постройки государственной судостроительной компании Navantia в честь адмирала Антонио Барсело. Все новые корабли будут поставлены к 2031 году. В честь Барсело королевский Монетный двор (Real Casa de la Moneda) выпустил коллекционные монеты, посвященные истории мореплавания. По данным ВМФ, новые фрегаты должны иметь оперативный срок службы 40 лет, устойчивая скорость более 35 узлов, выполнять некоторые десантные функции, уметь работать с беспилотными летательными аппаратами, как воздушными, так и надводными и подводными. Проектирование предыдущего фрегата F-100 началось в 1996 году, по прошествии 22 лет было построено 13 кораблей, в том числе на эскорт. Инновационный фрегат F-110 стремится сохранить мировое лидерство компании Navantia в качестве проектировщика и строителя фрегатов и их дальнейшего жизнеобеспечения.
Военный паритет

13.07.2020

Испанская компания военной электроники Indra заключила несколько контрактов с судостроительной компанией Navantia на сумму более 150 миллионов евро, чтобы оснастить будущие фрегаты F110 ВМС Испании датчиками, которые сделают этот корабль одним из самых передовых в мире.
Эти проекты дополняют контракт, который Indra подписала в прошлом году для оснащения фрегатов РЛС с активной ФАР, в результате чего общая сумма контрактов, предоставленных компании на этапе строительства, составила более 325 миллионов евро. Эта сумма не включает в себя последние проекты, которые будут завершены в период с 2020 по 2031 год.
С подписанием новых контрактов компания поставит систему РЭБ Rigel i110 и системы перехвата вражеской связи Regulus i110, которые в совокупности повысят ситуационную осведомленность корабля и защитят его от возможных атак, а также многофункциональную твердотельную РЛС с АФАР Prisma 25 X, обеспечивающую морское наблюдение и слежение за маловысотными воздушными целями.
Военный паритет

ФРЕГАТЫ F-110 ПОЛУЧАТ АФАР ОТ «ИНДРЫ»

21.10.2020

Американская компания Lockheed Martin совместно с испанской компанией Navantia оснастит пять новых многоцелевых фрегатов проекта F-110 ВМС Испании и их наземный испытательный полигон (Centro de Integración de Sistemas en Tierra — CIST) твердотельными радарами S-диапазона типа AN/SPY-7(V)2, сообщает navyrecognition.com 20 октября. После того, как правительство США обозначило их вариант как SPY-7(V)1, им был дан «испанский» индекс SPY-7(V)2.
На фрегатах F-110 будет установлен первый в истории военных флотов мира радар такого класса. Чтобы стимулировать рост оборонной и технологической промышленности Испании, Lockheed Martin и испанская компания Indra будут совместно производить РЛС, которая станет частью системы вооружения Aegis, интегрированной с корабельной системой боевого управления SCOMBA. Первый фрегат будет передан испанскому флоту в 2026 году.
AN/SPY-7 (V)2 это модульный и масштабируемый твердотельный радар, обеспечивающий непрерывное наблюдение и защиту, будет полностью интегрирован с боевой системой Aegis, обеспечивая передовые технологии для будущих классов кораблей. Антенна выполнена на нитриде галлия (GaN), что позволяет лучше охлаждать радар, что приводит к повышению и поддержанию высокой эффективности работы. Вместо одного массива, сканирующего всю область, радар с АФАР состоит из тысяч мини-сканеров, обеспечивающих широкий охват зоны наблюдения. Эта структура на основе подмассивов делает радар легко обновляемым по мере развития угроз.
Система вооружения Aegis является самой развернутой боевой системой в мире, и ее гибкая система позволяет ей выполнять различные миссии. Отчасти благодаря уникальному дизайну открытой архитектуры семейство Aegis продолжает наращивать свои возможности, все больше стран по всему миру сотрудничают с Lockheed Martin.
F110, также называемый тип Bonifaz, это новый многоцелевой противолодочный фрегат, оснащенный системой Aegis. Проект разрабатывается совместно министерством обороны Испании и государственной компанией Navantia. Строительство фрегатов должно было начаться к 2020 году и завершиться в период 2023-2027 годов.
Силовая установка F110 состоит из двух ГТУ GE LM-2500, четырех дизельных двигателей MTU 4000 и четырех дизельных инкапсулированных генераторов мощностью 3 МВт каждый. Корабль будет способен развивать максимальную скорость 26 узлов, на экономической скорости 15 узлов максимальная дальность плавания 4100 морских миль.
F110 будет вооружен УВП Mk-41 Baseline VII VLS 16 производства компании Lockheed Martin (оснащение — ЗУР Standard SM-2MR и ESSM RIM 162B), одной морской пушкой Leonardo 127/64 LW Vulcano, девятью спаренными торпедными аппаратами Мk-32 для стрельбы легкими торпедами Mk-54 Mod. 5, четырьмя дистанционно управляемыми постами с пулеметами калибра 12,7 мм и восемью ПКР McDonnell Douglas RGM-84 Harpoon.
Военный паритет

НОВЫЕ ИСПАНСКИЕ ФРЕГАТЫ ПОЛУЧАТ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ROHDE & SCHWARZ
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ




ФРЕГАТ F-110 ДЛЯ ВМС ИСПАНИИ


Компания Navantia и ВМС Испании в феврале 2012 г. представили концепцию и требования к перспективным фрегатам класса F-110, которые должны заменить в первой половине 2020-х годов шесть фрегатов класса Santa Maria (Oliver Hazard Perry-class).
Новый фрегат должен стать краеугольным камнем «внедрения информатизации, автоматизации и роботизации» и в целях обеспечения большей гибкости применения корабль должен «иметь роботизированные системы и беспилотные системы, которые являются общими для других подразделений».
Новый фрегат класса F-110 занимает нишу между кораблями BAM и фрегатами класса F-100, т.е. осуществлять в первую очередь задачи по обеспечению морской безопасности в сценариях средней интенсивности.
Фрегат класса F-110 будет представлять собой боевой корабль длиной 145 м, шириной 18 м и водоизмещением 6100 т. Он будет вооружен 76-мм артиллерийской установкой, ПКР «Гарпун», торпедными аппаратами, двумя 30-мм пушками, 16-контейнерной ВПУ и ЗРК ESSM (Evolved Sea Sparrow).

ВМС Испании в сентябре 2018 года выбрали ЗРК Evolved SeaSparrow Missile (ESSM) Block 2 компании Raytheon в качестве основной корабельной системы самообороны для своих пяти новых фрегатов F-110. 20 сентября 2018 г. это решение было подтверждено испанским министерством обороны. Долгожданное решение, которое означает, что ЗРК ESSM Block 2 победил конкурирующую систему MBDA Sea Ceptor, было последним значительным выбором оборудования перед официальным переходом на проект F-110.
Ранее, в сентябре, министр обороны Маргарита Роблес заявила, что надеется, что в ближайшие несколько месяцев будет начата реализация программы строительства фрегатов на верфях компании Navantia.
Правительство Испании в декабре 2019 года уполномочило Министерство промышленности, торговли и туризма подписать с Navantia S.A. соглашение о выделении финансирования на реализацию программы строительства фрегатов класса F-110 для ВМС страны.
Согласно решению правительства, финансирование работ на первом этапе будет осуществляться за счет кредита с нулевой процентной ставкой без гарантийных требований в размере 1,638 млрд. евро, выданного сроком на 7 лет (с 2019 по 2025 гг.).
Предоставление беспроцентного кредита компании Navantia означает, что верфь может приступить к практической реализации контракта, подписанного в апреле этого года с Министерством обороны Испании.
Подписание соглашения гарантирует приобретение Министерством обороны пяти фрегатов класса F-110 компании Navantia, которая была выбрана с учетом ее возможностей и опыту в строительстве высокотехнологичных военных кораблей.
Программа обеспечит вклад в ВВП Испании в размере 590 млн. евро в год и позволит поддержать около 7000 рабочих мест. Проект обеспечит работой предприятие Navantia на 10 лет.
Совет министров Испании 29 марта 2019 года утвердил заключение контракта на строительство на верфи Navantia пяти фрегатов класса F-110, ориентировочная стоимость которых составляет 4,317 млрд. евро. 23 апреля 2019 года Министерство обороны Испании заключило с Navantia контракт на строительство кораблей.
С предоставлением финансирования, верфь Navantia приступает к практической реализации контракта. Поставка первого фрегата запланирована на 2026 год, последнего – на 2031 год.
Новые фрегаты должны заменить состоящие на вооружении ВМС Испании фрегаты класса «Санта Мария», срок эксплуатации которых истекает в районе 2020 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение — 6100 т
Длина — 145 м
Ширина — 18 м

ВООРУЖЕНИЕ

— 76-мм артиллерийской установкой;
— ПКР «Гарпун»;
— торпедными аппаратами;
— две 30-мм пушками;
— 16-контейнерное ВПУ;
— боевая информационно-управляющая система SCOMBA;
— вертикальная пусковая установка компании Lockheed Martin

Источники: ЦАМТО, Судостроение.инфо, Военный Паритет, janes.com и др.

МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ФРЕГАТЫ ТИПА F100 ALVARO DE BAZAN ИСПАНСКИХ ВМС
ФРЕГАТЫ ЕВРОПЫ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ, ФРЕГАТЫ)
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap