ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+


ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ SAM146. TURBOFAN ENGINE SAM146


ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ SAM146
TURBOFAN ENGINE SAM146

04.04.2018

Общая наработка находящихся в эксплуатации силовых установок SaM146, поднимающих в небо авиалайнеры Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), превысила 830 000 летных часов.
SaM146 — интегрированная силовая установка, включающая двигатель и мотогондолу с реверсивным устройством. Двигатель производится рыбинским ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) на условиях равноправного партнерства с компанией Safran Aircraft Engines (Франция). Поставки SaM146 и все услуги по послепродажному обслуживанию осуществляет компания PowerJet (совместное предприятие, основанное на принципах равноправного партнерства Safran Aircraft Engines и ОДК-Сатурн). Российское ОДК-Сатурн отвечает за разработку и производство вентилятора и компрессора низкого давления, турбины низкого давления, общую сборку двигателя и его испытания, Safran Aircraft Engines — за компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления, коробку агрегатов, САУ и интеграцию силовой установки.
Общая наработка находящихся в эксплуатации силовых установок SaM146 на март 2018 г. превысила 830 000 летных часов. Максимальная наработка зафиксирована у двигателей, эксплуатирующихся в сложных климатических условиях: в часах — на двигателе, авиакомпании «Якутия» (более 8 800 летных часов), в циклах — на двигателе мексиканской авиакомпании Interjet (свыше 6 700 летных циклов). По состоянию на март 2018 г. с ОДК-Сатурн отгружено 310 серийных двигателей.. При этом прошедший 2017 г. стал рекордным — заказчики получили 76 двигателей SaM146.
Двигатель SaM146 сертифицирован по нормам EASA и АР МАК и с 2011 года находится в коммерческой эксплуатации в составе самолета SSJ100. Основными эксплуатантами самолетов SSJ100 с двигателями SaM146 являются авиакомпания «Аэрофлот», а также мексиканская авиакомпания InterJet. Крупным заказчиком является лизинговая компания «ГТЛК», которая поставляет самолеты SSJ100 в операционный лизинг российским авиакомпаниям «Ямал», «Ираэро», «Якутия», «Азимут». В 2016 г. начались поставки самолетов SSJ100 первому европейскому заказчику — авиакомпании CityJet. Всего авиалайнеры SSJ100 с двигателями SaM146 эксплуатируют 15 операторов.
В апреле 2012 г. ОДК-Сатурн получило сертификат одобрения производства EASA, годом ранее был получен аналогичный сертификат АР МАК. В марте 2014 г. предприятием был получен сертификат EASA на право технического обслуживания и ремонта двигателя SaM146. Таким образом, ОДК-Сатурн является первой компанией в стране, обладающей полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по разработке, серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей
Силовая установка SaM146 представлена на стенде ОДК в рамках проходящего на ВДНХ в Москве с 4 по 6 апреля III Международного форума двигателестроения (МФД-2018).
Объединенная двигателестроительная корпорация

2-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ (МФД-2018)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ SUKHOI SUPERJET 100


08.04.2018

Выполнить работы по установке на самолет-амфибию Бе-200 двигателей SaM146 вместо используемых сегодня украинских Д-436 планируется во второй половине 2020 года, сообщил генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов.
«По ремоторизации Бе-200 у нас срок выполнения работ — третий-четвертый квартал 2020 года», — сказал А.Артюхов отвечая на вопросы журналистов в кулуарах открывшегося в среду в Москве 3-го Международного форума двигателестроения МФД-2018.
По его словам, на самолет-амфибию Бе-200 будет устанавливаться стандартный SaM146, но с полностью новой мотогондолой, потому что другое крепление двигателя. «Двигатель находится над крылом самолета — поэтому там необходимо будет провести большой объем расчетов, в первую очередь этим определяются сроки», — сказал А.Артюхов.
Ранее СМИ со ссылкой на заместителя министра промышленности и торговли РФ Олега Бочарова сообщили, что Украина запретила поставку в РФ двигателей Д-436, которые устанавливаются на Ан-148 и Бе-200.
SaM146 — интегрированная силовая установка, включающая двигатель и мотогондолу с реверсивным устройством. Поставки SaM146 и все услуги по послепродажному обслуживанию осуществляет компания PowerJet (совместное предприятие, основанное на принципах равноправного партнерства Safran Aircraft Engines и ОДК-Сатурн).
Двигатель устанавливается на самолеты «Сухой Суперджет 100».
ИНТЕРФАКС-АВН

МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ БЕ-200
2-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ (МФД-2018)


28.05.2018

Как сообщило 25 мая 2018 года АО «Объединенная двигателелестроительная корпорация» (ОДК), ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в «Объединенную двигателелестроительную корпорацию» Госкорпорации «Ростех») и французская компания Safran Aircraft Engines (входит в группу Safran) в рамках Петербургского международного экономического форума заключили рамочное соглашение о разработке модификации двигателя SaM146 для ремоторизированной версии российского самолета-амфибии Бе-200.
Соглашение было подписано генеральным директором АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Александром Артюховым и генеральным директором Safran Aircraft Engines Оливье Андриесом. На церемонии подписания также присутствовал Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
ОДК-Сатурн и Safran Aircraft Engines договорились о проведении модернизации (включающей в себя серьезную доработку программного обеспечения цифровой системы автоматического управления) находящейся в эксплуатации версии двигателя SaM146 c целью его интеграции с самолетом Бе-200 и дальнейшей сертификации ремоторизированной версии. Сформирована трехлетняя «дорожная карта» по созданию трех опытных образцов, предназначенных для испытаний и сертификации.
«Этот проект означает для нас новую возможность по эффективному взаимодействию с Safran Aircraft Engines, — заявил генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов. — Совместно с нашим французским партнером мы составили очень четкую «дорожную карту» реализации программы, которая позволит приступить к созданию новой версии двигателя SaM146, отвечающей потребностям самолета Бе-200».
«Мы рады возможности внести свой вклад в этот проект, — отметил генеральный директор Safran Aircraft Engines Оливье Андриес. — Это ясно отражает то, что мы по-прежнему намерены укреплять сотрудничество с российской авиационной промышленностью, стартовавшее примерно 20 лет назад. Safran Aircraft Engines производит газогенератор SaM146, и этот двигатель символизирует всю ценность нашего партнерства, которое мы с радостью будем продолжать развивать этим новым соглашением по Бе-200».
https://bmpd.livejournal.com

МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ БЕ-200

23.11.2018

Российские самолёты Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) не могут демонстрировать ожидаемый эксплуатационный налёт из-за проблем с французскими составляющими двигателей.
Об этом пишет издание «Ведомости» со ссылкой на информацию, полученную от топ-менеджеров четырёх авиакомпаний, эксплуатирующих SSJ-100, и трёх источников, близких к лизинговым компаниям, покупающим эти самолеты.
Речь идет о двигателях SaM146, которые производятся для SSJ-100 совместным предприятием Powerjet, учреждённым российской компанией «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) и французской Safran.
Проблемы, по словам собеседников «Ведомостей», возникают в так называемой горячей части двигателя, где сжигается топливо. Именно эту часть поставляют французы.
Производитель двигателей обещает, что до капремонта установка должна исправно работать 7,5–8 тыс. часов, но по факту уже после 2–4 тыс. часов налёта (а в некоторых случаях — уже после 1 тыс. часов) в камерах сгорания или маслосборниках могут появляться трещины, после чего двигатели приходится отправлять на капитальный ремонт, который обходится в 2–5 млн долларов и длится 2 месяца.
Ремонт оплачивает производитель, поскольку недостаток считается конструктивным, однако авиакомпании вынуждены платить за аренду подменного двигателя, которых на рынке к тому же остро не хватает, уточняет издание.
rusvesna.su

«ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО» ОПТИМИЗИРУЮТ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЭКСПЛУАТАНТАМИ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ SUKHOI SUPERJET 100

24.05.2019

Газета «Ведомости» сообщает, что к концу марта 2019 года «дочка» госкорпорации «Ростех» – Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) сформировала пул из 13 подменных двигателей SaM146 для самолета Sukhoi Superjet (SSJ100), а к концу апреля их количество выросло до 17 шт. Но четыре двигателя в пуле были неисправными. Об этом говорится в материалах конференции с эксплуатантами SSJ100, которую в конце апреля провела компания – производитель самолета «Гражданские самолеты «Сухого» (ГСС). «Ростех» ее контролирует через Объединенную авиастроительную корпорацию. «Ведомости» ознакомились с документами, их подлинность подтвердил участник совещания. Для нужд авиакомпаний нужен пул из 22 двигателей, сообщала ранее ОДК, сформировать его планировалось уже в январе
Двигатели SaM146 производит совместное предприятие ОДК и французской Safran – компания Powerjet. Они созданы специально для SSJ100 и больше ни для каких самолетов не поставляются. Но двигатели часто ломаются, из-за чего российские лайнеры мало летают. В 2018 г. SSJ100 у российских авиакомпаний летали в среднем по 3,6 ч в сутки, тогда как Airbus 320 и Boeing 737-800 – по 10 и 11 ч соответственно. Проблемы SaM146 возникают в так называемой горячей части двигателя, где сжигается топливо, – ее поставляет Safran. В камерах сгорания или маслосборниках могут появляться трещины уже после 2000–4000 ч полета, а иногда и после 1000 ч полета. Двигатель необходимо отправлять на капитальный ремонт. Хотя производитель обещает, что до капремонта двигатель должен работать 7500–8000 ч.
«„ОДК-Сатурн“ продолжает формировать пул для обеспечения бесперебойной эксплуатации SSJ-100. Работа ведется в соответствии с потребностями российских авиакомпаний», — говорит представитель ОДК. Пул, конечно, очень помог, признает сотрудник авиакомпании «Азимут», которая первой стала арендовать подменные двигатели. Компания арендовала шесть двигателей, пять из которых после восстановления собственных моторов уже возвратились в пул. Подменные двигатели уже арендовали «Якутия» и «Ямал», переговоры завершает «Ираэро», знают сотрудники двух региональных авиакомпаний.
У «Аэрофлота» летают в разное время от 20 до 24 SSJ-100 из 49, остальные простаивают по причине тех или иных отказов, говорит человек, близкий к группе «Аэрофлот». Российские поставщики для SSJ-100 — монополисты, к тому же это заводы, выполняющие гособоронзаказ, поэтому поставка комплектующих для гражданского лайнера у них не в приоритете и запчастей иногда надо ждать неделями или месяцами.
https://bmpd.livejournal.com


ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОБЛЕМ С ДВИГАТЕЛЕМ SAM146 САМОЛЕТА SSJ100

19.06.2019
ЕВРОПЕЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПО АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕЛО В ОДК-САТУРН АУДИТ ПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ SAM146

Надзорный аудит производства серийных двигателей SaM146 на соответствие требованиям Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) состоялся в рыбинском ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех).
SaM146 — интегрированная силовая установка, включающая турбовентиляторный двигатель и мотогондолу с реверсивным устройством. SaM146 производится ПАО «ОДК-Сатурн» на условиях равноправного партнерства с Safran Aircraft Engines для оснащения пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100. Поставки SaM146 и все услуги по послепродажному обслуживанию осуществляет компания PowerJet (совместное предприятие, созданное ПАО «ОДК-Сатурн» и Safran Aircraft Engines).
В рамках аудита специалисты EASA посетили ряд цехов и изучили изменения, произошедшие в компании с момента их последнего визита. Особое внимание они уделили аттестации спецпроцессов, квалификации персонала, процессу передачи конструкторской документации в производство, процедуре управления поставщиками. На заключительном совещании аудиторы отметили наличие в производственной организации ПАО «ОДК-Сатурн» всей документации, необходимой для обеспечения качества при производстве двигателей SaM146, а специалисты предприятия открыты, компетентны и очень ответственно подходят к выполнению своих обязанностей.
Прошедший в июне этого года аудит является вторым в цикле. Первый аудит состоялся в октябре 2018 года, еще одна проверка намечена на март 2020 года. По результатам трех инспекций будут даны заключение о соответствии производственной организации европейским авиационным правилам и рекомендации о подтверждении действия выданного сертификата.
ПАО «ОДК-Сатурн» получило сертификат одобрения производства EASA 12 апреля 2012 года. В соответствии с установленными правилами и в согласованные с EASA сроки компания проходит надзорные аудиты EASA — трижды в рамках двухгодичного цикла, начинающегося в апреле четного года.
Двигатель SaM146, созданный на основе сочетания опыта и новых технологий российского и западного двигателестроения, полностью отвечает современным техническим и экологическим требованиям.
Для обеспечения максимально эффективной эксплуатации двигателей SaM146 компания PowerJet стремится обеспечить гибкость и адресность обслуживания своих клиентов в соответствии с лучшей мировой практикой. В частности, функционируют два учебных центра для обучения технического персонала авиакомпаний, создан круглосуточный центр поддержки заказчиков и web-портал, созданы два специальных пула резервных двигателей, специальные пулы линейно-заменяемых частей. Ведется работа по расширению производственных мощностей для ремонта во Франции и России.
Объединенная двигателестроительная корпорация


ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ SAM146


PowerJet SaM146 (СМ146) — турбовентиляторный двигатель со смешением потоков. Предназначен для региональных самолётов и в настоящее время устанавливается на Сухой Суперджет 100.
Двигатель производится компанией PowerJet, которая является совместным предприятием российского НПО «Сатурн» и французской компании «Snecma».
Компания «Snecma» отвечает за горячую часть двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления. Компания «Snecma» также отвечает за систему управления двигателя и коробку приводов. Мотогондолу поставляет компания «Aircelle».
НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя — вентилятор, компрессор и турбину низкого давления, выполняет общую сборку и стендовые испытания двигателя.
Двигатель SaM146, созданный на основе сочетания опыта и новых технологий российского и западного двигателестроения, полностью отвечает современным экологическим требованиям. Оптимизированная степень двухконтурности и уменьшенная скорость вращения вентилятора позволили значительно снизить шум от работающего двигателя и обеспечить запас по отношению к нормам ICAO Глава IV. Камера сгорания спроектирована таким образом, что гарантирует низкий уровень загрязняющих выбросов, обеспечивая соответствие нормам CAEP8.
Показатель надежности вылета по расписанию по двигателю составляет 99,9%. Это достигается, в том числе благодаря специальному проектированию лопаток вентилятора, переднего конуса, да и всей проточной части. Помимо этого, такая конструкция обеспечивает высокую степень защиты и устойчивости к попаданию посторонних предметов. В целом, эксплуатационные показатели SaM146 находятся на уровне, превышающем среднестатистический для этого класса двигателей.
В рамках системы поддержки заказчика, отвечающей мировым требованиям, созданы и функционируют два центра распространения запчастей — в подмосковном Лыткарино и в Виляроше (Франция). Подобная локализация складов позволяет доставить запчасти в течение суток практически в любую точку мира. Функционируют два учебных центра для обучения технического персонала авиакомпаний. Создан круглосуточный центр поддержки заказчиков, Web-портал. Также обе материнские компании сертифицированы по требованиям российских и европейских авиационных властей на техническое обслуживание и ремонт двигателей, чтобы иметь возможность оказывать соответствующие услуги эксплуатантам. Для поддержки авиакомпаний также созданы пулы запасных двигателей и запчастей.
Двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель SaM146 выполнен по конструктивной схеме с одноступенчатым вентилятором, трехступенчатым компрессором низкого давления, шестиступенчатым компрессором высокого давления, кольцевой камерой сгорания, одноступенчатой турбиной высокого давления и трехступенчатой турбиной низкого давления. Система управления двигателя — цифровая, с полной ответственностью (типа FADEC). SaM146 обладает широким диапазоном регулирования тяги.

Ответственность
________________________________________
• PowerJet SA: силовая установка SaM146 и все услуги по послепродажному обслуживанию поставляются компанией PowerJet (50/50 совместное предприятие SAFRAN Aircraft Engines и «ОДК-Сатурн»)
• SAFRAN Aircraft Engines (SAFRAN Group, Франция): газогенератор, коробка приводов, система управления, интеграция силовой установки, летные испытания
• ПАО «ОДК-Сатурн»: вентилятор, каскад низкого давления, окончательная сборка двигателя, наземные испытания.
Конструктивные особенности
________________________________________
• вентилятор с широкохордными лопатками
• 3-ступенчатый компрессор низкого давления
• 6-ступенчатый компрессор высокого давления
• кольцевая камера сгорания
• 1-ступенчатая турбина высокого давления
• 3-ступенчатая турбина низкого давления
Лётные испытания двигателя проходили на «летающей лаборатории» Ил-76ЛЛ, в ходе которых было выполнено 28 полётов.
17 января 2012 EASA сертифицировало новый вариант SaM146-1S18 с тягой, увеличенной на 3 % (в сравнении с исходным вариантом 1S17).
Первым применением SaM146 является семейство самолетов Superjet 100, создаваемое компанией «Гражданские Самолеты Сухого» (ОАК, РФ) при участии Leonardo Aircraft (Италия):
• SaM146-1S17 для регионально-магистрального самолета SSJ100-95B
• SaM146-1S18 для регионально-магистрального самолета SSJ100-95LR и бизнес-самолета SBJ.

МОДИФИКАЦИИ:
• SaM146-1S15 — опытный, не сертифицирован.
• SaM146-1S17 — базовый, сертифицирован.
• SaM146-1S17C — корпоративный 1S17.
• SaM146-1S18 — вариант с увеличенной на 5% взлётной тягой.
• SaM146-1S18C — корпоративный 1S18.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Массогабаритные характеристики
Сухая масса, кг 1708
Длина, мм 3590
Ширина, мм 1950
Высота, мм 1670
Рабочие характеристики
Тяга, кгс: взлётная – 7740;
крейсерская — 1700
Ресурс, TACС 20000
Компрессор: 3-ступенчатый компрессор низкого давления;
6-ступенчатый компрессор высокого давления (первые 2 ст)
Турбина: 1-ступенчатая турбина высокого давления;
3-ступенчатая турбина низкого давления
Камера сгорания: кольцевая
Степень повышения давления: 22.8
Управление: электронное
Степень двухконтурности: 4,43

Источники: Объединенная двигателестроительная корпорация, ru.wikipedia.org, www.npo-saturn.ru, www.arms-expo.ru/ и др.

НАРАБОТКА ДВИГАТЕЛЕЙ SAM146 ПРИБЛИЖАЕТСЯ К 850 ТЫС. ЛЕТНЫХ ЧАСОВ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ SUKHOI SUPERJET 100

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН»



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap