РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС “РЕЛЬЕФ” С КРЫЛАТОЙ РАКЕТОЙ. MISSILE COMPLEX “RELIEF” WITH A CRUISE MISSILE



РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС “РЕЛЬЕФ” С КРЫЛАТОЙ РАКЕТОЙ
MISSILE COMPLEX “RELIEF” WITH A CRUISE MISSILE

Работы по созданию дозвуковой маловысотной стратегической крылатой ракеты 3М10 “Гранат” (изд. КС-122), которой вооружены атомные подводные лодки проектов 671РТМ, 971, 945 проводились в ОКБ “Новатор” под руководством Л.В.Люльева в 1976-1984 годах, она и послужила основой для нового ракетного комплекса наземного базирования.
Разработка нового наземного комплекса проводилась вдогонку американскому аналогу ракетному комплексу (РК) GLCM с ракетой BGM-109G. В 1982 году США завершили испытания, отработку и приняли на вооружение стратегический ракетный комплекс наземного базирования GLСМ с крылатыми ракетами ВGМ-109 и немедленно приступили к развертыванию их на территории европейских стран. Ракеты были размещены в Англии на базах Гринхэм — Коммон и Молсуэрт, на территории Бельгии в районе города Флорен, Нидерландах на базе Вунсд-рехт, в Италии в районе города Коми-зо, в Германии на базе Швевин-Гмюнд и т.д.
Этими ракетами простреливалась вся территория СССР до Урала включительно. Был нарушен военный паритет достигнутый между странами НАТО и СССР, протесты Советского Правительства в связи с размещением ракетных комплексов в Европе не были услышаны. Поэтому Советское руководство начала искать адекватный ответ США и НАТО. Одним из вариантов мог стать аналогичный наземный ракетный комплекс.
Первые предложения и проработки по адаптации морской ракеты 3М10 под сухопутный носитель выполнены в 1983 году. Работы в ОКБ «Новатор» возглавил первый заместитель главного конструктора А.Ф. Усольцев, от министерства курировал разработку замминистра МАП СССР М.А.Ильин. За основу взята разработка морского РК «Гранат» со стратегической крылатой ракетой 3М10. Комплекс получает название «Рельеф», крылатая ракета — С-10. В кооперацию соисполнителей по ракетному комплексу были включены многие научно — исследовательские институты, конструкторские бюро и заводы Советского Союза.
Оперативно-стратегический ракетный комплекс «Рельеф» предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.
Официально РК «Рельеф» начинают разрабатывать по постановлению СМ и ЦК партии от 04.10.1984 года №108-32. Согласно заданию, работы по созданию РК «Рельеф» требовалось окончить за два года.
Комплекс состоял из:
— автономной СПУ;
— машины транспортировки и заряжания;
— машины управления МБУ;
— наземного комплекса оборудования.
Разработку автономной самоходной пусковой установки (АСПУ) МС-345, транспортно-заряжающей машины и машины боевого управления (МБУ), а так же наземного комплекса оборудования была поручена свердловскому ГСКБКМ (НПП “Старт”), руководителем работ –был определен заместитель главного конструктора И.И.Воронин. Их изготовлены выполнено опытным заводом ПО “Машиностроительный завод им. М.И.Калинина». Транспортная машина 9Е2413 и заряжающая машина 9Ж2413 для ракетного комплекса разработаны КБ Новокраматорского машиностроительного завода (г.Краматорск).
Аппаратуру предстартовой подготовки, системы обработки и ввода расчетных данных с бортовым оборудованием ракеты создавали в московском НИИП по руководством главного конструктора А.С.Абрамова.

Крылатая ракета с небольшим по размерам корпусом имеет малое отражение радиоволн и позволяет атаковать цель на очень малой высоте, что крайне затрудняет своевременное обнаружение ракеты радиолокационными средствами и её уничтожение.
На ракетах была применена корреляционно — экстремальная система коррекции, которая гарантировала попадание в заранее выбранную цель с высокой точностью.

Запуск ракет предлагалось осуществлять с наземных автономной самоходной пусковой установки (АСПУ) МС-345 на базе автомобильного шасси МАЗ-543М, которая имела боекомплект 6 крылатых ракет, стрельба могла быть одиночная и залповая с интервалом в 1 с.
Время на пуск из состояния полной боевой готовности по получении команды требовалось 1 мин, время развертывания из походного положения в боевое и наоборот составляло 15 мин.
Комплекс может перемещаться по пересеченной местности с уклонами 35 — 49 градусов при наличии рвов шириной до 3-х м, двигаться со скоростью 65 км/ч практически по любым дорогам.
Минимальная плотность грунта, по которому может перемещаться ракетный комплекс,- 9,5 кг/см2 , это осенняя и весенняя распутица за пределами дорог, характерная для европейской части нашей страны. Обладая такими маневренными характеристиками и почти всепроходимостью, комплекс становится неуязвимым для неприятеля; Экипаж боевой установки 2 человека: командир и механик — водитель.
Изготовление крылатых ракет и пусковых установок было развернуто на ПО “Машиностроительный завод им. М.И.Калинина”.

Опытные образцы машин комплекса в рекордные сроки были собраны на НПП «Старт» и в 1984 г. прошли автономные испытания.
Летно-конструкторские испытания комплекса велись на полигоне 929 ГЛИЦ ВВС Минобороны СССР в Ахтубинске в 1983-1986 г.г. На этапе летно — конструкторских испытаний было произведено 4 пуска макетов и 6 пусков боевых ракет в полной боевой комплектации.
Решением правительства СССР Председателем Государственной комиссии по проведению испытаний был назначен дважды Герой .Советского Союза Главком ВВС Ефимов Александр Николаевич. Заместителями председателя Госкомиссии стал заместитель Главкома ВВС по вооружению генерал-полковник Шишков Николай Георгиевич и заместитель Генерального конструктора Усольцев Анатолий Федорович.
Техническим руководителем стал начальник НИИ ВВС генерал — полковник Агурин Леонид Иванович. В состав комиссии входили представители НИИ ВВС — Инюшин О.Б., Бетехтин П.Н., Евтушенко А.И.
В 1985 — 1986 годах комплекс успешно прошел этап государственных испытаний и фактически был принят на вооружение.

Результаты испытаний показали, что оперативно-стратегический комплекс «Рельеф» далеко оставил позади по своим боевым и техническим характеристикам американский комплекс GLCM с крылатыми ракетами ВGМ — 109, развернутый на Европейском театре военных действий. Его боекомплект состоял из четырех ракет.
К этому времени начались переговоры между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности наземного базирования, куда и попал РК «Рельеф». Специально для работы по этому Договору было придумано обозначение ракетного комплекса «РК-55».

Судьба наземного подвижного ракетного комплекса «Рельеф» (Код НАТО: SSC-X-4 Slingshot) оказалась не долгой, не успев начать разворачиваться в войсках, он попал по ликвидацию по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Развертывание новой ракетной системы предполагалось произвести в 1987-1990 годах.
Ракетный комплекс с крылатой ракетой средней дальности РК-55 не развертывался в связи с реализацией договора о ликвидации РСМД. В 1987 году на базе хранения в Елгаве было 84 ракет с ТПК и 6 пусковых установок. Изготовленные образцы ракет и СПУ уничтожены в июне 1989 года (по другим данным в октябре 1988 года) в Елгаве.
Заместитель Начальника Генерального штаба МО СССР генерал армии доктор военных наук Владимир Николаевич Лобов высказался по этому поводу: «Разработка, испытания и принятие на вооружение оперативно -стратегического ракетного комплекса «Рельеф» выполнили свое предназначение в деле восстановления военно-стратегического паритета, что позволило заключить международный договор между СССР и США «О ликвидации крылатых ракет средней дальности».
Только в начале 2019 году вновь встал вопрос о производстве аналогичного комплекса уже для Российских Вооруженных Сил из-за одностороннего выходе США из ДРСМД от 1987 года. Президент В.В.Путин поставил задачу создать новый комплекс в течение года на РК морского базирования «Калибр».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик СКБ “Новатор”
Гл. конструктор Л.В.Люльев
Изготовитель ракеты ПО “Машиностроительный завод им. М.И.Калинина”
Код НАТО SSС-X-4 Slingshot
Тип комплекса стратегический подвижный комплекс с крылатой ракетой
Состояние испытания в 1982-1986 годах, ракеты и ПУ уничтожены по договору о РСМД
Ракета 9Б2413 (РК-55)
Дальность стрельбы, км 2600 — 3000
Высота полета, м 200
Макс. скорость, М 0,7-0,9
Боевая часть:
— тип термоядерная
— разработчик боеприпаса ВНИИА
— гл. конструктор А.А.Бриш
Система управления инерциальная с коррекцией траектории по рельефу местности с помощью
цифровых карт
Разработчик ИНС НИИП
— главный конструктор А.С.Абрамов
Органы управления аэродинамич. рули
Тип старта из ТПК за счет старт. двигат.
Число ступеней 2
Размеры ракеты, м:
— длина полная 8,09
— размах крыла 3,3
— длина в ТПК 8,39
— макс. диаметр корпуса 0,51
Стартовый вес, т 1,7
Вес ракеты с ТПК, т 2,44

Первая ступень (ускоритель):
Размеры, м:
— длина полная 1,0-1,2
— макс. диаметр корпуса 0,51
Тип топлива твердое смесевое
Двигатель однокамерный РДТТ

Вторая ступень:
Размеры, м:
— длина полная 7,10
— макс. диаметр корпуса 0,51
Двигатель:
— тип ТРДД Р95А-300 (РДК-300)
— разработчик ММЗ “Союз”
— гл. конструктор О.Н.Фаворский
— запуск пиростартером
— тяга, кг 300-350
— удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс.ч 0,785
— расход воздуха, кг/с 7,5
— степень двухконтурности 1,0
— суммарная стенень повышения давления 8,5
— диаметр, м 0,315
— длина, м 0,85
— масса, кг 95
Тип топлива керосин

ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР:
Размеры, м:
— длина полная 8,39
— макс. диаметр корпуса 0,65

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип грунтовая подвижная МС-345 (9В2413)
Разработчик ГСКБКМ (НПП “Старт”)
Изготовитель Опытный завод ПО “Машиностроительный завод им. М.И.Калинина
База МАЗ-543М
Число осей 4
Размеры, м:
— длина полная 12,8
— высота 3,05
— ширина 2,80
Полный вес ПУ, т 29,1
Тип двигателя дизель
Максимальная скорость, км/ч 60
Число ракет на ПУ 6

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 1999 — 2019

Источники:
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г.
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.,
Карпенко А.В. «Ракетное оружие», «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» том 2. СПб: Наука, 2002 г
“Российская наука — Военно-морскому флоту” под редакцией академика А.А.Саркизова — “Наука”, М: 1997
“НИИПриборостроения — лидер в разработке малогабаритных инерциальных систем управления ракетами “ — “Военный парад” май-июнь 1998
М.Первов “Зенитное ракетное оружие противовоздушной обороны страны”, М: “Авиарус-XXI”, 2001
“Научно-производственному предприятию “Старт” — 50 лет”, Екатеринбург: НПП “Старт”, 2000
COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute
http://militaryrussia.ru
http://www.russianarms.ru
https://topwar.ru
www.ahtubinsk.ru
https://ru.wikipedia.org

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ТИПА «КАЛИБР»
ПОДВИЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС СLUB-T
МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «КАЛИБР-М»
БЕРЕГОВОЙ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС CLUB-M
КОНТЕЙНЕРНЫЙ КОМПЛЕКС РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ «CLUB-K»
УНИВЕРСАЛЬНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «КАЛИБР» (CLUB)
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ИСКАНДЕР-М» («ИСКАНДЕР-Э»)
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 3К10 «ГРАНАТ»
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМ. М.И.КАЛИНИНА
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «СТАРТ»
«НОВАТОР» ОПЫТНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap