ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+


ЭКРАНОПЛАН «СПАСАТЕЛЬ». EKRANOPLAN «SPASATEL'»


ЭКРАНОПЛАН «СПАСАТЕЛЬ»
EKRANOPLAN «SPASATEL'»

08.08.2019

Тяжелые экранопланы, которые могли бы существенно упростить процесс тушения крупных лесных пожаров, разработаны в России, сообщил журналистам в среду председатель совета директоров — генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева Георгий Анцев.
«Если говорить о пожарах, у нас есть серьезные проработки по развитию экраноплана «Спасатель», где мы уходим в тоннажи от 500 до 700 тонн. Мы имеем серию предложений по строительству экранопланов, где можно уже говорить о задачах пожаротушения», — сказал Анцев.
По его словам, такой экраноплан мог бы брать в качестве нагрузки порядка 200 тонн воды и сбрасывать её за то же время, за которое самолеты Ил-76 сбрасывают лишь 40 тонн. Анцев напомнил, что преимущество экранопланов в том, что воду не нужно закачивать на аэродромах из пожарных цистерн, как это сейчас происходит с Ил-76. Это занимает много времени и технически сложно. Экранопланы могут брать воду на крупных реках или больших водоемах.
Анцев напомнил, что такие характеристики экраноплана, как избыточная масса, характерная для машин повышенной прочности, рассчитанных на хорошую работу в условиях частых гидроударов, компенсируются экономичностью при полете в режиме экрана. Кроме того, экранопланы неприхотливы к местам базирования – они могут стоять на воде или выходить на берега с небольшим уклоном (до 5%).
Он добавил, что не считает экранопланы панацеей при тушении лесных пожаров, но отметил их эффективность в борьбе с крупными очагами.
«При катастрофе не бывает какого-то одного средства. К чему-то все равно придется добираться и тушить на самолете и вертолете, куда-то придется добираться пешком. При пожарах высокой интенсивности и битве за площади экраноплан дает существенный выигрыш по массе сбрасываемой воды на единицу площади за более короткое время. Если говорить об интенсивных возгораниях, это помогает «давить» очаг», — сказал генконструктор.
РИА Новости


ЭКРАНОПЛАН «СПАСАТЕЛЬ»


«Спасатель» спроектирован на основе классического советского экраноплана «Лунь» проекта 903. Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек.
7-го апреля 1989 года, в норвежском море погибала атомная подлодка «Комсомолец». Оставшиеся в живых члены команды, покинули горящую лодку. До своего берега было 1000 км, ветер, ледяная вода, шторм.Гидросамолёты сесть не могли, плавбаза не успевала.
Сброшенные авиацией спасательные плоты, разметало ветром. Погибло 42 человека.
После этой катастрофы правительством было принято решение о создании для ВМФ опытного поисково-спасательного экраноплана (ПСЭ).
За основу ПСЭ был взят ракетный экраноплан Лунь. Корпус очередного экраноплана Лунь и основные системы движения на тот период были уже смонтированы, но дальнейшая постройка, ввиду конверсии производства, прекращена. К 1991 г. был закончен технический проект ПСЭ, выполнявшийся параллельно с доработкой и переоборудованием экраноплана в эллинге.
В средней части ПСЭ расположен медицинский блок, состоящий из операционной, реанимационной и послеоперационной палат, перевязочной и других медицинских помещений с соответствующим оборудованием, в том числе, противогопотермическим и для дезактивации спасенных.
В «кормовой» части — помещения для спасенных, оборудованные авиационными креслами и специальными койками-носилками, а также помещение для спасенных на платформе в носовой части корпуса.
В перекрестии киля и стабилизатора расположено помещение поста наблюдения, из которого осуществляется приборный и визуальный поиск объектов и людей, а также управление спасательной операцией после посадки экраноплана на воду.
Поисковое оборудование ПСЭ состоит из оптической, телевизионной, инфракрасной поисковой аппаратуры, двух радиолокационных станций, одна из которых имеет высокую разрешающую способность, радиолокационных и связных пеленгаторов, мощных прожекторов и др. ПСЭ Спасатель оборудован автоматизированным навигационным комплексом.
Для ПСЭ Спасатель разработана схема применения экраноплана в поисково-спасательной операции:
1) дежурный экраноплан находится в пункте базирования с готовностью выхода в море 15 мин.
2) по тревоге на экраноплан принимается команда медработников и команда спасателей (в зависимости от типа аварии).
3) после получения приказа на выход в море экраноплан выруливает на гидродром, взлетает и осуществляет перелет в экранном режиме в район аварии.
4) при приближении к району нахождения аварийного объекта экраноплан выполняет подлет на высоту 100—300 м и производит поиск объекта подобно самолету.
5) после обнаружения аварийного объекта и обозначения его радиолокационными буями-ответчиками экраноплан совершает посадку.
6) затем экраноплан подходит на расстояние несколько десятков метров к аварийному объекту, ложится в дрейф и разворачивает спасательные работы, используя самоходные надувные спасательные шлюпки для подбора и доставки потерпевших в район закрылков экраноплана.
7) здесь при помощи посадочных пневматических устройств спасатели и медработники поднимают людей на крыло и размещают в помещениях.
Базирование экраноплана с целью обеспечения выхода в море в кратчайший срок предусмотрено на плаву у стационарных или плавучих причалов.
Работы по этому проекту в 1990-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.

В аппарате главнокомандующего Военно-морским флотом России в начале 2019 года заявили, в нашей стране продолжается активная работа по созданию транспортно-десантного экраноплана «Спасатель» для использования при поисково-спасательных операциях в Арктике и Тихом океане, а также доставки грузов на удаленные военные базы. Исполняет этот заказ военных Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева.
Новый экраноплан будет оснащаться рампой, облегчающей погрузку и выгрузку бойцов и техники. Он сможет перевозить до 500 человек с вооружением со скоростью 550 км/ч. По мобильности «Спасатель» намного превзойдет обычные десантные корабли. К тому же экранопланам не страшны минные заграждения и торпеды противника, а из-за малой высоты полета их трудно обнаружить радаром.
Он будет иметь длину 93 метра и размах крыла в 71 метр. Экраноплан будет оборудован колесным шасси и будет иметь возможность совершать взлет и посадку на ледяной поверхности. Наряду с этим, воздушное судно будет располагать особой воздушной подушкой, благодаря чему сможет скользить по поверхности моря и по промерзшему грунту. Летательный аппарат сможет оказывать содействие Северному и Тихоокеанскому флотам в формировании спасательных подразделений, которые будут заниматься поставкой продовольствия воинским частям, находящимся в отдаленных труднодоступных районах. Из-за своей исключительной пригодности использования в полярных районах, экраноплан «Спасатель» также прозвали «Арктическим чудищем».
Помимо всего прочего, «Спасатель» будет использовать стелс-технологии и технологии искусственного интеллекта, в нем будет размещена сверхпроводящая электрическая двигательная установка, способная поглощать шумы и заглушать радиоволны, инфракрасные волны, свет, звук, электромагнитные волны и прочие физические сигналы. Наряду с этим, он будет оснащен передовыми системами вооружения, которые в значительной степени повысят его стелс-характеристики, маневренность и способность проникновения к цели (преодоления системы противовоздушной обороны).
Если все будет происходить так, как планируется, то первые испытанные образцы «Спасателя» появятся уже в 2025 год.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вес – 600 т
Длина – 93 м
Размах крыла – свыше 70 м
Скорость – до 550 км/ч

Источники: inosmi.ru, www.niann.ru, sea-transport.ru, ilsvik.ru и др.

МОДЕЛЬ ЭКРАНОПЛАНА «СПАСАТЕЛЬ» ПРОЕКТА 903 НА МВМС-2011
МОДЕЛЬ ЭКРАНОПЛАНА «СПАСАТЕЛЬ» ПРОЕКТА 903 НА МВМС-2009
РАКЕТНЫЙ ЭКРАНОПЛАН ПРОЕКТА 903 «ЛУНЬ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПО СУДАМ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ИМЕНИ Р.Е.АЛЕКСЕЕВА



__      
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap