ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-9РМ С МБР Р-29РМ

MISSILE COMPLEX D-9РМ WITH IBR R-29РМ


Сегодня «ГРЦ Макеева» вносит свой вклад в дальнейшее развитие морского ракетостроения, участвуя в создании новых ракетных комплексов и постоянно совершенствуя комплексы, находящиеся на вооружении. Выполнены опытно-конструкторские разработки «Станция», «Станция–2». В середине 2004 г. успешно завершены государственные летные испытания морской ракеты «Синева», и в 2007 г. она принята на вооружение. Ракета обладает большим модернизационным потенциалом, который позволит сохранить ее эффективность на многие годы. В 2008 г. ракета установила мировой рекорд дальности стрельбы для морских ракет – свыше 11,5 тыс. км.
makeyev.ru

15.12.2014
«В настоящее время проводится работа по продлению сроков эксплуатации ракет РСМ-54 до сроков, установленных тактико-техническим заданием министерства обороны. Ракеты РСМ-52 благополучно ликвидированы (последняя — в сентябре 2012 года) в рамках российско-американской программы совместного уменьшения угрозы по контракту №HDTRA-07-С-0014 от 1 июня 2007 года.» — сказал генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «ГРЦ Макеева» Владимир Дегтярь. Интерфакс-АВН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)

15.11.2016

В Феодосии состоялись Макеевские чтения, посвященные 30-летию принятия на вооружение ракетного комплекса Д-9РМ. В конференции приняли участие представители Севмаша — заместитель начальника отдела 5 управления подводного кораблестроения Сергей Макаров и начальник сектора ПКБ Артем Костин.
Создание ракетного комплекса Д-9РМ в истории отечественного кораблестроения и ракетостроения трудно переоценить. Это ракетное оружие и его модификации позволили советскому ВМФ начать развертывание ракет с межконтинентальной дальностью стрельбы и разделяющимися головными частями. И уже к началу 1980-х годов морские стратегические ядерные силы СССР вышли на новый уровень развития и смогли не только догнать, но и по качественному уровню на какой-то момент опередить США.
Сергей Макаров выступил с приветственным словом и кратким докладом «Ракетный комплекс Д-9РМ и «золотая серия» Севмаша». «Серия кораблей «семейства» проектов 667 являются самой массовой, в то же время комплексы Д-9Д, размещаемые на них, на наш взгляд, самые успешные из созданных до настоящего времени», – отметил Макаров. Он также подчеркнул, что отработка новых изделий перед внедрением на корабль обязательно проходила комплекс испытаний на специализированных стендах и полигонах, что позволяло быстрее и с наименьшими трудностями сдать корабль ВМФ.
Также на конференции выступили представители АО «ГРЦ Макеева», АО «НПОА», конструкторских бюро «Рубин», «Малахит» и многие другие. Озвучено более 20 докладов. По итогам конференции АО «ГРЦ Макеева» будет выпущен сборник докладов.
Пресс-служба АО «ПО «Севмаш»


РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-9РМ – ТРИУМФ СОВЕТСКИХ РАКЕТЧИКОВ


В апреле 1977 года Совместным решением Минобщемаша, Минсудпрома, Минсредмаша, Миноборонпрома и ВМФ задана разработка аванпроекта (технического предложения) ракетного комплекса Д-25 (в дальнейшем Д-9РМ).
Разработка морского комплекса Д-9РМ с жидкостной ракетой Р-29РМ началась по Постановлению Правительства от 9 января 1979 года №43-16 и была ориентирована на достижение максимально возможного технического уровня и тактико-технических характеристик. В рамках НИР, посвященным поиску облика перспективных БРПЛ, комплекс имел условное наименование Д-25, в последствии его заменили на Д-9РМ, как бы показывая, что данная ракетная система является модификацией, развитием комплексов Д-9Р и Д-9. Но на самом деле Д-25 (Д-9РМ) ни чего общего не имел с упомянутыми комплексами, это была принципиально новая отечественная разработка. Идеи, заложенные в Д-9РМ до сих пор являются самыми передовыми и совершенными. Этот комплекс поистине стал совершенством и триумфом советских ракетчиков в области стратегических жидкостных ракетных систем.
Поставленные перед разработчиками задачи Постановлением СМ и ЦК КПСС были решены разработкой оригинальной трехступенчатой ракеты с совмещенными баками последней маршевой и боевой ступеней, использованием двигателей с предельными характеристиками, улучшением технологии изготовления ракеты и характеристик применяемых материалов, увеличением габаритов и стартовой массы ракеты за счет объемов, приходящихся на пусковую установку при их совместной компоновке в ракетной шахте подводной лодки. В результате была создана самая совершенная в мире (по соотношению стартовой массы, забрасываемой массы и дальности стрельбы) ракета легкого класса (до 105 тонн по терминологии Договора СНВ-1).
Ракетный комплекс Д-9РМ предназначен для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях.

Ракета Р-29РМ (3М-37) создана по традиционной трехступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней.
Новые технические решения, реализованные в ракете и комплексе: оснащение ракеты высокоточной астрорадио-инерциальной системой управления, использование «гибких» траекторий и радиокоррекции по ИСЗ, что повысило точность стрельбы, соизмеримую со стационарными межконтинентальными баллистическими ракетами; использование различных типов траекторий полета на минимальную и промежуточную дальности стрельбы; применение произвольной зоны разведения боевых блоков; расширены возможности боевого применения из высоких широт Арктики.

На первой ступени ракеты применен пятикамерный ЖРД РД-0243 (разработчик КБХА, гл. конструктор В.П.Козелков) с одной основной камерой сгорания и четырьмя рулевыми. Двигатель выполнен по замкнутой схеме (с дожиганием генераторного газа турбонасосного агрегата). Двигательный блок состоит из основного двигателя РД-0244 и рулевого РД-0245. По своим энергомассовым характеристикам двигатели являются наиболее совершенными из всех существующих двигателей такого класса, что было обеспечено реализацией новых прогрессивных решений: высокое давление в камере сгорания основного двигателя РД-0244, выполненного по замкнутой схеме; замкнутая схема рулевого двигателя РД-0245 с оригинальным малогабаритным узлом, обеспечивающим подвод окислительного газа к камерам сгорания и их качание; запуск обоих двигателей от одной команды системы управления; размещение («утопление») большей части двигателей в баке горючего.
Три двигателя – для второй, третьей и боевой ступеней ракеты Р-29РМ плюс возобновление серийного производства двигателей для ракеты Р-29РМУ2 «Синева» – таков вклад КБ химического машиностроения имени А.М. Исаева в создание морских ракет с разделяющимися головными частями (боевыми ступенями).
На второй ступени установлен однокамерный ЖРД (разработчик КБХМ) с дожиганием окисленного генераторного газа и с поворотной в двух плоскостях камерой сгорания, для управления по крену введены сопла для перепуска газа от ТНА. Двигатель второй ступени размещается в баках окислителя первой и второй ступеней ракеты, время выхода двигателя на режим — 0,03-0,13 секунды.
Третья ступень ракеты оснащена однокамерным ЖРД (разработчик КБХМ) с дожиганием окисленного генераторного газа. Двигатель ступени разведения боевых блоков — четырехкамерный ЖРД с ТНА открытой схемы, трехрежимный с многократным переключением режимов (еще 6 сопел работают непрерывно), с автоматом регулирования режимов работы — управляет третьей ступенью ракеты. Разработчик двигателей 2 и 3 ступеней КБХМ, первой — КБХА.
Для ракеты Р-29РМ в НИИ автоматики была создана астроинерциальная система управления ракеты . На ракету Р-29РМ могут вводится данные от космической навигационной системы “Глонас” для коррекции полета.
Решающим фактором, позволившим обеспечить точность стрельбы морских ракет на уровне лучших зарубежных аналогов и современных стратегических ракет наземного базирования, явилось внедрение, впервые в мире, навигации по искусственным спутникам Земли. Именно при создании ракеты Р-29РМ по инициативе ее разработчиков начала создаваться глобальная навигационная спутниковая система в то время с шифром «Ураган». Требования к системе «Ураган», разработанные исходя из интересов создания высокоточного комплекса Д-9РМ, легли в основу тактико-технического задания на разработку этой системы.
Первый приемник сигналов системы «Ураган» весил 28 кг, что весьма значимо для использования на морских ракетах, но его применение в составе бортовой системы управления было признано оправданным, и точность стрельбы ракет комплекса Д-9РМ, а также всех его модернизированных вариантов до настоящего времени остается на уровне, обеспечивающем паритет с зарубежными морскими ракетами.
Реализация спутниковой коррекции потребовала проведения специальных исследований, в процессе которых были решены следующие принципиально новые для ракетной техники задачи: во-первых, разработаны алгоритмы оперативного выбора перед стартом «созвездия» навигационных спутников, оптимального по критерию точности стрельбы на момент старта с учетом состояния единой космической навигационной системы «Ураган» (ныне ГЛОНАСС); во-вторых, разработаны программы полета, принципы построения аппаратуры спутниковой навигации, систематизированы и отработаны алгоритмы совместной обработки информации от спутников и данных инерциальной навигации, обеспечивающие определение в условиях полета ракет параметров движения с высокой точностью стрельбы.
Аппарату спутниковой навигации разрабатывал Российский НИИ космического приборостроения (руководитель Л.И. Гусев, главные специалисты Н.Е. Иванов, В.А. Салищев, В.В. Дворкин).

БРПЛ могла оснащаться как четырехблочной, так и десятиблочной РГЧ. В соответствии с Договором СНВ-1 устанавливается только четырехблочная РГЧ.
Ракета Р-29РМ разрабатывалась с боевым оснащением двумя вариантами боевых блоков индивидуального наведения среднего и малого классов мощности. Боеприпас среднего класса мощности разрабатывался с учетом его использования в составе комплекса Д-9РК. Вторым вариантом стал высокоскоростной малогабаритный боевой блок малого класса
мощности с характеристиками на уровне характеристик лучшего зарубежного аналога – боеголовки Мк-76.
В этом варианте применен термоядерный боезаряд, созданный совместными усилиями ВНИИ технической физики и ВНИИ экспериментальной физики. Заряд в полной мере соответствовал поставленным требованиям по мощности, весогабаритным и центровочным характеристикам.
Размещение заряда и спецавтоматики в корпусе, разработанном КБ машиностроения и использующем углерод-углеродные материалы, позволило в совокупности создать ядерный боеприпас (боевой блок) на уровне характеристик лучшего зарубежного аналога – боеголовки Мк-76.
Ядерный боеприпас малого класса мощности ракеты Р-29РМ (главный конструктор В.А. Верниковский) разработан с применением нового малогабаритного термоядерного заряда повышенной мощности. В системе автоматики боеприпаса – система подрыва С-2 заменена на комбинированную систему неконтактного подрыва КС-1. Параметры настройки датчиков модернизированной системы автоматики определены с учетом обеспечения функционирования спецснаряжения для всех ракет третьего поколения.
Преемственность решений в разрабатываемых комплексах третьего поколения в части программно-алгоритмического обеспечения применения и взаимодействия с управляющими системами ракетных комплексов обеспечила использование боеприпаса, созданного для комплекса Д-9РМ (1986), при модернизации комплексов Д-9Р (1987) и Д-19 (1988) в заданных для этих комплексов режимах срабатывания.
Одновременно с созданием высокоскоростных блоков малого класса мощности была начата разработка боевого блока нового поколения среднего класса мощности. В работе были использованы знания и опыт, полученные при отработке боеприпаса малого класса мощности, применен новый боезаряд «обратной» компоновки разработки ВНИИТФ, обладающий рекордными удельными характеристиками.
Выбранная геометрия обводов заряда, хорошо согласуемая с внутренними обводами корпуса, обеспечила совместную работу силовых оболочек корпуса и заряда, что позволило радикально улучшить массо-габаритные, аэробаллистические и сигнальные характеристики боевого блока, по сравнению с предыдущими аналогами.
Ядерный боеприпас среднего класса мощности для ракеты Р-29РМ (главный конструктор В.А. Верниковский) в 1986 году был принят на вооружение в составе комплекса Д-9РМ. Он так же заменил боеприпас в составе комплекса типа Д-9Р.
НИИ «Графит» совместно со специалистами КБ машиностроения продолжил работы по совершенствованию углерод-углеродного материала 4КМС, в том числе по измельчению его структуры, уточнению направленности стержней в каркасе, оптимизации технологических режимов его изготовления.
В результате совокупность основных характеристик материала 4КМС-Л: эрозионная стойкость, термопрочность, шероховатость обгарной поверхности превзошла аналогичные параметры материала КИМФ. Это подтвердили испытания на огневых стендах, на основании чего было принято решение о разработке наконечника боевого блока среднего класса для ракеты Р-29РМ из материала 4КМС-Л.
В 1984–1986 гг. проведена летно-конструкторская отработка блока для ракеты Р-29РМ тринадцатью пусками носителя К65М-Р (36 экспериментальных блоков). Наилучшие результаты были достигнуты при использовании системы стабилизации угловой скорости вращения, основанной на развороте наружного слоя теплозащиты.

Система прицеливания создавалась в киевском ЦКБ “Арсенал” под руководством С.П.Парнякова. Впервые в практике разработки автоматических систем согласования РК и НК аппаратура размещалась в 3-х уровнях по высоте, и поэтому впервые в состав системы было введено два канала вертикальной передачи направления. Была обеспечена непрерывная оптическая связь между контрольным элементом НК и контрольным элементом на каждой ракете РК. Были созданы комплекты аппаратуры 3Ч37, 3Ч33 и 3Ч34. Впервые в системе 3Ч37 была применена новая элементная база — ПЗС (приборы с зарядной связью), что позволило от следящих аналоговых систем с механически перемещающимся анализирующим элементом перейти к цифровым системам обработки сигнала. Сократились веса и габариты, снизилось электропотребление и выросла надежность.
Создание ракеты Р-29РМ значительно усложнило бортовые кабели из-за сокращения зазора между ракетой и пусковой установкой. На этой ракете впервые внедрена «слепая» стыковка электрических цепей между носителем и передним отсеком.

В ракете Р-29РМ, наряду с использованием конструкторского опыта, был учтен опыт эксплуатации в морских условиях ранее разработанных ракет. В частности, на системе снятия жесткой связи 1 и 2 ступеней, расположенной снаружи, была применена так называемая «разгерметизированная» система. Данная конструкция обеспечивала слив воды из полости расположения ДУЗа, попадающей туда при старте ракеты, и, тем самым, создавала необходимые условия для надежного функционирования системы к моменту ее срабатывания, исключив коррозию, развивающуюся в замкнутых полостях. Начиная с ракеты Р-29РМ в последующих разработках КБМ, в системах снятия жестких связей на основе ДУЗов, имеющих по традиции два дублирующих друг друга детонирующих устройства, стали применять по одному инициатору.
В КЦВС «Арбат» для ракетного комплекса Д-9РМ (главный конструктор А.А. Сорокин) была реализована архитектура, обеспечивающая параллельную работу двух одновременно действующих ЦВМ, помашинное резервирование вычислительных средств, групповое резервирование внешних запоминающих устройств и модульное резервирование периферийной аппаратуры.
В качестве основных вычислителей были использованы вновь разработанные ЦВМ «Арфа», имевшие более высокие по сравнению с машиной «Атака» характеристики. В результате были значительно (почти в два раза) увеличены быстродействие и объемы памяти системы «Арбат» по сравнению с системой «Альт». Новые подходы к построению системы, реализованные в КЦВС «Арбат», усовершенствованная организация решения задач, новые программные методы позволили (без повышения габаритных характеристик): увеличить в 6,5 раз по сравнению с КЦВС «Альт» производительность вычислительных средств при расчете данных для обеспечения стрельбы; наращивать (при необходимости) объемы оперативной и долговременной памяти; обеспечить более высокую модернизационную способность системы; решить ряд новых задач, в интересах дальнейшего повышения точности стрельбы.
Общим и весьма ценным качеством корабельных вычислительных систем для третьего поколения ракетных комплексов стало обеспечение малозатратных, краткосрочных и многократных модернизаций ракет и комплексов в интересах реализации их адаптивно-модульных свойств, а также улучшения тактико-технических характеристик и увеличения сроков службы.
С 1987 года и по настоящее время разработки корабельных цифровых вычислительных систем в ЦНИИ «Агат» (ныне ОАО «Концерн «Моринформсистема–Агат») проводились под руководством главного конструктора Ю.П. Куракина. Они включали: во-первых, полномасштабную, но не завершенную опытно-конструкторскую разработку КЦВС «Аист» (1987–1998), во-вторых, модернизационные опытно-конструкторские разработки по системам «Арбат» и «Атолл».

Для ракетного комплекса Д-9РМ в КБТМ разрабатывались: комплекс бросковых испытаний КБИ, комплекс наземного стартового оборудования КНСО и комплекс наземного оборудования КНО11.
Для ракетного комплекса Д-9РМ КБ транспортного машиностроения разработало штатное наземное оборудование 3Ф37, оборудование для бросковых и летных испытаний ракеты, а также дооснастило ранее созданные унифицированные средства погрузки КСП-1 для обеспечения работ с ракетой Р-29РМ.
Помимо этого на этапе совместных летных испытаний ракеты Р-29РМ была подтверждена возможность использовать средства погрузки повышенной грузоподъемности с краном-погрузчиком ДПК-125 по нештатной технологии – для погрузки (выгрузки) ракет типа Р-29, Р-29Р и Р-29РМ в шахты подводных лодок с применением вспомогательного стрелового пневмоколесного грузоподъемного крана по двухкрановой схеме кантования ракет и индивидуальных комплектов грузозахватных средств.
Весо-габаритные характеристики ракеты Р-29РМ в сравнении с ракетой Р-29Р увеличились несущественно, поэтому комплекс 3Ф37 в основном был подобен по назначению наземному оборудованию 3Ф40, но проектировался с учетом ряда дополнительных, более сложных требований:
сокращение величин допустимых нагрузок, передаваемых на корпус ракеты агрегатами наземного оборудования;
уменьшение допустимого угла наклона ракеты относительно шахты при погрузке (выгрузке); увеличение сроков службы агрегатов до 20 лет.
В номенклатурный состав наземного оборудования 3Ф37 вошли 15 агрегатов специальной разработки и 22 – общевойскового назначения, выпускаемые серийно. С целью сокращения общего количества агрегатов на ракетных базах Военно-морского флота и снижения затрат в процессе эксплуатации ряд агрегатов: железнодорожная секция, транспортный изотермический агрегат, тележка ангароскладского типа, контейнер для водной транспортировки – унифицированы для всех эксплуатируемых вариантов ракет Р-29РМ, Р-29Р, Р-29 и имеют традиционное для них конструктивное исполнение.
К числу новых относится агрегат сборки, предназначенный для проведения следующих операций с передними частями ракеты Р-29РМ, находящейся на ангарной тележке: бескрановой отстыковки (пристыковки) головной части, переднего и приборного отсеков, их кантования, сборки и разборки головной части, а также замены приборного отсека. На выбор конструкции агрегата повлияли, в основном: схема компоновки ракеты Р-29РМ и жесткое ограничение силового воздействия на элементы ее стыков при стыковочных операциях.

Особенность компоновки ракеты связана с тем, что боевые блоки головной части размещены внутри корпуса ракеты в зоне глубиной до 1,5 м при кольцевом зазоре между ними и корпусом около 15 мм. При таких условиях для безопасного перемещения головной части внутри корпуса ракеты в процессе ее стыковки и отстыковки требуется высокая точность установки агрегата сборки относительно ракеты. Реализовать такую установку путем пристыковки агрегата к корпусу ракеты (как это было выполнено ранее в агрегате для ракеты Р-29Р) не представлялось возможным по условиям прочности корпуса ракеты Р-29РМ. Была разработана принципиально новая схема установки агрегата стыковки с опиранием на транспортную тележку с размещенной на ней ракетой, при этом агрегат выставляется по базовым точкам ракеты с применением специальных контрольных устройств, чем обеспечивалась повышенная точность его установки относительно ракеты.
Чтобы обеспечить «свободу» самоустановки стыкуемой части после захода направляющих элементов одной части ракеты в другую, был разработан стыковочный механизм агрегата, основу которого составляет рычажная система шарнирно-параллелограммного типа с подвижным противовесом, уравновешивающим стыкуемую часть. Существенным преимуществом рычажной системы стыковочного механизма является то, что она обеспечивает меньшие нагрузки на элементы стыков ракеты. Кроме того, агрегат сборки обеспечивает проведение всего цикла работ с головной частью (передним отсеком) ракеты, включая ее оснащение боевыми блоками, без дополнительных крановых перегрузок, благодаря чему сокращено время подготовки ракеты, повышена безопасность работ, улучшены эксплуатационные характеристики в целом.
При дооборудовании унифицированных средств погрузки КСП-1 для ракеты Р-29РМ было создано направляющее устройство, которое отличалось от ранее созданных агрегатов подобного назначения более простой и совершенной конструкцией, повышающей безопасность и удобство работы при погрузке (выгрузке) ракеты в шахту лодки как в обычных условиях «тихой воды» (при скорости ветра до 10 м/с), так и в сложных гидрометеорологических условиях.
Наземное оборудование 3Ф37 прошло примерочные испытания в два этапа в г. Загорске (ныне г. Пересвет) и на Северном морском полигоне, обеспечило подготовку 16 ракет к пускам с наземного стенда, а также ракет этапов совместных летных испытаний с погрузкой их на подводную лодку проекта 667БДРМ. Наземное оборудование совместно с дооборудованным погрузчиком-кантователем ДПК-63 и новыми агрегатами средств погрузки были приняты на вооружение одновременно с ракетным комплексом Д-9РМ.
В состав КБИ вошло 8 новых и доработанных агрегатов и три серийных, шесть создано КБТМ и два — калининградским ЦКБТМ. Он обеспечил в 1981-1983 годах 9 пусков.
В разработке НСК приняли участие КБТМ, ЛПМБ “Рубин”, НПО “Волна”, ЦНПО “Каскад”, КБ “Арматура”, в его состав вошло восемь видов оборудования. С помощью НСК проведено 6 пусков ракет Р-3911.
В 1979 году на Красмаше началась отработка ракеты Р-29РМ. Красмашу (головной) было поручено изготовление носителя (первых двух ступеней ракеты), а начиная с седьмой ракеты для этапа совместных летных испытаний с наземного стенда – общую сборку, заправку и ампулизацию всей ракеты. Собранную третью ступень ракеты с боевой ступенью поставлял Златоустовский машиностроительный завод, в кооперации с Усть-Катавским вагоностроительным заводом.

В этой ракете нашли дальнейшее развитие конструктивные технологические и материаловедческие решения, принятые в предыдущих ракетах морского базирования. Фрезерование вафельных оболочек производилось на более совершенных станках с программным управлением, степень нагартовки материала оболочек повышена, исходная толщина листов увеличена, введена сварка продольных и кольцевых швов электронным лучом в вакууме, усовершенствованы методы контроля. Все эти решения улучшили характеристики ракеты и позволили обеспечить ее длительную гарантийную сохранность и надежность. Введение сварки электронным лучом в вакууме потребовало создание специального сварочного и контрольного оборудования. Был создан специальный раскатной стан для раскатки конических обечаек с повышенной степенью нагартовки для двигательного днища первой ступени.
Внедрены более совершенные методы мойки, вакуумной сушки и вакуумных испытаний.
Завод начал получать конструкторскую документацию в 1979 году, а первое огневое испытание двигателя второй ступени на Химзаводе было проведено уже в январе 1980 года.
Наземная отработка двигателя первой ступени проводилась с использованием технологических систем для испытаний аналогичного двигателя ракеты Р-29Р. Отработка велась на полномасштабном двигателе. Первое испытание двигателя первой ступени было проведено в сентябре 1983 года, межведомственные испытания двигателей носителя в 1984 году. Заправка и ампулизация ракеты Р-29РМ велась по ранее используемой технологии для ракет Р-29 и Р-29Р. Заправку третьей ступени в конечном итоге стали проводить в основном корпусе заправки и ампулизации.
Параллельно с испытаниями ракеты Р-39 велась разработка технической документации на систему телеметрии ракеты Р-29РМ. Несмотря на применение тех же систем, что и на ракете Р-39 (ракетный комплекс Д-19), построение телеметрии имело значительные отличия, которые диктовались особенностями ракеты. Отработка телеметрии была проведена заблаговременно на специально изготовленном макете с привлечением аппаратуры контрольно-испытательной станции завода-изготовителя. Все это позволило выйти на совместные летные испытания с минимальными доработками документации и сократить сроки подготовки системы телеметрии. Вместо кольцевого запоминающего устройства в бортовой системе телеизмерений были применены статические запоминающие устройства увеличенной емкости.
На ракете устанавливался цифровой преобразователь информации в цифровой код, организовывался многократный вывод информации на основной коммутатор бортовой системы в синхронном режиме.

В разработке КНО приняли участие КБТМ, КБ “Мотор” и калининградский ВНИИ электротранспорта. В его состав вошло 15 новых агрегатов и 22 серийно выпускаемых.

Комплекс Д-9РМ размещается на РПЛ СН пр. 667БДРМ. АПЛ проекта 667БДРМ — последняя модификация подводных ракетоносцев II поколения, созданных с использованием оборудования и технических решений РПЛ проекта 667А. Общая конструкция ракетной подводной лодки стратегического назначения осталась прежней, как и 667БДР — двухкорпусная с ракетными шахтами в прочном корпусе. В связи с увеличением длины ракет, несколько увеличилась высота шахт и их ограждения. Носовые горизонтальные рули размещены на рубке, при всплытие во льдах они занимают вертикальное положение. Подводный ракетоносец вооружен 16 межконтинентальными БР Р-29РМ с разделяющимися головными частями, обладающими повышенной точностью, и оснащен более совершенным торпедным вооружением, включающим не только торпеды, но и противолодочные ракето-торпеды. Новый торпедно-ракетный комплекс позволяет применять все типы торпед, противолодочных ракето-торпед, а также приборов гидроакустического противодействия. В обеспечение использования ракетного и торпедного оружия на РПКСН установлено более совершенное РЭВ (новые боевая информационно-управляющая система — БИУС, навигационный комплекс, гидроакустический комплекс работающий в активном и пассивном режимах). ПЛ пр. 667БДРМ оснащена более совершенными радиотехническими средствами, имеется автоматизированный комплекс средств радиосвязи, система спутниковой связи и радионавигации. Для радиосвязи и навигации в подводном положении ПЛ она оборудована двумя всплывающими антеннами буйкового типа. В ограждении рубки размещены два перископа: командирский и универсальный.
С целью повышения скрытности подводного ракетоносца выполнен комплекс мероприятий, были применены более эффективные акустические покрытия прочного и легкого корпусов, использованы малошумные пятилопастные гребные винты фиксированного шага с улучшенными характеристиками и др., снижен уровень корабельных помех работе ГАК. Размещение на РПКСН нового вооружения и внедрение мероприятий по снижению шумности и помех работе ГАК было осуществлено за счет увеличения наибольшего диаметра прочного корпуса, приполнения обводов легкого корпуса в районе носовых отсеков, удлинения оконечностей ПЛ и привело к увеличению водоизмещения на 1200 т и длины корабля на 12 м по сравнению с этими характеристиками ракетоносца проекта 667БДР. Для экипажа ПЛ оборудована спортивным залом, солярием, сауной и т.д.

С 1985 по 1990 годы построено 7 РПКСН проекта 667БДРМ с 16 пусковыми установками на каждом. ПЛ обеспечивает число ракет в залпе до 16. Головной корабль проекта 667БДРМ — К-51 «Имени XXVI съезда КПСС» (командир Г.Русаков). Постройкой серии РПКСН проекта 667БРДМ была завершена крупнейшая в истории подводного корабле-строения программа создания отечественных атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения. В ходе ее реализации за 24 года было построено 77 РПКСН шести проектов: 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 941 и 667БДРМ.
Первый этап испытаний начался пусками экспериментальных ракет с погружаемого плавстенда на Южном полигоне. Всего до ноября 1982 года было произведено девять пусков, из них восемь признано успешными. Транспортировочный (погрузочный) вес бросковых макетов ракет Р-29РМ, в которых были заправлены и ампулизированы уменьшенные баки горючего и окислителя первой ступени, увеличился в меньшей степени, что позволило использовать имеющиеся на полигоне средства погрузки. При этом техническая подготовка таких макетов упростилась, поскольку была исключена заправка компонентами топлива на полигоне.

Летные испытания ракетного комплекса Д-9РМ проводились с 1983 года. Сначала с наземного стартового комплекса НСК-37 (головной разработчик КБТМ, гл. конструктор В.Н.Соловьев), созданного на базе НСК-40 от ракеты Р-29Р. Было проведено 16 пусков, из них 10 успешные. В дальнейшем с ПЛ пр. 667БДРМ. Заключительный этап совместных испытаний проводился с головной подводной лодки К-51 «Имени XXVI съезда КПСС» проекта 667БДРМ в 1983—1984 годах на Государственном центральном полигоне близ Северодвинска. С ракетоносца было выполнено 12 пусков, из которых 10 признано успешными. Два пуска было выполнено на минимальную дальность, восемь — на промежуточную и два на максимальную. Один из пусков был произведен из надводного положения лодки. Было выполнено шесть одиночных пусков ракет, двухракетный и четырёхракетный залпы. 11 ракет были запущены в астрорадиоинерциальном режиме (с получением данных от четырёх спутников).
Комплекс Д-9РМ принят на вооружение ВМФ в 1986 году.
В 1984–1986 гг. проведена летно-конструкторская отработка блока для ракеты Р-29РМ тринадцатью пусками носителя К65М-Р (36 экспериментальных блоков). Наилучшие результаты были достигнуты при использовании системы стабилизации угловой скорости вращения, основанной на развороте наружного слоя теплозащиты.
В 1988 году завершились испытания усовершенствованного варианта ракеты Р-29РМУ. В 1996 году было принято решение о прекращении производства ракет Р-29РМУ на Красноярском машиностроительном заводе.

6 августа 1991 года с РПКСН “Новомосковск” была произведена стрельба полным боекомплектом из 16 БРПЛ Р-29РМ, с тех пор никому в мире не удалось повторить подобный эксперимент со своими ПЛАРБ.
Серийное производство ракет велось Красмашем 10 лет в кооперации с упомянутыми заводами. В 1993 году производство было остановлено. В это же время на Химзаводе была начата утилизация морских ракет с истекшими сроками эксплуатации (по контракту с Министерством обороны США). Работы по утилизации позволили поддерживать финансовое положение Красмаша в условиях значительного снижения гособоронзаказа, что произошло в середине 1990-х годов.
22 июля 1976 года на совещании у заместителя министра Минсредмаша А.Д. Захаренкова были приняты такие решения: для комплекса Д-9Р предложить легкий заряд ВНИИ приборостроения; для комплексов Д-19 и Д-9РМ каждому институту разрабатывать свои заряды, руководствуясь критерием: энерговыделение не должно быть меньше достигнутого в физическом опыте при весе боеголовки не более требуемого; ВНИИ приборостроения провести в конце 1976 года экспериментальную проверку результата ВНИИ экспериментальной физики, используя свой первичный узел.
Экспертиза последней работы была поручена ВНИИ экспериментальной физики. В конце 1976 года предложение было реализовано, и на его основе появился ядерный заряд, окончательно отработанный ВНИИ приборостроения и примененный в ракетном комплексе Д-19. Только к 1984 году, руководствуясь принципом сотрудничества и совместного проектирования, КБ машиностроения и ВНИИ приборостроения удалось создать боевой блок для комплекса Д-9РМ, не уступающий американскому. Для этого были проведены более десяти ядерных испытаний, которые позволили получить боеголовку малого класса мощности с удельными характеристиками, превышающими, как теперь стало известно, американские. Такой успех оказался возможным только при совместной дружественной и в то же время принципиальной работе двух коллективов. Такой стиль был заложен В.П. Макеевым, К.И. Щелкиным, поддержан и развит Е.И. Забабахиным.

Сроки эксплуатации ракет Р-29РМ и Р-29РМУ превышали предельные сроки службы боевых блоков, и поэтому остро встал вопрос о боевом оснащении этих ракет. В эскизном проекте предлагалось переоснастить ракеты новым боевым блоком среднего класса, созданным на основе блока ракеты Р-39УТТХ. Минобороны считало целесообразным возобновить производство старого боевого блока.
Финансовые затраты на реализацию обоих предложений были практически одинаковыми. Командование ВМФ приняло решение не возвращаться к производству устаревших образцов.
Основной проблемой применения нового блока стала его длина, превышающая компоновочные объемы ракет типа Р-29РМУ. При уменьшении длины до значений, полностью соответствующих предшествующему блоку, масса существенно возрастала. Проработка компоновки боевого отсека ракеты на реальной конструкции, уточнение характеристик системы отделения блока от ракеты на базе результатов предыдущих летных испытаний, новая улучшенная конструкция платформы для крепления и отделения блока сделали возможным выполнение блока для ракеты Р-29РМУ в увеличенной длине по сравнению с заменяемым боевым блоком, с обеспечением приемлемой массы – равной массе заменяемого блока.
Это послужило основой для выполнения опытно-конструкторской работы по комплексу Д-9РМУ1.
Проведенные изменения аэродинамической формы в новой длине позволили сохранить конструктивно-компоновочную схему блока, большую часть его основных характеристик и параметров, в том числе высокую скорость полета в атмосфере. Для установки боевого блока в ракеты типа Р-29РМУ разработали новую платформу с отработанной на ракете Р-39УТТХ системой отделения с низкими возмущающими воздействиями на блок.
Результаты испытаний высокоскоростного блока для ракеты Р-39УТТХ (20 пусков экспериментальных ракет с 58 блоками) существенно обогатили имеющийся у КБ машиностроения практический опыт по созданию скоростных боевых блоков. На основании всестороннего анализа результатов было создано программно-методическое обеспечение, позволяющее для вновь разрабатываемых боевых блоков различного класса существенно сокращать объем их летно-конструкторских испытаний. Полученные результаты дали возможность обосновать с необходимой точностью аэродинамические и летно-технические характеристики блока, создаваемого в ОКР «Станция» (генеральный конструктор В. Г. Дегтярь, главный конструктор Ю. А. Каверин), без проведения специального этапа летно-конструкторских испытаний. Наземная экспериментальная отработка блока и его системы отделения для комплекса Д-9РМУ1 проведена в минимальном объеме, что также стало следствием положительных результатов ранее проведенных испытаний. Летные испытания проходили с сентября 2000 по июль 2001 г.
Выполнено три пуска ракет с новым блоком в разных телеметрических комплектациях. Показано, что основные характеристики комплекса, ракеты и боевого блока соответствуют предъявленным требованиям. Боевой блок среднего класса, разработка которого завершена в рамках темы «Станция», составил также основу боевого оснащения ракеты Р-29РМУ2 (ОКР «Синева»).

12 августа 2000 года с подводной лодки проекта 667БДРМ проведен успешный демонстрационный пуск ракеты Р-29РМУ, оснащенной смешанной четырехблочной комплектацией, на максимальную дальность стрельбы с разведением боевых блоков в зоне «произвольной» формы. Три блока были доставлены на боевое поле Кура (два блока среднего класса и один блок малого класса), а четвертый блок малого класса – в акваторию Тихого океана на расстояние, в пять раз превышающее заданный размер зоны разведения.
Согласно многочисленным публикациям в открытой печати в конце 1990-х годов принято решение о возобновлении производства ракет на Красноярском машиностроительном заводе; выполняются проектные работы по вариантам возобновляемых ракет; называется условный индекс работ — «Синева»; обсуждаются варианты развития с использованием возобновляемых ракет и существующих подводных лодок. Совокупность опубликованных сведений позволяет уверенно прогнозировать возможность создания одной или нескольких модификаций ракеты Р-29РМУ2 до 2005 года. В этой связи следует ожидать, что эксплуатация группировки подводных лодок проекта 667БДРМ, комплекса Д-9РМ и его модификаций будет продолжена после 2015 года.
На базе боевой ракеты Р-29РМ создаются космические ракеты-носители “Штиль”, “Штиль-2.1”, “Штиль-2”, “Штиль-3” и “Прибой”. 7 июля 1998 года с подводной лодки пр. 667БДРМ (К-407 “Новомосковск”) Северного флота из подводного положения был произведен старт ракеты “Штиль” с немецким научным спутником “Тубсат-Н” весом 10 кг.
В настоящее время для ракет-носителей предполагается КБХА проведение работ по переводу двигателей 1-ой ступени РД-0244 и РД-0245 на экологически чистое топливо5.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ Машиностроения
Генеральный конструктор В.П.Макеев
Гл. конструктор Ю.А.Каверин
Изготовитель Красноярский МЗ9
Классификация по СНВ класс “В”
Наименование БРПЛ по СНВ РСМ-541, 7
Код НАТО SS-N-23 mod 1, 2, 3 Skift
Тип комплекса ракетный комплекс с баллистической ракетой с подводным стартом для стрельбы по неподвижным береговым целям, третьего поколения.
Ракета Р-29РМ (3М37)10
Корабли-носители ПЛ пр. 667БДРМ
Состояние на вооружении
— модификация 1 (Р-29РМ с 10 ББ) с февраля 1986 года2, 9
— модификация 2 (Р-29РМ с 4 ББ) с 1987 года
— модификация 3 (Р-29РМУ) с 1988 года
— модификация 4 (Р-29РМУ1) с 2002 г.
— модификация 5 (Р-29РМУ2 «Синева») с 2007 г.
— модификация 6 (Р-29РМУ2 «Лайнер»)
Дальность стрельбы, км межконтинентальная
Примечание:
• 8300 км по данным Jane`s Fighting Ships 1991-1992 и «Ракеты над морем» ТиВ№11-12. 1997,
• 9000 км — Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996

Точн. стрельбы (КВО), м нет официальных данных**
Примечание:
** 500 м -по Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996, COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute и Jane`s Fighting Ships 1991-1992, 900 м по другим зарубежным источникам, 500-600 м по «Ракеты над морем» ТиВ№11-12. 1997

Головная часть (вариант 1):
-тип РГЧ ИН1
-число боевых блоков 4
-вес, кг 28001, 2
Головная часть (вариант 2):
-тип РГЧ ИН1
-число боевых блоков 10
-мощность заряда малая***
Примечание:
*** 100 Кт по Jane`s Fighting Ships 1991-1992
-вес, кг 28001, 2
Система управления астрорадиоинерциальная1, 2
-разработчик НИИА
-гл. конструктор Н.А.Семихатов
-гироскопические приборы:
разработчик НИИКП
гл. конструктор В.П.Арефьев9
-астронавигационная система:
разработчик ЦКБ “Геофизика”
гл. конструктор В.С.Кузьмин9
Органы управления и стабилизации:
-1 ступень четыре поворотные камеры сгорания
-2 ступень поворотная камера сгорания основного двигателя
Приборы прицеливания:
-разработчик ЦКБ “Арсенал”
-гл. конструктор С.П.Парняков
-руководитель работ А.В.Спивак
-прибор 3Ч37 оптико-электронная автоматическая система контроля НК и ракет
ведущий конструктор И.М.Пасько
-прибор 3Ч33 визуальная аппаратура согласования НК и РК
-прибор 3Ч34 контрольно-проверочная аппаратура
Тип старта подводный
и надводный за счет собственного двигателя из затопленной шахты2
Глубина старта, м 40-50
Число ступеней: 3+ступень разведения боевых блоков1, 2, 3
Размеры, м
-длина полная 14,81, 2, 3
-длина без головной части 14,81
-макс. диаметр корпуса 1,91, 2, 3
Стартовый вес, т 40,31, 3-40,5
Горючее (тип) НДМГ
Окислитель (тип) АТ
Вид предстартовой подготовки автоматизированная2

Первая ступень:
Размеры, м
-длина полная 7,3
-макс. диаметр корпуса 1,93
Вес заправленной ступени, т 22,37
Двигатель ЖРД РД-0243 в составе основного и рулевого блоков8
-разработчик КБХА8
-руководитель КБХА А.Д.Конопатов9
-гл. конструктор В.П.Козелков
-ведущий конструктор В.А.Ежов
Основной блок двигателя:
-тип однокамерный ЖРД РД-0244 замкнутого типа 4, 5
— разработчик КБХА4,5,8
— изготовитель Воронежский МЗ4
Рулевой блок двигателя:
-тип четырехкамерный ЖРД РД-0245 замкнутого типа4, 5
— разработчик КБХА4, 5

Вторая ступень:
Размеры, м
-длина полная 2,9
-макс. диаметр корпуса 1,9 (1,853)
Тип двигателя однокамерный ЖРД
-разработчик КБХМ

Третья ступень:
Размеры, м
-длина полная 1,5
-макс. диаметр корпуса 1,85
Тип двигателя однокамерный ЖРД
-разработчик КБХМ

Пусковая установка:
Разработчик КБМ
Тип шахтная
Размеры ПУ, м:
-длина 15,7-16,0
-диаметр 2,1-2,3
Число ракет на ПУ, шт 1
Тип амортизации
резинометаллическая2
Температура, град. С 14-28
Относительная влажность, % 60
Условия старта:
-скорость ПЛ, узл до 6
-скорость ветра, м/с до 20
-волнение моря всепогодный пуск1, 2
-широта места старта, град всевероширотное использование

Комплекс наземного оборудования:
Разработчик КБТМ11
Направляющее устройство 3З-37УН
-разработчик КБТМ
Агрегат сборки 3Ф37СТ
Специальная траверса 33-37ТР
Устройство извлечения переходника после старта 3И37-20

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 4 ноября 2013 г. +_доп.

Источники:
1 — “Государственный ракетный центр “Конструкторское бюро им. акад. В.П.Макеева” — ГРЦ-КБМ, 1997
2 — “Российская наука — Военно-морскому флоту” под редакцией академика А.А.Саркисова — “Наука”, М: 1997
3 — Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996
4 — В.Рачук “Воронежские ракетные двигатели” — “Аэрокосмический журнал” ноябрь-декабрь 1996 года
5 — И.Афанасьев “Конверсия двигателя срветской боевой ракеты” — “Новости космонавтики” №7-1998
6 — Ф.И.Новоселов “Вооружение Военно-Морского Флота” — “Советская военная мощь”, М: “Военный парад”, 1999
7 — COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute
8 — “50 лет впереди своего века” , М: РКА, 1998
9 — В.А.Пяткин “Генеральный конструктор”, Миасс: ГРЦ КБМ, 1998
10 — “Правовые аспекты запусков конверсионных ракет” — “Новости космонавтики” №3-1999
11 — Кожухов Н.С., Соловьев В.Н. “Комплексы наземного оборудования ракетной техники 1948-1998 гг.”, под редакцией Бирюкова Г.П., М: КБТМ, 1998
12 — “Независимое военное обозрение” №50, 24.12.99-14.01.2000
13 — ДЕНЬ ЗА ДНЁМ 1947–2012. ГРЦ КБМ 2013
14 — СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»/ Составители Р.Н. Канин, Н.Н. Тихонов; Под общей редакцией академика РАРАН В.Г. Дегтяря. – М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева»; «Военный Парад», 2007. – 408 с.: илл.
15 — Баллистические ракеты морских стратегических ядерных сил СССР и России 1947–2012. Каталог М: ГРЦ 2012.
16 — А.В.Карпенко, Н.И.Шумков «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)

Учебный вариант ракеты Р-29РМ

ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ ПО БЛОКАМ СРЕДНЕГО КЛАССА
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-9РМУ2.1 С РАКЕТОЙ Р-29РМУ2.1 «ЛАЙНЕР»
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-9РМУ2 С РАКЕТОЙ Р-29РМУ2 «СИНЕВА»
МОРСКИЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ «СИНЕВА» И «ЛАЙНЕР»
РАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЕЙСЕРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667БДРМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap