ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-9Р С МБР Р-29Р

MISSILE SYSTEM D-9R WITH ICBM R-29R

Началу опытно-конструкторских работ по ракетам третьего поколения, главной особенностью которых стало их оснащение разделяющимися головными частями с наведением боевых блоков на индивидуальные цели, предшествовали проектные проработки и проекты по комплексам: Д-9 с ракетой Р-29У (1967-1969 гг, вначале с РГЧ рассеивающегося типа, затем с наведением на индивидуальные цели, выполнявшиеся в инициативном порядке и по поручениям Минобщемаша и Флота); Д-9М (1968-1970 гг, с моноблочной и разделяющейся ГЧ, выполнявшиеся по решению Комиссии по военно-промышленным вопросам от 10 июля 1968 г. №74); Д-19 (1972 г, по решению Комиссии по военно-промышленным вопросам от 18 июня 1 971 г. № 160); Д-25 (1975-1977 гг, выполнявшиеся по совместному решению Министерств и Флота).
Проектирование проводилось с учетом результатов и рекомендаций НИР «Комплекс» — «Исследование по перспективной системе вооружения ВМФ на 1970-1975 гг.», заданной на 1965 — 1967 гг. решением Комиссии по военно-промышленным вопросам от 2 июня 1965 г. №112. В работах принимали участие КБМ, УРАВ, 28 НИИ МО, ЦНИИМАШ и др.
Проект постановления правительства по морским комплексам с разделяющимися боеголовками Д-9Р и Д-19 готовились в 1972 году, когда в кругах промышленности и Минобороны еще не было единого мнения по РГЧ. В июне 1972 года по этому поводу было проведено совещание у министра судостроительной промышленности Б.Е.Бутомы, на нем присутствовали Л.В.Смирнов от ВПК, главком ВМФ С.Г.Горшков и др. Было установлено, что комплекс с РГЧ необходимо создать в кратчайшие сроки, на первый план вышел РК Д-9Р с ракетой Р-29Р и этап бросковых испытаний с плавстенда исключался.
Началась разработка аванпроекта комплекса, ракета Р-29Р создавалась на базе БР Р-29 с форсированием двигателей 1-ой и 2-ой ступеней, созданием нового двигателя для боевой ступени. В результате габариты ракеты увеличились по длине на 1,2 м. К разработке комплекса Д-9Р была привлечена ставшая уже традиционной кооперация соисполнителей, хорошо зарекомендовавшая себя на РК Д-5 и Д-9. Дополнительно на конкурсной основе в КБХА началась разработка двигателя ступени разведения с вытеснительной подачей компонентов топлива и НПОАЭ по разработке бортовых гидроприборов. По результатам комплекса победили КБХМ (вариант двигатель с ТНА оказался легче конкурента) и НИИКП. На совещание Главных конструкторов с 19 по 23 июня 1972 года были согласованы основные характеристики и этапы разработки комплекса Д-9Р. В июле 1972 года министром общего машиностроения С.А.Афанасьевым принимается решение о размещение производства по изготовлению составных частей и ракеты в целом. Передний отсек поручается изготовить на Златоустовском машзаводе, общую сборку, изготовление ступеней и заправку ракеты на Красноярском машзаводе.
Разработка ракетного комплекса Д-9Р с РГЧ ИН (ведущий конструктор А. Л. Зайцев) началась в КБМ по Постановлению Правительства от 13 февраля 1973 года №108-39 на опытно-конструкторскую разработку комплекса. Главным конструктором комплекса был В.П.Макеев, ведущим конструктором — А.Л.Зайцев, зам. ведущего конструктора были В.Т.Котляр, Р.П.Лапшин, А.А.Поливанов и Ю.В.Ильичев. В мае 1973 года была успешно проведена защита предэскизного проекта РК Д-9Р на НТС МОМ и в головном институте ВМФ. В июне того же года была разработана конструкторская документация основного варианта ракеты, затем телеметрического. План-график создания комплекса был утвержден ВПК 8 октября 1973 года.
Эскизный проект по комплексу защищен в 1975 году. При проектировании и разработке комплекса Д-9Р были применены новые компоновочные схемы, конструктивные и технологические решения. Кроме того, использовались решения, отработанные при создании и эксплуатации морского ракетного комплекса Д-9. В комплексах Д-9Р и Д-9 были унифицированы – пусковые установки, пневмогидравлические системы обслуживания, агрегаты наземного оборудования, корабельная цифровая вычислительная система, системы документирования; на ракете – составляющие элементы и технические решения по корпусу двухступенчатого носителя, модернизированным двигателям, в меньшей степени – по бортовой системе управления.
Пришлось отказаться от разработки второй разделяющейся головной части с блоками малого класса мощности, исключили и традиционные летные испытания с притапливаемого плавучего стенда; сократили объем наземной отработки большинства систем комплекса и ракеты, что в конечном итоге благоприятно сказалось и на сроках, и на стоимости разработки комплекса Д-9Р.

В состав комплекса Д-9Р входят:
1. Ракета Р-29Р (3М40), оснащаемая различными головными частями.
2. Пусковая установка 3С40 в шахтах подводной лодки, обеспечивающая хранение и старт ракеты из шахты.
3. Корабельные системы повседневного и предстартового обслуживания, предназначенные для подготовки пневмогидравлических систем ракеты и систем шахты к старту, обеспечения старта ракет и поддержания микроклимата в шахтах подводной лодки.
4. Аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания.
5. Система документирования, фиксирующая основные параметры комплекса и действия личного состава при боевой подготовке, боевом использовании ракетного оружия и комплексных регламентных проверках.
6. Комплект наземного оборудования для работы с ракетой при прохождении ее от завода-изготовителя до ракетно-технических баз флота, включая стыковку с боевыми блоками и погрузку в шахту подводной лодки и хранение ракеты.
7. Система управления, включающая бортовую, корабельную, контрольно-испытательную аппаратуру для централизованного управления автоматической предстартовой подготовкой и залповой стрельбой, полетом ракеты и разведением боевых блоков по точкам прицеливания, а также для проверок ракеты на заводе-изготовителе и базах.
8. Корабельная цифровая вычислительная система, предназначенная для вычисления исходных данных стрельбы.
9. Кодированное блокирующее устройство, исключающее несанкционированный старт ракеты.
10. Система аварийного подрыва ракет при практических стрельбах, проведении испытаний и отстрелах ракет на полигонах ВМФ.
11. Система прицеливания, согласующая угловые координаты базовых приборов ракетного и навигационного комплексов.
12. Учебно-тренировочные средства для учебных центров ВМФ.

Ракета Р-29Р разработана на базе ракеты Р-29 комплекса Д-9. В ракете Р-29Р и ее модификациях, в системе управления и ракетном комплексе использовались схем¬ные, констуктивные и технологические решения, прошедшие oтработкy и проверку на ракетах второго поколения. Эти решения эволюционно развивались, внося весомый вклад в последовательное улучшение характеристик.
Принципиальные отличительные особенности Р-29Р заключаются в следующем: возможность комплектации тремя взаимозаменяемыми вариантами боевой нагрузки (моноблочной и двумя типами разделяющихся головных частей); наличие боевой ступени ракеты, в состав которой входят жидкостная двигательная установка, отсек с боевыми блоками и приборный отсек с бортовой аппаратурой системы управления, обеспечиваю¬щие наведение блоков на индивидуальные точки прицеливания; система управления имеет в своем составе аппаратуру астрокоррекции с расширенными возможностями учета ошибок навигационного комплекса подводной лодки в определении как курса, так и места стреляющей лодки.
Ракетный комплекс Д-9Р предназначен для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях.
Ракета Р-29Р выполнена по трехступенчатой схеме: двухступенчатый носитель и головная часть с двигательной установкой разведения боевых блоков. Штатное топливо двигателей ракеты: окислитель – азотный тетраксид, горючее – несимметричный диметилгидразин. Носитель по компоновочной схеме, конструкторским и технологическим решениям аналогичен носителю ракеты Р-29 с необходимыми доработками и улучшениями.
Головная часть (боевая ступень) обеспечивает размещение на ракете трех сменных комплектаций боевой нагрузки (моноблочная, трех- и семиблочная). В соответствии с Договором СНВ-1 на ракетах стоит трехблочная комплектация.
Приборный отсек расположен в носовой части ракеты и конструктивно разделен на основной и отсек, где размещается трехстепенной гироскопический стабилизатор. Отсеки разделены и герметично закрыты: основной – днищем, передний – сбрасываемым в полете куполом.
Бортовая аппаратура системы управления (главный конструктор Н.А. Семихатов) построена на базе вычислительного комплекса с малогабаритной цифровой вычислительной машиной ЦВМ-6Т. Вычислительный комплекс решает задачи управления полетом, астрокоррекции траектории, разведения боевых блоков и стабилизации движения ракеты. Трехканальное резервирование с системой аппаратно-программного контроля исправности каналов и управления резервом обеспечивает работу в полете на трех, двух, одном канале и восстановление каналов после кратковременного сбоя. Бортовая аппаратура решает возросший объем задач (в основном разведения боевых блоков), обеспечивает повышенную точность стрельбы и улучшает эксплуатационные характеристики ракетного оружия вследствие отсутствия систем термостатирования и охлаждения.
Командные приборы новой разработки (главный конструктор В.П. Арефьев) используют чувствительные элементы (гироблоки, гироинтеграторы, акселерометры) на воздушном подвесе. Гироплатформа обеспечивает увеличенные углы прокачки, необходимые для разведения боевых блоков и кругового сектора стрельбы. В состав командных приборов входит оптикоэлектронная система визирования навигационных звезд «Сокол».
Проблемой при создании системы управления с астрокоррекцией было обеспечение помехозащищенности астровизира в реальных условиях полета, выбор высоты визирования на траектории полета, определение и согласование требований к конструкции приборного отсека и ракеты, например, в части расположения приборного отсека в передней части ракеты, обеспечение работы командных приборов в условиях открытого космоса, разработка и внедрение в бортовую аппаратуру алгоритмов селекции и опознавания навигационных звезд на фоне точечных источников помех как со стороны так называемой собственной атмосферы ракеты, так и со стороны других ракет залпа. Оперативное решение этих задач проводилось в процессе поисковых научно-исследовательских работ с участием Государственного оптического института, Ленинградского оптико-механического объединения, Астрономического института имени Штернберга, а также и силами всей кооперации предприятий-соисполнителей в процессе разработки системы управления и ракеты, наземной отработки и даже на этапе совместных с заказчиком летных испытаний, как это было для комплекса Д-9Р, где неоднократно менялась логика полета для обеспечения комфортных условий работы астровизира. И, конечно, достаточно сложным техническим вопросом стала реализация в полете корректирующих маневров ракеты для компенсации в полете влияния указанных выше погрешностей.
В середине 1970-х годов руководство ВНИИ экспериментальной физики предложило вести совместную работу над зарядом, в котором предполагалось соединить достижения обоих институтов, передав им конструкторскую документацию на первичные узлы. Л.П. Феоктистов и Б.В. Литвинов предложили сначала провести испытание узла ВНИИ экспериментальной физики с первичным узлом ВНИИ приборостроения и по полученным результатам принять решение.
22 июля 1976 года на совещании у заместителя министра Минсредмаша А.Д. Захаренкова были приняты такие решения: для комплекса Д-9Р предложить легкий заряд ВНИИ приборостроения; для комплексов Д-19 и Д-9РМ каждому институту разрабатывать свои заряды, руководствуясь критерием: энерговыделение не должно быть меньше достигнутого в физическом опыте при весе боеголовки не более требуемого; ВНИИ приборостроения
провести в конце 1976 года экспериментальную проверку результата ВНИИ экспериментальной физики, используя свой первичный узел.
На ракете Р-29Р предусматривалось применение трех вариантов боевого оснащения: моноблочного повышенного уровня мощности, а также разделяющихся с блоками индивидуального наведения: среднего класса мощности и малого класса мощности, реализованного при модернизации.

Моноблочный ядерный боеприпас разработан с применением заряда разработки КБ-11, установленного на ракете Р-27У. Система автоматики построена на использовании разогревных источников тока. Отличительной особенностью стало использование многоканальной монофункциональной системы неконтактного подрыва при взаимодействии с системой управления носителя на унитарном двоичном коде.

Трехблочный ядерный боеприпас ракеты Р-29Р разработан с применением заряда среднего класса мощности разработки ВНИИ приборостроения (главный конструктор В.А. Верниковский). Система автоматики аналогична системе моноблочного боеприпаса. По характеристикам точности воздушного подрыва, безопасности трехблочный и моноблочный боеприпас – аналогичны. В трехблочном боеприпасе достигнут самый высокий на период создания уровень удельного энерговыделения (мощности заряда на единицу веса блока).
Семиблочный ядерный боеприпас ракеты Р-29РЛ (главный конструктор В.А. Верниковский) с разработан с использованием первого созданного в отрасли термоядерного заряда малого класса мощности (ЯБП-100) разработки ВНИИ приборостроения, одноканальной системы подрыва с самыми малыми весо-габаритными характеристиками и источ ником тока разогревного типа. Для выполнения жестких требований, предъявляемых к боеприпасу, в серийном производстве впервые была введена динамическая балансировка блока.
В пуске на максимальную дальность, последнем на летных испытаниях, были получены данные, вызвавшие сомнения в работоспособности корпуса в зоне установки устройства задействования источника тока, на основании этого было принято решение об использовании ЯБП-100 только в составе комплекса Д-9РЛ, поскольку дальность стрельбы ракеты Р-29РЛ была меньше.
Дополнительные гироскопические приборы в составе корабельной части системы управления разработал В. П. Арефьев (НИИ КП, Ленинград), но уже для ракеты комплекса Д-9Р.
К новым техническим решениям, реализованным в ракете относится создание высокоскоростных малогабаритных боевых блоков с малым рассеиванием на атмосферном участке траектории. При разработке моноблочной головной части было достигнуто значительное уменьшение массы и габаритов боевого блока при существенном в 3-4 раза уменьшении баллистического коэффициента. это было реализовано за счет более заостренной формы блока — следствие прогресса в разработке узлов спецснаряжения.
Двигатели для ракеты были созданы в КБХМ, главный конструктор двигателей ракеты Р-29Р – В.Н. Богомолов.
Корпуса первой и второй ступеней сварены между собой. Обеспечена транспортировка полностью собранной и заправленной ракеты всеми видами транспорта, стойкость к взрывам глубинных бомб, всепогодный старт из шахты движущейся подводной лодки в условиях бортовой и килевой качки.
На первой ступени ракеты Р-29Р используется модернизированный вариант двигателя ракеты Р-29 — трехкамерный ЖРД с одной основной камерой сгорания и двумя поворотными в двух плоскостях рулевыми камерами, закрепленными в карданных подвесках.
На второй ступени использован модернизированный двигатель второй ступени ракеты Р-29.
Двигатель первой ступени трехкамерный, размещен на нижнем днище носителя и состоит из основного и рулевого блоков. Он практически аналогичен двигателю первой ступени ракеты Р-29 комплекса Д-9. Основной блок, размещенный внутри бака горючего, выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа и форсирован по тяге.
Рулевой блок выполнен по открытой схеме, имеет две камеры сгорания, закрепленные в карданных вилках вне бака, и турбонасосный агрегат, расположенный внутри бака. Камеры рулевого блока смещены относительно плоскостей стабилизации ракеты и при качании создают управляющие моменты.
Двигатель второй ступени, как и на ракете Р-29Р, – однокамерный, выполнен по открытой схеме, установлен вместе с рулевым агрегатом на днище бака окислителя второй ступени и размещен в баке окислителя первой ступени. Камера закреплена на днище через карданный подвес, обеспечивающий прокачку в двух взаимоперпендикулярных плоскостях.
Управляющие моменты создаются за счет отклонения камеры и перераспределения тяги в специальном блоке сопел. Газ для этого блока забирается от выхлопного патрубка турбонасосного агрегата. Двигатель форсирован по тяге, увеличен выходной диаметр сопла.
Двигательная установка головной части (ступени разведения боевых блоков) состоит из четырехкамерного однорежимного жидкостного двигателя с турбонасосной системой подачи, выполненного по открытой схеме. На двигателе применена новая конструкция камеры сгорания — корпус камеры выполнен из стеклопластика в стальном кожухе, что позволило многократно включать двигатель и регулировать его режим работы в широком диапазоне. Баковая система имеет оригинальную безмембранную систему забора топлива, исключающую попадание газа на вход двигателя при эволюциях разделяющейся головной части, и систему наддува баков впрыском разноименного компонента топлива: горючего в бак окислителя и наоборот. Управление осуществляется перераспределением расхода топлива между камерами для создания разнотяговости и двумя соплами, неподвижно закрепленными на корпусе головной части под обтекателями. Через сопла проходят отработанные газы турбонасосного агрегата.
Разделение ступеней ракеты и отделение головной части осуществляются кольцевыми детонирующими зарядами, разрывающими жесткую связь по ослабленному сечению шпангоутов. Необходимая относительная скорость разделения обеспечивается избыточным давлением газов внутри разделяемых полостей. В состав носителя входит переходник, предназначенный для установки ракеты на стол пусковой установки, который после старта остается в шахте.
На базе систем «Альфа» и «Диана» ракетного комплекса Д-9 для обслуживания ракет комплекса Д-9Р в НПО «Агат» (гл. конструктор В.Н.Карпов) была создана корабельная цифровая вычислительная система КЦВС «Атолл», которая была установлен на РПКСН пр. 667БДР. КЦВС «Атолл», так же как система «Альфа-3», была разработана на основе модулей и блоков ЦВМ «Азов». Однако структура системы, количество приборов и соответственно ее объем отличались от системы «Альфа-3».
При создании системы были заложены значительные модернизационные резервы, что позволило обеспечить решение задач полной астрокоррекции, комплектацию ракеты Р-29Р тремя типами головных частей, в том числе разделяющимися, а также эксплуатацию комплекса и его модернизированных вариантов и подводных лодок в течение более 30 лет.
Кроме конструкторских решений, использованных при создании системы «Атолл», это стало возможным и благодаря частичному перераспределению функций между КЦВС и корабельной аппаратурой системы управления, разрабатываемой НПО автоматики. Связь системы «Атолл» с ракетами при принятом распределении функций осуществлялась только цифровыми кодами напрямую через корабельную аппаратуру системы управления.
В обеспечение требований по точности воздушного подрыва в вычислительных системах комплекса реализован способ повышения точности срабатывания системы подрыва путем учета поправок к параметрам настройки системы на отклонения возмущающих параметров. В дополнение к принятому для комплекса Д-9 составу параметров в комплексе Д-9Р учитываются отклонения технических характеристик боеприпаса. Данные по отклонениям технических характеристик через вычислительную систему «Атолл» посредством технической перфоленты вводятся на ракету. С переходом на кодовое взаимодействие с системой управления повышена безопасность ядерных боеприпасов на всех этапах эксплуатации. Переход на кодовое взаимодействие – один из первых шагов в реализации мер по обеспечению защищенности от несанкционированных действий.
На ракете Р-29Р системы снятия жестких связей с ДУЗ были, в основном, заимствованы с ракеты Р-29, а система для отделения переднего отсека от носителя была изменена с учетом конструктивных особенностей ракеты. В частности, в схеме задействования были применены пиропатрон и капсюль-детонатор, сообщенные огневым каналом, имеющим поворот на 90°, а для снижения механических нагрузок от срабатывания ДУЗа введен экран, имеющий специальные демпфирующие канавки.

С завода-изготовителя в Военно-Морской Флот ракета Р-29Р поступает заправленной и ампулизированной, с пристыкованной головной частью без боевого отсека, в изотермическом вагоне, вместе с комплектующими элементами.
Ракетный комплекс на подводной лодке взаимодействует: с навигационным комплексом (выдача координат места и курса подводной лодки, скорости относительно воды и абсолютной скорости подводной лодки, углов бортовой и килевой качки, глубины погружения и поправок на суточное вращение Земли); с системой единого времени и корабельной системой командной связи, обеспечивающей передачу целеуказания, команды на ракетную стрельбу, отмену стрельбы, санкционирование старта.
Наземный стартовый комплекс для испытаний и комплекс наземного оборудования создавался в КБТМ. В состав наземного стартового комплекса входили: техническая позиция для подготовки ракеты и стартовой для проведения пуска. Для этого на северном полигоне были построены монтажно-испытательный корпус, хранилище ракет. стартовое сооружение с корабельной пусковой установкой, командный пункт и др. В состав обрудования наземного стартового комплекса вошло 17 вновь разработанных агрегатов и 11 серийных систем. В разработке обрудования принимали участие ЛПМБ “Рубин”, КБМ, ВНПО “Каскад”, ОКБ ПТ (г. Торжок), ленинградский завод “Красная заря”, новгородский завод “Волна” и Московский прожекторный завод.
В состав комплекса наземного оборудования вошли 24 агрегата новой разработки, даработанные и заимствованные, и 23 серийных. К разработке агрегатов привлекались КБ “Мотор”, ковровское КБ “Арматура” и калининское ОКБ МТЭ и ТМ6.
В 1973 году КБ транспортного машиностроения приступает к разработке штатного наземного оборудования, а также наземного стартового комплекса для летной отработки ракеты Р-29Р комплекса Д-9Р. Предусматривалось, что с завода-изготовителя на объект эксплуатации ракета Р-29Р поступает с пристыкованными приборным и двигательным отсеками. В процессе наземной подготовки она оснащается боевыми блоками, а при необходимости боевые блоки (боевые отсеки) могут заменяться на ракете без выгрузки ее из шахты подводной лодки.
К наземному оборудованию 3Ф40, идентичному по назначению и функциям 4Н75, был предъявлен ряд новых требований. Одно из них – унификация значительной части егоагрегатов для ракет Р-29Р и Р-29, незначительно различающихся по габаритам и весу и эксплуатирующихся на одних и тех же базах Военно-морского флота. К требованиям общего характера относились: сокращение времени подготовки ракеты, повышение надежности и безопасности проведения операций, эксплуатация в существующих сооружениях ракетных баз и морская перевозка ракет на средствах наземного оборудования. Наземное оборудование должно было проектироваться с учетом увеличенного до 10 лет гарантийного срока эксплуатации и до 15 лет срока службы.
Применительно к особенностям ракеты Р-29Р наземное оборудование должно было обеспечивать: проворот ракеты при регламентных проверках; подачу особо чистого воздуха в приборный отсек при проведении регламентных проверок; осушку и замену воздуха в отсеке боевой ступени при подготовке на технической позиции и при замене боевых блоков в шахте подводной лодки; сборку (разборку) боевой ступени и стыковку (расстыковку) ее с ракетой по более сложной технологии, обусловленной конструктивными особенностями ступени в сравнении с предшествующим передним отсеком ракеты Р-29.
Перечисленные требования привели к созданию в составе наземного оборудования как принципиально новых агрегатов, так и агрегатов, имеющих аналоги в предшествующих разработках. Так, например, секция железно дорожных средств транспортировки могла формировать
состав, состоящий из одного вагона сопровождения и от двух до шестнадцати изотермических вагонов, унифицированных для ракет Р-29Р и Р-29.
Транспортный изотермический агрегат для транспортировки ракет Р-29Р с боевой ступенью или без нее унифицирован и для ракеты Р-29. Он является доработанным вариантом ранее созданного для ракеты Р-29 агрегата, отличаясь от него увеличенной длиной грузового термоконтейнера и конструктивным исполнением опоры под переднюю часть ракеты, переналаживаемой в процессе эксплуатации для укладки той или иной ракеты.
Транспортно-складская тележка, предназначенная для транспортировки (в режимах прицепа и полуприцепа) ракет Р-29Р всех комплектаций, унифицирована для ракеты Р-29. В режиме прицепа транспортировка осуществляется электротягачом в сооружениях ракетной базы и между ними, в режиме полуприцепа – седельным тягачом (автомобиль Минского автозавода) в пределах транспортных коммуникаций между базой и пунктом погрузки на расстоянии до 50 км. Тележка используется и как средство хранения ракет, и как технологическое средство, на котором содержится ракета, при проведении регламентных проверок, испытаний и подготовки к выдаче на подводную лодку. При этом тележка обеспечивает горизонтирование ракеты с заданной точностью и ее проворот на 90°. Совместно с другими технологическими средствами тележка используется для стыковочных работ и специальных операций, связанных, в частности, с обеспечением и контролем заданного положения плоскостей переднего отсека ракеты относительно местного меридиана и положения продольной оси ракеты относительно плоскости горизонта.
В условиях конкретных баз Военно-морского флота транспортно-складская тележка стала одним из средств доставки подготовленной ракеты на погрузочный причал, что привело к снижению интенсивности эксплуатации дорогостоящего унифицированного транспортно-изотермического агрегата, к сбережению его технического ресурса, к сокращению крановых перегрузок ракет при передаче их с одного транспортного средства на другое.
Контейнер, как вспомогательное транспортное средство, предназначен для перевозки ракет Р-29Р и Р-29 без ограничения дальности и скорости на плавсредствах Военно-морского флота, размещается в трюме или на палубе судна при соответствующем раскреплении и обеспечивает защиту ракеты от атмосферных осадков и морской воды, а также поддержание положительной температуры воздуха внутри контейнера в заданных пределах.
В итоге наземное оборудование 3Ф40 состояло из 26 агрегатов специальной разработки (вновь спроектированных, доработанных, заимствованных) и 17 серийно выпускаемых агрегатов общевойскового обеспечения. Для разработки наземного оборудования, так же как и для создания ракетного комплекса Д-9Р и ракеты Р-29Р, потребовалось четыре с половиной года (или три года десять месяцев если считать до завершающего пуска при совместных летных испытаниях). Постановление правительства, на основании которого начались работы, вышло в феврале 1973 года. Эскизный проект ракетного комплекса Д-9Р и наземного оборудования 3Ф40 разработан и защищен в 1974 году. Примерочные испытания агрегаты наземного оборудования прошли в марте – июне 1975 года. На Северном морском полигоне был спроектирован и построен наземный стартовый комплекс – первое такое сооружение для морской ракеты, созданное КБ транспортного машиностроения в роли головной организации.
На заключительном этапе летных испытаний погрузка ракет в шахты подводной лодки проводилась впервые созданным многофункциональными средствами погрузки (индекс КСП-1), разработку которых также возглавило КБ транспортного машиностроения. Это был первый опыт системного решения проектно-конструкторских задач обеспечения безопасной погрузки (выгрузки) эксплуатируемых ракет (Р-21, Р-27, Р-27У, Р-29, Р-29Р и Р-31) на соответствующие подводные лодки с расширением граничных условий их проведения (скорость ветра до 20 м/с и волнение моря до трех баллов). Для чего в составе средств погрузки был создан универсальный погрузчик-кантователь ДПК-63 грузоподъемностью 63 т, размещенный на дооборудованном стационарном причале, и направляющие устройства для ракет Р-27, Р-27У, а также для ракет Р-29 и Р-29Р.
Средства наземного оборудования ЗФ40 и средства погрузки КСП-1 одновременно с ракетным комплексом Д-9Р были приняты на вооружение в августе 1977 года.
В дальнейшем были сданы на вооружение модернизированные варианты ракеты Р-29Р, наземная эксплуатация которых велась средствами наземного оборудования 3Ф40. При этом незначительным доработкам подверглись только сборочно-стыковочные средства, обеспечивающие работы с различными боевыми блоками (отсеками) разделяющихся головных частей.
В 1974 году в связи с загрузкой Златоустовского машзавода работами по ракете Р-39 для комплекса Д-19 МОМ было принято решение о передачи изготовления переднего отсека Р-29Р на Омский авиационный завод (ПО «Полет»). К концу 1974 года был изготовлен конструкторский макет ракеты Р-29Р, тогда же в Миасс прилетают министр обороны А.А.Гречко и министр общего машиностроения С.А.Афанасьев, другие официальные лица.
Отработка двигателя первой ступени проводилась на стенде №1 Химзавода с использованием технологических систем, созданных для испытаний двигателя ракеты Р-29. Новым было требование создания пусковой системы, обеспечивающей запуск двигателя в условиях, приближенных к объектовым, по теории гидродинамического подобия. В огневом отсеке стенда были смонтированы пусковые баки и магистрали компонентов. Отработка двигателя велась по уже отработанной схеме – рулевой блок, центральный блок, полноразмерный двигатель. Первое испытание было проведено в сентябре 1973 года. Как и при отработке двигателя-прототипа наиболее сложной оказалась отработка центрального блока. Большие трудности были при отработке турбонасосного агрегата и, особенно, камеры сгорания. Испытатели столкнулись с процессом возникновения высокой частоты, что приводило к разрушению двигателя и систем стенда. Усилиями разработчика двигателя – КБ химического машиностроения, научных работников НИИ тепловых процессов и НИИ химического машиностроения, работников Красмаша и Химзавода проблема была решена.
Отработка двигателя второй ступени проводилась на стенде №2 с использованием технологических систем, созданных для испытаний двигателя второй ступени ракеты Р-29. Первое испытание двигателя проведено в декабре 1973 года. На стенде была внедрена автоматизированная система управления технологическими процессами, разработанная и изготовленная работниками Химзавода.
Межведомственные испытания обоих двигателей были проведены в 1975 году. Заправка и ампулизация ракеты Р-29Р проводилась по технологии работ с ракетой Р-29.
Новым были заправка и ампулизация третьей ступени ракеты – ступени разведения или боевой ступени. Для проведения работ с боевой ступенью на Химзаводе в 1978 году был построен и сдан в эксплуатацию специализированный корпус.
Для стыковки боевой ступени к основному носителю был спроектирован и изготовлен стыковщик (взамен штатного – очень сложного и трудоемкого в изготовлении), с помощью которого проводятся стыковочные работы до настоящего времени.
Совместные (промышленности и Министерства обороны) летные испытания ракетного комплекса Д-9Р пусками ракет Р-29Р были проведены в два этапа:
– с наземного стенда – 17 пусков на промежуточную дальность, один пуск на дальность меньше минимальной (восемь ракет с РГЧ);
– с подводной лодки пр. 667БДР два пуска – на минимальную, пять пусков – на промежуточную и три пуска – на максимальную дальность стрельбы (шесть – с РГЧ; четыре ракеты пущены одиночно, две – в двухракетном залпе, четыре – в четырехракетном).

Летные испытания комплекса Д-9Р с наземного стенда и подводной лодки проекта 667БДР проводились на Северном полигоне по сложившейся для комплекса Д-9 схеме. Техническая позиция базировалась в новом монтажно-испытательном корпусе. Был построен наземный стенд с размещением ракетной шахты и оборудования в бетонной башне, а испытательно-пускового оборудования – в подземном бункере. Две технологические линии технической позиции обеспечивали перемещение ракет для погрузки и в наземный стенд (грунтовыми средствами), и на лодку проекта 667БДР по железной дороге на причал Северного машиностроительного предприятия.
Впервые на этапе совместных летных испытаний ракеты Р-29Р, а не после принятия ракеты на вооружение, была отработана и прошла межведомственные испытания малая телеметрия, включая комплект бортовой и контрольно-испытательной аппаратуры.
Отработка ракеты Р-29Р с разделяющейся головной частью поставила новые задачи по переоснащению заводов-изготовителей ракеты, технических позиций и измерительных пунктов полигона. Дело в том, что Министерс твом общего машиностроения было принято решение об использовании для отработки баллистических ракет отрасли радиотелеметрической системы БРС-4, включающей бортовую аппаратуру, наземную аппаратуру регистрации, отображения и обработки информации. Разработчик – НПО измерительной техники, руководители О.Н. Шишкин, О.А. Сулимов. Бортовая аппаратура была выполнена на базе микроэлектроники и обладала меньшими габаритами по сравнению с другими радиотелеметрическими системами. Система БРС-4 позволяла регистрировать медленноменяющиеся и быстроменяющиеся параметры.
Ее надежность при эксплуатации значительно превышала надежность других телеметрических систем. В состав аппаратуры было введено кольцевое запоминающее устройство, обеспечивающее запоминание и воспроизведение с задержкой как аналоговой, так и цифровой информации, для исключения потерь информации на подводном и начальном участках траектории, а также на участках нарушения радиосвязи из-за факела двигательной установки. В дальнейшем модификации бортовой аппаратуры измерительной системы БРС-4 были использованы при отработке ракет Р-39 и Р-29РМ.
В 1985 году был проведен первый успешный опыт приема телеметрической информации с борта стреляющей лодки при надводном пуске ракеты Р-29Р. Затем были произведены два пуска ракет Р-29Р из высоких широт. На подводной лодке размещалась малогабаритная станция с антенным усилителем, разработанная и изготовленная в КБ машиностроения на основе штатных блоков лодочной станции.
Для приема информации была задействована штатная антенна радиосвязи подводной лодки. Аналогичная схема приема информации была использована при дальнейших пусках из высоких широт. Вначале телеметрическая информация принималась на стреляющей подводной лодке, затем кораблями сопровождения и береговыми измерительными пунктами.

Первые испытания ракет Р-29Р с наземного стенда НСК-40 (разработчик КБТМ, гл. конструктор В.Н.Соловьев) на Государственном центральном морском ракетном полигоне под Неноксой состоялись в 1975 году, 25 октября 1975 года был произведен первый пуск ракеты Р-29Р с наземного стенда, начались совместные летные испытания (СЛИ).

Стрельбы с подводной лодки пр.667БДР (тактический номер К-441, командир Б.П.Жуков) проводились в 1976 году. Пущено 10 ракет первой модификации. Сложность вопросов создания разделяющихся боеголовок особенно проявилась при разработке супермалогабаритной боеголовки ракеты Р-29Р, которая предназначалась для варианта боевой нагрузки семиблочной головной части (вторая, третья и четвертая модификации ракеты Р-29Р).
Первый этап работ показал, что без тесного взаимодействия ядерщиков и ракетчиков, серьезного подключения отечественного научного и промышленного потенциала, создать необходимые боеприпасы невозможно. По этой причине было принято решение об использовании для научных и конструкторских исследований — специальной нештатной ракеты — К65МР, обеспечивающей запуск экспериментальных блоков. Первые результаты были неудачными, блоки лежали на боку с прогарами, либо их не находили. Но в итоге был создан углерод-углеродный материал для наконечников и конструкции наконечников из него, а так же найдены средства стабилизации вращения блоков, мероприятия по повышению точности изготовления и балансировки корпусов и боеголовок. За время модернизации и эксплуатации ракет Р-29Р зона разведения боевых блоков была увеличена более чем в два раза.
Первый комплекс третьего поколения Д-9Р был создан в предельно сжатые сроки — менее чем за четыре года. Совместные (государственные) летные испытания с подводной лодки завершены 30 декабря 1976 г. Наличие у морских ракет разделяющейся головной части продемонстрировано пуском 25 октября 1975 г., то есть через 2 года и 8 месяцев после официального начала разработки.
В 1973 году Красноярский завод приступил к отработке и освоению новой морской ракеты – Р-29Р. В декабре 1976 г. кооперацией Златоустовского и Красноярского машиностроительных, Омского авиационного заводов были изготовлены первые пять серийных ракет Р-29Р. В 1977 году было развернуто крупномасштабное серий ное производство на Красмаше (головной), а также Златоустовском машиностроительном, Омском авиационном и Усть-Катавском вагоностроительном заводах.
На вооружение ракетный комплекс Д-9Р принят Постановлением Правительства от 25 августа 1977 года. Это позволило ВМФ начать развертывание ракет с межконтинентальной дальностью стрельбы и разделяющимися головными частями на отечественных подводных лодках раньше, чем “Трайдент-1” в США на два-три года. За разработку комплекса присуждены Ленинская и две Государственные премии СССР.

В 1976-1981 годах было построено 14 РПКСН пр.667БДР с 16 ПУ на каждом. РПКСН проекта 667БДР, созданный в ЛПМБ «Рубин» (гл. конструктор С.Н.Ковалев) на базе ПЛ пр. 667БД с увеличенной длиной корпуса- первый отечественный подводный ракетоносец, оснащенный межконтинентальными БР Р-29Р с разделяющимися головными частями и более совершенными системами. Лодка двухкорпусная с ракетными шахтами, размещенными в прочном корпусе. Движители корабля — два пятилопастных винта фиксированного шага. На ПЛ улучшена акустическая защита, применены ГАК “Рубикон” и навигационные комплексы типов “Тобол-М1” и “Тобол-М2”. Торпедные аппараты ПЛ распложены в носовой части, они оснащены устройством быстрого заряжания. Прием радиосообщений, данных целеуказания и сигналов спутниковой навигации на большой глубине обеспечивается всплывающей антенной буйкового типа. На корабле имеется спортивный зал и солярий для личного состава.
К середине 1991 года были развернуты 224 пусковые установки ракетного комплекса Д-9Р, а к концу 1994 года осталось 208 пусковых установок.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНИСТИКИ РПКСН ПРОЕКТА 667БДР

Комплекс Д-9Р продемонстрировал высокие летно-технические характеристики: межконтинентальную дальность стрельбы, постоянную боевую готовность к залповой стрельбе полным боекомплектом, высокую скорострельность, круговой сектор обстрела целей. Всепогодный старт из подводного положения осуществлялся с традиционных глубин и скоростей хода подводной лодки, возможен старт при стоянке подводной лодки в местах базирования. Массо-габаритные характеристики ракеты и пусковой установки позволяли разместить на подводной лодке пр. 667БДР боекомплект из 16 ракет.
Боевая эффективность комплекса Д-9Р в три раза превышает комплекс Д-9 за счет разделяющейся головной части с разведением трех боевых блоков среднего класса мощности по индивидуальным точкам прицеливания (целям). Существенное влияет и двукратное повышение точности стрельбы, обеспеченное при значительных погрешностях определения места и курса подводной лодки – до 10 км и до 1 градуса, а также увеличенный на одну треть боекомплект ракет на подводной лодке.

Появление на подводных лодках стратегического ядерного оружия практически неограниченного радиуса действия и огромной разрушительной силы (комплексы Д-9 и Д-9Р) поставило перед флотом и разработчиками задачу гарантированного исключения возможности случайного или несанкционированного пуска ракет с подводных лодок. Решение этой задачи было поручено коллективу НИИ ЭТУ. В результате ряда опытно-конструкторских работ за короткий срок был разработан автоматизированный комплекс Р-064, обеспечивающий централизованное надежное доведение сигналов на разблокировку ракетного оружия, в том числе ядерного, до подводных лодок и надводных кораблей, с гарантированным соблюдением требований по предотвращению случайного или несанкционированного его использования. Это в полной мере решило задачу технической защиты от несанкционированного или случайного использования ядерного оружия в соответствии с Соглашением о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США, подписанным 30 сентября 1971 года в Вашингтоне.
Комплекс Р-064 создавался в тесном и плодотворном взаимодействии с проектантами подводных лодок. Это позволило в сжатые сроки оснастить аппаратурой комплекса все подводные лодки различных проектов. Основные разработчики Р-064 – главные конструкторы Ю.М. Петров и В.И. Мирошников стали лауреатами Государственной премии СССР за работу в области специальных систем управления подводной лодки проекта 667БДР.
Комплекс Р-064 не имел аналогов ни в отечественной, ни в мировой практике. По сути, он был предшественником автоматизированной системы боевого управления в Военно-морском флоте, так как позволял на трассах большой протяженности (более 10 000 км) по радиоканалам очень низкого качества (вероятность ошибки в канале 5х10-2) надежно передавать ограниченное число формализованных сообщений на применение стратегического ядерного оружия с одновременным обеспечением его гарантированной защиты от несанкционированного пуска. Таким образом, в 1970-е годы Военно-морской флот имел существенный научно-технический потенциал, крупную материально-техническую базу системы связи и эффективную систему боевого управления первого этапа.

В процессе эксплуатации ракетного комплекса были созданы модифицированные варианты ракеты. Эти ракеты отличаются типами головных частей, боевыми блоками, улучшенной точностью стрельбы, расширенными условиями боевого применения.
В августе 1975 года Постановлением правительства определена модернизация комплекса Д-9Р (Д-9РЛ); задана вторым постановлением в июне 1976 года.
В 1977-1978 гг. были проведены СЛИ ракеты Р-29РЛ (модификация 2) с РГЧ ИН с тремя и семью высокоскоростными боевыми блоками (ведущий конструктор Ю.Д.Крайнов) и моноблочной комплектации, работа была задана постановлением СМ от 24 марта 1976 года. В июле 1979 года Постановлением правительства комплекс Д-9РЛ принят на вооружение.
В декабре 1980 года принято постановление правительства о модернизации комплекса Д-9РЛ (Д-9РК). С 1980 года проводились работы по оснащению ракеты Р-29РК (модификация 3) боевыми блоками с улучшенными характеристиками, после испытаний в 1981 году она в 1982 году принимается в эксплуатацию. В сентябре 1982 года Постановлением правительства комплекс Д-9РК принят на вооружение.
В апреле 1984 года принято постановление правительства о модернизации комплексов Д-9РК (Д-9РКУ) и Д-19 (Д-19У).
В феврале 1985 года Постановлением правительства предъявлены дополнительные требования к модернизируемому комплексу Д-9РКУ.
В октябре 1986 года Постановлениями правительства определена замена боевых блоков среднего класса мощности на всех предшествующих вариантах ракет комплексов типа Д-9Р (Д-9РКУ-01).
В октябре 1987 года Постановлениями правительства комплексы Д-9РКУ и Д-9РМ (с четырехблочной РГЧ) приняты на вооружение.
В марте 1990 года Постановлением правительства комплекс Д-9РКУ-01 принят на вооружение.
В обеспечение продления сроков эксплуатации ракеты Р-29РКУ-01 Государственным ракетным центром было предложено переоснастить их только что разработанными в ОКР «Станция» боевыми блоками среднего класса повышенной эффективности и безопасности. Это предложение было поддержано Минобороны.
В эскизном проекте, разработанном в рамках ОКР «Станция-2» (генеральный конструктор В. Г. Дегтярь, главный конструктор Ю. А. Каверин), была показана возможность такого переоснащения с минимальным объемом доработок ракеты и систем комплекса (после переоснащения – ракета Р-29РКУ-02). Для сокращения затрат на ОКР и на последующее переоснащение было принято решение об использовании для крепления и отделения боевых блоков имеющейся рамы путем ее доработки, – установив замки крепления, применявшиеся на ракете Р-29РМУ1.
Минимальный объем доработок, максимальное использование при переоснащении находящихся в эксплуатации систем и узлов и продление сроков службы ракеты позволили подтвердить работоспособность ракеты Р-29РКУ-02 с новым блоком при совместных летных испытаний в 2005 г. по боевому полю на Камчатке.
За разработку боевого блока повышенной эффективности и безопасности присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2003 г. коллективу специалистов РФЯЦ – ВНИИ технической физики им. академика Е. И. Забабахина (Р. И. Вознюк, Г. Д. Зеленкин, В. М. Овчинников), ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева» (В. Г. Дегтярь, Ю. С. Муромский), НИИ измерительных систем (В. Е. Костюков), ВНИИ автоматики (А. И. Мокрицин), 12 ЦНИИ Минобороны (С. Ф. Перцев).
На базе боевой ракеты создана космическая ракета-носитель “Волна” морского базирования.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБМашиностроения
Гл. конструктор В.П.Макеев
Ведущий конструктор А.Л.Зайцев
Изготовитель Красноярский МЗ
Классификация по СНВ класс “В”
Наименование БРПЛ по СНВ: РСМ-50
Код НАТО SS-N-18 mod 1, 2, 3 (SS-N-8 mod 3 Stingrey)
Тип комплекса ракетный комплекс с баллистической ракетой с подводным стартом для стрельбы по неподвижным береговым целям, третьего поколения
Корабли-носители ПЛ пр.667БДР
Состояние на вооружении
— модификация 1 (Д-9Р) с августа 1977 года
— модификация 2 (Д-9РЛ) с 1979 года
— модификация 3 (Д-9РК) с 1982 года
— модификация 4 (Д-9РКУ) с 1987 г.
— модификация 5 (Д-9РКУ-01) с 1990
— модификация 6 (Д-9РКУ-02) 2005
Ракета Р-29Р(3М40), Р-29РЛ, Р-29РК, Р-29РКУ, Д-9РКУ-01, Д-9РКУ-02
Дальность стрельбы, км
межконтинетальная*
Точн. стрельбы (КВО), м **
Головная часть (комплектация 1):
— тип РГЧ ИН
-число боевых блоков 3
-мощность заряда малая***
-разработчик боеприпаса ВНИИТФ
гл. конструктор О.Н.Тиханэ
-вес блока , кг 550 кг
— разработчик заряда ВНИИТФ
гл. конструктор Б.В.Литвинов
-вес, кг 1650
Головная часть (комплектация 2):
— тип моноблочная
-разработчик боеприпаса ВНИИТФ
гл. конструктор О.Н.Тиханэ
— разработчик заряда ВНИИЭФ
гл. конструктор Е.А.Негин
-вес, кг 1650
Головная часть (комплектация 3):
— тип РГЧ ИН
-число блоков 7
-разработчик боеприпаса ВНИИТФ
гл. конструктор О.Н.Тиханэ
— разработчик заряда ВНИИТФ
гл. конструктор Б.В.Литвинов
-вес, кг 1650
Система управления астроинерциальная
-разработчик НИИ автоматики
-гл. конструктор Н.А.Семихатов
Органы управления и стабилизации:
-1 ступень две рулевые камеры сгорания в карданных подвесах
-2 ступень поворотная камера сгорания основного двигателя
Приборы прицеливания:
-разработчик ЦКБ “Арсенал”
-гл. конструктор С.П.Парняков
-руководитель работ А.В.Спивак
-ведущий конструктор И.М.Пасько
-3Ч47 оптико-механический для контроля положения приборов НК с РК
-прибор 3Ч48 оптико-механический для контроля положения ГСП на ракете
ведущий конструктор В.А.Раздовский
-3Ч40 оптико-электронная углоизмерительная система для измерения угла поворота ракеты в ШПУ
руководитель разработки Г.Т.Пчелинцев
ведущий конструктор В.О.Бушинский
КЦВС:
-тип “Атол”
-разработчик НИИ “Агат”
-гл. конструктор Хетагуров
Тип старта подводный и надводный за счет собственного двигателя из затопленной шахты
Глубина старта, м 40-50
Число ступеней 2 и ступень разведения боевых блоков1
Размеры, м
-длина полная 14,03-14,1
-макс. диаметр корпуса 1,8
Стартовый вес, т 35,3
Горючее НДМГ
Окислитель АТ
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м:
-длина полная 9,3
-макс. диаметр корпуса 1,8
Вес заправленной ступени, т 25,7
Тип двигателя трехкамерный ЖРД
Время работы, сек 150
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м
-длина полная 3,4
-макс. диаметр корпуса 1,8
Тип двигателя однокамерный ЖРД
Время работы, сек 80
Вид предстартовой подготовки автоматизированная

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип шахтная 3С40
Разработчик КБМ
Изготовитель з-д “Большевик”
Состояние серия с 1974 по 1979 год
Размеры ПУ, м:
-длина 15,0-15,2
-диаметр 2,1
Число ракет на ПУ 1
Число ракет на ПЛ 16
Тип амортизации резинометаллическая
Температура в шахте, град. С 5-28
Относительная влажность, % 80
Условия старта:
-скорость ПЛ, узл до 5
-скорость ветра, м/с до 20
-волнение моря, бал. всепогодный пуск
-широта места старта, град всеширотное использование

НАЗЕМНЫЙ СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС:
Разработчик КБТМ
Комплекс наземного оборудования:
Разработчик КБТМ
Гл. конструктор В.Н.Соловьев
Транспортный контейнер герметичный 3Ф40К
Транспортно-складская тележка 3Ф40ТСТ
Транспортно-изометрический
агрегат 3Ф40ТИУ
Агрегаты замены воздуха в отсеке ракеты:
-передвижной 3Ф40-ОВ
-стационарный 3Ф40-ОВС
Кран (для наземного стенда) стреловой КС-8362Д
-разработчик Одесский крановый з-д

Примечание:
* 6500 км при РГЧ ИН и 8000 км при моноблоке по данным Jane`s Fighting Ships 1991-1992, 6300 км и 7740 км монодлок по Jane`s Defence Weekly от 11 февраля 1984 г., по другим зарубежным данным — 9000 км
** 1100 по COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute, 900 м по Jane`s Fighting Ships 1991-1992, по другим зарубежным данным — 1370 и 580 м, по «Ракеты над морем» ТиВ№11-12. 1997 — 900-1400 м
*** 200 Кт при трех ББ, 100 Кт при семи ББ и 450 Кт — моноблок по Jane`s Fighting Ships 1991-1992

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 26.02.2017

Источники:
А.В.Карпенко, Н.И.Шумков «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Баллистические ракеты морских стратегических ядерных сил СССР и России 1947–2012. Каталог М: ГРЦ 2012.
«Морские стратегические ракетные комплексы», М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»/ Составители Р.Н. Канин, Н.Н. Тихонов; Под общей редакцией академика РАРАН В.Г. Дегтяря. – М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева»; «Военный Парад», 2007. – 408 с.: илл.
“Государственный ракетный центр “Конструкторское бюро им. акад. В.П.Макеева” — ГРЦ-КБМ, 1997
“Российская наука — Военно-морскому флоту” под редакцией академика А.А.Саркисова — “Наука”, М: 1997
Missile Forecast — Forecast International/ DMS, 1996
COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute
В.А.Пяткин “Генеральный конструктор”, Миасс: ГРЦ КБМ, 1998
Кожухов Н.С., Соловьев В.Н. “Комплексы наземного оборудования ракетной техники 1948-1998 гг.”, под редакцией Бирюкова Г.П., М: КБТМ, 1998

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-9РКУ-01 (02) С РАКЕТОЙ Р-29РКУ-01 (02)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-9РКУ С МБР Р-29РКУ
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-9РК С МБР Р-29РК
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-9РЛ С МБР Р-29РЛ
ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-9М
РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667БДР
КОНЦЕРН «МОРИНФОРМСИСТЕМА-АГАТ»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap