ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДЕСАНТНЫХ КОРАБЛЕЙ. DESIGN AND CONSTRUCTION OF RUSSIAN LANDING CRAFT


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДЕСАНТНЫХ КОРАБЛЕЙ
DESIGN AND CONSTRUCTION
OF RUSSIAN LANDING CRAFT

Вопрос о постройке специальных десантных судов был поставлен перед УВМС Штабом РККА в ноябре 1928 г. Не имея средств для реализации замысла армейцев, руководство РККФ ограничилось тогда проработкой в Учебно-строевом управлении положения для десантных отрядов и обсуждением его в НТК. В сентябре следующего года с инициативой создания опытного десантного отряда и специальных судов для него выступил командующий войсками Ленинградского военного округа М. Н. Тухачевский. Его поддержал начальник Штаба РККА Б. М. Шапошников. Предполагаемое водоизмещение десантного судна составляло 150—180 т, скорость 10 и 12 уз (2 варианта). Из-за смены высшего военного руководства, вызванного сталинскими репрессиями, вопрос повис в воздухе.
К десантным судам вернулись только в 1940 г., когда в составе Краснознаменного Балтийского флота была сформирована бригада морской пехоты. Для десантирования подразделений бригады Балтийским заводом в том же году были построены четыре самоходные десантные баржи СБ-1 — СБ-4 водоизмещением по 720 т каждая (главные размерения 69,5 х 14,5 х 0,92 м). При мощности дизельного двигателя 280 л. с. баржи типа СБ развивали скорость всего 6 уз, при дальности плавания до 1900 миль. Вооружались они 7,62-мм пулеметами.
Кроме десантных барж перед войной строились также небольшие десантно-высадочные суда — самоходные десантные тендеры. Их проект был разработан на судоремонтном заводе ВМФ в Таллине по указанию командующего Балтийским флотом. На этом же заводе заложили шесть тендеров, которые имели водоизмещение около 40 т и могли принимать до 50 десантников с личным вооружением или 12—15 т грузов.
Для речных и озерных переправ предназначался десантный катер — десантный мотобот проекта 165, который к началу 1942 г. был разработан в ЦКБ-51 под руководством П. А. Балуева. При водоизмещении 15,5 т и осадке 0,6 м (длина 14,6, ширина 3,4 м) катер мог перевозить и высаживать на берег до 60 десантников с личным вооружением. Имея экипаж 3 чел., мореходность 4—5 баллов и радиус действия около 150 миль, он мог удаляться от берега на расстояние до 20 миль. Варианты двигательной установки предусматривали применение двух автомобильных бензиновых моторов мощностью от 38 л. с. (ГАЗ-ММ) до 87 л. с. (ЗИС-5) каждый. Скорость полного хода на тихой воде ожидалась до 8,5 уз.
В КБ завода 343 в Гороховце, которому в начале 1942 г. поручили серийную постройку мотоботов, проект доработали. В 1943—1944 гг. 40 десантных ботов были выпущены в варианте катеров ПВО с установкой 37-мм орудия и 12,7-мм пулемета. Спаренные корпуса десантных ботов были использованы при перевозке через реки орудий, а также для оборудования самоходных плавбатарей речных флотилий. Одиннадцать таких батарей водоизмещением по 33 т (вооружение: одно 100-мм орудие, два пулемета ДШК, скорость 5 уз) были построены в 1943—1944 гг.
В январе 1943 г. боты пр. 165 стали использовать на Черном море, где выявилась необходимость улучшения их мореходных качеств. С учетом этого в судоремонтных мастерских Черноморского флота проект был доработан и организована постройка близкого к пр. 165 деревянного мотобота (построено 12 единиц). Подобный мотобот — ДМБ (десантный морской бот) — был создан в металлическом варианте на заводе 343. При водоизмещении 20 т (длина 13,6 м, ширина 3,85 м, высота борта — около 1,4 м) ДМБ-100 принимал до 100 десантников. Импортный мотор «Континенталь» обеспечивал ему скорость до 9 уз и 120-мильную дальность плавания.
Головной бот был сдан в декабре 1943 г., а затем запущен в серию. Всего было построено более 160 ДБ и ДМБ в разных вариантах по материалу корпуса и вооружению.
В 1941—1945 гг. на заводе 5 в Ленинграде была построена большая серия десантных судов — тендеров и деревянных десантных катеров типа К-ЗИС-5, всего 128 единиц.
Кроме десантных мотоботов на Дальнем Востоке в 1941— 1943 гг. были построены четыре несамоходные десантные баржи типа А (водоизмещение 1055 т) и столько же типа Г (водоизмещение 590 т, три достроены в качестве плавбатарей ПВО). В ЦКБ-32 разрабатывался проект более совершенного десантного корабля, но в годы войны он не смог быть реализован.
Одним из серьезных недостатков довоенных кораблестроительных программ было отсутствие в них десантных кораблей, способных обеспечить высадку на необорудованное побережье войск с боевой техникой. При составлении плана военного кораблестроения на 1946—1955 гг. было намечено построить 195 десантных кораблей, включая корабли ближнего и дальнего действия пр. 145 и 185, но возможности судостроительной промышленности не позволили реализовать этот замысел.
В 1950 г. ЦКБ-50 разработало проект 450 (главный конструктор Е. С. Толоцкий) сухогрузного транспорта с десантными воз¬можностями (полное водоизмещение 660 т), способного принимать три средних танка. Суда этого проекта строились в 1951—1955 гг. для Минморфлота и ВМФ на заводах 196 «Судомех» в Ленинграде и 369 в Сретинске. С 1955 г. их строили по улучшенному пр. 450Б (полное водоизмещение 760 т). Всего в 1951—1958 гг. для ВМФ и гражданских заказчиков на указанных выше заводах было построено 75 судов пр. 450 (40 единиц) и 450Б (35 единиц).
Идея конструктивного совмещения сухогрузного транспорта с десантным кораблем была развита в пр. 568 (ЦКБ-50, главный конструктор Е. С. Толоцкий) более крупного судна (водоизмещение около 2000 т, дизельная энергетическая установка мощностью 2×1100 л. с, скорость 12,2 уз, дальность плавания 2000 миль). В его десантном варианте (пр. 572) предусматривалась возможность приема четырех тяжелых или пяти средних танков или 225 десантников с легкой подвижной техникой. В середине 1950-х гг. завод 872 в пос. Жовтневое вблизи Николаева построил четыре судна пр. 568 и три пр. 572 для ВМФ (сданы в 1957-1959 гг.).
Во второй половине 1950-х гг. завод 5 и ряд других строил самоходные десантные баржи типов «Танкист» (Т-4м) и «Артиллерист» (А-3), способные принимать один средний танк.
Во втором послевоенном десятилетии началось строительство для отечественного флота специально спроектированных десантных кораблей. Разработка их проектов была на¬чата ЦКБ-50 еще в начале 1950-х гг. Средний десантный корабль (СДК) пр. 188 (главный конструктор И. И. Кузьмин) и малый (МДК) пр. 189 (главный конструктор Н. Г. Лощинский, затем И. И. Кузьмин) являлись по существу более быстроходными (до 14—15 уз) специализированными аналогами транспортных судов с десантными возможностями пр. 572 и 450Б соответственно.
Десантные корабли пр. 188 имели водоизмещением около 1500 т и грузовой трюм со съемным закрытием, в которых располагались штатные помещения для 82 десантников. На грузовую палубу могли приниматься 3 тяжелых или 5 средних танков или до 10 единиц более легкой подвижной техники и до 347 десантников.
Малые десантные корабли пр. 189 имели сходную архитектуру, водоизмещение около 500 т и могли принимать по 4—5 единиц более легкой техники с десантом до 162 человек. Корабли пр. 188 и 189 вооружались 57-мм и 25-мм артиллерией без радиолокационного управления стрельбой.
Строительство малых серий кораблей обоих проектов велось на заводе 870 в Выборге, где было сдано ВМФ шесть средних пр. 188 (1958—1963 гг.) и шесть малых пр. 189 десантных кораблей (1956—1965 гг.). На этом строительство средних десантных кораблей водоизмещающего типа в СССР прекратилось, а пополнение ими флота осуществлялось за счет поставок из Польши.
Начиная с 1963 г. Северной верфью в Гданьске последователь¬но строились близкие по своим элементам средние десантные ко¬рабли пр. 770Т, 770Д, 770МА (полное водоизмещение около 800 т, скорость хода до 19 уз), вооруженные двумя спаренными 30-мм автоматами АК-230 с радиолокационным управлением стрельбой, а также реактивными системами залпового огня (РС30) с двумя ПУ для стрельбы по береговым целям.
Затем в Польской Народной республике в 1974-1990 гг. строились большие десантные корабли проекта 775 для ВМФ СССР. Было построено 28 больших десантных кораблей пр. 775 с близкими к пр. 1171 элементами но с увеличенной до 18 уз скоростью и усиленным вооружением. Они проектировались для переброски морем до батальона морской пехоты с вооружением и техникой.
В план военного судостроения на 1959—1965 гг. включили проектирование и строительство четырех больших десантных кораблей пр. 1171. Кроме того, как и в предыдущие годы, намечалось создать мобилизационный резерв десантных сил за счет строительства гражданских судов двойного назначения, т. е. пригодных в случае мобилизации для использования в качестве десантных кораблей и транспортов.
В июне 1959 г. ЦКБ-50 Минморфлотом было выдано согласованное с ВМФ задание на разработку по Правилам Регистра СССР сухогрузно-трейлерного судна пр. 1173 грузоподъемностью 1000—1500 т, скоростью 16 уз, способного перевозить и десантировать воинское подразделение с подвижной техникой общей массой 350 т (включая около 300 человек личного состава).
В дальнейшем, учитывая близкое назначение судов пр. 1173 (при мобилизационном использовании) и 1171, в июле 1960 г. эти проекты объединили в одну разработку — пр. 1171 «Тапир» (главный конструктор И. И. Кузьмин).
С 1966 года ЦКБ-50 стало именоваться Западным ПКБ, а конструкторская группа и главный конструктор И.И.Кузьмин из Западного ПКБ была переведена в Невское ПКБ, где и продолжило проектирование БДК новых типов и проектов.
БДК проекта 1171 имели полное водоизмещение около 4000 т, они могли транспортировать и высаживать на берег 313 человек с вооружением и 22 единицы техники (включая 7 средних танков), или до 20 средних танков. В 1966-1975 гг. построено 14 таких кораблей (головной «Воронежский комсомолец») четырех модификаций. БДК проекта 775 имели близкие к проекту 1171 элементы и десантовместимость, но более сильное вооружение и увеличенную скорость хода. Суда пр., 1171 строились на судостроительном заводе «Янтарь». Для ВМФ СССР было построено 28 таких кораблей.
В развитие пр. 1171 ВМФ в начале 1964 г. выдал ЦКБ-17 ТТЗ на проектирование большого десантного корабля нового типа (пр. 1174 «Носорог»), приспособленного для действий в океанской зоне (главный конструктор П. П. Милованов). В эскизном проекте предусматривалась разработка двух вариантов корабля: с доковой камерой и без нее (основной вариант). Энергетическая установка планировалась дизельной, а главные размерения и водоизмещение условиями постройки на заводе 870 (Выборгский судостроитель¬ный завод). Новый большой десантный корабль предназначался для высадки на побережье с малым уклоном дна, в условиях противодействия противника, что требовало наличия на нем не только вооружения самообороны, но и средств подавления отдельных огневых точек на берегу, повышенных скорости, живучести и непотопляемости.
Откорректированный технический проект был утвержден в мае 1968 г. Полное водоизмещение корабля составило около 13 000 т, а скорость полного хода около 21 уз. Предусматривались прием и высадка на необорудованное побережье мотострелкового батальона численностью 440 чел. с 80 БТР или БМП или около 50 средних танков. По универсальности средств высадки десанта (сочетание плавсредств в доковой камере, носового высадочного устройства и вертолетов) большой десантный корабль пр. 1174 не имеет аналогов в мировом кораблестроении.
Еще не давно мы имели в боевом составе и значительно большие БДК проекта 1174 типа «Иван Рогов» (полное водоизмещение 13000 т), которые разработали конструкторы Невского ПКБ (ЦКБ-17, гл. конструктора П.П.Милованов, Б.М.Пикалкин) и три корабля серии построены в 1978-1989 гг. на заводе «Янтарь».
Сегодня эти корабли находятся в резерве, фактически стоят у стенки и в боевой подготовке практически не принимают участия. Эти БДК имеют и выдвижную аппарель для выхода техники на берег, и док-камеру для десантных катеров, и транспортно-боевые вертолеты Ка-29 для огневой поддержки и транспортировки десантников по воздуху. Но в силу ряда причин корабли этого типа возможно оказались достаточно сложными для эксплуатации Советским и российским ВМФ.

Следует отметить, что еще в советское время, был разработан проект десантного корабля проекта 11780, который обладал еще большими возможностями, чем «Иван Рогов». Разрабатывался проект 11780 Невским ПКБ в течение 1980-х годов как уменьшенный аналог американского УДК типа «Тарава», за что получил неофициальное прозвище «Иван Тарава». По указанию Главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова в развитие БДК проекта 1174 была начата разработка полноценного универсального десантного корабля, разработка которого велась все 1980-е годы.
Первоначально назначением корабля были только десантные операции. УДК должен был иметь сплошную палубу, что позволяло использовать как вертолеты, так и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Генштаб предложил превратить корабли проекта 11780 в универсальные авианесущие корабли, оснастив их носовым трамплином и обеспечив базирование и других самолетов. Универсальный десантный корабль проекта 11780 имели водоизмещение около 25 000 т.
При водоизмещении около 25 тысяч тонн, советский корабль должен был нести до двух батальонов морской пехоты (1000 человек), до 30 летательных аппаратов и, разумеется, десантные корабли на воздушной подушке – от 2 до 4 в зависимости от размеров, либо большее количество меньших по размерам десантных катеров. В доковой камере – четыре десантных катера пр. 1176 или два десантных катера на воздушной подушке пр. 1206.
Но проект 11780 не был реализован, хотя конструкторы надежд не теряют, и на 1-ом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге 2003 года было предпринята попытка показать такой корабль.
Малыми десантными кораблями флот пополнялся за счет приема спроектированных ЦПКБ-2 Минморфлота и строившихся для различных заказчиков морских самоходных барж пр. 106 с открытым трюмом и носовым откидным мостом для приема и выгрузки автомашин. При полном водоизмещении около 300 т и скорости хода 10,5 уз они могли принимать по два средних танка. В 1963—1965 гг. было построено более 60 таких судов.
На базе пр. 106 ЦКБ-50 по заказу ВМФ разработало пр. 106К «Сайгак» (главный конструктор Е. С. Васильев) несколько увеличенного малого десантного корабля. По нему в 1965—1970 гг. было сдано 28 единиц. Постройка судов по этим проектам велась на не¬скольких судостроительных и судоремонтных заводах различных ведомств в Туапсе, Николаевске-на-Амуре, пос. Жовтневое Нико¬лаевской области, Херсоне, г. Бор Горьковской области.
По разработанному ЦКБ-51 пр. 1785 на различных судостроительных и судоремонтных заводах страны в Азове, Таллине, Астрахани, Перми в 1962— 1967 гг. было построено около 100 десантных катеров водоизмещением примерно 100 т, способных принимать один средний танк. Впоследствии около 60 из них было передано флотам союзных и дружественных стран.
Проектирование первого в мире малого десантного корабля на воздушной подушке проекта 1232 «Джейран» начало ЦКБ-19 (главный конструктор Ю.Ю.Бенуа) в 1961 году, а завершил в 1964-1965 гг. ЦМКБ «Алмаз» (главный конструктор Л.В.Озимов). При разработке проекта потребовалось решить ряд сложных научно-технических задач с участием ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова и ЦАГИ. Были созданы и испытаны две самоходные масштабные модели водоизмещением 23 и 28 т. При десантовместимости в два средних танка Т-62 (или Т-64), или 4 легких танка ПТ-76Б, или пять бронетранспортеров БТР-60ПБ, корабль водоизмещением около 350 т с корпусом из легкого (на серийных кораблях из алюминиево-магниевого) сплава имеет скорость до 50 уз. Его энергетическая установка включает два газотурбинных двигателя (ГТД), работающих через сложную систему передач на нагнетатели воздуха и две пары соосных воздушных винтов противоположного вращения. Вооружение корабля состоит из двух 30-мм автоматов АК-230 с радиолокационной системой управления. Опытный корабль проекта 1232 был построен ПО «Алмаз» в 1970 году. Все¬го в 1970-1985 гг. отечественному ВМФ было передано 20 «Джейранов».
Немаловажно, что начало этому классу судов в мире было положено в нашей стране талантливым советским ученым В.И.Левковым, построившим и испытавшим в 1935 году на Плещевском озере под Москвой свой первый катер на воздушной подушке Л-1. В 1960 годах в СССР была принята крупная программа по созданию «летающих» десантных кораблей. Для отработки конструктивных решений были созданы несколько полунатурных самоходных моделей. И тогда, в 1965 году в ЦМКБ «Алмаз» (главный конструктор Л. В. Озимов) на базе одной из моделей «Джейрана» создали десантный штурмовой катер на воздушной подушке проекта 1205 «Скат». Его масса 27 т, скорость 50 уз, сум¬марная мощность трех двигателей 1720 кВт, вместимость до 50 чел.
Катер был оснащен турбовинтовыми авиационными двигателями и развивал скорость 50 уз. В 1969—1976 гг. ПО «Алмаз», Феодосийское ПО «Море» и Зеленодольский завод построили 27 катеров типа «Скат».
Их развитием стал разработанный ЦМКБ «Алмаз» пр. 1209 «Омар» (главный конструктор Ю. М. Мохов), более крупного (54 т) и быстроходного (до 60 уз) катера, рассчитанного на 60 десантников. По этому проекту в 1979—1980 гг. ПО «Море» построило две единицы.
По разработанному ЦМКБ «Алмаз» пр. 1206 «Кальмар» (главный конструктор Л. В. Озимов, затем Ю. П. Семенов) в 1972— 1985 гг. на ПО «Алмаз» и ПО было построено около 20 десантных катеров водоизмещением ПО т, способных транспортировать со скоростью до 55 уз один средний танк. Кроме того, па базе пр. 1206 в 1982—1985 гг. в Феодосии был построен опытный катер огневой поддержки десанта (пр. 1238 «Косатка»).
Дальнейшим развитием пр. 1206 был разработанный ЦМКБ «Алмаз» более крупный десантный катер пр. 12061 «Мурена» (главный конструктор Ю. П. Семенов) водоизмещением около 150 т. Около 10 таких катеров было построено в Хабаровске.
Крупнейшим шагом в развитии больших кораблей на воздушной подушке (КВП) стали десантные корабли «Зубр». Он самый большой и самый скоростной в мире десантный корабль на воздушной подушке, способный к молниеносным действиям во время проведения десантных операций. «Зубр» может перевозить боевую и транспортную колесную и гусеничную технику вместе с их экипажами или десантные группы и высаживать их на необорудованный берег, а также преодолевать препятствия высотой до 1,6м, а также выходит с грузом на необорудованный берег с уклоном до 5 градусов.
Тактико-техническое задание на средний десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 было выдано ВМФ в 1978 году. ЦМКБ «Алмаз» (главный конструктор Ю.М.Мохов, затем Ю.П.Семенов, Г.Д.Коронатов) уже в 1978 году выполнило эскизный проект, технический проект — в следующем году. Рабочие чертежи по кораблю были готовы 1983 году. Первоначально серию предполагалось строить на трех заводах: ПО «Алмаз», Хабаровском и Феодосийском ПО.
Тем времени ЦМКБ «Алмаз» уже являлся ведущей проектной организацией в Советском Союзе, а затем и в России, специализирующейся на проектировании десантных кораблей на воздушной подушке. Начиная с середины 1950-х годов было создано и испытано 6 экспериментальных КВП с различными принципами формирования воздушной подушки. Начиная с 1969 года Военно-морскому флоту было поставлено 90 катеров восьми типов водоизмещением от 27 до 550 т, демонстрирующих высокую надежность и эффективность.
Корпус корабля проекта 12322 «Зубр» сварной, из легкого сплава. Энергетическая установка корабля состоит из пяти газотурбинных двигателей ГТД-8000, два из которых агрегата ГГТА М35-2 приводят подъемный комплекс, состоящий из четырех осевых нагнетателей НО-10, остальные три главных газотурбинных агрегата ГГТА М35-1 обеспечивают движение с помощью воздушных винтов изменяемого шага АВ-98. Электроэнергетическая установка в составе четырех газотурбогенераторов ГТГ-100общей мощностью 400 кВт обеспечивает электроэнергией все технические и боевые средства корабля.
Гибкое ограждение — цилиндрического типа со съемными элементами выполнено из резино-тканиевого материала, высота гибкого ограждения — 2,7м. Максимальная скорость хода корабля составляет более 60 узлов, крейсерская – 55 узлов.
«Зубр» легко управляем, его маневренные элементы достаточны при проходе узкостей и выходе на берег. На нем установлена автоматическая система управления «Флора-32», с высокой точностью удерживающая корабля на курсе. Управление движением корабля и его техническими средствами — централизованное дистанционное, дистанционное автоматизированное и автоматическое. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов через комплексную систему управления. Мореходные качества таковы, что обеспечивают эксплуатацию корабля и использование его оружия при движении на воздушной подушке при волнении до 2 м и скорости ветра любого направления до 12 м/с.
Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322 «Зубр» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозит их морем, высаживает на необорудованное побережье и поддерживает десант огнем. В десантном отсеке «Зубра» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников. Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140 десантников.
Для противовоздушной обороны на корабле имеется 4 ракетных комплекса «Игла» (разработчик коломенское КБ машиностроения) и две 30-мм шестиствольные автоматические артиллерийские пушки АК-630М (разработчик тульское КБ приборостроения). Управление стрельбой артустановки производится с помощью радиолокационной системы МР-123-01 обнаружения морских и воздушных целей, автоматического сопровождения и стрельбы.
Огневые точки на берегу и в море могут подавляться двумя реактивными системами залпового огня А-22 «Огонь» с двумя 22-ствольными ПУ МС-227 и боекомплектом на 66 140-мм снаряда. На корабле размещены две скрывающиеся в походном положении под палубу пусковые установки пакетного типа МС-227. В состав комплекса «Огонь» входят: 140-мм осколочный реактивный снаряд ОФ-45; 140-мм зажигательный реактивный снаряд ЗЖС-45; подпалубная пусковая установка МС-227 (или палубная ПУ МС-227П); дальномерно-визирное устройство ДВУ-3-БС. ПУ МС-227 была создана в ГКБКМ (НПП “Старт”), она обеспечивает пуск 22 ТРС с интервалом не более 0,2с. Управление стрельбой осуществляется с помощью дальномерно-визирного устройства ДВУ-3. Разработчик реактивных снаряд ГНПП «Сплав».
Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне скоростей хода «Зубр» оборудован интегрированной навигационной системой, гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнит¬ным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутни¬ковой навигационной аппаратурой.
Корабль может также про¬изводить прием, перевозку мин и постановку активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки 20-80 (в зависимости от типа) мин.
На «Зубре» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран-6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.
Головной корабль в серии был построен ПО «Алмаз» и передан ВМФ в 1988 году, три года позже планового срока. Это было вызвано доводами систем корабля до требуемых, затянувшимися испытаниями. Строительство этого типа ко¬раблей на воздушной подушке велось в Санкт-Петербурге на судостроительном объединении «Алмаз» и в Феодосии на ПО «Море. В дальнейшем четыре «Зубра» находились в составе Балтийского флота, три – Черноморского. В 1992 од на стапелях «Алмаза» в Санкт-Петербурге было заложено ее четыре таких десантника. Всего обоими заводами было сдано 9 единиц, из них один «Донец» (бортовой №618) входит в состав ВМС Украины. Несколько кораблей «Зубр» остались недостроенными.
Первое, что отличает «Зубра» от своих предшественников, — обтекаемый сплюснутый нос. Этим решается задача, как снижения лобового сопротивления, так и смещения в корму, за центр масс, центра боковой парусности. Второе — размещение маршевых двигателей над верхней палубой, на пилонах, что позволило уменьшить массу за счет исключения сложных и тяжелых приводных валов винтов, повысить живучесть агрегатов путем их пространственного разнесения и освободить место для кормовой аппарели.
Еще до распада СССР в ЦМКБ «Алмаз» проводились работы по совершенствованию десантного корабля на воздушной подушке проекта 12322, существенно возросли основные характеристики, менялась грузоподъемность и вооружение. Был даже присвоен новый номер проекта и определены новые сроки проведения таких работ. Во времена «перестройки» малым предприятием «Дельфин» на базе «Зубра» был проработан вариант грузового судна «Поморник-Д2.3» для скоростной доставки водным путем народнохозяственных и иных грузов (14 контейнеров по 10-12 т и др.). Параллельно с созданием полноотрывных амфибийных десантных КВП Горьковское ЦКБ «Вымпел», а затем Зеленодольское ПКБ разрабатывали эскизный пр. 1263 более крупного десантного корабля на воздушной подушке со скегами, который, однако, не получил дальнейшего развития.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДК НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

Характеристики

1232 «Джейран»

12322 «Зубр»

Водоизмещение, т:

стандартное

полное

298-310

350-353

480

550-555

Длина, м

45,8-47,8

57,3

Ширина, м

17,3-19,4

25,6

Высота, м

21,9

Скорость полного хода, узлы

50

60-63

Дальность плавания, миль

300

300-400 (без груза – 1000 миль)

Автономность, суток

5

5 (1 с десантом)

Экипаж, чел. (офицеров)

21

27-33 (4)

Главная энергетическая установка

Газотурбинная 2х16000 л.с.

Газотурбинная 5х10000 л.с.

Воздушные винты, обеспечивающие движение

4

3

Вооружение:

артустановки

Две 30-мм А-230

Две 30-мм АК-630

Зенитный ракетный комплекс

«Стрела-2М» (боезапас – 32 ракеты)

4х «Игла» («Стрела-3», боезапас – 32 ракеты)

РСЗО

«Огонь» (боезапас – 66-132 ракеты)

Десантовместиость

2 ср. танка или 4 БМП, или 80 чел.

3 ср. танка или 8 БМП, или 360 чел.

ЦКБ по СПК с начала 1960-х гг. вело работы по созданию десантных экранопланов. В начале 1970-х гг. оно разрабатывало экраноплан пр. 904 «Орленок» (главный конструктор Р. Е. Алексеев, затем В. В. Соколов) водоизмещением около 140 т, имевшего скорость 190 уз, способного транспортировать и высаживать на необорудованное побережье два бронетранспортера или 150 десантников .
Головной опытный экраноплан пр. 904 был построен на опытном заводе «Волга» в 1974 г., однако из-за аварии был восстановлен и передан в опытную эксплуатацию лишь в 1979 г., после чего тот же завод построил еще два таких экраноплана.
Начиная с 1971 г. на Азовской судоверфи построено около 30 катеров пр. 1176 «Акула» водоизмещением около 115 т, скоростью более 10 уз, способных транспортировать средний танк.
В 1980-х гг. ЦКБ СПК разработало пр. 11770 «Серна» (главный конструктор А. Н. Павленко) быстроходного (до 32 уз) катера той же десантовместимости с корпусом из легкого сплава (АМг) на воздушной каверне . Их строительство начато на Азовской судоверфи и на заводе «Волга».
Сегодня в номенклатуре продукции отечественной судостроительной промышленности входят десантные катера на воздушной каверне проекта 11771 «Серна» полным водоизмещением 105 тонн. Они способны со скоростью 30 узлов доставлять на оборудованный берег военную технику и грузы массой до 45 тонн. Сейчас на заводе «Волга» строится десантный катер на воздушной каверне нового поколения «Дюгонь» грузоподъемностью 120 т и скоростью полного хода 50 узлов.
В 2008 году в боевом составе ВМФ России оставалось около 20 БДК проектов 1171 и 775, из которых большинство были польской постройки (проект 775). Важно отметить, что сроки их эксплуатации истекали в самом ближайшем будущем, самые «новые» корабли к тому времени уже имели срок эксплуатации более 15 лет, и им естественно скоро требовалась замена.

С целью замещения БДК проектов 1171 и 775 были выполнены научные исследования и обоснования корабля новой постройки, оптимальным для состояния флота на момент принятия решения был признан проект 11711 большого десантного корабля. Не очень сложный, не очень дорогой, построенный по новым требованиям и под обоснованные для него задачи. Новый десантный корабль заложили 23 декабря 2004 года на ПСЗ «Янтарь» в Калининграде, он получил имя «Иван Грен».
«Иван Грен» стал головным в серии однотипных «десантников». Проект 11711 корабля разработан в Невском ПКБ из Санкт-Петербурга — традиционном проектанте больших десантных кораблей. Бюро возглавляет начальник и генеральный конструктор А.Виглин, главным конструктором БДК является В.Н.Суворов. При проектировании корабля использовались новые кораблестроительные технологии, учитывались повседневные условия боевой службы и эксплуатации, возможные методы применения в военное время. Поэтому БДК предназначен для решения задач как в военное, так и в мирное время — от содействия сухопутным войскам в проведении операций на приморских флангах до перевозок различных грузов в контейнерах международного класса по речным путям. БДК «Иван Грен» может транспортировать современную российскую боевую технику, при его проектировании были учтены требования и условия для перевозки перспективного вооружения морской пехоты и береговых войск.
Существенным дополнительным свойством корабля проекта 11711 является возможность транспортировки между оборудованными портами 20-футовых морских контейнеров с любым видом груза, выполненных по международным стандартам. Одновременно, из-за своей конструкции корабль может доставлять грузы на необорудованное побережье. Что не под силу обычным транспортным судам. Суммарная масса перевозимых в них грузов может достигать 1500 тонн. Для погрузочно-разгрузочных операций на корабле имеется грузовой кран грузоподъемностью 16 тонн.
Головной БДК проекта 11711 «Иван Грен» передан в состав ВМФ России в июне 2018 года.
В настоящее время завешается строительство второго однотипного корабля. 23 мая 2020 года первый серийный большой десантный корабль (БДК) «Пётр Моргунов» проекта 11711 вернулся в Балтийское море для завершения заводских ходовых испытаний. Контракт на его строительство был подписан с Министерством обороны РФ в сентябре 2014 года, закладка корабля состоялась в июне 2015 года, спуск на воду – в мае 2018 года.

В мае 2018 года стало известно, что Невское ПКБ по заданию ВМФ России разрабатывает два варианта больших десантных кораблей (БДК), которые предполагается строить после проекта 11711. Это корабль на базе проекта 11711 с учетом полученного [при строительстве] опыта и абсолютно новый десантный корабль. Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) предлагает госзаказчику модернизированный вариант БДК типа «Иван Грен» — «чуть длиннее и шире, большего водоизмещения, со всеми учтенными недочетами». «Создав два корабля, флот видит концепцию нового «десантника». Хотя мы теперь совершенно четко представляем, что надо сделать с «Иваном Греном», — подчеркнул глава НПКБ Сергей Орлов в августе 2018 года.
23 апреля 2019 года в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе (ПСЗ) «Янтарь» прошла торжественная церемония закладки двух больших десантных кораблей (БДК) проекта 11711 получивших имена «Владимир Андреев» (зав. №303) и «Василий Трушин» (зав. №304).
Новая пара десантных кораблей будет отличать от первой пары БДК «Иван Грен» и «Пётр Моргунов». В проект введены существенные изменения по корабельной архитектуре и составу вооружения. Проект 11711 разработан Невским ПКБ. В первую очередь обращает на себя внимание надстройка, на первых корабля серии она была разделена на две части, в новом варианте она сплошная. Явно увеличена полетная палуба в корме для корабельных вертолетов типа Ка-52К. Получается мини «Мистраль», который так и не достался ВМФ России из-за введенных санкций. Президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что размерения новых кораблей увеличились и их водоизмещение возрастет до 7–8 тысяч тонн.

В рамках проходящего в Подмосковье военно-технического форума «Армия-2015» 19 июня 2015 года был презентован проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина». Крыловский государственный научный центр создал проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина» водоизмещением 24 тыс. тонн в качестве альтернативы французскому Mistral. Будущий корабль по своему архитектурно-конструкторскому типу будет полутримараном с дальностью плавания 5 тыс. миль при 18 узлах, максимальной скоростью 22 узла, экипажем 320 человек, десантовместимостью 500 человек или 50 бронетранспортеров, отметил он.
Проект предусматривает базирование 16 вертолетов: многоцелевых Ка-27, транспортно-боевых Ка-29 и ударных Ка-52К, а также шести десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шести десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Согласно проекту, корабль будет вооружен артустановками АК-176М и типа «Пальма» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-МЕ».
Одновременно на форуме «Армия-2015» была представлена информация по УДК «Прибой». Проект «Прибой» универсального десантного корабля разработан ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Универсальный десантный корабль «Прибой» будет иметь водоизмещение 14 тысяч тонн при осадке 5 метров. Кроме того известно, что для ВМФ России разрабатывается и другой проект перспективного большого десантного корабля «Кашалот».
Руководство ВМФ рассчитывает, что для нужд флота будет построено не менее четырех кораблей данного класса. Эти УДК могут стать альтернативой французским вертолетоносцам. При этом, технические наработки и системы, которые уже имеются на французском корабле, применяться не будут. Решение о строительстве корабля будет принято после завершения разработки проекта.

В середине 2019 года идеология по строительству отечественных УДК изменилась. Если до этого проектирование и строительство их предполагалось вести в Санкт-Петербурге, то в это время предлагалось проектировать корабль в Зеленодольском ПКБ, ранее не имевшим такого опыта, и строительство на судостроительном заводе «Залив» в Крыму, который уже тогда входил в сферу интересов судостроительной корпорации ««Ак Барс» и Зеленодольского завода им. Горького. В данном проекте Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) произграла «сражение» и фактически осталась за бортом.
Уже в сентябре 2019 года появилась информация о том, что первые два российских универсальных десантных корабля (УДК) водоизмещением до 15 тысяч тонн впервые в истории России будут заложены на судостроительном заводе «Залив» в Крыму в мае 2020 года, а головной корабль планируется сдать флоту до завершения текущей госпрограммы вооружения, то есть до конца 2027 года.
Тогда же стало известно, что разработка технического проекта по новым кораблям находится в финальной стадии и УДК смогут нести на борту более 10 вертолетов различных классов, а также получат большую доковую камеру для десантных катеров.
Однако появилась и другая информация, по ней получалось, что не позже конца 2019 года Минобороны завершит формирование тактико-технического задания на первые российские универсальные десантные корабли. По его словам, построить и сдать заказчику головной УДК планируется в рамках ГПВ-2027, а серийный — до начала 2030-х годов.
Госпрограмма вооружения предполагает создание вертолетоносца для ВМФ России, сообщил на форуме «Нева-2019» заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев. «Создание УДК для ВМФ внесено в госпрограмму вооружений, работа по его созданию ведется в плановом режиме», — сказал он.
Проектировать новый для России тип военной техники — универсальный десантный корабль (УДК) на замену так и не поставленных нашему ВМФ французских «Мистралей» будет Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ), подтвердили в ноябре 2019 года источники оборонно-промышленном комплексе. Таким образом, патронирующая ЗПКБ судостроительная корпорация «Ак Барс»претендовала не только на строительство вертолетоносцев, но и на их разработку.
К слову, поговаривали, что проект и вовсе могут купить у Китая, который тогда спустил на воду свой первый УДК, но российские источники считали, что по этому пути не пойдут — вопросы имиджа не позволят, а вот двигатели, которых тоже нет, вполне могут приобрести в Поднебесной.
В ноябре 2019 года стало известно, что Военно-морской флот определился с параметрами первых российских универсальных десантных кораблей, которые в 2020 году планировалось заложить в Крыму. Тогда появилась информация по отдельным параметрам кораблей, каждый корабль будет иметь водоизмещение 25 тыс. тонн, сможет нести более 20 тяжелых вертолетов, получит доковую камеру для десантных катеров и будет способен перевозить до двух усиленных батальонов морской пехоты общей численностью около 900 человек. Ранее водоизмещение УДК ограничивалось 15 тыс. тонн.
В декабре 2019 года появилась информация о возможности продолжения серии, но было отмечено, что пока принято решение ограничиться двумя кораблями и их передача ВМФ запланирована на 2025 и 2026 годы.
В конце декабря 2019 года в интервью «Красной Звезде» заместитель министра обороны Алексей Криворучко сообщил, что контракт на строительство универсальных десантных кораблей должен быть подписан в 2020 году.

На выставке, посвященной перспективам развития Военно-морского флота, в Черноморском высшем военно-морском ордена училище имени П.С.Нахимова 9 января 2020 года впервые была представлена информация по перспективному универсальному десантному кораблю (УДК) для ВМФ России, который предполагается строить вместо французского УДК типа Mistral.
Данная информация была представлена на стенде АО «Судостроительная Корпорация «Ак Барс», а генеральный директор корпорации Ренат Мистахов докладывал и давал пояснения Президенту РФ Владимиру Путину по этому проекту отечественного УДК.
Ранее уже много раз были представлены проекты отечественных УДК, это и программа «Кашалот», проекты «Лавина» и «Прибой», проект Северного ПКБ, другие варианты.
Тогда уже на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» строились два больших десантных корабля по модернизированному проекту 11711, разработанному Невским ПКБ. Водоизмещение этих кораблей порядка 7 — 8 тысяч тонн. По представленной на выставке информации новый УДК будет значительно больше, фактически соизмерим с тем же «Мистралем», который так и не получил отечественный ВМФ из-за санкций.
Тогда же стало известно, что водоизмещение нового УДК будет 25000 т, длина наибольшая 234 м, ширина 40 м, осадка 7,5 м. На полетной палубе предполагается разместить до шести ВПП для вертолетов и БЛА вертолетного типа.
В январе 2020 года Главный штаб ВМФ России принял решение присвоить первым отечественным универсальным десантным кораблям (УДК), которые заложат в Крыму, названия «Севастополь» и «Владивосток», ранее предназначавшиеся для заказанных во Франции «Мистралей». Тогда же появилась информация о том, что первые два российских универсальных десантных корабля (УДК) будут заложены на судостроительном заводе «Залив» в Крыму в начале мая в честь 75-летия Дня Победы.
Постройка первых двух российских универсальных десантных кораблей (УДК) на заводе «Залив» в Крыму будет стоить примерно 100 млрд рублей, контракт подпишут до конца апреля 2020 года, сообщил в апреле 2020 года источник в оборонно-промышленном комплексе. «Головной корабль планируется передать флоту в 2026 году, второй вертолетоносец — в 2027 году», — сообщил источник.

Рукопись подготовленная А.В.Карпенко 2007 года для книги «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, дополнено другими материалами

Источники:
1. «Корабелы – Родине». Под ред. Г.Г.Пуляевского. Л: Судостроение, 1981
2. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил
3. История отечественного судостроения. Т.4: Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны (1925-1945 гг.)/В.Ю.Грибовский, А.А.Нарусбаев, И.И.Черников – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 560, ил
4. Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996. СПб: Гангут, 1996
5. http://bastion-karpenko.ru/11711-ivan-gren/
6. http://bastion-karpenko.ru/zpkb-zaliv-udk/
7. http://bastion-karpenko.ru/11711-moderniz/

Статьи, публикации ведущих специалистов и руководителей предприятий судостроительной промышленности, реклама, информационные сообщения и материалы музеев и архивов ЦВММ, ОАО «Адмиралтейские верфи», ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, ОАО «Невское ПКБ», ОАО ОАО «Балтийский завод» и др.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕСАНТНЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap