533-ММ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА ЭТ-80. 533 MM ELECTRIC TORPEDO ET 80


533-ММ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА ЭТ-80
533 MM ELECTRIC TORPEDO ET 80

12.08.2020
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА: ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БЕССЛЕДНАЯ ТОРПЕДА ЭТ-80

В экспозиции Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге можно увидеть уникальный экспонат — первую отечественную электрическую бесследную торпеду „ЭТ-80″. Эта торпеда калибром 533 мм осталось в истории в качестве первой советской торпеды с электрической силовой установкой.
В 1939 году было решено передать все работы по электрическим торпедам из НИМТИ в ЦКБ-39. Руководителем проекта стал Н.Н. Шамарин. Разработка проекта новой торпеды завершилась в 1940 году.
Заводом «Электросила» был разработан новый двигатель ПМ5-2 мощностью 80 кВт. Силовая установка, состоящая из новых батареи и двигателя, позволяла рассчитывать на получение высоких характеристик.
Торпеда ЭТ-80 в период с 5 сентября по 5 декабря 1940 г. проходила заводские испытания и показала положительные результаты. Руководство НКСП и НК ВМФ 13 января 1941 г. приняло решение об изготовлении установочной партии таких торпед для проведения государственных испытаний в 1941 г., но война отодвинула планы.
Изготовитель торпеды Завод им. Ворошилова № 231 (Уральск). В июле 1942 на заводе была выпущена партия торпед ЭТ-80 для государственных испытаний. На вооружение флота торпеда ЭТ-80 была принята в 1942 г.
Длина — 7,2 м, диаметр-—333 мм, вес боевого заряда—300 кг, скорость хода на дистанцию 4000 м — 23 узла.
ВТС «Бастион» 12.08.2020

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БЕССЛЕДНАЯ ТОРПЕДА ЭТ-80 В ЦВММ. 2004
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ


533-ММ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА ЭТ-80


Первые зарубежные и отечественные торпеды оснащались парогазовыми машинами, которые обеспечивали им высокие ходовые характеристики.
Опыт Первой мировой войны и послевоенное развитие теории боевого применения торпедного оружия показали, что одним из недостатков парогазовых торпед является наличие на поверхности воды следа, демаскирующего торпеду и создающего атакованному кораблю благоприятные условия для уклонения от торпед. Поэтому было принято решение по исследованию возможности использования в торпедах электродвижения.
Первые опыты по созданию электрических торпед в нашей стране относятся к концу двадцатых годов. Еще в 1929 году Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро) с участием нескольких специалистов в области электрических устройств из Академии наук СССР был разработан первый электродвигатель для торпед. Тем не менее, новому оружию требовался не только двигатель, но и аккумуляторная батарея. Создание этого устройства потребовало больших усилий и заняло достаточно много времени.
Работы по созданию специальной электрической батареи и электродвигателя, предназначенных для торпед калибра 533 мм начали в 1932 г. в Научно-исследовательском минно-торпедном институте (НИМТИ). Там были сформированы требования к перспективному двигателю и аккумуляторной батарее для торпед. Далее к проекту были привлечены некоторые другие организации. Так, ленинградской Центральной аккумуляторной лаборатории (ныне НИАИ «Источник») заказали разработку новой батареи, а завод «Электросила» должен был создать электрический двигатель.

В результате была создана аккумуляторная батарея В-1. Одновременно с ней разработали и изготовили два электродвигателя, лабораторные испытания которых прошли в 1935 г. В целом, специалистам электротехнической промышленности удалось решить поставленные задачи, однако результаты их работ не в полной мере удовлетворили заказчика. В ходе испытаний на базе НИМТИ и Центральной аккумуляторной лаборатории (ЦАЛ) было установлено, что двигатель от «Электросилы» имеет недостаточный коэффициент полезного действия, что усугубляло проблемы в виде малой емкости имеющейся батареи. Кроме того, для связи двигателя с двумя соосными винтами требовался дифференциал, который усложнял конструкцию силовой установки и производил неприемлемо сильный шум. Через несколько лет было установлено, что подобная машина, среди прочего, не позволит оснастить торпеду акустическими системами наведения.
Несмотря на неудачу, работы продолжились. Новый вариант электрической силовой установки для торпеды был предложен в 1936 году. Центральная аккумуляторная лаборатория представила свинцово-кислотную батарею типа В-1, а завод «Электросила» разработал двигатель ДП-4 мощностью 45 кВт. Характерной особенностью этого устройства были вращающиеся ротор и статор (т.н. биротативная схема), крутящий момент которых можно было передавать на два гребных винта.
Аккумуляторная батарея и двигатель нового типа были переданы НИМТИ, где прошли их предварительные испытания. Первые проверки показали, что торпеда с такими системами будет уступать существующим парогазовым изделиям.
В течение 1937-1938 гг. изготовили две опытовые электрические торпеды ЭТ-45 с электродвигателем ПМ-45 мощностью 45 кВт. В ходе проведения морских испытаний этих торпед выявился ряд конструктивных недостатков. Площадкой для проверки опытного оружия стала недавно построенная пристрелочная станция на Каспийском море.

Двигатель ПМ-45 нормального исполнения с вращающимся якорем и неподвижной магнитной системой обладал низким КПД, нуждался в установке дифференциала для передачи вращения на два гребных винта и не обеспечивал торпеде приемлемых динамических характеристик
На основе анализа результатов проектирования и испытаний торпеды ЭТ-45 в 1938 г. разработали принципиально новый электродвигатель ПМ5-2, разработанный и изготовленный на заводе «Электросила» под руководством Р.И.Ласточкина, с вращающимися в разные стороны якорем и магнитной системой (биротативный тип). Этот двигатель имел стальной магнитопровод естественное охлаждение, достаточно высокий КПД, удовлетворительную мощность (80-80,5 кВт) при сравнительно малых габаритах и работал одновременно на два винта противоположного вращения. Параллельно создали и новую аккумуляторную батарею В-6. состоявшую из 80 свинцово-цинковых аккумуляторов емкостью 65 А-час при разрядном токе 830 А.

В 1939 году было решено передать все работы по электрическим торпедам из НИМТИ в ЦКБ-39. Руководителем проекта первой торпеды такого класса стал Н.Н. Шамарин. Это конструкторское бюро, работая совместно с другими предприятиями, вскоре успешно завершило решение поставленной задачи. Силовая установка, состоящая из новых батареи и двигателя, позволяла рассчитывать на получение высоких характеристик.
Разработка проекта новой торпеды завершилась в 1940 году. Вскоре стартовала сборка опытных изделий, которые планировалось использовать в испытаниях. Для упрощения и ускорения разработки было решено активным образом использовать существующие узлы и агрегаты. Основным источником запчастей должна была стать имеющаяся парогазовая торпеда 53-38. У нее с некоторыми доработками заимствовали корпус, боевое отделение и т.д.

Корпус базовой торпеды заимствовался с минимальными изменениями, связанными с использованием новой силовой установки. При этом компоновка внутренних объемов была серьезно изменена ввиду применения новых агрегатов. Корпус имел цилиндрическую форму и оснащался полусферическим головным обтекателем, а также конической хвостовой частью с Х-образным стабилизатором. Общая длина изделия составляла 7488 мм, диаметр – 533 мм. Общая масса – 1800 кг.
В головной части новой торпеды поместили боевое отделение с 400 кг взрывчатого вещества и двумя инерционными взрывателями.

Позади боевого отделения, на месте резервуара для воздуха и баков для топлива, использовавшихся в составе 53-38, поместили крупную и длинную аккумуляторную батарею В-6-П. Сравнительно компактный электродвигатель ПМ5-2 помещался в хвостовом обтекателе корпуса. В небольшом пространстве между батареей и двигателем поместили автоматику управления торпедой. Система управления была без изменений заимствована у базовой торпеды: гироскопический прибор Обри и гидростат должны были следить за положением торпеды в пространстве и управлять перекладкой рулей для сохранения заданного курса.

К 1940 году новый проект был разработан, после чего стартовала сборка опытных образцов. К этому времени проект получил условное обозначение «Изделие 115». Сборку опытного оружия поручили ленинградскому заводу им. К.Е. Ворошилова, уже имевшему большой опыт в строительстве торпед. В начале осени опытные образцы торпеды доставили на одну из пристрелочных станций для проведения первых испытаний. Эти стрельбы прошли с сентября по декабрь 1940 года. В ходе этих проверок было установлено, что новая торпеда способна развивать скорость до 29 узлов и атаковать цели на дальности 4 км. Глубина хода устанавливалась в пределах от 1 до 14 м.

ЦКБ-39 смогло предъявить новую торпеду на государственные испытания только после начала Великой Отечественной войны. Испытания проводились флотом в достаточно сложных условиях, однако прошли успешно. После проведения государственных испытаний торпеду в 1942 г. приняли на вооружение под обозначением ЭТ-80.
Серийное производство торпед ЭТ-80 началось в конце 1942 г. Его ускорению способствовал такой случай. В декабре 1942 г. в районе Поти на берег выскочила немецкая торпеда Ж-7Е. Знакомство с ней двух наркомов: ВМФ — Н.Г. Кузнецова и судпрома — И.И. Носенко и привело к форсированию производства советской электрической торпеды. Пять первых торпед ЭТ-80 в боевой комплектации поступили на Северный флот в начале 1943 г. 5 мая 1943 г. на одном из полигонов Северного флота с подводной лодки по скале был произведен первый выстрел боевой торпедой. Вскоре торпеда ЭТ-80 была включена в состав боекомплекта действующих подводных лодок. За создание первой отечественной электроторпеды ее главный конструктор Н.Н.Шамарин и группа специалистов были удостоены в 1943 г. Сталинской премии.
Пять первых боевых торпед ЭТ-80 поступили на Северный флот в начале 1943 г. Всего во время войны советские подводники успешно использовали 16 электрических торпед.

Уже в 1943 г. на Север поступили первые три электрические торпеды, а в 1944 – еще 55. С лета 1944 ЭТ-80 стали подавать на корабли: по четыре принимали «С-15», «С-102» и «С-103»; по восемь – «С-51», «С-101» и «Щ-402»; шесть – «Л-15»; итого 42 изделия. Однако только 14 из них применили в реальных боевых действиях, одна попала в цель.
Первые атаки: 24 августа 1944 г. подводная лодка С-15 (капитан 3 ранга Г.И. Васильев) атаковала четырьмя торпедами ЭТ-80 крупный транспорт. Две торпеды попали в цель, транспорт затонул. 10 сентября 1944 г. подводная лодка С-51 (капитан 3 ранга И.М. Колосов) обнаружила конвой — два транспорта и три корабля охранения. Сократив дистанцию с одним из транспортов до 7 каб., командир выстрелил четырьмя торпедами ЭТ-80. Две торпеды попало в корабль охранения который мгновенно затонул, одна торпеда попала в транспорт — потерял ход и загорелся.
В определенной степени небольшое количество использованных ЭТ-80 объясняется тем, что командиры подлодок не любили эти торпеды и всячески уклонялись от приема их на борт. Во-первых, им не нравилась их маленькая скорость, что требовало более точного определения элементов движения цели. Во-вторых, только на Севере имели место три взрыва аккумуляторных батарей ЭТ-80, в том числе один раз на борту «С-101» в море. Дело дошло до того, что 22.5.1944 по приказу Наркома ВМФ на Северном флоте подводная лодка «Л-20» провела демонстрационные практические и боевые стрельбы торпедами ЭТ-80, а заодно и 53-39.
Также имеются сведения о поставках подобных торпед Балтийскому и Тихоокеанскому флотам.

На Балтике ЭТ-80 не применяли, хотя это могли делать как минимум «М-90», «М-96», «М-102», «Щ-303», «Щ-307», «Щ-309», «Щ-310» и «Л-3». На Дальнем Востоке к началу войны с Японией ЭТ-80 готовы были принять «Щ-121», «Щ-124» и «Щ-136».
Низкая скорость движения торпеды усложняла попадание в цель, а невысокая надежность приводила к авариям. Например на Северном флоте имели место три взрыва аккумуляторных батарей ЭТ-80, в том числе один раз на борту С-101 в море.
Несмотря на крайне ограниченное применение, торпеда ЭТ-80 осталась в истории отечественного флота в качестве первого оружия своего класса с электрической силовой установкой.
За создание первой отечественной электроторпеды ее главный конструктор Н.Н. Шамарин и группа специалистов были удостоены в 1943 г. Сталинской премии 1 степени:
• Конструкторы з-да им. Ворошилова № 231: Шамарин Николай Николаевич (главный конструктор), Жигарь Григорий Иванович, Горбунов Валентин Дмитриевич
• Ласточкин Ростислав Иванович, инженер завода № 659,
• Болкунов Григорий Васильевич, научный сотрудник завода № 389,
• Симонов, Александр Иванович, конструктор завода № 702,
• Брыкин, Александр Евстратьевич, инженер-капитан 1 ранга, начальник НИМТИ 1932-1939, на момент присуждения премии – начальник минно-торпедного факультета ВМА.
Большая часть серийных торпед ЭТ-80 встретила конец Великой Отечественной войны на складах флота. В 1946 году на базе проекта ЭТ-80 и немецких наработок была создана торпеда ЭТ-46.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик НИМТИ, ЦКБ-39,
з-д им. Ворошилова № 231
Главный Конструктор
Конструкторы Н.Н. Шамарин
Г.И. Жигарь, В.Д. Горбунов
Изготовитель З-д им. Ворошилова № 231 (Уральск)
Калибр, мм 533
Дальность хода, м 4000
Мощность двигателя, кВт 80
Скорость хода, уз 29
Глубина хода, м 1-14
Длина, мм 7488
Общий вес, кг 1800
Вес заряда, кг 400

Источники:
1. А.В.Карпенко «Исторический обзор развития отечественного торпедного вооружения», рукопись
2. Платонов А.В. – Энциклопедия советских подводных лодок. 1941 – 1945. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2004
3. О.П.Рекшан. Торпеды и их создатели. С.-Петербург, 1992 г.
4. Ю.Л. Коршунов. А.А. Строков. Торпеды СМФ СССР. С-Пб. Гангут. 1994г.
5. http://submarine-at-war.ru
6. https://wiki.wargaming.net
7. https://topwar.ru
8. http://allmines.net

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БЕССЛЕДНАЯ ТОРПЕДА ЭТ-80 В ЦВММ. 2004
533-ММ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА ЭТ-46
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»
533-ММ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ТОРПЕДЫ
МИННО-ТОРПЕДНОЕ, ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap