ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




533-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА САЭТ-50. 533-MM SPECIAL HOMING ELECTRIC TORPEDO SAET-50



533-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА САЭТ-50

533-MM SPECIAL HOMING

ELECTRIC TORPEDO SAET-50

Первые исследования по тематике самонаведения торпедного оружия в нашей стране начались в 1936 году. Специалисты Научно-исследовательского минно-торпедного института (НИМТИ) проработали несколько вариантов архитектуры систем наведения и выбрали пассивное акустическое. По некоторым данным, в то время даже удалось разработать и собрать опытный образец пассивной гидроакустической системы самонаведения, который в 1939 году смонтировали на серийной торпеде 53-38. В ходе опытов с этим изделием выяснилось, что парогазовая машина торпеды производит слишком большой шум, мешающий работе гидроакустики и не позволяющий ей находить цель. Попытки изменить режим работы двигателя не привели к каким-либо ощутимым результатам.
Многообещающая программа была возобновлена лишь в самом конце 1944 года. В середине сентября 1944-го в Кронштадт привели немецкую подлодку U-250 (тип VIIC). На борту лодки были обнаружены секретные документы, шифровальная машина Enigma, а также новейшие торпеды G7es (также известны под обозначениями T-V и Zaunkönig). Изучив трофейную торпеду, советские конструкторы приступили к разработке собственного аналога этого оружия.
Разработка первой отечественной самонаводящейся торпеды с пассивной системой самонаведения возобновилась с 1945 года. В отличие от начальных этапов разработки, которые велись с 1936 года, в качестве носителя системы самонаведения (СН) вместо торпеды 53-38 была принята электрическая торпеда.
Для ускорения разработки торпеды в ней были использованы конструкторские решения немецкой самонаводящейся торпеды T-V. Работы над торпедой велись в КБ завода «Двигатель» под руководством Н.Н.Шамарина Первоначально самонаводящаяся торпеда имела индекс САЭТ и разрабатывалась на базе ЭТ-80, а затем САЭТ-2 и разрабатывалась на базе ЭТ-46
В 1946 году на Каспийском море были проведены сравнительные испытания опытных торпед САЭТ и немецких T-V. Комиссия отметила, что САЭТ не уступает T-V и оценила результаты испытаний как удовлетворительные/
В 1949-1950 были проведены заводские и государственные испытания, в ходе которых было выполнено более 400 выстрелов.
В период с марта по август 1949 года на Черном море были проведены морские заводские испытания опытной партии торпед САЭТ-2 (Изделие 583), в ходе которых было произведено 218 выстрелов. С декабря 1949 года по апрель 1950 года на Северном море были проведены Государственные испытания САЭТ-2, в ходе которых было произведено 76 выстрелов, в том числе 2 боевых
Для проверки точности наведения торпеды САЭТ-2, а главное, для «наглядного» показа ее начальству было проведено 30 ночных выстрелов со световым прибором, установленным на торпеде. При всех выстрелах торпеда проходила под кораблем-целью в районе винтов с дальнейшем пересечением района миделя корабля За время хода торпеда проходила под кораблем до 8 раз и при маневрах уклонения корабля следовала за ним.
Государственные испытания торпеды САЭТ-2 сочли успешными. В 1950 году она была принята на вооружение подводных лодок под названием САЭТ-50, серийное производстве на заводе «Двигатель» началось в 1951 году.
Сборка первой серийной партии САЭТ-50 завершилась в 1951 году. Проверка этого оружия заставила специалистов заняться доводкой конструкции. Система самонаведения вела себя нестабильно, а неконтактный магнитный взрыватель показал недостаточную надежность. Ликвидация этих недостатков оказалась достаточно сложным и длительным делом. Первые боеспособные торпеды нового типа были переданы заказчику только в 1953 году.

Бортовая электронная аппаратура, реализующая амплитудный равносигнальный метод пеленгования, с помощью фазово-амплитудного преобразователя преобразовывала разность фаз напряжений в команды на органы управления торпедой в горизонтальной плоскости.
Как на немецком прототипе, на САЭТ четыре приемника были попарно разделены на два канала, правый и левый. Принимая сигналы с двух пар пластинок, электроника торпеды должна была сравнивать их силу и определять направление на цель. По результатам сравнения силы сигналов выдавались команды на рулевые машинки. Рабочая частота системы наведения для САЭТ равнялась 25 кГц. Радиус действия и реагирования зависел от типа цели. Так, корабль типа «эсминец» при скорости движения порядка 20 узлов можно было заметить с расстояния до 1 км. На 12-16 узлах та же цель могла быть замечена лишь с 600-800 м.
Дальность действия ССН, т. е. расстояние между торпедой и целью, на котором ССН принимает управление движением торпеды на себя при скорости торпеды САЭТ-50 23 уз и благоприятных гидрологических условиях при глубине хода 4 м и более составляла от 300 до 1000 м (при скорости корабля-цели от 12 до 20 уз соответственно).

Аппаратура СН торпеды могла обнаружить корабль-цель, идущий со скоростью 12 узлов на расстоянии до 300 м, и со скоростью 18-20 узлов на расстоянии 1000 м. Пуск торпеды мог производиться с ПЛ на глубине до 30 м. Аппаратура СН работала в режиме секторного поиска или в режиме кругового поиска. В первом случае при потере контакта с целью торпеда 1,5 сек. циркулировала, а затем двигалась прямолинейно. Во втором случае торпеда при потере контакта циркулировала до разрядки батарей.
Существенным ограничением акустической пассивной ССН было то, что она могла эффективно применяться только по кораблям идущим со скоростью от 12 до 16 узлов. При меньшей скорости хода корабля-цели резко падала дальность действия АПССН, а при больших скоростях она уже не могла догнать цель.
В последующие годы начались работы по модернизации торпеды САЭТ-50. В конструкцию торпеды была введена система обесшумливания, состоящая из двух колец на хвостовой части торпеды с отверстиями для выхода воздуха и носового обтекателя. Воздух из отверстий малого кольца при движении торпеды подавался в зону действия гребных винтов для уменьшения шумообразования кавитационного характера Воздух из отверстий большого кольца создавал завесу из пузырьков для экранирования шума гребных винтов
На приемоизлучающем устройстве аппаратуры СН был введен обтекатель, снижающий помехи гидродинамического характера. Эти мероприятия дали возможность, сохранив чувствительность СН увеличить скорость торпеды при самонаведении до 29 узлов, для чего была использована батарея из элементов БАМ-3, предназначавшаяся для прямоидущей скоростной электроторпеды, которая разрабатывалась в то время под индексом СЭТ.
В создании первой отечественной самонаводящейся торпеды под руководством Н.Н. Шамарина участвовали: Л.Н. Акатов, П.П. Балаболов, А.Г. Беляков, Г.И. Жигарь, Г.Д. Картажев, В.А. Косарев, А.В. Коссов, А.Х. Мезенцев, В.И. Назаров, И.Н. Нечипоренко, К.К.Орлов, Д.А. Петров, П.И. Фомичев, В.М. Шахнович, И.П. Яковлев. Лауреатами Государственной премии стали Н.Н. Шамарин, П.П. Балаболов, Г.Д. Картажев, Д.А. Петров, В.А. Косарев, И.Н. Нечипоренко, И.П. Яковлев.

Модернизированная торпеда под индексом САЭТ-50М была принята на вооружение в 1955 году, главным конструктором ее был С.Н Побегалов. Самым заметным нововведением проекта САЭТ-50М стало применение т.н. системы обесшумливания. Путем установки новых деталей предлагалось понизить уровень фоновых шумов, принимаемых гидроакустической антенной, и тем самым улучшить ее работу. Для защиты от лишних шумов антенну и ее приемники в лобовой части корпуса прикрыли новым скругленным обтекателем. В хвостовой части корпуса появились специальные кольца для выхода воздуха.
Повысить ходовые характеристики предлагалось при помощи новой аккумуляторной батареи. Вместо изделия В-6-IV в центральном отсеке корпуса смонтировали свинцово-кислотные аккумуляторы БАМ-3. В результате таких доработок максимальная скорость торпеды возросла до 29 узлов, а во время работы систем наведения она могла двигаться со скоростью до 20 узлов. Максимальная дальность хода определялась на уровне 6 км.
Скорость этой торпеды САЭТ-50М удалось повысить до 29 уз при сохранении чувствительности ССН за счет обесшумливания гребных винтов воздушной экранирующей завесой и снижения ходового шума специальной конструкцией носового обтекателя. Однако при всех улучшениях оставались все принципиальные недостатки АПССН этой торпеды.
Экспортный вариант торпеды САЭТ-50МЭ поставлялся во многие страны. Ориентировочно в середине пятидесятых годов торпеды САЭТ-50 пошли на экспорт. Первым и единственным зарубежным покупателем такого оружия стал Китай. Вначале он приобретал только готовые изделия, а после ухудшения отношений с Советским Союзом освоил производство собственной нелицензионной копии.

Первоначальное развитие электрических торпед «Yu-4» с серебрянно-цинковой АБ в Китае получило в конце 1950-е гг., на базе советских аналогов. Однако, программа «Yu-4» была отложена в 1963 г., поскольку приоритет развития был отдан парогазовым торпедам.
Головная организация по разработке морского подводного оружия (МПО) в КНР является 705-й НИИ.
Торпеда Yu-4 создана на базе советской САЭТ-50, документацию по которой передали КНР в 1958 году, только в 1980-м, что было прямым следствием внутриполитических процессов в КНР и показывало сложность обстановки, в которой находились разработчики МПО.
Торпеда САЭТ-50 стала первым серийным образцом семейства самонаводящихся торпед в СССР.

Модификации:
САЭТ – 1946 г., опытный вариант на базе торпеды ЭТ-80 с системой самонаведения немецкой торпеды Т-V.
САЭТ-2 – 1949 г., опытный вариант на базе торпеды ЭТ-46.
САЭТ-50 – 1950 г., серийный вариант.
САЭТ-50М – 1955 г., дальность хода – 6 км, скорость – 29 уз, свинцово-кислотная аккумуляторная батарея БАМ-3.
Yu-4 — аналог торпеды САЭТ-50 выпускался китайской промышленностью

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик – НИМТИ, НИИ-400
Главный конструктор – Н.Н. Шамарин
Изготовитель – завод «Двигатель».
Состояние: производство с 1951 г.
Носители подводные лодки
Калибр – 533 мм.
Дальность хода – 4 км.
Система наведения – акустическая пассивная система самонаведения (дальность обнаружения корабля класса «эсминец» идущего на скорости 12-16 уз – 600-800 м, на скорости 20 уз — до 1000 м)
ВВ – 300 кг.
Двигатель – электрический ПМ5-3М.
Энергоноситель – свинцово-кислотная аккумуляторная батарея В-6-IV.
Скорость – 23 узла, скорость при работе системы самонаведения — 15 узлов.
Глубина хода – 2-14 м., глубина пуска — до 120 м
Длина – 7454 мм.
Масса: торпеды – 1649 кг,

Источники:
1. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
2. http://www.russianarms.ru
3. https://topwar.ru
4. http://submarine-at-war.ru/
5. http://flot.com/
6. http://weapons-world.ru/
7. http://uboataces.com/
8. http://militaryrussia.ru/blog/topic-472.html
9. Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
10. http://allmines.net/

533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДАСЭТ- 53МЭ
533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-53Э
533-ММ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-53
533-ММ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ТОРПЕДА YU-4 (КИТАЙ)
533-ММ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА ЭТ-46
533-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА САТ
533-ММ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА ЭТ-80
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap