ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




533-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА САЭТ-60. 533-MM SPECIAL HOMING ELECTRIC TORPEDO SAET-60



533-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА САЭТ-60

533-MM SPECIAL HOMING

ELECTRIC TORPEDO SAET-60

Для эффективной самообороны подводных лодок от надводных кораблей в 1950-е годы в Советском Союзе начались работы по созданию морского подводного оружия. Предполагалось, что новые торпеды будут использоваться имеющимися и перспективными подлодками в качестве средства защиты от кораблей противника, что привело к формированию общего облика новых изделий. В случае с торпедой калибра 533 мм следовало создать оружие с системой самонаведения в горизонтальной плоскости и электрической силовой установкой, способной обеспечить дальность хода не менее 10-12 км. В связи с такими требованиями проект изначально получил обозначение ДЭСТ – «Дальноходная электрическая самонаводящаяся торпеда» и «Изделие 228».
Самонаводящаяся 533-мм торпеда «Изделие 228» разработана НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор») в сотрудничестве с СКБ завода «Двигатель», главным конструктором торпеды был П.В.Матвеев, заместители по ССН — Б.Н.Старовойтов, Г.М.Сорока.
К 1960 году сотрудники двух организаций-разработчиков завершили создание нового проекта. С целью повышения характеристик торпеда ДЭСТ должна была использовать некоторые новые агрегаты. В частности, она стала первой отечественной 53-см торпедой, оснащенной серебряно-цинковой аккумуляторной батареей с ампулированным электролитом. Аналогичную систему электропитания должна была получить и торпеда МГТ-1. Разработка батарей для двух новых торпед велась параллельно специалистами Научно-исследовательского аккумуляторного института (НИАИ, г. Ленинград).
К 1960 году сотрудники двух организаций-разработчиков завершили создание нового проекта. С целью повышения характеристик торпеда ДЭСТ должна была использовать некоторые новые агрегаты. В частности, она стала первой отечественной 53-см торпедой, оснащенной серебряно-цинковой аккумуляторной батареей с ампулированным электролитом. Аналогичную систему электропитания должна была получить и торпеда МГТ-1. Разработка батарей для двух новых торпед велась параллельно специалистами Научно-исследовательского аккумуляторного института (НИАИ, г. Ленинград).
Значительная часть конструкции торпеды была изготовлена из легких сплавов и титана. Торпеда имела два режима скорости: 42 и 35 узлов. Комплектовалась она серебряно-цинковой батареей одноразового действия ЗЭТ-1, не требующей подзарядки и вентиляции и позволяющей хранить торпеды на ПЛ в течение 12 месяцев. Скоростной режим движения торпеды (42 узла) применялся для сближения с целью, второй режим — для самонаведения торпеды на цель.
Торпеда имела акустическую пассивную систему самонаведения, работающую на принципе шумопеленгования цели. Проектированием этого изделия занимались А.А. Апрелков, Б.Н. Старовойтов и Г.М. Сорока. Для снижения уровня собственных шумов на хвостовой части уставлено обесшумливающее устройство. Сис-тема самонаведения имела радиус реагирования 600-800 м при скорости корабля-цели 16-24 узла Управление движением торпеды в автономном режиме и по командам ССН осуществлялось с помощью электрогироскопического прибора курса.
Торпеду ДЭСТ предлагалось оснащать фугасным боевым отделением весом 300 кг. Для инициации подрыва предлагались контактный и неконтактный взрыватели, позволявшие поражать цель как при прямом попадании, так и при проходе на небольшом расстоянии от нее. Также было разработано практическое зарядное отделение аналогичной массы, оснащенное системами регистрации параметров и аппаратурой для всплытия на поверхность после стрельбы.

«Изделие 228» стало первой отечественной 53-см торпедой, которую предлагалось оснащать аккумуляторной батареей нового типа. С целью повышения характеристик скорости и дальности хода вместо традиционной для того времени свинцово-цинковой батареи применили серебряно-цинковую с возимым ампулированным электролитом. Для торпеды ДЭСТ специалистами НИАИ была разработана одноразовая батарея «Изделие 512-1», также известная под обозначением ЗЭТ-1 («Заливающаяся электрическая торпедная, 1 модель»).
По общей архитектуре батарея «512-1» мало отличалась от других подобных изделий, однако имела важную черту. Для увеличения срока службы предлагалось транспортировать батарею с сухими отсеками. Жидкий электролит при этом должен был располагаться в отдельных резиновых резервуарах. Только в момент выстрела при помощи сжатого воздуха электролит должен был поступать внутрь батареи, активируя выделение энергии. В соответствии с первоначальным техническим заданием, батарея ЗЭТ-1 могла храниться без обслуживания (на подлодке) в течение трех месяцев. В дальнейшем доработки и совершенствования, проведенные по требованию флота, позволили довести срок хранения до 12 месяцев. Гарантийный срок хранения составлял 8 лет. Важной особенностью новой батареи было отсутствие необходимости вентиляции корпуса торпеды и регулярной подзарядки.
Торпеда ДЭСТ получила электрический двигатель ДП-2М стандартной для такого изделия биротативной схемы. От двигателя отходили два вала, жестко связанные с двумя соосными гребными винтами. Какие-либо редукторы или дифференциалы отсутствовали ввиду специфики конструкции двигателя.

Для управления на начальном участке траектории и выполнения команд системы самонаведения «Изделие 228» получило гидростат и электрогироскопический прибор курса. Задачей гидростата был вывод торпеды на заданную глубину, которую можно было установить в пределах от 2 до 14 м. Гироскоп прибора курса должен был следить за положением торпеды и возвращать ее в требуемое положение, подавая команды на рулевые машинки. После включения самонаведения автопилот получал команды от нее и гидростата, сохраняя глубину хода и корректируя курс.
Электрическая силовая установка на основе новой серебряно-цинковой батареи повышенной емкости позволила увеличить основные характеристики торпеды в сравнении с предыдущими аналогичными системами. Использованный на ДЭСТ двигатель мог работать в двух режимах с разной мощностью, разгоняя торпеду до 35 или 42 узлов. На максимальной скорости дальность хода достигала 13 км, на уменьшенной – 15 км.
В 1960 году торпеда ДЭСТ («Изделие 228») вышла на испытания, где показала себя с хорошей стороны. Несмотря на наличие некоторых недостатков, которые вскоре были исправлены, торпеду рекомендовали к принятию на вооружение. Соответствующий приказ был подписан в 1961 году (по другим данным, в начале 1960 года). При принятии на вооружение изделие ДЭСТ получило новое обозначение САЭТ-60 – «Самонаводящаяся акустическая электрическая торпеда обр. 1960 года». Серийное производство этого оружия поручили заводу «Дагдизель» (г. Каспийск).
В 1960-х годах торпеда САЭТ-60 модернизируется в целях повышения надежности работы ее агрегатов (пускорегулирующей аппаратуры, пневмогидравлической схемы и др. и улучшения баллистики движения на неустановившемся участке траектории.

В 1967 году на вооружение была принята модернизированная торпеда САЭТ-60М, созданная СКБ завода «Двигатель». От базового изделия она отличалась применением новой серебряно-цинковой батареи ЗЭТ-1М, оснащенной анодом из губчатого цинка. Также были доработаны приборы управления, взрыватель и т.д. Важным нововведением стало применение электромагнитного контактора для связи с аппаратурой ввода команд вместо базового пневматического.
В ходе модернизации основные параметры торпеды остались на прежнем уровне, однако выросла надежность и улучшились другие особенности эксплуатации, в том числе срок содержания на подлодке. Кроме того, максимальная скорость хода была увеличена до 43 узлов. На максимальной скорости САЭТ-60М могла пройти до 12 км.
В 1971 году на вооружение приняли еще одну модификацию «Изделия 228» – САЭТ-60А, предназначенную специально для подводных лодок проекта 705 «Лира». Появлению этой модификации оружия способствовали неоднозначные процессы в области вооружений подлодки. Специально для «Лир» был разработан новый торпедный аппарат, в конструкцию которого внедрили несколько оригинальных узлов. Одним из самых важных нововведений оказалась новая система ввода данных. Использованный электроконтактный ввод позволял решать поставленные задачи, но не был совместим с существующими торпедами. Как следствие, специалистам НИИ-400 и СКБ завода «Двигатель» пришлось разрабатывать новый вариант торпеды САЭТ-60 с электроконтактным приемником команд. По этой причине, в частности, до определенного времени изделие САЭТ-60А было единственной торпедой лодок проекта 705.
В 1975 году СКБ завода «Дагдизель» создало экспортный вариант торпеды САЭТ-60М – САЭТ-60МЭ. Конструкция этого оружия почти полностью повторяла базовую и отличалась лишь некоторыми особенностями.
Торпеда САЭТ-60 стала первым отечественным оружием своего класса, получившим серебряно-цинковую одноразовую батарею с возимым электролитом

На выставке ядерного оружия в Краеведческом музее г. Челябинск в 2015 году была представлена ядерная боевая часть торпеды калибра 533 миллиметра. Она принята на вооружение в 1967 году. Снята с вооружения в 1980 году. Масса 550 килограммов. Разработана всероссийским научно-исследовательским институтом автоматики имени Н. Л. Духова (Москва), главный конструктор А. А. Бриш.Серийное производство — приборостроительный завод (г. Трёхгорный).Применялась в составе парогазовых торпед, самонаводящихся акустических электрических торпед (САЭТ-60), дальноходных электрических самонаводящихся торпед (ДЭСТ-2) с подводных лодок проекта 671РТМ «Щука».
В дальнейшем специальные торпеды для самообороны ПЛ не создавались.

Модификации:
— САЭТ-60 (1960 г.) — базовая модель, пассивная акустическая система самонаведения (ССН). Радиус реагирования ССН по кораблю-цели со скоростью 16-24 уз — 600-800 м. Использована система обесшумливания на ХЧ. Прибор курса электрогироскопический.
— САЭТ-60М -(1967 г.) — модернизированный вариант, повышена надежность агрегатов, установлены новые аккумуляторные батареи, пневмоконтактор заменен электромагнитным; пассивная акустическая ССН создана на базе и по подобию ССН типа Zaunkonig германской торпеды G7EC (1943 г.). ССН не обеспечивала применение на большие дальности. Неконтактный взрыватель.
— САЭТ-60А / ДЭСТ-2 / изделие 228 (1971 г.) — модернизация ОКБ завода «Дагдизель». Модификация торпеды САЭТ-60М с электрическим вводом стрельбовых данных (ЭКВД) для ПЛА пр.705. В процессе разработки и испытаний, ССН аналогичная ССН торпеды САЭТ-60М. После запуска торпед в серию и принятия на вооружение скорее всего применялась ССН «Сапфир».
— САЭТ-60МЭ/изделие 228 (1975 г.) — экспортный вариант торпеды САЭТ-60М разработки ОКБ завода «Дагдизель».

ХАРАКТЕИСТИКИ

Характеристики

САЭТ-60 (ДЭСТ)

САЭТ-60М

Состояние

На вооружении с 1966 г.

На вооружении с 1969 г.

противокорабельная

Разработчик

СКБ з-да «Двигатель»

СКБ з-да «Двигатель»

Гл.конструктор

П.В.Матвеев

Kалибр, мм

533,4

533,4

Длина, мм

7800

7800

Вес торпеды, кг

2000

2000

Вес заряда, кг

300-400 (450)

300

Дальность хода, м

13000/15000

13000/15000

Скорость хода, уз

42/35

42/35-40

Тип двигателя

Электрический

Электрический

Аккумуляторы

Серебряно-цинковые

Серебряно-цинковые

Система управления

Пассивная акустическая ССН

акустическая ССН

Тип взрывателя

Неконтактный

Неконтактный

Глубина хода, м

2-14

2-14

Глубина пуска, м

150

Источники:
1. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
2. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008
3. ЦНИИ «Гидроприбор» и его люди за 60 лет. С.-Пб., «Гуманитарная академия», 2003 г.
4. https://topwar.ru
5. http://flot.com/
6. http://moremhod.info/
7. http://militaryrussia.ru/blog/topic-467.html
8. Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
9. Гусев Р.А. Такова торпедная жизнь. – С.-Пб.: Ива, 2003
10. Бозин Л.М. Очерки торпедной жизни. – С.-Пб., 2006
11. http://militaryrussia.ru
12. https://picturehistory.livejournal.com

533-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА САЭТ-50
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»



__      
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap